Научная статья на тему 'Проблемы эффективного управления муниципальной собственностью'

Проблемы эффективного управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1195
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерофеев Илья Сергеевич

В статье анализируются проблемы эффективного использования муниципальной собственности, рассмотрены мнения специалистов на проблемы и пути их решения, предложены способы повышения эффективности при управлении муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного управления муниципальной собственностью»

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Ерофеев И.С.

Ерофеев Илья Сергеевич - студент магистратуры, Российский государственный университет правосудия (филиал), г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются проблемы эффективного использования муниципальной собственности, рассмотрены мнения специалистов на проблемы и пути их решения, предложены способы повышения эффективности при управлении муниципальной собственностью.

Ключевые слова: муниципальная собственность, эффективность управления, муниципальные образования.

Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность - имущество, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований. Муниципальную собственность можно охарактеризовать как ключевой инструмент, позволяющий органам местного самоуправления решать вопросы местного значения, способствуя этим социально-экономическому развитию муниципального образования. [1, с. 17].

Редко когда удается, чтобы управление чем-либо проходило гладко и идеально. Это же можно отнести и к управлению собственностью муниципальных образований в России. Многие специалисты и эксперты в данной области говорят о том, что регулирование отношений происходит плохо и не эффективно.

Следует отметить, что местное самоуправление является важным и неотъемлемым институтом современного общества. Деятельность местного самоуправления осуществляется через управление муниципальной собственностью. В муниципальную собственность входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. [2, ст.215].

В данной работе, в результате изучения трудов специалистов и экспертов в данной области, были обобщены проблемы управления муниципальным имуществом и рассмотрены возможные пути для их решения.

Например, Артемьев А.А. считает, что в Российской Федерации ключевой проблемой является управление земельно-имущественным комплексом, так как проведение сложных систем часто находится в противоречии с интуитивными представлениями о системе, и именно поэтому принимаемые управленческие решения не всегда совпадают с теми решениями, которые приняты на основе практического опыта. Для решения данных проблем, автор предлагает осуществить стратегическое управление, которое будет направлено на извлечение наибольших выгод из преимуществ субъекта управления. Предлагается два направления: первое связано с созданием конкретных форм и условий землепользования, второе в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы. Так же Артемьев А.А. отмечает, что решение всех функций должно быть направлено в первую очередь на реализацию интересов граждан. [3, с. 116].

Егорова И.С. и Соколова Т.А. говорят о том, что в структуре доходов местных бюджетов видна усиливающаяся зависимость муниципальных образований от субъектов Российской Федерации в части финансового обеспечения. Оценка эффективности муниципальных унитарных предприятий происходит при помощи финансово-экономических показателей и при этом совсем не учитывается бюджетная и социальная эффективность. Авторы, в качестве решения данной проблемы

предлагают проводить всесторонний анализ деятельности муниципальных унитарных предприятий и отмечают важность практического применения этих положений. Так же, авторы говорят о необходимости расстановки приоритетов муниципальными предприятиями. [4, с.138].

В работе отмечена лишь малая часть проблем возникающих при управлении муниципальной собственностью, в реальности их намного больше, и довольно часто они вытекают из-за несовершенства действующего законодательства. Малая эффективность от использования муниципальной собственности связана так же с тем, что преобладают в составе этой собственности имущественные комплексы организаций социальной сферы, а так же жилищно-коммунального хозяйства.

Можно предложить следующие способы повышения эффективности при управлении муниципальной собственностью:

1. Отмена налога с продаж. Этот налог был введен на территории многих субъектов Российской Федерации с целью получения дополнительных средств. На практике, по мнению специалистов, он показ свою неэффективность.

2. Долевое участие и партнерство органов местного самоуправления с частными предпринимателями муниципального образования. Партнерство даст возможность местным органам власти обеспечить предоставление определенных услуг населению на договорной основе.

3. Необходимо развитие механизмов для участия жителей муниципальных образований в управлении объектами муниципальной собственности. Для этого нужно:

• предоставлять жителям возможность участвовать в процессе создания плановых документов;

• налаживать систему обратной связи для открытой дискуссии относительно плановых документов;

• обеспечить доступ к проектам плановых документов в Интернете и официальных сайтах муниципальных образований;

• поддерживать общественные проекты по развитию муниципальных образований;

• проводить общественные слушания по тем или иным вопросам.

В итоге, на сегодняшний день существует множество причин, из которых вытекает невысокая эффективность в управлении муниципальной собственностью. Механизмы эффективности нуждаются в доработке и совершенствовании. Искоренить данные проблемы возможно только при применении комплексного и системного подхода к их решению. Возможно, не будет лишним перенять положительный опыт в решении данного вопроса у иностранных государств.

Также, необходимо понимать, что именно удовлетворение потребностей граждан и повышение уровня и качества их жизни должно является конечной целью деятельности органов местного самоуправления. Именно поэтому определяющую роль в повышении эффективности в отношении управления муниципальной собственностью может сыграть активизация участия местных жителей при решении вопросов местного значения.

Повышение уровня и качества жизни населения - одна из важнейших задач местного самоуправления, а достижение этой цели в значительной мере зависит от эффективности использования объектов муниципальной собственности.

Список литературы

1. Леви А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью //

Региональная экономика и управление. 2011. № 1. С. 17-26.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-

ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018).

3. Артемьев А.А. Значение территориального интереса управления собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 116-118.

4. Егорова И.С., Соколова Т.А. Об эффективности управления муниципальной собственностью. С. 138-143.

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Ерофеев И.С.

Ерофеев Илья Сергеевич - студент магистратуры, Российский государственный университет правосудия (филиал), г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируется негативное влияние коррупционной составляющей на систему государственного управления в сфере управления публичным имуществом. Излагаются предложения по совершенствованию мер, направленных на противодействие коррупции в данной сфере.

Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция, публичная собственность, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В самом начале, хотелось бы сразу рассмотреть понятие коррупции. В юридической литературе существует большое количество определений коррупции. Сам же термин «коррупция» происходит от латинского слова coruptio - подкуп. [1, с. 259].

Коррупцией, в соответствии с действующим законодательством, является злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, получение взятки, дача взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. А так же совершение этих действий от имени или в интересах юридического лица. [2, ст.1].

Коррупция является глобальной проблемой, которая характера не только для России, но и для многих зарубежных стран. В связи с этим, одной из главных и приоритетных задач, поставленных на государственном уровне, является противодействие коррупции. Начиная с 2008 года, в Российской Федерации на системной основе осуществляется формирование нормативной правовой базы по противодействию коррупции, центральным звеном которой является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции». В нем и дается нормативное определение терминов «коррупция» и «противодействие коррупции», а так же установлены основные принципы и правовые основы с данной проблемой.

В системе управления публичной собственностью, то есть собственностью федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной, коррупция способствует развитию таких негативных явлений, как: снижение уровня доходов от использования публичной собственности; уклонение от уплаты налогов; рост доходов, полученных незаконными средствами.

Согласно рейтингу компании «Transparency International», которая занимается подсчетом показателей коррупции с 1995 года, Россия, по итогам 2017 года (данные опубликованы в феврале 2018 года), находится на 135 месте в мировом рейтинге по уровню коррупции. Самой мало коррумпированной страной является Новая Зеландия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.