родно-правовых документах ООН, Совета Европы, в конституциях большинства стран мира. Особенностью социальной политики социального государства является обеспечение прочной связи между свободной конкуренцией в экономической сфере и социальным равновесием в обществе за счет эффективного государственного управления и принципов социального партнерства.
В социально-экономической политике государства можно выделить две составляющие: экономическую и социальную политику, а внутри социальной политики — демографическую, семейную, тендерную, «детскую» и другие политики20. Важнейшую роль в положении всех социальных групп населения играет экономическая политика. Она регулирует отношения внутри и между социальными группами населения (классами) по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Экономическая политика наряду со способностями и возможностями индивидов определяет их материальное положение и социальную принадлежность, т.е. социальный статус, специфику занятости, доходы, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Необходимо особо подчеркнуть следующее важное положение: экономическая политика определяет не только экономическое, но и социальное положение индивида.
1 Казанцев В. О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. — М., 2007. — С. 20.
2 Там же.
3 Путин В.В. Главная задача — сбережение нации. Посла-
ние Президента России Федеральному Собранию // Парламентская газета. — 11 мая 2006 г.
4 http://www.rost.ru/main/what/06/06.shtml
5 http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
6 Шевцова Л. Разгерметизация элиты // Ведомости. 31 июля 2006 г. - С. 4.
7 Из выступления В. Путина перед Федеральным Собранием Государственной Думы РФ // http://www.rost.ru/ main/01.shtml Из выступления В. Путина перед Федеральным Собранием Государственной Думы РФ.
8 http://www.rost.ru/main/what/02/02.shtml
9 http://www.pmprofy.ru/content/rus/48/481-article.asp
10 http://www.sovnet.ru/links.htm
11 http://www.spiderproject.ru/
12 http://www.proteu.ru/project.html
13 http: // admtyumen.ru/ society/pnp / obrazov/ Obrazovanie_ sozopros
14 http: // admtyumen.ru/ society/pnp / obrazov/ Obrazovanie_ sozopros
15 Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования // http://mon.gov.ru/proekt/ideology/2062/
16 Доклад зам. директора Департамента госполитики в образовании И.М. Реморенко // http://mon.gov.ru/proekt/ ideology/2063/
17 http://www.rost.ru/projects/education/edl/edll/aedll. shtml
18 http ://www. arhcity.ru/?page=272/1
19 http://www.edu.websib.ru/?no=35
20 Тендерная политика в России и в мире: вопросы теории и практики // Аналитический вестник. — № 25 (342). — М., 2007. - С. 8.
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
Вопросы экономного использования ресурсного потенциала здравоохранения являются ключевыми в выборе оптимальных путей его дальнейшего развития. При осуществлении реформы отечественного здравоохранения, направленной на совершенствование качества и доступности медицинской помощи населению, важную роль играет рациональное использование ресурсного потенциала учреждений здравоохранения, в частности их диагностических служб, призванных осуществлять своевременную и достоверную диагностику и мониторинг эффективности лечебных мероприятий.
Люблянская хартия по реформированию здравоохранения в качестве одного из основополагающих принципов предусматривает повышение результативности любой реформы в отрасли на основе рационального и эффективного использования ресурсов.
Р.Х. ЯГУДИН
При этом ключевая роль отводится регулированию систем финансирования служб и совершенствованию экономических отношений в здравоохранении.
В нашей стране вопросы эффективного использования ресурсов имеют свои особенности, обусловленные недостаточным финансированием здравоохранения и структурными диспропорциями в его деятельности. На реформы наслоились трудности переходного периода, резко обострившие проблемы в здравоохранении. В организации медицинских служб также имеются проблемы, которые необходимо решать в ходе реформирования здравоохранения. Управление их ресурсами при переходе к рыночным отношениям не стало приоритетным направлением в работе органов управления здравоохранением. Темпы обновления материально-технической базы медицинских служб недостаточны для коренного их пере-
вооружения. Отмечается неравномерное распределение медицинских ресурсов по секторам здравоохранения и уровням оказания медицинской помощи с концентрацией их в стационарных многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях. Имеются серьезные недостатки в обеспечении ресурсами и организации деятельности диагностических подразделений первичного звена здравоохранения, в результате чего возможности его значительно ограничены.
Продолжают сохраняться тенденции экстенсивного роста медицинских служб. Увеличение объемов работы в основном происходит за счет увеличения численности медицинских работников. Недостаточное взаимодействие специалистов различного профиля и клиницистов, отсутствие координации их действий и обусловленное этим нерациональное, экономически необоснованное использование аппаратуры приводят к удлинению сроков обследования пациентов, удорожанию исследований и диагностическим ошибкам.
До настоящего времени медицинским учреждениям не предложена единая система анализа материально-технических и кадровых ресурсов медицинских подразделений и служб. Традиционная оценка использования медицинских ресурсов ограничивается сравнением количества исследований, выполняемых в отделении или медицинском учреждении, что не позволяет оценить ни интенсивность использования оборудования, ни полноту использования возможности аппарата, ни экономическую или медицинскую эффективность его применения. Такой анализ не является обязательным в деятельности лечебно-про-филактических учреждений и в основном проводится в случаях принятия решения о закупках дорогостоящего оборудования для доказательства целесообразности его приобретения.
Очевиден недостаточный уровень подготовленности руководителей подразделений и медицинских учреждений по вопросам управления диагностическими подразделениями в новых условиях хозяйствования. Планирование их деятельности в основном сводится к составлению штатного расписания и сметы расходов. Не уделяется должного внимания вопросам рационального распределения обязанностей между различными профессиональными группами медицинского персонала и устранению дублирования функций, разработке оптимальных моделей подразделений и их штатной структуры на основе изучения передового опыта. Объемные показатели деятельности диагностических подразделений при формировании штатов и бюджета, как правило, не учитываются.
Однако на практике очень сложно построить и грамотно отладить систему управления, соответствующую современным требованиям сферы здравоохранения. Руководители как высшего, так и среднего звена склоняются к пересмотру всей системы управления в пользу широкого применения новой для России концепции проектного управления. Примером использования методологии проектного управления
стали принятие и реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», где просматриваются структура управления проектом, его основные цели и задачи и пути их реализации.
В настоящий момент проектное финансирование в социальной сфере внедряется в реалии российской жизни посредством реализации приоритетных национальных проектов. Согласно предварительным оценкам, только прямые расходы федерального бюджета составили не менее 120 млрд руб. в 2006 г. и должны составить более 170 млрд руб. в 2007 г.1
Рассмотрим более детально национальный проект «Здравоохранение». Необходимость этого подтверждается следующими показателями.
Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 новорожденных на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.
Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%); инвалидность имеют более 1,1 млн человек.
Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 г. составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59 лет, у женщин — 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает 134-е место в мире, по продолжительности жизни женщин — 100-е2.
В чем основные проблемы отечественной системы здравоохранения ?
Во-первых, укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства — 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет. Во-вторых, износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта — 65%. В-третьих, оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований. В-четвер-тых, удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17—22,5%, финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи — около 30% от необходимого объема. В-пятых, наблюдается недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд руб.) в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска. В-шестых — недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни (15% от потребности).
России необходимо почти в два раза больше врачей, чем работают сейчас. Высокотехнологичную медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый, нуждающийся в ней. Система профилакти-
ки заболеваний нуждается в кардинальном улучшении3. В настоящее время реализация национального проекта «Здоровье» идет полным ходом. В общей сложности на реализацию этого национального проекта из федерального бюджета в 2006 г. было выделено 45,2 млрд руб. За счет этих средств более пяти тысяч российских больниц и поликлиник получили современное диагностическое оборудование: почти 23 тыс. рентген-аппаратов, электрокардиографов, эндоскопов, аппаратов ультразвуковой диагностики, лабораторного оборудования. Во многих медицинских учреждениях это оборудование заменяло старое, эксплуатировавшееся не одно десятилетие4. Вышеизложенные факты подтверждают теоретическую возможность решения социально-экономических проблем на уровне государства высокоэффективными методами, в реальные сроки и с положительным результатом.
Основными целями национального проекта в здравоохранении являются: 1) укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности; 2) повышение доступности и качества медицинской помощи; 3) укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; 4) развитие профилактической направленности здравоохранения; 5) удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи5.
В рамках национального проекта выделяются финансовые средства на приобретение высококачественного медицинского оборудования, медицинского транспорта, строительство новых клиник и лечебных корпусов, и от того, насколько эффективно будут распоряжаться этими средствами руководители учреждений здравоохранения на местах, во многом зависит успех его реализации. В ходе выполнения проекта предусмотрены образовательные программы, в том числе по подготовке врачей общей практики. В ведущих образовательных медицинских учреждениях страны есть кафедры организации здравоохранения и выделяются финансовые средства для обучения среднего медицинского персонала. Между тем в реальной действительности основная ответственность за работу всех подразделений и персонала возлагается на руководителей лечебных учреждений. От их способностей, знаний и компетенции зависит практически вся организация работы в медицинских учреждениях, что неизменно сказывается и на состоянии медицинской отрасли в целом. Поэтому необходимо учитывать роль переподготовки самих руководителей медицинских организаций в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Современный менеджер должен владеть знаниями в
области общего управления, маркетинга, управления персоналом и управления финансами. Подготовка руководителей сферы здравоохранения по этим курсам уже пятый год осуществляется на базе Высшей экономической школы Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. В этом высшем учебном заведении создана и действует на практике уникальная специализированная программа профессиональной переподготовки для руководителей медицинских организаций «Менеджмент в здравоохранении». Основной ее целью являются обучение современным методикам, технологиям, процедурам управления и развитие практических навыков управления. Эта программа позволяет руководителям медицинских учреждений изучить в теории, а затем применить на практике ключевые принципы управления: принятие эффективных управленческих решений, организацию взаимодействия подчиненных и контроль исполнения.
Следует иметь в виду, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» — лишь первый «точечный» шаг по повышению социальной эффективности государственных программ. Проект задает темпы, при которых мы сможем выйти на уровень США 2006 г. лет через 15—20, увеличив, например, качественную кардиологическую помощь в 7—8 раз6. Вряд ли можно рассчитывать, что только за счет реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» эта задача может быть решена. Скорее можно говорить о частных улучшениях, причем не во всех, а в некоторых областях. Для того же, чтобы задачу можно было решить хотя бы в перспективе 5—7 лет, необходимо увеличить масштаб приоритетного национального проекта «Здоровье» в десятки раз либо сконцентрировать развитие экономики на этой задаче, превратив здравоохранение в одну из приоритетных экономических отраслей. Это, кстати, и наблюдается в развитых странах, где удельный вес отрасли и бюджетного финансирования превышает российские стандарты в разы, а иногда и на порядок. Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.
1 http://www.rost.ru/main/what/06/06.shtml
2 http://www.rost.ru/projects/health/pO 1/pll/al 1 .shtml
3 http://www.rost.rU/projects/health/p01/pl2/al2.shtml#
4 http://www.rost.ru/themes/2006/12/291305_7297.shtml
5 http://rost.ru/projects/health/p01/pl3/al3.shtml
6 См.: Казанцев В. О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. — М., 2007. — С. 102.