Научная статья на тему 'Проблемы бюджетного субсидирования предприятий пассажирского транспорта общего пользования в условиях модернизации экономики'

Проблемы бюджетного субсидирования предприятий пассажирского транспорта общего пользования в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / СУБСИДИРОВАНИЕ / РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поначугин Александр Викторович

В статье отмечается, что городской пассажирский транспорт общего пользования в России играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности агломераций и крупных городов. Но при этом, сложившаяся система финансирования транспортных предприятий, не является совершенной в новых экономических реалиях и требует проведения модернизации, так как не является стимулирующей к снижению расходов транспортными предприятиями, не приводящей к повышению эффективности их деятельности. Для модернизации экономики отрасли требуется разработка стратегии развития финансирования пассажирских транспортных предприятий. В статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт финансирования предприятий общественного транспорта, проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы бюджетного субсидирования предприятий пассажирского транспорта общего пользования в условиях модернизации экономики»

УДК 656

Поначугин Александр Викторович

кандидат экономических наук [email protected]

Проблемы бюджетного

СУБСИДИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Alexander V. Ponachugin

candidate of economic sciences [email protected]

Problems of the budgetary

SUBSIDIZING OF THE ENTERPRISES OF PUBLIC PASSENGER TRANSPORT IN THE CONDITIONS OF ECONOMY MODERNIZATION

Аннотация. В статье отмечается, что городской пассажирский транспорт общего пользования в России играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности агломераций и крупных городов. Но при этом, сложившаяся система финансирования транспортных предприятий, не является совершенной в новых экономических реалиях и требует проведения модернизации, так как не является стимулирующей к снижению расходов транспортными предприятиями, не приводящей к повышению эффективности их деятельности. Для модернизации экономики отрасли требуется разработка стратегии развития финансирования пассажирских транспортных предприятий.

В статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт финансирования предприятий общественного транспорта, проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, субсидирование, расчет эффективности, экономика транспорта.

Annotation, city public passenger transport in Russia plays an important role in ensuring activity of agglomerations and the large cities. But thus, the developed system financing of transport enterprises, is not perfect in new economic realities and demands carrying out modernization, the shopping mall is not stimulating to decrease in expenses by the transport enterprises, efficiency of their activity not bringing to increase. Modernization of economy of branch requires development of strategy of development of financing of passenger transport enterprises. In article domestic and foreign experience of financing of the enterprises of public transport, a problem and a way of their decision is considered.

Keywords: city passenger transport, subsidizing, efficiency calculation, transport economics.

Городской пассажирский транспорт общего пользования (ГПТОП) страны занимает важное место в обеспечении жизнедеятельности около 1,5 тыс. городов и населенных пунктов страны. Каждый день он перевозит около 120 миллионов пассажиров, в том числе: автобусами выполняется 49 % перевозок, троллейбусами -22 %, трамваями - 18 % и 11 % перевозок приходится на метрополитен [1].

Следует отметить, что некоторые города страны ориентированы на развитие частного сектора ГПТОП, а другие социально-ориентированы. Отсюда появляется необходимость модернизации системы ГПТОП и ее финансирования.

Для определения путей модернизации экономики транспортной отрасли, следует выявить объективные проблемы финансирования ГПТОП в России, к которым следует отнести:

- рост текущих затрат на его эксплуатацию и обслуживание, обусловленный физическим из-

носом и моральным устареванием парка подвижного состава;

- сокращение эффективности функционирования муниципальных транспортных предприятий;

- увеличение транспортных затрат населения, в условиях существенного превышения тарифов, установленных в ряде регионов РФ, относительно себестоимости перевозок;

- повсеместная распространённость нарушений связанных с уклонением пассажиров от оплаты проезда;

- рост бюджетных расходов на обеспечение функционирования пассажирского транспорта при частичной компенсации расходов транспортных предприятий по перевозке льготных пассажиров;

- отсутствие мотивации к экономии затрат на перевозку пассажиров на маршрутах, обслуживаемых на условиях общественной монополии;

201

- сложности объективной оценки издержек и убытков в системе ГПТОП из-за отсутствия систем должного контроля объемов оказанных услуг и сложности финансовых отношений транспортных операторов, включая связи с перевозками пассажиров льготных категорий.

Сложившееся положение дел в области общественного транспорта страны может служить началом негативных последствий проявляющихся в:

- сдерживании экономического роста обусловленного недостаточными потенциальными возможностями ГПТОП по обеспечению требуемой подвижности населения городов, как фактора развития мобильности трудовых ресурсов в сфере производства и услуг;

- значительных единовременных финансовых вливаний на федеральном и муниципальном уровнях для вывода транспортной отрасли из кризиса;

- резком снижении уровня обслуживания льготных категорий пассажиров и прежде всего пенсионеров и малообеспеченных слоев населения, что может привести к социальной напряженности в обществе.

Общепринятая система финансирование эксплуатационной деятельности ГПТОП осуществляется различными методами, зависящими напрямую от стратегии развития общественного транспорта. Выделяются три возможные схемы развития общественного транспорта.

Первая схема характеризуется коммерческим интересом в работе ГПТОП, вторая - социальной направленностью. Третья схема является комбинированной и включает в себя элементы коммерческой и социальной составляющих ГПТОП. Главным различием между этими схемами является соотношение доли финансирования транспортных предприятий из бюджета и доли собственных доходов предприятия, полученных путем сбора платы за проезд. Установленные тарифы обеспечивают покрытие доходами расходов на 100 %. Подобная схема характерна для городов Буэнос-Айреса, Гонконга, Куритиба.

Вторая схема предусматривает финансирование транспортного предприятия за счет субсидий из бюджета и платы за проезд, взимаемой с пассажиров.

В ряде регионов страны себестоимость перевозок на ГПТОП стала выше тарифа, что обуславливает необходимость выделение бюджетной дотации.

Субсидии из бюджета компенсируют 50-90 % убытков. Однако на практике эта установка во многих городах страны не обеспечивается. Выделяемые из местного бюджета дотации на половину и более от запланированного объема не позволяют выйти ГПТОП из сложной финансовой ситуации.

Третья схема (комбинированная) предусматривает обоснованный баланс субсидий бюджета и

доли собственных доходов предприятия с учетом темпа роста издержек на эксплуатационные нужды и инфляции.

В мировой практике известны различные механизмы, используемые для снижения объемов необходимого бюджетного финансирования. Одним из таких приёмов является заключение долгосрочных контрактов с предприятиями ГПТОП, использующими программу сокращения доли расходов, которые компенсируются за счет бюджетных субсидий.

Другим механизмом компенсации убытков на маршрутах, имеющих социальное значение в условиях модернизации, является перекрестное субсидирование. При использовании данного подхода, доходы, которые получены на более прибыльных маршрутах, направляются на покрытие убытков на маршрутах имеющих большое социальное значение.

В нашей стране количество пассажиров-льготников от совокупного объема перевозок достигло на маршрутах городского сообщения 60,7 % и 66,4 % - в пригородном сообщении. В связи с этим, в условиях экономического кризиса неуклонно увеличивается сумма «выпадающих» доходов получаемых с пассажиров льготников.

Однако, не смотря на ежегодный рост бюджетных субсидий и инвестиций в сферу общественного транспорта, это слабо отражается на результатах работы предприятия данной отрасли.

Комфортность перевозок продолжает оставаться на достаточно низком уровне. В России в часы «пик» интервалы движения городского транспорта на городских маршрутах нередко составляют более 15 минут. Достаточно редко используются современные способы привлечения инвестиций в предприятия ГПТОП.

Обеспечить реальную отдачу от инвестиций и повысить качество предоставления транспортных услуг представляют собой довольно сложную задачу: государство, распределяя субсидии, желает видеть реальные результаты вложений, но даже эти субсидии часто не могут покрыть все затраты транспортных предприятий.

Недостаточное покрытие издержек неминуемо ведёт к нецелевому использованию амортизационных отчислений и к увеличению дебиторской задолженности, следствием которых является старение парка подвижного состава транспортных предприятий ГПТОП. Данная проблема в той или иной степени существует во многих регионах России. В настоящее время износ основных фондов предприятий ГПТОП достиг в РФ в среднем 55-70 %, и этот показатель в некоторых регионах продолжает расти. При этом в отрасли не имеются реально отработанные эффективные финансовоэкономические механизмы обновления основных фондов предприятий ГПТОП.

Сокращение убытков может быть достигнуто путем:

- снижения издержек на эксплуатационную деятельность. Процесс снижения издержек яв-

202

ляется весьма сложным т.к постоянная экономия материальных затрат жестко ограничена технологической целесообразностью;

- тарифа на услуги городского пассажирского транспорта. Однако рост тарифов после достижения определенного уровня будет обоснованно сдерживаться регулирующими воздействиями органов власти и управления [7];

- четкого определения перечня категорий льготных пассажиров и введения электронных проездных билетов для данных категорий граждан;

- увеличения сбора выручки за проезд за счет использования технических средств (турникетов, валидаторов и т.д.);

- внедрения системы сбора оплаты за проезд с использованием электронных пластиковых карт.

Муниципальные транспортные предприятия ряда городов России (г. Красноярск, Новошахтинск) используют часть парка для коммерческих целей.

Ещё одной экономической проблемой является отсутствие конкуренции на рынке городских пассажирских транспортных услуг. Конкурс среди пассажирских предприятий должным образом не проводится или носит чисто формальный характер. Исключение составляют коммерческие маршруты, по ним проводятся конкурсы.

Существующая в России система финансирования ГПТОП не является стимулирующей к снижению расходов транспортными предприятиями, не приводящей к повышению эффективности их деятельности.

Литература:

1. Состояние и продвижение реформ на городском пассажирском транспорте Российской Федерации. М. : Министерство транспорта Российской Федерации, ФГУ «Трансинвест», 2002.

2. Бессонов В.Е. Разработка методики бюджетного субсидирования предприятий городского пассажирского транспорта. URL: http://cyberle-ninka.ru/article/n/razrabotka-metodiki-byudzhetno-go-subsidirovaniya-predpriyatiy-gorodskogo-passa-zhirskogo-transporta.

3. Автоматизированная система контроля проезда (АСКП). URL: http://www.wikigrain.org/?req=.

4. Пивоваров АД. Организационно-экономические аспекты использования системы ГЛОНАСС в управлении автомобильным пассажирским транспортом : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - транспорт)». М., 2013. 25 с. URL: http://guu.ru/files/referate/ pi-vovarov_a.pdf

Для модернизации экономики отрасли требуется разработка стратегии развития финансирования пассажирских транспортных предприятий.

Внутрисистемные противоречия, связанные с несбалансированностью экономических задач и социальной направленности городского транспорта во многом определяют как сегодняшнюю ситуацию, так и перспективные тенденции развития ГПТОП. Исходя из двойственной роли ГПТОП, возникает социально-экономическая проблема, которая может быть решена:

- более сдержанным отношением транспортных предприятий, органов муниципального управления к социальной политике в области транспортного обслуживания населения города;

- определенным ограничением действия рыночных механизмов при ориентации общественного транспорта на решение социальных задач;

- комбинацией вышеприведенных подходов, которая заключается в разработке и реализации научно-обоснованной стадии коммерциализации работы ГОПТ, обеспечивающей перманентный переход от централизованного управления к децентрализованному.

Наиболее предпочтительным является третий подход, который позволит без социальной напряженности коллективов транспортных предприятий осуществить плавный переход к рыночным условиям работы и соответственно получению прибыли, ее прироста в результате конкретных действий, сохраняя при этом социальную направленность ГПТОП.

Literature:

1. A state and advance of reforms on city passenger transport of the Russian Federation. M. : Ministry of Transport of the Russian Federation, Transinvest Federal State Institution, 2002.

2. Bessonov V.E. Development of a technique of the budgetary subsidizing of the enterprises of city passenger transport. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/razrabotka-metodiki-byudzhetnogo-subsi-dirovaniya-predpriyatiy-gorodskogo-passazhirs-kogo-transporta.

3. The Automated Monitoring System of Journey (AMSJ). URL: http://www.wikigrain.org/? req =.

4. Pivovarov A.D. Organizational and economic aspects of use of GLONASS system in management motor passenger the thesis transport : Abstract on competition of a scientific degree of the candidate of economic sciences in the specialty 08.00.05 - «Economy and management of national economy (economy, the organization and management of the enterprises, branches, complexes -transport)». M., 2013. 25 p. URL: http://guu.ru/ fi l es/refe rate/pivova rov_a. pdf

203

5. МУП «ПАТП-5» повышает экономическую

эффективность бизнеса внедрением отечественной ERP-системы. URL: http://www.tadvi-

ser.ru/index.php/npoeKT:nATn-5,_Myn_(1C:npefl-приятие_8.0)

6. Туревский И. С. Экономика и управление автотранспортным предприятием : учеб.пособие. М. : Высшая школа, 2006. 222 с.

7. Материалы сайта. URL: http://www.kommer-sant.ru

5. PATP-5 Municipal Unitary Enterprise increases economic efficiency of business by introduction of domestic Enterprise resource planning. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/npoeKT: ПАТП-5,_ МУ П_(1 С: П редп риятие_8.0)

6. Turevsky I.S. Ekonomika and management of the motor transportation enterprise : ucheb. poso-biye. M. : The higher school, 2006. 222 p.

7. Site. URL: http://www.kommersant.ru materials

204

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.