Научная статья на тему 'Проблемы эффективности реализации государственных программ в транспортной инфраструктуре'

Проблемы эффективности реализации государственных программ в транспортной инфраструктуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ / КОНКУРСНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / STATE PROGRAM / REGIONAL ECONOMY / EFFICIENCY OF THE STATE PROGRAM IMPLEMENTATION / COMPETITIVE PROCEDURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Лариса Владимировна

Выявлены проблемы современного регионального развития России. Выполнен анализ текущего состояния региональной автодорожной сети. Предложены способы решения проблем эффективности реализации государственных программ, направленных на развитие региональных автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The problems of modern regional development of Russia are revealed. The analysis of the current state of the regional road network is performed. The ways of solving the problems of the effectiveness of the implementation of state programs aimed at the development of regional highways are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности реализации государственных программ в транспортной инфраструктуре»

УДК 338.47

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЕ

Л.В. Давыдова

Выявлены проблемы современного регионального развития России. Выполнен анализ текущего состояния региональной автодорожной сети. Предложены способы решения проблем эффективности реализации государственных программ, направленных на развитие региональных автомобильных дорог.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, государственная программа, региональная экономика, эффективность реализации государственной программы, конкурсные процедуры.

Одним из приоритетных направлений развития России на данный момент является сбалансированное региональное развитие, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, и развитие геополитически приоритетных территорий [4].

С одной стороны, развитие страны в вышеуказанном направлении является задачей федеральных властей, которым необходимо выравнивать социально-экономическое положение регионов. С другой стороны, политика региональных властей каждого субъекта РФ представляет собой определяющий фактор их развития. Множество стоящих перед регионами России задач (в частности развитие промышленности, торговли, социальной сферы и т.д.) связаны необходимостью обеспечения развитой региональной инфраструктуры, без которой невозможен полноценный рост экономики и развитие социальной сферы.

Необходимым условием сбалансированного социально-экономического развития регионов страны является грамотная государственная политика в сфере транспорта, призванная обеспечить развитую транспортную инфраструктуру, способную отвечать целям и запросам регионального развития. Транспортная инфраструктура - весьма широкое понятие, включающее в себя совокупность путей сообщения, портов, транспортных терминалов и организационных структур, обеспечивающих их функционирование и сопутствующих услуг [5]. Среди всех ее составляющих наиболее проблемной в организационном и финансовом планах является автодорожная сеть.

Автомобильный пассажирский и грузовой транспорт в инфраструктуре региона играет очень важную роль, и, как следствие автомобильные дороги, а именно их состояние и пропускная способность. О значении автомобильного транспорта в экономике страны свидетельствует статистика.

Так, в 2015 году посредством автомобильного транспорта было перевезено 55 % от общего объема всех видов грузов [8].

Статистические данные, предоставляемые Министерством транспорта РФ, свидетельствуют о низких качественных показателях значительной части автомобильных дорог. Доля автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 57 % для дорог федерального значения и 62 % для дорог регионального значения [8].

В рамках использования программно-целевого подхода, как основного при формировании и развитии транспортной инфраструктуры, одним из ключевых аспектов является повышение эффективности реализации государственных программ регионального уровня. На данный момент развитие основной опорной сети автомобильных дорог России определено Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы (2013-2020 гг.)» [2]. При этом программа предусматривает, в основном, строительство, реконструкцию и ремонт федеральных автодорог, имеющих решающее значение в обеспечении сбалансированной межрегиональной транспортной инфраструктуры. Однако, согласно, транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [9], наибольший объем работ предусмотрен на автодорожной сети субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, задачи реализации государственных программ регионов в автодорожной сфере представляют собой продолжение задач федеральных властей в рамках реализации основных федеральных программ и транспортной стратегии России.

В условиях дефицита подавляющего большинства региональных бюджетов [1], вопрос повышения эффективности выполнения региональных программ является актуальным и первостепенно важным. Выделим два ключевых подхода к достижению эффективности реализации программ.

Во-первых, региональная программа может быть эффективной только при условии корректного и рационального выбора объектов автодорожной инфраструктуры, подлежащих включению в государственную программу.

Во-вторых, поскольку государственные программы в транспортной сфере реализуются непосредственно в виде инвестиционных проектов, исполнителями которых являются организации, конкурирующие на рынке дорожного строительства, качество и стоимость работ напрямую зависит от объективного выбора организаций-подрядчиков, с которыми заключаются контракты в рамках реализации государственных программ.

Очевидно, оба подхода должны в полной мере реализовываться органами власти субъектов РФ, и каждый из них является актуальным вопросом региональной экономики и требует научного обоснования. Первый подход, в научном плане, тяготеет более к вопросам транспорта и логистики, в то время как второй - к вопросам управления региональными инвестициями и видится более актуальным, учитывая неудовлетворительное состояние дорожного полотна и низкое качество выполнения дорожных работ в регионах.

Первый подход может быть реализован путем:

1) регулярного мониторинга состояния объектов автодорожной инфраструктуры;

2) изучения и систематизации общественного мнения.

Второй подход может быть реализован путем:

1) разработки комплекса мер по повышению конкуренции в секторе рынка работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог [6,7];

2) повышения качества выполнения работ;

3) совершенствования механизмов общественного контроля в сфере дорожных работ.

Отразим вышеизложенное схематически (рисунок).

Отметим, что перечисленные пути реализации имеют укрупненный характер и требуют от исследователей в области региональной экономики разработок конкретных методических рекомендаций к их исполнению. В виду актуальности и острой необходимости повышения эффективности государственных программ во исполнение поручений Президента РФ в 2015 году была разработана «дорожная карта» по повышению эффективности расходов на развитие автодорог общего пользования [3]. В качестве основных мер Правительство видит улучшение и доработку конкурсных процедур, что вполне справедливо: именно через конкурсную систему происходит отбор исполнителей автодорожных проектов.

Следует отметить, что практика проведения конкурсов в России не лишена изъянов. Так, при проведении государственных заказов в сфере развития автодорожной сети России, более двух третей всех автодорожных проектов реализуется исполнителями, выбранными посредством проведения аукционов. Подобная практика идет вразрез с одним из основных принципов Бюджетного Кодекса РФ - принципом эффективности осуществления государственных заказов, поскольку такой способ определения исполнителя проекта как аукцион учитывает только предлагаемую претендентом цену и не затрагивает другие факторы.

50

Подходы к достижению эффективности государственных программ в сфере транспортной инфраструктуры и пути их реализации

Таким образом, один из наиболее перспективных способов повышения эффективности региональных государственных программ лежит в поле исследований, связанных с системой конкурсных процедур в сфере государственных заказов.

Список литературы

1. Бюджетный дефицит регионов в 2016 году: сводная таблица [Электронный ресурс] / портал БЮДЖЕТ^и. Режим доступа: http://bujet.ru/article/291627.php (дата обращения: 28.08.2017).

2. Государственная программа «Развитие транспортной системы» [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162170/?frame=1 (дата обращения: 11.09.2017).

3. План мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности расходов на развитие автомобильных дорог общего пользования [Электронный ресурс]: утв. заместителем председателя правительства А. Дворковичем. 25 сентября 2015 г. №6319п-П36. Режим доступа: http: //www.nostroy.ru/news_files/2015/25/ДорКарта Дороги_6319 -п-п3 6. pdf (дата обращения: 27.09.2017).

4. Портал госпрограмм Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://programs.gov.ru/portal (дата обращения: 11.09.2017).

5. Раджабов, Р.К. Проблемы формирования и развития транспортной инфраструктуры: дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.04 / Раджаб Кучакович Раджабов. Душанбе, 2000. 279 с.

6. Романова Л.Е. Проблемы анализа рыночных структур// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1-2. С. 15-26.

7. Романова Л.Е., Ларикова И.И. Обоснование применения дис-контно-опционного метода для оценки эффективности стратегических инициатив// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-1. С. 155-163.

8. Статистический сборник «Автомобильные дороги Российской Федерации». Основная информационно-статистическая информация. -24.11.2014г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/ documents/153/? SECTION_ID=153&PAGEN_1 =4#document_24258 (дата обращения: 11.09.2017).

9. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164761/?frame=2 (дата обращения: 11.09.2017).

Давыдова Лариса Владимировна, проф., 1946@orel.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

PROBLEMS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN TRANSPORT INFRASTRUCTURE

L.V. Davidova

The problems of modern regional development of Russia are revealed. The analysis of the current state of the regional road network is performed. The ways of solving the problems of the effectiveness of the implementation of state programs aimed at the development of regional highways are suggested.

Key words: transport infrastructure, state program, regional economy, efficiency of the state program implementation, competitive procedures.

Davidova Larisa Vladimirovna, Professor of the department of «Finance and Credit», 1946@orel.ru Russia, Orel, Orel State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.