Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОКАТНЫХ ЭКСКУРСИЙ'

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОКАТНЫХ ЭКСКУРСИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСКУРСИИ / САМОКАТЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ЭКСКУРСИИ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Тестина Яна Сергеевна

В статье рассмотрено достаточно новое направление в туризме: самокатные экскурсии. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются их организаторы, определены угрозы, связанные с безопасностью самокатных экскурсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY PROBLEMS DURING THE ORGANIZATION OF SCOOTER EXCURSIONS

The article considers a fairly new direction in tourism: scooter excursions. The main problems faced by their organizers have been identified. The risks associated with the safety of scooter excursions have been determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОКАТНЫХ ЭКСКУРСИЙ»

.net/publication/299780413_Security's_Role_in_the_ Organization (дата обращения: 29.07.2021).

25. Gottschalk, P. (2017), «Private police legitimacy: the case of internal investigations by fraud examiners», Policing: An International Journal, Vol. 40 № 3, pp. 628640. URL: URL: https://doi-org.ezproxy. unecon.ru/10. 1108/PIJPSM-04-2016-0053 (дата обращения: 29.07.2021).

26. Horgan, S., Collier, B., Jones, R. and Shepherd, L. (2021), «Re-territorialising the policing of cybercrime in the post-COVID-19 era: towards a new vision of local democratic cyber policing», Journal of Criminal Psychology, Vol. 11 №. 3, pp. 222-239. URL: https://doi-org.ezproxy.unecon.ru/10.1108/JCP-08-2020-0034 (дата обращения: 29.07.2021).

27. Hasbini, M.A., Eldabi, T. and Aldallal, A. (2018), «Investigating the information security management role in smart city organisations», World Journal of Entrepre-neurship, Management and Sustainable Development, Vol. 14 №. 1, pp. 86-98. https://doi.org/10.1108/ WJEMSD -07-2017-0042 (дата обращения: 29.07.2021).

28. Fischbacher-Smith, D. (2017), «When organisational effectiveness fails: Business continuity management and the paradox of performance», Journal of Organizational

Effectiveness: People and Performance, Vol. 4 № 1, pp. 89-107. URL: https://doi-org.ezproxy. unecon.ru/ 10.1108/ JOEPP-01 -2017-0002 (дата обращения: 12.08.2021).

29. Asmah, A.E., Atuilik, W.A. and Ofori, D. (2020), «Antecedents and consequences of staff related fraud in the Ghanaian banking industry», Journal of Financial Crime, Vol. 27 № 1, pp. 188-201. URL: https://doi-org.ezproxy.unecon.ru/10.1108/JFC-03-2019-0034 (дата обращения: 12.08.2021).

30. Amasiatu, C.V. and Shah, M.H. (2019), «The management of first party fraud in e-tailing: a qualitative study», International Journal of Retail & Distribution Management, Vol. 47 № 4, pp. 433-452. URL: https://doi-org.ezproxy.unecon.ru/10.1108/IJRDM-07-2017-0142 (дата обращения: 12.08.2021).

31. Gilbert, M. and Wakefield, A. (2018), «Tackling fraud effectively in central government departments: A review of the legal powers, skills and regulatory environment of UK central government counter fraud teams», Journal of Financial Crime, Vol. 25 № 2, pp. 384-399. URL: https://doi-org.ezproxy.unecon.ru/10.1108/JFC-01-2017-0006 (дата обращения: 12.08.2021).

УДК 656.1:379.8

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОКАТНЫХ

ЭКСКУРСИЙ

А.В. Кучумов1, Я.С. Тестина2

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, Россия, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

2Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9.

В статье рассмотрено достаточно новое направление в туризме: самокатные экскурсии. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются их организаторы, определены угрозы, связанные с безопасностью самокатных экскурсий.

Ключевые слова: безопасность, экскурсии, самокаты, транспортные экскурсии, туризм.

SAFETY PROBLEMS DURING THE ORGANIZATION OF SCOOTER EXCURSIONS

A.V. Kuchumov, Ya. S. Testina

St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, d. 30-32, letter A. St. Petersburg State University, 199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya nab., 7-9. The article considers a fairly new direction in tourism: scooter excursions. The main problems faced by their organizers have been identified. The risks associated with the safety of scooter excursions have been determined. Keywords: safety, excursions, scooters, transport excursions, tourism.

Туризм развивается вместе с запросами потребителей, следует веяниям моды, трендам и, в общем и целом, изменяется вместе с остальным миром. Если меняются

потребности потребителей, трансформируется и предложение на рынке, и туристская отрасль - не исключение.

1Кучумов Артур Викторович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, тел.: +7 911 767-55-54, e-mail: arturspb 1@yandex. ru:

2Тестина Яна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры страноведения и международного туризма, тел.:+7 911 930-66-20, , e-mail: y.testina@spbu.ru.

Появляются качественно новые продукты и услуги. Так на туристический рынок вошли уже полюбившиеся всем и нашедшие свою аудиторию виртуальные туры и экскурсии по музеям, отелям, отдельным достопримечательностям, кинотуры, промышленные туры, гастрономические туры и многое другое. В ответ на возрастающую с каждым годом популярность средств индивидуальной мобильности, появляются туристические продукты и экскурсионные программы с вовлечением средств микромобильности в процесс отдыха и познания мира.

Наибольшие темпы роста среди средств индивидуальной мобильности по продажам и частоте использования за последние 5 лет показали самокаты и электросамокаты [1]. Туристическая отрасль подхватила эту тенденцию и во многих европейских и американских городах представлено большое разнообразие экскурсионных программ с использованием преимущественно электросамокатов. Вслед за западными соседями самокатные экскурсии проникли в Россию.

До ухудшения эпидемиологической ситуации в 2020 году и закрытия границ, самокатные экскурсии были на пике своего расцвета, однако спрос на них резко упал в связи с пандемией коронави-руса, и сейчас они постепенно возвращаются на рынок.

В 2019 году отчёт об успешном сезоне самокатных экскурсий зарегистрировали USA Today, представив топ-10 городов, где наиболее успешно вписаны в городскую среду службы проката самокатов, или кикшеринга, и самокатные экскурсии. В топе представлены:

Санта Моника, штат Калифорния;

Париж, Франция;

Вашингтон, округ Колумбия;

Денвер, Колорадо;

Сан Франциско, калифорния;

Шарлоттсвилль, Вирджиния;

Тель Авив, Израиль;

Остин, Техас;

Шарлотта, Северная Каролина;

Портленд, Орегон.

Среди российских городов самокатные экскурсии по сей день проводятся в Москве, Сочи, Тюмени. В 2019 году несколько проектов были запущены в Санкт-Петербурге, в том числе и бесплатные самокатные экскурсии от проекта «Открытый город», также были предложения экскурсий на электросамокатах и финском чуде техники - кикба-йках, однако тяжёлый сезон 2020 года не позволил самокатным экскурсиям укорениться на туристическом рынке Санкт-Петербурга, и на данный момент предложения подобных экскурсионных программ не наблюдается.

В зависимости от вида используемого транспорта экскурсии можно разделить на два или три типа:

1. Пешеходные. В рамках такой экскурсии экскурсанты передвигаются между объектами показа пешком в сопровождении гида;

2. Транспортные. Транспортная экскурсия предполагает перемещение между объектами показа на определённом виде транспорта;

3. Комбинированные. Комбинированная экскурсия сочетает в себе признаки двух других типов экскурсий - транспортной и пешеходной.

В связи с изменениями потребительских предпочтений в качестве средства передвижения для перемещения во время транспортной экскурсии привлекаются различные виды транспорта.

Туризм не стоит на месте и следует веяниям трендов, моды, внедрению и использованию инноваций. Вместе с ростом популярности на средства микромобильности, такие как самокаты, скейтборды, гироскутеры, моноколёса, в зависимости от размера транспорта под эту категорию иногда попадает даже велосипед, туристический бизнес всё чаще и чаще обращается к использованию подобных средств передвижения для решения проблемы передвижения в рамках больших городов, разгрузки общественного транспорта и городского трафика в целом.

Самокаты обладают гораздо большей колеёй доступности, чем другие подобные средства микромобильности. Благодаря простоте использования, возрастные показатели среди тех, кто использует самокат в качестве средства передвижения, имеют гораздо более широкие рамки, чем велосипед и любое другое средство микромобильности. Электросамокат - средство передвижения, доступное даже для категории старше 60 лет. Также благодаря простоте использования осматривать объекты с самоката гораздо удобнее, чем с велосипеда, скейтборда, поскольку благодаря конструкции ничто не мешает осмотру окрестностей во время поездки - руль находится внизу, расположение тела человека - вертикальное.

Для того, чтобы пояснить сказанное выше, обратимся к видам и определению микромобильности.

Микромобильность представляет собой использование маленьких, легковесных средств передвижения со средней скоростью, колеблющейся между 10 и 25 км/ч, наиболее подходящим для передвижения на низких скоростях.

Средства микромобильности могут быть: -на мускульной тяге или на электрической; -частными или арендуемыми; -движущиеся с максимальной скоростью в 25 км/ч, реже - со скоростями, достигающими 45 км/ч.

К средствам микромобильности не относятся:

-средства передвижения, оснащённые двигателем внутреннего сгорания;

-средства передвижения, чья скорость движения превышает 45 км/ч.

А.В. Кучумов, Я.С. Тестина

Самокатную экскурсию можно определить, как особую разновидность транспортной экскурсии, во время которой группа экскурсантов и гид-экскурсовод перемещаются между объектами показа, используя определённые средства индивидуальной мобильности: самокаты и электросамокаты.

Для того, чтобы выявить преимущества использования самоката в качестве транспорта для передвижения межу объектами показа в ходе экскурсионной программы, сравним его с пешеходной, велосипедной и автобусной экскурсией.

Преимущества самоката перед пешеходной экскурсией:

-пешеходные экскурсии сопряжены с сильной утомляемостью при длительных программах, в то время как во время самокатной экскурсии затрачивается меньше физических сил за преодоление большего расстояния;

-самокат позволяет осмотреть большее количество объектов показа за одну экскурсию;

Преимущества самоката перед автобусной экскурсией:

-обзор с платформы самоката выше, чем из окна автобуса;

-самокат помогает решить проблему трафика - в то время как автобус может застрять в пробке, самокат, благодаря маневренности может передвигаться даже по узким улочкам;

-езда на свежем воздухе поднимает настроение и общее самочувствие - на самокате не нужно томиться в душном автобусе.

Преимущества самоката перед велосипедной экскурсией:

-транспортабельность. Самокат просто складывается и лёгок в транспортировке;

-обзор достопримечательностей с платформы самоката позволяет увидеть больше, чем с велосипеда, поскольку положение самокатчика строго вертикальное;

-правила дорожного движения как для пешеходов;

-самокат осваивается гораздо легче, чем велосипед, что подтверждается постоянно растущим спросом на этот вид транспорта.

Самокаты бывают различных видов, передвижение на этом виде транспорта сопряжено с видом и типом используемого оборудования и инвентаря. Основное разделение связано с использованием мускульной или электрической тяги.

Самокаты по правилам дорожного движения приравниваются к пешеходам, однако им разрешено движение не более 3 средств передвижения в ряд, в пределах тротуара или вело- вело-пешеход-ной дорожки.

Для группы людей, передвигающейся на самокатах, должен быть произведён инструктаж, освещающий основные моменты, связанные с устройством средства передвижения, особенностями его управления и правилами дорожного движения на улицах города, во избежание возможных

нечастных случаев и травмирования самокатчиков во время групповой поездки, рекомендуется надевать защиту для головы в виде шлема, а также конечностей в виде налокотников и наколенников. Основные виды травм, с которыми сталкиваются пользователи электросамокатов, по данным Калифорнийского университета (США) представлены на рисунке 1.

Использование данного вида транспорта сопряжено со значительным риском. Именно поэтому происходит ожесточенная борьба противников и защитников применения самокатов.

По данным МВД, в 2020 году в России зарегистрирована 331 авария с средствами индивидуальной мобильности. Это на 180% больше, чем в 2019 году. В результате аварий в прошлом году погибло 6 человек и было ранено 347. В Москве в 2021 году число аварий с электросамокатами и другими утройствами выросло на 71% [3].

Виды инцидентов, % ' 10,9%

8,9% % 80,2%

■ Падения

■ Столкновения с движущимся транспортом

■ Столкновение с неподвижными объектами

Наиболее распространенные травмы, %

■ Переломы костей

■ Травмы головы

■ Порезв, растяжения, ушибы

" Другое

Рисунок 1 - Типичные травмы, получаемые в ходе использования электросамоката [2]

В июне 2021 года в Санкт-Петербурге ввели ряд ужесточений, связанных с использованием кик-шеринга. Ряд компаний по прокату электросамокатов ограничили скоростной режим на основных транспортных артериях города. Кроме того, запрещена парковка возле метро и возле популярных достопримечательностей, к примеру, на Дворцовой площади.

Если пользователь нарушил правила одной компании (например, припарковался в неположенном месте или наехал на прохожего), то его включат в единый черный список и в перспективе он не сможет воспользоваться электросамокатами [4].

Для анализа спроса на самокатные экскурсии было проведено социологическое исследование 154 респондентов. Данные опроса представлены на рисунках 3-8.

-Да ■ Нет

Рисунок 2 - Ответ респондентов на вопрос «Нравится ли Вам активный отдых?»

Пешком Ни на одном из них ■ Скейтборд Электросамокат Велосипед

0 50 100

Рисунок 3 - Ответ респондентов на вопрос «Выберите средства индивидуальной мобильности, с помощью которых Вы можете передвигаться?»

Таким образом, выявлен спрос на самокатные экскурсии, однако, большинство респондентов склоняются к использованию самокатов на мускульной тяге, а не электросамокатов.

Основными препятствиями, которые могут помешать использованию данного вида транспорта в туризме:

-узкие улицы центральных районов города; -участки тротуаров, выложенные тротуарной плиткой или булыжником;

-лестницы и подземные пешеходные переходы;

■ Самокат

■ Электросамокат

■ Велосипед

■ Роликовые коньки

■ Скейтборд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Гироскутер/сигвей

■ Никакие

Рисунок 4- Ответ респондентов на вопрос «Какие средства индивидуальной мобильности Вы считаете самыми простыми в управлении?»

-длительные остановки в ожидании зелёного сигнала светофора;

-правила дорожного движения, приравнивающие самокаты к пешеходам;

-запрет на въезд на территорию некоторых достопримечательностей.

Устранение вышеперечисленных препятствий, повышение безопасности при организации самокатных экскурсий позволит увеличить спрос

на туристские маршруты, интенсифицировать их создание и диверсифицировать туристские продукты региона.

■ Да, видел(-а) предложения, но не участвовал(-а)

■ Да, посещал(-а)

■ Нет, не знаю о проведении таких экскурсий

Рисунок 5 - Ответ респондентов на вопрос «Знаете ли Вы о существовании самокатных экскурсии?»

■Да ■ Нет

Рисунок 6 - Ответ респондентов на вопрос «Хотели бы Вы попасть на самокатную экскурсию?»

До 1000 руб.

- 1000-1500

- 1500-2000

- 2000-3000 ■ Более 3000 руб.

Рисунок 7 - Ответ респондентов на вопрос «Какова на Ваш взгляд оптимальная стоимость самокатной экскурсии с включенной арендой самоката и экипировкой продолжительностью до 3 часов?»

Литература

1. Davies, N., Blazejewski, L. and Sherriff, G. (2020), The rise of micromobilities at tourism destinations, Journal of Tourism Futures, Vol. 6 No. 3, pp. 209-212. https://doi.org/10.1108/JTF-10-2019-0113

2. В Калифорнии проанализировали аварии с участием электрических самокатов/ Официальный сайт газеты «Коммерсант» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3880085 (Дата обращения 27.06.2021)

3. Электросамокаты убирают с тротуаров / Движение ограничат в зависимости от веса средства передвижения// Официальный сайт юридического портала Zakon.ru [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/discussion/2021/6/9/elektrosamokaty_ubira yut_s_trotuarov__dvizhenie_ogranichat_v_zavisimosti_ot_ vesa_sredstva_peredvizhe (Дата обращения 27.06.2021)

4. В Петербурге создадут «черный список» самокатчиков/ Новостной портал znak.com// [Электронный ресурс] URL: https://www.znak.com/2021-05-28/v_peterburge_sozdadut_chernyy_spisok_samokatchikov (Дата обращения 27.06.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.