Научная статья на тему 'Проблемы древнерусского государства в современной Российской историко-правовой литературе'

Проблемы древнерусского государства в современной Российской историко-правовой литературе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5518
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинов Н. В.

В статье поставлен вопрос об освещении истории древнерусского государства в учебной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Ancient Russian State in Modern Russian Historical Legal Literature

The article is devoted to the problems of ancient Russian state in modern Russian historical legal literature.

Текст научной работы на тему «Проблемы древнерусского государства в современной Российской историко-правовой литературе»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Н.В. Блинов

Кафедра теории и истории государства и права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье поставлен вопрос об освещении истории древнерусского государства в учебной литературе.

Среди вопросов российского государствоведения история происхождения государства на Руси, его типология, формы и этапы эволюции, его социальная структура и т.д. изначально были в центре внимания как историков, так и юристов. Дискуссионное состояние немалой части из этих вопросов в современной историографии — свидетельство, с одной стороны, их научной значимости и практической потребности — с другой. Последнее отчасти сопряжено с тем, что в не столь отдаленном прошлом история государства и права России получила статус самостоятельной дисциплины в системе высшего юридического образования.

Отмеченное обстоятельство, особенно в условиях современных научно-методических экспериментов в высшей школе, настоятельно требует углубленного внимания как к разработке концептуально-теоретических аспектов столь фундаментального курса, так и к обеспечению его соответствующими учебно-информативными и методическими пособиями. А между тем, учебная литература по истории государства и права России по узловым вопросам полностью заимствует схему общей истории России, закрепляя в том числе положения, давно подвергнутые серьезной научной критике как пришедшие из области идейно-политического доктринерства.

Сказанное в значительной мере относится к начальному периоду древнерусского государства и событиям последующей трехвековой истории. В рамках историографической традиции начальный этап древнерусского государства во всех учебниках хронологически обозначен ТХ-Х11 вв. Почти столь же единообразно все авторы и редакторы современных учебников по истории государства и права России определяют тип и форму древнерусского государства, его возникновение [5; 6; 7; 9; 13].

Не менее общим сюжетом присутствует версия о варягах-норманнах. По сути, авторы учебников дружно отвергают участие последних в государственном строительстве Руси. Пожалуй наиболее определенно об этом сказано в учебнике под общей редакцией О.И. Чистякова: «Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты» [9, с. 33].

Столь категорические утверждения значительно расходятся с данными древнерусских и иностранных источников, что вызывает только недоумение, поскольку известно, каким образом в славянских объединениях Новгорода и Киева появились

«посты» Рюрика или Олега, Поскольку вопрос о варягах в Восточной Европе в

1Х-Х вв. — особая тема и мимоходом ее раскрыть невозможно, заметим, что дальнейшее сохранение в историографии эмоционально-патриотического подхода к ней давно исчерпало предел доверия к обозначенной трактовке.

В указанных учебниках по истории государства и права России лишь с некоторыми нюансами древнерусское государство — раннефеодальная монархия. Наиболее четко это сказано И.А. Исаевым: «Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию» (выделено И. А. Исаевым) [5, с. 11].

В учебнике под редакцией Ю.П. Титова эта общая характеристика конкретизирована тем, что, начиная с IX века, древнерусское государство — эго классовая система сюзеренитета — вассалитета, определявшая его лицо. Более того, «Русская правда» у него — крупнейшая кодификация феодального права [7, с. 9].

В «Русской правде» есть служилые люди князя, почти исключительно из его дружинников, но нет ни феодального землевладения, ни феодально-зависимого населения, ни соответственно иерархии вассалитета. Попытка модернизировать источник порождает лишь вопросы. Аналогично звучит у В.А. Рогова утверждение о финансовых повинностях феодально-зависимого населения. Это — дань-полюдье, оброк [13, с. 10].

О каких феодальных повинностях может идти речь, если дань — военная добыча, взимаемая с покоренных племен, полюдье — традиционное ритуальное добровольное приношение князю как защитнику «земли», а «оброк» неведом населению ни в IX, ни в XII вв.

Вместе с тем, почти во всех учебниках с большей или меньшей ясностью упоминаются в древнерусском государстве в качестве политических институтов и органов управления выборные от земли и городов — десятские, сотские, тысяцкие, старцы градские, земские старосты и, наконец, вечевые собрания и их институты. Их функции и место в системе управления, именуемой как феодальная, излагаются попутно с княжеской организацией власти, но на втором плане, в порядке общей констатации и в смысле архаического придатка к последней. Во всяком случае, остается определенный пробел в их властных полномочиях и особенно в их взаимных отношениях.

Заметим лишь, что в тех местах, где авторы наиболее внимательны к вече и земскому самоуправлению, говорят об их компетенции, обнаруживается их традиционно-племенное происхождение, представительная компетенция, широкий круг полномочий вплоть до приглашения князей, выборов лиц и органов административного самоуправления [5, с. 12].

Как бы глухо не звучал этот сюжет в контексте феодально-монархической конструкции, изучаемой в учебниках, он в состоянии порождать вопросы: в каком властном пространстве существует народное представительство и князь-монарх с его администрацией? И далее, если Киевская Русь — феодальная монархия с ее вассальной иерархией в социальной основе, то почему правовой кодекс государства — «Русская правда» — документ частного обычного права?

В итоге Русь 1Х-Х11 вв. в учебно-методической литературе оценивается как крупнейшая для своего времени во всей Европе раннефеодальная монархия, оказавшая «сильнейшее влияние на судьбы мирового исторического процесса» [8, с. 51].

Древнерусское право предопределило последующую — вплоть до Московского государства — систему норм и нормативных воззрений. Дальнейшее «развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, приводит в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.». [8, с. 51]. Иначе говоря, политический разброд ХП-ХГУ вв. — прямое следствие роста указанной системы в Северо-восточной Руси, а не сам процесс ее развития.

Позиция Н.П. Павлова-Сильванского, изложенная им в 1907 г. в книге «Феодализм в Древней Руси», не получила тогда поддержки правоведов в части развития феодализма в домонгольский период. Так, один из основных авторитетов того вре-

мени в истории русского права профессор М.Ф. Владимирский-Буданов категорически возражал против признания в государственных и общественных отношениях на Руси вплоть до середины XIII в. элементов феодализма. Государственный строй Киевской Руси у него был тогда основан на территориальном подчинении старших городов и пригородов, а не на личном вассальном подчинении, подобно Западу. На Западе в основе феодализма лежит иерархия служебных отношений. Но на Руси нет сословного строя, нет сословных привилегий боярства и его связи с общинами (по землевладению, государственному управлению, гражданской правоспособности и т.д.).

Древняя Русь не знает боярских владений на государственном праве, княжеские дружинники не обладают земельным имуществом, они перемещаются вместе с князем из одной земли в другую, т.е. туда, где он утверждается (приглашается) [3, с. 290-291].

Подобранные Павловым-Сильванским факты, заключал Владимирский-Буданов, «означают пока не феодализм, знакомый нам по истории средневековой Западной Европы, а то всемирно-историческое явление смешения государственных и частных начал права...» [3, с. 290-291].

Другой историк права И.Д. Беляев, профессор Московского университета, в конце XIX в. в своей книге «История русского законодательства» вообще не упоминает элементов феодализма, как и монархической власти, в 1Х-Х11 вв. Довольно подробно описывая уклад княжеской системы управления в сочетании с традиционной народно-общинной (земской) организацией у восточных славян, Беляев особо внимателен к двум властным институтам: общине и земщине. «Власть князя тогда лежала только как бы на поверхности общественной жизни и не проникала вглубь. Князья со своей дружиной в это время были еще сами по себе, а городская и сельская земщина сама по себе; ни та ни другая сторона, по новости своего положения, еще не слились друг с другом. Тогдашним князьям Русская земля была нужна для отдыха, для прокорма дружины, пока не выискался случай сделать набег на соседа» [2, с. 49]. Хозяйство на земле не было занятием ни князя, ни дружинников. У Беляева земское самоуправление в 1Х-Х1 вв. — основа общественной организации города и пригородов. Главное право княжеской власти и его мужей по тем городам и пригородам (волостям), которые признали его власть, состояла в суде и управе, но то и другое производилось «по исконным обычаям и правам народным. Волости и города, признавшие суд и управу князя, платили установленную дань. Какую-то часть земель и угодий общины выделяли князьям, доходами с которых они могли пользоваться как частные собственники, но могли и сажать своих людей на эти земли» [2, с. 49].

Столь же далек был от мысли видеть Киевскую Русь раннефеодальным и монархическим государством В.О. Ключевский. Рассматривая возможные основы государственно-политического обустройства Древней Руси, историк выделял княжеские отношения и земский порядок. «Князья не устанавливали на Руси своего государственного порядка и не могли установить его. Их не для того и звали, и они не для того пришли. Земля (земство — Н.Б.) звала их для внешней обороны... Земля жила своими местными порядками, впрочем, довольно однообразными. Князья скользили поверх этого земского строя, без них строившегося...» [11, с. 189].

Их счеты населению (дань) не государственные отношения, а земское вознаграждение за охранную службу. Давность службы могла внушить им идею власти, они могли воображать себя владетелями. Но была другая сила — земское управление городами и волостями. Оно было до прихода князей. Выборные военные старшины, тысяцкие, сотские, выходцы из родовитой и торговой знати и др. с приходом князей переходя в их дружину, в военную и служилую аристократию, оставаясь городской (земской) аристократией, вместе с тем постепенно превращались и в служило-должностную земско-княжескую силу [11, с. 191-192].

При всех уязвимых местах схемы В.О. Ключевского земская власть и ее давление на княжескую — реальный фактор того времени.

Таким образом, в досоветской историографии определяющим был взгляд уче-

ных на общественно-политический строй Киевской Руси как на конгломерат территориальных родоплеменных и общинно-территориальных объединений, во главе каждого из которых стоял старший (главный) город с прилегающей волостью. Земско-вечевое традиционное самоуправление с IX века в той или иной мере, а подчас и при отсутствии таковой, сочетается с военно-дружинной княжеской организацией, не представляющей однако системы государственной власти в принятом смысле слова.

Иначе говоря, и юристы, и историки в конце XIX — начале XX веков близко друг другу полагали Киевскую Русь территорией восточных славян, у которых еще не сложилась государственность. У И.Д. Беляева — это общинный строй с земским выборным (в том числе и княжеским) самоуправлением. У С.Ф. Платонова в IX в. происходит переход от общинного быта к волостному (земскому). У В.О. Ключевского Киевская Русь в 1Х-Х1 вв. торгово-военное общество, где городское общинно-земское управление совместно с князем решает народные интересы. У М.Ф. Владмирского-Буданова княжения того времени — территориальные объединения, «союз волостей и пригородов под властью старшего города» [3, с. 281], — бывших частью или целым родоплеменных земель.

Если отвлечься от позиции Н.П. Павлова-Сильванского и его немногочисленных сторонников, то истоки феодализации Древнейшей Руси набирают силу в советской историографии 30-50-х гг. XX в. В контексте утверждения марксистской методологии исследования и формационной концепции исторического процесса, а также в условиях острой критики представителей домарксистской науки, в 20-3 0-х гг. начались энергичные дискуссии по отечественной истории, в том числе правовой. В 30-е гг. среди тех кто не считал Киевскую Русь феодальным образованием с момента появления был С.В. Юшков — профессор права Саратовского университета. Он считал, что до монголов феодальный уклад на Руси только начинал складываться. Дань эволюционировала в феодальную ренту не ранее превращения князей и части их дружинников в землевладельцев. А этот процесс по С.В. Юшкову набирает силу с середины XI в. и развивается позже [18].

В представлении древнерусского государства как феодально-монархического, начиная с IX в., решающую роль сыграли труды известного в свое время историка Б.Д. Грекова «Феодальные отношения в Киевском государстве» (М., 1955); «Киевская Русь» (1939); «Крестьяне на Руси» (1946) и др. Далее эта версия была принята Б.А. Рыбаковым, М.Н. Тихомировым и другими. С 50-х гг. XX в. в советской истории государства и права прочно утвердился взгляд на Киевскую Русь как на раннефеодальную монархию; единое государство, созданное самими восточными славянами и ставшее колыбелью трех последующих народов.

Нельзя не отдать должное высокому профессионализму многих авторов, работавших над проблемами истории Древней Руси. В частности, их углубленную разработку отдельных сюжетов этой истории и показаний источников. И тем более поразительна очищенная от мифологемов общая схема: киевское государство как политическая система не могло существовать без соответствующего базиса, а базис не был рабовладельческим, следовательно, он мог быть только феодальным.

Ссылки на учебники для юридических факультетов убедительно показывают, что означенная концепция не ушла в прошлое. Она не только в учебниках. Подготовленное многотомное издание «Российское законодательство Х-ХХ веков» (1984-1997 гг.) продолжает закреплять эту схему. Во введении к тому 1 значится «...Древнерусское государство и право — это феодальное государство и право» [14, с. 16]. «Древнерусское государство возникло как инструмент подавления сопротивления трудящихся феодалами» [14, с. 16].

Этот том вышел в 1984 г., и авторы лишь небрежно упоминают о своих оппонентах и инакомыслящих, но учебники-то выходят из печати с конца 90-х гг. XX в., когда уже обозначенные выше догмы подверглись вполне доказательной и массовой критике. Уже в 70-е гг. прошлого столетия в советской историографии проявилась потребность в доказательствах наличия древнерусского феода-

лизма и уровня государственности 1Х-ХП вв. Наиболее заметным толчком явилась защита И.Я. Фрояновым в 1973 г. на Ученом совете исторического факультета Ленинградского университета докторской диссертации о социально-экономической истории Киевской Руси. В диссертации, а в последующих публикациях еще определеннее, автором были оспорены в рамках доказательной критики взгляды его предшественников на Киевскую Русь как феодальное общество и государство. Концептуальные воззрения И.Я. Фроянова тогда же в той или иной мере были поддержаны Д.С. Лихачевым, В.В. Мавродиным, Я.Н. Щаповым, Ю.Г. Алексеевым и другими.

Фундаментом построений И.Я. Фроянова служил тогда сформулированный в диссертации итог-вывод: «Таким образом, в Древней Руси и рабовладельческий уклад, и феодальный решительно проигрывают по сравнению с общинным укладом, и частное хозяйство Х1-ХП вв., будучи скромным по размерам, напоминало островки, затерявшиеся среди свободного крестьянского хозяйства, господствовавшего в экономике той поры» [15, с. 294].

Заметим: речь идет об Х1-ХТ1 вв. и не ранее; не о рабовладельческом, феодальном или частном владельческом хозяйстве, а о господствующей системе свободного общинного крестьянского хозяйства, т.е. речь идет о догосударственных формах землевладения. В связи с последним И.Я. Фрояновым и его единомышленниками немало внимания было обращено на систему налогообложения в Древней Руси, поскольку ранее именно на основе толкования дани как феодальной ренты сложилась теория государственного феодализма, господствовавшего якобы на Руси уже с IX в.

В свою очередь с этим в немалой мере было связано утверждение о господстве централизованного монархического государства, начиная с IX в., и о территориально-политической консолидации восточно-славянских племен. Отсюда приобрела историческую значимость и версия о нормандском участии в создании Древнерусского государства, т.е. задолго до того, как началось государственное строительство в Древней Руси историки, движимые полемикой, стали оценивать роли в его участии.

Современная историография проблем истории древнерусского государства и права, проблем их места в последующей этнополитической истории России, освобождаясь от доктринальных марксистских схем недавнего прошлого, достигла существенных результатов. Об этом можно судить по перечню новых имен и научных публикаций, о диапазоне творческих поисков и т.д. Остановимся на двух примечательных явлениях в этом процессе. С одной стороны, исследователи обратились к трудам своих коллег из XIX в., таким как В.О. Ключевский, И.Д. Беляев,

В.Ф. Владимирский-Буданов, В.И. Сергеевич и т.д. А с другой, — вновь вырос интерес к источникам как российского, так и зарубежного происхождения.

Ближайшим следствием того и другого явления стало отрицание все возрастающим числом специалистов по древней Руси, историков государства и права в том числе, опорных конструкций марксистской концепции истории восточных славян 1Х-ХП вв. Вслед за учеными XIX — начала XX в. и не только российского происхождения, современная историография вернулась к утверждению о том, что Киевская Русь не была не только феодальным государством, но она не была вообще государством в обычном смысле слова [10, с. 50-51]. Княжества того времени вплоть до монгольской Руси — общинно-территориальные объединения на бывших племенных землях с земско-вечевым управлением, в которых князь со своей дружиной вовсе не властный монарх или владетель-господин, а приглашенный по договору защитник и распорядитель. Киевская Русь вовсе не монолитное государство, а протогосударственное неустойчивое объединение общинно-племенных земель-волостей во главе со своими центрами-городами. Древнерусская государственность строилась на общинно-племенной, а не классовой основе. Превращение Руси из общинной в феодальную, т.е. сословную происходит не ранее Х1У-ХУ вв.

Как уже упоминалось, сторонники идеи государственного феодализма в Киевской Руси опираются на верховную собственность князя на землю и даннические

отношения. Но, как верно замечает И.Я. Фроянов, дань «нельзя считать внутренней податью, а тем более централизованной феодальной рентой» [16, с. 497].

Это внешний побор, добываемый силой оружия, ибо на землю данников князья не покушались. Внимательное прочтение источников позволило Фроянову заметить: взимаемые с населения ресурсы не имели отношения к земле как собственности. Полюдье у полян —- ритуальные приношения своему князю. А все остальные в Киевском объединении были иноплеменники (захваченные) данники, т.е. обложенные данью как военной добычей победителя. «....Земельная экспроприация киевскими князьями того или иного восточно-славянского племени и учреждение верховной собственности на захваченную землю суть кабинетные изобретения ученых, подгоняющих факты прошлого под теоретические установки исторического материализма» [16, с. 497].

Известная нам история Киевского государства 1Х-Х11 вв. среди прочих (для нас в данном случае малозначимых) фактов — это история постоянных военных походов на вятичей, кривичей, древлян, дреговичей и других с целью обращения или возвращения их в данников полян как опорного и основного этнического супер-союза киевских князей. Миф о едином централизованном славянском объединении на огромной территории Восточной Европы 1Х-Х11 вв. должен быть рассеян как продукт национально-патриотического вымысла.

Примечательны в этом отношении обобщения И.Н. Данилевского в его книге «Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-ХП вв.)».

В киевском государстве пишет он, — «каждый новый князь начинал свое правление с того, что приводил опять в подчинение племена, входившие при его предшественниках в состав державы.

Действительно, называть государством Киевскую Русь можно только при одном условии: если принять «мягкое» определение государства, не настаивая на необходимости признания... четкой классовой структуры общества, единых границ, языка, культуры, этноса экономического и правового пространства. Остается лишь уточишь, с какого времени существовало такое «негосударственное» государство» [4, с. 3 66].

К тому же каких-либо политических функций это «государство скорее всего вообще не выполняло» [4, с. 166].

В сущности точно так же определял Киевское государство в свое время

С.В. Бахрушин. [1, с. 95].

Интересны сделанные в этом направлении обобщения И.Я. Фроянова. У него Киевская Русь — форма доклассовой, потестарной государственности, которой присущи три главных признака: 1) размещение населения не по кровно-родственному, а по территориальному принципу; 2) наличие публичной власти, отделенной от основной массы населения; 3) взимание налогов для содержания публичной власти [12, с. 21].

Определение, если эту аттестацию принять за таковое, противоречиво в своей основе. Негосударственное государство — само по себе дань традиции чисто формального подхода к социально-политической эволюции. Публичная власть и налоги здесь существуют не в качестве государственных институтов, регулятивных или влиятельных факторов в социально-экономических процессах, а как функции военно-корпоративной организации, лишь частично пересекающейся с общинноземским самоуправлением.

Складывается впечатление о том, что современная историография Древнерусского государства определенно возвращается в оценочной части проблемы к наблюдениям и выводам как досоветских, так и раннесоветских авторов. В связи со сказанным есть смысл еще раз вспомнить, что, продолжая традицию правоведов и государствоведов XIX в., С.В. Юшков в своих ранних работах не считал домонгольскую Русь феодальной. Киевская Русь в его первых работах — государство доклассового, «варварского» типа с обычным правом в основе общинной организации. Феодальный уклад, вплоть до монгольского нашествия, не определял лица ни общества, ни государства [17].

Сохраняющаяся ныне в учебной литературе и обзорных трудах по истории России версия истории Древнерусского государства — одно из наиболее консервативных и несостоятельных звеньев постсоветской историографии. Сохранение его в прежнем виде — препятствие как в научном осмыслении начального этапа российской государственности, так и разработки целого ряда вопросов общей истории восточных славян Х11-ХУ вв., среди которых истоки государственного феодализма и азиатского самодержавия с его правовым нигилизмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрушин С.В. Держава Рюриковичей // Вестник Древней истории. 1938.

№ 1.

2. Беляев ИД. История русского законодательства. - СПб., 1999.

3. Владилтрский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону, 1995.

А. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-ХП вв.). - М., 2001.

5. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. - М., 1996

6. История государства и права России / Отв. ред. С.А. Чибиряев. - М., 1998.

7. История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. - М., 1997.

8. История отечественного государства и права. М., 1996.

9. История отечественного государства и права / Отв. ред. О.И. Чистяков. Ч. 1. -М., 1996.

10. История России: народ и власть. - СПб, 1997.

11. Ключеский В. О. Сочинения. Т. 1. - М., 1956.

12. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия. - СПб., 1992.

13. Рогов В.А. История государства и права России IX — начала XX веков. -М, 1995.

14. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. - М., 1984.

15. Фроянов И.Я. Киевская Русь. - СПб.,1999.

16. Фроянов И.Я. Рабство и данничество. - СПб, 1996.

17. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. -М., 1949.

18. Юшков С.В. Эволюция дани в феодальную ренту в Киевском государстве

Х-Х1 веках // Историк-марксист, 1936.

THE PROBLEMS OF ANCIENT RUSSIAN STATE IN MODERN RUSSIAN HISTORICAL LEGAL LITERATURE

N.V. Blinov

The Department of Theory and History of Law Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to the problems of ancient Russian state in modem Russian historical legal literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.