Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА'

ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ И МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каминская Т. Е.

В статье исследуются современные тенденции демографического развития Дальневосточного федерального округа и Хабаровского края. В качестве основного целевого ориентира демографической политики принята численность населения в Дальневосточном федеральном округе и в Хабаровском крае. Рассмотрены перспективы демографического развития Дальневосточного федерального округа и Хабаровского края. Даётся оценка хода реализации концепции демографической политики Дальнего Востока. На основе сопоставления планируемых и достигнутых в настоящее время показателей численности населения Хабаровского края, сделано предположение о возможных рисках в достижении показателей, предусмотренных Концепцией демографической политики на Дальнем Востоке. Показано негативное влияние миграционного оттока населения на основные показатели функционирования и конкурентоспособности регионального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEMOGRAPHY AND COMPETITIVENESS OF A REGIONAL UNIVERSITY

The article examines the current trends in the demographic development of the Far Eastern Federal District and the Khabarovsk Territory. The population size in the Far Eastern Federal District and in the Khabarovsk Territory has been adopted as the main target of demographic policy. The prospects of demographic development of the Far Eastern Federal District and the Khabarovsk Territory are considered. An assessment of the implementation of the concept of demographic policy of the Far East is given. Based on the comparison of the planned and currently achieved population indicators of the Khabarovsk Territory, an assumption is made about the possible risks in achieving the indicators provided for by the Concept of Demographic Policy in the Far East. The negative impact of the migration outflow of the population on the main indicators of the functioning and competitiveness of the regional university is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА»

Проблемы демографии и конкурентоспособность регионального вуза Problems of demography and competitiveness of a regional university

b M МОСКОВСКИЙ ■p 3KD НОМНМЕСКИЙ

УДК 314.044, 3.07 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10230

Каминская Т.Е.,

канд. экон. наук, [email protected], Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», кафедра «Финансы, кредит и бухгалтерский учет» Kaminskaya T.E.,

Candidate of Economic, Sciences [email protected], Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pacific National University», Department of Finance, Credit and Accounting»

Аннотация. В статье исследуются современные тенденции демографического развития Дальневосточного федерального округа и Хабаровского края. В качестве основного целевого ориентира демографической политики принята численность населения в Дальневосточном федеральном округе и в Хабаровском крае. Рассмотрены перспективы демографического развития Дальневосточного федерального округа и Хабаровского края. Даётся оценка хода реализации концепции демографической политики Дальнего Востока. На основе сопоставления планируемых и достигнутых в настоящее время показателей численности населения Хабаровского края, сделано предположение о возможных рисках в достижении показателей, предусмотренных Концепцией демографической политики на Дальнем Востоке. Показано негативное влияние миграционного оттока населения на основные показатели функционирования и конкурентоспособности регионального вуза. Summary. The article examines the current trends in the demographic development of the Far Eastern Federal District and the Khabarovsk Territory. The population size in the Far Eastern Federal District and in the Khabarovsk Territory has been adopted as the main target of demographic policy. The prospects of demographic development of the Far Eastern Federal District and the Khabarovsk Territory are considered. An assessment of the implementation of the concept of demographic policy of the Far East is given. Based on the comparison of the planned and currently achieved population indicators of the Khabarovsk Territory, an

assumption is made about the possible risks in achieving the indicators provided for by the Concept of Demographic Policy in the Far East. The negative impact of the migration outflow of the population on the main indicators of the functioning and competitiveness of the regional university is shown.

Ключевые слова: Дальневосточный федеральных округ, Хабаровский край, демографическая политика, естественный и миграционный прирост населения, показатели функционирования вуза, конкурентоспособность вуза.

Keywords: Far Eastern Federal District, Khabarovsk Territory, demographic policy, natural and migration population growth, university functioning indicators, university competitiveness.

Современные проблемы регионального вуза связаны с демографией и социально-экономическим развитием конкретного региона России. Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) входит в число крупнейших региональных вузов Дальневосточного федерального округа и Хабаровского края. В 2015 году в структуру Тихоокеанского государственного университета в результате мероприятий реорганизации вошёл Дальневосточный государственный гуманитарный университет. В 2017 году на обучении в ТОГУ на дневное отделение было принято 2353 человек, из них из 9 субъектов ДФО -2017 человек (85,7 %), в том числе из Хабаровского края 1197 (50,9%). Из других 8 субъектов, занимающих территорию Дальнего Востока России - 820 человек (34,8%). Из других территорий Российской Федерации, не входящих в состав ДФО, было принято 46 человек (2,0%) и из других стран - 290 человек (12,3%) [1, таблица 2.1.3]. В 2019 году на обучении в ТОГУ на дневное отделение было принято 2047 студентов, из них из 9 субъектов ДФО - 1895 человек (92,6 %), в том числе из Хабаровского края 1167 (57,0%) и из 8 других субъектов Дальнего Востока России - 728 человек (35,6%). Жителей других территорий Российской Федерации, (включая республику Бурятия и Забайкальский край) было принято 39 человек (1,9%). Из других стран на обучение в ТОГУ в 2019 году было принято 113 человек (5,5%) [2, таблица 2.1.3]. Приведённые данные свидетельствуют о том, что набор студентов в региональном вузе полностью обеспечивается за счёт населения, проживающего на территории региона и, естественно, зависти от демографических процессов в регионе. Демографический потенциал, его стабильность, количественный и качественный рост является одним из основных критериев эффективности социально-экономического развития как отельного региона, так и страны в целом. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке в настоящее время — одна из наиболее обсуждаемых тем регионального развития России [3,4,5,6]. Численность населения Дальнего Востока менялась в разные исторические периоды, то увеличивалась,

то сокращалась. До середины 1980-х годов формирование населения Дальнего Востока поддерживалось государственной заинтересованностью в ускоренном развитии производительных сил региона. На Дальнем Востоке создаётся большое количество добывающих и перерабатывающих производств, существенное развитие получает промышленный потенциал региона. Высокий уровень оплаты на дальневосточных предприятиях привел в различные периоды к дополнительному притоку населения на Дальний Восток. В результате регион имел такие высокие темпы прироста населения, каких не было ни в одном из экономических районов России. Численность населения Дальневосточного федерального округа на начало 1991 года составляла 8063,6 тыс. человек (без учёта численности населения республики Бурятия и Забайкальского края). С началом политических и экономических реформ 1990-х годов демографическая ситуация в регионе стала формироваться под воздействием кризиса экономики и снижения уровня жизни населения, трансформации социально-экономической системы. В результате регион утратил приоритеты в социальной сфере, потерял свою привлекательность для мигрантов. Все эти факторы привели к депопуляции населения Дальнего Востока и стимулировали процессы оттока населения из всех дальневосточных регионов в центральные регионы страны. Численность населения Дальнего Востока России при этом начала сокращаться. Так, численность населения Дальнего Востока уменьшилась до 6832,0 тыс. человек в 2001 году (сокращение по сравнению с 1991 г. на 1231,6 тыс. человек, или на 15,27 %); с 6692,86 тыс. человек в 2002 году до 6293,12 тыс. человек в 2010 году (сокращение на 399,7 тыс. человек, или 5,97%); с 6284,93 тыс. человек в 2011 году до 6165,28 тыс. человек в 2018 году (сокращение на 119,6 тыс. человек, или 1,9 %); с 8188,62 тыс. человек в 2019 году (в статистику включены показатели республики Бурятия и Забайкальского края) до 8169,2 тыс. человек в 2020 году (сокращение на 19,42 тыс. человек, или 0,24 %) [7]. Всего в регионах Дальнего Востока (без учета данных Республики Бурятия и Забайкальского края) население уменьшилось с 8056,6 тыс. человек в 1991 году до 6140,3 тыс. человек в 2019 году. Из регионов Дальнего Востока, за это время, убыло 1916,3 тыс. человек, что составляет сокращение численности населения на 23,8 % относительно 1991 года. Численность дальневосточников и в настоящее время продолжает убывать и основной причиной является миграционный отток населения.

Регионы Дальнего Востока значительно отличаются друг от друга по численности населения и демографической ситуации. Наряду с общими тенденциями, характерными для Дальнего Востока в целом, имеются значительные различия между регионами: по размерам занимаемой территории, численностью населения, естественным движением

населения и уровнем миграции. Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа и является одним из крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации. Площадь территории Хабаровского края составляет 4,6% территории Российской Федерации (3 место среди субъектов Российской Федерации). В составе 11 субъектов ДФО площадь Хабаровского края составляет 11,3 % территории ДФО (2 место в ДФО). На протяжении ряда лет, начиная с 1991 года в Хабаровском крае сложилось устойчивое сокращение численности населения и ухудшение параметров демографического развития. Численность населения Хабаровского края уменьшилась с максимально достигнутой численностью 1619,7 тыс. человек в 1991 году, до 1321,4 тыс. человек в 2019 году. Сокращение численности населения за это время составило 298,3 тыс. человек, или 17,2 % относительно 1991 года. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения Хабаровского края обусловлены отрицательным естественным движением и миграционным оттоком. С 2014 по 2018 годы из Хабаровского края уехали 17,6 тыс. человек. В крае вслед за миграцией снижается и рождаемость. Естественная убыль населения в крае с 2014 года по 2018 годы составила 0,8 тыс. человек [8].

При этом на фоне депопуляции наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, а также тенденция возрастания демографической нагрузки на данную часть населения. Нагрузка детьми и пожилыми людьми на 1000 человек трудоспособного возрасте возросла в 2000-2018 годах с 554 до 734 человек. Рост нагрузки пожилыми вызван общим старением населения Хабаровского края. Согласно установленному критерию, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. На начало 2019 года - 13,8 % населения края находилась в возрасте 65 лет и старше [6].

Одной из мер по закреплению и привлечению людей на Дальний Восток стал законопроект, вступивший в силу с 1 июня 2016 года, об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе [9]. Несмотря на начавшуюся реализацию проекта «дальневосточный гектар» и полученные первые положительные результаты по привлечению и закреплению населения на Дальнем Востоке, миграционный отток из всех без исключений субъектов ДФО сохранился. Так по Хабаровскому краю миграционный отток населения за 2016-2018 годы составил 10,2 тыс. человек.

В целях преодоления негативных тенденция демографических процессов в регионах Дальнего Востока, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017

г. №1298-Р утверждена «Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года». В соответствии с Концепцией развитие Дальнего Востока является стратегическим приоритетом России в XXI веке. Главным ресурсом этого развития становится человеческий потенциал. В связи с эти демографическая политика Дальнего Востока должна обеспечивать стабилизацию и увеличение численности народонаселения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, создание условий для устойчивого роста рождаемости и продолжительности жизни. Сокращения уровня смертности, снижение миграционного оттока постоянного населения, повышение миграционной привлекательности для потенциальных переселенцев и формирование устойчивого миграционного притока населения в регионы Дальнего Востока.

Стратегической целью демографической плотики Дальнего Востока до 2025 года является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн человек к 2020 году и её увеличение до 8,6 млн. человек к 2025 году [10]. Концепцией определены целевые показатели демографического развития на 2017-2025 годы в разрезе субъектов ДФО, которые должны быть достигнуты в рамках реализации первого и второго этапов демографической политики. На первом этапе (2017-2020 годов) предполагается осуществить мероприятия, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития на Дальнем Востоке. В первую очередь предусматривается к 2021 году приостановка миграционного оттока населения из районов Сибири и Дальнего Востока, а к 2026 году - обеспечение миграционного притока населения в эти районы страны. По итогам осуществления мероприятий первого этапа реализации концепции предполагается к 2020 году добиться стабилизации численности населения Дальнего Востока. На втором этапе реализации концепции (2021-2025 годы) планируется продолжить реализацию мероприятий по стабилизации численности населения в регионах Дальнего Востока и обеспечению условий для её роста, в том числе за счёт улучшения репродуктивного здоровья молодежи, сокращения смертности от предотвратимых причин, повышения миграционной привлекательности и обеспечения устойчивого миграционного притока населения в регионы Дальнего Востока. По итогам второго этапа реализации концепции предполагается к 2025 году в Дальневосточном федеральном округе обеспечить рост численности населения до 6,5 млн. человек (до 8,6 млн. человек с учетом республики Бурятия и Забайкальского края) за счёт естественного и миграционного прироста, привлечения в регионы Дальнего Востока на постоянное место жительства жителей других регионов России, соотечественников, проживающих за

рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодёжи. Таким образом, в ходе реализации концепции планируется достижение в Дальневосточном федеральном округе следующих значений показателей:

— численность населения (без республики Бурятия и Забайкальского края) в 2017 году - 6,184 млн. человек; в 2018 году - 6.198 млн. человек; в 2019 году - 6,222 млн. человек; в 2020 году 6,253 млн. человек (8,3 млн. человек с учетом республики Бурятия и Забайкальского края); и в 2025 году - 6,499 млн. человек (8,6 млн. человек с учётом республики Бурятия и Забайкальского края).

В Хабаровском крае концепцией планировалось: достичь численности населения в 2020 году - 1,364 млн. человек и в 2025 году - 1,464 млн. человек. В дополнение к концепции в Хабаровском крае, постановлением правительства Хабаровского края от 13.06.2018 г. №215-ПР утверждена стратегия социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года. Основным целевым ориентиром демографического развития края принят рост численности населения Хабаровского края с 1333,9 тыс. человек в 2016 году до 1600,0 тыс. человек в 2030 году [11].

Сопоставление планируемых в концепции показателей по численности населения с достигнутыми показателями численности показывает, что уже наблюдается отставание. Так по Хабаровскому краю в 2017 году - планировалось - 1,335 млн. человек, достигнуто 3,328 млн. человек; в 2018 году - планировалось 1,34 млн. человек. Достигнуто 1,321 млн. человек; в 2019 году - планировалось 1,35 млн человек, достигнуто 1,321 млн. человек. Сегодня очевидно, что целевые показатели первого этапа реализации демографической политики в Хабаровском крае не были достигнуты. Установленные целевые показатели оказались чрезмерно оптимистичными и нереализуемыми, результативность мер, особенно в части преодоления отрицательного миграционного оттока, в значительной мере переоценена. Ход выполнения поставленных в концепции задач, при сохранении современных тенденций динамики демографических процессов, вызывает серьёзную озабоченность. Без кардинального перелома демографических тенденций, характерных как для ДФО в целом, так и для отдельных дальневосточных субъектов РФ, по отдельным демографическим показателям в концепции плановые параметры в установленные сроки, скорее всего не смогут быть достигнуты.

К основным причинам оттока населения с Дальнего Востока следует отнести также и неблагоприятные климатические условия, географическую удалённость субъектов ДФО от центральных и более развитых инфраструктурно регионов страны, и высокие транспортные расходы, более низкие по сравнению с Европейской частью России уровня

и качества жизни населения. К показателям качества жизни при этом относятся: качество рабочих мест; карьерные перспективы; уровень заработной платы; ассортимент и доступность услуг социальной сферы; транспортная доступность. Самыми привлекательными для дальневосточников являются Центральный, Северо-Западный и Южный, федеральные округа. В отрицательном миграционном потоке эти округа вобрали в себя в 2015 году 62,0 % мигрантов - дальневосточников, в 2016 году - 63,0 %. И это не случайно. Взять хотя бы один из значимых факторов для населения - реальную среднемесячную начисленную заработную плату, которая в 2016 году составила в Центральном ФО - 101,7 % к предыдущему году. Северо-Западном ФО - 101,2 %. Южном ФО - 100,0 % и 97,9% в Дальневосточном ФО. То есть на Дальнем Востоке размер заработной платы снижается при реальном росте стоимости коммунальных услуг, продуктов питания и транспортного тарифа [12]. Однако главная проблема оттока населения связана с тем, что у значительной части жителей Дальнего Востока преобладает негативные ожидания относительно своего будущего и будущего территорий, где они проживают.

Рост интенсивности миграционных потоков снижает качество трудового потенциала в ДФО. Регион покидают квалифицированные кадры в обмен на низкоквалифицированных трудовых мигрантов. В структуре миграционного оттока преобладают лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, которые могут работать специалистами в разных отраслях экономики. За счёт оттока высококвалифицированных специалистов снижается интеллектуальный и образовательный потенциал территорий. Уезжают из регионов в основном молодёжь и люди в возрасте 30-40 лет, то есть наиболее работоспособная часть трудовых ресурсов.

Демографические проблемы в ДФО, в частности и в Хабаровском крае, препятствуют росту конкурентоспособности региональных Дальневосточных вузов. Общее число студентов в ТОГУ, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, за последние 5 лет (конец 2019 г., по сравнению с концом 2015 г.) сократилось в 1,49 раза и составило 12374 студента. Общее число студентов с полным возмещением затрат на обучение сократилось за это время в 1,6 раза и составило 6256 человек. Доля «платных» студентов сократилась с 61,65 % в 2015 году, до 50,64 % в 2019 году. Число студентов очной формы обучения сократилось за это время в 1,17 раза и составило 7114 человек, число студентов очной формы обучения с полным возмещением затрат на обучение сократилось в 1,42 раза и составило 2496 человек. Доля платных очных студентов сократилось с 42,66 % в 2015 году, до 35 % в 2019 году. Число студентов

заочной формы обучения за последние 5 лет сократилось в 1,53 раза и составило на 01.10.2019 5260 человек. Число студентов заочной формы обучения с полным возмещением затрат на обучение сократилось в 1,74 раза и составило 3760 человек. Доля платных заочных студентов сократилась с 81,33 % в 2015 году до 71,48 % в 2019 году. Выпуск специалистов заочной формы обучения сократился с 2058 человек в 2015 году до 829 человек в 2019 году [2, таб. 2.2.1]. К серьёзной конкурентной борьбе за потенциального абитуриента дальневосточных вузов ведут не только демографические проблемы, но и функционирование на рынке образовательных услуг большего количества государственных и негосударственных вузов в центральных регионах России. Наиболее привлекательны, в последние годы, для молодёжи из регионов Дальнего Востока столичные вузы с применением технологий дистанционного обучения. В числе наиболее популярных вузов, предлагающих дистанционное обучение: Московский университет «Синергия» (70000 выпускников, 120 онлайн программ); Московский центр дистанционного образования ООО «Бакалавр-Магистр»; Московский международный университет (использует методические и качественные стандарты западного высшего образования, удалённо обучают почти 30 лет, доступно 16 специальностей бакалавриата и магистратуры по направлениям рекламы, бизнеса, экономики, психологии, логистики, управления, средств массовой информации) и много, много других столичных и Санкт-Петербургских вузов, рекламирующих свои возможности дать высшее образование дистанционно на основе современных образовательных технологий. В рекламных материалах уважаемым дальневосточным жителям предлагается уникальная возможность получить столичное высшее образование с использованием самых современных дистанционных образовательных технологий, подчеркивается, что получение фундаментальных знаний через интернет реализуется с учётом всех предъявленных государственных требований и стандартов.

В связи с продолжающимся сокращением численности молодёжи в субъектах ДФО и в условиях повышения конкурентной борьбы за потенциальных абитуриентов, необходим комплекс дополнительных мер со стороны государства по увеличению привлекательности проживания в дальневосточном регионе, закреплению молодого населения на территории ДФО, роста конкурентоспособности дальневосточных вузов. Развитие механизмов предоставления земельных участков, образовательного кредита и дальневосточной ипотеки с господдержкой безусловно направлены на решение демографических проблем ДФО, но эти меры остаются недостаточными для достижения целевых программных индикаторов.

Московский экономический журнал №4 2021 Список литературы

1. Материалы к отчёту ректора ТОГУ о деятельности университета в 2017 году. Издательство Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровск, 2018 г. - 73 с.

2. Материалы к отчёту ректора ТОГУ о деятельности университета за 2019 году. Издательство Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровск, 2020 г. - 126 с.

3. Завальный Т. Д. Демографические проблемы Дальневосточного федерального округа. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016 г., № 7, с 901-902.

4. Буланова М. А. Оценка реализации демографической политики в Хабаровском крае. Сборник Власть и управление на Дальнем Востоке России. 2018 г., №4(85). С.111-119.

5. Мотрич Е. Л. Демографическая ситуация в Хабаровском крае: проблемы и перспективы. Пространственная демография. 2019 г., №3, с.30-41.

6. Золотарчук В. В., Ярин В. А. Демографическая ситуация в Хабаровском крае: современные тенденции и перспективы. Электронное научное издание. «Учёные записки ТОГУ». Том 11, №1, 2020 г., с.1-6.

7. Хабаровский край в цифрах. 2019. Край.стат.сб. / Хабаровскстат - г. Хабаровск, 2019 г. - 110 с.

8. Федеральный закон РФ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» от 01.05.2016, № 119-ФЗ.

9. Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года. (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.12.2019 г. №3146-Р).

10. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года. Утверждена постановление Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 года, №215-ПР.

11. Демографическо-миграционные проблемы Дальнего Востока. (Электронный ресурс) https://minec.khabkrai.ru/events/Publikacii/Vystupleniya-stati-intervyu/3775 (дата обращения 25.01.2021)

References

1. Materials for the report of the Rector of TOGU on the activities of the university in 2017. Publishing House of the Pacific State University, Khabarovsk, 2018-73 p.

2. Materials for the report of the Rector of TOGU on the activities of the university for 2019. Publishing House of the Pacific State University, Khabarovsk, 2020-126 p.

3. Zavalny T. D. Demographic problems of the Far Eastern Federal District. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 7, pp. 901-902.

4. Bulanova M. A. Evaluation of the implementation of demographic policy in the Khabarovsk Territory. Collection of Power and management in the Russian Far East. 2018, No. 4 (85). pp.111-119.

5. Motrich E. L. Demographic situation in the Khabarovsk Territory: problems and prospects. Spatial demography. 2019, No. 3, pp.30-41.

6. Zolotarchuk V. V., Yarin V. A. Demographic situation in the Khabarovsk Territory: current trends and prospects. Electronic scientific publication. «Scientific notes of TOGU». Volume 11, No. 1, 2020, p. 1-6.

7. Khabarovsk Krai in numbers. 2019. Kray. stat. sat. / Khabarovsk State Statistics-Khabarovsk, 2019-110 p.

8. Federal Law of the Russian Federation» On the specifics of providing citizens with land plots that are in state or municipal ownership and located on the territory of the subjects of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District » dated 01.05.2016, No. 119-FZ.

9. The concept of demographic policy of the Far East for the period up to 2025. (ed. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3146-R of 23.12.2019).

10. Strategy of social and economic development of the Khabarovsk Territory for the period up to 2030. Approved by the decree of the Government of the Khabarovsk Territory of June 13, 2018, No. 215-PR.

11. Demographic and migration problems of the Far East. (Electronic resource) https://minec.khabkrai.ru/events/Publikacii/Vystupleniya-stati-intervyu/3775 (accessed 25.01.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.