Научная статья на тему 'Проблемы архитектурно-пространственной организации музеев-заповедников'

Проблемы архитектурно-пространственной организации музеев-заповедников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
290
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бутенко В. А.

Освещена проблема проектирования музеев-заповедников. Статья опирается на материал воссоздания архитектурно-пространственной организации в государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское». Основой проектирования автор считает ландшафтное планирование. Вся территория музея-заповедника условно делится на три принципиально разных вида ландшафта: мемориальный, природный и антропогенный. Программа конкретных действий и мероприятий по развитию музея-заповедника составляется с учетом уравновешивания этих трех критериев оценки территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бутенко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы архитектурно-пространственной организации музеев-заповедников»

УДК 711.112

В.А. БУТЕНКО, аспирант,

СПбГАСУ, Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ

Освещена проблема проектирования музеев-заповедников. Статья опирается на материал воссоздания архитектурно-пространственной организации в государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское».

Основой проектирования автор считает ландшафтное планирование. Вся территория музея-заповедника условно делится на три принципиально разных вида ландшафта: мемориальный, природный и антропогенный. Программа конкретных действий и мероприятий по развитию музея-заповедника составляется с учетом уравновешивания этих трех критериев оценки территории.

«Государственный музей-заповедник - учреждение культуры, созданное ... для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях» [1; глава 1, статья 3].

Музей-заповедник как объект проектирования представляет собой сложную архитектурно-пространственную систему, находящуюся в постоянном развитии - динамике. Этот вид музеев сейчас наиболее интенсивно развивается.

До последнего времени проектирование музеев-заповедников оперировало такими понятиями, как интуиция, здравый смысл и накопленный опыт. Это естественно и закономерно, ведь организация музеев под открытым небом в значительной степени является творческим процессом. В то же время этот процесс связан с необходимостью учета объективных условий и закономерностей, определяющих принципы функционирования на всей территории музея-заповедника. Следовательно, необходимо сочетание творческого поиска проектировщика и строгого научного, рационального начала в процессе проектирования такого объекта, как музей-заповедник.

«В настоящее время. человек своей деятельностью коренным образом изменяет компоненты природы, появляется проблема сосуществования человеческого общества и окружающей его среды. Человек в своей жизнедеятельности не может отказаться ни от использования природы, ни от изменения компонентов природы, ни от научно-технического прогресса» [4, с. 3].

Эта же проблема не обошла и музеи-заповедники. Территория таких образований должна отвечать как требованиям музея, так и требованиям заповедника. Им необходимо вести музейную деятельность и охранять природные ресурсы одновременно.

Требуется научное обоснование синтеза природных процессов и деятельности человека. Законы формирования, функционирования и развития музеев-заповедников не являются ни чисто природными, ни чисто социаль-

© В. А. Бутенко, 2007

ными, они дают возможность учитывать все процессы при взаимодействии человека и природы. Учет этих законов как раз и должен обеспечить проектирование музеев-заповедников как совместного развития природы и человеческого общества.

Следует обратить особое внимание на недвижимые памятники, на основе которых образовывались музеи под открытым небом. Музеефицированные или чаще восстановленные архитектурно-ландшафтные комплексы на месте их бытования используются для экскурсионного показа. Историкокультурные памятники (в том числе не восстановленные) составляют мемориальную часть музеев-заповедников, а занимаемые ими территории мы будем называть мемориальными ландшафтами [3, с. 93-97].

«Ландшафт - основная единица в иерархии природных территориальных комплексов. Эта категория имеет большое значение для упорядочения разнообразных факторов при исследовании территории» [4, с. 17].

«Ландшафтное планирование - это совокупность методических инструментов, используемых для построения такой пространственной организации деятельности общества в конкретных ландшафтах, которая обеспечивала бы устойчивое использование и сохранение основных функций этих ландшафтов...» [7, с. 7].

Основными видами деятельности музеев-заповедников являются: научно-фондовая, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, рестав-рационно-консервационная, просветительская и экскурсионно-туристская, природоохранная, редакционно-издательская и рекламная, оперативнохозяйственная, международная, охранная [1, глава II, статья 7, пункт 2].

Основными задачами музея-заповедника являются: 1) восстановление и сохранение комплексов (объектов) культурного и природного наследия, а также культурной и природной среды; 2) осуществление просветительской, научно-исследовательской, образовательной и экскурсионно-туристской деятельности; 3) сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий; 4) хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций [1, глава II, статья 6].

Любая из этих функций и задач требует соответствующей зоны в границах музея-заповедника. Музейная деятельность требует создания нескольких видов территорий с разными функциональными назначениями: зона экскурсионного показа, зона туристического обслуживания, административная зона, рекреационная зона и т. д. Таким образом, зона является объединенной группой ландшафтов, которые используются человеком с определенным функциональным назначением.

Структура музея-заповедника резко усложняется, если он имеет раздельное право пользования земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами с другими юридическими и физическими лицами [1, глава I, статья 4]. В этом случае на территории такого музея под открытым небом оказываются жилая, промышленная и сельскохозяйственная зоны, не связанные с деятельностью музея-заповедника. Следовательно, использование ландшафтов человеком расширяется.

Ландшафтное планирование - это коммуникативный процесс, в который вовлекаются все субъекты и природной, и хозяйственной, и музейной деятельности на территории музея-заповедника. Этот процесс обеспечивает выявление интересов и проблем, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий [7, с. 7].

Конечным же результатом ландшафтного планирования является программа, определяющая основные направления природопользования, ведения деятельности и соответствующие им основные ландшафтные функциональные зоны на территории музея-заповедника.

Обоснованием таких предложений являются три блока исследований природного, историко-культурного и градостроительного потенциалов. Выявляется информационный каркас территории, «перечень проблем анализируемой площади и составляется дерево целей реализации этих проблем. В ходе анализа учитываются экологические, социальные, политические и экономические условия развития» [7, с. 32] и уже имеющиеся мемориальные факторы.

«Ландшафтный подход по отношению к другим подходам представляет собой ветвь более общего системного подхода и обладает всеми его чертами. Ландшафтный подход направлен на изучение целостности изучаемого объекта, обусловленной взаимоотношениями его элементов и связями со средой. Изучая любой объект или любой процесс на Земле, важно знать, что он либо входит в одну ландшафтную систему, либо охватывает несколько таких систем. Объект исследования или является проявлением ландшафта (природный. - Авт.), или испытывает его влияние (мемориальный. - Авт.), или сам способен его изменить» (антропогенный. - Авт.) [4, с. 10-11].

«Суть ландшафтного подхода: рассмотрение не только объекта изучения, но и его среды как иерархически сложно сформированного целого... Привлечение ландшафтного подхода к разработке и решению проблем взаимодействия общества и природы, проектированию и созданию природнотехнических геосистем, природоохранной деятельности подтвердило его работоспособность в междисциплинарных научно-технических разработках»

[4, с. 11].

Системный подход позволяет разработать обобщенные модели ландшафта как системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов. Музей-заповедник состоит из трех принципиально разных видов ландшафтов: мемориальный (музей), природный (заповедник), антропогенный (здесь живут и работают люди, посещают туристы). Значит, на организацию музея-заповедника влияют три вида противоречивых факторов, иногда конфликтующих между собой. Ландшафтный подход позволит решить данную проблему.

Представить территорию музея-заповедника в виде модели (в данном случае выраженной в картах, характеризующих ее по разным параметрам) помогут три блока исследований.

«Моделирование - мощный инструмент познания природы. Модель подобна оригиналу. Она замещает объект изучения на определенное время. Построение моделей основано на двух принципах: редукционизма, т. е. разложения сложного объекта на элементы для упрощенного его изучения, и интегра-тизма - объединения этих элементов для синтеза. Это незаменимый способ

исследования таких сложно организованных объектов, как ландшафты. Существует образное выражение характеристики функций моделей: «Модель - это мост между наблюдением и теорией» [4, с. 11].

Далее рассматривается каждый из трех блоков отдельно.

Первый блок исследования. Геоэкологический анализ. «Для учета особенностей природно-экологических условий крупномасштабного планирования, оценки и разработки целевых установок развития выбираются наиболее значимые природные компоненты. Чаще всего в качестве таковых в данном масштабе выступают почвы, виды и биотопы, ландшафты и их рекреационный потенциал» [7, с. 34].

Исследование природной составляющей осуществляется в два основных этапа. Первый - «инвентаризация - сбор и обобщение всей доступной информации о природной среде территории, ее социально-экономических условиях, структуре и особенностях землепользования, а также выявление основных конфликтов природопользования в контексте анализа экологических проблем территории» [7, с. 9]. Второй - «оценка природных условий и потенциала территории планирования в категориях значения (ценности) и чувствительности, а также оценка характера использования земель» [7, с. 9]. В этом виде исследования используются в основном натурные обследования и письменные источники.

«Разработка целевых концепций развития проводится на основе материалов оценочного этапа. В рамках целевых концепций использования отдельных природных компонентов и интегрированной целевой концепции можно выделять 3 типа целей с подцелями: сохранение, развитие и улучшение» [7, с. 37].

Также очень важно взять в расчет ценность территории в совершенно другой категории: эстетический анализ (по К.И. Эрингиз и А.-Э. А. Будрюнас, Институт ботаники АН Литовской ССР). «Природные эстетические ресурсы -это вся окружающая нас природная среда, вызывающая у наблюдающего ее человека эстетическое удовлетворение. Под природной средой следует понимать не только находящуюся в естественном состоянии, но и тронутую человеком среду с отдельными антропогенными включениями (постройками, сооружениями).

Говоря о природных эстетических ресурсах, мы имеем в виду прежде всего пейзажи, т. е. видимые единицы природной совокупности. Разумеется, человек испытывает эстетическое удовлетворение не только от видимых природных комплексов, особенно впечатляющих пейзажей, но и от отдельных их деталей или даже от отдельных либо одиночных объектов. Последние, взятые отдельно, не входят в рамки настоящей работы.

Пейзаж ограничивается углом обзора и глубиной перспективы. Таким образом, пейзажем. мы называем ландшафт в пределах видимости. Ландшафт -. комплекс любого ранга рельефа, вод, климата, почвы, растительности, животного мира и других природных компонентов, а также созданных человеком сооружений» [2, с. 107].

«Говоря об эстетичности природы, следует признать, что красота является единственной всеобщей и отчетливо проявляющейся категорией. О кра-

соте мы можем судить на основании только своих собственных впечатлений или переживаний. Это специфическое свойство красоты... объективную основу красоты природы составляют оптимальное разнообразие и гармония.

... Однако необходимо отметить, что по причине зрительных свойств глаза человека при эстетическом восприятии и оценке пейзажа лучше всего осознаются формы, цвета и четкость, которые и образуют бесконечные комбинации разнообразия» [2, с. 111].

«Субъективный же предопределяющий оптимальность разнообразия фактор - это понятие эстетического идеала... Лишь немногие признаки пейзажа, которые оцениваются с помощью разработанной методики, являются субъективными. Так, например, определение такого признака, как величественность всего пейзажа или его отдельных компонентов, относится к области субъективной эстетической оценки. Ведь это не только свойство объективно существующей природной среды» [2, с. 112-113].

«Аналитический подход к вопросу об изучении природных объектов рекреации позволяет выделить несколько аспектов, в том числе эстетический и экологический (гигиенический). В свою очередь, эстетическое восприятие природы (пейзажей) также имеет не только эстетические, но и экологические моменты. Это вызвано тем, что наслаждаться красотой природы обычно приходится, находясь посреди самой природы. Поэтому, называя пейзажем только видимую в каждом конкретном случае часть ландшафта, мы имеем в виду только такую его часть, которая открывается со специально подобранных для обзора точек. Следовательно, пейзаж и подступ к нему (видовая точка) органически между собой связаны и один без другого теряют свое значение.

Пейзажный подступ - это место, откуда мы смотрим на пейзаж. Пейзажный подступ, в нашем понимании, означает не строго ограниченную точку, а топографическое пространство на поверхности земли. Площадь и форма подступа могут быть самыми разнообразными.

При изучении эстетических ресурсов ландшафта какой-нибудь территории следует особое внимание уделять выявлению наиболее эффективных точек обзора, т. е. вышеупомянутых пейзажных подступов, с которых изучаемый объект открывается в самых живописных ситуациях.

Таким образом, исследование пейзажей возможно лишь комплексным эколого-эстетическим методом. Эстетическую часть представляет методика оценки пейзажа, а экологическую - методика оценки пейзажного подступа. При исследовании пейзажа оцениваются в основном те его особенности, которые действуют на зрительные органы человека. Пейзажный подступ оценивается и по экологическим признакам. Здесь внимание обращается в основном на то, насколько окружающая среда пригодна для человека и насколько она загрязнена или же в каких масштабах изуродованы природные комплексы. Для эстетической оценки пейзажа всего отобрано 80 эстетически важных признаков, а для экологической оценки пейзажного подступа - 50 признаков. Сначала оценивается каждый признак отдельно, и только после этого выводится общая оценка пейзажа и пейзажного подступа» [2, с. 114-115].

Этот блок исследований дает анализ природных ландшафтов, выявляет зоны чувствительности и ценности с экологической точки зрения. И в зависи-

мости от состояния природной среды вся территория музея-заповедника делится на три основные зоны в зависимости от целей использования отдельных природных компонентов: сохранения, развития, улучшения. Эти зоны регламентируют типы действий и мероприятий: экстенсивное или интенсивное использование, «неиспользование», сохранение прежнего уровня использования и все возможные варианты перехода из одного состояния в другое.

Территория музея-заповедника является заповедной, особо охраняемой. Следовательно, должны учитываться «экологические проблемы, которые решаются не только через природоохранные мероприятия, но и экономические и иные действия» [7, с. 32-33].

Второй блок исследования. «Историко-генетический анализ планировочной организации территории музея-заповедника. Предлагаемый метод основывается на выявлении своеобразного фонда преемственных историкомемориальных ценностей (практических, эстетических, материальных, духовных), аккумулированных на той или иной территории, в ходе ее исторического освоения - так называемого исторического потенциала района расселения. Суть метода состоит в комплексном анализе динамики становления форм расселения и факторов, определяющих характер их эволюции» [6, с. 98-99].

При проведении историко-генетического анализа большое значение имеет, какой музей-заповедник рассматривается. В зависимости от вида музея под открытым небом будет разным охраняемый мемориальный ландшафт, и, как следствие, подход к нему.

Музеи-заповедники, посвященные историческим выдающимся личностям, являются отдельной группой. В их названии есть словосочетание «имени.». Эти музеи по профилю могут быть литературными, художественными, музыкальными, политическими и т. д.

В данной работе будет рассматриваться только этот вид музеев под открытым небом.

Другими характерными чертами этой группы являются следующие. Памятники сохраняются на месте их бытования (in situ), то есть по способу создания: на основе исторически возникших памятников.

Музеи ансамблевого типа (дворец-музей, дом-музей, музей-усадьба). Функцию документирования осуществляют посредством сохранения (консервации, реставрации, воссоздания и т.д.) ансамблей недвижимых памятников, интерьеров, природной и культурно-исторической среды.

Музеи-заповедники данной группы имеют сложную структуру, в их состав входят историко-культурные и природные комплексы. Они имеют установленные границы территории памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении музея-заповедника, и установленные границы охранных зон.

Памятниками таких музеев-заповедников будут считаться, в первую очередь, объекты, непосредственно связанные или ассоциируемые с именем выдающейся личности. Время жизни, возможно, даже эпоха этой личности ориентировочно будет являться оптимальной датой музеефикации объектов на территории заповедника.

Все прочие памятники, не связанные с выдающейся личностью, тоже будут являться мемориальными ландшафтами. Но оптимальная дата их му-зеефикации может не совпадать с эпохой выдающейся личности. Это могут быть памятники археологии. Так же будут считаться мемориальными просто заброшенные старые захоронения.

Таким образом, изучаемое время можно разделить на три периода: история мест до выдающейся личности; эпоха или время жизни выдающейся личности; этапы музеефикации территории музея-заповедника. Периоды не равны по продолжительности. Но они принципиально разные для подхода музеефикации памятников, существующих в эти отрезки времени.

Во времена до появления в этих местах выдающейся личности формировался ландшафт, который впоследствии воздействовал на личность. В этот период выявляются мемориальные места, не связанные с выдающейся личностью, но сами по себе имеющие ценность.

Время жизни или эпоха выдающейся личности - это самый важный период. Ради этих памятников и создавался сам музей-заповедник. Объекты музеефикации этого периода условно можно разделить на две группы. Первая -это объекты, непосредственно связанные с жизнью выдающейся личности. Вторая - это ассоциативные памятники (воспетые в произведениях или являющиеся прототипами).

Время после смерти выдающейся личности - это этапы музеефикации, во время которых ландшафты развиваются по собственным внутренним законам. Заканчиваются же этапы внешним вмешательством с изменением структуры расселения и организации территории. Чаще всего внешними разрушительными силами являются смена политической власти или военные действия.

Каждый из временных этапов рассматривается методом историкогенетического исследования. Он «основан на изучении временных срезов планировочной организации территории и включает три основных этапа:

1. Предварительный анализ и оценка сложившейся структуры расселения и хозяйства.

2. Исследование изменений, происходивших в планировочной организации территории региона с течением времени в различные социально-экономические эпохи по периодам.

3. Синтез и обработка информации по отдельным периодам» [6, с. 99-100].

В ходе историко-генетического анализа используются разные источники: письменные, графические, натурные обследования и т. д.

Цель историко-генетического исследования ландшафтов - узнать, как был устроен ландшафт в прошлом: кем заселен, как эксплуатировался, что и где располагалось [5, с. 8-12].

«На основе полученных данных составляется сводная схема, задача которой - синтезировать накопленную информацию и графически отобразить в пространственном аспекте на современной картоснове все стороны дошедшего до нас» [6, с. 100] мемориального наследия. Получается виртуальная модель ландшафтов на дату музеефикации. Также устанавливается хронология событий, почему он дошел до нас именно в таком виде.

Третий блок исследования. Градостроительный анализ. Проектирование музея-заповедника есть процесс моделирования развития составляющих его элементов и подсистем во всем многообразии их взаимосвязей.

Этот вид исследования основан практически на одних натурных обследованиях и письменных источниках. Выявляя градостроительный потенциал территории, принимаем в расчет антропогенные ландшафты настоящего времени. Градостроительный анализ состоит из нескольких исследований, характеризующих территорию по разным параметрам.

Ландшафтный анализ территории с точки зрения удобства использования человеком. Карта зонирования по благоприятности рельефа (уклоны, экспозиция склонов) дает возможность учитывать особенности рельефа при планировании функций. Карта зонирования по пространственно-визуальным свойствам ландшафта (природные доминанты, тальвеги, водоразделы) дает возможность оценивать соответствие функциональной и композиционной структур природной ситуации на данной территории [6, с. 13-15].

Функциональное зонирование территории может проводиться на качественном (выявление набора и характеристик функциональных элементов) и на количественном (соотношение функций) уровнях. На качественном уровне определяем плотность распределения объектов по территории музея-заповедника: выделяем границы функциональных центров и зоны влияния этих центров, выявляем зоны наивысшей концентрации объектов. На количественном уровне определяем баланс территории на данный период [6, с. 44-47].

Размещение фокусов тяготения населения позволяет определить центры тяготений. В музее-заповеднике целесообразно также провести этот анализ отдельно для туристических потоков. Определение средней удаленности территорий и населения относительно центра. Определяется компактность планировочного решения. Определение границ территории размещения центров тяготения разделяется: по условию доступности; по условию соответствия потенциала места к потребностям размещаемого объекта [6, с. 19-23].

Определение суммарной емкости объектов по критерию транспортной емкости определяет плотность движения транспортных потоков (полосность автодорог, количество автостоянок). Определение емкости и границ транспортно-коммуникативных узловых районов и возможность формирования на их базе комплексов основных видов активности. В этом виде анализа многое зависит от критерия доступности [6, с. 71-72].

Районирование территории по интенсивности связи. Выявляется более предпочтительный вариант планировочной организации инфраструктуры, определяется оптимальное местоположение центров обслуживания разного уровня [6, с. 16-18].

Графический анализ композиционной структуры - это многоуровневое построение композиционного каркаса. Выявляются ансамблевые образования, ритмометрические закономерности строений, характер пространств, их контрастность и нюансные проявления, взаимодействие масс пространств и антропогенных сооружений. В разных масштабах вычерчиваются главные планировочные оси, элементы ритмики показываются точками. Учащающиеся или разрежающиеся элементы показывают векторность композиционных

осей. Готовый анализ сопоставляется с рельефом местности (главными природными доминантами и линиями), функционально-планировочным зонированием территории, системой видимости архитектурно-планировочных объектов и с внешними связями [6, с. 104-107].

Морфологический анализ композиции основывается на принципиальном положении, что объективную картину современного состояния планировочной композиции можно получить лишь в том случае, если рассматривать исторический ландшафт как пространственный организм, развивающийся преемственно и целенаправленно до нашего времени, на всех этапах своего развития стремящийся к созданию гармоничной и целостной композиции в сочетании разновременных структур [6, с. 101-104].

Этот анализ дает картину антропогенных факторов для стабильного, оптимального и комфортного развития музея-заповедника в будущем. Учтены функциональное зонирование, система путей и связей (в том числе туристические потоки), инфраструктура, компактность территории, связь с ландшафтом функций и композиции. Также рассматривается композиционная преемственная связь с прошлым.

Ландшафтное планирование - уравновешивание всех трех видов факторов: природных, мемориальных и антропогенных.

Музеи-заповедники - это особо охраняемые территории, где учитываются экологические проблемы. С другой стороны, музеи под открытым небом являются музеями и должны сохранять мемории.

Перечисленные виды ландшафтов в настоящее время используются людьми под жилую застройку или другие виды деятельности, от которых невозможно отказаться. Следовательно, в таких случаях необходимо стремление максимально сохранить природу, мемории и постепенно переходить на экстенсивный вид использования этого ландшафта. Развитие территории предпочтительно планировать на резервных зонах.

При идеальной расстановке приоритетов на первом месте стоят природные и мемориальные факторы, а антропогенные - на втором. Люди, живущие и работающие на этой территории, или туристы должны сохранять мемории, не нарушать экологию этой территории. Жесткое соблюдение этих правил может привести к социально-экономическому кризису, что недопустимо.

В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. При данном подходе ландшафтного планирования можно ориентироваться на то, как то или иное действие повлияет на факторы, какие вызовет последствия и возможно ли их компенсировать.

Только после рассуждений о соотношении всех факторов составляется программа действий и принимаются решения о конкретных мероприятиях по развитию музея-заповедника.

Сформулированные цели территориального развития достигаются посредством определенных действий и мероприятий, для чего на основании интегрированной карты целей рекомендуется дифференцировать территории по типам мероприятий. Это конкретные мероприятия, привязанные к местности и существующей законодательной базе, с учетом данных о социально-экономических условиях жизни населения.

«Могут быть выделены мероприятия: общие для всей территории планирования, направленные на реализацию концепции ее развития; по сохранению современного состояния использования территорий; по развитию существующего или планируемого использования; по улучшению состояния природных компонентов; по развитию социально-экономической среды.» [7, с. 39] и по сохранению меморий музеев-заповедников.

Библиографический список

1. Федеральный закон о государственных музеях-заповедниках: федер. закон [принят Гос. думой 16 октября 1998 г.: одобрен Советом Федерации 18 мая 1999 г.]. - М. : Глава I, статья 3; Глава II, статья 6, 7.

2. Эрингис, К.И. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей / К.И. Эрингис, А.-Р.А. Будрюнас // Экология и эстетика ландшафта. - Вильнюс, 1975. - С. 107-159.

3. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. - М. : Институт Наследия; СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.

4. Голованов, А.И. Ландшафтоведение / А.И. Голованов, Е.С. Кожанов, Ю.И. Суханов. -М. : КолосС, 2005. - 216 с.

5. Чернов, С.З. Комплексное исследование и охрана русского средневекового ландшафта / С.З. Чернов. - М. : АН СССР, Институт археологии, 1987. - 161 с.

6. Прикладные методы градостроительных исследований : учеб. пособие / В. А. Соснов-ский, Н.С.Русакова. - М. : Архитектура-С, 2006. - 112 с.

7. Руководство по ландшафтному планированию. В 2 т. Т. 2. Методические рекомендации по ландшафтному планированию; под отв. ред. А.В. Дроздова. - М. : Государственный центр экологических программ, 2001. - 73 с.

V.A. BUTENKO

PROBLEMS OF THE ARCHITECTURALLY - SPATIAL ORGANIZATION OF MUSEUMS - RESERVES

The paper considers the problem of designing of museum - reserves. The article is based on the material of reconstruction of the architecturally-spatial organization in state memorial his-torico - literary and nature - landscape museum - reserve by A.S. Pushkin «Mihaylovskoe». The basis of designing is landscape planning. All territory of museum - reserve is relatively divided into three different kinds of a landscape: memorial, natural and anthropogenous. The program of concrete actions on the development of museum - reserve is worked out in view of well-balanced three criteria of an estimation of territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.