Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка'

Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
634
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хаустова Н. М.

В статье анализируются взгляды С.Л. Франка на духовно-нравственное воспитание. Духовность является фундаментальной, исходной характеристикой человека, поэтому воспитание должно начинаться с духовно-нравственного формирования человека. Франк мыслит духовно-нравственное воспитание как длительный процесс, который должен быть рассчитан на внутреннее развитие и направлен непосредственно на формирование нравственного сознания и поведения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С. Л. ФРАНКА

© 2013 Н. М. Хаустова

ассистент каф. теологии и религиоведения e-mail: n-haustova@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируются взгляды С.Л. Франка на духовно-нравственное воспитание. Духовность является фундаментальной, исходной характеристикой человека, поэтому воспитание должно начинаться с духовно-нравственного формирования человека. Франк мыслит духовно-нравственное воспитание как длительный процесс, который должен быть рассчитан на внутреннее развитие и направлен непосредственно на формирование нравственного сознания и поведения человека.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, личность, духовность,

духовное развитие, нравственность, творчество.

В течение последних двух десятилетий в России произошли перемены, которые привели к изменениям в жизни общества, государственных институтов и социальных отношений. Общество столкнулось с духовным кризисом всех сфер общества, в том числе воспитания. Поэтому одной из жизненно важных и приоритетных задач стало возрождение духовно-нравственного воспитания. Решением этой проблемы занимаются педагоги-практики, психологи, социальные работники, общественные деятели, священники, государство и Церковь.

И хотя проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стала одной из ключевых проблем в педагогике, её решение пока далеко от окончательного. В этой связи целесообразно обратиться к опыту решения этой проблемы в истории русской педагогической мысли, особенно во второй половине XIX - первой половине XX в.

На сегодняшний день мало изучено теоретическое педагогическое наследие философа С.Л. Франка, который на протяжении всей своей жизни работал над проблемами духовно-нравственного развития и воспитания общества и личности.

Прежде всего, следует понять исходную идею воспитания в философии С. Л. Франка, которая состоит в том, что воспитание является родовой творческой деятельностью. В обосновании этой идеи С.Л. Франк исходит из того, что человек творит не только внешние вещи, даже если таковыми являются художественные, научные, философские, богословские произведения, не только среду своего бытия, своей жизни в целом, но, самое главное, человек творит самого себя. Другими словами, предметом творения человека является не только его культура в самом широком смысле этого слова, но и «создание», «делание» (Г.В.Ф. Гегель) самого человека. С. Л. Франк пишет, что «всякий воспитатель детей есть уже творец» [Франк 2003: 347].

Исходно-родовое начало в человеке - начало духовно-нравственное, потому что именно духовность является фундаментальной, исходной характеристикой человека. Поэтому и формирование человека должно начинаться с его духовно-нравственного развития, а духовно-нравственное воспитание должно быть определяющим исходнофундаментальным видом воспитания.

Важнейшая исходная категория воспитания, «пробный камень всякой

педагогической системы - цель воспитания» (К.Д. Ушинский). Цель воспитания,

которую он выводил из понимания смысла жизни человека - достижение вечной жизни, С. Л. Франк видел в Евангельском завете «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5: 48). Именно стремление к совершенствованию является

определяющим признаком жизни человека, в этом проявляется творческое призвание человека, и оно же является целью воспитания и образования.

Совершенствование человека не связано только с совершенствованием его духовной сферы - оно предполагает его всестороннее совершенствование. Более того, абсолютное большинство людей своё совершенство могут и должны обрести не на пути исключительно духовного делания, а на пути мирского делания, в самых разных областях своей земной жизни.

С. Л. Франк определял цель духовно-нравственного воспитания как следование Христу, а более конкретно - как достижение святости, которую можно определить как чуждость по отношению к миру греха, полное отрицание его и следование заповедям Божиим. Святой - это человек, стяжавший благодать Духа Святого и явивший Его силу в нашем мире. О подлинной святости свидетельствуют не наружное благочестие и не подвижничество, а богоподобные свойства как очевидные знаки духовного возрастания его личности. Наиболее полно и зримо путь достижения этой цели можно увидеть на примере духовной жизни людей, которые посвятили себя служению Богу. В них осуществляются земные образцы святости. Но духовно-нравственное воспитание личности не есть удел только некоторых, избранных натур, исключительно посвятивших себя духовному деланию. Оно в равной степени относится ко всем людям, к любому «мирскому человеку», какой бы деятельностью он ни занимался.

Франк говорит, что на любом месте человек должен жить по идеалам святости и любое дело творить согласно с христианскими заповедями, делать любое дело как Божье дело, как Божье задание. Эту мысль он обосновывает тем, что «Бог есть и Творец мира, и через Бога и в Боге оправдан и мир. Кто может отречься всецело от мира, от всего того в мире, что не согласуется с Богом и не божественно, и идти прямо к Богу, тот поступает праведно, кратчайшим и вернейшим, но и труднейшим путем обретает оправдание и смысл своей жизни. Так идут к Богу отшельники и святые. Но кому это не дано, у того другое предназначение: он вынужден идти к Богу и осуществлять смысл своей жизни сразу двумя путями: пытаться по мере сил неуклонно идти прямо к Богу и взращивать в себе Его силу и вместе с тем идти к Нему через переработку и совершенствование мирских сил в себе и вокруг себя, через приспособление их всех к служению Богу. Таков путь мирянина» [Франк 2004: 112].

Определяя путь «мирянина» он пишет: «Всякая такая деятельность, поставленная на свое надлежащее место, именно как вспомогательное средство, внешне содействующее основному делу духовного труда над обожением жизни, совершаемая во имя Христа и со Христом, не только правомерна, но для всякого, неспособного подавить в себе сразу мирские силы, обязательна. И всякая такая деятельность, совершаемая, как абсолютное дело, мнящая заменить собою основную внутреннюю работу духовного возрождения человека, гибельна, как измена Богу и слепое идолопоклонство, как слепая плененность бессмысленностью мирской жизни. Недаром Спаситель сказал раз навсегда, всем людям и для всех их дел: «Без Меня не можете делать ничего» [Франк 2004: 126].

Как считал С. Л. Франк, богоподобие — это тот идеал, который должен быть осуществлён человеком в процессе духовно-нравственного воспитания. Идея богоподобия — это единственное основание нравственного развития человека. И поэтому безусловным идеалом совершенства является отображение в себе Бога путём действительного уподобления Ему, что и составляет смысл человеческого существования. Поэтому духовно-нравственное воспитание и образование призваны

сформировать в человеке то ценностное ядро, без которого немыслима духовная целостность человека, призваны сформировать личность человека.

Каждый человек изначально духовен, но далеко не каждый осознаёт это и далеко не каждый сознательно действует, сообразуясь с этим пониманием. Между тем только духовное начало делает человека сопричастным Богу и только благодаря этому возможна его подлинная жизнь: «Человек испытывающий нужду в безусловно прочной самоутверждённой основе для своего существования, и эта основа и есть то, что мы называем «Богом» [Франк 2003: 286].

Поскольку духовность является фундаментальной, исходной характеристикой человека, то воспитание должно начинаться с духовно-нравственного формирования человека. Франк пишет о разных смыслах совершенствования мира и жизни человека. Это либо совершенствование через устранение недостатков и борьбу с грехами, нравственное исцеление конкретного человека; либо совершенствование мира как увеличение абсолютного количества добра в нём. Духовно-нравственная активность человека должна быть направлена на совершенствование мира как устранением сил, действующих разрушительно на жизнь человека, так и, прежде всего, путём внутреннего совершенствования, активной помощи ближнему. В этом взаимовлиянии Франк усматривает смысл и природу духовно-нравственного совершенствования общества, общего порядка человеческой жизни. Философ определяет его как коллективное самовоспитание человечества, как результат усилий общества, состоящего из духовноразвитых личностей, стремящихся к жизни по христианским заветам.

Человек, вступая на путь развития своей личности, должен осознать свою принадлежность и к миру материальному, и к миру духовному. При этом он должен осознать свою внутреннюю, духовную жизнь как живое состояние самого же сознания, которое говорит о сохранении духа, об идеале разумного мышления, о свободе. Благодаря этому человек становится тем, кем он является по своей сущности - а именно свободно-разумной личностью.

С. Л. Франк говорит о том, что та природа, которая дана человеку непосредственно в виде данного физического мира, сознаётся им как нечто недостаточное, как то, что «не соответствует его подлинному существу» [Франк 2003: 286]. Найти же себя в мире человек может только через взаимодействие с Богом. А оно совершается потому, что человек осознаёт, с одной стороны, недостаточность одной действительности для своей жизни, а с другой - пусть самое слабое чувство существования чего-то высшего. А поскольку человек нуждается в Боге, то это начало одновременно имманентное и трансцендентное ему. Поэтому человек выходит на понимание духовности, на осознание реальности, её присутствия в самом человеке. «Реальность» - это «сверхмирное бытие». «Но кроме этого общего — и

неопределенного по своей общности — сознания реальности как таковой, мы имеем во внутреннем опыте еще специфическое восприятие реальности в том качественном — или, точнее, категориальном — ее своеобразии, в котором она выступает как фактор и определяющий соучастник нашей собственной духовной жизни» [Франк 2003: 330]. Применительно к человеку С. Л. Франк определяет реальность следующим образом: «Реальность есть жизнь, т. е. активность, творчество, процесс неустанного становления; но она вместе с тем есть вечная жизнь, т. е. жизнь, с самого начала и сразу имеющая в себе всю полноту того самого, что она активно осуществляет в себе» [Франк 2003: 244].

Он доказывает, что «мы только потому можем осуществлять саму реальность в форме нашей, человеческой активности, быть не только орудием нашего собственного “я”, но и проводниками творческой активности самой реальности, — что и мы, и она обладаем неким общим или сродным характером активности. Этот характер состоит в

спонтанности, в свойстве быть изначальным источником творческой активности; проще говоря — в свободе» [Франк 2003: 246].

Постижение духовной реальности есть вместе с тем и начало духовного развития человека: «В этом смысле — при всей глубине контраста между реальностью и нашим собственным бытием — мы одновременно улавливаем ее подобие тому, что мы сами, в нашем внутреннем самобытии, есмы в ограниченной и производной форме. Ибо и мы сами — в ограниченных пределах и лишь в последней нашей глубине — есмы то, что мы творим в себе (ибо что иное есть творческое усилие духовного роста и самовоспитания, вне которого нет вообще внутреннего бытия личности?); мы не только творим и формируем мир вокруг себя, но и творим сами себя. И мы обладаем тем несказанным свойством, что есмы нечто изначальное, порождающее из себя самого содержание своего бытия» [Франк 2003: 247].

Благодаря духовному развитию человек становится сопричастным Богу, а благодаря этому он становится не только духовным существом в себе, но и для себя. «Истина, открытая христианством — истина Богочеловечества, основанная на истине Богочеловека, на живом явлении самого Бога — дарует нам уверенность и вместе с тем требует нашей веры, что существо, распятое и умершее на кресте, есть единородный Сын Божий, в котором обитает вся полнота Божества и которое своим воскресением незыблемо утвердило победу жизни над смертью, смысл жизни над ее бессмыслием» [Франк 2004: 96]. Напротив, без признания этой Основы собственного бытия, человеческая жизнь становится бессмысленной.

Нравственное содержание человеческой личности наиболее всего выражается в богопочитании. Для того чтобы у человека возникла не одна только абстрактная мысль о Боге, но и живое отношение к Богу, ему нужно не просто лишь признать действительное бытие Бога как первой причины мира и самого человека, но и сознать свою личную связь с Богом в самом процессе своей действительной жизни. Здесь следует указать на то, что исходное отношение человека с миром в философии С.Л. Франка является «я-Ты отношение», и благодаря духовно-нравственному развитию для человека становится возможным установление этих отношений с самим Богом.

В то же время нравственное совершенствование является «сущностнонравственным внесением добра в самые человеческие души, иначе говоря, нравственным воспитанием и духовным исправлением и обогащением жизни» [Франк 1992: 437]. Можно сказать, что это так называемое положительное духовнонравственное творчество.

Духовно-нравственное воспитание Франк мыслит как длительный процесс, который должен быть рассчитан прежде всего на внутреннее развитие человека: «Жизненный опыт лишь постепенно научает его понимать, что подлинно эффективны всё же обычно средства, труднее достижимые и действующие изнутри. Вера, что жизнь совершенствуется проще и легче всего улучшением внешних её порядков и устройства, вытекает ближайшим образом из этой общей склонности человеческой мысли» [Франк 1992: 456].

Как показывает С. Л. Франк, это заблуждение связано и во многом с тем, что сам человек в последние века стал пониматься как нечто разумное и благое сам по себе. «Этот предрассудок, однако, особо распространился и усилился в последние века в связи с основным заблуждением — можно сказать, основной ересью нового времени, согласно которой человеческая природа сама по себе не нуждается в улучшении, будучи по существу разумной и благой. Зло в жизни, согласно этому представлению, может проистекать вообще только из одного источника - из неправильного порядка или устройства человеческой жизни (хотя и здесь остаётся непонятным, как совершенный

человек мог доселе иметь столь несовершенный, дурной и нецелесообразный порядок жизни» [Франк 1992: 456].

Напротив, природа человека несёт в себе не только доброе начало, но злое. Поэтому, говоря о зле, существующем в мире, и противодействии ему, философ указывает, что человеку надо противодействовать злу прежде всего внутри себя и в то же время находить средства для того, чтобы противодействовать ему извне. Он пишет о том, что приоритетной в нравственной деятельности является внутренняя деятельность: «Смешивая внешнюю жизнь с внутренней, не понимая отличия между ограждением добра и обузданием зла, с одной стороны, и осуществлением добра и истреблением зла — с другой, одни утверждают, что всякая внешняя, общественная и государственная деятельность бесполезна и есть зло, а другие, напротив, считают ее равноценной внутренней деятельности, мнят через нее осуществить добро и истребить зло. Это одно и то же заблуждение: смешение сущностно-творческого с вспомогательно-механическим делом, внутреннего с внешним, абсолютного с относительным. Отвергать относительное на том основании, что оно — не абсолютное, и признавать его, только превознося его до значения абсолютного, значит одинаково не понимать различия между абсолютным и относительным, одинаково не признавать относительной правомерности относительного, значит в том или другом отношении нарушать завет: «воздавайте кесарю кесарево, а Богу Богово» [Франк 2004: 122].

Поэтому С.Л. Франк говорит о невозможности решения вопроса нравственного воспитания только чисто внешними средствами в силу несовершенства природы самого человека: «И несостоятельность утопического замысла преодолеть грех и осуществить совершенную человеческую жизнь посредством каких-либо реформ воспитания или общественного устройства постоянно и с предельной убедительностью обличается фактом, что человек и в новых формах жизни, и при новых понятиях обнаруживает все ту же неискоренимую свою греховность» [Франк 2003: 351]. Эту позицию он резюмирует в следующих словах: «Государство, справедливо говорит Вл. Соловьев, существует не для того, чтобы осуществить рай на земле, оно бессильно совершить это; но оно существует, чтобы предупредить осуществление ада на земле» [Франк 2004: 125].

Поэтому важнейшее место в жизни человека должно занимать духовнонравственное воспитание и совершенствование каждой отдельной личности, что является и самым лучшим средством совершенствования общества. Это «путь, приводящий к максимально эффективным и прочным результатам, есть путь изнутри наружу, от личной жизни к жизни общественной, иначе говоря, путь совершенствования общих отношений через нравственное воспитание личности. Это есть основной, царственный путь подлинно христианского совершенствования жизни, на котором через проповедь любви, сострадания, уважения к человеку, обуздания тёмных, корыстных, хаотических вожделений, через соответствующее воспитание, через педагогическую и миссионерскую активность закладываются прочные основы лучшего, более справедливого, более проникнутого любовью и уважением к человеку порядка общественной жизни» [Франк 1998: 459].

Следовательно, нравственное совершенствование жизни человека может быть двойным - это или сущностное нравственное совершенствование, при котором развивается личность, или совершенствование порядка жизни общества. В воспитании надо использовать и тот, и другой путь. Но нельзя забывать, что внешними средствами можно оградить человека, общество от зла, но нельзя осуществить добро, так как добро возрастает изнутри человека, изнутри общества. «Единственный способ реально уничтожить зло есть вытеснение его сущностным добром; ибо зло, будучи пустотой, уничтожается только заполнением и, будучи тьмой, рассеивается только светом.

Подобно пустоте и тьме, зло нельзя никаким непосредственным, на него обращенным способом раздавить, уничтожить, истребить, ибо при всякой такой попытке оно ускользает от нас; оно может лишь исчезнуть, «как тает воск от лица огня», как тьма рассеивается светом и пустота исчезает при заполнении» [Франк 1992: 457]. И далее философ указывает на самую существенную характеристику добра и зла: «В этом подлинном, сущностном смысле добро и зло живут только в глубине человеческой души, в человеческой воле и помыслах, и только в этой глубине совершается борьба между ними и возможно вытеснение зла добром» [Франк 1992: 457].

С. Л. Франк предлагает своеобразную методику духовно-нравственного развития и воспитания, следуя которой мы можем обратиться к Церкви и к Богу для того, чтобы соучаствовать в творчестве идеального бытия и в конце концов придти к Богу, обрести чувство любви к Богу и благодаря этому по-настоящему служить ближнему своему, в результате и сами становясь более совершенными духовно и нравственно.

Эта методика прежде всего состоит в том, что каждый человек, каким бы делом он ни занимался, должен обязательно заниматься свои духовным развитием должен: «часть своего времени затрачивать на основное дело — на накопление внутри себя сил добра, без которых все остальные дела становятся бессмысленными или вредными.<.. .> Религиозное, внутреннее делание, молитва, аскетическая борьба с самим собой есть такой неприметный основной труд человеческой жизни, закладывающий самый ее фундамент. Это есть основное, первичное, единственное подлинное производительное человеческое дело. Все внешние человеческие дела, все способы внешнего устроения и упорядочения жизни опираются на внутреннее дело — на осмысление жизни через духовное делание, через взращивание в себе сил добра и правды, через действенное вживание человека в Первоисточник жизни — Бога» [Франк 2004: 111].

Он особо подчёркивает, что «совершенствование и как бы созревание мира состоит не только в обогащении его содержания, в усложнении и согласовании его жизни, но и в его духовном просветлении, в нарастании в нем Божьего начала через, так сказать, все большее “очеловечение” мира. Продолжающийся (во временном плане) процесс “сотворения” мира в узком смысле слова и процесс “спасения” или “обожения” мира суть две стороны одного общего творческого акта, в котором само бытие Бога и Его творческая действенность - понимая последнюю как Его саморасширение и саморазвитие - совпадают. Человеческая активность имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю - именно сторону, в которой она есть организация и внешнее формирование строя жизни, и сторону внутреннего духовного - индивидуального и коллективного - самовоспитания и просветления» [Франк 1992: 429].

Духовно-нравственное воспитание непосредственно направлено на формирование нравственного сознания и поведения человека в процессе его нравственной деятельности. Философ говорит о том, что подлинное творчество невозможно без ответственности и нравственной серьёзности: «оно требует

нравственного усилия правдивости, должно сочетаться со смирением, совершается через аскезу бескорыстного служения» [Франк 2003: 349]. Без осознания этого человек может свою творческую силу направить в русло разрушения. И это требование в первую очередь относится к духовно-нравственному формированию человека. Нравственное начало особенно важно для реальности человека, которая всегда является нравственным состоянием по своему существу. Более того, ни к какой другой форме творчества не относится это требование в такой мере, как к воспитанию человека, и прежде всего духовно-нравственному.

С. Л. Франк указывает и на то, что именно в духовном воспитании менее всего возможно творчество. Он пишет: «Человеческое творчество не есть уже тем самым осуществление воли Божией во всей ее полноте, глубине и целостности. Ибо воля Божия

не есть только воля к сотворению новых форм бытия; в согласии с тем, что Бог есть нечто большее и иное, чем только творческий первоисточник бытия, именно есть вместе с тем олицетворенная святость, идеальное начало внутреннего совершенства, как бы духовной прозрачности и оправданности бытия, — воля Божия в ее полноте и глубине есть воля не только к созиданию, но и к обожению творения, к ее слиянию с самим Богом. В этом отношении только в области нравственно-религиозной, в области творческого усилия человека внедрить, воспринять в собственное бытие — индивидуальное и коллективное — святость Бога, человеческое творчество есть вольное выполнение целостной воли Божией. Но именно в этой области человек меньше всего есть «творец» и в наибольшей степени — простой восприемник благодатной реальности самого Бога» [Франк 2003: 348]. И в то же время, именно благодаря этому он и есть подлинный творец - творец своей души, души, способной обрести жизнь вечную.

Важнейшей составной частью духовно-нравственного воспитания является воспитание воли человека. Он характеризует волю человека следующим образом: «человек есть вместе с тем телесное, а потому и космическое существо. Его воля имеет два конца: один — внутренний, упирающийся в метафизические глубины, в которых и совершается это истинное, подлинное дело, другой — наружный, проявляющийся во внешних действиях, в образе жизни, в порядках и отношениях между людьми. Эта внешняя жизнь, или жизнь этого, во вне обращенного, наружного конца человеческой воли не безразлична для жизни внутреннего существа души, хотя никогда не может заменить ее и выполнить ее дело. Она играет для этого внутреннего существа души двоякую пособную роль: через ее дисциплинирование и упорядочение можно косвенно воздействовать на внутреннее существо воли, содействовать его работе, а через ее разнуздание можно ослабить внутреннюю волю и помешать ее работе; и, с другой стороны, общие внешние порядки жизни и то, что в ней происходит, может благоприятствовать или вредить духовному бытию человека» [Франк 2004: 123].

Соответственно своему представлению о воле, он указывает способ формирования воли, которое «начинается с внешнего ее дисциплинирования и поддерживается им: полезно человеку рано вставать, трудиться хотя бы над ничтожным делом, упорядочить свою жизнь, воздерживаться от излишеств; отсюда -ряд внешних норм поведения, которые мы должны соблюдать сами и к которым должны приучать других; и работа по такому внешнему упорядочению жизни - своей и чужой - косвенно содействует основной задаче нашей жизни» [Франк 2004: 125].

Он пишет, что «внешнее воспитание воли и содействие ее внутренней работе через ее дисциплинирование в действиях и поведении и создание общих условий, ограждающих уже осуществленные силы добра и обуздывающих гибельное действие зла — вот к чему сводится мирское дело человека, в чем бы оно ни заключалось. Идет ли речь о труде для нашего пропитания, о наших отношениях к людям, о семейной жизни и воспитании детей или о наших многообразных общественных обязанностях и нуждах — всюду, в конечном счете, дело сводится или на наше индивидуальное и коллективное, внешнее воспитание, косвенно полезное для нашего внутреннего, свободного духовного перевоспитания, или на работу по ограждению добра и обузданию зла» [Франк 2004: 124-125]. Внутреннее воспитание воли состоит в осуществлении деятельности человека в соответствии с нравственными заповедями, творении добра в силу внутренней потребности самой человеческой души.

Таким образом, идеи духовно-нравственного воспитания, сформулированные С. Л. Франком, дают возможность каждому, кто обращается к его трудам, возможность задуматься о себе, своём положении в мире, увидеть пути своего духовно-нравственного воспитания и самовоспитания.

Библиографический список

Библия: книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1999. 1376 с.

Франк С. Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 243-433.

Франк С. Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия // Франк. С.Л. С нами Бог. М.: АСТ, 2003. С. 133-436.

Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998. 255 с.

Франк С. Л. Смысл жизни. М.: АСТ, 2004. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.