Научная статья на тему 'Проблемы человека в педагогических и правовых учениях (XVIII-XIX вв): исторический аспект'

Проблемы человека в педагогических и правовых учениях (XVIII-XIX вв): исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ / ПРАВОВЫЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / PENITENTIARY EDUCATION / PHILOSOPHICAL / LEGAL / PEDAGOGICAL IDEAS / PENITENTIARY INSTITUTIONS / CORRECTIONAL LABOR EDUCATION / HUMANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марюхина Валентина Викторовна

В данной статье представлен анализ философских, правовых и педагогических идей, оказавших влияние на становление пенитенциарной системы несовершеннолетних в XIX веке. Влияние научных идей на жизнедеятельность пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, обоснованы причины становления пенитенциарного воспитания и пенитенциарной педагогики как одного из раздела педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марюхина Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN PROBLEMS IN PEDAGOGICAL AND LEGAL STUDIES (XVIII-XIX centuries): THE HISTORICAL ASPECT

This article presents an analysis of philosophical, legal and pedagogical ideas that influenced the formation of the juvenile penitentiary system in the XIX century. The influence of scientific ideas on the life of the penitentiary institution for juvenile offenders, the reasons for the formation of penitentiary education and penitentiary pedagogy as one of the sections of pedagogy.

Текст научной работы на тему «Проблемы человека в педагогических и правовых учениях (XVIII-XIX вв): исторический аспект»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ОПЫТЫ, ТЕСТЫ PSYCHOLOGICAL RESEARCH: EXPERIMENTS, EXPERIENCE, TESTS

УДК 37: 159.9: 340

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ (XVIII-XIX ВВ): ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Марюхина В.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

HUMAN PROBLEMS IN PEDAGOGICAL AND LEGAL STUDIES (XVIII-XIX centuries):

THE HISTORICAL ASPECT

Maryukhina V. V. Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье представлен анализ философских, правовых и педагогических идей, оказавших влияние на становление пенитенциарной системы несовершеннолетних в XIX веке. Влияние научных идей на жизнедеятельность пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, обоснованы причины становления пенитенциарного воспитания и пенитенциарной педагогики как одного из раздела педагогики.

Ключевые слова: пенитенциарное воспитание, философские, правовые, педагогические идеи, пенитенциарные учреждения, исправительно-трудовое воспитание, гуманизм.

This article presents an analysis of philosophical, legal and pedagogical ideas that influenced the formation of the juvenile penitentiary system in the XIX century. The influence of scientific ideas on the life of the penitentiary institution for juvenile offenders, the reasons for the formation of penitentiary education and penitentiary pedagogy as one of the sections of pedagogy.

Keywords: penitentiary education, philosophical, legal, pedagogical ideas, penitentiary institutions, correctional labor education, humanism.

В процессе изучения пенитенциарной педагогики был произведен анализ проблемы становления и развития пенитенциарного воспитания в странах Западной Европы и России. Было выявлено, что существует три группы исторически развивающихся идей, влияющих на этот процесс.

Во-первых, это идеи философские. Анализ литературы показал, что в Западной Европе и России на становление пенитенциарных учреждений последовательно влияли:

- идеи христианской религии, которые раскрывают смысл понятий «закона» и «благодати»;

- идеи просветительские, показывающие роль разума и свободы, морали и права в жизни человека;

- идеи немецкой классической философии, которые основывались на определе-нииразвития нравственности человека, характерные для первой половины XIX века;

- идеи социологические, характеризующие роль труда в становлении личности, которое мы наблюдаем во второй половине XIX века.

Во-вторых, это правовые идеи той или иной эпохи, реализуемые в законах европейских стран и отражающих отношение государства и общества к социально-незащищенному ребенку, в том числе к правонарушителю и преступнику. Анализ показал, что правовое поле в отношении к последней категории детей менялось и прошло стадии канонического права, естественного права, социального права. Историческое развитие пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних зависело от формирования правового поля того или иного государства. Важные вехи на этом пути всегда связаны с появлением новых государственных законов, регулирующих отношения в обществе и определяющих правовой статус ребенка в системе отношений. Закон определял место пенитенциарного учреждения в обществе, способы его подчинения государству и обществу, пути управления и финансирования, форму существования в виде учреждений закрытого или открытого типа. Само же пенитенциарное учреждение выступало в качестве механизма реализации закона, проведения его в жизнь. Оно должно было найти и реализовать социальные, педагогические, медицинские пути, обеспечивающие правовой статус несовершеннолетнего правонарушителя, зафиксированный в законе.

В - третьих, это педагогические идеи той или иной эпохи, которые базировались на научных представлениях о сущности детства как этапа жизненного пути и соответственно отражали стремление общества к гуманному отношению к ребенку вообще, к несовершеннолетнему правонарушителю - в частности. Эти идеи интересовали нас в первую очередь. На разных этапах существования пенитенциарных учреждений его первоочередными задачами выступали защита прав несовершеннолетнего правонарушителя:

- на воспитание и образование: решение этой задачи зависело от уровня развития теории и практики воспитания и обучения детей в целом, от степени проникновения прогрессивных идей педагогики в пенитенциарные учреждения. Оно было сопряжено с пониманием того факта, что это учреждение должно обеспечить несовершеннолетнему возможность достойно жить, служить отечеству, для чего ему необходимо получить надлежащее воспитание и образование, научиться ремеслу, овладеть грамотой. Такое понимание проблемы пришло в пенитенциарную педагогику в связи с переосмыслением понятий «преступление» и «наказание» через ряд последовательных мер, превращающих учреждение карательного плана в учреждение исправительное и воспитательное;

- на социальную активность и самодеятельность в системе общественных отношений: решение этой задачи предполагало преобразование социального статуса несовершеннолетнего правонарушителя, преодоление изоляции закрытых пенитенциарных учреждений, последовательное предоставление прав и свобод в построении собственной жизни.

В соответствии с таким подходом, каждый период общественного развития, в той или иной мере повлиявший на становление пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних, рассматривался по нескольким позициям:

- во-первых, это представление о человеке и ребенке, отраженные в теоретических построениях эпохи;

- во-вторых, это правовые идеи эпохи, определяющие правовой статус человека в системе общественных отношений;

- в - третьих, это теория детства как самоценного этапа жизненного пути и феномена, могущего повлиять на преобразование общества;

- в - четвертых, это идеи гуманистического плана, прорастающие в теорию и практику пенитенциарного воспитания. В анализе значимых для становления теории и практики пенитенциарного воспитания идей мы опирались на некоторые мысли Э. Фромма. Для историко-педагогического познания кардинальное значение имеет сформулированный им вывод о том, что «вся концепция человечности и гуманизма основывается на идее человеческой природы, присущей всем людям». Такое привнесение антропологического принципа в рассмотрение историко-педагогического процесса, по мнению исследователей, позволяет центрировать аксиологическую проблематику вокруг гуманистических ценностей [7].

При этом мы руководствовались представлением о том, что идеи, сформированные в одном периоде, могут оказывать существенное влияние на становление пенитенциарных учреждений в другом периоде, «наслаиваться» друг на друга и переосмысливаться в новых социальных условиях. Имеются в виду, прежде всего, идеи эпохи Просвещения, сформированные в последней трети XVIII века, оказавшие влияние на становление пенитенциарных учреждений в первой половине XIX века.

Ниже представлено краткое содержание этих идей и отражено влияние их на становление основ исправительно-трудового воспитания несовершеннолетних. При этом основное внимание уделено эпохе Просвещения, поскольку именно в это время был сделан решающий поворот в сторону осмысления различных проблем детства, в том числе детства социально незащищенного и усилены основы гуманистического отношения к ребенку, в том числе к ребенку социально незащищенному.

Обратимся к первому периоду - к эпохе средних веков. Выходя за рамки исследуемого временного периода, мы обратились к христианской традиции. Христианская традиция обогатила гуманистическую мысль духовностью, усилила в ней нравственное начало. Нравственные требования, воспринимаемые как законы, опирались на многотысячелетнюю традицию народной мудрости, объективно содержали в себе ценности общечеловеческого значения - любовь к ближнему, признание равенства всех перед Богом, независимо от этнической и социальной принадлежности. [9]. По мнению ученых, исследующих разные стороны исторического процесса, эти императивы были понятны и доступны массовому сознанию, подкреплялись религиозными переживанием, служили общепринятыми ориентирами для педагогической мысли и практики. Реальная жизнь с ее жестокостью и противоречиями отнюдь не способствовала их последовательной реализации, однако внедрение подобных установок в культуру и в педагогику усиливало их гуманистическую ориентацию. Вместе с тем догматический характер религиозного сознания, стремление навязать каждому человеку безусловное принятие Божественной истины существенно ограничивали внутреннюю свободу личности.

Отметим также, что эпоха средневековья отличалась особым отношением к ребенку. Она смягчила установки, существовавшие в предшествующие периоды, на основе детского образа Иисуса Христа, представлений о том, что ребенок потенциально может стать святым, изречений о чистоте и невинности детской души. Вместе с тем, следует отметить, что детство было столь коротким, что существующие законы канонического права практически не делали разницы между взрослым и малолетним преступником. Поэтому законы в равной мере были жестокими по отношению и к взрослому, и к ребенку, переступившему закон человеческого общежития. От этой эпохи в систему пенитенциарного воспитания вошла идея раскаяния (репИепИаге - исправительный, покаянный) и обращение к чувствам человека, совершившего проступок.

Обратимся к периоду Возрождения. Гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, как культурное движение в эпоху Возрождения. Однако гуманистические идеалы Возрождения находились в противоречии с характером общественной жизни эпохи. Авторы, исследующие эпоху, полагают, что они были настолько устремлены в будущее, что оказались совершенно недоступными массовому сознанию и неприемлемыми для практического воплощения, хотя и оказали заметное влияние на развитие педагогических идей.

Источники подчеркивают, что в XVI веке гуманизму Возрождения была противопоставлена религиозная антропология Реформации, которая приблизила христианство к человеку, упрочив гуманистическую педагогическую традицию. В условиях зарождающихся буржуазных отношений с их устремленностью к гражданскому обществу, правовому государству и индивидуальной свободе происходил синтез двух мощных культурных традиций (античной и средневековой). Христианская нравственная добродетель приближалась к человеку, который оказывался в центре духовных исканий.

От этой эпохи в основу пенитенциарной системы начала XIX закладывается формирующаяся идея гуманизма, понимаемого как наличие у человека разума, обнимающего мир, и способности к его преобразованию себя и мира.

Обратимся к периоду Просвещения. Главную особенность этой эпохи выразил Вольтер, согласно которому Просвещение - это «великая революция в умах». По мнению современных авторов, исследующих эпоху, «философы и ученые, писатели и поэты, религиозные реформаторы, практикующие политики и хозяйственники осуществляли радикальное перемещение культурных доминант с чисто теологических на разумно-естественные» [1]. Преобразования затронули все стороны европейской жизни XVIII века: традиционные формы религии, мораль и право, организацию власти, социальные институты, хозяйственную деятельность. По мнению цитируемых авторов, для данной эпохи ключевым становится понятие естественности развития и человека, и общества, и государства, по разному трактуемое мыслителями того времени, но единодушно противопоставляемое искусственности многих установлений феодальной эпохи, идущих в разрез, как с природой отдельных людей, так и социального организма в целом [1].

Именно в это время интенсивно разрабатывалась идея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений, переустройства всего строя

общественной жизни на разумных началах. В работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784г.) И. Кант пишет «Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться своим собственным умом - таков девиз эпохи Просвещения» [1].

Эпоху характеризует твердая вера в человеческий разум; необходимость его освобождения от предрассудков и метафизических догм путем критического пересмотра интеллектуальных ценностей; освобождения от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков; вера в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавление от политической тирании [1].

М. Хорихаймер и Т. Адорно в книге «Диалектика Просвещения» писали: «Просвещение пропагандировало постоянное развитие мышления в самом широком смысле, всегда преследовало цель вырвать людей из состояния страха и превратить их в хозяев своей судьбы... Программой просветителей было избавление мира от чар; они намеревались развеять мифы и с помощью научных знаний полностью изменить человеческое воображение» [7].

В соответствии с предметом исследования важно было глубже ознакомиться с просветительскими представлениями о сущности естественных прав человека. Идея самоценности человека, идея равенства прав всех людей и необходимости их образования послужили предпосылками становления теории естественного права. Поскольку «рациональная» сторона в человеке рассматривалась деятелями эпохи Просвещения как главная, было положено активное начало переосмыслению законотворческих идей. Возникли существенные вопросы: о разумности тех законов, которые обеспечивают жизнь человека, со правах человека как право на развитие разума.

Стало формироваться убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений, что способствовало усилению интереса к проблемам права. Обращение к этому времени было принципиально важным, поскольку здесь были разработаны правовые идеи.

- Д. Локком была разработана «концепция неотчуждаемых прав человека», предполагающая существование естественного, догосударственного состояния, обеспечивающая равенство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу и собственность [6];

- Вольтером, Монтескье, Руссо разработано течение политико-правовой мысли, согласно которому правопорядок должен укореняться в «царстве разума» и обеспечивать свободу индивидам благодаря законам, которые должны быть всеобщими, естественные права предписаны людям естественными законами, позитивные законы должны гармонизировать естественные права человека. Основная идея эпохи Просвещения сводится к мысли, высказанной Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами» [6]. При этом гарантией свободы служит справедливость уголовных и уголовно-процессуальных законов [6];

- Ч. Беккариа разработана концепция переустройства жизни, предотвращающая преступления и оздоровляющая общество, основанная на устранении нищеты и постепенном уравнении граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом на всеобщем просвещении и хорошем воспитании. Автор защищает такие универсальные ценности, как свобода человека, общественный порядок, обеспеченный не репрессиями, а справедливыми законами, самодисциплиной и высоким сознанием индивидов [4].

Работы последнего автора были особо важными для нашего исследования, поскольку в них в новом ключе поставлен вопрос о преступлениях и наказаниях, о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, об отмене смертной казни. Автор настаивал на том, что физические наказания, сопряженные с калечением человека и его смертью, сами являются преступлениями, и предлагал усилить внимание к нравственной стороне наказания.

Из всего богатства идей эпохи Просвещения можно выделить несколько таких, которые повлияли на жизнеустройство европейских государств, обеспечили ориентацию на государственное строительство различных систем, в том числе тех, которые были адресованы детству и в конечном итоге повлияли на становление пенитенциарных учреждений, адресованных детям, преступившим закон. Ряд этих идей в более позднее время были положены в основу практики исправительно-трудового воспитания. В первой половине XIX столетия в период активного интереса общества к организации пенитенциарных учреждений были востребованы некоторые идеи просветительской эпохи:

- опора на идею естественного и позитивного права,

- осуществление наказания через лишение главного признака полноценного человеческого существования - свободы,

- ориентация на метод «дисциплины естественных последствий».

Важно подчеркнуть, что деятели эпохи Просвещения, по-новому поставившие вопрос о человеке, в принципиально новом ключе стали рассматривать детство человека. Изменения в ценностных отношениях к детству, восприятие ребенка как ценности способствовали росту внимания и интереса к природе ребенка. Эти изменения в свою очередь обусловили осознание детства как общественного феномена. Возникновение теории детства как ценного в личном и общественном плане этапа жизненного пути, обусловило формирование принципа «природосообразности», поиски обоснования естественных прав ребенка, становление особого статуса детства. Эти идеи во многом подготовили почву для нового видения процесса воспитания и образования ребенка.

Руссо требовал обращаться с ребенком «так, как подобает его возрасту». Он подчеркивал, что «детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются, самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, - знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, чем он бывает прежде, чем стать взрослым». Руссо отстаивал идею ценности детства как особого, значимого самого по себе возрастного периода, смысл которого отнюдь не

сводится к подготовке к полноценной взрослой жизни. Содержание того идеала «природы», который Руссо противопоставлял всей культуре вообще, и особенно рассудочной культуре современного ему XVIII века, составляла свободная и цельная личность. В концепции Руссо содержалось требование отказа от попыток решить судьбу ребенка за него, тем самым лишая его выбора и мешая его естественному развитию. Этот поворот был принципиально новым для мировой педагогики и с особой остротой ставил вопрос о личной ответственности человека за свои дела и поступки, о том абсолюте, в соответствии с которым он должен строить свое поведение таким образом, чтобы жить свободно и в то же время в согласии с другими людьми [8]. Характерными чертами обобщенной концепции воспитания стала «светскость», обращенность к «человеку вообще», лишенному сословных черт. Воспитание не преследовало профессиональных целей, главная его задача заключалась в том, чтобы воспитать личность деятельную, социально и граждански ориентированную и высоконравственную.

Для анализа предмета исследования особую значимость приобрели труды:

- Я. А. Коменского, предполагающего, что учить надо всех и всему, независимо от социального статуса ребенка в обществе;

- Ф. Фенелона, разрабатывающего идеи творческого гуманистического воспитания, обеспечивающего естественное и свободное развитие ребенка и умело использующего возможности, которые предоставляет это развитие.

- Ж. Ж. Руссо, в полном объеме поставившего вопрос о воспитании человека, именно человека, а «не судьи, не солдата, не священника», требующего от взрослых не решать самим судьбу ребенка, лишая тем самым его свободы выбора и естественного развития.

Из педагогических идей эпохи, повлиявших в будущем на специфику воспитательного процесса сначала в учреждениях призрения социально незащищенных детей, а затем в пенитенциарных учреждениях, содержащих детей - правонарушителей, выделим:

- идеи гуманного отношения к ребенку независимо от его социального статуса,

- идея недопустимости физических наказаний,

- идеи закрытости учреждений,

- идея обязательного начального образования.

Особо подчеркнем, что эпоха Просвещения, заострив внимание на проблеме детского возраста и значимости его для развития общества в целом, активно содействовала становлению двух самостоятельных ветвей социальной поддержки нуждающихся в защите людей. На перепутье XVII и XVIII веков появились самостоятельные убежища для взрослых и воспитательные и сиротские учреждения для детей. К более раннему времени относятся первые попытки организации тюремного заключения на началах исправления малолетних преступников:

- в Дании король Христиан IV устроил приют для детей с обязательными работами;

- в Германии в 1671 году было учреждено первое исправительное заведение, принимающее несовершеннолетних правонарушителей;

- в Генуе в 1656 году был устроен для детей исправительный дом с обязательными работами, молчанием и строгою дисциплиной.

- в Риме в начале XVIII века был открыт исправительный дом святого Михаила,

- в Милане в 1766 году была построена тюрьма с отдельными кельями для несовершеннолетних;

- в Генте в 1772 году учрежден исправительный дом в Генте по образцу римского;

- в Англии в 1788 году были созданы особые заведения для содержания бесприютных и порочных детей.

На этапе Просвещения произошла перемена в уголовного праве, и, как следствие, перемена в мерах наказания для малолетних преступников. Перемена эта выразилась:

- с одной стороны, в ограничении произвола, в процессе определения наказания;

- с другой стороны, в смягчении самих наказаний сравнительно с наказаниями совершеннолетних.

Со второй половины XVIII века в общественном сознании постепенно начинает укореняться мысль о том, что возмездие за преступление как цель наказания не только не гуманно, но и не эффективно, что преступника необходимо не столько наказывать, сколько исправлять.

При этом постепенно начинает проводиться грань между исправлением взрослых преступников и малолетних. Судебные практики подходят к пониманию того, что если взрослому необходима помощь в переосмыслении нравственных ценностей, то несовершеннолетних необходимо включать в процесс воспитания.

В более позднее время в период становления пенитенциарных учреждений просветительское видение проблемы содействовало:

- сначала отделению друг от друга взрослых - нарушителей права от детей -нарушителей права в условиях одного пенитенциарного учреждения,

- затем - выделению самостоятельной группы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних и превращению их в колонии.

В поле зрения просветителей, характеризующих природу ребенка, находилась его рациональная и душевная жизнь. Признавая целью образования, общее для его эпохи стремление создать разумного человека, Руссо рассматривал ее как конечный результат, к которому надо стремиться. Изначально, утверждал он, человек разумом не обладает, и поэтому наставник, воспитывая ребенка, не должен делать основную ставку на его разум В чувстве просветители, главным образом, Руссо, видели основу и первичную деятельность душевной жизни. [8].

Опора на идею рационализма позволила в более позднее время в первой половине XIX века осуществить дифференциацию колоний для детей - правонарушителей и выделить:

- учреждения для тех, кто совершал противоправные действия «с разумением», эти дети попадали в колонии;

- учреждения для тех, кто совершал проступки «без разумения», эти дети попадали в обычные приюты или возвращались в семью.

Отметим также, что просветителям принадлежит заслуга постановки вопроса о роли деятельности, труда в жизни взрослеющего человека. Исходя из того, что неизбежной обязанностью человека в его общественном воспитании является труд, Руссо требовал развить у подростка трудолюбие, научить его ремесленному труду, который в случае необходимости всегда мог бы стать средством к его существованию. Пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних, возникшие в XIX веке, активно использовали идею приобщения воспитанников к труду, рассматривая его как средство исправления личности.

Логическим завершением эпохи стал документ «Декларация прав человека и гражданина». Он был принят 26 августа 1789 года. Его теоретической основой явилось учение просветителей о естественных, прирожденных правах человека, которым должен быть соответствовать новый общественный строй, идущий на смену старому порядку. Статья 1 Декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В статье 2 гарантировались «естественные и неотъемлемые права человека», под которыми понимались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» [1]. Вместе с тем своим острием Декларация прав была направлена против социально-политических и юридических норм феодального общества. Сословному неравенству, неограниченной королевской власти, ее произволу и беззакониям, подавлению свободной мысли, необеспеченности прав личности она противопоставила принципы представительного правления и буржуазной демократии, разработанные просветительской литературой и пользовавшиеся в ту эпоху огромной притягательной силой. Это был настоящий манифест утверждавшейся у власти буржуазии, и его влияние на умы современников, как внутри страны, так и за рубежом, было исключительно велико [1].

Таким образом, можно констатировать, что в периоды, предшествующие XIX веку, были вычленены ряд существенных идей, которые легли в основание пенитенциарной теории и практики воспитания несовершеннолетних правонарушителей непосредственно в XIX веке.

Библиографический список

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта./ в пер. и под ред. С.А.Мальцевой. Спб, ТОО ТК «Петрополис», 2002 г. - 278 с.

2. Бим-Бад Б.М. И.Г.Песталоцци: Концепция развиваюшего обучения // Советская педагогика 1986 г. №3.105 с.

3. Завражин С.А. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних в Российской Империи: монография. - М: Прометей, 1996 г. 121 с.

4. Зиневич И.Е. Социально-политический аспект проблемы человека в философии Ж.Ж. Руссо. Киев, 1986 г.- 227 с.

5. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: УРАО, 1994. - 208 с.

6. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций - М.,: Юрайт -Издат. 2007. - 208 с.

7. Мир Просвещения. Исторический словарь под ред. ВинченцоФерроне и Даниеля Рома. М., Памятники исторической мысли, 2003 г.- 469 с.

8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука, 1969 г.- 230 с.

9. Средневековая Европа глазами современников и историков. Под.ред. А.Л. Ястребиц-кой. В 5 кн. Ч.4. М., Инерпрасс, 1995г.- 230 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Antiseri D. i Reale Dzh. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashih dnej. Ot Vozrozhdeniya do Kanta./ v per. i pod red. S.A.Mal'cevoj.Spb, TOO TK «Petropolis», 2002 g. - 278 s.

2. Bim-Bad B.M. I.G.Pestalocci: Koncepciya razvivayushego obucheniya // Sovetskaya peda-gogika 1986 g. №3.105 s.

3. Zavrazhin S.A. Preduprezhdenie otklonyayushchegosya povedeniya nesovershennoletnih v Rossijskoj Imperii: monografiya. - M: Prometej, 1996 g. 121 s.

4. Zinevich I.E. Social'no-politicheskij aspekt problemy cheloveka v filosofii ZH.ZH. Russo. Kiev, 1986 g.- 227 s.

5. Kornetov G.B. Civilizacionnyj podhod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo processa. M.: URAO, 1994. - 208 s.

6. Machin I.F. Istoriya politicheskih i pravovyh uchenij: konspekt lekcij - M.,: YUrajt - Izdat. 2007. - 208 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mir Prosveshcheniya. Istoricheskij slovar' pod red. Vinchenco Ferrone i Danielya Roma. M., Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2003 g.- 469 s.

8. Russo ZH.-ZH. Traktaty. M., Nauka, 1969 g.- 230 s.

9. Srednevekovaya Evropa glazami sovremennikov i istorikov. Pod.red. A.L. YAstrebickoj. V 5 kn. CH.4. M., Inerprass, 1995g.- 230 s.

Марюхина Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

Maryukhina Valentina Viktorovna - candiadate of pedagogical sciences, Assistant Professor, Head of the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

УДК364(075.8)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА: АНАЛИЗ ОПЫТА ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ооржак Л.Н.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ORGANIZATION OF ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY

Oorzhak L.N. Tuvan State University, Kyzyl

В статье описывается цели и задачи психологической службы Тувинского государственного университета, направления ее деятельности, анализируются итоги работы психологической службы. Сформулированы основные направления работы психологической службы вуза, которая могла бы решить задачи по психологическому сопровождению студентов на разных этапах профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.