Научная статья на тему 'Проблемы дизайна в современных изделиях традиционных ремесел и сувенирах Уральского региона'

Проблемы дизайна в современных изделиях традиционных ремесел и сувенирах Уральского региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА / УРАЛЬСКИЕ РЕМЕСЛА / СУВЕНИР / КОНТЕКСТ / DESIGN PROBLEMS / URAL CRAFTS / SOUVENIR / CONTEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Босых Ирина Борисовна

В данной статье рассматриваются проблемы дизайна в современных изделиях ремесел, выявляются новые функции изделий и методы формирования контекста. Статья будет интересна специалистам в области дизайна, образования и ремесленникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN MODERN DESIGN PRODUCTS OF URAL REGION TRADITIONAL HANDICRAFTS AND SOUVENIRS

This article discusses the design problems in the modern crafts products, reveals new features of products and methods of forming the context. The article will be of interest to specialists in the field of design, education and artisans.

Текст научной работы на тему «Проблемы дизайна в современных изделиях традиционных ремесел и сувенирах Уральского региона»

УДК 74.01/.09

И. Б. Босых

Екатеринбург, Россия

ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДЕЛИЯХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ И СУВЕНИРАХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблемы дизайна, уральские ремесла, сувенир, контекст. АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются проблемы дизайна в современных изделиях ремесел, выявляются новые функции изделий и методы формирования контекста. Статья будет интересна специалистам в области дизайна, образования и ремесленникам.

I. B. Bosyh

Yekaterinburg, Russia

PROBLEMS IN MODERN DESIGN PRODUCTS OF URAL REGION TRADITIONAL HANDICRAFTS AND SOUVENIRS

KEYWORDS: design problems, Ural crafts, souvenir, context.

ABSTRACT. This article discusses the design problems in the modern crafts products, reveals new features of products and methods of forming the context. The article will be of interest to specialists in the field of design, education and artisans.

Рассматривая российские традиционные народные промыслы и ремесла с точки зрения глобализации, они являются общепризнанным вкладом России в мировую культурную сокровищницу. Если рассматривать их с точки зрения Свердловской области, то уральские промыслы и ремесла (уральская роспись, уральское камнерезное искусство, туринская деревянная игрушка и др.) - это часть национального культурного ядра России, сохранение которого является важнейшим условием ее конкурентоспособности в глобализированном мире.

В силу определенных причин современное состояние традиционных ремесел в регионах России находится в катастрофическом состоянии. Сокращаются объемы производства изделий и численность народных мастеров, художников; отсутствует отлаженная инфраструктура сбыта изделий; прекращается преемственность поколений мастеров. Одной из многочисленных причин является, то, что за последние сто лет образ жизни современного россиянина сильно изменился. Большая

часть населения проживает в городах. Ценность ремесленного изделия с первоначальной утилитарной функцией, заложенной столетиями назад, не востребован-на, по причине несоответствия современному предметному окружению человека.

В данной статье исследуются проблемы дизайна в современных изделиях традиционных ремесел и сувенирах, противоречие которых в том, что они не вписываются в современный предметный мир, наполненный новыми ценностями и функциями.

Изученная литература по теме статьи представлена научными публикациями и монографиями, где исследуются различные аспекты традиционных ремесел и сувениров: рассматриваются проблемы выявления и сохранения [4; 9]; преобразование ремесленных изделий прошлого в формат современности, изменение физических свойств предметов с изменением утилитарной функции на сувенирную [7]; социально-коммуникативный анализ сувенира [2; 8]; особенности маркетинга и продвижения ремесел и сувениров [1]; дизайн,

3

протодизайн и проектирование эмоций [3; 5]. В изученных источниках не представлен аспект современного дизайна изделий традиционных ремесел и сувениров.

Цель статьи исследовать дизайн современных изделий традиционных ремесел и сувениров. Задачи статьи: выявить новые функции дизайна изделий традиционных ремесел и сувениров; рассмотреть их в новом культурном контексте, спроектированной средствами и методами дизайна. Для проведения исследования проблемы использован метод структурно-функционального анализа, заключающийся в разложении изучаемого объекта дизайна на составные функции и выявлении внутренних связей и соотношений между ними.

Традиционные уральские ремесленные промыслы начали развиваться более трех веков назад, усилиями местных жителей и переселенцев из Центральной России, когда в крае стали строиться первые заводские поселения. Каждый промысел отличается своим художественным языком, выразительными визуальными средствами и художественными приемами, передает несравнимый уральский народный колорит. В XXI веке уральские промыслы, такие, как камнерезно-гранильный, ювелирный, художественная ковка и гнутье металла, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающий, художественно-керамический и другие продолжают жить и развиваться.

На современном этапе необходимо вести речь не просто о возрождении традиционных ремесел, а о придании им нового, коммерческого звучания, о выявлении новых функций, используя возможности дизайна. «Дизайн (от англ. design - замысел, проект) это особый вид деятельности, в которой предмету, кроме основного предназначения, придаются качества красоты, повышенной функциональности и четкой социальной направленности» [3. С. 25].

Сегодня при помощи дизайна создаются не только формы и утилитарные

функции, проектируются впечатления и эмоции (от лат. ешоуео - потрясаю, волную), которые отражают субъективное оценочное отношение к ситуации, к вещи. Вещи - это связующее звено между людьми, их чувствами и воспоминаниями. Дизайн достигает своей цели, только тогда, когда каждый человек использующий вещь, получает свой собственный эмоциональный опыт, испытывает свои ощущения, видит свою красоту. Кроме инструментальной функции, вещи выполняют не менее важные для человека коммуникативные, информационно-статусные, эмоционально-психологические функции. Эти функции требуют для своего воплощения соответствующих средств - орнаментальных, графических, колористических, изобразительных, структурных, символических, композиционных и др. [5. С.20].

При помощи дизайна положительные эмоции материализуются в сувенирах и изделиях народных промыслов. Сувенир - это «вещь природы или культуры, имеющая повышенную степень духовной близости человеку» [2. С.18], «вещь, связанная с воспоминаниями о чем-либо» [8]. Сувениры можно разделить на две группы: современные (открытки, магниты, брелоки, календари и др.) и традиционно-ремесленные, которые характерны для тех мест, где их изготовили и продали. К этой группе относятся изделия местных народных ремесел. «Изделиями народных ремесел называются продукты труда, обладающие потребительскими свойствами, изготовленные на продажу с широким применением ручного труда и привлечением народных умельцев» [1. С. 144]. В свою очередь ремесленные сувениры можно разделить на два вида: аутентичные предметы (хранители законсервированной информации в исторической перспективе) и новые предметы (образ ремесленного предмета или события, памятного места). «Производство сувениров - это потребность нашего времени, задача мастера - корректно перенести свой ремесленный опыт и знания в новый вид изделий» [7].

4

Памятные предметы играют важную роль для посетителей знаковых мест, они осуществляют эмоциональную привязку потребителя на длительный период. Люди имеют особенность не запоминать названия гостиниц, ресторанов, населенных пунктов, но когда у туриста остается памятная безделица, он не только не забудет, но и порекомендует друзьям и знакомым. Немаловажен эффект «сарафанного радио», когда люди получают положительные эмоции, им всегда хочется поделиться с другими.

Для большей эмоциональной выразительности, изделия традиционных ремесел и сувениров необходимо поместить в среду взаимодействий. Культурное контекстное восприятие позволяет соединить опыт прошлой жизни и новую реальность в единых познавательных структурах, через историческое ощущение времени. У каждого места, населенного пункта Свердловской области есть своя неповторимая судьба, память и мифология.

Уральские места всегда неповторимы и индивидуальны, они живые, совсем не музейные, торжественно-величественные со своей уникальной атмосферой. Суровая природа Урала прослеживается даже в ко-лористике урало-сибирской росписи. Цвета красок не яркие, приглушенные, грубоватые, «как сами уральцы - без напыщенного пафоса и блеска». «Каждая черточка в росписи неслучайна, все здесь на своем месте».

«Роспись отражала менталитет людей, уральский характер». Так характеризует роспись А. Черемных, один из немногих экспертов, изучающих ее в аспекте символики [9].

Для выявления образного ряда необходимо задействовать различные области дизайна (промышленного, графического, средового, ландшафтного), архитектуры и семантики - это то, что сделает возможным понять дух места. Этот духовный капитал римляне называли гений места ло-кус (от лат. genius loci) - дух покровитель места, деревни, города, горы, дерева [6. С. 155-157]. Необходимо сформировать типологию контекстов применительно к изделиям традиционных ремесел и сувениров. Разработать стратегию формирования эмоций гения места. В рамках стратегии при помощи средств дизайна (цвет, шрифт, композиция и др.) разработать комплекс мероприятий, состоящий из малых архитектурных форм, брендирования промыслов, оформления мест продаж, уникальных витрин, рекламных носителей, упаковки и много др.

Данный метод проектного подхода поможет не только решить проблемы дизайна современных изделий традиционных ремесел и сувениров Свердловской области, но и будет способствовать созданию региональной визуальной уникальности, позволит увеличить сбыт изделий промыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бут О.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие. - Томск: ТУСУР, 2012. - 156 с.

2. Быстрова Т. Ю. Сувенир - это серьезно: социально-коммуникативный анализ сувенира / Т. Ю. Быстрова, А. К. Хисматулин - Екатеринбург: ra4.ru, 2009. - 96 с.

3. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия - М.; Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2004. - 207 с.

4. Иванова Л. В. Развитие традиционных художественных промыслов и ремесел русского населения Среднего Зауралья в Х1Х-ХХ вв.: Автореф... дис. канд. ист. наук. - Тюмень: ТГУ, 2007. - 347 с.

5. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

6. Левкиевская Е. Е. Духи локусов / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: этнолингвистический словарь. - М.: Международные отношения, 1999. - Т2: ДК. - 702 с.

5

7. Полежаев А. А. Актуализация традиционных народных ремесел [Электронный ресурс] // Исчезающие художественные промыслы России: инновационное измерение. Материалы науч. конф., г. Шуя, 2012. - URL: http://belov-art.moy.su/foto/sbornik_ikhp.pdf (дата обращения 02.02.2016).

8. Сувенир [Электронный ресурс] // Сайт: Словари по русскому языку slovariya.ru 2006 -2016. - URL: http://slovariya.ru/rus/tsu/souvenir (дата обращения 01.02.2016).

9. Шадрина Н. Дело в камне под ногами? [Электронный ресурс] // Сайт «Областная газета» 1999 - 2016. - URL: http://oblgazeta.ru/culture/27403 (дата обращения 02.02.2016).

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.