Научная статья на тему 'Проблемы декриминализации механизма субсидирования агропромышленного комплекса'

Проблемы декриминализации механизма субсидирования агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы декриминализации механизма субсидирования агропромышленного комплекса»

дифферентность, ключевой проблемой является совершенствование качества отбора кандидатов на службу или обучение в ведомственных образовательных организациях. Только личности с высоконравственными внутренними установками и повышенной стрессоустойчивостью могут противостоять криминогенным ситуациям в органах внутренних дел. Чем раньше начнется профессиональная ориентация кандидатов на службу (обучение), тем эффективнее будут функционировать адекватный и качественный профессиональный отбор и соответственно профессиональная деятельность сотрудника ОВД. С другой стороны, будучи в статусе сотрудника полиции или иного должностного лица органа внутренних дел, изначально делинквентная личность не сможет противостоять вышеуказанным ситуациям-детерминантам. История знает немало уголовных дел, где сотрудники ОВД — преступники являлись высокообразованными и волевыми личностями, умевшими достигать своих целей, причем не только преступных, но и связанных с решением задач оперативно-служебной деятельности.

В этом случае нравственная деформация сотрудника ОВД может быть нивелирована как коллективом, так и его руководителями, которые обязаны знать личные и деловые качества подчиненных, несут персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины в коллективах. Но не теми из них, кто сам находится в ситуации этической неопределенности или связан «круговой порукой», кто в силу своих акцентуированных черт личности покровительствует или попустительствует по службе, занимается подстрекательством и интриганством, разлагает коллектив для достижения своих асоциальных и противоправных целей. А такими руководителями, которые обладают комплексом профессионально значимых и нравственно необходимых качеств, позволяющих им максимально рано и быстро пресекать дефекты коррупционного правосознания. Только таким путем можно избежать формирования стойкого противоправного коррупционного поведения1.

На основании изложенного сформулируем следующие выводы.

Коррупционная преступность сотрудников ОВД, являясь частью экономической преступности, обусловлена личностью сотрудника ОВД — преступника.

В структуре личности сотрудника ОВД — преступника доминируют социально-психологические компоненты, среди которых первостепенное значение имеют ценностные ориентации.

Решение проблемы негативного влияния ситуационных детерминант на личность сотрудника ОВД должно начинаться с ранней профессиональной ориентации кандидатов на службу (обучение) в органы внутренних дел (образовательные организации МВД России), адекватного и качественного профессионального отбора с прогнозом склонности к делинквентному поведению.

Обеспечить профилактику коррупционных предпосылок в процессе профессиональной деятельности сотрудника ОВД, особенно в первые годы службы, сможет такой руководитель органа внутренних дел (подразделения), который сам обладает комплексом профессионально значимых и нравственно необходимых качеств.

Теунаев Ахмат Сеит-Умарович, адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России

Проблемы декриминализации механизма субсидирования агропромышленного комплекса

Вклад предприятий агропромышленного комплекса и сельскохозяйственной деятельности в российскую экономику трудно переоценить. В настоящее время этот сектор обеспечивает до 10% поступлений в государственный бюджет, до 12% экспортируемых товаров, а также от 7 до 10% занятости населения2. Кроме того, в условиях экономической нестабильности именно агропромышленный комплекс демонстрирует определенные темпы роста3. Оборот фермерских хозяйств в России превышает 400 млрд руб. ежегодно4.

При таких обстоятельствах различные формы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли являются полностью оправданными. Среди ее мер можно выделить различные программы субсидирования, отраженные как в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК»,

1 Баранов В.М. Коррупция на стыке науки, практики и техники обеспечения экономической безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. № 1 (10). С. 10.

2 Информация о социально-экономическом положении России. 2016 год. М., 2017. С. 53—58.

3 Рост сельского хозяйства России по итогам года составит более 4% // Российская газета. 2016. 23 декабря.

4 Основные показатели сельского хозяйства. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140096652250 (дата обращения: 31.05.2017).

реализация которого происходила в 2006—2008 годах1, так и в действующей Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы2. В ряде инициатив, реализуемых в субъектах РФ, также предусмотрено направление субсидий на развитие отдельных направлений агропромышленной деятельности (например, в Карачаево-Черкесской Республике принят ряд республиканских программ развития отдельных отраслей АПК, и в результате субсидирования рентабельность сельхозпредприятий должна увеличиться на 10-12%3; в Санкт-Петербурге предприятиям АПК ежегодно перечисляются субсидии в сумме свыше 100 млн рублей4, в Ростовской области в рамках государственной программы в целях обеспечения финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей предусмотрено направление 33,5 млрд руб. за период 2013—2020 г.5). Финансирование деятельности агропромышленного комплекса, таким образом, осуществляется государством в серьезном масштабе.

Из приведенных данных ясно видно, что агропромышленный комплекс становится «лакомым кусочком» для преступных посягательств, направленных на завладение бюджетными средствами, предназначенными для поддержки сельхозпроизводителей. Криминализация общественных отношений в сфере субсидирования АПК выступает серьезной угрозой экономической безопасности государства, особенно в условиях импотртозамещения и ограничения доступа на национальные рынки товаров иностранных производителей6. Соответственно, возникает необходимость разработки мер, направленных на предупреждение преступлений, совершаемых в сфере субсидирования агропромышленного комплекса.

Установленный порядок получения субсидий на развитие сельскохозяйственной деятельности нуждается в скорейшем принятии целого ряда мер, направленных на его декриминализацию. Декриминализация как очищение общественных отношений от преступных проявлений подразумевает использование комплекса правовых инструментов, предназначенных для установления надлежащего правового регулирования, затрудняющего совершение преступлений и минимизирующих причиняемый ими ущерб7. В контексте существующих правил предоставления субсидий агропроизводителям необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, в механизме субсидирования агропромышленного комплекса серьезное влияние имеет коррупционная составляющая, приводящая к трансформации производства сельскохозяйственной продукции, то есть созданию видимости выпуска товаров или развития отдельных направлений агропромышленной деятельности8. В незаконном завладении денежными средствами, предназначенными для поддержки сельхозпроизводителей, активное участие принимают должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, которые, вступая в сговор с недобросовестными предпринимателями, получают часть денежных средств за оказание противоправного покровительства при решении вопроса о предоставлении субсидий.

1 Левицкая А.Ю. Национальные проекты: от идеи — к практике ее реализации // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 3—9.

2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г № 717 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32, ст. 4549.

3 Республиканские целевые программы Министерства сельского хозяйства КЧР // Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. URL http://kchr.ru/left_menu/economy/programs/programs3/ (дата обращения: 31.05.2017).

4 Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» и реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http:// gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/agro_prom/nacproekt/ (дата обращения: 31.05.2017).

5 Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Deyatelnost/Nacproekt/APK/?pageid=81498 (дата обращения: 31.05.2017).

6 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года: утв. указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Российская газета. 2017. 16 мая.

7 Номоконов В.А. Антикриминальная политика: от либерализации к радикализации? // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 32—36.

8 Васев С.В. Совершенствование механизма противодействия криминализации АПК региона: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.

Во-вторых, развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе подразумевает как увеличение числа фермеров, так и реальное ведение ими той деятельности, которая заявляется как основная при учреждении фермерского хозяйства.

Исследователи отмечают, что в целях реализации мер государственной поддержки агропромышленного комплекса при разработке приоритетного национального проекта «Развитие АПК» органы исполнительной власти РФ провели серьезную нормативно-методологическую работу, приняв целый ряд правовых актов, регламентирующих порядок предоставления субсидий сельхозпроизводителям различных категорий1. За прошедший с того времени период нормативная правовая база, использующаяся в механизме субсидирования агропромышленного комплекса, многократно увеличилась, а также расширилась за счет принятия нормативных актов органами государственной власти субъектов РФ. Большой объем правового регулирования приводит к тому, что правоприменители при принятии решений о предоставлении субсидий не дают правовую оценку представляемым соискателями субсидий документам. При таких обстоятельствах увеличивается риск завладения денежными средствами и обращения их в пользу субъекта, который в действительности не намерен осваивать их в соответствии с целевым назначением.

Решение названных проблем видится в принятии следующих мер.

Во-первых, требуется изменение порядка предоставления субсидий с установлением в нем конкурсных процедур. Конкурс, проводимый органом государственной власти субъекта РФ, должен включать три этапа. Первый этап — процедура подачи и проверки достоверности документов, представляемых соискателем субсидии. Второй — оценка конкурсной комиссией перспектив целевого освоения субсидии. Третий — определение субъектного состава лиц, приобретающих право на ее получение, и заключение с ними отдельного договора, предусматривающего ежеквартальное представление отчета о расходовании денежных средств, а также ежеквартальную проверку представителем органа государственной власти хозяйственной деятельности субъекта, выигравшего конкурс. Предлагаемая мера позволит придать большую степень публичности процедуре субсидирования, а также заранее отсеять лиц, не обладающих потенциалом освоения бюджетных средств или участвующих в конкурсе с противоправными целями. При этом направление в отношении таких лиц материалов в правоохранительные органы с целью проведения доследственной проверки в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ, может послужить необходимым превентивным инструментом, исключающим такую противоправную деятельность в дальнейшем. Обнаружение факта представления документов, содержащих недостоверную информацию и предназначенных для обоснования необходимости в предоставлении субсидий, может быть квалифицировано как покушение на мошенничество по части 3 статьи 30 и соответствующим частям статьи 159 или 159.2 УК РФ. Поэтому создание правового механизма, позволяющего выявить преступное посягательство на стадии покушения, может способствовать сокращению количества оконченных преступлений в данной сфере.

Во-вторых, с учетом коррупциогенности сектора управления АПК требуется установление особых мер противодействия преступлениям, совершаемым должностными лицами или при их соучастии. Схемы коррупционных преступлений являются завуалированными способами незаконного экономического обогащения, что обусловливает их высокую латентность, позволяя совершать преступные посягательства длительное время2. Поэтому наиболее жесткой из мер противодействия коррупционным проявлениям в механизме субсидирования АПК может стать включение в УК РФ самостоятельной нормы, в соответствии с которой будет наказываться хищение бюджетных средств, совершенное должностным лицом, в том числе посредством сговора с представителем хозяйствующего субъекта. Как разновидность злоупотребления должностными полномочиями она может быть размещена в главе УК РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако это наиболее радикальная мера, требующая разработки и принятия федерального закона.

В качестве менее сложного способа декриминализации механизма субсидирования агропромышленного комплекса и его очищения от воздействия коррупционного поведения должностных лиц можно предложить следующее. Во-первых, расширение применения ротации в сфере государ-

1 Попова Е.Н., Степанников В.А. Многофункциональное хозяйствование — сущность приоритетного национального проекта «Развитие АПК» за 2006 г. // Вестник РУДН. Серия «Агрономия и животноводство». 2007. № 3. С. 39—46.

2 Петрянин А.В. О некоторых особенностях предмета коррупционных преступлений // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 2. С. 215—217.

ственной службы в субъектах РФ. Благодаря этому должностные лица не смогут приобретать устойчивые коррупционные связи с представителями бизнес-сообщества. Во-вторых, требуется расширение полномочий органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в направлении проверки лиц, являющихся кандидатами на замещение должностей в органах государственной власти РФ и субъектов РФ. Для сравнения, практика проверки кандидатов, поступающих на службу в полицию, имеет высокую эффективность и свидетельствует о том, что лиц, потенциально готовых к предательству интересов службы, можно выявить до того, как они приобретут соответствующее должностное положение1. Отнесение к перечню лиц, проверяемых при решении вопроса об их приеме на службу, всех кандидатов, претендующих на замещение должностей, связанных с доступом к бюджетным средствам и принятием решений об их распределении и перераспределении, может стать, на взгляд автора, действенной антикоррупционной мерой. При ее активной реализации станет возможным минимизировать количество преступлений, совершаемых при субсидировании агропромышленного комплекса, а также в иных сферах народнохозяйственной деятельности.

Высокий потенциал имеет и создание саморегулируемых организаций сельхозпроизводителей, уполномоченных на проведение аудиторской оценки состояния финансового положения фермерских хозяйств. В силу того, что аудитор может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 202 УК РФ, можно предположить, что такая оценка будет носить объективный и добросовестный характер. Кроме того, на саморегулируемые организации может быть возложена задача по обеспечению информационной прозрачности сельскохозяйственной деятельности, а именно — раскрытие информации о фермерских хозяйствах на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это может способствовать снижению количества лиц, имеющих правовой статус фермера, но не ведущих данного вида деятельности.

Подводя итог, можно заключить, что развитие агропромышленного комплекса России во многом зависит от добросовестности представителей хозяйствующих субъектов, а также должностных лиц, уполномоченных на осуществление правового регулирования, контроля и надзора за исполнением законов и установленных в них обязательных требований. При этом современное состояние механизма субсидирования АПК нуждается в изменении посредством принятия ряда антикоррупционных, правовых и организационных мер, комплексное использование которых позволит очистить его от преступных проявлений и создать прозрачную процедуру предоставления субсидий.

Пшеничнов Илья Михайлович, адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России

Деяния, сопряженные с наймом, как условие, способствующее совершению экономических преступлений

С учетом нарастающей мировой угрозы организованной и профессиональной преступности, дестабилизирующей сложившуюся социально-экономическую обстановку в государствах и даже провоцирующей международные осложнения, встает вопрос о поиске эффективных инструментов противодействия данным деяниям. В этом ключе одним из таких направлений должна стать целенаправленная работа по подрыву финансовых основ преступлений, сопряженных с наймом, получающих львиную долю средств к существованию именно от криминальной экономической деятельности.

Однако прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению заявленной тематики, следует обратиться к сущности категории «сопряженность», поскольку неправильное толкование может привести к отождествлению ее с абсолютно не синонимичными ей понятиями, что, на наш взгляд, представляется абсолютно недопустимым, поскольку она выступает в качестве одного из основных элементов объекта нашего исследования. В частности, ее суть заключается в постоянной взаимосвязи, необходимости обязательного присутствия кого-либо или чего-либо. В связи с чем мы подчеркиваем, что термин «общественно опасные деяния, совершаемые по найму» является более узким по отношению к рассматриваемому. При этом главной причиной ее использования все же выступает такое явление, как наемничество, которое благодаря своей сущности и нарастающей актуальности не позволяет обойти себя стороной. Таким образом, мы подразумеваем,

1 Ломов А.М. Проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2010. № 2. С. 69—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.