Научная статья на тему 'Проблемы доступности образования в крупном Сибирском городе (по результатам опроса населения г. Иркутска)'

Проблемы доступности образования в крупном Сибирском городе (по результатам опроса населения г. Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / QUALITY OF LIFE / EDUCATION / AVAILABILITY OF EDUCATION / SOCIOLOGICAL STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трохирова Ульяна Владимировна, Зимина Екатерина Викторовна

Рассмотрены понятие и факторы доступности образования. На основе результатов социологического исследования проведен анализ влияния основных факторов на доступность образования в крупном сибирском городе (на примере г. Иркутска). Выделены наиболее значимые проблемы образования, влияющие на его доступность для населения города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трохирова Ульяна Владимировна, Зимина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF AVAILABILITY OF EDUCATION IN LARGE SIBERIAN CITY (BY RESULTS OF POLL OF IRKUTSK CITIZENS)

The article deals with the notion «availability of education» and factors of availability of education. Basing on the results of sociological study the authors analyze influence of key factors on availability of education in a large Siberian city (by the example of Irkutsk), and determine the most significant problems of education that affect its availability to the population of the city.

Текст научной работы на тему «Проблемы доступности образования в крупном Сибирском городе (по результатам опроса населения г. Иркутска)»

%

(N

тН

О

(N

УДК 316.74:37(571.53) ББК 60.561.9(2Рос)

У.В. Трохирова Е.В. Зимина

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В КРУПНОМ СИБИРСКОМ ГОРОДЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ г. ИРКУТСКА)*

Рассмотрены понятие и факторы доступности образования. На основе результатов социологического исследования проведен анализ влияния основных факторов на доступность образования в крупном сибирском городе (на примере г. Иркутска). Выделены наиболее значимые проблемы образования, влияющие на его доступность для населения города.

Ключевые слова: качество жизни; образование; доступность образования; социологическое исследование.

U.V. Trokhirova Ye.V. Zimina

PROBLEMS OF AVAILABILITY OF EDUCATION IN LARGE SIBERIAN CITY (BY RESULTS OF POLL OF IRKUTSK CITIZENS)

SSI

2sé Д s =

Ú gl

H5i

НА

Ой"

^ 1

5s І

^ Л £

S ff I

Ssí

ИН 25 о ЕнО а

£я§|

МО I £И4

See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article deals with the notion «availability of education» and factors of availability of education. Basing on the results of sociological study the authors analyze influence of key factors on availability of education in a large Siberian city (by the example of Irkutsk), and determine the most significant problems of education that affect its availability to the population of the city.

Keywords: quality of life; education; availability of education; sociological study.

В настоящее время возможность получения качественного образования является условием достижения определенного социального статуса, профессионального и социального продвижения, а, следовательно, и условием повышения уровня и качества жизни населения российского общества. Реформирование и модернизация современной системы образования в нашей стране нацелены на обеспечение равных возможностей граждан в получении качественного образования на всех уровнях, повышение его доступности.

Под доступностью образования понимается совокупность условий, созданных образовательными учреждениями для того, чтобы обучающиеся имели возможность освоить образовательные программы, в том числе инновационные, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. Доступность образования подразумевает степень охвата качественными образовательными услугами максимального числа желающих. Об уровне доступности образования можно судить по:

* Работа выполнена в рамках реализации проекта «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», государственный контракт с Минобрнауки РФ № 14.740.11.0564).

© У.В. Трохирова, Е.В. Зимина, 2012

%

СО - характеру реализуемых образовательных программ (содержанию

и технологиям);

- наличию в данном учреждении вариантов программ для разных

М групп учащихся, обеспечивающих удовлетворение их образовательных

запросов;

5^ - качеству реализации программ, которое, в свою очередь, обуслов-

ливается качеством преподавания;

- финансовой доступности образовательных услуг учреждения для реальных и потенциальных учащихся (критерием финансовой доступности служит бесплатность образования или наличие платы за дополнительные образовательные услуги в размере, не превышающем ту сумму, которую семья ребенка может заплатить за образование без ущерба для своего семейного бюджета, причем в различных муниципальных образованиях и регионах эти суммы различны).

Вместе с тем, повышение доступности образования может быть ограничено рядом факторов, в том числе имеющих региональную специфику. К их числу относят [2-5]:

1. Территориальные факторы — возможность удовлетворения образовательных потребностей населения в городе (наличие образовательных учреждений разного типа, разного уровня, разных форм собственности, предоставляющих образовательные услуги требуемого или желаемого качества).

2. Социально-культурные факторы — уровень образования, социально-профессиональный статус родителей.

3. Социально-экономические факторы — материальное положение семьи, доля затрат на образовательную подготовку в структуре семейного бюджета, стоимость образовательных услуг, возможность обучения на бесплатной основе в образовательных учреждениях разного уровня и типов.

4. Информационные факторы — уровень информированности о возможностях обучения по различным специальностям в различных вузах,

; возможность свободного доступа к сети Интернет, возможности исполь-

зования в процессе обучения инфокоммуникационых технологий. ой § 5. Институциональные факторы — качество образования, получен-

ного на предыдущих ступенях образования, возможность получения ^ | качественного образования по месту жительства, возможность получать

1 образование дистанционно, наличие и реализация государственных гав рантий, обеспечивающих доступность образования разного уровня, на-

§к§ личие равных возможностей в получении образования разного уровня,

| возможность получения дополнительных образовательных услуг, их

йо I объем и качество.

к®3 6. Персональные характеристики и человеческий капитал учащего-

ся — способности, профессиональные ориентации, уровень ранее полу-72 ченных знаний, уровень притязаний.

23 С целью изучения влияния перечисленных факторов на доступность

образования в рамках социологического исследования было проведено анкетирование населения г. Иркутска. В раздел анкеты о системе образования вошли вопросы о степени удовлетворения потребностей в обра-1^ зовательных услугах; о возможностях получения образовательных услуг

и факторах, ограничивающих эти возможности; о наиболее актуальных со проблемах образования разного уровня.

НВ процессе анкетирования были получены следующие результаты. При ответе на вопрос о том, насколько полно система образования г. Иркутска удовлетворяет потребности населения в получении образования разного уровня, около 80% респондентов выразили неудовлет-

н

о

%

тН

о

воренность: 56,3% ответили, что система образования удовлетворяет потребности, но не полностью; 27,5% выразили мнение, что совсем не удовлетворяются потребности в получении образования. Одновременно, респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале условия удовлетворения потребностей в основных сферах жизни. Результаты оценки сфера образования представлены на рис. 1.

Не могу ответить і балл

13^_______ 11

5 баллов 23

2 балла 3

3 балла 26

4 балла 23

Рис. 1. Оценка условий удовлетворения потребностей иркутян в сфере образования, %

«К1

Яз =

Ин5|

н£ї

НД

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

ь Е

« ¡Ґ I

8Н!

о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

н

о

н

м

со

Н

Из диаграммы видно, что 40% опрошенных достаточно низко (от одного до трех баллов) оценили условия удовлетворения образовательных потребностей, в то же время 46% респондентов оценили условия удовлетворения образовательных потребностей высоко — на четыре и пять баллов.

Так же населению предлагалось определить свои потребности в дополнительных образовательных услугах и возможности их удовлетворения. Как показывает табл. 1, наиболее востребованными дополнительными образовательными услугами являются дополнительное профессиональное образование, курсы повышения квалификации и подготовительные курсы. Однако возможности получения этих услуг полностью или частично ограничены, особенно это касается таких услуг, как подготовительные курсы и дополнительное профессиональное образование, так как эти услуги оказываются, преимущественно, на платной основе.

Таблица1

Потребности населения в дополнительных образовательных услугах и возможности их удовлетворения, %

Вид услуг Нет необходимости в такой услуге Есть потребность в услуге и имеется полная возможность ее получения Есть потребность, но имеется только частичная возможность ее получения Есть потребность, но не имеется никакой возможности ее получения

Кружки, секции при школе, детском саде 44,6 33,3 13,4 8,7

Услуги учреждений дополнительного образования (кружки, секции вне школы, школы и центры раннего развития) 50,6 32,4 9,1 7,9

Дополнительные занятия со школьными учителями 50,8 5,2 41,3 2,7

Репетиторство 45,2 27,9 22,6 4,3

Подготовительные курсы 38,2 26,9 17,1 17,8

Курсы повышения квалификации 40,5 6,4 35,9 17,2

Дополнительное образование (новая профессия, специальность) 31,2 12,0 25,4 31,4

%

тН

о

Среди факторов, в большей степени влияющих на возможность получения образования желаемого уровня и качества, на первом месте респонденты отметили материальные возможностей человека (80,8%). Причем, этот фактор имеет практически одинаковое значение для всех, независимо от социального статуса. Значение материальных факторов в возможности получения образования тем выше, чем ниже уровень материального положения и уже имеющегося образования. На втором месте оказался уровень подготовки, желания и притязания человека — его отметили 62,6%. Относительно этого фактора не прослеживается зависимость оценки его значимости от рода деятельности, материального положения и уровня образования. Третье место занял такой фактор, как наличие государственных гарантий в получении бесплатного образования, который отметили 43,2% опрошенных (рис. 2).

Наличие

образовательных услуг А Уровень подготовки, Государственные 35 0 / желания, притязания

гарантии получения - ’

бесплатного образования

43,2 ["—Материальные

человека

62,6

возможности

80,8

Связи, знакомства

0

Случай,удача 24,0

Рис. 2. Факторы, влияющие на возможность получения образования желаемого уровня и качества, %о

«К1

Яз = Дн и

«31

На

Ой"

^ 1

«л*

«¡г I

о

ЕнО а

£м§|

МО I

И

н

н

о

н

М

со

н

Выявлена закономерность: чем выше социальный статус, связанный с родом профессиональной деятельности, и уровень материальной обеспеченности, тем большее значение придается именно личностному потенциалу учащегося; чем ниже статус и хуже материальное положение, тем более возрастает роль государственных гарантий в получении бесплатного образования. Вместе с тем, почти 80% респондентов считают, что государство и органы власти в полной мере не способствует решению существующих проблем в образовании. На вопрос о деятельности органов власти г. Иркутска и Иркутской области по решению проблем в сфере образования, 50,7% опрошенных ответили, что государство и власть способствует решению проблем лишь частично; 28,2% — не способствует вообще; и только 11,1% считают, что органы власти ощутимо способствуют решению проблем в сфере образования. При сопоставлении этих данных можно сделать вывод о том, что при важности государственных гарантий получения образования для населения, особенно для его социально уязвимых групп, эти гарантии либо отсутствуют, либо не соблюдаются.

Изучение наиболее значимых проблем в сфере образования проводилось отдельно по каждому уровню образования. Наиболее «проблемным» оказался уровень профессионального образования. Самыми актуальными проблемами на этом уровне оказались необоснованно завышенная стоимость обучения (45,6%) и взяточничество (32%). Около трети респондентов не сталкивались с проблемами на этой ступени образования. На уровне дошкольного и среднего (школьного) образования более 60% респондентов не сталкивались ни с какими проблемами. Однако в сфере дошкольного образования, по мнению респондентов, все же существуют

со

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

оК

^ 1

5к I

^ Л £ ё§!

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

такие проблемы, как навязывание дополнительных платных образовательных услуг (19,9%), нехватка мест (17,6%), переполненные группы (13,9%), необоснованные денежные «поборы» (12,1%), неудовлетворительное качество содержания детей (11,8%). В сфере среднего образования респонденты отметили такие проблемы, как недостаточно развитая материально-техническая база (15,5%), необоснованные денежные «поборы» (10,5%), навязывание дополнительных платных образовательных услуг (7,9%).

Наряду с вопросами о том, какие факторы в большей степени определяют возможности получения образования, был задан вопрос о факторах, ограничивающих эти возможности. Респондентам предлагалось указать до трех факторов по каждому уровню образования. Ответы представлены в табл. 2.

Таблица 2

Факторы, в большей степени ограничивающие возможности получения

образования, %

Факторы Уровень образования

Дошкольное образование Общее (школьное) образование Профессиональное образование

Начальное Среднее Высшее

Нет необходимости в получении образования на данном уровне 51,7 43,9 36,3 35,7 42,9

Нет ограничений в получении образования на данном уровне 4,4 6,9 21,1 3,1 4,2

Материальные возможности индивида/ семьи 2,1 2,9 0,4 19,4 36,6

Желания, уровень подготовленности, способности, мотивы индивида 1,7 2,5 1,0 19,8 3,1

Недостаточный уровень информированности горожан об образовательных услугах 0,6 1,0 1,0 1,2 2,7

Недостаточный перечень набор предлагаемых образовательных услуг 2,1 1,0 0,8 0,6 2,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие государственных гарантий в получении бесплатного образования 1,7 1,1 18,6 1,5 5,9

Отсутствие необходимых образовательных учреждений в городе 3,3 1,3 18,6 1,5 2,3

Данные, приведенные в табл. 2, свидетельствуют о том, что около половины опрошенных респондентов и члены их семей не испытывают потребности в получении образования. Но для тех, у кого такая потребность все-таки есть, в большей степени ограничивает возможности получения образования материальное положение (особенно на уровне про-

%

СО фессионального образования), а также желания, уровень подготовки,

способности человека. То, что влияние личностного фактора на доступность среднего профессионального образования оценивается достаточно М высоко, представляется естественным, так как среднее профессиональ-

ное образование является гарантированным государством и, в основном, 5^ бесплатным, поэтому для его получения необходим только личностный

потенциал учащегося.

Парадоксальным является то, что 18,6% респондентов отметили отсутствие государственных гарантий получения начального профессионального образования. Столько же считают, что в г. Иркутск отсутствуют учреждения данного уровня. Хотя в действительности данный уровень профессионального образования является самым гарантированным и полностью бесплатным, и в данный момент в г. Иркутск существует восемь образовательных учреждений этого типа. Можно предположить, что у населения либо отсутствует информация по учреждениям начального профессионального образования и условиям обучения в этих учреждениях, либо данный уровень образования просто не интересует людей по причине его низкого престижа. Практически не оказывают никакого влияния на получение образования такие факторы, как уровень информированности об образовательных услугах и разнообразие предлагаемых образовательных услуг. Скорее всего, это объясняется доступностью информации по образовательным учреждениям для горожан, так как эта информация распространяется по различным каналам, в том числе и через Интернет, свободный доступ к которому имеется почти у 60% опрошенных. Это дает возможность людям получить полную информацию по всем образовательным учреждениям и услугам, спектр которых достаточно разнообразен в нашем городе, а также информацию по условиям обучения.

На основании полученных в процессе исследования результатов, можно сделать вывод, что наиболее значимыми факторами, определяющими ; доступность образования для населения г. Иркутска, являются матери-

альные возможности и человеческий капитал учащегося, а также нали-ой § чие и реализация государственных гарантий доступности образования.

^1 Следует подчеркнуть, что в данной статье отражены лишь результату^ | ты анкетирования, которое выступало одним из этапов социологическо-

1 го исследования образования, как фактора качества жизни населения.

в Данный метод позволил получить значительный объем эмпирической

§к§ информации в относительно короткий срок, сохранить ее анонимность.

но в Вместе с тем, полученная информация не всегда содержала необходимые

сведения в силу отсутствия возможности проконтролировать ситуацию к®! ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Это не позволяло

изучить проблему с максимальной глубиной и детальностью и создавало трудности в понимании того, как люди сами видят и оценивают собст-23 венные возможности и возможности своих близких в удовлетворении

разнообразных образовательных потребностей. Поэтому более конструк-»- N тивным в плане углубления представлений о связи образования и качес-

тва жизни населения, изучения различных аспектов этой взаимосвязи, а также выявления ряда проблем и противоречий в сфере образования, требующих решения, является выбор исследовательской стратегии, предполагающей сочетание разных методологических подходов и раз-

Нных методов исследования. Комбинация различных методологических подходов и методов исследования позволит, с одной стороны, изучить

%

(N

тН

О

(N

степень распространенности и значимости проблем доступности образования, а, с другой стороны, даст возможность посмотреть на проблемы с позиции информантов, изучив при этом глубину и специфические проявления этих проблем в конкретных условиях [1].

Список использованной литературы

1. Бахматова Т.Г. Исследовательский потенциал количественного и качественного подходов в социальной работе / Т.Г. Бахматова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2010. — № 5. — URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13879. (Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421000101\0168).

2. Доступность высшего образования в России / отв. ред. С.В. Шишкин. — М.: Независимый институт социальной политики, 2004. — 500 с.

3. Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования: аналит. докл. / А.К. Клюев, Е.Л. Могильчак, И.В. Кезина [и др.] — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 144 с.

4. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // СоцИс. — 2005. — № 2. — С. 95-104.

5. Социальная дифференциация высшего образования / отв. ред. С.В. Шишкин. — М.: Независимый институт социальной политики. — 2005. — 384 с.

SS1

Яч >

MhSI

HSS

нД

НА

Ой"

^ 1

s

^ Л £

h Е

« V | 8s! ЕнО а

£м§|

МО I

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

References

1. Bakhmatova T.G. Issledovatel’skii potentsial kolichestvennogo i kachest-vennogo podkhodov v sotsial’noi rabote / T.G. Bakhmatova // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal’skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) (elektronnyi zhurnal). — 2010. — № 5. — URL: http://eizves-tia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13879. (Identifikats. nomer stat’i v NTTs «In-formregistr» 0421000101\0168).

2. Dostupnost’ vysshego obrazovaniya v Rossii / otv. red. S.V. Shishkin. — M.: Nezavisimyi institut sotsial’noi politiki, 2004. — 500 s.

3. Monitoring regional’nykh problem dostupnosti vysshego obrazovaniya: anal-it. dokl. / A.K. Klyuev, E.L. Mogil’chak, I.V. Kezina [i dr.] — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2007. — 144 s.

4. Seliverstova I.V. Dostupnost’ doshkol’nogo obrazovaniya: vliyanie

territorial’nogo faktora // SotsIs. — 2005. — № 2. — S. 95-104.

5. Sotsial’naya differentsiatsiya vysshego obrazovaniya / otv. red. S.V. Shishkin. — M.: Nezavisimyi institut sotsial’noi politiki. — 2005. — 384 s.

Информация об авторах

Трохирова Ульяна Владимировна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Authors

Trokhirova Uliyana Vladimirovna — PhD in Sociology, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

Zimina Yekaterina Victorovna — PhD in Sociology, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.