Научная статья на тему 'Проблемы эффективного землепользования региона'

Проблемы эффективного землепользования региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1684
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева С. М., Гуляева Т. И.

Проведен региональный мониторинг земли сельскохозяйственного назначения, выявлены проблемы использования земли данной категории, проведен анализ понятий «эффективное» и «рациональное» землепользование, даны критерии эффективного землепользования, рассмотрен один из резервов повышения эффективности использования земельных ресурсов использование технологий разной степени интенсивности в сельскохозяйственных организациях Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного землепользования региона»

Данные рисунка 3 показывают, что за анализируемый период времени максимальные уровни рентабельности по зерновым и сахарной свекле были достигнуты в 1992-1994 гг. К настоящему моменту наблюдаются позитивные сдвиги по овощам и картофелю. Недостаточно выс кая рентабельн сть в зерн в м и свекл сахарн м производстве обусловлена в основном ценовым фактором. Производство картофеля и овощей за по следнее десятилетие - рентабельно.

Т аблица 7 - Динамика уровней товарности и рентабельно сти (убыточно сти) пр о изв одства сельскохозяйственных культур в Орловской области, %

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Зерновые

Уровень товарности 31,1 57,2 53,6 71,5 56,1

Уровень рентабельн сти 116,3 28,6 85,0 14,7 26,8

Сахарная свекла

Уровень товарности 92,0 0,8 48,6 88,9 94,0

Уровень рентабельн сти -13,9 31,2 13,9 36,2 12,5

Картофель

Уровень товарности 18,8 23,6 36,9 61,6 56,3

Уровень рентабельн сти -19,2 48,0 46,4 46,0 95,7

Овощи

Уровень товарности 57,3 68,5 70,0 87,1 93,1

Уровень рентабельности 58,8 112,8 29,0 151,7 166,3

В современных условиях, несмотря на высокую трудоемкость производства, наиболее эффективными видами товарной сельскохозяйственной продукции являются о во щи и карто фель.

Неразвитая инфраструктура агропродоволь-ственного рынка и сло жность доступа к ней сельск х зяйственных т вар пр изв дителей,

в зрастающая м н п лизация ег крупными т рг выми сетями, р ст имп рта

сельск х зяйственн й пр дукции и пр д в льствия, ужесточение условий внешнеэкономической деятельно сти в связи с вступлением Ро ссии в ВТО, трицательн влияет на развитие растениев дческ й отрасли.

Осн в п лагающей стратегическ й целью аграрной политики определено производство и насыщение внутреннег рынка течественн й сельск х зяйственн й пр дукцией и пр д в льствием в о бъеме, структуре и качестве, нео бходимых для п лн ценн г питания всех граждан страны, о беспечивающих им здоровый и активный о браз жизни. Учитывая огромный природный потенциал, в перспективе Р ссия м жет занять вес м е мест на мир в м рынке зерна и ряда других вид в сельск х зяйственн й пр дукции и пр д в льствия.

Литература

1. Ушачев, И.Г. Эко но мический ро ст и конкурентоспособность сельского хозяйства России/ И.Г.Ушачев // Эко номика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 3. -С. 1-9.

2. Загайтов, И.Б. Прогноз колебаний природных усл вий сельск х зяйственн г пр изв дства и всемирная статистика ур жаев/ И.Б. Загайт в, Л.С. Воро бьева. - Воронеж: ВГАУ, 1998. - 215 с.

УДК 332.3

С.М. Дегтярева, старший преподаватель Т.И. Гуляева, доктор эко но мических наук ФГОУ ВПО Орел ГАУ

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНА

Проведен региональный мониторинг земли

сельскохозяйственного назначения, выгявленыг проблемыг использования земли данной категории, проведен анализ понятий «эффективное» и «рациональное»

землепользование, даныг критерии эффективного землепользования, рассмотрен один из резервов повы1шения эффективности использования земельныгх ресурсов — использование технологий разной степени интенсивности в сельскохозяйственным организациях Орловской области. Ключевые слова: мониторинг, землепользование, земли сельскохозяйственного назначения, земельные отношения, эффективное использование, рациональное использование, сельскохозяйственные организации, технологии, Орловская область.

При пр ведении земельн й реф рмы в силу различных бст ятельств не были учтены мн гие м менты и факт ры, влияющие на эффективн сть исп льз вания земли. Эт привел к упр щенн му механизму формирования земельных участков, неурегулир ванн сти тн шений с бственн сти нал г бл жения, тсутствию эффективн й системы управления земельными ресурсами и т.д.

It is organized regional monitoring the land of the agricultural purpose, is revealed problems of the use the land given to categories, is organized analysis notion "efficient" and "rational" land-use, are given criteria of the efficient land-use, is considered one of the reserve of increasing to efficiency of the use 3eMenbHbix resource - an use technology to miscellaneous degree to intensities in agricultural organization of Orel region.

Key words: monitoring, land-use, the land of the agricultural purpose, 3eMejibHbie relations, efficient use, rational use, agricultural organizations, technologies, Orel region.

В наст ящее время стали чевидны нед раб тки, д пущенные при пр ведении земельн й реф рмы, к т рые резк б стрились и требуют

без тлагательн г решения, на чт указывал еще в н ябре 2008г. председатель Правительства Ро ссийско й Федерации В.В. Путин

Важнейшие стратегические задачи страны - это создание условий устойчивого экономического развития, о беспечение продовольственной и

экологическо й безопасности, эффективное

использование и охрана земель всех категорий, как о сно вно го нацио нально го бо гатства. Тем не менее, задача эффективного использования земли в должной мере не решается из-за отсутствия достаточно достоверной информации о ее состоянии и использовании. Получить эту информацию можно путем создания и функцио нирования постоянно действующей системы го сударственного мо ниторинга земель.

Г о сударственный мо ниторинг земель представляет со бой систему наблюдений за со стоянием земель. Мониторинг земель неразрывно связан с понятием «землепользование», т.е. пользование землей в устано вленно м о бычаем или зако но м по рядке. Исходя из этого, мо жно сделать вывод, что землепользо вание - это система непрерывно го и многоцелевого использования земель о бществом и методо в управления этим про цессо м. Т.е. цель землепользования - о беспечение эффективного и рационального использования земельных ресурсов о бщества путем регулирования земельных отношений, применения спосо бов организации и управления использованием земельных ресурсов.

В современных условиях прогрессивно нарастающие антропогенные нагрузки на земельные ресурсы и существенные изменения структуры землепользования требуют создания и незамедлительного проведения системы наблюдении и контроля за использованием и состоянием земли с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных про цессо в как в цело м по Ро ссии, так и в Орло вско й о бласти в частно сти.

Общая площадь земель Орловской области, используемых предприятиями, организациями и учреждениями для производства сельскохо -зяйственно й продукции, по со стоянию на 01.01.08г. составляет 1563,8 тыс. га, в т.ч. 1243,6 тыс. га (79,5%) используются хозяйственными товариществами и обществами, 235,5 тыс. га (15.1%) -

производственными кооперативами, 14,2 тыс. га

(0,9%) земель используется государственными и муниципальными унитарными предприятиями, 29,4 тыс. га (1,9%) - НИИ и учебными заведениями, 24,7 тыс. га (1,6%) - ПСХ и 16,4 тыс. га (1.0%) -прочими организациями.

Из о бщей площади земель в 1563,8 тыс. га., 1134,0 тыс. га (72.5%) находятся в со бственности дольщиков земельных паев, которые были переданы организациям и предприятиям на праве аренды и пользования. 289,9 тыс. га земель (18,5%) составляют нево стребо ванные земельные доли.

Общая площадь земель, используемая гражданами для производства сельскохо зяйственной продукции, на 01.01.08 г. со ставила 589,6 тыс. га, в т.ч. находится в собственности граждан 275,0 тыс. га (46,6%), 6,0 тыс. га (1,0%) в со бственно сти юридических лиц,

241,5 тыс. га (41,0%) в государственно й и муниципальной со бственности, 67,1 тыс. га (11,4%) является со бственно стью иных граждан.

Из о бщей площади земель, находящихся в государственной и муниципально й со бственности, передано для использования на праве по жизненно наследуемого владения - 11,8 тыс. га (2,0%),

пользования - 175,2 тыс. га (29,8%) и аренды -

54,5 тыс. га (9,2%).

Использование земель, находящихся в со бственности, владении, пользовании иных граждан и юридических лиц находится на праве аренды 67,1 тыс. га, вся эта площадь числится за со бственниками земельных долей.

Наибольшие площади земель в этой категории пользователей используются гражданами для сенокошения и выпаса скота - 150,1 тыс. га (25,4%), крестьянскими хозяйствами - 171,4 тыс. га (29,1%), под ЛПХ и служебными наделами - 83,1 тыс. га (14,3%), собственниками земельных участков и долей - 158,2 тыс. га (26,8%).

К со жалению, имеющаяся информация в Орловской о бласти о всех процессах на землях своевременно не о бновляется даже по тако й категории, как земля сельскохозяйственного назначения, по которой ранее (10-15 лет тому назад) была отно сительно до сто верная информация.

На наш взгляд, требуется разработать не только федеральную целевую программу, но и программы межрегиональные и региональные, конкретно для о бластей, в т.ч. и для Орловской о бласти.

Для исправления этой ситуации нео бходимо наметить и принять меры по решению задачи -исправить все негативные явления и построить отношения к использованию земли так, что бы ее использование было эффективным. Поэтому мониторинг является важной функцией данного вопроса. Мониторинг земель снимет многие про блемы, которые имеют место в настоящее время.

Одним из при ритетных направлений развития земельных тн шений на террит рии Орл вск й бласти является ф рмир вание системы г сударственн г земельн г кадастра, к т рый служит инф рмаци нн й сн в й г сударственн г управления земельными ресурсами и эк н мическ г регулиро вания земельных о тно шений.

П данным Земельн й кадастр в й палаты Орл вск й бласти, п с ст янию на 01 января 2009 года по ставлено на кадастро вый учет 327411 земельных участк в, из них с межеванием п ставлен на государственный кадастровый учет только 105537 земельных участк в, чт с ставляет 32% т бщег к личества земельных участк в, сведения к т рых внесены в реестр бъект в недвижим сти. Одн й из причин так й ситуации является т , чт с гласн действующему зак н дательству п стан вка на г сударственный кадастр вый учет, внесение изменений в сведения г сударственн г кадастра носит заявительный характер. Поэтому многие граждане и юридические лица не спешат с п стан вк й св их земельных участк в на кадастр вый учет. В эт й ситуации б эффективн м землеп льз вании г в рить не к рректн .

Основой создания и ведения государственного кадастра недвижим сти, к к т р й тн сятся и земельные участки, является пр ведение инвентаризации земли. Однак на террит рии Орл вск й бласти такие раб ты пр в дились т льк в г. Орле до 1994 года.

Всег в бласти числится 2 111 900 га земель сельск х зяйственн г назначения. Из них, п состоянию на 01.01.2009 г., поставлено на

кадастровый учет 1512129 га, что составляет 71,6% от бщег их числа.

В Орл вск й бласти д сих п р актуален в пр с п стан вки на г сударственный кадастр вый учет земель сельск х зяйственн г назначения, в частн сти выделяемых из земель к ллективн -д лев й с бственн сти.

Эффективн сть исп льз вания земель

сельск х зяйственн г назначения зависит т мн гих факт р в, дин из к т рых является бщим и для террит рии Р ссийск й Федерации и Орл вск й о бласти. Это значительная часть невостребованных земельных д лей, т.е. эт д ли, с бственники к т рых не в сп льз вались св ими правами расп ряжения ими. В наст ящее время к нев стреб ванным д лям тн сятся д ли, с бственники к т рых не п лучили д кументы на землю (в частн сти наследники) или, п лучив их, не предприняли каких-либ действий п вв ду их в пр изв дственный пр цесс.

Для разрешения эт й ситуации не бх дим устан вить границы этих участк в. Однак , учитывая выс кую ст им сть межевых раб т, их вып лнение силами и средствами самих участник в д лев й с бственн сти является пр блематичным.

На наш взгляд, чевидн , чт для вып лнения раб т п тграничению в натуре земельных участк в, находящихся в долево й со бственности, нео бходимо разраб тать специальн е п л жение на федеральн м ур вне п рядке вып лнения указанных раб т, предусм трев в них не т льк рганизацинн -технические в пр сы, н и п ряд к их финанс в г беспечения, а так же тветственн сть за невыполнение требо ваний зако на.

Нео бходимость расчета кадастровой стоимости земельного участка в процессе анализа эффективности его использования обусловлена тем, что с 1 января 2006 г. исчисление земельного налога проводится на основании кадастровой стоимости земельно го участка, в про центах от нее. Таким о бразом, кадастровая стоимость участка становится одним из важнейших финансово-экономических показателей землепользования.

В Орло вско й о бласти 2 млн. 452 тысячи гектаров земли. Из них 2 млн. 154 тыс. га - сельскохо-зяйственные угодья, а 1 млн. 540 тыс. га - пахотные земли. Из них 67 % в со бственности у граждан, в со бственно сти юридических лиц - 1%, в

го ссо бственно сти - о ко ло 30%. Сельхо зугодья поделены на 181 тысячу долей. Выдано 172 тысячи свидетельств на право со бственности. О 70 тысячах земельных долей, числящихся за физическими лицами, налоговая служба области информации не имеет, отсутствуют правоустанавливающие до ку менты на землю. На кадастро вый учет поставлено 59,3% всей земли и только 30% земель сельскохо зяйственно го назначения.

Как мы видим, невостребованных земель в о бласти не осталось. Однако 70 тысяч собственников земельных долей не используют свое право на землю, а ведь ее мо жно было бы пр одать или сдать в аренду.

В п следнее время интерес к земле значительн в зр с. Мн гих сейчас интересует земля как т вар, а не как средств пр изв дства. И сейчас главн й задачей является максимальн е исп льз вание сельск х зяйственных уг дий п целев му назначению.

По данным Орловско й инвестиционно-земельной компании, в нашей о бласти уже были зафиксированы первые попытки осуществить земельное рейдерство во Мценском и Знаменском районах. Цель рейдеров -скупить крупные участки земли, но не для целей сельхозпроизводства. Участки планировалось дро бить и перепродавать в розницу - уже доро же. В таких ситуациях во про с о само й земле не ставится. Здесь главное прибыль от данных сделок. Земля становится ценным финансовым активом. И инвесторы хотят получить ее в со бственность. Около 60% из всех участков Орловской о бласти, на которые сейчас о формляются права, со бственники готовят к продаже. Несмотря на это, мо жно констатировать тот факт, что сло жность процедуры о формления прав

со бственности на землю является препятствием для рейдеров - земельную долю легко мо жно продать только со бственнику участка или организации, ведущей производственную деятельность на нем, руко водствуясь зако нными о сно ваниями [1].

По итогам 2007 года цена на земельную долю в нашей о бласти в среднем составляет 30 тысяч рублей, а выделить эту долю в о формленный участок стоит о коло 15 тысяч, что мно гим жителям сел и деревень не под силу.

Следует отметить, что в этом направлении работа все-таки ведется.

В Орловской области были проведены проверки с ст яния землеп льз вания и м нит ринг в е бслед вание пашни в б льшинстве рай н в бласти. Результаты проверок показали, что не везде земли сельск х зяйственн г назначения исп льзуются эффективн , а где-т и п пр сту не брабатываются.

В ходе проведения ко нтрольных мероприятий по реализации в зл женных п лн м чий, за пери д с апреля 2008 года проведено 366 проверок, выявлено 90 серьезных нарушений земельн г законодательства, составлено 267 протоколов,

нал жен штраф в на сумму 610 тысяч рублей, выдан 254 предписания на устранение нарушений.

Выявлен 245 тыс. га или 16,3 % неисп льзуемых земель. Вот пример некоторых из них:

- в Знаменском районе - 25,8 тыс. га,

Новосильском - 26,0 тыс. га, Болховском - 24,5 тыс. га, Дмитр вск м - 20,4 тыс. га. на сег дня т льк в ЗАО «Орел Но бель-Агро» не используются 28 тыс. га, из 45,4 тыс. га, пред ставленных в аренду в Колпнянском и Новосильском районах. А ведь это один из крупных инвесторо в на территории о бласти;

- в ООО «Орловские Просторы», ФГУП «Орловская био фабрика» Орловского района имеется со ответственно 1200 га и 1124 га пашни, кото рая в настоящее время не используется. Со бственники земельных паев в судебном порядке расторгли договор аренды с ООО «Орловские просторы». ФГУП «Орловская био фабрика» выдано предписание о приведении земель в с тветствие с их исп льз -ванием в весенний период текущего года и др. [2].

Следует отметить, что в Орловской о бласти принимаются меры п исп лнению зак н в, днак действующая нормативно-правовая база не беспечивает эффективн е исп льз вание и храну земель сельск х зяйственн г назначения. Она в наст ящее время не с держит четких критериев исп льз вания земельных участк в эт й катег рии п целев му назначению, а также усл вий и п рядка их

изъятия у нед бр с вестных землеп льз вателей и чень пр блематичн д казать факт нарушения. Ведь если инвест р взял в аренду землю на 49 лет и не раб тает на ней п каким-либ причинам, д г в р аренды раст ргнуть практически нев зм жн . Получается, что недо бросовестный арендатор мо жет два-три г да не брабатывать землю и за эт не несет никак й тветственн сти.

Еще одной про блемой в данном вопросе является то, что расторгнуть такие договора мо жно только в судебн м п рядке.

Важно и другое. На сегодняшний момент, в б льшинстве случаев сельх зпр изв дители не пр в дили п чвенн е агр химическ е бслед вание земельных участк в б лее 15 лет, не везде имеются землеустро ительные про екты. То гда как без этих не бх димых материал в г в рить б эффективн м и раци нальн м исп льз вании земли и ведения сельск х зяйственн г пр изв дства с с хранением п чвенн г пл д р дия нев зм жн . Органам муниципальн г управления, передающим землю в аренду, нео бходимо требовать от арендаторов пр ведение в кратчайшие ср ки землеустр ительных раб т и агр химическ е бслед вание п лей как не тъемлемую часть научн - б сн ванн й системы земледелия.

В связи с этим, на наш взгляд, в целях

уп ряд чивания землеп льз вания, к нтр ля за перат рами земельн г рынка, а также усиления эффективн сти к нтр ля за пл д р дием п чвы, сл жилась не бх дим сть принятия н рмативных документов, определяющих условия использования земельных участк в сельск х зяйственн г

назначения и устанавливающих сн вные п казатели п чвенн г пл д р дия для тслеживания их динамики в пр цессе землеп льз вания на

террит рии Орл вск й бласти. Здесь м жн исп льз вать пыт с седних бластей, например, в Белг р дск й бласти принят «П л жение пр екте внутрих зяйственн г землеустр йства и пасп рте агрохимического обследования сельскохо -

зяйственных уг дий».

М нит ринг земли - сн ва эффективн г

землеп льз вания. Земельную реф рму уже нельзя п вернуть вспять, днак не бх дим активизир вать имеющиеся в сн ве тлаженные рганизаци нн -прав вые механизмы регулир вания земельных

отношений. Целесоо бразно переходить к новой стадии земельн й с бственн сти, включая в эт т пр цесс эк н мический механизм. Эт , прежде всег , совокупность факторов и средств воздействия на эк н мические пр цессы из-за п ст янн

изменяющейся сл жн й системы, с ст ящей из к мплекса взаим связанных элемент в: цена на

землю, земельный нал г, арендная плата, ип тека, рыночная и зало го вая цена земли, штрафные платежи, к мпенсаци нные выплаты и т.д.

Анализируя зако нодательство, связанное с земельн й реф рм й, м жн сделать выв д т м, чт сн вными целями данн й реф рмы был изменение

рганизаци нн -прав вых ф рм сельск х -

зяйственных предприятий, ведение частн й

с бственн сти на землю и ф рмир вание земельн г рынка. При эт м в пр сам эффективн г

исп льз вания земли практически не уделял сь внимания.

Между рацио нальным и эффективным существует прямая зависимость. Понятие рационального использования земли шире и включает в себя понятие эффективно е использо вание. Требо вание

рационального использования земель носит в основном экономический характер, вытекающий из экономической функции земли, и тесно связано с эффективностью ее использования. Эффективность выступает результатом процесса действия, а эффективность использования - следствием рационального использования. Оба понятия являются содержанием одной про блемы, не могут рассматриваться одно без другого и, применительно к использованию земли, взаимосвязаны. Отсутствие рациональности, с точки зрения всей совокупности вопросов использования земли, по существу сводит на нет совокупную эффективность использо вания земли. В то же время о бществу небезразличны и

результаты использования земли, то есть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эффективность. Без рационального нео бходимого результата (совокупной эффективности), без

эффективности использования нет смысла в пользовании землей. Представленное понятие подчеркивает, прежде всего, экономическое содержание, т.е. только эффективное использование мо жет быть признано рацио нальным.

Для повышения эффективности использовании земельных ресурсов должна разрабатываться российская модель регулирования земельных

отно шений с учето м их специфики.

Реорганизация земель аграрного сектора существлялась без предварительн й разраб тки механизмов рационального землепользования и

земельных тн шений, учета в зм жн стей материальн -техническ г беспечения, развития

сферы перераб тки, нак нец, менталитета сельск г населения. В результате н вые субъекты х зяйств вания не см гли раци нальн исп льз вать землю, п высить эффективн сть пр изв дства. С каждым г д м усиливается падение пл д р дия земель, увеличиваются пл щади деградир ванных земель, с кращаются пл щади исп льзуем й пашни для сельск х зяйственн г пр изв дства в связи с нед статк м материальн -технических и финанс вых средств и т.д.

Отсутствие эффективн г прав в г

г сударственн г регулир вания с б р т м земель сп с бствует спекуляции земельными участками, к нцентрации земельных д лей у тдельных с бственник в, др блению земельных участк в при браз вании н вых крестьянских х зяйств, наслед вании, пр даже. Эти негативные м менты могут сильно отразиться в будущем, когда г сударств , с целью эффективн г исп льз вания земель, вынужден будет вкладывать гр мные средства на мер приятия п уп ряд чиванию эксплуатации земель.

В сло жившихся условиях функционирования сельского хозяйства и землепользования сельскохозяйственными организациями про блема организации эффективного (с точки зрения о бщества, экономики) использования земли является одно й из

основных задач на современном этапе и исключительно актуально й.

В 2009 г. на заседании Правительства Орловской о бласти Губернатор, Председатель Правительства области А.П. Козлов отметил: «Повышение

эффективн сти исп льз вания земель

сельх зназначения - эт задача как сельх зт вар пр изв дителей, так и всех вед мств, существляющих учет, управление и к нтр ль за использованием земельных ресурсов».

Экономическая эффективно сть - это отдача земли в ф рме сельск х зяйственн й пр дукции, выраженная в натуральных или ст им стных п казателях, с тнесенная с издержками

пр изв дства.

Критериями эффективн сти исп льз вания

сельск х зяйственных земель, на наш взгляд, являются ст им сть вал в й пр дукции, затраты на ее пр изв дств , ур жайн сть и качеств пр дукции, себест им сть, рентабельн сть, п лучаемая прибыль.

Анализ изменений исп льз вания

сельск х зяйственных уг дий, в т м числе пашни Орловской о бласти (табл. 1), показывает, что в целом, за г ды реф рмир вания земельных тн шений

с ст яние и ур вень исп льз вания земли неукл нн

ухудшаются. Эт , в св ю чередь, тражается на ур вне исп льз вания пашни.

Т аблица 1 - Со став и структура земли сельскохо зяйственных угодий по видам

Вид угодий 2002 г. 2007 г. 2008 г. Темп р о ста (снижение) 2008 г. в %

Ты1с. га % Ты1с. га % Ты1с. га % 2002 г. 2007 г.

С/х угодья 1905,7 100,0 1904,7 100,0 1900,0 100,0 99,7 99,8

В т.ч.

Пашня 1525,7 80,0 1510,9 79,3 1508,9 79,4 98,9 99,9

Залежь 48,9 2,6 58,1 3,1 56,0 3,0 114,5 96,4

Многолетние насаждения 18,2 1,0 17,7 0,9 17,6 0,9 96,7 99,0

Сенокосы 53,6 2,8 53,9 2,8 53,9 2,8 101,0 100,0

Пастбища 259,3 13,6 264,1 13,9 263,6 13,9 101,7 100,0

Вых д м из сл жившег ся п л жения в усл виях низк й снащенн сти материальными ресурсами является изыскание внутренних резерв в п вышения эффективн сти исп льз вания земель. К таким резервам, не требующим значительных дополнительных, материальных затрат (в рамках сохранения как минимум достигнутых о бъемов пр изв дства сельск х зяйственн й пр дукции или их увеличения) м жн тнести исп льз вание техн л гий разн й степени интенсивн сти.

Технологии получения производства конкретной продукции с учетом основных ландшафтов товарного производства рассчитаны на достижение заданных качественных и рыночных по казателей. Целевые технико -эко номические параметры включают уровни продуктивности и основных издержек производства -труда, энергии и финансов. Учитывая высокую дифференцированность аграрного производства на сегодняшнем этапе, основные технологические процессы в технологиях рассчитываются под ресурсные возможно сти то варо про изводителей -уровень технической и финансовой оснащенности, про фессиональный потенциал.

Высокие технологии - сумма процессов (технология), когда возмо жности сорта по продуктивно сти и качеству используются на 85-90 процентов и выше. Для таких технологий закладываются высо кие знания в систему удо брений растений через их диагностику на различно й фазе развития, систему зашиты растений от болезней, вредителей, их прогнозирование, организацию наблюдений, новые формы препаратов, новейшие достижения в технике и о борудовании, новых видах энергии и т.д. Потенциал таких технологий в условиях российских ландшафтов находится на уровне лучших достижений европейских фермерских хо зяйств.

Две группы технологий - интенсивные и нормальные - имеют соответственно более низкие технико-экономические по казатели, продуктивность. Они более приближены к реальным возмо жностям про изводства на текущем этапе.

Зерновые культуры занимают в Российской Федерации 55-60 млн. га. Урожайность зерновых заметно уступает многим странам с аналогичным как в Ро ссии ландшафтным потенциало м. Главным фактором интенсификации зернового производства является развитие системы технологического о беспечения зернового хозяйства. Опыт передовых сельскохозяйственных организаций, научные достижения позволяют сформировать эффективное землепользование, а также эффективные национальные технологии производства зерна различных культур, о беспечивающие в зависимости от ресурсов хозяйства и ландшафтов рост урожайности в 2 и более раза при экономии материально-технических, трудовых и энергетических ресурсо в.

Техноло гии и их адаптеры предусматривают защиту посевов от периодически повторяющихся засух, негативного влияния на урожай кислых, засоленных почв, их переувлажнение и эрозионных процессов на значительных территориях. Оптимизируются севообороты, в т.ч. паровые предшественники.

Обосновывается нео бходимость упорядочения структуры зернового клина и в целом использование пашни. Все процессы связываются с сортовым составом растениеводства, эффективным

использованием земельных ресурсов, использованием биоло гическо го потенциала сорта.

Приспособление (адаптация) базовых технологий производства ко нкретных процессов к земельным участкам, ландшафтным, финансовым возмо жностям товаропроизводителей осуществляется с помощью технологических адаптеров, т.е. набора операционных технологий, сгруппированных в межотраслевые модули (о бработка почвы, удо брения, защита, мелиорация и продуктовые - производство семян, по сев, уборка, по слеуборка и т.д.}. С учето м тако го построения технологического регистра

товаропроизводитель мо жет формировать местную технологию с учетом использования из адаптера наиболее приспосо бленных к частным усло виям и приемлемых спосо бов выполнения операции и техники.

В соответствии с системой технологий нами проведены расчеты эффективности технологического уровня производства зерновых культур СХО

Орловской о бласти на основании данных годовых отчетов за 2008 год.

В качестве граничн й пр изв дственн й функции исп льз ваны данные репрезентативных СХО, характерные для с тветствующег типа техн л гий (табл. 2).

Т аблица 2 - Xарактериcтики типов техноло гий

Тип технологии Урожайности ц/га Затраты на 1 га, руб.

B- обычная 25-30 8842

Б- интенсивная 30-50 9856

А- высо кая Свыше 50 13585

Тип техноло гии приведен в со ответствии с Федеральным регистр м пр изв дства пр дукции растениеводства [4].

Анализ нормативного и фактического уровней урожайности по различным технологиям проведен по 143 CXO. Результаты показаны в таблице 3. Используя метод группировок, рассмотрим влияние затрат при различных технологиях возделывания зерновых культур на уровень эффективности про изводства зерна.

Таблица 3 - Группиро вка CXO Орло вско й области по уровню применения техноло гий на во зделывании

зерно вых, 2008 г.

Показатели Группы CXO при различных техноло гиях возделывании зерновых Ито го по совокупности

Несоблюдение технологии, ур-сть до 25 ц/га Обычная технология,ур-сть 25-30 ц/га Интенсивная техноло гия, ур-сть 30-50 ц/га Высо кая технология, ур-сть св. 50 ц/га

Количество СХО 66 22 48 7 143

Уд. вес СХО в группе, % 46,2 15,4 33,6 4,9 100,0

Уд. вес группы в пло щади зерно вых, % 42,2 13,8 37,7 6,4 100,0

Уд. вес группы в валово м производстве зерна ,% 29,8 12,6 46,6 11,1 100

Урожайно сть, ц/га 21,9 28,2 38,4 53,7 31,0

Затраты на 1 га руб. 8265 8328 11632 13877 9901

Реализовано продукции, ц 2042280 789703 2632785 453428 5918196

Уд. вес группы в реализации зерна ,% 34,5 13,3 44,5 7,7 100,0

Себесто имо сть реал. продукции, тыс. руб. 755512 244049 839965 126516 1966042

Уд. вес группы в себестоимо сти реал. продукции, % 38,4 12,4 42,7 6,4 100,0

Себесто имо сть 1 ц реал. продукции, руб. 370 309 319 279 332

Выручка от реализации, тыс. руб. 701877 268876 1264961 276279 2511993

Уд. вес группы в выручке от реализации зерна, % 27,9 10,7 50,4 11,0 100,0

Цена реализации 1 ц зерна, руб. 344 340 480 609 424

Прибышь всего, тыс. руб. -53635 24827 424996 149763 545951

в т.ч. на 1 ц зерна, руб. -26 31 161 330 92

на 1 га посева, руб. -323 457 2867 5950 1387

Рентабельность, % -7,1 10,2 50,6 118,4 27,8

Как мо жно видеть из таблицы, из 143 СХО 66 не достигли параметров применения о бычно й технологии, в 22 СХО о беспечен уровень о бычной техноло гии, 48 - интенсивно й и 7 - высокой.

Нужно отметить, что на долю СХО по группе применяющих интенсивн й и выс к й техн л гии приходится 38,5% в о бщем количестве СХО, 44,1% -в площади зерновых, 57,7% - в валовом производстве зерна, 61,4% - в выручке т реализации пр дукции. Рентабельн сть пр изв дства п интенсивн й группе в 1,8 раза, а п выс к й в 4,2 раза выше, чем в цел м п с в купн сти СХО.

Для ценки с тн шения д х д в и суммарных затрат на пр изв дств в растениев дстве бщее к личеств СХО был распределен на 5 групп п признаку окупаемости затрат выручкой (табл. 4). В первые две группы вх дят СХО, к т рые не в с ст янии с бственн й выручк й в зместить

суммарньые затраты на производство. На их долю приходится 56,2% от общего количества, это отрицательный показатель, т.к. они занимают более половины по рассматриваемой совокупности СХО. Средневзвешенная окупаемость затрат по этим двум группам со ставила 60,7%, т.е. в лучшем случае данные предприятия п лученн й выручк й м гут возместить только материальные затраты. 50

сельх зпредприятий (22,9%) имеют ур вень окупаемости 75-100%. И 46 СХО (20,9%) о беспечивают высокий уровень окупаемости затрат. Основная часть затрат в их структуре приходится на материальные. Наибольшую долю (72,5-87,2%) материальные затраты с ставляют в

выс к рентабельных и нерентабельных х зяйствах. В среднем по СХО на долю материальных затрат приходится 70,1%.

Таблица 4 - Уровень окупаемости затрат в хозяйствах Орловско й о бласти в 2008 г. (по данным годо вых отчето в)

Группы CXO по ур овню окупаемости затрат Количество CXO в группе Средняя окупаемо сть затрат Доля в общей сумме затрат, %

единиц % оплата труда материальные затраты амортизация

д о 50% 49 22,4 30,9 15,8 70,9 9,2

50-75% 74 33,8 63,3 15,4 70,2 7,3

75-100% 50 22,9 84,7 20,5 61,6 5,5

100-125% 21 9,6 113,0 14,0 72,5 8,0

свыше 125% 25 11,3 163,5 14,9 87,2 6,2

Ито го 219 100,0 80,9 16,6 70,1 7,1

Таким образом, взаимосвязь эффективного технологий получения приоритетных продуктов

землеп льз вания и степень св ения типичных для сельск г х зяйства требует учета влияния н рмативных

сн вных ландшафт в т варн г пр изв дства баз вых затрат при различных техн л гиях. Ос бенн важн эт

учитывать при привлечении частных инвестиций. На государственном уровне использовать

дифференцированный подход предлагается при определении размеров субсидий, дотаций, льгот, про центных ставо к по кредитам для СХО.

Данные таблицы 3 и таблицы 4 позволяют сделать вывод, что в группах СХО с несо блюдением технологии (66 СХО) и с о бычной технологией (22 СХО) имеется реальная потенциальная возможность применения адаптеров соответствующих более высокому уровню технологии на возделывания зерновых.

Поэтому, при расчете эффективности

использования земельных угодий нами были использованы значения показателей по уро жайности репрезентативных СХО:

- В - о бычная техноло гия - 28,4 ц/га

- Б - интенсивная - 43,2 ц/га

- А - высо кая - 52,8 ц/га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенных нами расчетов п лучены пр ектируемые п казатели эк н мическ й эффективн сти исп льз вания земельных ресурс в СХО Орловско й о бласти по уровню применения техноло гий на во зделывании зерно вых.

Т аблица 5 - Сравнительная о ценка степени влияния про ектируемых по казателей эко но мическо й эффективно сти использо вания земельных ресурсо в СХО Орло вско й о бласти по уро вню применения

техноло гий на во зделывании зерно вых

По казатели Несо блюдение технологии, ур-ть д 25 ц/га Обычная технология, урожайно сть 25-30 ц/га Интенсивная технология, урожайно сть 3050 ц/га Высокая технология, урожайно сть свыше 50 ц/га Ито го по совокуп-н сти

Количество СХО 43 31 34 35 143

Площадь зерновых, тыс. га 130482 55420 105623 102137 393662

Вало вое пр оизв-во зерна, ц 2937205 1570774 4373166 5415482 14296627

Урожайно сь, ц/га 22,5 28,3 41,4 53,0 36,3

Затраты на пр-во, всего, тыс. руб 1124126 418006 1233616 1394883 4170631

Затраты на 1га руб. 8615 7543 11679 13657 10594

Себесто имость 1ц, руб. 383 266 282 258 292

Реализовано продукции, ц. 1733167 886299 1890762 2306425 117634

Себесто имость реализо в. продукции, тыс. руб. 647305 280008 553086 603277 -27

Себесто имость 1ц реал. продукции, руб. 373 316 293 262 391435

Выручка от реализации, тыс. руб. 583378 318746 841618 1159626 436

Цена реализации 1ц зерна, руб. 337 360 445 503 273801

Прибыль всего, тыс. руб. -63927 38738 288532 556349 28

в т.ч. на 1ц зерна, руб. -37 44 153 241 696

на 1 га по сева, руб. -490 699 2732 5447 11,6

Рентабельность, % -9,9 13,8 52,2 92,2 56,4

Как мо жно видеть из таблицы, 43 СХО не сп ос обны обеспечить параметров применения обычной технологии, в 31 СХО о беспечен уро вень обычной технологии, 34 - интенсивной и 35 - высоко й.

Для формирования эффективного землепользования региона, необходимо:

• Установить границы невостребованных земельных долей, т.е. это границы тех долей, со бственники которых не воспользовались сво ими правами распоряжения ими.

• Установить четкие критерии использования земельных участко в сельско хо зяйственно го назначения по целевому назначению, а также условий и порядка их изъятия у недо бросо вестных землепользо вателей.

• Требовать от арендаторов проведение в кратчайшие сроки землеустроительных работ и агр химическ е бслед вание п лей как не тъемлемую часть научно-о боснованной системы земледелия.

• Рассмотреть необходимость принятия

нормативных документов, определяющих условия использования земельных участков

сельскохозяйственного назначения и устанавливающих основные показатели почвенного плодородия для отслеживания их динамики в процессе землепользо вания на территории Орловской области.

• Стратегическим направлением повышения

эффективности землепользования в условиях ограниченности материальных средств и низкой инвестицио нно й привлекательности сельского хозяйства является приспосо бление системы базовых технологий производства конкретных процессов к ландшафтным, финансовым возможностям товаропроизводителей.

Основу ее должны составлять ко нцептуальные подходы, которые установлены Федеральным регистром про изводства продукции растениеводства и признаны на текущем этапе передо выми СХО РФ.

• Усовершенствовать методику определения

эффективн г землеп льз вания в части учета факт р в пр изв дства: шир к е св ение, типичн е для

основных ландшафтов товарного производства базовых технологий получения приоритетных продуктов сельск г х зяйства (на примере в зделывания зерн вых).

• Производственные затраты - основной фактор,

влияющий на п вышение эффективн сти землеп льз вания в сельск х зяйственных

организациях Орловской области при различных техн л гиях (на примере в зделывания зерн вых).

• Об сн ванн е исп льз вание н рмативных

параметр в пр изв дства при различных типах техн л гий (на примере в зделывания зерн вых) см гут раскрыть выс кий п тенциал сельск х зяйственных

рганизаций Орл вск й бласти.

Литература

1. Официальный сайт «Российская газета -

Черноземье» [Электро нный ресурс] / «Ро ссийская газета

- Черноземье» № 4650 от 29.04.2008. - Режим доступа: www.rg.ru.

2. Официальный сайт Орл вск г бластн г

с вета нар дных депутат в [Электр нный ресурс] / Материалы «круглого стола» с повесткой дня: «С вершенств вание земельных тн шений в Орл вск й бласти, на сн ве существующей

законодательно й базы» от 19 марта 2009 года. - Режим доступа: www.oreloblsovet.ru.

3. Региональный до клад о наличии, состоянии и использовании земель Орловско й области по состоянию на 1 января 2009 года.

4. Федеральный регистр технологий производства продукции растениеводства (система техноло гий). -Москва, ГНУ ИНФОРМАГРОТЕХ, 2000 г. - С. 515.

5. Чогут, Г.И. Оценка эффективности

использования сельскохозяйственных земель/

Г.И.Чогут//Экономика сельскохозяйственных и

перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 2. - С. 49.

6. Шалагина, О.Г. Организация рационального использования земли/ О.Г. Шалагина,

Н.И. Калашникова//Вестник Алтайского

государственного аграрного университета. - 2007. -№ 2 (28). - С. 69-44.

УДК 338.45(066.2)

A.B. A*oHbeBa, кандидат эко но мических наук ЗАО «Орел-Погрузчик»

P.M. Логвинова ВНИИ со цразвития села ФГОУ ВПО Орел ГАУ

О НЕОБХОДИМОСТИ PAЗPAБ ОТОИ ИPOГPAMMЫ «COЦИAЛЬНO-ЭKOНOMИЧECKAЯ МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО PA3BOTM СЕЛЬСКИХ TEPPИTOPИЙ OPЛOBCKOЙ OБЛACTИ»

В статье изложено современное состояние социальноэкономического развития сельских территорий Российской Федерации и Орловской области и доказана необходимость разработки областной программы «Социальноэкономическая модель устойчивого развития сельских территорий Орловской области».

Ключевые слова: сельские территории, численность

населения, инфраструктура, социальная сфера, уровень жизни.

В Декларации о городах и других населенных пунктах в н в м тысячелетии, принят й рез люцией 8-25/2 специально й сессии Генерально й Ассамблеи ООН от 9 июня 2001 года, сказано, что половина мир в г населения пр живает в сельских рай нах. К мплексн е террит риальн е планир вание и уделение сбалансир ванн г внимания усл виям жизни в сельских и г р дских населенных пунктах имеют гр мн е значение для всех стран. Не бх дим максимальн исп льз вать

дополнительную поддержку и связи между

городскими и сельскими районами, уделяя

надлежащее внимание их различным эк н мическим, с циальным и эк л гическим потребностям. Борясь с нищетой в городах, не бх дим также иск ренять нищету в сельских районах и улучшать условия жизни, а также беспечивать занят сть и с здавать в зм жн сти для п лучения браз вания в сельских населенных пунктах, в малых и средних городах и в сельских п селках. К мплексн г решения таких пр блем как нищета, безд мн сть, безраб тица, тсутствие сн вных услуг.

В странах ближнег зарубежья значительн е внимание уделяется развитию сельских террит рий. Так, например, в республиках Казахстан и Беларусь, разраб таны пр граммы п развитию сельских террит рий. В республике Казахстан разраб тана Г сударственная пр грамма развития сельских террит рий Республики Казахстан на 2004-2010 г ды, на сн ве к т р й разрабатываются реги нальные пр граммы, их целью является выравнивание усл вий жизне беспечения села,

In article shown modern condition of social and economic development of rural territories of the Russian Federation and the Orel region and stated necessity of development of the regional program «Social and economic model of steady development of rural territories of the Orel region».

Key words: rural territories, population, infrastructure, social sphere, standard of living.

достижение динамично го po ста экономики сельских населенных пункто в, о беспечивающего приемлемый уро вень со циальных благ сельским жителям, улучшение качества жизни на селе. Разработка подобных программ вызвана необходимостью принятия мер по эффективно му развитию сельских террит рий, включающих как пр изв дственный сект р, так и с циальную сферу и беспечивающих д стижения приемлем г ур вня д х д в сельск г населения. В регио нальных программах

предусматривается пр ведение классификации сельских населенных пункт в п группе критериев, характеризующих уровень социально -

эко но мическо го развития, среди которых при ритетным является ценка эк н мическ г потенциала. Меры государственно й поддержки д лжны направляться на развитие инфраструктуры жизне беспечения, прежде всег , в перспективные сельские населенные пункты, имеющие д стат чный эк н мический п тенциал, беспечивающий

не бх димый ур вень д х д в населения.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрно го секто ра и реализации Го сударственно й про граммы развития сельск г х зяйства и регулир вания рынк в сельск х зяйственн й пр дукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 го да» с изменениями о т 31 января 2009 года, в Р ссийск й Федерации требуется системный п дх д, важнейшей частью к т р г является существление мер п п вышению ур вня и качества жизни на селе, пре д лению дефицита специалист в и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.