Научная статья на тему 'Проблемы динамики влияния России на Ближнем Востоке'

Проблемы динамики влияния России на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы динамики влияния России на Ближнем Востоке»

том числе и те, на которые обращается взыскание налогов в бюджет, являются бездействующими, остатки средств, как правило, на них минимальны. Однако закрытие таких счетов растягивается на длительный период, так как вопрос о закрытии банковского счета решается по требованию банка в судебном порядке при отсутствии операций по расчетному счету в течение года. Следовало бы существенно упростить порядок закрытия банковских счетов при отсутствии операций по ним в течение трех месяцев либо при проведении одноразовых, минимальных по объему операций в течение года.

Далее одним из методов уклонения от уплаты налогов в бюджет является использование ссудных счетов в банке в качестве расчетных. Это стало возможным вследствие того, что действующим законодательством не установлена ответственность кредитных организаций за использование ссудных счетов не по назначению.

В новых условиях развития рыночных отношений изменяется характер государственных расходов, их доля снижается в направлении финансирования народного хозяйства. Предприятия, приобретая все большую экономическую свободу, способны самостоятельно решать большинство задач своего хозяйственного развития. Это способствует формированию такого состава и структуры государственных расходов, которые позволят решить следующее:

- финансирование потребностей социально незащищенных слоев населения;

- обеспечение потребностей фундаментальных научных исследований (космические программы, проблемы экологии и другие исследования);

- финансирование систем управления и обороты страны в пределах достаточности.

Однако переход к рынку требует специфических затрат, обеспечивающих структурную переориентацию предприятий и отраслей, поддержание территориальных пропорций хозяйствования, предотвращение последствий неминуемо наступающей безработицы, поддержание резко снижающегося уровня незащищенности слоев населения. Ломка старых политических и экономических устоев в нашей стране является предопределяющим условием для отработки оптимального уровня налогообложения:

- сокращения государственных расходов до оптимального, общественно необходимого уровня за счет отмены различного рода финансовых вливаний в неэффективные предприятия и отрасли и выделения федеральных бюджетных кредитов тем регионам, которые обеспечивают поступательное продвижение крынку и рост благосостояния граждан;

- создания налоговой системы, стимулирующей развитие экономического базиса, т.е. снижения налогового бремени для предприятий-производителей конкурентоспособных товаров и услуг;

- государственного стимулирования инвестиций различными методами1.

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с

созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

1 Фадеева Н.Г. О совершенствовании налоговой системы в России // Социально-гуманитарные знания. -2005. -№ 2. -С. 333.

СЕКЦИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Кац Е.В.

ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ ВЛИЯНИЯ РОССИИ НА БЛИЖНЕМ

ВОСТОКЕ

Ближний Восток - пороховая бочка, со всех сторон окруженная ключевыми игроками, которые поджидают любой возможности уничтожить врага с помощью пуль, бомб и ракет. На сегодняшний день ситуация на Ближнем Востоке остаётся как никогда взрывоопасной. Очередная война Израиля в Ливане — это не просто эпизод среди локальных кризисов на Ближнем Востоке. Скорее всего, прошедшая война — начало большого изменения всей стратегической ситуации в этом регионе. Не напрямую, но ощутимо, это коснется и России с Европой. Поэтому очень важно сегодня подчеркнуть старания России играть ведущую роль посредника арабо-израильского конфликта на всём ближневосточном пространстве.

Три основных направления развития конфликта: «Хамас» в Палестинской автономии, «Хизбалла» в Ливане и Иран. Всем известно, что Тегеран оказывает всяческую поддержку этим организациям. Вдобавок к этому приплюсовываются ядерные амбиции «Стражей исламской революции», которые, как полагают многие аналитики, уже никто и ничто не в состоянии удержать в попытке создать ядерное оружие. Более того, у Тегерана, похоже, появилась уверенность, что в настоящее время он может разговаривать с Вашингтоном с позиции силы, и открыто посмеяться над усилиями "Большого сатаны", как в Иране принято называть Америку. Уверенность эта базируется на никуда не девшихся разногласиях между членами "шестерки" - Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем, на зависимости мировой экономики от нефтяных поставок из Ирана и, главный и новый пункт в арсенале иранских доводов, на результатах ливано-изарильского конфликта. А так же международное сообщество настораживает то, что все предыдущие попытки Вашингтона воздействовать на больные точки так называемого Большого Ближнего Востока приводили лишь к ухудшению положения в этом и без того нестабильного регионе. Европейские дипломаты отмечают, что США за последние пять лет затеяли или поддержали три войны - в Афганистане, Ираке и Ливане, причем все три, начавшись, остановиться пока не могут, порождая все новые жертвы и увеличивая общую нестабильность в мире, а с ней - и повышение цен на нефть.

Начало очередного обострения ситуации на Ближнем Востоке датируется 25 июня 2006 года: тогда, в ходе нападения боевиков, подчиняющихся палестинскому движению «Хамас», на расположение израильских войск, был захвачен капрал Г. Шалит. В тот же день руководство Израиля заявило, что, предпримет все необходимые меры для возвращения военнослужащего. Вскоре в секторе Газа и на западном берегу реки Иордан израильская армия начала военную операцию под названием «Летние дожди». Израильская авиация стала регулярно наносить авиаудары по сектору Газа, прежде всего по административным зданиям палестинской администрации и лагерям подготовки боевиков, на территорию сектора

были введены сухопутные силы, в том числе бронетехника. Вдобавок была введена полная блокада Палестинской автономии. Прекращено поступление любой финансовой помощи. Удержаться у власти в такой ситуации правительству от Хамаса стало практически невозможным. На помощь пришла ливанская террористическая организация «Хезбалла». 12 июля боевики базирующейся в Ливане шиитской группировки «Хезболла» атаковали израильский военный джип вблизи границы, захватили двоих солдат, а затем подвергли ракетно-минометному обстрелу израильские военные и гражданские объекты вблизи границы. Вовлечение этой организации в конфликт не случайно: «Хезболла», уже на второй день после захвата израильского солдата, заявила о намерении открыть «второй фронт» против Израиля, если израильская армия вторгнется на территорию сектора Газа. Армия обороны Израиля, будучи самой мощной силой в регионе, за месяц с лишним так и не сумела добиться поставленных перед ней целей - освободить захваченных в плен солдат, разрушить инфраструктуру "Хезбаллы" и лишить ее возможности наносить ракетные удары по своей территории. В том, что наземная операция ЦАХАЛа по оккупации Южного Ливана до реки Литани длилась всего 48 часов, "виноваты" не военные, а политики, однако провал собственно военно-воздушной части кампании (а именно авиация должна была уничтожить бункеры, склады ракет и пусковые установки шиитских боевиков) целиком на совести штабистов. В августе была принята резолюция ООН. Документ призывает к полному прекращению боевых действий и развертыванию 15-тысячного контингента "голубых касок" наряду с ливанской армией в южных районах страны. Одновременно в ней содержится призыв к правительству Израиля с началом этого развертывания параллельно вывести свои вооруженные силы из Южного Ливана.

Хотя происходит развертывание миротворческого контингента на юге Ливана и военные действия приостановились, но как отмечает немецкое издание « Бег Tagesspiegel»1 ливано-израильский конфликт - это начало долгой войны не только между суннитами и шиитами, но и репетиция перед главными военными действиями США вместе с Израилем против ирано-сирийского блока в союзе с «Хизбаллой». С военной точки зрения группировка "Хизбаллах" разбита, но с моральной она только укрепилась и, возможно, ей просто нужна пауза для восстановления арсенала. Сирия при Ассаде-младшем в военном плане мало на что способна, кроме громких слов и подавления внутреннего сопротивления, но приток оружия она сокращать не будет. Неопределенность же полномочий миротворческих гарнизонов, расплывчатость целей и несогласованность задач приведут к скорому фиаско.

В связи с тем, что на Ближнем Востоке создалась напряжённая ситуация, вызывает интерес позиция, которую заняла Россия в данном вопросе. Тем более что последнее время Москва проявляет особый интерес к ближневосточной проблеме, желая утвердиться на мировой арене в роли активного международного посредника.

От участия в ближневосточном урегулировании Москва самоустранялась долгое время. Причиной этому были кардинальный пересмотр еще со времен "позднего" Советского Союза всей своей изрядно идеологизированной политики, а так же сотрясавших Россию все 90-е годы ряд экономических и политических катаклизмов, включавших две войны на Северном Кавказе. Учитывают в Москве и

1 “Бег Та§еззр1е§е1” 20.06.2006.

позицию, занятую руководителями многих арабских стран в связи с изменением ситуации в Палестинской автономии, и наметившуюся на Ближнем Востоке тенденцию к сближению с Россией. Ведь в целом ряде арабских странах живы воспоминания о дружбе с некогда могущественной державой - Советским Союзом, с которым, не обременяя себя экскурсами в историю, ассоциируют в регионе современную Россию.

Что касается роли США в региональном значении ближневосточного конфликта, то к настоящему времени Вашингтон значительно ослабил свои позиции в регионе войной в Ираке, а претендовать на роль беспристрастного посредника палестино-израильского урегулирования американской администрации особенно сложно после затеянной ею антисирийской и антииранской кампаний.

Вакуум, который появился бы с уходом американцев с Ближнего Востока, Россия заполнить не может. Зато статус-кво в роли второго или третьего плана может принести больше пользы, чем вреда. Москве, чтобы более или менее рациональными предложениями символически демонстрировать свое присутствие в качестве мировой державы и постоянным раздражителем США.

Но бурная деятельность Кремля на Ближнем Востоке, которую многие прозападные аналитики уже назвали политикой расчета цены и выгоды, скорее носит диссипативный характер и рассчитана на поиски престижа, чем достижение четко-поставленной цели.У нё нет определённой доктрины. На мой взгляд, без определённой цели, Москва вряд ли сможет рассчитывать на серьёзное продвижение на мировой арене и посредничество России в регионе не сможет стать эффективным. Теоретически предпосылки для российского посредничества хорошие. Россия не является ни членом НАТО, ни военным союзником Вашингтона, она не входит в Евросоюз. Запад может признать ее посредником, не вызвав в арабском мире подозрений в своем тайном сговоре с Москвой. Но российская ближневосточная политика страдает потому, что Кремль точно не знает, каковы его собственные интересы в регионе. Москва хочет быть уважаемым международным посредником, при этом, не желая ничем рисковать и ничего платить.

Однако еще одним решающим фактором российской сдержанности является то, что Москва выигрывает от нестабильности на Ближнем Востоке. Ведь растущие цены на нефть продолжают пополнять и без того полные закрома энергетической сверхдержавы. На Западе никто не подозревал, что в столь короткий срок Россия сможет обслуживать свои внешние долги. Поэтому сегодняшние политкорректные заявления главы МИД России о необходимости всеобъемлющего и прочного урегулирования на Ближнем Востоке напоминают обтекаемые формулировки советских времен. В России не исчезает ностальгия по тем временам, когда влияние СССР на арабские страны Ближнего Востока было доминантным. Москва давно стремится восстановить это влияние хотя бы отчасти, но прежде для этого нужно было проявлять изрядную дипломатическую изворотливость, не раздражая арабский мир, но и не задевая интересы Израиля.

В заключении, я хотел бы сказать, как и перед другими войнами, сегодня имеется очень много искр, которые могут разжечь конфликт между сверхдержавами. Самый важный вопрос заключается в том, насколько эффективно крупные державы могут регулировать региональные конфликты и предотвращать их развитие. Сегодня мир является скорее однополярным. Причём агрессивная гегемония США является

довлеющим фактором не только для многих развивающихся стран, но и для некоторых развитых государств, не всегда и ни во всём согласных с политикой Белого Дома. Поэтому, в скором будущем противостояние США и развивающихся стран во главе с Ираном будет непрерывно набирать обороты. России, на пике конфронтации, придется делать выбор, а возможно его необходимо будет сделать ещё раньше. Не хотелось бы, чтобы выбор России был неразумным и направлен лишь на оказание противодействия. Исторический опыт лишний раз доказывает контрпродуктивность такого подхода решения проблем.

Костюк А.В.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Новое направление изучения глобальных финансовых потоков и возможности национальных правительств адаптироваться к ним связано с исследованием геофинансов. Этот феномен возник в результате финансовой глобализации и действия глобальных акторов, которые могут значительно влиять на внутренние рынки. В настоящее время актуальным становится вопрос усиления способности страны использовать международные финансовые ресурсы в своих национальных интересах, оценить негативные и позитивные стороны денежных трансграничных перемещений; влияние, которое спекулятивные потоки могут оказать на денежную стабильность, процентные ставки, платежный баланс (в котором перемещение капитала является важной статьёй); а также проблема денежного суверенитета правительства.

За достаточно короткий срок государство столкнулось с ситуацией, новой как по объекту — возможность того, что внешние факторы будут воздействовать на внутреннюю и финансовую стабильность; так и по субъекту — на абсолютный суверенитет государства покушается теперь не другое государство, а глобальные акторы, действующие в международном масштабе. Уроки, касающиеся международной денежной системы, можно лучше осмыслить в контексте понимания, что привязка курсов валют, независимая национальная денежная политика и либерализация потоков капитала не могут быть достигнуты одновременно. Большая часть опыта функционирования международной финансовой системы в, XX в. показала нам меняющиеся приоритеты правительства в отношении этих целей.

Поразительно быстрая международная интеграция финансовых рынков в 1990-е последовала после общей тенденции либерализации финансовых рынков в промышленных странах в 1970-е и 1980-е гг. и сравнительно недавнего уменьшения контроля за капиталом и валютными операциями на развивающихся рынках. Как результат 1990-е гг. показали нам беспрецедентный масштаб потоков капитала на зарождающиеся рынки, по крайней мере, начиная с первой мировой войны. Однако, совокупные и, особенно, чистые потоки капитала на фоне разразившихся там финансовых кризисов, также отразили неустойчивое развитие в странах-реципиентах, вместе с низким спросом на капитал в Японии и Западной Европе на протяжении большей части 1990-х гг.

Интеграция финансовых рынков содействовала движению финансовых потоков в те страны и регионы, которые в данное время относительно динамичны. В принципе, такие перемещения финансовых ресурсов очень выгодны для стран -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.