Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисель Олеся Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна

В статье дан обзор различных проблем дистанционной формы обучения как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Цель статьи - рассмотреть различные аспекты дистанционной формы обучения. Становясь все более популярным, дистанционное образование исследовалось с разных точек зрения. Большинство исследований до этого момента были сосредоточены на педагогической перспективе. Данное исследование направлено на изучение проблем, с которыми сталкиваются различные заинтересованные стороны в дистанционном образовании, включая организаторов онлайн-курсов, преподавателей и студентов. Авторы статьи описывают преимущества данного подхода для всех участников процесса обучения в высшей школе. В статье затрагиваются вопросы применения новаторских методов, характерных для студент-центрированной образовательной парадигмы. Для дистанционной формы характерно, что студентов учат планировать свое обучение, взаимодействовать с преподавателями, участвовать в исследованиях и оценках. Согласно эмпирическому материалу было установлено, что в дистанционном образовании существуют различные пробелы, которые остаются незамеченными, но значительно затрудняют успеваемость обучающихся. Эти пробелы существуют во всех областях дистанционного образования, включая: сенсорный опыт, онлайн коммуникацию, а также предположения и ожидания относительно дистанционного образования и знания о нем. Если бы эти пробелы были сокращены, дистанционное образование было бы более эффективным и привлекательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисель Олеся Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION (THE ATTITUDE OF STUDENTS AND TEACHERS)

The article reviews various problems of distance learning, both on the part of students and on the part of teachers. The purpose of the article is to consider various aspects of distance learning. Gaining ground, distance education has been examined from a variety of perspectives. Up to this point most of the research has focused on a pedagogical perspective. This paper is oriented to the study of problems that different stakeholders face during distance learning, including online course providers, teachers and students. The authors of the article describe the advantages of this approach for all participants of higher education learning process. The article encompasses the issues of applying innovative methods characteristic of the student-centered educational paradigm. For the distance form, it is characteristic that students are taught to plan their studies, interact with teachers, participate in research and assessments. According to empirical material, it was found that there exist various gaps in distance education that lurk, but which significantly complicate students’ progress. These gaps exist in all areas of distance education, including: sense experience, online communication, and assumptions and expectations about distance learning and knowledge about it. If these gaps were closed, distance education would be more effective and attractive.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

КИСЕЛЬ Олеся Владимировна и другие ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

VTTK" 14 I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ j /о.14 |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0023 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

© Автор(ы) 2021 SPIN: 2502-7050 AuthorlD: 785927 ORCID: 0000-0001-8503-9948

КИСЕЛЬ Олеся Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранных языков по техническим направлениям» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина 38, e-mail: olesja-kisel@rambler.ru) SPIN: 4712-6011 AuthorlD: 692782 ORCID: 0000-0001-7367-6093

ДУБСКИХ Ангелина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранных языков по техническим направлениям» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина 38, e-mail: angelina.dubskikh@mail.ru) SPIN: 3836-3633 AuthorID: 688004 ORCID: 0000-0002-8357-6069

БУТОВА Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранных языков по техническим направлениям» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина 38, e-mail: annb.79@mail.ru) Аннотация. В статье дан обзор различных проблем дистанционной формы обучения как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Цель статьи - рассмотреть различные аспекты дистанционной формы обучения. Становясь все более популярным, дистанционное образование исследовалось с разных точек зрения. Большинство исследований до этого момента были сосредоточены на педагогической перспективе. Данное исследование направлено на изучение проблем, с которыми сталкиваются различные заинтересованные стороны в дистанционном образовании, включая организаторов онлайн-курсов, преподавателей и студентов. Авторы статьи описывают преимущества данного подхода для всех участников процесса обучения в высшей школе. В статье затрагиваются вопросы применения новаторских методов, характерных для студент-центрированной образовательной парадигмы. Для дистанционной формы характерно, что студентов учат планировать свое обучение, взаимодействовать с преподавателями, участвовать в исследованиях и оценках. Согласно эмпирическому материалу было установлено, что в дистанционном образовании существуют различные пробелы, которые остаются незамеченными, но значительно затрудняют успеваемость обучающихся. Эти пробелы существуют во всех областях дистанционного образования, включая: сенсорный опыт, онлайн коммуникацию, а также предположения и ожидания относительно дистанционного образования и знания о нем. Если бы эти пробелы были сокращены, дистанционное образование было бы более эффективным и привлекательным.

Ключевые слова: образовательный процесс, дистанционная форма обучения, метод, обучение, мотивация, личностная активность.

PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION (THE ATTITUDE OF STUDENTS AND TEACHERS)

© The Author(s) 2021

KISEL Olesya Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, 38, Lenin St,, e-mail: olesja-kisel@rambler.ru) DUBSKIKH Angelina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professorof the «Foreign Languages for Engineering Chair» Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, 38, Lenin St,, e-mail: angelina.dubskikh@mail.ru) BUTOVA Anna Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the «Foreign Languages for Engineering Chair» Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, 38, Lenin St,, e-mail: : annb.79@mail.ru ) Abstract. The article reviews various problems of distance learning, both on the part of students and on the part of teachers. The purpose of the article is to consider various aspects of distance learning. Gaining ground, distance education has been examined from a variety of perspectives. Up to this point most of the research has focused on a pedagogical perspective. This paper is oriented to the study of problems that different stakeholders face during distance learning, including online course providers, teachers and students. The authors of the article describe the advantages of this approach for all participants of higher education learning process. The article encompasses the issues of applying innovative methods characteristic of the student-centered educational paradigm. For the distance form, it is characteristic that students are taught to plan their studies, interact with teachers, participate in research and assessments. According to empirical material, it was found that there exist various gaps in distance education that lurk, but which significantly complicate students' progress. These gaps exist in all areas of distance education, including: sense experience, online communication, and assumptions and expectations about distance learning and knowledge about it. If these gaps were closed, distance education would be more effective and attractive. Keywords: educational process, distance learning, method, training, motivation, personal activity.

ВВЕДЕНИЕ многих аспектов современной жизни. Образование не

Компьютеры и Интернет стали неотъемлемой частью является исключением. Новые средства массовой ин-

KISEL Olesya Vladimirovna and others PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

формации предоставляют людям новые средства взаимодействия, создания диалогов и обмена информацией, а также создают новые способы обучения, включая дистанционное образование. Дистанционное образование в последние годы становится все более привлекательным. Многие учебные заведения по всему миру предлагают онлайн- или комбинированные онлайн и офлайн-курсы для учащихся любого возраста: от учащихся начальной школы до взрослых [1].

На современном этапе развития высшего образования растет потребность в дистанционных и смешанных формах обучения. Современные реалии таковы, что требования работодателей, предъявляемые к выпускнику вуза, ставят новые цели и задачи для всей системы высшего профессионального образования [2]. Традиционное очное обучение часто не может быть использовано в обучении работников без их отрыва от производства. Сейчас дистанционное образование уже не воспринимается как что-то новое и непонятное. Однако абитуриенты, выбравшие данный формат, сталкиваются с рядом проблем, как на учебном, так и на психологическом уровне [3]. В отличии от студентов-заочников или студентов очно-заочной формы обучения учеба «на дистанте» требует не просто подготовки материала, но также предоставление его в определенной форме. Все это ведет к низкой успеваемости и к потере мотивации к учебе вообще.

Дистанционное образование существует очень давно и изучается многими исследователями с разных точек зрения [4]. Однако данный тип образования по-прежнему имеет много проблем. Педагоги стремятся улучшить качество преподавания, а промоутеры онлайн-курсов борются за расширение дистанционного образования, но обучение на расстоянии все еще не является основным выбором абитуриента. Большинство студентов по-прежнему предпочитают аудиторную работу непосредственно с преподавателем. Кроме того, процент «отсева» студентов из системы дистанционного образования выше, чем отчисления студентов с очной формы обучения [5].

Причина неэффективного обучения, преподавания и развития дистанционного образования связана с различными «пробелами». Исследование дистанционного образования с различных точек зрения является необходимостью.

Технологии, используемые в дистанционном образовании, а также концепции обучения и преподавания, лежащие в их основе, варьируются и продолжают развиваться. Хотя было проведено большое количество исследований по дистанционному образованию с педагогической точки зрения [6; 7; 8], а также некоторые другие с технологической точки зрения, многие из них сосредоточены главным образом на количественных методах исследования [9].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи - рассмотреть различные аспекты дистанционной формы обучения. Поставленные цели достигаются за счет совокупности теоретических и эмпирических методов исследования: теоретического анализа литературы по теме, наблюдение за результатами работы студентов и преподавателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

После анкетирования студентов дистанционной формы обучения, а также опроса преподавателей нам удалось выяснить основные проблемы, связанные с данной формой организации образовательного процесса.

Со стороны студентов:

- отсутствие опыта в данной форме обучения;

- правильная организация времени;

- техническая оснащенность;

- большой объем учебного материала, выдаваемого однократно;

- отсутствие аудиторной работы и личного контакта с преподавателем;

- изолированность от одногруппников;

- наличие трудностей при понимании некоторых тем из программы.

Следует, однако, упомянуть, что студенты указывали и плюсы дистанционного обучения, такие как учеба без отрыва от производства, свободный график изучения тем программы, использование Интернета при выполнении и отправки заданий.

Со стороны преподавателей:

- более тщательная подготовка к занятиям;

- адаптирование учебных материалов к дистанционному формату;

- предоставление всех материалов в начале курса;

- постоянная поддержка мотивации к обучению студентов дистанционной формы обучения.

Итак, все стороны в дистанционном образовании сталкиваются с проблемами, в той или иной степени.

Многие педагоги, которые начинают работать в данном формате, не готовы к нему и пытаются применить свой опыт аудиторных занятий к дистанционному образованию. Для преподавателей работа на расстоянии требует большого сдвига от простого преподавателя до комбинированного фасилитатора, коуча и наставника. Как правило, обучение на расстоянии требует больше времени и рабочей нагрузки преподавателей. Работа на расстоянии увеличивает требования ко времени преподавателей по сравнению с аудиторными занятиями.

Необходимо повышать качество обучения, предлагать качественные учебные материалы и обеспечивать хорошее управление учебным процессом. В значительной степени улучшению способствует использование электронных конференций и повышение активности студентов в течение семестра. В онлайн-курсы желательно вставлять решенные примеры, видеоуроки и видеолекции.

ОБСУЖДЕНИЕ

Существуют три модели реализации дистанционной образовательной программы, каждая из которых основана на потребностях обучающегося, а также на культурной и ресурсной среде.

Распределенный Класс. Этот опыт очень похож на опыт аудиторной работы как для преподавателя, так и для студента, поскольку занятия в классе требуют, чтобы студенты и преподаватели регулярно находились в определенном месте в определенное время. Интерактивные телекоммуникационные технологии расширяют учебный курс на базе класса от одного места до группы студентов в одном или нескольких других местах [10; 11].

Преимущества:

- все студенты имеют возможность для вербального взаимодействия во время занятий с преподавателем и друг с другом;

- студенты имеют визуальное взаимодействие с преподавателем и другими студентами в классе.

Независимое обучение. Студенты учатся в своем собственном темпе, используя подробную учебную программу, и контактируют с преподавателями, используя комбинацию технологий. Студентам предоставляются учебные материалы и доступ к преподавателю, который дает рекомендации, отвечает на вопросы и оценивает их работу.

Открытое Обучение. Эта модель включает в себя сочетание печатных учебных материалов и других средств информации, чтобы студенты могли учиться в своем собственном темпе, в сочетании со использованием интерактивных телекоммуникационных технологий.

В дистанционном образовании обучающийся обычно изолирован. Мотивационные факторы, возникающие в результате контакта и соперничества с другими студентами, отсутствуют. Студенту также не хватает непосредственной поддержки преподавателя, который способен мотивировать и, при необходимости, уделять внимание реальным потребностям и трудностям, возникающим во время учебы [12; 13; 14]. Общение между студентами и преподавателями требует больше времени. Без личного

104

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

контакта отдаленные студенты могут чувствовать себя неловко со своим преподавателем как «индивидуумом» и некомфортно в своей учебной ситуации [15]. В условиях дистанционного образования технология, как правило, является каналом, через который проходит информация и коммуникация.

Одной из основных психологических проблем, с которой сталкиваются студенты дистанционной формы обучения, это неправильная организация своего времени [16]. Студенты, которые учатся без отрыва от производства, не имеют достаточного количества времени для качественного изучения предоставленных им учебных материалов, вследствиие этого они не в состоянии выполнить даже минимальные требования программы, что приводит к большому оттоку студентов [17; 18].

Как показывает опыт, начало обучения является стрессовой ситуацией для студентов. Процент отчислившихся студентов в данный период довольно высок [19]. Этот факт может быть объяснен тем, что первокурсники не имеют четкого представления о данной форме обучения.

Традиционные очные занятия привычны как для студентов, так и для преподавателей. Аудиторная работа и личное общение зачастую помогает не только правильно понять учебный материал, но и нивелировать психологические проблемы [20; 21]. Студенты, выбравшую дистанционную форму обучения, зачастую получают второе высшее образование или же приходят в вуз после СПО, поэтому им довольно тяжело перестроиться и общаться с преподавателями по электронной почте, в чате [22]. Преподаватели ли же, в свою очередь, не видят обратной связи со студентами.

ВЫВОДЫ

В настоящее время возрастает интерес к различным формам дистанционного обучения. Это позволяет студентам учиться без отрыва от работы или удаленно. Дистанционное обучение соответствует требованиям к частой смене профессиональных знаний и умений. Дистанционное обучение в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями открывает новые возможности и преимущества.

Главные преимущества дистанционных образовательных программ заключаются в том, что студенты могут учиться в удобное для них время, приспосабливаясь таким образом к работе и личной жизни. Дистанционные занятия могут быть доступны тем, кто не живет рядом или не может посещать традиционные учебные центры и университеты.

В то же время, эта форма обучения приносит новые проблемы. Так, студенты дистанционной формы обучения имеют худшие результаты, чем студенты-очники. Студенты, особенно в первые годы дистанционного обучения, имеют значительно более низкие показатели успеваемости, чем студенты очной формы обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конышева, М. В. Дистанционное образование как сигнал смены культурного кода общества /М. В. Конышева // Countries. Languages. Culture: Сборник материалов ХИ-й международной научно-практической конференции, Махачкала, 08—09 декабря 2020 года. - Махачкала: Информационно-Полиграфический Центр ДГТУ, 2021. - С. 59-62.

2. Massenov, K. Distance education: new opportunities, new looks // The Scientific Heritage. - 2021. - No 63-1(63). - рр. 3-5. - DOI 10.24412/9215-0365-2021-63-1-3-5

3. Virginia L. Byrne, Erin Hogan, Neil Dhingra, Monica Anthony & Colleen Gannon. An exploratory study of how novice instructors pivot to online assessments strategies //Distance Education, 2021. № 42:2, рр. 184199, DOI: 10.1080/01587919.2021.1911624

4. Slobodskaya A.A. Distance Education Problems //Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 7-5 (63). С. 25-28.

5. Захарова И.В., Велиев Э.М., Саржевская В. Проблемы дистанционного образования //Альманах мировой науки. 2016. № 4-2 (7). С. 58-61,

6. Федь М.И., Самохин М.В. Проблемы развития дистанционного образования в России // Уральский научный вестник. 2018. Т. 6. № 3. С. 003-005,

7. Fojtik, Rostislav. Problems of Distance Education. // International Journal of Information and Communication Technologies in Education. 2018. № 7. рр. 14-23. 10.2478/ijicte-2018-0002.

КИСЕЛЬ Олеся Владимировна и другие ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

8. Дигтяр О.Ю. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 356-357.

9. Антропова О.Н., М.Н. Семиколенова, Т.А. Рудакова, И.Г. Полякова Исследование практики дистанционного обучения в вузах в условиях пандемии //МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovanie-praktiki-distantsionnogo-obucheniya-v-vuzah-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 03.06.2021),

10. Fidalgo, P., Thormann, J., Kulyk, O. et al. Students' perceptions on distance education: A multinational study. Int J Educ Technol High Educ 2020. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00194-2

11. Abbot, M. L., Lee, K. K., & Rossiter, M.J. Evaluating the effectiveness and functionality of professional learning communities in adult ESL programs. // TESL Canada Journal. 2018. № 35(2). рр. 1-25.

12. Cubeles, A., & Riu, D. The effective integration of ICTs in universities: The role of knowledge and academic experience of professors. // Technology, Pedagogy and Education. 2018. № 27. рр. 339-349.

13. Полякова, Л. С., Южакова Ю. В. Лексико-грамматические трудности технического перевода с английского на русский: Электронное издание. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. - ISBN 9785996710447.

14. Дерина, Н. В. Актуальность использования студентами вуза приёмов самоорганизации времени в процессе изучения иностранного языка //Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 79-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 19 -23 апреля 2020 года. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. С. 423.

15. Drokina, K. V. Distance education in universities: advantages and disadvantages // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - No 9-2(48). - P. 46-48. - DOI 10.24411/2500-1000-2020-11023.

16. Wakoli, C. Effects of workload on the teachers' performance in Kanduyi Division, Bungoma District// International Journal of Science and Research. 2016. № 5(10), pp. 1215-1219. DOI: 10.21275/SUB154454

17. Leontyeva I.A. Modern Distance Learning Technologies in Higher Education: Introduction Problems// Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 10. С. 1-8.

18. Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 145-148.

19. Полякова, Л. С. Южакова Ю. В., Английский язык для профессиональных целей. 2020. - 51 с.

20. Мусалов, М. А. Проблемы и перспективы дистанционного образования и it-технологий в высшей школе в экстремальных условиях //Вестник педагогических наук. 2021. № 1. С. 155-159.

21. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. [и др.] Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности ///Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86100. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.

22. Полякова, Л. С. Основы технического перевода: Электронное издание. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2017.

23. Yuzhakova, Yu. V. Professional English: Электронное издание. Практикум. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2019.

Статья поступила в редакцию 29.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.