Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВА / СИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАРАНТИННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / COVID-19 / ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ / КОРРЕСПОНДЕНТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавая Юлия Константиновна

Содержание данной статьи отражает состояние, проблемы и перспективы дистанционного обучения в условиях карантинных мероприятий во время вспышки Covid-19 в Российской Федерации, а также с целью повышения самообразования и квалификации. Задачей исследования являлась характеристика дистанционного обучения как составляющей учебно-воспитательного процесса и выявление преимуществ и недостатков данной формы обучения, при этом были выявлены различные типы дистанционного обучения - синхронное и асинхронное обучение. Были рассмотрены различные типы дистанционного обучения, доступные сегодня, в частности, корреспондентское обучение, электронное обучение и онлайн-обучение. Основной целью дистанционного обучения, по мнению авторов, является развитие творческих и интеллектуальных способностей человека с помощью открытого и свободного использования всех образовательных ресурсов и программ, в том числе, доступных в Интернете. Также в статье было определено, что главным преимуществом дистанционного образования является его экстерриториальность, т. е. нет привязки к определенной территории, а вот недостатки - это отсутствие личных контактов с преподавателями, минимальное взаимодействие с другими студентами и высокий уровень самодисциплины. Не обошли вниманием и студенческую аудиторию, повышающую свой профессиональный и учебный уровень, самостоятельно ликвидирующую пробелы в знаниях и расширяющую свои знания по интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

The content of this article reflects the state, problems and perspectives of distance learning in the context of quarantine measures during the Covid-19 outbreak in the Russian Federation, as well as in order to improve self-education and skills. The aim of the study was to characterize of distance learning as a component of the educational process and identify the advantages and disadvantages of this form of teaching, while various types of distance learning were identified - a synchronous and an asynchronous learning. Various types of distance learning available today, such as a correspondence training, e-learning, and online learning, were reviewed. The main goal of distance learning, according to the authors, is to develop creative and intellectual abilities of a person through the open and free use of all educational resources and programs, including those available on the Internet. It was also determined in the article that the main advantage of distance education is its extraterritoriality, i.e. there is no binding to a specific territory, but the disadvantages are the lack of personal contacts with teachers, minimal interaction with other students, and a high level of self - discipline. We also paid attention to the student audience, which is improving its professional and academic level, independently eliminating gaps in knowledge and expanding its knowledge by interests.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология. КАРТАВАЯ Юлия Константиновна

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474 ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

VTTK" 471 4 1 S I—v (TliON L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД14 J ' 1J1J |(сс) (JjCs) Ifhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DQ[ - | (j 26140/anip-2021-1002-0037 lfcae^K^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3951-7057 AuthorlD: 815844 ORCID: 0000-0001-8874-4634

КАРТАВАЯ Юлия Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, филиал - Евпаторийский институт социальных наук

(297408, Россия, Евпатория, ул. Просмушкиных, д. 6, e-mail: julia.kartavaya@yandex.ru) Аннотация. Содержание данной статьи отражает состояние, проблемы и перспективы дистанционного обучения в условиях карантинных мероприятий во время вспышки Covid-19 в Российской Федерации, а также с целью повышения самообразования и квалификации. Задачей исследования являлась характеристика дистанционного обучения как составляющей учебно-воспитательного процесса и выявление преимуществ и недостатков данной формы обучения, при этом были выявлены различные типы дистанционного обучения - синхронное и асинхронное обучение. Были рассмотрены различные типы дистанционного обучения, доступные сегодня, в частности, корреспондентское обучение, электронное обучение и онлайн-обучение. Основной целью дистанционного обучения, по мнению авторов, является развитие творческих и интеллектуальных способностей человека с помощью открытого и свободного использования всех образовательных ресурсов и программ, в том числе, доступных в Интернете. Также в статье было определено, что главным преимуществом дистанционного образования является его экстерриториальность, т. е. нет привязки к определенной территории, а вот недостатки - это отсутствие личных контактов с преподавателями, минимальное взаимодействие с другими студентами и высокий уровень самодисциплины. Не обошли вниманием и студенческую аудиторию, повышающую свой профессиональный и учебный уровень, самостоятельно ликвидирующую пробелы в знаниях и расширяющую свои знания по интересам.

Ключевые слова: дистанционное обучение, проблемы, перспектива, синхронное обучение, асинхронное обучение, карантинные мероприятия, Covid-19, экстерриториальность, корреспондентское обучение, электронное обучение, онлайн-обучение, самообразование.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

© The Author(s) 2021

KARTAVAYA Yulia Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, assistant professor of the department of philological disciplines and methods of teaching them, Crimean Federal University of V. I. Vernadsky, Evpatoria Institute of Social Sciences (297408, Russia, Evpatoria, Prosmushkin Str., 6, e-mail: julia.kartavaya@yandex.ru) Abstract. The content of this article reflects the state, problems and perspectives of distance learning in the context of quarantine measures during the Covid-19 outbreak in the Russian Federation, as well as in order to improve self-education and skills. The aim of the study was to characterize of distance learning as a component of the educational process and identify the advantages and disadvantages of this form of teaching, while various types of distance learning were identified - a synchronous and an asynchronous learning. Various types of distance learning available today, such as a correspondence training, e-learning, and online learning, were reviewed. The main goal of distance learning, according to the authors, is to develop creative and intellectual abilities of a person through the open and free use of all educational resources and programs, including those available on the Internet. It was also determined in the article that the main advantage of distance education is its extraterritoriality, i.e. there is no binding to a specific territory, but the disadvantages are the lack of personal contacts with teachers, minimal interaction with other students, and a high level of self - discipline. We also paid attention to the student audience, which is improving its professional and academic level, independently eliminating gaps in knowledge and expanding its knowledge by interests.

Keywords: a distance learning, problems, a perspective, a synchronous learning, an asynchronous learning, quarantine measures, Covid-19, an extraterritoriality, a correspondence learning, e-learning, an online learning, a self-education.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Отечественный и зарубежный опыт развития системы образования указывает на то, что будущее его связано с использованием дистанционного обучения. Эффективная реализация преимуществ, предоставляющих дистанционное обучение возможна только при условии предоставления процессам его внедрения и развития признаков системности, управляемости и прогно-зируемости. Изучение принципов, технологии, логики и валидности дистанционного обучения, тщательное исследование эффективности систем дистанционного обучения и контроля знаний является важной и актуальной проблемой, требующей решения [1].

В современных реалиях событий, происходящих во всем мире, и бесспорно событий, что в частности также коснулись и территории Российской Федерации, и внедрения всех тех мероприятий и изменений, в том числе и в процессе обучения, в образовании одним из самых популярных словосочетаний стало «дистанционное обуче-

ние». Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирус-ной инфекции на территории Российской Федерации», учебные заведения переходят на дистанционное обучение. В течение последних десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Несмотря на это до нынешнего времени дистанционная форма образования не использовалась широко в образовательном процессе школ, колледжей, высших учебных заведений. И именно «карантин» активизировал проблему дистанционного обучения. Также, именно «карантин» показал реальное положение и внедрение скорых мер по выявлению недоработок в процессе дистанционного обучения, поскольку система высшего образования оказалась не готовой к организации дистанционного обучения, что в условиях

возможного длительного карантина стала бы реальной угрозой ее существованию вообще [2]. Но, благодаря вовремя принятым решениям и мерам внедрения, и налаживанию процесса обучения студентов, эта проблема решена и заработала в короткий отрезок времени.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые опирается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время проблеме дистанционного обучения в высших учебных заведениях посвящены многочисленные научные исследования таких ученых как С. А. Бакаева [3], И. Г. Беляева [3], О. Ю. Дигтяр [4], И. А. Леонтьева [5], М. М. Мазур [б], Л. Г. Рудых [7], Е. А. Самородова [3], Л. И. Яшина [8] и др.

Актуальность исследования обусловлена изменениями мышления, возникновением новых технологий, ростом информационного потока, и как следствие, усложнением социальных процессов. Сегодня современный уровень социально-экономического развития человечества ускоряется и требует адаптации ко всем изменениям в экономической, общественной, политической и культурной жизни и как следствие требует от человека все более разнообразной, многоуровневой и разноплановой подготовки, и во всем этом дистанционные средства обучения будут иметь основную роль в совершенствовании системы образования. В мире накоплен значительный опыт внедрения систем дистанционного обучения, которые используют современные телекоммуникационные технологии, компьютерные сети и системы непосредственного телевизионного вещания.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель исследования состоит в определении современного состояния, преимуществ, недостатков и перспектив развития дистанционного образования в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Постановка задания. Задачей исследования являлась характеристика дистанционного обучения как составляющей учебно-воспитательного процесса и выявление преимуществ и недостатков данной формы обучения, при этом были выявлены различные типы дистанционного обучения - синхронное и асинхронное обучение.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В ходе работы для достижения результатов в соответствии с поставленной задачей были использованы такие методы и приемы как теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод актуализации, обобщения и систематизации информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ литературы, изучение и исследование дистанционного обучения позволили установить три составляющие: компьютерное обучение, открытое обучение и активное общение преподавателя и студентов с использованием современных технологий.

Дистанционное обучение - отличный вариант для тех, кто хочет продолжить обучение, но не может посещать занятия на регулярной основе. Однако дистанционное обучение не является правильным выбором для всех - оно лучше всего подходит тем, кто самодисциплинирован и самомотивирован.

Стоит отметить, что дистанционное обучение в современном мире осуществляется с помощью различных технологий, которые отличаются по: форме представления учебных материалов; наличием посредника в системе обучения, или по централизованной форме обучения; по степени использования телекоммуникаций и персональных компьютеров; по технологии организации контроля учебного процесса; по степени внедрения в технологии обучения обычных методов ведения образовательного процесса; по методам идентификации студентов при проведении экзаменов [9]. 158

Существуют различные типы дистанционного обучения, доступных сегодня.

Корреспондентское обучение: при заочном обучении вы получаете учебники, учебные пособия, задания и другие учебные материалы по почте. Вы работаете с этими материалами в свое время и в своем собственном темпе. В зависимости от учреждения, в котором вы решили изучать определенный курс, вы можете попросить у преподавателя или инструктора помощь по электронной почте, телефону, обмена мгновенными сообщениями или по почте.

Электронное обучение: позволяет получить доступ к материалам курса на компьютере. Компакт-диски, DVD-диски и компьютерные программы могут использоваться для проведения курсов электронного обучения.

Онлайн-обучение: это форма электронного обучения, которая требует от вас доступа к Интернету. Онлайн-обучение более интерактивное, чем другие виды дистанционного обучения, поскольку позволяет вам общаться с преподавателями и другими студентами в режиме реального времени. Благодаря онлайн-обучению студент может загружать учебные материалы из интернета, а преподаватель отправлять свои задания через онлайн-портал для студентов, проводить онлайн-опросы, посещать вебинары и участвовать в виртуальных классах.

В дистанционном обучении также используется технология «виртуальные классы». Виртуальные классы -это интерактивные учебные сессии, которые проводятся через Интернет. Такие онлайн-занятия могут проходить в форме веб-конференций, прямых трансляций или телеконференций. Одним из преимуществ виртуальных классов является то, что они дают студентам возможность участвовать в учебных мероприятиях вместе со своими однокурсниками. Поэтому виртуальные классы устраняют один из недостатков дистанционного обучения - отсутствие социального взаимодействия во время обучения.

Еще одно важное отличие, когда речь идет о различных типах дистанционного обучения, - это синхронное и асинхронное обучение.

Синхронное обучение - это то, где вы одновременно участвуете в учебных мероприятиях (таких как вебина-ры и виртуальные классы) со своими преподавателями и однокурсниками. Преимуществами данного типа являются:

- Вы можете взаимодействовать со своими преподавателями и другими студентами в режиме реального времени.

- Вы можете получить мгновенную обратную связь от своих инструкторов.

- Вы можете задавать вопросы или участвовать в дискуссиях.

Недостатки данного типа:

- У вас будет меньше гибкости, так как вам нужно будет посещать сеансы в назначенное время.

- Вам нужно будет иметь доступ к соответствующей технологии (что может быть дорогим).

- Вам необходимо будет удобно использовать соответствующую технологию.

Асинхронное обучение не требует от вас участия в учебных мероприятиях одновременно с вашими однокурсниками. Вместо этого вам предоставляется возможность прорабатывать материал курса в своем собственном темпе и в соответствии с вашим собственным графиком. Учебники, электронная почта и почтовая корреспонденция, виртуальные библиотеки, онлайн-базы данных, доски объявлений, компакт-диски и DVD-диски могут сыграть важную роль в доставке учебного материала для асинхронных курсов дистанционного обучения.

Преимущества данного типа:

- Вы можете сами определить свой график обучения, что означает, что у вас будет больше гибкости.

- Вы можете работать с материалом курса в своем собственном темпе. Это означает, что вы можете тра-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

КАРТАВАЯ Юлия Константиновна ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

тить больше времени на новый, ранее незнакомый вам материал, и работать быстрее с материалом, который вам частично известен.

Недостатки данного типа:

- Вам понадобится больше самодисциплины, чтобы учиться самостоятельно и придерживаться графика обучения.

- У вас может быть меньше возможностей для взаимодействия с другими студентами.

- Возможно, вам придется подождать дольше, чтобы получить отзывы от ваших инструкторов.

Главным преимуществом дистанционного образования является его экстерриториальность (то есть нет привязки к определенной территории). Кроме того, дистанционное обучение предлагает обновленные знания, последние теории, обеспечивающие мировые информационные ресурсы.

Главной задачей дистанционного обучения является развитие творческих и интеллектуальных способностей человека с помощью открытого и свободного использования всех образовательных ресурсов и программ, в том числе, доступных в Интернете. А поскольку интернет -это мировая информационная сеть, то она может быть одним из средств дистанционного обучения, потому что ее данные помогут студентам (и преподавателям) создать полную информационную картину по интересующим их вопросам. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Накануне окончания учебного года мы смогли пообщаться с преподавателями и студентами о влиянии коронавируса на высшее образование в Российской Федерации. Эта тема не теряет актуальности сейчас и не потеряет ее в ближайшие месяцы. Осенью 2020 года ожидаемо пришла следующая волна заболеваний, и есть риск возвращения вузов к полностью дистанционному обучению. Поэтому важно четко фиксировать и оценивать то, что принес нам карантин, и как это повлияет на будущее высшего образования.

Цифровые навыки. Благодаря сотрясению, которое устроил коронавирус, все участники образовательного процесса были вынуждены начать применять современные технологии независимо от того, хотелось им этого или нет. И этот непосредственный практический опыт позволил им довольно ловко овладеть этими навыками. На самом же деле технологии уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому педагоги должны уметь применять этот удобный инструмент, независимо от того, в каком режиме происходит обучение.

Методики преподавания. К сожалению, во многих университетах преподаватели до сих пор заставляют студентов писать рефераты от руки или же переписывать материал из учебника, а потом оценивают это. Такую «писанину» практикуют как во время занятий в очном режиме, так и во время карантина. Но являются ли такие преподавательские подходы эффективными? Конечно, нет. Подтверждением этого являются результаты множества исследований. К примеру, эксперимент Бьорка Бретцига и Реймонда Кулхави, что из четырех видов работ с текстом механическое дублирование информации является наименее эффективным методом для запоминания информации на долгосрочную перспективу. Речь идет о следующих видах работы: 1) прочтение текста + подведение итога и записывание его после прочтения; 2) прочтение текста + подведение итога и записывание его во время прочтения; 3) прочтение текста + механическое дословное переписывание главных идей; 4) прочтение текста без каких-либо записываний. Механическое дублирование текста никак не помогает студентам крити-

чески осмысливать прочитанное. Преподавание онлайн не будет эффективнее оффлайнового, пока преподаватели не начнут применять эффективные методики преподавания - те, которые имеют научную основу. Это критически важно для обеспечения высокого качества образования. Преподаватели должны повышать уровень своего преподавательского мастерства, университеты -поддерживать их в этом, а студенты - создавать на это спрос.

Нагрузки и преподаватели. У добросовестных преподавателей, которые во время карантина действительно пытались сохранить качество учебного процесса, подготовка к занятиям онлайн занимала гораздо больше времени, чем до того. При этом были и такие, которые перевели общение со студентами в письменный формат

- дав им множество письменных заданий и фактически отказавшись от проведения занятий. А были и такие, которые вообще едва выходили на связь со студентами. При этом степень вовлеченности преподавателей в дистанционное обучение никак не отражается на их зарплатах. Эта ситуация в очередной раз актуализировала вопрос о справедливом уровне зарплат в учреждениях высшего образования. Сегодня университеты привязаны к тарифной сетке и не могут устанавливать зарплаты в зависимости от результатов работы преподавателей. Карантин лишь в очередной раз напомнил, что университеты должны иметь большую автономию в определении уровня зарплат.

Академическая добродетель. Академическая добродетель - еще одна проблема, которую актуализировал коронавирус. Ни для кого не секрет, что более 90% студентов используют в обучении плагиат. Списывают на экзаменах, распечатывают готовые письменные работы из интернета, покупают их, фальсифицируют или придумывают данные и т. п. И все это не может не сказаться во время экзаменационных сессий, которые студенты должны сдавать онлайн. Можно только представить масштабы фальсификаций и копирования студентами, которые не приучены писать работы самостоятельно и честно.

Еще одна проблема - многие преподаватели не знают методов оценивания, которые бы сделали невозможным студенческие недобропорядочные практики. Поэтому университеты должны системно работать, чтобы создать действенную систему, которая бы помогла обеспечить академическую добродетель и сформировать соответствующую культуру у студентов. Если бы эти процессы произошли раньше, сейчас эта проблема не встала бы так остро.

Автономия высших учебных заведений. Университеты вместо тог, чтобы взять ситуацию под контроль и подстроить учебный процесс под условия карантина, продолжали ожидать указаний от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Минобразования, в свою очередь, подготовило какие-то непонятные рекомендации для университетов, но при этом акцентировало на том, что вся ответственность -на университетах. Бесспорно, этот период был непростым для всех, но такие кризисы, как пандемия, имеют и свои преимущества. Они все больше и больше будут расширять понимание учреждениями образования своей автономии и помогут им получать необходимый практический опыт этот опыт в будущем лишь будет способствовать их самостоятельности.

Гендерное равенство. Большинство научно-педагогических и педагогических работников высших учебных заведений России - женщины. И когда на карантин закрылись двери школ и садиков, многих преподавательниц постигла такая же участь, как и остальных женщин

- работа из дома, воспитание детей и организация домашнего быта. В Российской Федерации большинство такой работы продолжают выполнять преимущественно женщины. Вопрос гендерного равенства до сих пор остро стоит в нашем обществе, и университеты не яв-

ляются исключением. И карантин только в который раз доказал важность внимательного отношения к этому вопросу.

Каковы же преимущества и недостатки дистанционного обучения?

- Данная форма обучения является наиболее приемлемой альтернативой классическому образованию с точки зрения экономии как финансового, так и временного ресурса.

- Это дает студентам более широкий доступ к образованию. Студенты, которые не могут посещать занятия из-за инвалидности или из-за семейных обязанностей, могут продолжить учиться дистанционно.

- Это дает студентам возможность работать и учиться одновременно. Поскольку студенты дистанционного обучения могут свободно учиться в соответствии со своим расписанием, они могут совмещать учебу и / или повышать свою квалификацию.

- Это позволяет студентам учиться в своем собственном темпе. Студентам не надо поддерживать темп, чтобы «идти в ногу» с остальной группой, и они не будут сдерживаться более медленными обучающимися. Они также могут выбрать, сколько времени потратить на каждую часть материала курса.

- Это позволяет студентам выбирать из более широкого круга учебных курсов. Студенты не ограничиваются изучением курсов, предложенных академическими учреждениями в их географических районах.

- Это помогает студентам развивать ценные навыки. Студенты смогут улучшить свою самодисциплину, чувство ответственности, управление временем и навыки самостоятельного мышления, изучая в основном самостоятельно через дистанционное обучение.

- Дистанционное обучение не создает студентам отвлекающих факторов. Хотя социальный аспект жизни в общежитии часто отвлекает студентов от учебы, дистанционное обучение облегчает студентам оставаться сосредоточенными.

Несмотря на все преимущества, существует также ряд недостатков дистанционного обучения:

- Нет никаких личных контактов с преподавателями. Тем не менее, многие учреждения дистанционного обучения оказывают студентам академическую поддержку по телефону, электронной почте, почте и обмену мгновенными сообщениями.

- Имеют минимальное взаимодействие с другими студентами. Тем не менее, можно взаимодействовать в Интернете, или можно принять решение о создании своих собственных исследовательских групп.

- Это требует высоких уровней самодисциплины. В большинстве случаев никто не будет проверять студентов, чтобы убедиться, что они вовремя выполняют свою работу.

Дистанционное образование набирает обороты в современном образовании. Студенческая аудитория повышает профессиональный и учебный уровень, самостоятельно ликвидирует пробелы в знаниях, а также расширяет свои знания по интересам. А главной задачей самообразования: самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

По мнению Ю. К. Картавой, «информационно-технические возможности позволяют знакомиться с новейшими изданиями в различных отраслях науки, способствуют анализу содержания научно-практических конференций и симпозиумов, что не может не развивать самостоятельное, критическое, профессиональное мышления студентов» [10, с. 142].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. С распространением в мире новых информационных и технических средств доставки учебного материала, прежде всего с появлением ин-160

тернета в учебных заведениях разных типов сложились предпосылки появления и развития нового направления в образовании - дистанционного обучения для студентов, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Разработкам дистанционного обучения уделяется должное внимание в педагогической теории и практике (М. О. Музаффарова [11], О. Г. Рубцова [12], Н. Х. Тошева [11], Г. Р. Халюшева [13] и др. [1418]), в частности проблемам современного состояния и перспективам развития, педагогическому и информационному обеспечению, но условия современности вносят определенные коррективы в существующие разработки, которые соответственно требуют актуального рассмотрения и детализации.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Коронавирус действительно поднял много важных проблем в высшем образовании. И для того, чтобы превратить проблемы в возможности, университеты уже сейчас должны пристально монито-рить, насколько эффективно они реализуют дистанционное обучение (в том числе получать качественную обратную связь и от преподавателей, и от студентов). Они должны фиксировать и анализировать как недостатки, так и хорошие практики, обмениваться опытом с другими университетами. Потому что сейчас дистанционное обучение происходит из-за того, что к этому вынуждают обстоятельства, хотя на самом деле оно увеличивает доступность образования, а смешанное обучение, - сочетание дистанционной и очной форм, - вполне может стать нашим будущим. Однако для этого уже сегодня мы должны активно поработать над усвоенными уроками и обеспечить качество такого образования. Огромное количество фактов, примеров, приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционного обучения в России, как неотъемлемого фактора развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. На данный момент основными перспективами исследования является процесс разработки качественного свободного образовательного пространства и подготовки педагогических кадров - специалистов в своей отрасли, а также в сфере информационных технологий. При условии решения вышеописанных проблем будет создано эффективное дистанционное обучение, которое всесторонне раскроет потенциал студентов, учитывая как индивидуальные, так и общечеловеческие потребности.

Подводя итог, можно сказать с уверенностью, что дистанционное образование хорошая альтернатива очному обучению, безусловно это показало и доказало настоящее в условиях карантинных мероприятий на время вспышки Covid-19 в России, а также с целью повышения самообразования и квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пиневич Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и решения // Международный научный журнал. 2017. № 6. С. 106-110.

2. Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю. Проблемы дистанционного обучения в вузе // Ученые записки. 2020. № 3 (35). С. 34-39.

3. Бакаева С. А., Самородова Е. А., Беляева И. Г. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: о результатах, трудностях и перспективах (на примере французского и немецкого языков) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 8-2. С. 22-25.

4. Дигтяр О. Ю. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе //Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 356-357.

5. Леонтьева И. А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 84-88.

6. Мазур М. М. Проблемы дистанционного обучения в вузе // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 5 (44). С. 813-815.

7. Рудых Л. Г. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы //Молодежный вестникИрГТУ. 2020. Т. 10. № 2. С. 158-162.

8. Яшина Л. И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 15.

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРТАВАЯ Юлия Константиновна ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

9. Глухов Г. В., Громова Т. В., Сухова Л. В. Дистанционное обучение: взаимодействие преподавателей и студентов //Инициативы XXI века. 2017. № 1-2. С. 28-30.

10. Картавая Ю. К. Педагогические условия развития профессионализма учителей-русистов в Крыму //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 140-143.

11. Тошева Н. Х., Музаффарова М. О. Дистанционное обучение — вид современного образования // Теория и практика современной науки. 2018. № 1 (31). С. 509-512.

12. Рубцова О. Г. Проблемы дистанционного обучения в вузе // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 6. С. 124126.

13. Халюшева Г. Р. Дистанционное обучение иностранным языкам в вузе // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 9. С. 56-61.

14. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.

15. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.

16. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние COVID-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.

17. Татаринов К.А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 285-288.

18. Ситникова В.В., Полевая Н.М. Дистанционная форма обучения по дополнительным образовательным программам в вузе: проблемы реализации // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. С. 95-98.

Статья поступила в редакцию 12.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.