Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1946-1956 ГГ'

ПРОБЛЕМЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1946-1956 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / WELFARE / URBAN POPULATION / NEEDS / PERIODICALS / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клинова Марина Александровна

Введение. Послевоенный период отечественной истории был связан с трудностями и проблемами выживания граждан. Актуальным направлением исследования является проблематика уровня жизни и перспектив улучшения благосостояния горожан, презентуемых на страницах печатных СМИ послевоенного десятилетия. Материалы и методы. Методологической основой исследования является модернизационная историческая парадигма, представляющая собой макроуровневую методологию, ориентированную на изучение социальных перемен, трансформаций и инновационных мероприятий, фиксируемых в процессе развития общества. Источниковую основу исследования составили материалы 15 периодических изданий различного уровня (журналы, центральные, областные, городские, заводские газеты). Работа с историческими источниками осуществлялась посредством общенаучных методов (анализ, синтез, индукция и др.), а также исторических методов (проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический). Для достижения целей исследования использовался качественно-количественный метод (контент-анализ), позволяющий обозначить количественную выраженность обращения СМИ к проблематике благосостояния населения. Результаты и обсуждение. Предпринятый анализ материалов периодических изданий 1946-1956 гг. позволил выделить две модели риторики СМИ (последовательно сменявших друг друга), в рамках которых рассматривались проблемы благосостояния. В рамках модели «будущего благосостояния», презентуемой в СМИ второй половины 1940-х гг., обращение к понятию «благосостояние» характеризовалось невысоким уровнем востребованности, количественно выраженными являлись публикации, освещавшие различные аспекты дефицита. Задача повышения материального благосостояния граждан откладывалась до восстановления экономики государства. В 1950-е гг. в отечественном информационном поле утверждается новая модель - «осуществленного благосостояния», ориентированная на презентацию в позитивном свете потребительских практик граждан, повышение уровня личного потребления. Удовлетворение растущих материальных потребностей граждан трактуется в качестве важнейшей задачи государства, решение которой являлось приоритетным вне зависимости от потенциальных экономических возможностей страны. Заключение. Специфика рассмотрения проблем благосостояния населения была детерминирована динамикой экономического развития страны, векторностью проводимой социальной политики, а также интенсивностью артикулируемых мобилизационных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF URBAN WELFARE POPULATION ON THE PAGES OF THE NATIONAL PERIODICAL PRESS OF 1946-1956

Introduction. The post-war period of Russian history was associated with difficulties and problems of survival of citizens. The current direction of the research is the problems of living standards and prospects for improving the well-being of citizens, presented on the pages of print media of the post-war decade. Materials and Methods. The methodological basis of the research is the modernizing historical paradigm, which is a macro-level methodology focused on the study of social changes, transformations and innovative measures that are recorded in the process of development of society. The research was based on the materials of fifteen periodicals of various levels (magazines, central, regional, city, and factory newspapers). Work with historical sources was carried out using general scientific methods (analysis, synthesis, induction, etc.), as well as historical methods (problem-chronological, retrospective, comparative-historical). To achieve the goals of the study, we used a qualitative and quantitative method (content analysis), which allows us to identify the quantitative expression of the media’s appeal to the problems of the population’s welfare. Results and Discussion. The analysis of the materials of periodicals of 1946-1956 allowed us to identify two models of media rhetoric (successive ones), in which the problems of welfare were considered. In the framework of the “future welfare” model, presented in the media in the second half of the 1940s, the appeal to the concept of “welfare” was not characterized by a high level of demand, and publications that covered various aspects of the deficit were quantitatively expressed. The task of improving the material well-being of citizens was postponed until the state’s economy was restored. In the 1950s, a new model of “realized well - being” was approved in the domestic information field. It was aimed at presenting the consumer practices of citizens in a positive light and increasing the level of personal consumption. Meeting the growing material needs of citizens is interpreted as the most important task of the state, the solution of which was a priority regardless of the potential economic opportunities of the country. Conclusion. The specifics of considering the problems of population welfare were determined by the dynamics of the country’s economic development, the vector of the social policy, and the intensity of the articulated mobilization tasks.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1946-1956 ГГ»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.167-179

УДК 93/94:330.59:025.173

М. А. Клинова

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия), e-mail: klinowa.m@yandex.ru

проблемы благосостояния городского населения на страницах отечественной периодической печати 1946-1956 гг.

Введение. Послевоенный период отечественной истории был связан с трудностями и проблемами выживания граждан. Актуальным направлением исследования является проблематика уровня жизни и перспектив улучшения благосостояния горожан, презентуемых на страницах печатных СМИ послевоенного десятилетия. Материалы и методы. Методологической основой исследования является модернизационная историческая парадигма, представляющая собой макроуровневую методологию, ориентированную на изучение социальных перемен, трансформаций и инновационных мероприятий, фиксируемых в процессе развития общества. Источниковую основу исследования составили материалы 15 периодических изданий различного уровня (журналы, центральные, областные, городские, заводские газеты). Работа с историческими источниками осуществлялась посредством общенаучных методов (анализ, синтез, индукция и др.), а также исторических методов (проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический). Для достижения целей исследования использовался качественно-количественный метод (контент-анализ), позволяющий обозначить количественную выраженность обращения СМИ к проблематике благосостояния населения. Результаты и обсуждение. Предпринятый анализ материалов периодических изданий 1946-1956 гг. позволил выделить две модели риторики СМИ (последовательно сменявших друг друга), в рамках которых рассматривались проблемы благосостояния. В рамках модели «будущего благосостояния», презентуемой в СМИ второй половины 1940-х гг., обращение к понятию «благосостояние»» характеризовалось невысоким уровнем востребованности, количественно выраженными являлись публикации, освещавшие различные аспекты дефицита. Задача повышения материального благосостояния граждан откладывалась до восстановления экономики государства. В 1950-е гг в отечественном информационном поле утверждается новая модель - «осуществленного благосостояния.», ориентированная на презентацию в позитивном свете потребительских практик граждан, повышение уровня личного потребления. Удовлетворение растущих материальных потребностей граждан трактуется в качестве важнейшей задачи государства, решение которой являлось приоритетным вне зависимости от потенциальных экономических возможностей страны. Заключение. Специфика рассмотрения проблем благосостояния населения была детерминирована динамикой экономического развития страны, век-торностью проводимой социальной политики, а также интенсивностью артикулируемых мобилизационных задач.

Ключевые слова: благосостояние, городское население, потребности, периодическая печать, контент-анализ.

Для цитирования: Клинова М. А. Проблемы благосостояния городского населения на страницах отечественной периодической печати 1946-1956 гг. // Экономическая история. - 2020. - Т. 16. - № 2. -С. 167-179. DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.167-179

© Клинова М. А., 2020

Marina A. Klinova

Ural state University of Economics (Yekaterinburg, Russia), e-mail: klinowa.m@yandex.ru

Problems of Urban Welfare Population on the Pages of the National Periodical Press of 1946-1956

Introduction. The post-war period of Russian history was associated with difficulties and problems of survival of citizens. The current direction of the research is the problems of living standards and prospects for improving the well-being of citizens, presented on the pages of print media of the post-war decade. Materials and Methods. The methodological basis of the research is the modernizing historical paradigm, which is a macro-level methodology focused on the study of social changes, transformations and innovative measures that are recorded in the process of development of society. The research was based on the materials of fifteen periodicals of various levels (magazines, central, regional, city, and factory newspapers). Work with historical sources was carried out using general scientific methods (analysis, synthesis, induction, etc.), as well as historical methods (problem-chronological, retrospective, comparative-historical). To achieve the goals of the study, we used a qualitative and quantitative method (content analysis), which allows us to identify the quantitative expression of the media's appeal to the problems of the population's welfare. Results and Discussion. The analysis of the materials of periodicals of 1946-1956 allowed us to identify two models of media rhetoric (successive ones), in which the problems of welfare were considered. In the framework of the "future welfare' ' model, presented in the media in the second half of the 1940s, the appeal to the concept of "welfare'' was not characterized by a high level of demand, and publications that covered various aspects of the deficit were quantitatively expressed. The task of improving the material well-being of citizens was postponed until the state's economy was restored. In the 1950s, a new model of "realized well - being'' was approved in the domestic information field. It was aimed at presenting the consumer practices of citizens in a positive light and increasing the level of personal consumption. Meeting the growing material needs of citizens is interpreted as the most important task of the state, the solution of which was a priority regardless of the potential economic opportunities of the country. Conclusion. The specifics of considering the problems of population welfare were determined by the dynamics of the country's economic development, the vector of the social policy, and the intensity of the articulated mobilization tasks. Keywords: welfare, urban population, needs, periodicals, content analysis.

For citation: Klinova M. A. Problems of urban welfare population on the pages of the national periodical press of 1946-1956. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2020; 16(2): 167179. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.167-179

Введение

Военные и послевоенные годы формировали особую повседневность с ее перипетиями, трудностями. В отечественной и зарубежной историографии рассматривались различные аспекты проблематики уровня жизни и благосостояния горожан. Анализировались мероприятия экономической и социальной политики периода, их результаты [5; 7; 8; 12; 15; 18; 19; 21; 23]. Получили рассмотрение в историографии проблемы городской повседневности послевоенного десятилетия (проблемы быта, специфика решения жилищных вопросов и продовольственных проблем горожан

и т. д.) [2-4; 6; 9; 10; 17; 22]. Материалы газетной периодики послевоенного десятилетия не получили детального рассмотрения в историографии. Они привлекались авторами в качестве единичных сюжетов-иллюстраций, отражающих уровень жизни горожан, либо более детально анализировались в контексте исследований, посвященных отдельным аспектам проблематики благосостояния, например, газетной рекламы. Применительно к послевоенному периоду в отечественной историографии разрабатывались проблемы социальной и торговой рекламы [14; 20]. В работе В. Г. Рыженко послевоенный газетный ре-

кламный дискурс рассматривается как источник изучения городской повседневности [13]. Отечественная пресса не являлась ранее объектом конкретно-исторического анализа, направленного на изучение проблематики благосостояния горожан, специфики ее медиапрезентации, чем и обусловлена актуальность исследуемой темы.

В данной работе предпринят анализ материалов отечественной прессы 19461956 гг., направленный на выявление специфики презентации проблем благосостояния и уровня жизни горожан, раскрытие содержания и коннотаций идеологем, посредством которых определялась динамика и перспективы роста уровня жизни.

Материалы и методы

Методологической основой исследования является модернизационная историческая парадигма, представляющая собой макроуровневую методологию, ориентированную на изучение социальных перемен, трансформаций и инновационных мероприятий, фиксируемых в процессе развития общества [11, с. 36]. При написании статьи автор руководствовалась принципами историзма и объективности. Работа с историческими источниками осуществлялась посредством общенаучных методов (анализ, синтез, индукция и пр.), а также исторических методов (проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический). Для достижения целей исследования использовался качественно-количественный метод (контент-анализ), позволяющий обозначить количественную выраженность обращения СМИ к проблематике благосостояния населения.

Источниковую основу исследования составили материалы 15 периодических изданий различного уровня. Журналы: «Крокодил», «Смена»; центральные газеты: «Правда», «Труд», «Известия»; областные газеты РСФСР: «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), «Уральский рабочий» (Свердловск), «Великолукская правда» (Великие Луки), «Красный Север» (Вологда); городские газеты: «Тагильский рабочий»

(нижний Тагил, Свердловская область), «Под знаменем Ленина» (Первоуральск, Свердловская область); заводские газеты: «Магнитогорский металл» (орган парткома, завкома и заводоуправления Магнитогорского металлургического комбината им. И. В. Сталина, Челябинская область), «Металлург» (орган парткома, завкома и заводоуправления Выксунского металлургического завода, Горьковская область), «Кировец» (орган парткома, дирекции, завкома и комитета ВЛКСМ Воронежского завода синтетического каучука им. С. М. Кирова (Воронежская область).

Контент-анализ был проведен на материалах 13 периодических изданий (список приведен выше, за исключением журнала «Крокодил» и газеты «Известия»). Была использована частотная выборка. Применительно к газетной периодике вне зависимости от тиража и периодичности издания применялась выборка - два выпуска в месяц (24 выпуска в год). Анализировались 1-й и 15-й выпуски каждого месяца. Общее количество обработанных материалов газет составило 2 814 (не все издания были представлены в хронологически полном объеме 1946-1956 гг.). Применительно к журналу «Смена» в выборку был включен каждый 4-й номер издания (ежегодный объем выборки составил шесть номеров в год). Общий объем обработанных выпусков «Смены» составил 66 номеров. Суммарный объем обработанных методом контент-анализа материалов составил 2 880 выпусков. Тематически выборка ограничивалась сюжетами СМИ, в которых была отражена проблематика уровня жизни и благосостояния городского населения РСФСР.

Результаты и обсуждение

Сложности послевоенного периода отразились в специфике рассмотрения на страницах СМИ проблематики благосостояния граждан. В первые послевоенные годы в многочисленных сюжетах журналов и газет сообщалось о наличии проблем со снабжением городского населения промышленными и продовольственными

товарами, низком качестве услуг и неудовлетворительной работе магазинов. О проблемах товарного дефицита сообщалось в текстах писем и жалоб читателей в газеты1. В статьях, основанных на результатах проверок предприятий торговой сети рейдовыми бригадами газет, также находили отражение проблемы товарного дефицита: «В магазинах и ларьках Великих Лук... почти невозможно достать белый хлеб, пирожки, баранки, не говоря уже о кондитерских изделиях. торгуют преимущественно черным хлебом и то с перебоями. Торговля хлебом ведется неполный рабочий день, а на окраинах его часто и вовсе не бывает»2. «К двум часам дня в хлебном магазине № 4 образовалась очередь. Хлеб привезли с большим опозданием»3.

Дефицитными в послевоенный период являлись и многие непродовольственные товары и услуги. В заметках, опубликованных в газете «Красный Север», сообщалось: «Ни в одном магазине Вологды не найти таких предметов, как ламповое стекло, самоварная труба, зубные щетки, швабры, ведра»4, «нет транспортиров»5. В «Великолукской правде» отмечалось, что

в г. Великие Луки «керосин можно купить только в одном месте, в керосиновой лавке Велторга, расположенной в землянке6, «негде купить табуретки»7. В этой же газете указывалось на дефицит билетов в железнодорожных кассах, в результате чего «командированным. работникам приходится добираться в областной центр на подножках вагонов»8. На страницах газет второй половины 1940-х гг. публиковались заметки о плохой работе столовых (низкое качество обслуживания посетителей, испорченные продукты, грязь, узкий ассортимент товаров, обсчет покупателей и пр.)9, отсутствии в городах ателье по пошиву одежды10, неудовлетворительной работе парикмахер-ских11. Проблема товарного дефицита являлась темой многочисленных сюжетов, опубликованных на страницах сатирического журнала «Крокодил» во второй половине 1940-х гг. В заметках высвечивались проблемы отсутствия в торговой сети товаров для детей: канцелярских товаров, одежды, обуви и пр.12 Низкое качество товаров широкого потребления, изготовляемых отечественными предприятиями, нашло отражение в карикатурной графике и заметках

1 Когда же будет качественный хлеб? // Металлург. - 1946. - 16 марта. - С. 2 ; Магазин на замке // Металлург. -1948. -14 февраля. - С. 2 ; Навести порядок в магазине // Великолукская правда. - 1948. - 11 января. - С. 3.

2

Почему в областном центре не налажена культурная советская торговля // Великолукская правда. - 1948. -

29 января. - С. 3.

Хроника рейда // Советская Сибирь. - 1946. - 16 апреля. - С. 2.

О щетках, стаканах, швабрах // Красный Север. - 1948. - 31 марта. - С. 3. Где купить транспортир // Красный Север. - 1949. - 1 октября. - С. 3.

Почему в областном центре не налажена культурная советская торговля // Великолукская правда. - 1948. -

29 января. - С. 3.

Навести порядок на Нелидовских предприятиях местной промышленности // Великолукская правда. -1947. - 15 февраля. - С. 2.

КасаткинН. Навести порядок в билетных кассах // Великолукская правда. - 1947. - 3 января. - С. 2. Под дымовой завесой // Магнитогорский металл. - 1946. - 13 апреля. - С. 2 ; Почему в областном центре не налажена культурная советская торговля // Великолукская правда. - 1948. - 29 января. - С. 3 ; Пищекомбинат без продукции // Великолукская правда. - 1947. - 16 марта. - С. 2 ; Упорядочить работу ларька // Красный Север. - 1946. - 1 июня. - С. 4 ; Улучшить питание отдыхающим // Под знаменем Ленина. - 1946. - 7 февраля. - С. 4 ; Навести порядок в столовой // Под знаменем Ленина. - 1946. - 9 августа. - С. 2 ; Улучшить работу столовой // Под знаменем Ленина. - 1947. - 1 марта. - С. 2 ; За культурное обслуживание металлургов // Магнитогорский металл. - 1946. - 7 мая. - С. 2. Где сшить пальто // Советская Сибирь. - 1946. - 1 марта. - С. 3. Нас беспокоит // Под знаменем Ленина. - 1948. - 16 июня. - С. 2.

В магазине культтоваров // Крокодил. - 1947. - № 5. - С. 5 ; Школьный ассортимент // Крокодил. - 1947. -

№ 15. - С. 7 ; Пожалуйте к доске!.. // Крокодил. - 1948. - № 23. - С. 6 ; На вырост // Крокодил. - 1947. -

№ 31. - С. 6.

4

10

11

12

журнала13. В рубрике журнала «Сообщаем адреса», появившейся в 1948 г., читателям «демонстрировались» бракованные товары, выпускаемые артелями и фабриками: гармошки, лампы, ткани, обувь, громкоговорители, спички, папиросы, иголки, пуговицы, сода, мыло, трикотаж, авторучки, книги, лампочки и др.14 В качестве «виновных» в отсутствии товаров на страницах «Крокодила» фигурировали местные хозяйственные руководители, не подвезшие вовремя товары со склада, или производственники, выпускающие брак.

наличие товарного дефицита в послевоенный период не означало, что он трактовался СМИ как стандарт потребления или норма советской послевоенной повседневности. Отсутствие товаров в магазинах критиковалось СМИ, а рост товарооборота декларировался в качестве актуальной задачи экономического развития государства, реализации которой мешали дефицит и низкое качество товаров.

Курс на повышение уровня жизни населения обозначался в информационных изданиях периода. Предпринятый анализ материалов отечественных печатных СМИ позволяет прийти к выводу, что категория «благосостояние» фигурировала на страницах прессы второй половины 1940-х гг., хотя обращение к ней и не было количественно выраженным (таблица). Понятие «благосостояние», как правило, употреблялось в контексте будущего времени.

Важно отметить, что в рассмотрении проблематики благосостояния населения в советском послевоенном дискурсе формулировался тезис о его детерминированности уровнем благосостояния государства. Как правило, улучшение материального

благосостояния населения связывалось с укреплением могущества, богатства, благополучия государства. Точнее, благосостояние населения трактовалось как производное от уровня благосостояния государства и вторичное по отношению к нему. В выпуске газеты «Известия», посвященном снижению цен, проведенному в марте 1949 г., взаимосвязь государственного и личного благосостояния обозначена следующим образом: «Советский человек знает, что его личное благо зависит от благосостояния всего общества, всего народа... В зарубежных странах... господствует принцип индивидуальной наживы. У них личное благо -прежде всего. Советская же демократия имеет в своей основе принципы коллективизма и товарищеского сотрудничества. Мы говорим: благосостояние социалистического государства - прежде всего; хочешь поднять свое личное благосостояние - поднимай благосостояние социалистического общества. непрерывное укрепление социалистического государства, рост его материальных и культурных богатств, улучшение работы всех его органов ведет к дальнейшему увеличению благосостояния отдельно взятого советского человека»15.

Данная взаимосвязь, указывающая на приоритетность и последовательность «правильного» роста благосостояния, усиливалась путем построения текстов в форме цепочек причинно-следственных связей или последовательности явлений. например, задачи послевоенного социально-экономического регулирования определялись следующим образом: «Для досрочного выполнения послевоенного пятилетнего плана, для еще большего укрепления советского государства и дальнейшего повышения матери-

Загадочная картинка // Крокодил. - 1947. - № 7. - С. 1 ; Нашел выход // Крокодил. - 1947. - № 15. - С. 9 ; Крокодил. - 1947. - № 26. - С. 10 ; Ограниченная ответственность // Крокодил. - 1947. - № 32. - С. 9 ; Растите - не оглядывайтесь! // Крокодил. - 1947. - № 2. - С. 3 ; Дошли до ручки // Крокодил. - 1947. - № 4. -С. 9 ; Подсудное производство // Крокодил. - 1948. - № 7. - С. 9 ; Без слов о качестве продукции // Крокодил. - 1948. - № 29. - С. 11 ; Директор на высоте // Крокодил. - 1949. - № 4. - С. 14.

Сообщаем адреса // Крокодил. - 1948. - № 5. - С. 9 ; № 6. - С. 9 ; № 7. - С. 8 ; № 8. - С. 8 ; № 9. - С. 5 ; № 11. - С. 10 ; № 17. - С. 9 ; № 23. - С. 8 ; № 28. - С. 10 ; 1949. - № 4. - С. 2 ; № 6. - С. 9 ; № 8. - С. 5.

Второй этап снижения цен // Известия. - 1949. - 1 марта (№ 49). - С. 1.

13

14

Таблица 1

Количественное распределение понятия «благосостояние» в отечественных периодических изданиях 1946-1956 гг. (по результатам контент-анализа), ед. в год

Table 1

The quantitative distribution of the concept of "welfare" in domestic periodicals 1946-1956

(based on the results of content analysis), units in year

Наименование издания / Title of edition Год издания / The year of publishing Итого / Total

1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956

«Правда» / Truth 7 6 11 10 14 14 16 21 46 34 29 208

«Труд» / Labour 8 10 18 12 24 27 35 67 63 65 59 388

«Смена» / Shift - - 1 1 1 - 2 3 3 2 4 17

«Красный Север» / Red North 2 5 7 9 10 13 15 19 17 21 32 150

«Великолукская Правда» / Velikoluksk's Truth 5 11 13 9 12 10 15 17 21 20 25 158

«Советская Сибирь» / Soviet Siberia 14 20 16 18 26 30 27 32 34 33 35 285

«Уральский рабочий» / Ural Worker 7 9 8 4 8 14 17 31 27 20 28 173

«Восточно-Сибирская правда» / East Siberian Truth 13 11 15 16 18 19 22 41 45 29 39 268

«Под знаменем Ленина» / Under Lenin's Flag 4 6 5 6 10 14 18 24 26 25 27 165

«Тагильский рабочий» / Tagil Worker 2 2 4 10 21 20 21 23 19 18 20 183

«Магнитогорский металл» / Magnitogorsk Iron 7 2 2 5 5 9 8 10 13 11 14 86

«Кировец» / Kirovets ** ** ** ** ** 9 9 16 12 * * 46

«Металлург» / Metallurgist 5 5 4 9 * * * * * * * 23

ального благосостояния и культуры советского народа»16, а алгоритм экономического роста обозначался так: «Быстрее будет расцветать военно-экономическая мощь нашей Родины, значительно поднимется благосостояние трудящихся, советские люди смогут жить лучше, обеспеченнее»17. Означенная риторика, во-первых, подчеркивала единство и синхронность развития государства и общества; во-вторых, формировала у на-

селения представление о приоритетности государственных интересов над личными материальными стремлениями; в-третьих, не отменяя задачи повышения материального благосостояния граждан, позволяла отложить данное мероприятие до срока восстановления государства.

В качестве своеобразных потребительских ориентиров в СМИ второй половины 1940-х гг. звучали понятия «зажиточно и

Постановление Президиума ВЦСПС «Об участии профсоюзных организаций в проведении подписки на Четвертый государственный заем восстановления и развития народного хозяйства СССР» // Правда. -1949. - № 124. - 4 мая. - С. 1.

Савельев М. Встреча В. И. Сосунова с молодыми избирателями города // Под знаменем Ленина. - 1946. -7 февраля. - С. 2.

16

17

культурно» (являвшиеся одним из маркеров концепции «культурности» второй половины 1930-х гг.), но, как правило, они также упоминались в контексте будущего времени, обозначая перспективы социально-экономического развития советского социума после восстановления разрушенной войной стра-ны18. Так, например, в одной из статей, опубликованных в газете «Советская Сибирь» (1946), отмечалось: «Многое нам предстоит сделать, чтобы успешно выполнить план первого года четвертой сталинской пятилетки, сделать еще более зажиточной и культурной жизнь трудящихся»19. Понятие «культурность» значительно чаще фигурировало на страницах послевоенных СМИ в контексте сюжетов, посвященных качеству торговли и сферы услуг, где оговаривались проблемы «культурного обслуживания» и «культурного отдыха» трудящихся20.

В целом рассмотрение проблематики благосостояния на страницах печатных СМИ второй половины 1940-х гг. реали-зовывалось в русле концепции, которую условно можно определить как «будущее благосостояния». В ее русле обозначалась перспектива роста уровня жизни горожан, реализация которой откладывалась до завершения восстановительного периода. Данная концептуальная форма рассмотрения проблематики благосостояния косвенно была направлена на симуляцию трудовой активности горожан, так как «масштабный трудовой подъем» являлся важной составляющей послевоенного восстановления страны.

Тенденция синхронности увеличения богатства страны и роста материального благосостояния населения нашла отражение в тексте постановления Совета Министров СССР о снижении розничных цен в апреле 1948 г.: «В связи с общим подъемом народного хозяйства СССР. Совет Министров Союза ССР признал необходимым осуществить второй этап снижения цен. и тем самым обеспечить дальнейшее повышение реальной заработной платы рабочих и служащих»21.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в рассмотрении проблематики благосостояния произошли изменения в системе «государство - население». С 1949 г. в контексте презентуемых ценовых снижений динамика роста благосостояния начала характеризоваться разнонаправленной векторностью: прибыль населения - ущерб государства. В тексте постановления Совета Министров СССР о снижении розничных цен с 1 марта 1949 г. отмечено: «Снижение цен на первом этапе привело к удешевлению товаров массового потребления. по меньшей мере на 57 млрд руб. Эта сумма представляла чистый убыток для государственного бюджета. но она была вместе с тем чистым выигрышем для населения»22. Обозначенный в политическом дискурсе тезис об ущербе государства и выигрыше населения, являвшихся результатом проводимых правительством ценовых снижений, активно распространился в отечественной прессе конца 1940-х - начала 1950-х гг.23

Тенденция десинхронизации динамики роста богатства страны и благосостояния

Верный путь к зажиточной жизни // Правда. - 1947. - 1 марта. - С. 3 ; Великому Сталину // Правда. - 1947. -

1 августа. - С. 2 ; Товарищу Сталину И. В. // Правда. - 1947. - 1 июня. - С. 2.

Развернем предмайское социалистическое соревнование // Советская Сибирь. - 1946. - 15 марта. - С. 2.

Отмена карточек на продовольственные и промышленные товары // Правда. - 1947. - 15 декабря. - С. 2 ; Культурно обслуживать пассажиров // Советская Сибирь. - 1947. - 15 июля. - С. 2 ; Цех высокой культуры // Советская Сибирь. - 1950. - 15 июня. - С. 4 ; Торговать культурно, по-советски // Советская Сибирь. - 1950. -

15 апреля. - С. 3 ; Культурное обслуживание металлургов // Магнитогорский металл. - 1947. - 15 апреля. -С. 2 ; Когда зажигаются огни // Магнитогорский металл. - 1947. - 6 февраля. - С. 2 ; КорневА. Быстро, вкусно, культурно // Уральский рабочий. - 1956. - 15 марта. - С. 2 и др. Известия. - 1948. - 10 апреля. - С. 1. Известия. - 1949. - 1 марта. - С. 1.

О новом снижении государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары // Правда. - 1951. - № 60. - 1 марта. - С. 1 ; О новом снижении государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары // Правда. - 1952. - № 90. - 1 апреля. - С. 1.

18

19

20

21

22

граждан усилилась осенью 1952 г. после публикации работы И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней был сформулирован основной закон социализма: «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» [15, с. 40]. Важно отметить, что в данном законе материальное благосостояние граждан презентовалось в качестве основной задачи государства, в то время как благополучие страны вообще не презентовалось в качестве цели развития. Упоминание в тексте закона о «росте социалистического производства на базе высшей техники» можно трактовать как косвенное свидетельство богатства и благополучия государства, но в тексте закона социализма они обозначены как ресурсы для удовлетворения материальных потребностей населения, а не цель развития страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На страницах «Правды» текст «Экономических проблем социализма в СССР» был опубликован 3-4 октября 1952 г. (за несколько дней до начала XIX съезда ВКП (б) -КПСС). Как следствие, в выступлениях делегатов XIX съезда ВКП (б) - КПСС обращение к основному закону социализма отличалось высоким уровнем востребованности (понятие упоминается более 30 раз [21]).

Фактически тезис об удовлетворении материальных потребностей граждан как о приоритетном направлении государственной политики стал неотъемлемой чертой отечественной политико-экономической риторики первой половины 1950-х гг.; в то же время «благосостояние государства», презентуемое в качестве первостепенной задачи развития общества во второй поло-

вине 1940-х гг., исчезло из политического и медиадискурса.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. проблематика роста уровня жизни граждан стала более востребованной на страницах СМИ и рассматривалась не в контексте будущего времени, а в русле освещения конкретной динамики благосостояния населения, являющейся следствием снижений цен, проводимых правительством в 1949-1954 гг.

Значительно усилилось внимание к различным аспектам благосостояния и материального потребления горожан. В 1953 г. в газете «Правда» появилась рубрика «На экономические темы», где публиковались статьи, посвященные проблематике продовольственного обеспечения и бытового обслуживания горожан. Авторами были директора предприятий, руководители Госплана и т. п. Публикации, посвященные развитию торговой сети и сферы услуг в регионах РСФСР, количественно возросли и в региональной прессе24. Предпринятый контент-анализ материалов центральных, региональных, городских и заводских изданий 1946-1956 гг. позволил зафиксировать значительное увеличение востребованности категории «благосостояние» на страницах советских СМИ в 1950-е гг. и особенно в 1953-1956 гг. (см. таблицу). Обращение к понятию «благосостояние» в публикациях СМИ 1950-х гг. звучало, как правило, в рамках одной из двух форм: в контексте изложения основного закона социализма либо в русле констатации роста материального благосостояния населения. О росте благосостояния сообщали заголовки газетных статей: «Неуклонный рост материального благосостояния советского народа»25; «Жить стало лучше»26; «Растет благосостояние трудящихся»27 и т. п. В публикациях

24 Рыбаков О. Больше хороших товаров // Уральский рабочий. - 1951. - 1 февраля. - С. 3 ; Расширяется производство тканей, одежды, обуви // Уральский рабочий. - 1953. - 16 июня. - С. 1 ; Новый магазин // Уральский рабочий. - 1956. - 15 января. - С. 4 ; Абоянцев П. За культурную советскую торговлю // Советская Сибирь. -1952. - 1 марта. - С. 3.

25 Правда. - 1953. - 1 апреля. - С. 2.

26 Тагильский рабочий. - 1950. - 1 февраля. - С. 2.

27 Там же. - 1950. - 1 марта. - С. 3.

перечислялись результаты, достигнутые СССР в сфере производства товаров, расширении торговой сети, а также факты, свидетельствующие о росте покупательной способности горожан: «Шахтеры приобрели десятки радиоприемников, сотни музыкальных инструментов»28. На страницах СМИ мнение граждан по поводу роста их благосостояния также презентовалось достаточно однозначно, в форме общепризнанного и общеизвестного факта: «Трудящиеся твердо знают, что жить стало лучше, что неуклонно растет их благосостояние»29; «На наших глазах. улучшается материальное благосостояние трудящихся»30. Характерно, что означенные заключения чаще фиксировались в аналитических статьях и очерках газет, а не в опубликованных интервью с горожанами или текстах их выступлений на митингах.

На страницах печатных СМИ значительно сократилось количество сюжетов, посвященных проблематике товарного дефицита. В критических публикациях, посвященных работе предприятий торговли и общепита, значительно чаще обсуждалось не отсутствие товаров, а их недостаточный ассортимент, неудовлетворительное качество либо указывалось на дефицит отдельных изделий (не первой необходимости). Например, в «Крокодиле» (1951) были помещены графические сюжеты, вскрывающие проблему несоответствия ассортимента непродовольственных товаров сезону31, отсутствия в торговой сети булавок32 и т. д. В статье «Что вскрыла проверка», опубликованной в газе-

те «Под знаменем Ленина», указывалось на «ограниченный выбор мужских голов -ных уборов (кепи и шляпы)»33 в магазинах Первоуральска. В заметке газеты «Труд» «Загляните в меню», посвященной работе столовых Орска, отмечено: «Манная каша настолько густая, что ее можно резать но-жом»34. Нередко даже в критических публикациях данной тематики подчеркивалось наличие возможностей удовлетворения потребительского спроса: «Теперь обилие продуктов создает широкие возможности поднять качество общественного питания на более широкий уровень»35. Нельзя не отметить, что в газетных публикациях первой половины 1950-х гг. фиксировались и более негативные замечания, касающиеся проблематики товарного обеспечения горожан: продажа в торговой сети фактически сырого хлеба, отсутствие в магазинах мужских брюк и пр.36 Данные заметки были немногочисленны и, как правило, публиковались в заводских или городских газетах, реже в областных изданиях, отсутствуя на страницах центральных газет. Вместе с тем в газетах первой половины 1950-х гг. возросло количество публикаций о хороших столовых, магазинах37.

Позитивная риторика СМИ в отношении проблематики материального потребления граждан проявилась в значительном увеличении количества сюжетов, посвященных покупкам, совершаемых горожанами: «Трудящиеся Нижнего Тагила за последние годы приобрели сотни автомашин и мотоциклов»38; «Многие первоуральцы

28 Борисов В. Растет благосостояние трудящихся // Тагильский рабочий. - 1950. - 1 марта. - С. 3.

29 Жить стало лучше // Тагильский рабочий. - 1950. - 1 февраля. - С. 2.

30 К новым победам коммунизма // Уральский рабочий. - 1953. - 1 января. - С. 1.

31 Неудачное опровержение // Крокодил. - 1951. - № 10. - С. 15.

32 Крокодил. - 1951. - № 20. - С. 14.

33 Что вскрыла проверка // Под знаменем Ленина. - 1954. - 30 мая. - С. 4.

34 Загляните в меню. Плохо работают столовые в Орске // Труд. - 1953. - 15 февраля. - С. 3.

35 О кулинарных советах // Труд. - 1953. - 10 мая. - С. 2.

36 Из редакционной почты // Под знаменем Ленина. - 1954. - 3 марта. - С. 4 ; Где купить брюки // Под знаменем Ленина. - 1954. - 14 апреля. - С. 4.

37 Дунаев В. Новый метод обслуживания покупателей в столовых // Под знаменем Ленина. - 1953. - 1 мая. -С. 4 ; Постоянное внимание школьным буфетам // Под знаменем Ленина. - 1955. - 2 апреля. - С. 4 ; Нарбу-товских Т. Товары широкого спроса // Под знаменем Ленина. - 1954. - 1 мая. - С. 2.

38 Обзор печати. Важная тема // Правда. - 1952. - 15 апреля. - С. 2.

приобретают на свободные средства ценные вещи. Правильщик труб пятого цеха Новотрубного завода Николай Лобов. за последний год приобрел. костюм, мотоцикл, шифоньер, комод, радиоприемник,

39

сделал много других ценных покупок»39; «У многих горняков несколько выходных костюмов, модных платьев»40. Рассказывая о своем бюджете, кузнец завода «Автотрак-тородеталь» Алексей Докшин сообщал: «В минувшем году мы купили: жене зимнее и демисезонное пальто, два отреза шерсти на платье, отрез на костюмный жакет, пуховый платок. Мне - шерстяной костюм, кроме того, брюки и пиджак, выходные полуботинки, плащ, спортивный костюм. Дочке -шубку, несколько платьицев, туфельки, валенки с галошами. Приобрели мы также зеркальный гардероб и радиоприемник»41. О демаргинализации проблематики материального потребления свидетельствовала риторика СМИ, в рамках которой стремление к приобретению красивых вещей обозначалось как характеристика советского социума: «Дегтярские горняки любят хорошо одеться»42; «Советский народ любит все красивое»43 и др.

В 1950-е гг. практики приобретения горожанами вещей не просто фиксировались на страницах прессы, но и трактовались как радость и счастье граждан: «Штукатур. Аня Сорокина. счастливая от того, что платье на ней хорошо и к лицу»44; «Мы с женой. мечтали приобрести легковую автомашину. В июне наша мечта осуществилась. Мы приобрели автомашину "Победа". Много было радостей у меня и семьи. Мы совершали на собственной машине поездки в лес, за город»45. Радость и счастье от приобретения вещей стали новым интонационным акцентом советской прессы 1950-х гг.,

появление которого свидетельствовало не только о легитимации данных практик, но и о стимулировании материального потребления горожан.

Концептуальную модель потребления, транслируемую в советском информационном пространстве первой половины 1950-х гг., можно обозначить как концепцию осуществленного благосостояния. Данная модель имела ряд особенностей: улучшение материального благосостояния населения декларировалось в качестве основной задачи государства; на страницах СМИ популяризировались и презентовались в позитивном свете потребительские практики граждан.

Заключение

Таким образом, предпринятый анализ материалов отечественной периодической печати 1946-1956 гг. позволяет прийти к выводу, что рассмотрение проблематики благосостояния населения на страницах печатных СМИ в период послевоенного десятилетия не было константным. Специфика освещения данной темы позволяет выделить две концептуальные модели, последовательно сменявшие друг друга на протяжении периода. В рамках модели будущего благосостояния, презентуемой в СМИ второй половины 1940-х гг., обращение к понятию «благосостояние» характеризовалось сравнительно невысоким уровнем востребованности; количественно выраженными являлись публикации, освещавшие различные аспекты дефицита (отсутствие промышленных и продовольственных товаров в торговой сети, услуг, низкое качество товаров). Задача повышения материального благосостояния граждан артикулировалась, но ее реализация связывалась с перспективами восстановления «экономической мощи и богатства Родины» и поэтому от-

Покупки Николая Лобова // Под знаменем Ленина. - 1954. - 1 мая. - С. 2.

БалакинаК. Красиво, просто, нарядно // Уральский рабочий. - 1953. - 15 февраля. - С. 2.

Докшин А. Советский рубль // Труд. - 1953. - 1 апреля. - С. 2.

Балакина К. Указ. соч.

На благо трудящихся // Труд. - 1954. - 11 мая. - С. 2.

Праздник молодости // Под знаменем Ленина. - 1951. - 1 мая. - С. 2.

КиневМ. Ценная покупка // Под знаменем Ленина. - 1954. - 1 января. - С. 3.

39

42

43

44

45

кладывалась. На страницах СМИ утверждался тезис о тесной зависимости благосостояния населения от уровня благополучия страны и приоритетности последнего в контексте экономического развития государства. Перспективный уровень развития материального благосостояния населения обозначался сохранившимся в дискурсе с 1930-х гг. популистским сочетанием «зажиточно и культурно», неконкретность которого открывала широкие горизонты его использования в СМИ.

В 1950-е гг. в отечественном информационном поле в рассмотрении проблематики благосостояния утвердилась новая модель - осуществленного благосостояния. В русле данной концепции популяризировались и презентовались в позитивном свете потребительские практики граждан, на страницах СМИ превалировали лексические формы, ориентирующие население на расширение потребностей и повышение уровня личного потребления. Удовлетворение растущих материальных потребностей граждан трактовалось в качестве важнейшей задачи социалистического государства, решение которой являлось приоритетным

мических возможностей страны.

В целом анализ советского информационного пространства послевоенного десятилетия, формируемого СМИ, позволяет прийти к выводу, что специфика рассмотрения проблем благосостояния населения была детерминирована динамикой экономического развития страны, вектор-ностью проводимой социальной политики, а также интенсивностью артикулируемых мобилизационных задач. В первые послевоенные годы курс на интенсификацию материального потребления граждан не декларировался в качестве массового потребительского стандарта в силу объективных экономических сложностей его обеспечения, а также вследствие приоритетности мобилизационных задач восстановления индустрии, реализация которых требовала от горожан трудового подъема и напряжения всех сил. Ослабление мобилизационного режима в первой половине 1950-х гг., а также усиление внимания к проблематике уровня жизни горожан способствовали корректировке в рассмотрении проблематики благосостояния в отечественном информационном пространстве.

вне зависимости от потенциальных эконо-

Библиографический список

1 XIX съезд ВКП (б) - КПСС (5-14 октября 1952 г.). Документы и материалы [Электронный ресурс] // Проект «Исторические материалы». - URL: http://istmat.info/files/uploads/52189/19_ sezd_.pdf. - Загл. с экрана.

2. Варга-Харрис К. Хрущевка, коммуналка: социализм и повседневность во времена «оттепели» // Новейшая история России. - 2011. - № 1. - С. 160-166.

3. Виниченко И. В. Перемены в повседневной жизни советских людей как результат новой социально-экономической политики государства в период «оттепели» // Омский научный вестник. - 2011. - № 3. - С. 13-17.

4. Горлов В. Н. Ведомственное жилье в СССР // Вестник МГОУ Серия : История и политические науки. - 2013. - № 1. - С. 57-62.

5. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. - М. : РОССПЭН, 2001. - 304 с.

6. ЗубковаЕ. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. -М. : РОССПЭН, 1999. - 229 с.

7. Катасонов В. Ю. Экономика Сталина : в 15 т. Т. 2. - М. : Институт русской цивилизации, 2014. - 416 с.

8. Клинова М. А. Государственное регулирование экономических стратегий городского населения РСФСР в первое послевоенное десятилетие. - Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2019. - 428 с.

9. Лебина Н. Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля: Ленинград, 1950-1960-е годы. - СПб. : Крига победа, 2015. - 484 с.

10. Лейбович О. Л. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. -М. : РОССПЭН, 2008. - 294 с.

11. Побережников И. В. Модернизация в истории России: направления и проблемы изучения // Уральский исторический вестник. - 2017. - № 4. - С. 36-46.

12. Пыжиков А. В. Хрущевская «оттепель». - М. : ОЛМА-Пресс, 2002. - 509 с.

13. Рыженко В. Г. История городской повседневности послевоенных лет в советской газетной рекламе // Университеты в системах развития и интеграции России : материалы Всероссийской научной конференции. - Омск : Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2015. - С. 152-154.

14. Селезнева Е. Ю. Советская социальная реклама (моделирование сберегательного поведения дальневосточников) (1945-1950-е гг.) // Россия и АТР. - 2008. - № 1. - С. 43-58.

15. Сластнев С. Б. «А сейчас всех выровняют». Денежная реформа и отмена карточной системы на Среднем Урале. 1947-1948 гг. // Веси. - 2014. - № 8. - С. 105-115.

16. Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. - М. : Госполитиздат, 1952. -93 с.

17. Туриянова О. Н. Социально-бытовые условия жизни городского населения Башкирской АССР в послевоенные годы (1945-1953 годы) // Вестник ЧелГУ - 2011. - № 9. - С. 82-88.

18. Ханин Г. И. Экономическая история Россия в новейшее время : в 2 т. Т. 1. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. - 515 с.

19. Чуднов И. А. Денежная реформа 1947 года. - М. : РОССПЭН, 2018. - 431 с.

20. Шабашова Е. В. История развития торговой рекламы в СССР в послевоенный период (1940-50-е гг.) // Актуальные проблемы экономики, управления, права : материалы межвузовской научно-практической конференции. - М. : Изд-во Института экономики и предпринимательства, 2007. - С. 135-142.

21. Шестаков В. А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е - середине 60-х годов. - М. : Наука, 2006. - 293 с.

22. Jonston T. Being Soviet: Identity, rumour, and everyday life under Stalin, 1939-1953. - New York, 2011. - 211 р.

23. Zaleski Е. Stalinist Planning for Economic Growth, 1933-1952. - London, 1980. - 117 р.

References

1. XIX Congress of the All-Russian Communist party of the Bolsheviks - Communist party of the Soviet Union (October 5-14, 1952). Documents and materials. Proekt «Istoricheskie materialy» = Рroject «Historical materials». Available at: http://istmat.info/files/uploads/52189/19_sezd.pdf. (In Russ.).

2. Varga-Harris K. Khrushchev, kommunalka: socialism and everyday life during the «thaw». Novejshaya istoriya Rossii = Modern history of Russia. 2011; No. 1: 160-166. (In Russ.).

3. Vinichenko I. V. Changes in the daily life of Soviet people as a result of the new socio-economic policy of the state during the «thaw». Omskij nauchnyj vestnik = Omsk scientific Bulletin. 2011, No. 3: 13-17. (In Russ.).

4. Gorlov V. N. Departmental housing in the USSR. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoricheskie i politicheskie nauki = Bulletin of the Moscow state regional UniversityVestnik. Series: History and political science. 2013, No. 1: 57-62. (In Russ.).

5. Danilov A. A., Pyzhikov A. V. Birth of a superpower: the USSR in the first postwar years. Moscow, 2001, 304 p. (In Russ.).

6. Zubkova E. Y. Рost-war Soviet society: policy and daily occurrence. 1945-1953. Moscow, 1999, 229 p. (In Russ.).

7. Katasonov V. Y. The Economy Of Stalin. In 15 v. V 2. Moscow, 2014, 416 p. (In Russ.).

8. KlinovaM. A. State regulation of economic strategies of the urban population of the RSFSR in the first post-war decade. Ekaterinburg, 2019, 428 p. (In Russ.).

9. Lebina N. B. Everyday life of the epoch of space and corn: Destruction of the big style: Leningrad, 1950-1960. Saint Petersburg, 2015, 484 p. (In Russ.).

10. Leibovich O. L. In the city M. Essays of social everyday life of the Soviet province. Moscow, 2008, 294 p. (In Russ.).

11. Poberezhnikov I. V. Modernization in the history of Russia : directions and problems of study. Ural'skij istoricheskij vestnik = Ural historical Bulletin. 2017, No. 4: 36-46. (In Russ.).

12. Pyzhikov A. V. Khrushchev's «thaw». Moscow, 2002, 509 p. (In Russ.).

13. Ryzhenko V. G. History of urban everyday life of post-war years in Soviet newspaper advertising. Universitety v sistemah razvitiya i integracii Rossii: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii =

Universities in the systems of development and integration of Russia: proceedings of the all-Russian scientific conference. Omsk, 2015. P. 152-154. (In Russ.).

14. Selezneva E. Yu. Soviet social advertising (modeling of savings behavior of the far East) (1945-1950-ies). Rossiya i Aziatsko-Тihookeanskij region = Russia and the Asia-Pacific region. 2008, No. 1: 43-58. (In Russ.).

15. Siastnew S. B. «And now all align». Monetary reform and abolition of the card system in the Middle Urals. 1947-1948. Vesi = Vesi. 2014, No. 8: 105-115. (In Russ.).

16. Stalin I. V. Economic problems of socialism in the USSR. Moscow, 1952, 93 p. (In Russ.).

17. Turiyanova O. N. Social and living conditions of the urban population of the Bashkir ASSR in the postwar years (1945-1953). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk state. 2011, No. 9: 82-88. (In Russ.).

18. Khanin G. I. Economic history of Russia in modern times. In 2 v. V 1. Novosibirsk, 2008, 515 p. (In Russ.).

19. Chudnov I. A. Monetary reform of 1947. Moscow, 2018, 431 p. (In Russ.).

20. Shabashova E. V. History of trade advertising development in the USSR in the post-war period (1940-50-ies). Aktual'nye problemy ekonomiki, upravleniya, prava: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Actual problems of Economics, management, law: materials of interuniversity scientific and practical conference. Moscow, 2007. P. 135-142. (In Russ.).

21. Shestakov V. A. Socio-economic policy of the Soviet state in the 50s-mid-60s. Moscow, 2006, 293 p. (In Russ.).

22. Jonston T. Being Soviet: Identity, rumour, and everyday life under Stalin, 1939-1953. New York, 2011, 211 p.

23. Zaleski E. Stalinist Planning for Economic Growth, 1933-1952. London, 1980, 117 p.

Поступила 08.02.2020.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клинова Марина Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (Екатеринбург, Россия). Сфера научных интересов: социально-экономическая политика СССР второй половины XX в. Автор более 90 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0725-4161.

E-mail: klinowa.m@yandex.ru

Submitted 08.02.2020.

About the author

Marina A. Klinova - Candidate of History, Associate Professor, Department of history and philosophy, Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russia). Research interests: social and economic policy of the USSR in the second half of the XX century. Author of more than 90 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0725-4161.

E-mail: klinowa.m@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.