Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
687
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА / БЛАГОУСТРОЙСТВО ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН / КАЧЕСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / ТРОТУАРНОЕ ПОКРЫТИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Луценко П. А., Банная Д. С.

В статье приведены примеры распространенных проблем в благоустройстве пешеходных зон российских городов. Для анализа этих проблем было рассмотрено функциональное зонирования пешеходной зоны улицы при создании качественной городской среды. Авторы статьи изложили зарубежный опыт решения существующих проблем в благоустройстве пешеходных зон. Решение таких проблем имеет неоспоримую важность для всех групп населения, существующих в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА И ТЕХНИКА В XXI ВЕКЕ»

УДК 711.7-163

Луценко П.А.

магистр 2-го курса факультета Городской кадастр Государственный университет по землеустройству (Россия, г. Москва)

Банная Д.С.

магистр 2-го курса факультета Городской кадастр Государственный университет по землеустройству (Россия, г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация: в статье приведены примеры распространенных проблем в благоустройстве пешеходных зон российских городов. Для анализа этих проблем было рассмотрено функциональное зонирования пешеходной зоны улицы при создании качественной городской среды. Авторы статьи изложили зарубежный опыт решения существующих проблем в благоустройстве пешеходных зон. Решение таких проблем имеет неоспоримую важность для всех групп населения, существующих в городской среде.

Ключевые слова: комфортная городская среда, пешеходная зона, благоустройство пешеходных зон, качественная инфраструктура города, тротуарное покрытие.

По данным статистических исследований более 70% населения России являются городскими жителями [7,3]. Урбанизация — одно из самых значимых изменений в образе жизни людей, которое влияет на наше здоровье [4]. В условиях городской жизни человеку важно сохранять не только свое физическое здоровье, которое мы трактуем, как обеспечение экологических

и градостроительных факторов, создающих безопасную жизнь человеку, но и здоровье эмоциональное. Урбанизация, перенаселение, изменение климата, сдвиги в энергетическом балансе планеты - все это побуждает нас пересматривать принципы обустройства среды обитания и искать способы организовать ее так, чтобы она помогала нам не только выжить, но и получить возможность гармоничного развития для всех групп населения. [6]

Хорошо спроектированная городская среда способна на многое. Ряд исследований уже доказал, что люди, живущие в больших городах, во многом склонны к развитию психических заболеваний. Безопасная городская среда, наполненная эстетикой, ориентированная на людей, улучшает эмоциональное самочувствие населения. [8] Поэтому особо важным становится применение науки «психогеографии» для проектирования городских пространств. Сейчас все больше ценятся психологические подходы к архитектурному и городскому дизайну. [2]

На сегодняшний день, помещение людей в городское пространство не всегда бывает комфортным для человека. Удобство места жительства, транспортная инфраструктура, обеспеченность населения объектами социального и коммерческого назначения - это, безусловно, ключевые факторы для создания качественной инфраструктуры города. Но по мнению авторов статьи, немаловажную роль в создании комфортной городской среды играют пешеходные зоны. Под формированием пешеходной зоны зачастую понимается смена тротуарных покрытий и ремонт фасадов. Возможность свободно перемещаться пешком - это неотъемлемое право жителей города. Комфортные пешеходные пространства создают возможность для общения, здорового образа жизни, обеспечивают безопасность горожан, способствуют развитию бизнеса и формируют общественную среду. [1]

При создании городской среды в первую очередь необходимо избегать негативных факторов на пешеходных зонах, связанных с непродуманностью решений и недоработанностью деталей проектов по благоустройству. Часто

бывает так, что пешеход дезориентирован в пространстве городской среды и сомневается, где отведена зона для его движение. Особенно такая проблема возникает у туристов. Для исключения данного фактора перед градостроителем должна стоять задача по качественной разработке пешеходной зоны, которая была бы доступна и легко воспринималась во время передвижения. Так функциональное зонирование тротуаров должно быть более выразительным и понятным для пешеходов. Чаще всего функциональное зонирование улицы выглядит следующим образом (рисунок 1).

1 Зона уличного фронта 6 Выделенная полоса 10 Буферная зона

2 Пешеходная зона тротуара для общественного 11 Велосипедная дорожка

3 Зона общественного транспорта обслуживания 7 Проезжая часть

4 Зона озеленения 8 Разделительная полоса

5 Техническая зона тротуара 9 Зоны парковки

Рис. 1. Функциональное зонирование улицы

Тротуар, исходя из функционального зонирования, должен быть многофункциональным и в то же время рациональным: размещение летних террас уличных кафе, входные группы, выступающее от фасада здания, остановочные комплексы общественного транспорта, точки размещения инженерных коммуникаций, малые архитектурные формы и многое другое. Всё это должно гармонично взаимодействовать с пешеходными потоками. Безусловно, основным назначением тротуара является пешеходная функция, но также встречается, что в городах с развитой велоструктурой, тротуар становится велопешеходным, в результате он должен решать задачи по организации передвижения не только пешеходов, но и велосипедистов.

Одним из примеров успешного функционального зонирования тротуаров являются тротуары Германии. В Берлине для визуального выделения функциональных зон используют разные типы тротуарного покрытия -

сочетание плитки и брусчатки, таким образом, пешеходу визуально понятно какая зона предназначена для его движения. При использовании двух разных материалов с отличающимися фактурами тротуары Берлина выглядят гармонично с городской средой. Такое мощение создает особую культуру восприятия пешеходной зоны, владельцам летних кафе понятно, в каких пределах можно разместить мебель, чтобы она никому не мешала. Техническая зона выложена легко укладываемой брусчаткой для удобства проведения ремонтных работ инженерных коммуникаций, что повышает срок эксплуатации данного вида материалов. Тротуар не имеет резкого перепада на пешеходных переходах, дорога соприкасается с тротуаром на одной высоте. Такой элемент на пешеходных переходах не создаст дискомфорта при передвижении маломобильным группам населения. Приспособленность городской среды под все группы населения делает город равнодоступным всем людям, оказавшимся в городском пространстве, так люди с ограниченными возможностями могут полноценно жить и развиваться в условиях городской жизни.

Большую роль в создании благоприятного городского пространства играет удобство покрытия пешеходной зоны. За последние годы в России для покрытия в городах активно используется тротуарная плитка, но из-за частоты проведения ремонтных работ по замене тротуарной плитки, жители городов становятся недовольными данным видом покрытия. За последнее 10-летие даже в глубинках страны поменяли асфальтовое покрытие в пешеходных зонах на тротуарную плитку. Тротуарная плитка обладает рядом положительных факторов. Она экономична по стоимости, экологична в использовании и обладает воздухообменом, что предотвращает трескания при низких температурах. Разные цвета, размеры и способы мощения можно использовать в качестве выделения функциональных зон тротуара и в последствие решать проблемы более масштабного уровня. Но тротуарная плитка быстро теряет свой изначальный вид после укладки, этому может

способствовать ряд факторов, таких как: отсутствие должных геологических исследований перед началом строительных работ, отсутствие надлежащего технического контроля по уплотненности слоя, что в итоге приводит к проседанию грунта или на участках тротуара, где проходил ремонт инженерных коммуникаций, мощение, выполненное после ремонта, может быть некачественным. По этим и другим причинам, тротуарное покрытие в пешеходной зоне приобретает неровности, что приводит к появлению луж и грязи, и даже становится опасным для людей. Не стоит забывать, что участниками движения в пешеходных зонах также могут стать молодые семьи с детьми в колясках, маломобильные группы и другие группы населения, для которых передвижение может быть затруднено.

В зимние времена в российских городах от фронта зданий делают отступ и огораживают данную территорию строительными лентами, чтобы предотвратить падение сосулек на головы пешеходов. В таком случае у тротуара отнимается достаточная площадь, и пешеход при большом потоке людей чувствует себя некомфортно, не смотря на то, что передвижение по обледеневшим участкам тротуаров может быть опасным. При создании комфортной, красивой и безопасной для человека пешеходных зон отвод воды с крыш домов и тротуаров является первостепенной и главной на сегодняшний день проблемой. Правильный водоотвод может обеспечить полное отсутствие обледенения на козырьках зданий и образования гололеда. При этом воздухообмен плитки имеет и негативный фактор, влага, попадая на тротуарное покрытие, проникает в швы и уходит ниже, тем самым уплотняя грунт и разрушая фундамент здания. Главная задача современного проектировщика, продумать водоотвод и ливневую канализацию таким образом, чтобы тротуар оставался всегда свободным от скопления влаги. Для достижения этой задачи трубы для дождевой и талой воды с фасадов зданий следует уводить в землю, связывая их с канализацией, либо тщательно разрабатывать стыковку желоба в тротуарном покрытии для отвода воды с водоотводной трубой. Практика

благоустройства российских городов показывает, что в России предпочитают водоотвод с крыш зданий выводить на тротуар улицы. При этом тротуарное покрытие и фасад здания разрушается, образовываются лужи и застои воды, а в зимний период на данных участках образуется гололед.

Не маловажным фактором для создания эстетически красивой и здоровой улицы является наличие организованного мусороприемника. На улицах или во дворах жилых комплексов зоны с размещением мусорных баков редко выглядят опрятными. При этом уже сегодня в мире существуют современные системы мусоросбора, которые активно применяются в западной Европе и Скандинавских странах. Технология заключается в помещении мусорного бака под землю, при этом на поверхности остается мусороприемник по форме мусорного бака. Когда необходимо баки очистить, площадка, на которой установлены баки с мусором, автоматически поднимается на поверхность. В Финляндии существует система вакуумного мусоропровода. Через мусороприемники, размещенные на поверхности улицы или в жилом доме, по трубам мусор попадает на станцию сортировки и переработки. Данный вид сбора мусора привлекателен тем, что контейнерные площадки с баками, на которых редко соблюдается чистота, перестанут быть проблемой во многих жилых дворах российских городов. Такая система мусоросбора существует в России, но широкого применения пока не получила.

Множество факторов может также влиять на психоэмоциональное здоровье человека в городской среде. Благоустройство пешеходных зон это не только удобное и безопасное покрытие без грязи и мусора, а также наличие малых архитектурных форм, удобных велодорожек, интересных детских площадок. Диалог человека с городом рождается в визуально приятной и комфортной практически городской среде, что является главной целью для проектировщика. Здоровье человека зависит от здоровья его города. Специалисты в области градостроительства, проектировщики должны отстаивать свои проекты по благоустройству пешеходных зон до полного

завершения строительства, так как успех создания благоприятной среды зависит не только от проекта, но и от воплощения проекта в реальность, а следовательно, будущая пешеходная зона зависит от различных специалистов, которые задействованы на всех этапах строительства. Проблемы благоустройства пешеходных зон в городской среде уже давно являются актуальными не только для городских жителей, но и всё активнее поднимаются органами власти. В решении поставленных задач по созданию благоприятных пешеходных зон в городской среде благоустройство должно планироваться и координироваться единой структурой, которая и будет отстаивать интересы жителей города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Варламов И. Пешеходная программа городских проектов» [Электронный ресурс] URL: https://varlamov.ru/822437.html

Голубева К. «Пешеходные пространства: зоны разные нужны, зоны разные важны. [Электронный ресурс] URL: https://urbanlook.ru/peshexodnye-prostranstva-zony-raznye-nuzhny-zony-raznye-vazhny/

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения «Факты о населении России» [Электронный ресурс] URL:

https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation

Калинина Е. Электронный журнал «The Challenger», статья «Города повышают риск психических заболеваний» [Электронный ресурс] URL: https://the-challenger.ru/soznanie/emotsionalnoe-zdorove/kak-gorod-vliyaet-na-emoczionalnoe-zdorove/ Коллин Э. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=553259&p=1

Московский урбанистический форум «Как архитектура влияет на настроение» [Электронный ресурс] URL: https://thecity.m24.ru/articles/775

Рязанцева Е. «Городская среда - это что такое? Основные понятия и определение» [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/444172/gorodskaya-sreda—eto-chto-takoe-osnovnyie-ponyatiya-i-opredelenie

Свободная энциклопедия «Википедия» - Психогеография [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психогеография

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.