Научная статья на тему 'Проблемы деятельности мировых судей и пути их преодоления'

Проблемы деятельности мировых судей и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4418
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАНИЦЫ СУДЕБНОГО УЧАСТКА МИРОВОГО СУДЬИ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SPECIALIZATION / BORDERS OF A JUDICIAL SITE OF A JP / ORGANIZATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головинская Ирина Викторовна

в статье рассмотрены основные проблемы организации деятельности мировых судей, непосредственно влияющие на осуществление уголовного судопроизводства и соблюдение сроков рассмотрения уголовных дел и прав участников процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTICE OF THE PEACE (JP)

the article deals with the basic issues of organization of activity of JP, directly influencing on criminal legal proceedings and compliance with the time limits of criminal case procedure, the rights of participants of the process

Текст научной работы на тему «Проблемы деятельности мировых судей и пути их преодоления»

Управление

удк 343.16 I.V. GOLOVINSKAYA*

ББК 67.711.13

Г61 JUSTICE OF THE PEACE (JP)

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы организации деятельности мировых судей непосредственно влияющие на осуществление уголовного судопроизводства^ соблюдениесроков рассмотрения уголовныхдел и прав участников процесса.

Ключевые слова: специализация, границы судебного участка мирового судьи организационное обеспечение.

Annotation: the article deals with the basic issues of organization of activity of JP, directly influencing on criminal legal proceedings and compliance with the time limits of criminal case procedure, the rights of participants of the process.

Key words specialization, borders of a judicial site of a JP, organizational support.

ВИКТОРОВНА

ГОЛОВИНСКАЯ*

С момента принятия Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» прошло почти десятилетие. В ука-ИРИНА занный нормативный акт неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако законодательная регламентация деятельности мировых судей остается небезупречной, практика свидетельствует о наличии значительных проблем, требующих незамедлительного разрешения.

Так, до настоящего времени проблемным остается вопрос об определении критериев для создания судебного участка мирового судьи. В соответствии с п. 1 ПРОБЛЕМЫ ст 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья осуществляет деДЕЯТЕЛЬНОСТИ ятельность в пределах судебного участка. Изначаль-МИРОВЫХ СУДЕЙ но положение п. 4 ст. 4 названного Закона допускало

создание судебных участков из расчета численности И ПУТИ населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чело-ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ век. Внесенными в указанный Закон изменениями

критерий численности населения в судебном участке установлен от 15 до 23 тыс. человек, что позволило субъектам РФ хотя и незначительно, но увеличить число судебных участков. В административно-территориальных единицах с численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Такой подход к определению границ территории судебногоучаст-ка, как показала практика, не является оптимальным, поскольку не учитываются предприятия, организации, учреждения, места торговли или отдыха, расположенные в пределах судебного участка.

В Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» отсутствует регламентация порядка упразднения судебных участков и передачи неоконченных производством дел.

* Доктор юридических наук, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин факультета внебюджетногообразования (Владимирский юридический институт ФСИН России).

E-mail: fVo@vui.vladinfo.ru.

Положение ст. 4 данного Закона, указывающее на то, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ст. 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Данное положение фиксирует факт невозможности упразднения судебного участка или должности мирового судьи без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду, однако процесс реализации данного положения законом не урегулирован.

Эти факторы обусловливаютвысокий процент дел, рассмотренных с нарушением установленных процессуальным законодательствомсроков.

Немаловажной проблемой в деле организационного обеспечения деятельности мировых судей является отсутствие компетентного государственного органа. Сегодня эти полномочия выполняет Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Однако нормативного закрепления данная функция не получила. В связи с этим многие насущные проблемы, касающиеся деятельности мировых судей, годами не получали разрешения. Субъекты РФ действовали по своему усмотрению. Это относится и к вопросам статистики, и ведению делопроизводства в судебных участках, и архивному хозяйству мировых судей, и порядку замещения временно отсутствующего судьи и др.

Отсутствие государственного органа, который занимался бы вопросами организационного обеспечения мировых судей как судей субъектов РФ, привело к снижению эффективности судопроизводства. Верховный Суд РФ и Совет судей РФ в Постановлении от 29 апреля 2005 г. № 131 «О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации» поручили Судебному департаменту при Верховном Суде РФ оказывать методическую помощь субъектам РФ в разработке законопроектов, регламентирующих численность мировых судей, порядок их назначения на должность, порядок создания и упразднения судебныхучастков, создание необходимых организационно-правовых предпосылок для практического введения института мировых судей.

Между тем в субъектах РФ вопрос о возложении обязанностей на орган обеспечения деятельности мировых судей решается по-разному. Такими органами в регионах, как показывает практика, стали специально созданные в органах исполнительной власти структурные подразделения, в отдельных из них эти функции возложены на различные отделы органа исполнительной власти без создания специального подразделения; в ряде субъектовтакими полномочиями наделены органы юстиции путем заключения соглашений с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Проблемы в судопроизводстве мировых судей заключаются и в отсутствии нормативов обеспеченности мировых судей, нормативов расчета необходимойчисленности должностей мировых судей и судебных участков, нормативов служебной нагрузки на мировых судей.

Мировые судьи единолично осуществляют судопроизводство по уголовным делам в пределах судебногоучастка, рассматривают и разрешают уголовные дела в соответствии с установленными процессуальным законом прави -лами подсудности: родовым (предметным), территориальным, персональным и признаком подсудности по связи уголовных дел.

К подсудности мирового судьи отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел, перечень которых предусмотрен ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Следовательно, мировой судья рассматривает уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести в соответствии со ст. 15 УК РФ. Все это свидетельствует о том, что мировой судья наделен широкими полномочиями по осуществлению судопроизводства.

Говоря о большой нагрузке на мировых судей, нельзя обойти вниманием вопрос о ее неравномерности, причиной которой являются такие факторы, как различная плотность населения, зависимость от статуса населенного пункта, наличие мест торговли и отдыха, производственных комплексов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов (например, казначейства, управления Пенсионного фонда, воинские части). В зависимости от этого нагрузка на соседних судебных участках может быть на порядок выше. При этом в результате действия названных факторов нагрузка либо может быть стабильно высокой, либо иметь периодические всплески, вызванные, например,

Управление

Управление

исками о невыплате пособий, заработной платы. Если в первом случае всегда возникает потребность в изменении границ территорий судебных участков, то во втором - их изменение приведет к тому, что при устранении обстоятельств, повлекших за собой многократное увеличение исков и, следовательно, нагрузки, мировой судья вновь будетрассматривать дела в нормальном режиме. Таким образом, в целях равномерного распределения нагрузки необходимо устранить границы судебных участков внутри одногорайона.

Отсутствие специализации при наличии большой нагрузки, неизменно отражающееся на качестве принимаемых судьями решений, - еще одна проблема организации деятельности мировых судей. В результате растет число отмененных или измененных решений мировых судей.

Штат аппарата мировых судей и специалистов мировых судей не соответствует их рабочей нагрузке, поэтому требуется его увеличение, введение должностей помощников мировых судей для каждого мирового судьи.

Пункт 3 ст. 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», имеющей название «Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи», изложен в следующей редакции: «3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе».

Несмотря на внесенные изменения, установленный порядок замещения временно отсутствующего мирового судьи остался небезупречным. Судья, на которогобудутвозложены обязанности в связи с замещением отсутствующегомирового судьи, имеет свою достаточно большую нагрузку. Дополнительные обязанности приводят к нарушению сроков назначения и рассмотрения дел.

Кроме того, УПК РФ не содержит процессуальных норм о порядке передачи уголовного дела для дальнейшего производства в случаях отсутствия мирового судьи свыше установленного для назначения уголовного дела срока в соответствии со ст. 321 УПК РФ и удовлетворения заявленного отвода мировому судье.

Законодательство о мировых судьях не учло еще одну проблему: отсутствие регламентации организации руководствасреди мировых судей одного судебного района. В тех случаях, когда в одном административном районе работают несколько мировых судей, особенно если располагаются в одном здании (помещении), то, как показывает практика, требуется назначение или избрание старшего мирового судьи, который руководил бы организационно-хозяйственной деятельностью судебных участков.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Организационное обеспечение оказывает влияние на все сферы деятельности мировых судей и напрямую связано с независимым, качественным и эффективным осуществлением судопроизводства, в том числе уголовного.

Исследование организации деятельности мировых судей выявило следующие вопросы, требующие законодательногоурегулирования и совершенствования:

- неоднозначность принципа формирования судебных участков мировых судей;

- отсутствие регламентации порядка упразднения судебных участков и передачи неоконченных производством дел;

- наличие факторов, негативно влияющих на судопроизводствомировых судей и являющихся производными от законодательно установленных границ судебных участков одного административного района;

- отсутствие нормативов обеспеченности мировых судей, нормативов расчета необходимой численности должностей мировых судей и судебных участков, нормативов служебной нагрузки на мировых судей;

- отсутствие специализации мировых судей;

- несовершенство закона о порядке замещения отсутствующего мирового судьи;

- отсутствие регламентации организации руководства среди мировых судей одного судебного района;

- отсутствие единообразного подхода к созданию канцелярий судебных участков.

Для разрешения указанных проблем считаем целесообразным предложить следующее:

1) в целях комплекснойорганизации деятель-

ности мировых судей России и осуществления контроля создать при Верховном Суде РФ отдельный Департамент по организации деятельности мировой юстиции либо в структуре Департамента при Верховном Суде РФ - отдельное структурное подразделение;

2) законодательно закрепить обязанность субъекта РФ по созданию специального отдельного органа исполнительной власти субъектаРФ, основной функцией которогобудеторганизацион-ное обеспечение деятельности мировых судей;

3) изменить указанный в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» критерий для расчета количества судебных участков мировых судей от 15 до 23 тыс. человек, установив критерий, не превышающий 15 тыс. человек, проживающих на территории судебного участка;

4) законодательно регламентировать порядок упразднения судебных участков или сокращения должностей мировых судей;

5) увеличить штат аппарата мировых судей путем введения должностей помощников мировых судей для каждого мирового судьи;

6) оптимизировать эффективность деятельности мировых судей путем реализации ряда мероприятий процессуального характера: пересмотра подсудности дел, отнесенных к компетенции мировых судей, изменения сроков назначения и рассмотрения дел у мировых судей, пересмотра и изменения порядка изготовления судебных документов, порядка ведения статистической отчетности;

7) ввести обязательную специализацию мировых судей судебных участков внутри одного судебного района;

8) устранить границы судебных участков внутри одного судебного(административного) района;

9) для разрешения проблем снижения нагрузки на мировых судей замещения временно отсутствующего мирового судьи установить законодательные нормы, в соответствии с которыми мировой

суд должен будет состоять из участковых мировых судей и добавочных мировых судей. Корпус добавочных мировых судей должен состоять из судей в отставке. Численность должностей добавочных мировых судей может быть рассчитана: на каждые 3 должности мировых судей- одна должность добавочного мирового судьи. Порядок привлечения добавочного мирового судьи к исполнению обязанностей участкового мирового судьи должен быть основан на нормах ст. 7.1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

10) в целях единого подхода к обеспечению координации деятельности мировых судей в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» необходиморегламентиро-вать порядок наделения одного из мировых судей судебного района соответствующим статусом, позволяющим выполнять данные функции. Полагаем, что осуществление названных полномочий могло бы быть возложено на председателя мировых судей судебного района по аналогии с полномочиями председателя федерального районного суда.

Таким образом, концептуальными предложениями, обеспечивающими независимость осуществления судебной власти мировыми судьями, являются, по нашему мнению, следующие: должен быть создан единый федеральный государственный орган по обеспечению деятельности мировых судей РФ; в субъектах РФ должен быть отдельный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по обеспечениюдеятель-ности мировых судей субъекта РФ; в субъекте РФ необходимо создавать мировые суды во главе с председателями мировых судей районов; мировой суд судебногорайона должен включать в себя территорию всего административного района, границы судебныхучастков внутри которого не должны быть закреплены в законе субъекта РФ о мировых судьях; квалификационные коллегии судей субъектовРФ должны утверждать списочный состав добавочных мировых судей.

Управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.