УДК 331.363.4
ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Ахмедзаде Парвиз Эйваз оглы
*
Научный руководитель - И. А. Мисинева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: imisineva@mail.ru
Рассматриваются некоторые виды бизнес-образования, приводится их краткая характеристика, выделяются основные проблемы развития бизнес-образования в России.
Ключевые слова: образование, программа, лицензирование, тренинги.
PROBLEMS OF BUSINESS EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD
Ahmadzadeh Parviz Eyvaz oglu Scientific supervisor - I. A. Miicneva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: imisineva@mail.ru
This article discusses some types of business education, provides a brief description of them, highlights the main problems of business education development in Russia.
Keywords: education, program, licensing, training.
Рассматривая бизнес-образование - как получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса, важно понимать современное значение данного понятия и его виды.
Учеными выделяются следующие виды бизнес-образования:
1. Краткосрочные курсы, тренинги и семинары.
2. MBA (магистр делового администрирования)
3. Корпоративное обучение
Данное разделение носит довольно условный характер. Логика деления обуславливается с точки зрения потребителя образовательных услуг. Так потребителями первых двух видов выступают отдельные люди (руководители среднего и высшего звена, владельцы бизнеса и т.д.), а потребителями корпоративного обучения, преимущественно выступают группы людей, сотрудники.
Краткосрочные курсы, тренинги и семинары актуальны как вид образования, т.к. большинство современных бизнесменов ориентированы именно на краткосрочную перспективу, и от учебных бизнес-центров они ожидают мгновенного эффекта, инструментов, которые можно было бы сразу применить на практике, моментально внедрить в бизнес. Это вполне действенный и правильный подход, когда видны конкретные проблемы бизнеса, которые нужно решать, но не совсем понятно, как и какими методами. Краткосрочными считаются программы, длящиеся от одного дня до нескольких месяцев, по итогам которых выдается сертификат, а не диплом бизнес-школы.
Самая интенсивная форма обучения краткосрочных программ - тренинги. Чаще всего, по данным специалистов, их тематика связана с психологией бизнеса - лидерством, работой в
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
команде, умением позиционировать себя в разных ситуациях [1]. В нашей стране данная форма работы недостаточно развита в силу недостатка квалифицированных, в сфере управления, психологов, как главных организационных и методических кадров тренингов.
Еще одной формой краткосрочного обучения являются семинары. Специфика семинаров в том, что чаще всего это авторские проекты. Выбирая семинар, ориентируются не только на бренд школы, но и на имя преподавателя. Кроме того, семинар в большинстве случаев интерактивен: во время его проведения слушатели периодически делятся на рабочие группы, решают кейсы, тесты, получают новую информацию в режиме диалога с преподавателем.
MBA (магистр делового администрирования) - квалификационная степень в менеджменте. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Не существует единого стандарта квалификации MBA. Это приводит к сложностям при оценке и сравнении качества различных программ подготовки.
В России, с 2004 года, ВУЗы могут проводить лицензирование обучения по данным программ, как программам дополнительного образования. Слово мастер вместо традиционного магистр в названии программы использовано для того, чтобы отличить данную программу, от программ подготовки магистров — в системе высшего профессионального образования [2]. Программы MBA реализуются бизнес-школами. Такие школы могут существовать при ВУЗах (Высшая школа бизнеса МГУ, Высшая школа управления и бизнеса СФУ) и "независимо" (Московская школа управления «Сколково», Международный институт менеджмента "ЛИНК"). Бесспорным лидером по освоению рынка бизнес-образования в России остается Московская школа управления «Сколково». Выручка ее подразделения в 2018 году составила примерно $15 млн.. Лидер рынка в г.Красноярске «Московская бизнес-школа», за тот же отчетный период заработал всего $402 тыс. [2]. Стоимость обучения на подобных программах довольно высока, и доступна не каждому. К примеру, стоимость двухгодичной программы MBA Московской школы социальных и экономических наук составляет $25 тыс. В рейтинге делового журнала «Секрет фирмы» в 2018 году данная школа занимала 2 место (рейтинг строился на опросе выпускников, закончивших обучение по программам MBA в 2016-2018 году, по 11 критериям). Следует так же отметить проблему недостаточного количества квалифицированных специалистов -практиков, успешных бизнесменов. Данная проблема в большей степени относится к недоброкачественным школам. Отсутствие "фундаментальных" знаний отечественного рынка, ввиду молодости рыночной экономики и ориентировка на западные и крупные российские кейсы - всё это выглядит оторванным от реальной практики слушателей.
Если потребителями бизнес-образования рассмотренного выше, преимущественно, выступают руководители высшего и среднего звена, то потребителями корпоративного обучения являются сотрудники.
Корпоративное обучение - это решение сугубо внутренних проблем конкретной компании. Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом.
К сожалению, в России система корпоративного обучения все еще находится в зачаточном состоянии. Для сравнения: во Франции поддержка образования сотрудников закреплена на законодательном уровне. Правительство обязало работодателей тратить 2% фонда заработной платы на обучение сотрудников, если данный бюджет не будет израсходован, эти деньги не «сгорят», а будут выплачены [3]. В других западных странах этот процент лежит в диапазоне (1-6%). Как результат - французские компании мотивированы на профессиональное развитие своих сотрудников.
Но не всегда инвестиции в корпоративное обучение оправданы. На работников, посланных, на такое добровольно-принудительное обучение будет действовать преимущественно внешняя мотивация. Даже получив определенные знания и навыки, при
обучении, существует опасение, что сотрудники не начнут их применять на практике в своей профессиональной деятельности. Если, например их вознаграждение основано исключительно на фиксированном окладе, увеличение или уменьшение объема продаж, практически никак не скажется на мотивации.
Рассмотренные выше проблемы бизнес образования в нашей стране, носят преимущественно методический и организационный характер, в виду недостаточно развитого рынка подобных услуг и недостатка квалифицированных кадров.
Библиографические ссылки
1. Бизнес-образование в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbatoday.ru/analytics/104.htm (дата обращения: 03.03.2020).
2. Мастер делового администрирования [Электронный ресурс]. URL: http://omop.su/1028145.html (дата обращения: 03.03.2020).
3. Бойчук Е. Проблемы корпоративного обучения или стоит ли игра свеч [Электронный ресурс]. URL: http://www.buhgalteria.ru/article/n44257- (дата обращения: 03.03.2020).
© Ахмедзаде П. Э., 2020