Научная статья на тему 'Проблемы антимонопольного регулирования розничной торговли'

Проблемы антимонопольного регулирования розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА РОССИИ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рашевский Кирилл Васильевич, Богатырева Ольга Николаевна

В данной статье рассматривается антимонопольное регулирование РФ, а также его проблемы и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рашевский Кирилл Васильевич, Богатырева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы антимонопольного регулирования розничной торговли»

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (ma-sha.proh@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia POSSIBILITIES OF THE COMPANY PROMOTION BY MEANS OF THE SOCIAL NETWORK VKONTAKTE

Abstract. This article reveals the possibility of using the functional potential of the social network Vkontakte for promotion. The authors have considered in detail the algorithm of actions for moving the group. Based on the conducted content analysis, the ways to promote the group are highlighted. The authors gave specific and clear recommendations (algorithm) of behavior when promoting in a social network. On the basis of the study, solutions have been developed to solve the problem of moving enterprises through social networks.

Keywords social media marketing, promotion, social networks, research, Vkontakte.

ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Рашевский Кирилл Васильевич, студент (e-mail: rakivas@mail.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия Богатырева Ольга Николаевна, к.и.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет Промышленных технологий и дизайна, Высшая школа технологии и энергетики (ВШТЭ). Зав. Кафедрой менеджмента и права. (e-mail: argon52@mail.ru)

В данной статье рассматривается антимонопольное регулирование РФ, а также его проблемы и возможные пути их решения.

Ключевые слова: монополия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, экономика России, розничная торговля.

Для обеспечения устойчивого роста конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на мировом рынках необходима активная экономическая политика со стороны государства. На структуру рыночных отношений в отдельных отраслях на уровне регионов России положительно влияют следующие меры: стимулирование инвестиционной активности отечественных компаний и поощрение экспорта. Однако в ходе проведения такой политики в Российской Федерации появилась тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков. С целью сглаживания антиконкурентных последствий таких государственных мероприятий развитые страны разработали комплекс мер, который состоит не только из антимонопольного регулирования, но и из иных действий государства по

поддержанию уровня конкуренции, а также его развитию на отдельных рынках. Разработанный комплекс мер получил название политики поддержки конкуренции.

После распада СССР в экономике России сохранилась структура, которая примечательна следующим: в разных отраслях наблюдается тенденция, при которой практически весь объем, необходимый для удовлетворения спроса в конкретной отрасли, производится в пределах весьма небольшого количества предприятий.

Примечательно, что в Российской Федерации законодательство о конкуренции разрабатывалось в условиях, когда монополии уже давно существовали, а рыночные отношения только начинали сформировываться. В капиталистических странах же, наоборот, монополии появились при уже давно существующих рыночных отношениях. Следствием этого является то, что деятельность государства в данной сфере состояла лишь в введении ограничивающих норм. [3]

В сфере розничной торговли была сформирована тенденция к консолидации, которая, безусловно, сохранится в условиях финансового кризиса. Также развитию розничных сетей в некоторых регионах Российской Федерации мешает крайне низкий уровень развития торговой инфраструктуры.

Помимо этого, существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции. Вызвана она, в первую очередь, тем, что были разрушены налаженные связи между многими участниками рынка. Также данная проблема появилась из-за низкого уровня развития инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка. В результате в некоторых регионах Российской Федерации торговые сети практически для всех производителей являются основным направлением сбыта продукции.

При этом закупочная политика розничных торговых сетей имеет в большинстве своем положительный эффект. Это достигается за счет повышения дисциплинированности производителей (под дисциплинированностью в данном случае понимается выполнение производителями сроков и объемов поставок, повышение уровня качества поставляемых ими това-

р°в). [5]

Чтобы создать благоприятные условия для конкурентной среды, необходимо применить следующие меры:

1. Рациональное распределение торговых площадей в жилых районах. Достигается за счет определения минимальных нормативов по обеспеченности жильцов торговой площадью;

2. Усиление антимонопольного контроля за действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С помощью данного мероприятия будут созданы прозрачные условия доступа на рынок конкретного региона новых участников. [2]

Антимонопольное регулирование играет важную роль в области защиты конкуренции, так как оно обеспечивает воздействие на угрозы ограничения конкуренции и, как следствие, предупреждает их возникновение.

На данный момент существуют факторы, которые негативно влияют на результаты выполнения Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее - ФАС России) функции защиты конкуренции. Из них следует выделить такой фактор, как перегруженность ФАС России заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Большая часть рассматриваемых антимонопольным органом дел касается нарушений, связанных с ущемлением интересов лишь отдельных лиц, а не с ограничением конкуренции на рынке в целом.

Несовершенство нормативно-правовой базы также зачастую препятствует эффективному использованию антимонопольного регулирования. В наши дни законодательство достаточно редко настаивает на проведении экономического анализа рассматриваемых отношений, прогнозирования возможных последствий для экономики применения различных норм.

Увеличение экономической обоснованности решений, принимаемых Федеральной антимонопольной службой, является обязательным условием для постепенного совершенствования законодательства в данной сфере. Рассмотрим мероприятия, необходимые для достижения данной цели:

1. Изменение порядка установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться после изучения всех факторов, а не отталкиваться только от размера доли хозяйствующего субъекта на рынке;

2. Четкое разграничение двух категорий нарушений антимонопольного законодательства (прямо и косвенно связанные с ограничением конкуренции). К первой категории относятся правонарушения, которые наносят вред конкурентной среде отдельного рынка. Ко второй же категории правонарушений относятся нарушения, которые связаны только с отдельным фактом ущемления хозяйствующим субъектом конкретного потребителя, либо контрагента. [4]

Действенность антимонопольного регулирования обусловлена, в основном, мерами ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также эффективностью их применения. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, существуют такие нарушения антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности:

1. Создание предприятием, занимающимся продажей продовольственных товаров посредством торговой сети, либо предприятием, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий;

2. Создание предприятием, занимающимся продажей продовольственных товаров посредством торговой сети, либо предприятием, осуществ-

ляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

3. Нарушение предприятием, занимающимся продажей продовольственных товаров посредством торговой сети, либо предприятием, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка ценообразования;

4. Навязывание предприятием, занимающимся продажей продовольственных товаров посредством торговой сети, либо предприятием, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, контрагенту условий, запрещенных федеральным законом;

5. Заключение между предприятием, занимающимся продажей продовольственных товаров посредством торговой сети, и предприятием, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети , для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров;

6. Повторное в течение года совершение административного правонарушения. [1]

Административная ответственность осуществляется преимущественно путем наложения штрафа на организацию (размер штрафа при этом варьируется в зависимости от того, физическое это лицо, либо юридическое).

Несмотря на то, что данные меры способствуют увеличению силы влияния решений ФАС России на конкурентную среду, необходимо усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию. Организация взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов также будет способствовать пресечению правонарушений и их профилактики. Также стоит учитывать, что чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования может негативно воздействовать на состояние конкурентной среды в стране, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018) режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2018).

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.11.2018).

3. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности // «Право и экономика» № 11, 2009.

4. Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В. Правовые основы бизнеса. Наука и практика. Монография / Санкт-Петербург, 2015.

5. [Электронный ресурс]/ «РБК», режим доступа: URL: https://www.rbc.ru (дата обращения 19.11.2018).

Kirill Rashevskii, student

(e-mail: rakivas@mail.ru)

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, st. Saint-Petersburg, Russia

Olga Bogatyreva, Cand. Hist. Sci., Associate Professor

St. Petersburg State University Industrial technology and design, Graduate School of

Technology and Energy (HSE). Head Department of Management and Law.

Problems of antimonopolic regulation of retail trade.

Abstract. This article discusses the antitrust regulation of the Russian Federation, as well

as its problems and possible solutions.

Keywords: monopoly, antitrust regulation, antitrust law, Russian economy, retail.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ Рябова Светлана Геннадьевна, к.э.н., доцент

(e-mail: ryabovasg@yandex.ru) Черняева Екатерина Сергеевна, магистрант (e-mail: kat.chernyaeva@mail.ru) Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,

г. Саранск, Россия

В статье раскрыта сущность понятия «конкурентоспособность муниципального образования», обозначены проблемы, вследствие которых муниципальные образования теряют свои конкурентные преимущества. Авторами также представлены результаты оценки конкурентоспособности муниципальных образований Республики Мордовия и обоснована необходимость совершенствования существующих и разработки новых механизмов управления конкурентоспособностью муниципальных образований.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность муниципального образования, кластер, рейтинг, привлекательность, жизнеспособность, эффективность.

В последние годы все больше внимания ученые и специалисты-практики уделяют проблеме не только обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований, но и управления конкурентоспособностью территорий органами местного самоуправления. Вместе с тем обзор научной литературы показал, что при большой методологической значимости и научном интересе к данной проблеме многие вопросы на сегодняшний день требуют проведения дополнительных исследований. Так, например, по-прежнему дискуссионным остается вопрос о понятии «кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.