УДК 331.456.2021 1 1
Проблемы безопасности, существующие в строительной отрасли Китая
Тан Чжуншэн
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Чжуншэн Тан Проблемы безопасности, существующие в строительной отрасли Китая // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2021. -Т. 18. - Вып. 1. - С. 143-152. Б01: 10.20295/1815-588Х-2021-1-143-152
Аннотация
Цель: Изучить основные проблемы безопасности трудового процесса в строительной отрасли на примере строительства жилых зданий. Выделить основные факторы, влияющие на условия безопасности строительства. Предложить новую организационную структуру рабочего персонала для преобразования управления безопасностью на строительной площадке. Методы: Применялись анализ, синтез, статистический метод, метод сравнения, а также метод правового анализа. Результаты: Установлено, что скорость роста строительного сектора Китая опережает его нормативную базу, которая нуждается в скорейшем изменении. Государству необходимо предпринять согласованные усилия по унификации стандартов безопасности труда на строительных площадках. Были выделены пять факторов, влияющих на условия безопасности в процессе строительства жилого дома: человеческий, строительного оборудования, окружающей среды, управление процессом строительства и технический. В результате проведенного исследования также была разработана новая организационная структура рабочего персонала, основой которой является усиление надзора как со стороны руководства, так и среди рабочих с целью изменения управления условиями безопасности на строительной площадке. Детальный анализ происшествий, произошедших в 2018 г., позволил выявить наиболее частые несчастные случаи, связанные с безопасностью строительства, а также их типы. Неудачи при строительстве в основном объясняются управленческими, а не техническими аспектами. Практическая значимость: Полученные результаты могут стать основой дальнейших исследований, посвященных безопасности труда в строительной отрасли Китая, учебных и лекционных материалов. Рассмотренная организационная структура рабочего персонала позволит строительным компаниям наиболее эффективно осуществлять строительные проекты с одновременным соблюдением всех норм охраны труда. Необходимо обновлять законодательную базу в области безопасности условий труда.
Ключевые слова: Китай, законодательство, охрана труда, строительство, несчастный случай.
Введение
За последние два десятилетия Китай пережил характерно быстрое экономическое развитие, особенно в строительстве городской инфраструктуры, что является очень хорошим результатом для государства. В настоящее время строительная отрасль играет решающую роль в
национальной экономике страны. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в данной сфере в 2019 г. достиг 23,5 триллиона юаней, тогда как общий ВВП Китая составил 90 триллионов юаней [1]. В этом же году площадь жилищного строительства увеличилась до 14,09 млрд кв.м [2]. Однако такое быстрое развитие произошло за счет разрушения окружающей среды и на-
несения вреда здоровью человека. Хотя строительная отрасль Китая продолжает развиваться, она по-прежнему является трудоемкой и служит типичным примером экстенсивной экономики из-за низкого уровня использования технологий и несбалансированного развития. Некоторые ситуации вызвали коллапс экосистем и даже гибель людей из-за нарушений безопасности. В последние годы не только стихийные бедствия, но и аварии, вызванные строительством, угрожают безопасности и устойчивому развитию. Таким образом, это не способ устойчивого развития для окружающей среды, экономики и общества. Устойчивость означает постоянное улучшение качества жизни людей. При этом необходимо заметить, что «строительный и инженерный секторы должны сыграть чрезвычайно важную роль в создании инфраструктуры для устойчивого будущего» [3]. По мнению инженеров-строителей, рациональное развитие занимает центральное место в строительстве жилых домов, и именно поэтому необходима эффективная и безопасная организация данного процесса.
Анализ нормативных актов в сфере строительства
Строительная промышленность в Китае отличается разрозненными строительными площадками, сложной средой, значительним количеством персонала и высокой мобильностью. Эти особенности строительной индустрии Китая приводят к высокой частоте несчастных случаев во время строительства жилых объектов. Однако безопасность техники имеет большое значение для устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Правительство Китая выявило данные проблемы и недавно попыталось их решить. В последние годы были изданы и внесены поправки в некоторые законы и постановления об охране окружающей среды и устойчивом развитии, например Закон о строительстве, Закон о безопасности производства, Закон об охране окружающей среды и Закон о городском и сельском планировании [4]. С помощью
этих нормативных документов была предпринята попытка замедлить темпы строительства и сформировать стратегическую экологическую оценку (СЭО) во время планирования, проектирования и выполнения строительных работ.
Необходимо также отметить, что строительная отрасль сопряжена со значительним риском и может оказать существенное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. В связи с быстрым развитием анализируемой отрасли было проведено множество исследований по различным темам, направленных на повышение безопасности. Их можно сгруппировать в следующие основные группы:
1) процесс управления безопасностью;
2) влияние индивидуальных, групповых или организационных факторов;
3) данные об авариях.
С точки зрения процесса управления безопасностью исследования стали более комплексными по мерам, оценкам, знаниям в области безопасности, ее мониторингу и т. д. [5]. Изучение характеристик участия заинтересованных сторон в строительстве, а именно рабочих на стройплощадке и групп или организаций, имеет решающее значение для повышения безопасности условий. Более того, данные об авариях являются основой многих исследований, в том числе статистики, анализа стоимости и причин аварии.
Чтобы поддерживать порядок и развивать эту жизненно важную отрасль, Всекитайское собрание народных представителей (далее - ВНК) 1 ноября 1997 г. обнародовало Закон о строительстве в Китайской Народной Республике. Данное событие стало кульминацией почти 13-летней работы над законопроектами и прошло более 20 лет с момента проведения государством политики открытых дверей, которая сместила коммунистическую экономическую модель страны в сторону рыночной системы. Принятие этого закона было особенно трудным из-за сложности регулирования разросшейся отрасли, а также определения сферы применения.
Несмотря на то, что весь объем Закона о строительстве вызывает споры, особенно в отношении
специализированных гражданских проектов, общепризнано, что он регулирует деятельность, связанную со строительством любого типа жилого дома, что означает «сооружения, имеющие крышу, балочные опоры, стены и подвал, формирующие внутреннее пространство для удовлетворения человеческих потребностей» [6]. Таким образом, Закон о строительстве представляет собой высший законодательный акт, регулирующий жилищное строительство.
Основная цель Закона о строительстве - поддерживать порядок и обеспечивать качество и безопасность жилищного строительства. Этот закон принят с целью ужесточения надзора и управления строительной деятельностью для поддержания порядка на строительном рынке, обеспечения качества и безопасности строительства и содействия устойчивому развитию строительной отрасли [7, статья 1].
С этой целью Закон о строительстве предписывает три основных механизма обеспечения соблюдения его предписаний. Во-первых, все специалисты, занимающиеся строительной деятельностью, должны обладать определенной квалификацией. Проектные и строительные предприятия должны заниматься соответствующей деятельностью только в пределах, разрешенных их квалификационным классом [7, статья 13]. Во-вторых, для большинства строительных проектов требуется разрешение государства до начала строительных работ [7, статья 7]. В-третьих, проекты, как правило, должны находиться под государственным надзором [7, статья 33].
Закон о строительстве также устанавливает общую схему регулирования для обеспечения качества и безопасности в жилищном строительстве, но детали приемлемых методов строительства оставлены на усмотрение государственных стандартов безопасности (статья 3).
В дополнение к этим стандартам официальные правительственные программные документы могут предписывать дополнительные подробности и требования к методам процесса строительства жилых помещений. Они выпускаются на разовой основе и часто являются ответом на
плохую работу или недовольство общественности. Например, в ответ на посредственный характер стандартов, выявленный в ходе общенационального аудита качества строительства в 2009 г., Министерство жилищного строительства выпустило постановление, предписывающее конкретные процедуры, которым должны следовать руководители проектов [8]. Фактический статус этих программных документов неоднозначен в основном потому, что они имеют общий характер и у них нет конкретной направленности.
Анализ статистических данных относительно несчастных случаев на объектах строительства
Как было указано ранее, строительная отрасль негативно влияет на окружающую среду, а также на жизнь и здоровье человека. Так, с 2009 по 2015 г. количество несчастных случаев и случаев, повлекших смерть рабочих, ежегодно демонстрировало четкую тенденцию к снижению, что указывает на постепенное улучшение производственной безопасности. Но количество аварий в год с 2016 по 2018 г. значительно увеличилось. Причина такого явления заключается в корректировке способа представления данных о несчастных случаях. Дата утверждения прежних правил отчетности о происшествиях, связанных с производственной безопасностью, установленных в 2014 г., утратила силу в 2016 г. В то же время было выпущено и введено в действие более подробное положение о статистических отчетах об авариях, связанных с производственной безопасностью. Количество несмертельных, небольших несчастных случаев и случаев, повлекших за собой смерть, должны быть включены в отчет в соответствии с новыми правилами отчетности, что привело к значительному увеличению зарегистрированных несчастных случаев и смертей. Но основной причиной ежегодного увеличения количества несчастных случаев с 2016 г. является неэффективное управление безопасностью на объектах строительства. Стоит от-
метить, что данные относительно несчастных случаев взяты из отчетов Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР [9], которые не полностью охватывают все несчастные случаи для выявления проблем в системе отчетности об авариях и ее реализации в Китае. Хотя о некоторых менее серьезных авариях можно не сообщать, данные по ним по-прежнему важны для исследования общих тенденций.
В этом случае необходимо рассмотреть стандарты классификации аварий в Китае. Классификации определяются по следующим трем аспектам: число погибших, число серьезно раненых и прямые экономические потери [10, 11]. Как показано в таблице, аварии классифицируются по четырем уровням: особо серьезные аварии, крупные аварии, крупные аварии и общие аварии [9]. Так, в 2018 г. произошло 734 несчастных случая на производстве и 840 смертей в строительных проектах, в том числе особо крупная авария и 21 крупная аварии, в общей сложности 87 погибших. Количество крупных аварий уменьшилось на два, но общее количество аварий увеличилось на 42 по сравнению с 2017 г. В 2018 г. в Китае не было особо серьезных аварий. В целом за последние 10 лет ситуация с производственной безопасностью на строительных объектах была в целом стабильна в Китае, тогда как за последние 3 года произошло увеличение количества несчастных случаев и смертей.
Согласно отчетам Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР, несчастные случаи, связанные с производственной безопасностью и строительной инженерией,
можно разделить на следующие типы: 1) аварии; 2) падения с высоты; 3) нанесение вреда здоровью строительными объектами; 4) аварии с механическими травмами; 5) аварии, связанные с краном; 6) другие типы аварий [1]. Последние включают повреждение транспортного средства, поражения электрическим током, отравление, пожары и взрывы на строительной площадке. Так, количество несчастных случаев при падении является самым большим, составляя 52,18 %, тогда как несчастные случаи с падениями и механическими травмами достигли 15,2 и 5,86 % соответственно. Проценты несчастных случаев, связанных с управлением краном, и несчастных случаев с обрушением были аналогичными (оба около 7,4 %), тогда как количество несчастных случаев других типов составило 11,85 %. Падение с высоты было наиболее частым видом несчастных случаев в строительной отрасли, на него пришлось более половины от общего числа, произошедших в 2018 г.
Далее необходимо рассмотреть количество и определить долю крупных несчастных случаев в 2018 г. Так, в 2018 г. 21 крупный несчастный случай включал 9 случаев, вызванных обрушениями, 4 - со случаями, связанными с краном, 2 - с падением с высоты, 1 - с механической травмой, 5 случаев других видов аварий, т. е. 1 случай поражения электрическим током, 1 при оползне и 3 случая отравления или удушья. Несмотря на то, что было зафиксировано 112 случаев причинения вреда здоровью строительными объектами, в 2018 г. крупных несчастных случаев такого типа не произошло
Стандарт классификации несчастных случаев
Тип несчастного случая Количество несчастных случаев, повлекших за собой смерть (С) Количество несчастных случаев, повлекших причинение серьезного вреда здоровью (СВЗ) Прямой экономический ущерб (ПЭУ), млн
Особо серьезный 30 < С 100 < СВЗ 100 < ПЭУ
Крупный 10 < С < 30 50 < СВЗ < 100 50 < ПЭУ < 100
Средний 3 < С < 10 10 < СВЗ < 50 10 < ПЭУ < 50
Легкий С < 3 СВЗ < 3 ПЭУ < 10
[12]. По количеству аварии в результате обрушения занимали четвертое место среди всех несчастных случаев, однако были первыми в категории крупных, означая, что последствия обрушения часто бывают более серьезными.
Проблемы в строительной области Китая и пути их решения
Министерство строительства берет на себя общую ответственность за надзор за строительной отраслью в Китае. Оно играет ведущую роль в реализации новых стратегий и политик, включая подготовку программ развития, регулирование строительных рынков и организаций, а также мониторинг безопасности процесса строительства жилых домов.
В соответствии с нормами соответствующего законодательства о безопасности строительства, таких как Закон о строительстве, «Стандарты инспекций по безопасности строительства» и «Стандарты инспекций по охране труда на строительных предприятиях», Министерство строительства ежегодно нанимает около 50 аудиторов по безопасности для проведения проверки общенациональной безопасности на объектах строительства [12]. Объем аудитов включает систему управления безопасностью строительных компаний и меры по охране труда в различных провинциях или крупных городах.
Защита труда от заболеваний и несчастных случаев в строительной отрасли Китая определяется данным законом; например, для строительных площадок, на которых работают 50 человек и более, основные подрядчики должны назначить штатного инспектора по безопасности; на площадках площадью более 10 000 м2 должно быть 2-3 инспектора безопасности; везде, где площадь участка превышает 50 000 м2, главный подрядчик должен создать группу управления безопасностью [7].
С 1989 г. Китай начал применять «Схему строительного надзора». Одна из обязанностей инженера-куратора проекта - следить за безопасностью строительства. С момента вы-
пуска «Положения о надзоре за строительными проектами» в 1996 г. схема строительного надзора широко применяется по всей стране. Согласно схеме, роль надзорщиков заключается в усилении строительного надзора путем введения проверок и контроля на различных этапах строительства от имени клиентов. Согласно статье 32 действующего Закона о строительстве, в обязанности надзорных органов входят обеспечение проведения строительных работ в соответствии со строительными нормами, надзор за выполнением работ, контроль за безопасностью строительства, подготовка планов надзора и уведомление правительства в случае нарушения соответствующих законодательных норм.
На управление безопасностью в строительной отрасли влияют различные факторы. Их можно сгруппировать по ролям работников, организации строительства, управлению процессом строительства, технологиям, применяемым в строительстве, производственным отношениям и т. д. Из-за различий в культуре, управлении и структуре рынка эти факторы по-разному влияют на безопасность строительства.
Именно поэтому в рамках настоящего исследования были выделены 5 факторов, которые влияют на условия безопасности в процессе строительства жилого дома.
Человеческий фактор включает в себя следующие элементы:
1) безопасное отношение рабочих к процессу строительства;
2) безопасное поведение рабочих;
3) обучение рабочих технике безопасности;
4) опыт и навыки рабочих;
5) уровень образования рабочих;
6) опыт и навыки подрядчиков и надзорщи-ков в области безопасности;
7) меры безопасности со стороны подрядчиков и руководителей;
8) обучение технике безопасности и знания подрядчиков и руководителей;
9) эффективное общение и сотрудничество рабочих;
10) количество рабочих на строительных площадках;
11) мобильность рабочих на строительных площадках.
Основываясь на теории факторного анализа, приведенные выше элементы предполагают, что участие человека в управлении процессом оказывает наибольшее влияние на безопасность на строительных площадках в Китае и, таким образом, является ключевой целью для улучшения.
Фактор строительного оборудования включает в себя такие элементы:
1) средства индивидуальной защиты;
2) правильный монтаж и демонтаж оборудования;
3) способы обслуживания всего оборудования;
4) разумный выбор строительного оборудования.
Согласно статистическим данным обзора несчастных случаев, опубликованным Национальным статистическим бюро, механические травмы - один из пяти основных типов несчастных случаев, которые могут нанести значительный ущерб как строительной компании, так и рабочим, а в крайних случаях даже привести к их гибели [9]. Следовательно, механическое оборудование необходимо правильно выбирать и применять в соответствии со стандартными рабочими процедурами. В целях обеспечения безопасности башенные краны и другое оборудование должны регулярно и строго проверяться, а рабочие должны получать и использовать необходимые средства индивидуальной защиты.
Фактор окружающей среды включает в себя следующие элементы:
1) сложность геологии и гидрологии территории, на которой строится объект;
2) частота неблагоприятной погоды;
3) график и ценовое давление;
4) сложность окружающей среды.
Эти элементы отражают влияние факторов окружающей среды на управление безопасностью. Строительные проекты часто имеют дело
с неблагоприятной природной средой, и по мере его реализации участники могут создавать искусственную среду, в которой возникают дальнейшие проблемы.
Фактор управления процессом строительства включает в себя такие элементы:
1) проведение учета условий здоровья рабочих и безопасности на строительной площадке;
2) проведение мероприятий относительно правил охраны труда;
3) обязательства по управлению безопасностью;
4) правила техники безопасности и выполнение плана;
5) меры безопасности и наказания за их нарушение;
6) проверка условий безопасности на строительной площадке;
7) распределение ответственности за безопасность.
Все это относится к факторам управления. Успешный проект требует хорошего планирования, организации и координации, поэтому нельзя упускать из виду влияние руководства на рабочих и, следовательно, на безопасность проекта.
Технический фактор включает в себя следующие элементы:
1) выявление и анализ рисков безопасности;
2) первая помощь и готовность к чрезвычайным ситуациям;
3) тип сложности и техника строительства.
Вышеуказанные элементы можно рассматривать как технические. Технический персонал отвечает за выбор наиболее подходящей техники и обучение рабочих. Неправильный выбор техники может подорвать безопасность на протяжении выполнения всего строительного проекта.
Строительная площадка - это сложная система, в которой рабочие - единственное звено, самостоятельно адаптирующиеся к условиям выполнения проекта. Чтобы задействовать пять упомянутых выше рычагов воздействия
и решить проблемы в управлении безопасностью, необходимо сформировать новую организационную структуру, которая может преобразовать управление безопасностью. Ядром структуры являются усиление руководства и надзора со стороны руководителей над рабочими, а также взаимное руководство и надзор за рабочими на строительных площадках, что значительно улучшает производительность всего персонала.
На строительных площадках проблемы безопасности могут возникнуть в любой момент и в любом месте, поэтому постоянный внешний надзор и руководство имеют решающее значение для улучшения безопасного поведения и отношения к безопасности рабочих. Другими словами, лидеры должны быть всегда быть готовы решать проблемы быстро и эффективно. Они обязаны обладать необходимыми техническими навыками, управленческими способностями и сильным чувством ответственности. Следует указать, что небольшое количество людей на высших руководящих должностях делает невозможным постоянное обслуживание инженерных и эксплуатационных групп [13]. Отсутствие необходимого количества людей приводит к частым несчастным случаям. Чтобы обеспечить управление безопасностью, руководители должны постоянно находиться на своем посту, чтобы ни один работник не приступил к исполнению своих обязанностей без одобрения руководителя.
Также следует указать, что возраст, образование и опыт работы сотрудников сильно различаются. Так, работники с большим опытом и навыками и с более высоким уровнем образования демонстрируют более высокие знания в области безопасности, что согласуется со статистическими результатами [9]. Таким образом, обучение технике безопасности, полученное рабочими, их опыт и навыки, а также уровень образования являются ключевыми моментами в управлении безопасностью. Взаимное руководство и наблюдение разных рабочих также имеют решающее значение для повышения безопасности строительства. Безопасность - это не задача
одного человека, поэтому все работники должны быть под присмотром своих коллег в различных ситуациях. Таким образом, предлагается, чтобы каждый день перед работой сотрудники подтверждали, кто их партнеры по безопасности в течение дня, и знали, за кем они должны следить.
Как уже упоминалось, хорошая команда руководителей играет решающую роль для обеспечения безопасности на строительной площадке. Руководители должны назначаться на основе технических навыков в соответствии с приоритетом:
1) персонал проектного отдела, занимающийся управлением безопасностью, является руководителем всех рабочих;
2) в отсутствие персонала проектного отдела, зарегистрированный или назначенный руководитель административной группы или руководитель группы для конкретного рабочего берет на себя все вопросы безопасности;
3) при отсутствии руководителя группы менеджер проекта должен автоматически становиться руководителем в области безопасности;
4) когда присутствуют только рабочие, прораб должен быть руководителем в области безопасности.
Благодаря этому рабочая область всегда находится под присмотром руководителя по безопасности, что помогает исключить несчастные случаи и минимизировать риски.
Заключение
Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Строительная промышленность сыграла большую роль в экономическом успехе Китая. Однако скорость роста сектора опережает его нормативную базу. В результате возникают фундаментальные правовые вопросы, которые вызывают озабоченность по поводу безопасности на строительных площадках.
Хотя правительство оперативно приняло новые законы для решения возникших проблем,
необходимо изменить его подход к регулированию. Вместо публикации томов, предписывающих правила безопасности, следует предпринять согласованные усилия по унификации стандартов. Ключевое законодательство нужно обновить, чтобы отразить меняющуюся строительную отрасль, и уделять больше внимания независимому надзору за проектами.
Несчастные случаи, связанные с несоблюдением безопасности на объектах строительства, приводят к большим человеческим и имущественным потерям, что выявляет проблемы в управлении строительством, препятствующие устойчивому развитию общества. За последние 10 лет количество несчастных случаев со смертельным исходом неуклонно снижалось с 2009 по 2015 г., однако за последние четыре года ситуация с производственной безопасностью ухудшилась. Кроме того, не учитывались крупные аварии, повлекшие за собой массовые жертвы.
Были выявлены пять факторов, влияющих на условия безопасности на строительной площадке: человеческий, строительного оборудования, окружающей среды, управление процессом строительства и технический. Их необходимо учитывать каждому руководителю, так как несчастные случаи могут возникнуть в любой момент.
Была предложена новая организационная структура рабочего персонала для преобразования управления безопасностью на строительной площадке. Ее основой являются усиление руководства и надзора со стороны руководителей над рабочими, а также взаимное руководство и надзор за рабочими на строительных площадках, что значительно улучшает производительность труда всего персонала.
Библиографический список
1. Статистический анализ развития строительной отрасли в 2018 г. - Китайская ассоциация строительной индустрии. - URL : http://www.zgjzy.org/ menu20/newsDetail/2019.html (дата обращения : 12.12.2020 г.).
2. Статистическое коммюнике национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики. - Пекин : Национальное бюро статистики Китайской Народной Республики. - URL : http://www.gov.cn/xinwen/2020-02/28/content_5484361. htm (дата обращения : 28.02.2020 г.).
3. Zuo J. Building Surveying in China - Lessons learned from Australia / J. Zuo // Australian Institute of Building Surveyors Conference. - 2019. - N 3. - P. 351-366.
4. Dongping F. Construction safety legislation framework in China / F. Dongping // Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Municipal Engineer. - 2019. -N 156. - P. 169-173.
5. Zhang W. Research on laws and regulations of sustainable construction in China / W. Zhang // World Academy of Science, Engineering and Technology. - 2020. -N 78. - P. 796-800.
6. Chen Z. G. A comparison between the Construction Law of China and the Building Control Act of Singapore / Z. G. Chen // Construction Law Journal. - 2017. -N 18 (4). - P. 275-290.
7. Закон о строительстве Китайской Народной Республики. - Пекин : Всекитайское собрание народных представителей. - Приказ № 91. - 1 ноября 1997 г.
8. Постановление о требованиях для принятия проектов жилищного строительства. - Пекин : Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития Китайской Народной Республики. - Приказ № 291. - 22 декабря 2009 г.
9. Отчет о ситуации производственной безопасности в жилищно-коммунальном хозяйстве (20092019). - Пекин : Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития Китайской Народной Республики, 2019. - URL : http://www. mohurd.gov.cn/wjfb/index.html (дата обращения: 13.12.2020 г.).
10. Отчет об аварии на производстве и правила расследования и лечения. - Пекин: Главное управление Государственного совета Китайской Народной Республики, 2019. - URL : http://www.gov.cn/flfg/ 2007-04/19/content_589264.htm (дата обращения : 13.12.2020 г.).
11. Стандарты безопасности для предотвращения и контроля строительных аварий. - Пекин : Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития Китайской Народной Респуб-
лики, 2019. - URL : http://www.mohurd.gov.cn/wjfb/ 201808/t20180821_237293.html (дата обращения : 13.12.2020 г.).
12. Xiaoyong L. An investigation of safety management in construction workplace in China / L. Xiaoyong // Lecture Notes in Electrical Engineering. -2018. - N 144. - P. 321-329.
13. Fang D. Benchmarking studies on construction safety management in China / D. Fang // Journal of
Construction Engineering and Management. - 2018. -N 21. - P. 132-155.
Дата поступления: 12.12.2020 Решение о публикации: 15.12.2020
Контактная информация:
ТАН Чжуншэн - аспирант; [email protected]
Safety concerns in China's construction industry Tang Zhongsheng
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Zhongsheng Tang. Safety concerns in China's construction industry. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 1, pp. 143-152. DOI: 10.20295/1815-588X-2021-1-143-152
Summary
Objective: To study the main problems of labor process safety in the construction industry drawing on the example of the construction of residential buildings. To identify the main factors affecting the construction safety conditions. To propose a new organizational structure for workforce to improve safety management at the construction site. Methods: Analysis, synthesis, statistical method, comparison method, and legal analysis method were applied. Results: It has been established that the growth rate of China's construction sector surpasses its regulatory framework, which needs to be changed as soon as possible. The state needs to make a concerted effort to unify labor safety standards at construction sites. Five factors were identified that affect the safety conditions during the construction of a residential building: human, construction equipment, environment, construction management and technical. As a result of the study, a new organizational structure for the working personnel has been proposed, based on strengthening supervision both by the management and among the workers in order to change safety conditions management at the construction site. A detailed analysis of the incidents that occurred in 2018 made it possible to identify the most frequent accidents related to construction safety, as well as their types. Construction failures are mainly attributed to management rather than technical aspects. Practical importance: The results obtained can become the basis for further research on occupational safety in China's construction industry, training and lecture materials. The proposed organizational structure of the working personnel will enable construction companies to carry out construction projects most efficiently while observing all labor protection standards. It is necessary to update the legal framework in the field of working conditions safety.
Keywords: China, legislation, labor protection, construction, accident.
References
1. Statisticheskiy analiz razvitiya stroitel'noy otrasli v 2018 g. Kitayskaya assotsiatsiya stroitel'noy industrii [Sta-
tistical Analysis of Construction Industry Development in 2018 in China. Construction Industry Association]. Available at: http://www.zgjzy.org/menu20/newsDetail/2019. html (accessed: December 12, 2020). (In Russian)
2. Statisticheskoye kommyunike natsional'nogo eko-nomicheskogo i sotsial'nogo razvitiyaKitayskoy Narod-noy Respubliki [Statistical Communiqué of the National Economic and Social Development of the People s Republic of China]. Available at: http://www.gov.cn/ xinwen/2020-02/28/content_5484361.htm (accessed: February 28, 2020). (In Russian)
3. Zuo J. Building Surveying in China - Lessons learned from Australia. Australian Institute of Building Surveyors Conference, 2019, no. 3, pp. 351-366.
4. Dongping F. Construction safety legislation framework in China. Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Municipal Engineer, 2019, no. 156, pp. 169173.
5. Zhang W. Research on laws and regulations of sustainable construction in China. World Academy of Science, Engineering and Technology, 2020, no. 78, pp. 796-800.
6. Chen Z. G. A comparison between the Construction Law of China and the Building Control Act of Singapore. Construction Law Journal, 2017, no. 18, pp. 275-290. (In Russian)
7. Zakon o stroitel'stve Kitayskoy Narodnoy Respubliki. Pekin, Vsekitayskoye sobraniye narodnykh pred-staviteley. Prikaz no. 91. 1 noyabrya 1997 g. [People's Republic of China Construction Law]. Beijing, National People's Congress Publ., Order N 91, November 1. (In Russian)
8. Postanovleniye o trebovaniyakh dlya prinyatiya proyektov zhilishchnogo stroitel'stva [Decree on the requirements for the adoption of housing projects]. Beijing, Ministry of Housing and Urban and Rural Development of the People's Republic of China Publ., Order N 291, December 22, 2009. (In Russian)
9. Otchet o situatsii proizvodstvennoy bezopasnosti v zhilishchno-kommunal'nom khozyaystve (2009-2019) [Report on the situation of industrial safety in housing
and communal services (2009-2019)]. Beijing, Ministry of Housing and Urban and Rural Development of the People's Republic of China Publ., 2019. Available at: http://www.mohurd.gov.cn/wjfb/index.html (accessed: December 13, 2020). (In Russian)
10. Otchet ob avarii naproizvodstve ipravila rassle-dovaniya i lecheniya. Pekin, Glavnoye upravleniye Go-sudarstvennogo soveta Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Accident report and rules for investigation and treatment]. Beijing, General Directorate of the State Council of the People's Republic of China Publ., 2019. Available at: http://www.gov.cn/flfg/2007-04/19/content_589264. htm (accessed: December 13, 2020). (In Russian)
11. Standarty bezopasnosti dlya predotvrashche-niya i kontrolya stroitel'nykh avariy. Pekin, Ministerst-vo zhilishchnogo stroitel'stva i gorodskogo i sel'skogo razvitiya Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Safety standards for the prevention and control of construction accidents]. Beijing, Ministry of Housing and Urban and Rural Development of the People's Republic of China Publ., 2019. Available at: http://www.mohurd.gov. cn/wjfb/201808/t20180821_237293.html (accessed: December 13, 2020). (In Russian)
12. Xiaoyong L. An investigation of safety management in construction workplace in China. Lecture Notes in Electrical Engineering, 2018, no. 144, pp. 321-329.
13. Fang D. Benchmarking studies on construction safety management in China. Journal of Construction Engineering and Management, 2018, no. 21, pp. 132155.
Received: December 12, 2020 Accepted: December 15, 2020
Author's information:
Tang ZHONGSHENG - Postgraduate Student; [email protected]