Научная статья на тему 'Проблемы единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз»'

Проблемы единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов В. Ф.

В статье анализируются проблемы формирования единого педагогического пространства в системе «школа колледж вуз». Это один из подходов к решению проблемы повышения качества среднего образования учащихся с целью их последующего успешного обучения в вузах в системе образования малых и средних городов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the problem of one education system «School College High School». It has a new meaning and shows a new factor in the education system in small cities. This is one of the ways to solve this social problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз»»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ЕДИНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ «ШКОЛА — КОЛЛЕДЖ — ВУЗ»

В.Ф. Кузнецов, директор Открытого института (филиала) Самарской государственной архитектурно-строительной академии в г. Похвистнево

В статье анализируются проблемы формирования единого педагогического пространства в системе «школа — колледж — вуз». Это один из подходов к решению проблемы повышения качества среднего образования учащихся с целью их последующего успешного обучения в вузах в системе образования малых и средних городов России.

This article examines the problem of one education system «School — College — High School». It has a new meaning and shows a new factor in the education system in small cities. This is one of the ways to solve this social problem.

В последние годы в системе высшего профессионального образования происходят существенные изменения. Наблюдается тенденция развития обучения, в том числе вузовского, в малых городах России, где организуются филиалы государственных и негосударственных вузов. Однако научных исследований этих процессов практически нет (см.: Филиппов В.М. Образование для новой России // Высш. образование в России. 2000. № 1. С. 7—13).

Социально-экономические перемены, переживаемые Россией, находят свое отражение и в системе образования. Переход к цивилизованной рыночной экономике ставит перед обществом проблему качественной подготовки и переподготовки специалистов различных сфер деятельности человека. Это обусловлено возросшими требованиями социума, работодателя к профессиональным кадрам, ибо в быстро изменяющейся социально-экономической ситуации, характерной для информационного общества, происходит стремительное качественное изменение технологических процессов производства на основе внедрения новых современных технологий. В результате специальные знания и опыт быстро устаревают, теряют былую значимость и актуальность. В условиях жесткой профессиональной конкуренции личность должна непрерывно совершенствоваться (профессионально и духовно) в течение всей активной трудовой и социальной деятельности (см.: Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. С. 272).

Процесс подготовки и переподготовки профессиональных кадров в условиях демократизации гражданского общества резко усиливает роль и значимость образования, так как названную проблему можно реализовать только посредством образования.

Социальные преобразования в стране происходят на фоне обострения общеизвестных глобальных проблем развития мирового сообщества, среди них — загрязнение окружающей среды, все возрастающее потребление энергетических и природных ресурсов, негативные последствия бурно развивающегося научно-технического прогресса и т.д. Все это приводит к возникновению угрозы ядерной катастрофы, разрушению природной среды, энергетическому кризису, а в конечном счете — к дегуманизации человека.

Образование и воспитание значимы в любую историческую и культурную эпоху, а особенно в сложный переходный период. Посредством образования и воспитания человек включается в жизнь, наполняет ее ценностными смыслами и значениями. Образование, благодаря тому что оно общечеловечно по своей сути, способно противостоять разрушительным тенденциям, устранять дегуманизирующие человека и общество условия, поддерживать созидательные тенденции.

Следует подчеркнуть, что в решении названной многоаспектной социальноэкономической проблемы главную роль призваны сыграть образовательные учреждения, и прежде всего средние образовательные школы и средние профес-© В.Ф. Кузнецов, 2003

№ 2, 2003

сиональные учреждения, ибо они представляют собой связующее и системообразующее звено в структуре системы образования Российской Федерации (см.: Галиуллов Н.Р. Внедрение результатов социологических исследований в учебно-воспитательный процесс в системе непрерывного образования «Школа — колледж — вуз» / СГПУ. СПб., 2002.

С. 390—394).

Ответной реакцией на происходящие в стране перемены стало появление различных видов образовательных учреждений: гимназий, колледжей, технических и университетских лицеев, классов с углубленным изучением отдельных дисциплин, профильных классов различной направленности и т.д. В этой связи ученые отмечают: «Недавно казалось незыблемым существование в обществе исключительно эволюции по „чистым“ линиям разных типов образовательных учреждений. В дошкольном учреждении — один мир, в школе — другой, в учреждениях дополнительного образования — третий, в профессионально-техническом училище — еще один, и, наконец, в высшем учебном заведении — совсем особый мир...». Между имеющимися типами образовательных учреждений не существовало необходимых образовательных связей, на основе которых они могли бы интегрироваться и взаимодействовать в целях более эффективного решения не только своих специфических задач, но и общих задач образования. В наиболее обостренной негативной форме последствия такого положения вещей проявляются на стыке образовательных ступеней среднего и высшего профессионального образования. В частности, этим объясняется несоответствие образовательного уровня многих выпускников средних образовательных школ требованиям, предъявляемым к уровню знаний учащихся при поступлении в высшие учебные заведения. Образовательные навыки и знания, полученные выпускниками в средних образовательных школах, в целом не обеспечивают успешность их обучения в вузах. Для достижения необходимого уровня знаний, требующихся при поступлении в вузы или престижные

средние профессиональные учреждения, они вынуждены сочетать обучение в школе с параллельным обучением у репетиторов или на всевозможных очных и заочных курсах, организуемых при вузах или средних специальных заведениях. Физиологически не окрепший организм учащегося испытывает огромное нервно-психологическое напряжение и непосильную физическую нагрузку, что ни в коей мере не способствует его гармоничному физическому и духовному развитию, а, наоборот, наносит определенный урон здоровью учащегося. Все это свидетельствует о недостаточной согласованности в деятельности различных типов образовательных учреждений. Но, как известно, «эволюция по „чистым“ линиям неизбежно приводит к регрессу и препятствует росту разнообразных форм жизни. На динамической фазе жизни общества неизбежно начинает преобладать эволюция по „смешанным“ линиям» (Будаев В.А., Петрова С.П., Хусаинов Я.В. Практическое освоение контроля успеваемости профессиональных знаний в учебном процессе. СПб., 2001).

Действительно, в сложнейших социально-экономических условиях в современной системе образования вполне закономерно происходит стремительный процесс интеграции школы с вузом, школы со средним профессиональным учреждением, среднего профессионального заведения с вузом и т.д. На завершающем этапе среднего общего образования возникло такое разнообразие типов образовательных учреждений, предоставляющих учащимся широкий спектр образовательных услуг со свойственными им формами организации учебного процесса и методическими принципами обучения, что учащимся и их родителям очень сложно выбрать то или иное образовательное учреждение. В свою очередь, перед педагогическими коллективами самих образовательных учреждений встает первостепенная проблема: как и по каким принципам и критериям осуществлять качественный отбор учащихся, поскольку эти возникшие насущные вопросы пока еще мало изучены. Вслед за такими непростыми вопросами следу-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ют проблемы организации самого процесса обучения в соответствии с особенностями каждого образовательного учреждения: проблема обучения одаренных детей, разработка оптимальных образовательных программ, соблюдение преемственных и междисциплинарных связей в образовании, выбор подходящих методов обучения, укомплектование образовательного учреждения учителями высокой квалификации, формирование гуманистических взглядов учащихся, создание благоприятной личностно-психологической и педагогической атмосферы, информатизация учебного процесса, внедрение новых информационных технологий и т.д. (см.: Гостев А.Г. Система работы образовательного учреждения №11 города Челябинска: Федеральная экспериментальная площадка — лицей по предметам естественнонаучного цикла // Образование. 1991. № 2. С. 4—20).

Таким образом, проявляется целый спектр взаимосвязанных и взаимообусловленных сложных и актуальных проблем и задач, требующих качественной реализации в образовательной сфере на стыке среднего общего и высшего профессионального образования.

В процессе демократических преобразований государства школа получила определенную свободу выбора содержания и форм обучения, воспитания. При этом в Законе «Об образовании» (1992— 1996) констатируется, что содержание образования определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. Утверждается, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на сво-

бодный выбор мнений и убеждений» (Закон об образовании // Новая школа. М., 1996. С. 64).

Однако в системе образования на уровне средних образовательных учреждений не удалось достичь ожидаемых радикальных перемен. С одной стороны, это связано с финансово-экономической необеспеченностью образовательной школы в ее сложный переходный период, а с другой — со сложившимися устойчивыми стереотипами самосознания и мышления личности педагога в понимании самой сути образования.

Кроме того, появились тенденции, связанные с отчуждением детей от образовательной деятельности, заметно снизилась мотивация учения на фоне все возрастающей молодежной агрессивности, наркомании и преступности. В результате произошло снижение качества образования.

В условиях глобального кризиса современной культуры, осложненного для отечественной школы сменой идеологических вех и экономическими трудностями, необходимы теоретическое переосмысление классической модели школы, осмысление современного педагогического опыта, широкое распространение гуманистической педагогической практики учителей-новаторов и ее теоретическая интерпретация.

Впервые идея гуманитаризации отечественного школьного образования была официально обнародована и декларирована в Концепции общего среднего образования в 1988 г.: «...гуманитаризация образования служит преодолению тенденций к технократизации и отчуждению. Подспорьем ей в этом становится гуманизация содержания, методов и форм школьного образования, т.е. его личностная направленность» (Концепция общего среднего образования // Учит. газ. 1988. 23 авг.).

Из изложенного текста явствует, что идея гуманитаризации образования затрагивает содержание образования и носителем гуманитарной культуры прежде всего должен быть учитель, способный повлиять на обучаемого в образовательном процессе так, чтобы учащий-

№ 2,2003

ся находил и открывал для себя как личности личностную значимость изучаемых новых явлений и объектов и, базируясь на ней, мог понимать и осмысливать суть изучаемых понятий, явлений дисциплины, а в итоге ее содержание.

В системе образования малых и средних городов России, в процессе кардинальных изменений на рынке труда как результат социально-экономических перемен в государстве проявились свои специфические проблемы. Это вызвано тем, что средние образовательные учреждения и высшие учебные заведения, территориально расположенные в таких городах, играют огромную социально-экономическую роль в развитии самих городов. С другой стороны, государственные учреждения и предприятия, малый и средний бизнес здесь нуждаются в современных специалистах. Эти проблемы затрагивают многие авторы (Г.М. Ильмушин, А.М. Кац, В.В. Сериков, И.Г. Бердников и т.д.).

Большое число специалистов высшего профессионального образования не в состоянии конкурировать на современном рынке труда (в силу своего профессионального отставания от потребностей социума в связи с высокими темпами научно-технического прогресса и бурным ростом информатизации общества) или просто не востребованы. Современная реальность такова, что немалая часть профессиональных кадров серьезно нуждается в переподготовке или в получении второй специальности. В сложившихся современных рыночно-экономических отношениях проблема подготовки и переподготовки профессиональных кадров в условиях развития малых и средних городов России приобретает особую значимость и актуальность (см.: Корнев Г.П. Условия повышения качества образования в профессиональной подготовке студентов. СПб., 2001; Бляхман Р.И. Использование компьютерной технологии для фундаментальной подготовки студентов. СПб., 2001). Выходом из создавшегося положения является осуществление подготовки и переподготовки профессиональных специалистов в основном силами региональных вузов и средних специальных

учреждений, в том числе вузами малых и средних городов данного региона.

Однако средние образовательные учреждения в целом на современном этапе развития образовательной деятельности не в состоянии в полной мере обеспечивать вузы выпускниками, способными успешно обучаться в них, в силу ряда вышеназванных причин. Об этом свидетельствуют результаты государственного тестирования и вступительных экзаменов (см.: Результаты ЕГЭ в 2002 году. СПб., 2002). Более того, на фоне ожидающейся неблагоприятной демографической ситуации в стране проблема качественного приема контингента студентов, способного быстро адаптироваться в системе обучения в вузах, приобретает серьезную остроту и значимость, особенно для вузов, территориально расположенных в малых и средних городах России.

Таким образом, прослеживается явное противоречие между потребностью малых и средних городов России в современных образованных специалистах с высшим профессиональным образованием, способных конкурировать на современном рынке труда, профессионально непрерывно самосовершенствоваться в процессе всей активной профессиональной и социальной деятельности в соответствии с требованиями социальной среды и работодателя, и недостаточным качественным уровнем подготовки выпускников средних школ и средних профессиональных учреждений. Среднее полное образование как узловое и системообразующее звено в структуре системы образования в силу вышеназванных причин в целом не обеспечивает качественный образовательный уровень учащихся малых и средних городов России, необходимый для дальнейшего обучения выпускников в высших учебных заведениях (см.: Загорский В.А. Опыт совместной деятельности АО «Тяжмаш» и СФ СамГТУ в подготовке квалифицированных специалистов. СПб., 2001).

В условиях системы образования малых и средних городов России для решения сформулированной образовательной проблемы на стыке двух ступеней образования — среднего и высшего — необ-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ходимы активная образовательная интеграция и взаимодействие средней образовательной школы и вуза (см.: Ильмуш-кин Г.М., Миншин М.М. Роль школы естественнонаучных знаний в повышении познавательной активности учащихся старших классов / УлПИ. СПб., 1991. С. 27).

На основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований и их анализа в целях более эффективного решения этой проблемы в современных социально-экономических отношениях, в условиях демократизации и информатизации общества нами выдвигается идея формирования так называемого единого педагогического пространства в системе «школа — колледж — вуз».

Единое педагогическое пространство в системе «школа — колледж — вуз» как образовательное пространство определяется на основе преемственности обучения и воспитания в образовании, включающем ступени среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательный процесс рассматривается в единстве и во взаимодействии всех ступеней педагогического пространства как непрерывный и системный процесс с учетом целей и задач каждой ступени.

Основной целью единого педагогического пространства в системе «школа — колледж — вуз» являются более

широкая интеграция и взаимодействие в образовательном пространстве системы образования малых и средних городов России для успешного преодоления образовательных проблем на стыке ступеней среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В перспективе это приведет к более эффективному решению проблем подготовки современных дипломированных специалистов для региона, способных конкурировать на рынке труда, непрерывно пополнять свои профессиональные и общечеловеческие знания, а также профессионально самосовершенствоваться в течение всей активной жизненной деятельности.

Таким образом, единое педагогическое пространство в системе «школа — колледж — вуз» наполняется новым содержанием и представляется как системообразующий фактор в системе образования малых и средних городов России, ибо качество образования последующих ступеней определяется на этапе среднего и среднего профессионального образования и на стыке среднего и высшего.

Формирование указанного пространства может рассматриваться как один из подходов к решению проблемы повышения качества среднего образования учащихся с целью их последующего успешного обучения в вузах в системе образования малых и средних городов России.

Поступила 23.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.