ПРОБЛЕМЫ АРМЯНСКИХ КВАРТИР И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНТЕРЬЕРОВ В 1991-2010 ГГ. Микаелян Т.Р.
Микаелян Рузанна Тиграновна - Кандидат искусствоведения, младший сотрудник, Национальная академия наук Армении: отдел архитектуры, преподаватель, Государственная академия художеств Армении, Национальный политехнический университета Армении, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: в статье представлена история развития дизайна интерьера квартир и проблемы квартир в Армении в период 1991-2010 гг. Цель исследования - выявить стилистические, художественные особенности оформления интерьера квартир в указанный период, а также этапы развития дизайна интерьера квартир по хронологии. Тема интересная и актуальная, поскольку сегодня существует большой интерес к армянским интерьерам, и этот важный этап является новейшей частью этой истории.
Ключевые слова: квартира, дизайн, мебель, интерьер, стиль, планировка, ремонт, проект, здания.
УДК 747.012
После распада Советского Союза, по постановлению от 1 сентября 1993 года, в Республике Армения квартиры, которые ранее приобретались порядке очереди или кооперативным способом, были переданы в частную собственность^-2]. Это позволило жителям Еревана и регионов свободно распоряжаться своей недвижимостью, что помимо положительных моментов, имело и негативные последствия: почти во всех дворах начали активно застраивать открытые балконы и лоджии, превращая их в жилые помещения, а те, у кого не было открытого балкона просто увеличивали площадь вниз, используя колонны или столбы. Верхние этажи советских домов активно превращались в мансарды и т. д. Иногда в интерьерах нарушалась прочность стен, частично демонтируя их. Тем не менее, вернувшись к положительным сторонам следует отметить, что либерализация рынка позволила иметь более широкий выбор строительных материалов мебели и текстиля.
В 1990-1996 годах большинство армянских квартир оставались в советском оформлении, но проводились косметические ремонты. Обои и другие отделочные материалы, такие как плитка и мозаика, в начале завозились из других постсоветских республик, бывших социалистических стран, а также из небольших строительных магазинов. До 1996 года серьезной проблемой оставались центральное отопление и электроэнергия. Люди пытались бороться с холодными зимами своими силами, используя самодельные печи, искусственные обогреватели, керосиновые обогреватели, а также временно включали электронагреватели и плитки. С 2005 года проблема отопления начала решаться через установку котлов.
Ситуация изменилась в 1996-1998 годах, когда улучшение бытовых условий и стабилизация экономики позволили людям создавать комфорт в своих домах. Развитие бизнеса дало возможность создать платформу для нового строительного рынка. В пригородных районах на юго-западе Еревана начали формироваться небольшие мастерские по производству мебели, которые работают до сих пор. Мебель, изготовленная на этих мастерских, получила название «Паракарский». «Паракарская» мебель делилась на два типа: местного производства и импортируемую в основном из азиатских и арабских стран, таких как Малайзия, а позднее и из Объединенных Арабских Эмиратов в частности из города Дубая. Особенно популярны были так называемые «горки» монументальные буфеты и комоды из натурального дерева, выполненные в стиле нео-барокко и классика с декоративной резьбой в светлых и темных оттенках. Обои в основном были бежевыми телесного цвета с ромбовидным рисунком, в центре которого располагались цветочные композиции, а важным атрибутом гостиной был огромный деревянный стол. Наряду с новой мебелью люди также использовали советскую модульную мебель особенно «стенки», которые многие до сих пор используют. Особенно популярными были шторы, в частности перекидные балдахины и маркизы. В дополнение к этому в армянских домах часто использовались армянские и персидские ковры, которые также вешали на стены в соответствии с древними армянскими традициями.
Кроме того, в армянских домах существовал обычай накрывать мягкую мебель в частности диваны и кресла покрывалами. В советские годы эти покрывала привозились из ГДР, а позже из Садахло. Они были сшиты из плотной ткани, наподобие гобелена, с персидским орнаментом, обычно в темных или светлых коричневых оттенках, с сложными декоративными узорами. В 2000 году появился новый тренд, названный евро-ремонтом. Евро-стандарты проявлялись в первую очередь в изменении профилей дверей и окон, были установлены алюминиевые и пластиковые профили. Обои были заменены на неровные
покрашенные стены а техника покраски стен с использованием роликов становилась популярной с текстурированными, рельефными поверхностями. Особенно характерна была монументальная мягкая мебель, огромные кресла и большие неугловые диваны с велюровыми обивками, которые буквально заполняли маленькие хрущевки[3].
Не менее гигантские кровати также занимали половину площади спален. Во многих квартирах полностью исчезли старые элементы мебели, такие как тахты, кресла и прочее. В 2004-2006 годах в армянских интерьерах появились различные и многослойные мебельные стили. Активно использовалась мебель с имитацией дерева, в частности, изготовленная из МДФ и ламината. Появление крупных строительных компаний на рынке глобализация заставили людей задуматься о дизайне интерьера. Актуальным стало приглашение дизайнера или консультация с ним, что привело к стилистическому и композиционному единству. Вернулись в моду обои с цветочными, абстрактными рисунками. Магазины, работающие в Армении, предлагали покупателям широкий ассортимент облицовочных материалов, исчезла традиция использования паркета, активно начали использовать плитку мозаичного типа (керамогранит). Уже в 2006-2008 годах стал трендом объединение гостиной и кухни, между которыми строили бар. Особенно этот прием использовался в маленьких гостиных площадью до 20 кв.м. для визуального увеличения пространства. В тот же период монументальная мягкая мебель продолжала оставаться актуальной, помимо жесткой обивки использовались кресла и диваны с кожаной или экокожаной отделкой в светлых оттенках. В детских комнатах активно использовались обои и текстиль с изображениями персонажей из мультфильмов, особенно в этот период стали популярными глянцевые поверхности. В этот период активно началось строительство новостроек в Ереване и регионах, которые в народе называли «элитными» домами. Эти здания строились по новым стандартам, с большими площадями, высокими потолками иногда уже с объединенной кухней-гостиной.
В 2008-2010 годах возник большой интерес к подвесным искусственным потолкам. Они имели настолько высокий спрос, что их можно было встретить в каждом втором доме, и часто имели различные сложные узоры, такие как геометрические элементы, цветы, различные звездные композиции, которые делались в несколько рядов и украшались точечными светильниками. Эти потолки часто окрашивались в яркие насыщенные цвета. В тот же период, наряду с обоями, начали использовать технику покраски, известную как венецианская штукатурка, особенно актуальными были оттенки красно-оранжевого цвета для отделки стен. Такие покрытия иногда имели сатиновый блеск. Немного позже стали популярными так называемые французские или натяжные потолки с различными узорами. В этот период стало очень модным искусственное кирпичное покрытие с бетонным основанием, которое применялось в кухнях.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что развитие армянских интерьерных решений следовало вполне закономерным этапам, которые в значительной степени зависели от экономической и социальной ситуации в стране. Тяжелые бытовые условия в первые годы независимости отодвинули на второй план вопросы комфорта в домах, однако даже в этих условиях люди старались создать определенный комфорт. Позднее доступность рынка и доступность мировых трендов и моды через телевидение, журналы, а позже и через интернет, позволили быстрее развивать интерьерный дизайн в Армении.
Список литературы
1. Григорян А.Г., ТовмасянМ.Л. Григорян Архитектура советской Армении. М.: Стройиздат.1986
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arlis.am/documentview.aspx?docid=3345
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ollandstudio.ru/project/1248/