Научная статья на тему 'Проблемы архетипической символики цвета в дизайне костюма (семантические корни)'

Проблемы архетипической символики цвета в дизайне костюма (семантические корни) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
635
2998
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы архетипической символики цвета в дизайне костюма (семантические корни)»

С. А. Клубникина

Проблемы архетипической символики цвета в дизайне костюма (семантические корни)

Семантика цвета с позиций архетипической модели интеллекта тысячелетиями сохранялась в мировой культуре. Цвет имеет огромное значение в жизни современного человека. Зачастую от него напрямую зависит настроение, эмоции и даже физическое самочувствие. Цвет и мода, цвет и маркетинг, цвет и психодиагностика, цвет и стресс, цветовая символика - этот ряд можно продолжать и продолжать, и понятно, почему столь популярны исследования цвета. Однако, исследуя те или иные аспекты цветовой символики, специалисты зачастую игнорируют глубинный исторический и культурный опыт человека. Какую бы психофизиологическую основу не имел цвет, на него неизбежно наслаиваются традиции и обычаи народа.

С давних времен у разных народов начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям. Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.

От окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства.

Цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми космогоническими символами, с первыми магическими обрядами и ритуалами.

Исследования древнейших культур (каменного века) показали, что уже тогда люди придавали особое значение трем цветам: красному, белому и черному.

Этими красками обычно делали росписи в пещерах. Иногда использовались также желтая и коричневая краски. Но по мнению английского этнографа, социолога и фольклориста В. У. Тернера, «цветовая триада белое - красное - черное везде имеет выдающееся значение» (Тернер В. У. Символ и ритуал. М., 1983).

В Африке найдены захоронения среднего каменного века, в которых тела были густо забрызганы красной охрой. В захоронениях бушменов (Африка) позднего каменного века в могилы клали половинки страусиных яиц, выкрашенных изнутри черной краской, а из-

149

вне - красной охрой. В пещерной и наскальной живописи каменного века широко использовались и белые краски. Все три цвета первичной триады, конечно, имели символический и магический смысл. Может, именно поэтому до сих пор эти три цвета обладают самыми противоречивыми значениями в различных религиях и культурах. Рассмотрим значения основных цветов в восточной и западной культурах.

Первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, был, по-видимому, красный. Академик А. Окладников объясняет это «первородство» красного тем, что он ассоциировался в сознании людей с кровью, огнем, солнцем, осенними листьями. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. Поэтому первоначальное значение красного - это жизнь, кровь, полученная человеком от богов. У древних греков и римлян красный был символом плодородия. Статую Приапа (бога плодородия) окрашивали в этот цвет. В Древнем Китае существовала легенда о красной птице, которая пролетала в небе, держа в клюве девять колосьев. Зерна упали в землю, проросли. Хлеба не только спасали людей от голода, но были вечнорастущими. В средневековой Японии красный был символом любви. Кроме того, у всех народов красный цвет считался целебным. Для каждой болезни существовало свое лекарство, но оно непременно было связано с красным. В свое время народ Израиля спасся от десятой казни тем, что выкрасил косяки домов кровью. Христианин, регулярно вкушающий кровь Христа (в которую превращается вино после молитв) чувствует себя защищенным от всяких зол. Красный цвет производит на человека самое возбуждающее действие и вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный».

Все перечисленные выше значения красного цвета являются положительными. Но этот цвет имеет также множество негативных значений, которые, к сожалению, иногда перевешивают значения положительные. Красным отмечены смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы. Этот цвет связывается с агрессивностью, плотскими желаниями. Это символ греха и позора, например, «Великая блудница», олицетворение Рима и Вавилона, явилась св. Иоанну Богослову в виде женщины, «облеченной в порфиру и багряницу, украшенной золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее». Как мы видим, с самой древности красному цвету приписывались преимущественно позитивные смыслы. Но в XVII в. красный цвет начинает приобретать негативные значения. Рембрандт придает ему драматические, даже трагические оттенки, а французская Академия изящных искусств

150

осуждает Рубенса за чистый яркий цвет в его картинах. Начиная с XVIII в. в Европе красный цвет заменяют розовым. В моду входят оттенки «вермильон», «резвая пастушка», «веселая вдова», «цвет бедра испуганной нимфы». В XIX в. красный цвет вообще становится устрашающим. Во Франции продолжаются потрясения: империя Бонапарта, реставрация Бурбонов, Парижская коммуна... Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения. В прикладном искусстве XIX в. красный угасает, приглушается, темнеет. Он превращается в цвет граната, бордовый, «цвет перезрелых яблок», мальвы, вянущей розы. Модерн и ар нуво предпочитает разбеленные гаммы, избегает чистых тонов. Сложные цвета, теряя насыщенность, теряют вместе с ней символические значения.

В XX в. происходит революция - социальная, политическая, культурная. Знаком обновления выступает красный цвет. Без него не могут обойтись кубисты, супрематисты, футуристы. Здесь красный излучает силу, энергию, мужество, а порой - ярость и воинственный дух.

Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь - все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.

Восточная мифология связывает черный цвет с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам.

Образуется цепочка символов черный - женщина - любовь -смерть - тайна - магия. У древних индусов черный цвет соответствовал понятию «тамас» - состоянию сдавленности, угнетенности. В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. Черные рясы духовенства символизировали умерщвление плоти в земной жизни ради вознесения души и ее блаженства в жизни будущей. В средневековой Японии черный - знак печали. В иконописи только глубины пещеры - символ могилы, ада - закрашиваются черной краской. Это значение цвета было настолько устойчивым, что наиболее тонкие живописцы, желая избежать его там, где требовался черный цвет без всякой символики, или заменяли его темно-синим и темно-коричневым, или же корректировали его сине-голубыми бликами. Черный цвет имеет также и позитивные значения. Особенно ценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств черноты - то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова

151

Аллаха» («Тысяча и одна ночь»). В русском языке черный носит чаще всего негативный характер. В зависимости от ситуации этот цвет может быть и мрачным, и веселым, и траурным, и жизнеутверждающим. В некоторых европейских странах черный считается нарядным, выходным.

Белый - самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не «обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников - царей, жрецов, вельмож. В Китае и Индии этому цвету был придан мистический и трансцендентальный смысл, который происходит не из чувственных восприятий или ассоциаций, но возникает как визуализация философских понятий. Так, уникальное космическое и миростроительное начало дао в древнем Китае не имеет формы, веса, вкуса, цвета, но может быть сравнимо с такими реалиями, как вода, туман, облака. В античном мире белый - цвет благородства, знатности, величия. Этот цвет наряду с красным и пурпурным был привилегированным. В Древнем Риме представители верхушки общества носили тоги и туники, женщины «из общества» - белые платья (столы). Белый - это цвет богов, святых, праведников. В эпоху цивилизации белый всюду символизирует главное, верховное божество, а оно отождествлялось с солнцем. Египетские жрецы носили белую одежду и в такой же цвет одевали богов и покойников (что в их понятии было одно и то же). Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, так как представлял свет - это божество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона Александрийского, предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет миру...» Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Белый цвет заимствует свои символические значения от света, а свет в христианстве - это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо. В культуре Европы эпохи Нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть. В архитектуре XX в. и посткубистической живописи (супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин отождествлялся с бесконечно мерным свободным пространством. Белые стены воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX в. были солидарны с японцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет является простором, воздухом, светом, которых возжаждал XX в. Воображение рисует на белом любые картины, давая простор творчеству зрителя. В наше время белый цвет принят как символ божества во всех религиях мира. Помимо традиционных, его

152

присвоили новые религиозно-философские течения - теософия, аг-ни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.

Зеленый - один из основных цветов, он физиологически оптимален, так как это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека. Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были служить знаком богатства, власти и привилегированного социального положения, т. е. в древних государствах Востока. В Древнем Египте зеленый - целиком положительный цвет, что естественно в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-злака, умиравшего и воскрешавшего каждый год. В традиционной культуре Японии зеленый цвет в числе самых любимых. Символика его целиком положительна. Существовали и такие изысканные оттенки зеленого, как «виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом». Очень любят в Японии сочетание белого и зеленого. В христианской культуре Средних веков главное символическое значение зеленого - это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь. В культуре ислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в христианстве. С этим цветом ассоциировались все блага, которые исходят от растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в священных книгах и фольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии. После средневековья новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII в. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика. Входят в моду деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лоне природы. Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов и пышных чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зелени садов, лесов. В XIX и начале XX в. стало принято вводить зеленый цвет в интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы. Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном, абажуры настольных ламп делали из зеленого стекла. В русском фольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь - злой и коварный; тоска зеленая; настой трав - зелье - обычно яд. В XX в. семантика зеленого явно сдвигается в негативную сторону: например, психически больные люди очень любят насыщенный зеленый цвет, особенно в сочетании с желтым и фиолетовым.

Желтый так же, как и красный, сопровождает все живое: это и

153

солнце, и земля, и пламя. В древнем Китае желтый был цветом земли (Кунь) и женского начала (Инь). В Древней Греции очень любили ярко-желтый цвет (шафранный). Одежда этого цвета считалась нарядной и праздничной. В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли желтые цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветленным), он возглавил общину учеников-монахов, которым полагалось носить желтую одежду. И по сей день адепты буддизма одеваются в желтое. В культуре ислама желтый - это цвет священной коровы, первой жертвы людей Аллаху. В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимается полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, т. е. как символ божественности и царственности. И только в XII—XIII вв. желтый цвет наделяется негативными символическими значениями. Он становится цветом измены, продажности, вероломства, греха. В японской классической поэзии желтый — цвет увядания, символ осени. В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был символом бессмертия.

Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он — антипод желтого и самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах — даже угнетающе. В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и от самого себя. Если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира. В средневековой Европе высоко ценились синие камни. В истории русской бытовой культуры — синий цвет занимает особое место. С этим цветом связано множество обрядов и суеверий. Известно, что Иван Грозный панически боялся людей с синими глазами, считая, что такой человек обладает большой магической силой и поэтому может сглазить. Чёрт в русском языке та-буистически обозначался как «синец». У южных славян синеглазый человек обладал способностью лечить некоторые болезни. Неудивительно также и то, что синий цвет встречается в траурных народных костюмах наряду с чёрным.

Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону. В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то сентиментально-мещанского, слащавоелейного. «Голубое» стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически, почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»).

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.