Научная статья на тему 'Проблемы диверсификации национальных экономик стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива'

Проблемы диверсификации национальных экономик стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ССАГПЗ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ССАГПЗ / ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Украинцев А.А.

Статья посвящена малоизученной проблеме мировой экономики диверсификации национальных экономик стран-членов ССАГПЗ. Для решения данной проблемы исследователи ставят задачу всесторонний анализ данной проблемы, позволяющий определить необходимые предпосылки тесного сближения стран-членов ССАГПЗ и конвергенции в рамках усиления этих интеграционных тенденций вследствие проведения целого комплекса экономических реформ. Такого рода анализ, в основу которого положен ряд научных, аналитических и экспертных источников, позволило автору не только выявить особенности экономических реформ по отдельным странам, но и обобщить ключевые тенденции в целом по ССАГПЗ как отдельному субъекту экономической деятельности на мировой арене. Новизна и сложность рассматриваемой проблемы, по мнению автора, в значительной степени обусловлена требованиями реструктурирования хозяйства, направленного на расширение перечня отраслей, продукции, услуг, в плане повышения его инновационности. Проведенное исследование показало, что диверсификация производства особенно актуальна для сильно зависимых от экспорта полезных ископаемых стран мира. Анализ обозначенной проблемы позволил авторам понять сложности процессов диверсификации национальных экономик стран-членов ССАГПЗ в контексте их инновационного реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы диверсификации национальных экономик стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива»

Проблемы диверсификации национальных экономик стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

Б

а

2 о

Украинцев Александр Александрович

аспирант, кафедра международных экономических отношений (МЭО), Институт стран Азии и Африки (ИСАА) при Московском государственном университете (МГУ) им. М.В. Ломоносова, just-alexander@yandex.ru

Статья посвящена малоизученной проблеме мировой экономики - диверсификации национальных экономик стран-членов ССАГПЗ. Для решения данной проблемы исследователи ставят задачу - всесторонний анализ данной проблемы, позволяющий определить необходимые предпосылки тесного сближения стран-членов ССАГПЗ и конвергенции в рамках усиления этих интеграционных тенденций вследствие проведения целого комплекса экономических реформ. Такого рода анализ, в основу которого положен ряд научных, аналитических и экспертных источников, позволило автору не только выявить особенности экономических реформ по отдельным странам, но и обобщить ключевые тенденции в целом по ССАГПЗ как отдельному субъекту экономической деятельности на мировой арене. Новизна и сложность рассматриваемой проблемы, по мнению автора, в значительной степени обусловлена требованиями реструктурирования хозяйства, направленного на расширение перечня отраслей, продукции, услуг, в плане повышения его инновационности. Проведенное исследование показало, что диверсификация производства особенно актуальна для сильно зависимых от экспорта полезных ископаемых стран мира. Анализ обозначенной проблемы позволил авторам понять сложности процессов диверсификации национальных экономик стран-членов ССАГПЗ в контексте их инновационного реформирования.

Ключевые слова. ССАГПЗ, мировая экономика, международные экономические отношения, диверсификация, интеграция, конвергенция национальных экономик СсАгПЗ, перспективы экономического развития региона Персидского Залива.

Предпосылки диверсификации национальных экономик стран-членов ССАГПЗ

В современных международных отношениях, на фоне наличия традиционных центров силы с развитой политической, экономической и социокультурной сферой, возрастает значение региональных держав, в которых происходят важнейшие экономические процессы, в том числе формирование специфических механизмов влияния и постепенное становление кандидатов как мировых лидеров. В этом контексте арабские страны Персидского залива, такие как Королевство Саудовская Аравия (КСА), Кувейт, Катар и другие так интересны современным исследователям в плане анализа и прогнозирования тенденций, касающихся международно-политической и экономической регионалистики.

На территории арабских государств Персидского залива сосредоточено около 66% от общемировых нефтяных запасов, что еще с первой половины ХХ века обеспечило быстрое развитие нефтедобывающей промышленности. А это, в свою очередь, спровоцировало ряд политических экономических преобразований в регионе: быстрое перераспределение доходов казны с торговли (например, тканями и кофе), обслуживания грузоперевозок и отраслей народного хозяйства, использующих ручной труд (например, добыча и обработка жемчуга) на разработку нефтяных месторождений [1].

В 30-х - 40-х гг. ХХ в. арабские страны Персидского Залива переориентировались с традиционных низко производительных отраслей производства на добычу, переработку и экспорт углеводородов. Вместе с тем, в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в., вскоре после создания Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в 1981 г., перед этими странами снова встали неотложные задачи по повторной глобальной перестройке национальных экономик.

Оказалось, что структура отраслевого портфеля всех стран-участников была слабо диверсифицирована, так как в среднем около 90% доходов приходилось на экспорт углеводородного сырья. В 1985 г. в результате мирового перепроизводства нефти цена за баррель резко уменьшилась более чем в 6 раз, что не замедлило ударить по экономикам стран-членов ССАГПЗ. Примечательно, что показатели производства в других отраслях, даже не напрямую связанных с углеводородной сферой, также резко упали вслед за сокращением добычи нефти.

Таким образом, лидерам государств-членов ССАГПЗ стало понятно, что «сцепка» всех отраслей промышленности с одной основополагающей отраслью, а иначе говоря, слабая диверсификация экономики ведет к экономической и внутриполитической нестабильности, поскольку планирование развития в долгосрочной перспективе становится зависимым от постоянных колебаний цен на энергоресурсы [5].

Недостаточная диверсификация подразумевает сосредоточение наиболее квалифицированной рабочей силы в самом развитом экономическом секторе, в то время как основная масса трудоспособного населения рассредоточена по низко финансируемым отраслям. Помимо роста социальной напряженности, эта тенденция ведет к уменьшению продуктивности производства в целом (даже при сохранении высокого уровня капиталовложений) и увеличению себестоимости выпускаемой продукции, что делает ее не конкурентоспособной на мировом рынке.

Суть процесса диверсификации национальных экономик стран - членов ССАГПЗ, примеры успешности их реализации

Диверсификация национальной экономики как мера инновационного реформирования предполагает реструктурирование хозяйства, направленное на рост разнообразия отраслей, продукции, услуг [10]. Необходимость диверсификации производства - актуальная задача для многих стран мира, особенно для сильно зависимых от

экспорта полезных ископаемых. Например, главенствующая роль добычи и экспорта углеводородов влечет за собой перекос в экономике, в результате которого производственные связи с другими ее секторами ослабевают, а иногда и вовсе разрушаются.

Так, большие доходы от экспорта природных ресурсов могут излишне повышать номинальный и реальный обменные курсы национальной валюты и заработную плату в добывающих отраслях, оказывая негативное воздействие на развитие других секторов экономики. Нередко правительства стран-экспортеров, ориентируясь на большие доходы, начинают аккумулировать задолженность. Наблюдается и определенная взаимосвязь между количеством ресурсов и уровнем коррупции в стране. Наиболее простым способом получения политического капитала и удержания власти при наличии огромных доходов от экспорта природных богатств является перераспределение этих средств в пользу привилегированных слоев населения. Кроме того, в условиях, когда большая часть госбюджета формируется за счет налогов с добывающих компаний, правительство может не чувствовать ответственности за свои действия перед остальными налогоплательщиками, чей вклад в экономику не так ощутим.

Можно привести множество примеров того, как сильно зависимые от продажи полезных ископаемых страны построили диверсифицированную экономику: Малайзия, Чили и Индонезия, переориентировавшие свои экономики на промышленное производство; Чили, также расширившая ассортимент своего ресурсного экспорта за счет товаров с большей добавленной стоимостью и др.

Рассмотрим особенности этих стран, обеспечившие им успешность диверсификации их экономик.

Для Малайзии характерны такие разнообразные преимущества как удобное географическое положение, большое количество портов и довольно развитая инфраструктура добычи олова, каучука и леса, помогавшая диверсифицировать структуру экспорта страны. Сбалансированная бюджетная политика дала возможность направления большого объема инвестиций в развитие земель и восстановление лесов, а также в инфраструктуру -в первую очередь энергоснабжение, связь и транспорт. В середине 1970-х годов правительство страны отказалось от протекционизма в пользу развития ориентированной на экспорт промышленнос-

ти. Для поддержки экспортных отраслей экономики были разработаны программы, ориентированные на налоговые льготы, кредитование, государственное субсидирование исследований, помощь при продвижении товаров.

Пример Индонезии демонстрирует важность использования политики активного стимулирования сельского хозяйства при быстро развивающейся нефтяной отрасли. Эта политика предусматривала использование значительной части доходов от экспорта нефти в разработке и введении в оборот высокоурожайных сортов риса, производстве и реализации на внутреннем рынке по льготным ценам удобрений, развитие инфраструктуры в сельскохозяйственных районах страны.

Благодаря сельскому хозяйству, способному дешево прокормить растущее число промышленных работников, в начале 1980-х годов Индонезия встала на путь интенсивного развития промышленности. Осуществление жесткого контроля уровня государственных расходов дало возможность правительству аккумулировать значительные денежные резервы.

Чили, в отличие от двух предыдущих стран, так и не стала крупным экспортером промышленных товаров, но ей удалось значительно диверсифицировать свой экспорт за счет специализации на сырьевых товарах с высокой добавленной стоимостью, производимых ее развитой ресурсной базой.

Одним из основных элементов, обусловивших успех экономической стратегии Чили, стала бюджетная политика. Она заключалась в накапливании значительных резервов в годы, когда стоимость экспортируемых ресурсов была высокой, и активном их расходовании, когда цены на мировых рынках падали. Кроме того, чилийское правительство сосредоточило усилия на улучшение бизнес-климата в стране - по условиям для предпринимательства Чили традиционно занимает в рейтингах ведущее место среди латиноамериканских стран.

Чили также является примером успешного использования практики частно-государственных партнерств для развития экспортных областей экономики. В стране создана инфраструктура для информационной и финансовой поддержки мелких производителей, которая помогает им достигать критической массы для выхода на мировой рынок. Ведется активная работа по развитию производственных кластеров с привлечением малого и среднего бизнеса.

Общая задача диверсификации стран ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива) была сформулирована еще в 1985 г. в Единой стратегии промышленного развития, подписанной всеми государствами-членами. В рамках этой стратегии предполагалось сделать упор на развитие перспективных отраслей: нефтепереработка, нефтехимия, черная и цветная металлургия, цементная промышленность и т.д. Было решено, что каждое государство будет специализироваться на определённом виде промышленности (например, Бахрейн - на производстве алюминия, Катар - на выпуске металлургической продукции, как-то ферросплавов), а все вместе - на нефтепереработке и нефтехимии.

Прикладное значение, перспективы и движущие силы диверсификации национальных экономик стран-членов ССАГПЗ

Диверсификация может быть рассмотрена как естественное условие дальнейшей эволюции экономики государ-ства-крупного экспортера на мировом рынке, поскольку чтобы накопить человеческий капитал, повысить производительность и одновременно качество производимых товаров, необходимых как условия для начала мер по перестройке экономики, страна должна быть крупным экспортером. Но на определенном этапе богатство сырьевыми ресурсами оборачивается «проклятием», и тогда наиболее желательной и эффективной стратегией экономической перестройки является диверсификация на двух уровнях. Первый - это максимальная диверсификация и модернизация вокруг нефтегазодобывающего сектора и на его основе. Второй - индустриализация и диверсификация в самых разных отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в частном секторе промышленности; а также изменение структуры занятости и развитие человеческого капитала.

Преимущества диверсификации национальных экономик, на наш взгляд, следующие: меры по перестройке экономики позволяют снизить воздействие неопределенности на мировом нефтяном рынке, помогают укрепить частный сектор и создать в нем рабочие места, которые необходимы для поглощения все увеличивающегося количества молодых национальных кадров во избежание роста безработицы и социальной напряженности. Учитывая, что страны ССАГПЗ являются странами с высоким ВВП на душу

© £

Я

3

*

а

2 а

8

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

населения, частный сектор создавал бы высокооплачиваемые высокопроизводительные рабочие места в высокодоходных секторах, которые привлекут национальные кадры в противовес неквалифицированной рабочей силе из числа мигрантов. Кроме того, диверсификация помогает повысить производительность и устойчивый рост экономики в долгосрочной перспективе [2].

В условиях современной глобализации движущей силой экономической диверсификации развивающихся стран на определенном этапе могут выступать различные модели: модель международного финансового, коммерческого или транспортного центра, модель туристического центра (Тунис), модель «сборочного центра» (Сингапур) и различные сочетания элементов этих экономических моделей (Гонконг, Сингапур и другие страны). Любые из этих направлений могут способствовать укреплению положения страны в мировом хозяйстве и повышению конкурентоспособности национальной экономики, улучшению платежного баланса и привлечению инвестиций.

Отличительной особенностью стран ССАГПЗ стало использование возможностей постиндустриальной экономики при отсутствии длительной стадии промышленного-технологического развития, при наличии традиционных форм собственности и общественных институтов, неразвитости рыночной инфраструктуры, тяжелых природных условиях и ограниченности в национальных трудовых ресурсах [4].

Сама по себе отраслевая структура хозяйства арабских стран Персидского Залива в целом показывает избыточную роль экспорта нефти, преимущественно представляющего добывающую промышленность. Поэтому для стран ССАГПЗ на фоне всего арабского мира реальна и быстрее всего достижима диверсификация в сфере нефтехимии, например производство пластмасс. Сектор пластмасс составляет 17% от всей нефтехимической продукции стран ССАГПЗ, выпускается более 18 видов продукции для авиации, других видов транспорта, связи, легкой промышленности, а к 2017 г. ассортимент увеличился до более чем 25 видов продукции.

В ССАГПЗ расширяется внедрение инновационных технологий, показателем которого стал рост количества выданных патентов. Это отражает проводимую в нефтехимической отрасли ССАГПЗ стратегию на поддержание ее высокой конкурентоспособности на мировом рынке,

для чего увеличиваются инвестиции в новые технологии (на фоне того, что на страны ССАГПЗ приходится только 0,8% от общемировых инвестиций в этой сфере). Вместе с тем в ССАГПЗ уже производится более 16% мировой нефтехимической продукции, производство которой в мире постоянно растет.

Страны ССАГПЗ в настоящее время выступают одними из ключевых производителей алюминия в мире. Алюминиевая промышленность, наряду с нефтехимией, выступает одним из локомотивов промышленного развития ССАГПЗ и имеет высокий инвестиционный рейтинг. Новые проекты имеют глобальные масштабы, в целом по ССАГПЗ намечено увеличить производство алюминия на 40% к 2020 г., поскольку мировой спрос на него будет постоянно расти.

В ССАГПЗ достаточно успешно развивается производство цемента. Для поддержки производителей цемента страны ССАГПЗ применяли кратковременные ограничения на его импорт. Только в ОАЭ имеется 20 цементных заводов, производящих около 24 млн т. цемента в год, 60% этой продукции экспортируется. Производство цемента возрастает в связи с продолжением строительства производственных и коммерческих объектов.

Еще одной крупной производственной отраслью стран ССАГПЗ является производство удобрений, увеличению объема выпуска которых в ССАГПЗ будет способствовать осуществление новых производственных проектов в данной отрасли, что отвечает мировой тенденции увеличения спроса на удобрения (порядка 1,8% в год).

В ССАГПЗ наблюдается достаточно успешное развитие ряда новых отраслей производственной сферы, например, целлюлознобумажной промышленности. Значительная часть ее продукции импортируется, в связи с чем в каждой из стран ССАГПЗ продолжается строительство новых предприятий с крупными мощностями по выпуску бумажной продукции, которые используют новейшие технологии, в том числе в области переработки отходов.

Такая современная отрасль производства мирового значения как фармацевтическая индустрия также получает в ССАГПЗ импульс к ускоренному развитию. Это связано с ростом населения, повышением числа лиц пожилого возраста, а также с потенциально большими возможностями экспорта фармацевтической продукции. Согласно прогнозам, рынок фармацевтической продукции в

ССАГПЗ может возрастать темпами 68% в год до 2020 года, привлекая частные и иностранные инвестиции [8].

Значительная государственная поддержка здравоохранения в странах ССАГПЗ (в среднем по ССАГПЗ государство покрывает около 75% расходов на здравоохранение) способствует стремительному развитию этой отрасли, находящейся в стадии становления, где функционирует лишь несколько десятков местных компаний-производителей лекарств. Естественно, что в ССАГПЗ продолжают развиваться и другие отрасли промышленности, такие как металлургия, электротехническая, производство запасных частей для автомобилей, легкая и пищевая промышленность. Имеются планы по широкому развитию автомобильной промышленности, производства военно-технической продукции и т.д.

Результаты диверсификации национальных экономик стран - членов ССАГПЗ

Между странами ССАГПЗ при реализации ими политики национальной диверсификации экономики существуют определенные различия, но в целом реформы ориентированы на:

- увеличение уровня производства в конкретных секторах и отраслях, используемых в качестве «осевых» (например, финансового сектора в Бахрейне, авиакомпаний и логистики в Катаре и ОАЭ, нефтеперерабатывающих заводов в КСА и малого и среднего бизнеса в Омане);

- уменьшение зависимости основных отраслей хозяйства от внешних рынков;

- увеличение доли накопления;

- либерализация экономики и увеличение доли частного сектора (при том, что важнейшей особенностью хозяйственной эволюции стран региона Персидского Залива является основополагающая роль государства в экономике и идея «спланированного развития» используется в качестве концепции модернизации национальных экономик);

- инвестиции в инфраструктурные проекты для создания современной инфраструктуры, в том числе рыночной, и укрепление нормативно-правовой базы для снижения стоимости ведения бизнеса (в том числе через зоны свободной торговли, которые активизировали приток в том числе иностранного предпринимательского и банковского капиталов. Свободные экономические зоны есть во всех этих странах, что обеспечивает развитие системы трансфера технологий, приток инноваций, опыта и знаний и

имеет стратегическое значение для устойчивого развития стран региона;

- развитие высокопроизводительных отраслей промышленности и услуг, требующих высококвалифицированной рабочей силы и расширение инвестирования образования, в том числе научно-технического и профессионально-технического;

- поощрение инновационных исследований посредством улучшения доступа к информации, коммуникационные технологии, а также большие расходы на исследования и разработки;

- увеличение доли местных кадров в сфере занятости;

- поощрение предпринимательства в малом и среднем бизнесе;

- реформирование финансовых систем.

Если говорить о развитии инфраструктуры в странах ССАГПЗ, то стоит отметить, что инвестиции в проекты по развитию хозяйственной инфраструктуры, в том числе коммерческой и социальной, сообщают мощный импульс экономической активности в ССАГПЗ в целом. Однако некоторые масштабные инфраструктурные проекты между КСА и ОАэ не могут быть осуществлены на данном этапе из-за неразрешенных территориальных споров.

В деле расширения участия частного сектора в экономике, в противовес государственному, крупные успехи пока не достигнуты. Так, по данным национальной статистики, доля граждан страны в общей численности населения, занятого в частном секторе, в последние годы составила лишь 10% в КСА, 20% - в Бахрейне, 4% - в Кувейте, 20% - в Омане, 1% - в Катаре, 2-3% - в ОАЭ. В госсекторе в основном заняты служащие аппарата. При этом национальные кадры задействованы далеко не полностью. Согласно планам правительства Саудовской Аравии, доля коренных граждан, занятых в частном секторе экономики, должна быть повышена до 75% [1].

Реформирование рынка труда - одна из наиболее острых проблем для стран ССАГПЗ. Большинство стран мира проводит жесткую иммиграционную политику, однако на рынках труда поощряет гибкость. Высокие иммиграционные барьеры защищают своих трудящихся, а иностранцам дают разрешение на работу, только когда не хватает местных специалистов нужной квалификации, обычно высокой. Тем самым на первый план выходят интересы граждан, а не корпораций.

В арабских странах Персидского залива все с точностью до наоборот: гибкая иммиграционная политика и жесткий рынок труда. Не менее 40% рабочей силы здесь составляют иностранцы, в частном секторе некоторых стран их доля достигает 90%. В результате предприятия начинают искать по всему миру самые дешевые источники рабочей силы, вместо того чтобы инвестировать в повышение квалификации своих специалистов и увеличение производительности труда. Доступ к практически неограниченному источнику дешевой рабочей силы приносит сиюминутную выгоду компаниям, но это тупиковый путь: частные работодатели лишают перспектив местную молодежь, которую берут к себе в последнюю очередь.

Как представляется, без фундаментальной, пусть даже и болезненной реформы рынка труда не создать условия, при которых частный сектор будет заинтересован в увеличении количества рабочих мест. Чтобы поднять уровень заработной платы для граждан этих стран, необходимо существенно повысить производительность, особенно - труда. По мере интеграции арабских стран региона Персидского Залива в глобальную экономику они будут все более заинтересованы в торговых соглашениях с другими государствами. Это значит, что потенциальные партнеры станут особенно тщательно изучать положение дел на рынках труда и оказывать на страны ССАГПЗ давление, чтобы они привели свои рынки труда в соответствие с международными стандартами (что и происходит уже сейчас).

Говоря о подготовке кадров, нельзя не упомянуть необходимость реформирования системы образования в странах ССАГПЗ. На сегодняшний день учебные заведения арабских стран Персидского Залива не выпускают молодых специалистов с навыками, соответствующими современной экономике. Оснащение институтов и колледжей современным оборудованием или увеличение количества преподавателей не решает проблему, поскольку в странах региона уже сейчас соотношение численности студентов и преподавателей - одно из самых низких в мире. Кроме того, в школьных программах необходимо учитывать будущие потребности частного сектора. Вообще говоря, реформа образования в арабских странах - тема вообще деликатная, поскольку ситуация усугубляется религиозным и культурным факторами. Тем не менее, стоит отметить, что в большин-

стве стран региона совершенствование системы образования уже началось. Например, власти Абу-Даби заключили соглашение с Национальным институтом образования Сингапура, который будет готовить преподавательские кадры.

Реформирование финансовых систем, в результате которого деньги шли бы на самые перспективные проекты и на поддержку малого и среднего бизнеса, также является насущным вопросом. В целом, фондовые рынки в арабских странах Персидского залива довольно развиты. Если рассматривать рост в процентном отношении к ВВП, то он гораздо выше, чем в Китае и Индии с их бурно развивающейся экономикой - скорее, он соответствует уровню зрелых развитых рынков ЕС [3].

Вместе с тем фондовые рынки стран ССАГПЗ получили бы новый толчок к развитию, если бы правительства оказывали им более прямую поддержку: например, выводили бы на рынок акции государственных предприятий или поощряли государственные инвестиционные компании активнее участвовать в торгах. В странах ССАГПЗ активно используются также инструменты исламского страхования и инвестирования (например, «такафул»), постоянно наблюдается оживление в банковском кредитовании и инвестиционной деятельности. Активность в данной области генерируется прежде всего государственными инвестициями и ассигнованиями, но финансовый рынок и банковская системы имеет определенный потенциал для укрепления экономических позиций стран ССАГПЗ ни а мировом уровне.

Правительствам региона следует также поддерживать небольшие и относительно неликвидные рынки облигаций. Эта мера, на первый взгляд, может показаться ненужной, учитывая нынешние излишки финансов во всех странах ССАГПЗ, однако, судя по примеру Сингапура, упорядоченная система управления государственным долгом очень полезна даже при вполне благополучном развитии событий. И хотя в ходе мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. рынки стран ССАГПЗ выдержали кризисные колебания и банки сохранили и впоследствии повысили уровень капитализации, объем рынка ценных бумаг и банковского кредитования в ССАГПЗ все же сократился.

В целом финансовый сектор ССАГПЗ имеет значительный потенциал развития, но на настоящий момент все же сильно уступает конкурирующим с ним финан-

О £

Я

3

V

а

2 а

8

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

совым рынкам новых индустриальных стран Азии. При этом доля стран ССАГПЗ в мировом ВВП в два раза выше их доли в мировом финансовом рынке. Большая прозрачность и лучшая защита для инвесторов, введение жестких стандартов корпоративного управления снизили бы уровень спекуляции инвесторов как из стран - членов ССАГПЗ, так и внешних, появилась бы возможность работать на рыночной платформе. Также на повестке дня остаются планы создания валютного союза ССАГПЗ, что может расширить объем финансового рынка.

Как ожидается, максимально возрастает деловая активность в странах ССАГПЗ в сфере услуг (в банковской, страховой и туристической деятельности, в розничной торговле). Масштабные проекты развития розничной торговли связаны с развитием туризма, который рассматривается как одно из важнейших направлений экономической диверсификации через сферу услуг.

Проблемой туристического сектора ССАГПЗ остается низкое привлечение трудовых ресурсов из числа местного населения, хотя потенциально туристический сектор и связанные с ним виды деятельности (обслуживание аэропортов, гостиниц) могут абсорбировать ощутимую часть экономически активного населения. Этот сектор экономики ССАГПЗ имеет все условия для развития, так как сюда направляются государственные, частные и иностранные инвестиции.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия диверсификации экономики может быть ориентирована на завоевание новых ниш на разнообразных рынках и в целом должна быть комплексной, и эффективность такого подхода хорошо видна на примере стран ССАГПЗ [6, 9].

Так, стратегия развития ОАЭ базируется на нефтехимических производствах и предусматривает расширение коммерческой инфраструктуры. Привлечение значительных объемов региональных и внешних инвестиций происходит в процессе строительства деловых и торговых комплексов, транспортных узлов и терминалов, новых промышленных зон.

Успешно идет процесс диверсификации экономики и в Бахрейне. На период возникновения острого политического кризиса в арабском мире («арабской весны») Бахрейн, благодаря мерам по диверсификации, стал наименее зависимой от нефти страной ССАГПЗ. Однако, ввиду низкого показателя государственных

сбережений и высокого показателя госдолга, экономика Бахрейна все же остается очень восприимчивой к нестабильности цен на мировых рынках углеводородов и финансовых рынках. Согласно принятой в 2008 г. стратегии «Видение 2013», ключевыми секторами экономики для инвестирования стали: финансовый сектор, логистика, туризм и индустрия развлечений, высокие технологии и частное предпринимательство.

Правительство Омана в своей стратегии по диверсификации экономики опирается на сферу услуг. Если до 2008 г. активные инвестиции наблюдались в банковском секторе, то мировой финансовый кризис показал, что на современном этапе развития экономики Омана должны быть выбраны другие приоритеты. В новой экономической стратегии Оман планирует сделать упор на развитие рыбного промысла и туризма. Стоит отметить, что для султаната необходимость вклада в нефтяные отрасли особенно актуальна, поскольку Оман располагает меньшими запасами нефти, чем другие страны ССАГПЗ.

В Катаре и Кувейте уровень диверси-фицированности экономики остается довольно низким. В обеих странах имеются политические препятствия на пути экономической диверсификации, как то отсутствие прозрачности в политических и экономических вопросах и высокий уровень коррупции.

КСА является самой крупной экономикой стран ССАГПЗ, и ее диверсификация основывается на инвестировании в обрабатывающую промышленность, создающую большее количество рабочих мест. По политическим и религиозным причинам экономика КСА остается довольно закрытой и менее привлекательной для инвесторов, чем, скажем, ОАЭ и Бахрейн.

На наш взгляд, в перспективе комплексное развитие нефтепереработки и нефтехимии в странах ССАГПЗ могло бы обеспечить заметно более высокую долю добавленной стоимости, чем экспорт нефти и газа, ослабить зависимость поступлений в бюджет от колебаний цен на нефть и газ и привести к формированию в ССАГПЗ значимых производственно-технологических кластеров, устойчиво интегрированных в системы мирового хозяйства. В настоящее время вертикальная интеграция на основе добычи и переработки углеводородов тесно переплетается с активизацией деятельности в любых секторах экономической сферы.

И тем не менее, актуальным остается

вопрос о степени приоритетности диверсификации для стран ССАГПЗ. Экспортные доходы от продажи на международном рынке нефти и газа по-прежнему обеспечивают достаточное богатство арабским странам Персидского Залива, и практически никто не ожидает, что цена на нефть вернется к 10 долларам за баррель. Кроме того, некоторые вопросы (диверсификация поступлений в казну и меры по диверсификации экономики, направленные на ослабление зависимости производства и бизнеса от государства) являются очень болезненными и трудноразрешимыми на текущем этапе [7].

Отметим, что для стран ССАГПЗ период краткосрочного снижения цен на нефть безболезнен, они могут конкурировать с другими производителями нефти, играя на временное понижение цен. Суверенные инвестиционные фонды этих стран накопили объем резервов, превышающий их годовые ВВП, - весьма надежная «подушка безопасности», даже если период низких цен длится нескольких лет. Для сравнения, при снижении среднегодовых цен на нефть ниже 100 долл. за баррель Россия, Иран, Венесуэла немедленно испытывают серьезные сложности со своими бюджетами, а для ОАЭ, Катара, Кувейта даже долгосрочные цены в размере около 70 долларов не критичны.

Однако правительства стран ССАГПЗ признают, что не смогут поддерживать поставки нефти на мировой рынок на достаточно высоком уровне в долгосрочной перспективе, так, чтобы удовлетворять растущие потребности национальных экономик, не прибегая к реформам. Например, для КСА «проблемным» в долгосрочном периоде является нахождение цены на нефть уровне ниже 80 долларов за баррель.

Таким образом, экономическая диверсификация в ССАГПЗ в XXI веке, имея такие же предпосылки, что и индустриализация, проводившаяся в аравийских монархиях в 1980-х - 1990-х годах, является более сложной и многоплановой. Неоднозначность секторного развития показывает, что ряд сфер экономической деятельности имеет большое значение еще и с точки зрения социального аспекта экономики в связи с потребностью в создании новых рабочих мест для населения. По этой причине в настоящее время роль того или иного сектора хозяйства стран ССАГПЗ, в том числе секторов сферы услуг, зависит от таких разноплановых факторов как макроэконо-

мическая и внешнеэкономическая конъюнктура, структурная политика и государственное регулирование, межотраслевые связи, предотвращение спекулятивного оборота. Кроме того, есть дополнительные мотивы для диверсификации, такие как стремление к международному престижу и созданию репутации, ввиду чего проблемы диверсификации национальных экономик стран - членов ССАГПЗ приобретают еще и политический смысл, предоставляя им в ходе решения этих проблем дополнительный инструмент влияния и способствуя тем самым становлению этих стран как полноправных акторов на мировой арене.

Литература

1. Гукасян Г.Л. Экономическая трансформация в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Проблемы и перспективы. Казань: Институт востоковедения РАН. 2017. 132 с.

2. Бирюков Е.С. Механизм структурной перестройки экономики в странах Залива. Энергетика: настоящее и будущее. Азия и Африка сегодня. 2015; 1 (690): 38-44.

3. Успенский Е.Э. Инвестиционный климат в арабских странах Персидского залива в свете событий «арабской весны». Мировая экономика и международные экономические отношения. Экономические науки. 2011; 12(85): 396-399.

4. Шкваря Л.В., Русакович В.И. Социально-экономическая динамика стран Персидского залива и направления долгосрочного устойчивого развития. Инновационная экономика. 2016; 2 (7): 13.

5. Annual Meeting of Arab Ministers of Finance. April 2016. Manama, Bahrain. 40 p.

6. Destradi S. Regional powers and their strategies: empire, hegemony, and

leadership. Review of International Studie. 2010; 36 (4): 903-930.

7. Economic Diversification in Oil-Exporting Arab Countries Prepared by Staff of the International Monetary Fund IMF (2016). https://www.imf.org/external/np/ pp/eng/2016/102616.pdf

8. The GCC in 2020: Broadening the economy. https://warwick.ac.uk/fac/soc/ pais/research/researchcentres/csgr/green/ foresight/economy/ 2010_the_economist_the_gcc_in_2020_-_broadening_the_economy.pdf

9. Tim Callen, Reda Cherif, Fuad Hasanov, Amgad Hegazy, and Padamja Khandelwal. Economic Diversification in the GCC: Past, Present, and Future. Institute for Capacity Development and Middle East and Central Asia Department. 2014. 32 p.

10. Saskia Mueller-Herbst, Lauri Veltkamp. Is OPEC actually as powerful as it seems? EBF Groningen Journal. 2017; 17: 11.

Challenges of diversification of the GCC economies

Ukraintsev A.A.

Lomonosov Moscow State University

The article is devoted to a poorly studied problem world economic - diversifications of national economies of member countries of GCC. For the solution of this problem researchers set a task - the comprehensive analysis of this problem allowing to define necessary prerequisites of close rapprochement of member countries of GCC and convergence within strengthening of these integration tendencies owing to a complex of economic reforms. Carrying out such analysis which basis studying of scientific, analytical and expert sources has been has allowed authors not only to reveal features of economic reforms over the certain countries, but also to generalize key tendencies in general on GCC as to the certain subject of economic activity on the world scene. The novelty and complexity of the considered problem, according to author, is substantially caused by requirements of the economy restructuring directed to increase in a variety of branches, production,

services in respect of increase in its innovation. The conducted research has shown that diversification of production is especially relevant for minerals of the countries of the world, strongly dependent on export. The analysis of the designated problem has allowed authors to understand difficulties of processes of diversification of national economies of member countries of GCC in the context of their innovative reforming. Keywords. GCC, the world economy, international economic relations, diversification, integration, convergence of national economies of the GCC members, prospects for economic development of the Persian Gulf region. References

1. Gukasyan G.L. Economic Transformation in the

Gulf Cooperation Council Countries. Problems and prospects. Kazan: Institute of Oriental Studies, RAS. 2017. 132 p..

2. Biryukov E.S. The mechanism of economic

restructuring in the Gulf countries. Energy: present and future. Asia and Africa today. 2015; 1 (690): 38-44.

3. Uspensky E.E. The investment climate in the

Arab countries of the Persian Gulf in the light of the events of the «Arab spring». World economy and international economic relations. Economics. 2011; 12 (85): 396-399.

4. Shkvarya L.V., Rusakovich V.I. Socio-economic

dynamics of the Gulf countries and the direction of long-term sustainable development. Innovative economy. 2016; 2 (7): 13.

5. Annual Meeting of Arab Ministers of Finance.

April 2016. Manama, Bahrain. 40 p.

6. Destradi S. Regional powers and their strategies:

empire, hegemony, and leadership. Review of International Studie. 2010; 36 (4): 903930.

7. International Monetary Fund IMF (2016). https:/

/www.imf.org/external/np/pp/eng/2016/ 102616.pdf

8. The GCC in 2020: Broadening the economy.

https://warwick.ac.uk/fac/soc/pais/research/ researchcentres/csgr/green/foresight/ economy/ 2010_the_economist_the_gcc_in_2020_-_broadening_the_economy.pdf

9. Tim Callen, Reda Cherif, Fuad Hasanov, Amgad

Hegazy, and Padamja Khandelwal. Economic Diversification in the GCC: Past, Present, and Future. Institute for Capacity Development and the Middle East and Central Asia Department. 2014. 32 p.

10. Saskia Mueller-Herbst, Lauri Veltkamp. Is OPEC actually as powerful as it seems? EBF Groningen Journal. 2017; 17: 11.

О

3

В

s

v

ro e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.