Научная статья на тему 'Проблемы анализа финансового состояния предприятий судостроительной отрасли'

Проблемы анализа финансового состояния предприятий судостроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1978
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симоненко Лидия Георгиевна

Судостроение для Астраханской области приоритетная отрасль экономики, обладающая наибольшим инвестиционным потенциалом. Ее развитие позволит вывести из кризиса другие отрасли экономики. Анализ финансового состояния судостроения позволяет определить основные проблемы его развития, но ни одна из существующих методик анализа не учитывает отраслевых особенностей. Таким образом, предприятия судостроительной отрасли остро нуждаются в создании системы анализа и контроля всего спектра экономических показателей. Наилучшим инструментом решения данной задачи является разработка единой методики анализа финансового положения предприятий судостроения, использование которой призвано прежде всего систематизировать работу по управлению предприятием. Библиогр. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shipbuilding in Astrakhan region is a priority branch for the regional economic, with the most potential for investments, development of which, will let other branches of economics be removed from crisis. The analysis of the financial condition of shipbuilding let us determine the main problems of its development. However, none of the existing methods counts on the branch specifics. Thus, the shipbuilding enterprises are sharply in need to create a system of analysis and monitoring of the whole spectrum of the economical factors. The best instrument to solve this problem is development of the united methods of the analysis of financial condition in shipbuilding and ship repair industry, usage of which is aimed first of all to systematize work in financial management of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Проблемы анализа финансового состояния предприятий судостроительной отрасли»

ББК 65.053

Л. Г. Симоненко Астраханский государственный технический университет

ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Период рыночной экономики для российских предприятий связан с их попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска, характеризующуюся неразвитостью рыночной инфраструктуры, разрушением хозяйственных связей основных производственных структур, их неподготовленностью к жесткой конкуренции не только с зарубежными, но и отечественными партнерами.

Появление большого количества новых предприятий и организаций, возникновение рынка капитала, акционерных предприятий - все это значительно усложнило рыночную ситуацию и оказало сильное влияние на финансово-экономическое состояние предприятий.

Низкий уровень загрузки производственных мощностей и превышение необходимых затрат при постройке судов над допустимыми по их контрактной цене привели к резкому снижению эффективности основной производственной деятельности заводов, что, в свою очередь, наряду с высокими ставками за использование кредитов, обусловило рост кредиторской задолженности. Неэффективность вертикального отраслевого управления, накопление в отрасли значительного количества физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов, низкое качество продукции привели к дестабилизации производственной и финансово-экономической деятельности заводов.

В условиях развития рыночной экономики предприятия судостроительно-судоремонтной отрасли были вынуждены перейти к контрактной системе отношений с заказчиками. В связи с этим решение вопросов, связанных с технико-экономическими показателями постройки судов, их ремонтом становятся прерогативой самого предприятия, и от методов их разрешения зависят не только качество и стоимость, но и финансово-экономическое состояние завода в целом.

Отраслевая специфика (единичное и мелкосерийное производство, высокая длительность производственного цикла), зависимость качества постройки и ремонта судов от состояния материально-технической базы и используемых технологий обусловливают необходимость установить влияние вышеперечисленных факторов на финансово-экономическое состояние судоремонтного завода.

Анализ финансового состояния предприятий должен быть направлен не только на оценку текущей финансовой деятельности, но и на осуществление постоянной работы по улучшению финансового состояния хозяйствующего субъекта. Детальный анализ финансового состояния позволит выявить направления, по которым необходимо вести эту работу, и ответить на следующие вопросы:

- Каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния производственного предприятия в конкретный период его функционирования?

- Каковы перспективы его финансово-хозяйственной деятельности? [1].

Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта - это длительный дорогостоящий процесс, требующий привлечения квалифицированных специалистов с опытом работы в области финансового анализа. Это создает дополнительные сложности при его проведении.

Финансовое состояние предприятия является важной характеристикой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его деловой потенциал, гарантирует эффективность деятельности самого предприятия, а также его партнеров. Устойчивое финансовое положение отражает результат умелого руководства, опирающийся на результаты анализа финансового состояния.

Все это обусловливает актуальность исследования проблемы и необходимость разработки методов оценки финансово-экономического состояния судостроительно-судоремонтных заводов с учетом отраслевой специфики на основе изучения и анализа бухгалтерской отчетности.

Анализ финансового состояния является одной из важных функций управления предприятием. Его следует осуществлять не только по предприятию в целом, но и по отдельным производственным участкам и службам.

Экономический анализ будет наиболее ценным, если в нем примут участие работники не только экономических подразделений, но и технических, а также снабжения, сбыта, отделов труда и зарплаты, главного механика и технического контроля.

На многих ведущих промышленных предприятиях, в том числе судостроительных, существует должность заместителя директора по экономике, в обязанности которого входит координирование аналитической работы на предприятии. На многих предприятиях созданы группы экономического анализа.

Чтобы поставить на должную высоту анализ финансового состояния предприятия, важно не только определить наиболее целесообразные формы его организации (где, кто, когда и как должен его проводить), но и привлечь к этому делу более обширную информационную базу и специалистов разных сфер. Тогда анализ станет действенным средством контроля производственной и экономической деятельности предприятия.

Комплексная аналитическая работа поможет глубже и всесторонне исследовать организацию всей работы, предупредить возможные в дальнейшем прорывы и улучшить финансовое положение.

Одним из важнейших исходных отчетных документов для анализа финансового положения предприятия является бухгалтерский баланс. Конечно, для полного анализа финансового состояния бухгалтерский баланс не является исчерпывающим отчетным документом. Для этой цели привлекаются и другие источники: бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, соответствующие учетные регистры, в необходимых случаях - первичная документация и некоторые источники справочного характера. Тем не менее бухгалтерский баланс позволяет осуществлять важную часть анализа, характеризующую финансовое состояние предприятия.

Бухгалтерская отчетность охватывает на дату ее составления все средства предприятия и показывает результат его работы за отчетный период. Не случайно бухгалтерский баланс, правильно отражающий результаты производственной деятельности, называют зеркалом финансового состояния предприятия.

Бухгалтерская отчетность является важным рычагом в управлении производством. Экономический анализ бухгалтерской отчетности содействует наиболее полному и эффективному использованию основных и оборотных фондов, позволяет углублять хозяйственный и внутризаводской расчет предприятия, повышать рентабельность производства, улучшать расчетноплатежную дисциплину, укреплять финансовое положение предприятия.

Экономический анализ баланса способствует повышению общего уровня экономической деятельности предприятия.

На основе бухгалтерского баланса можно проанализировать, с привлечением в соответствующих случаях некоторых дополнительных показателей, следующие стороны экономической деятельности предприятия:

— состояние и использование основных фондов;

— состояние и использование собственных оборотных средств;

— состояние расчетно-платежной дисциплины;

— выполнение обязательств перед бюджетом;

— выполнение обязательств перед поставщиками и подрядчиками;

— финансирование капитального ремонта;

— выполнение плана платежей по частичной готовности продукции;

— общее финансовое состояние предприятия.

Чтобы получить ответ, как следует осуществить анализ указанных сторон экономической деятельности предприятия, необходимо прежде всего ознакомиться с содержанием баланса по отдельным его разделам, а также входящим в эти разделы статьям, знать экономическое содержание этих статей и понимать их значение. Надо научиться «читать» баланс, и, добившись правильного чтения бухгалтерского баланса, можно быстро найти ряд важных показателей, характеризующих платежеспособность предприятия и его финансовое состояние. При проведении анализа финансового состояния предприятия, используя данные бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать особенности судостроительной отрасли [2].

Рассмотрим ряд особенностей экономики судостроения, которые необходимо учитывать при анализе хозяйственной деятельности судостроительного предприятия, чтобы не допустить неправильных выводов или оценок. Надо иметь в виду, что бухгалтерский баланс промышленного предприятия является типовым и применяется в любой отрасли промышленности - в нем нет специфических показателей, характеризующих судостроительную промышленность. Например, в активе баланса в разделе «Оборотные активы» отсутствует контрагентское судовое оборудование, которое планируется в составе собственных оборотных средств и показывается по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Удельный вес стоимости контрагентского оборудования очень значителен в этой статье баланса - от 40 до 50 % всей стоимости материальных ценностей, идущих на постройку судна.

В нормировании материальных ценностей действует закономерность, вытекающая в большинстве случаев из неравномерности затрат на производство материалов и покупных полуфабрикатов и их запасов на материальных складах. Есть особенности и в источниках формирования собственных оборотных средств. Учитывая длительность цикла постройки судов (год и больше), в судостроительной промышленности широко применяют при расчетах с заказчиками оплату продукции по частичной готовности. Поэтому анализ нормативов собственных оборотных средств, предназначенных для финансирования разделов незавершенного производства, не позволяет сделать правильной оценки. Нужно учитывать еще состояние кредиторов по оплате продукции частичной готовности, направляемых как источник финансирования этого незавершенного производства.

Как правило, в типовом балансе строки 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» и 215 «Товары отгруженные» актива баланса сопоставляются со строкой 610 «Займы и кредиты» пассива баланса. В балансе же судостроительных предприятий такое сопоставление приведет к неправильным выводам. В период рыночных отношений предприятия предпочитают получить от заказчика предоплату, нежели брать кредиты и займы. При анализе расчетных отношений нужно учитывать также данные строки 240 «Дебиторская задолженность, платежи по которой поступят в течение 12 месяцев после отчетной даты» актива баланса и показатели, отраженные по строке 950 «Обеспечение обязательств и платежей полученные» по статьям забалансового учета.

При учете затрат на производство судостроительные предприятия подразделяют затраты на свои и контрагентские работы и поставки. Это позволяет отображать сумму потерь от брака в производстве в процентах только к затратам на собственные работы, а не ко всей плановой продукции.

В судостроительном производстве развита система планирования учета и калькулирования затрат и себестоимости строительства и ремонта судов. В этой системе также есть существенные особенности.

Суда серийной постройки, с длительным циклом производства, планируют и учитывают по показателю себестоимости по технологическим этапам, чтобы эффективнее снижать себестоимость постройки судов. При постройке головных судов новых проектов нет окончательно отработанных рабочих чертежей, технической документации и технологии, а также достоверных нормативов материальных и трудовых затрат. В этих условиях нельзя достичь материального сопоставления фактических затрат с плановой себестоимостью: последняя не может быть исчислена более или менее достоверно по технологическим этапам. Поэтому организация планирования, учет издержек и калькулирование себестоимости по технологическим этапам при постройке головного судна будут давать существенные отклонения.

Таким образом, учетно-калькуляционными единицами планирования и учета себестоимости постройки крупных судов являются: по заводу - технологический этап судна и судно в целом, по цехам - часть технологического этапа, объем работ цеха, участвующего в изготовлении этапа (цеховая себестоимость).

Такая организация планирования и учета себестоимости технологических этапов создает наилучшие условия для контроля за себестоимостью постройки. Она повышает ответственность цехов за снижение затрат и способствует экономическому стимулированию прибыли.

Другая особенность экономики судостроения состоит в том, что фактическую себестоимость постройки судна определяют после предварительной полноты и правильности списания на судно стоимости контрагентских поставок и работ, а также услуг конструкторских организаций.

В большинстве случаев к моменту сдачи судна и списания стоимости его постройки с незавершенного производства судостроительное предприятие еще не располагает всеми данными о затратах на постройку судна. Особенно это относится к статьям расходов по контрагентским работам, услугам конструкторских организаций и иногда - к контрагентским поставкам. Многие контрагенты и конструкторские организации, связанные со строительством судна, иногородние, поэтому оформление актов на выполненные ими работы и услуги, а также выписка счетов занимают много времени, чаще всего такие счета на судостроительный завод поступают по истечении отчетного месяца, в котором сдано судно.

До списания с баланса стоимости законченного и сданного судна экономический отдел, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы и строитель судна должны тщательно проанализировать учтенные затраты. Этот анализ нужно проводить не только в момент списания законченного судна, а систематически в течение всего времени его постройки.

Другая экономическая особенность судостроительного производства - сданное и принятое в установленном порядке судно, независимо от полноты его оплаты заказчиком, считается реализованным в отчетном месяце, в то время как вся прочая товарная (несудостроительная) продукция отражается как реализованная только после ее полной оплаты. В этих случаях судостроительное предприятие имеет высокую дебиторскую задолженность и необоснованный разрыв в оборотных средствах.

Сумма неполученного последнего платежа может быть значительной, и предприятие при указанных обстоятельствах оказывается в затруднительном финансовом положении.

Выполнение плана валовой продукции на судостроительных предприятиях учитывается особым методом. В валовую продукцию машиностроительного предприятия включаются стоимость готовой продукции и выполненных работ, предназначенных к реализации и отпуску на сторону, и стоимость прироста или убыли незавершенного производства. Судостроительные предприятия определяют выполнение плана валовой продукции иначе. Выполнение плана постройки судов устанавливают исходя из законченных в отчетном периоде (месяце) технологических цехокомплектов, оцененных в принятой оптовой стоимости судна. При ремонте судов валовую продукцию определяют, умножая процент продвижения технической готовности за отчетный месяц (разность между процентами технической готовности судна на конец и начало отчетного периода) на цену ремонта судна. При определении объема производства судостроительного и судоремонтного предприятия стоимость контрагентских поставок и работ из объема валовой продукции не исключается.

К другим экономическим особенностям судостроительного производства следует отнести частое применение ориентировочных оптовых цен на головные суда и первые два серийные. Рассмотрение, согласование этих цен и утверждение их в твердые оптовые занимают у судостроительного предприятия и заказчика много времени - нередко 2-3 месяца после сдачи и приемки судов. При таких условиях судостроительные предприятия действуют по-разному. Некоторые из них отражают в бухгалтерских балансах и отчетах финансовый результат, а также выполнение плана себестоимости продукции исходя из ориентировочных оптовых цен и ориентировочной плановой стоимости. Ни тот, ни другой показатель не может быть принят как достоверный и правильно отражающий финансовый и экономический результаты деятельности предприятия за отчетный период, поскольку после рассмотрения и согласования фактических затрат ориентировочная оптовая цена заменяется твердой, и, соответственно, изменится плановая себестоимость.

Большинство же предприятий отражают в бухгалтерских отчетах стоимость и себестоимость сданных судов исходя из цен, близких к последующим утвержденным твердым оптовым ценам.

Развитие судостроительной отрасли, рост ее инвестиционной привлекательности влекут за собой увеличение числа внешних и внутренних пользователей результатов анализа.

В настоящее время, в период развития рыночных отношений, роль анализа финансового состояния предприятия для внутренних пользователей возросла, т. к. промышленные предприятия, в том числе судостроительные, перешли от системы госзаказа на самофинансирование, вследствие чего ответственность за принятие управленческих решений легла на плечи руководства предприятия.

Предприятие судостроительно-судоремонтной отрасли невозможно представить без планово-экономического отдела, здесь проводится анализ финансового и хозяйственного состояния, исследуются показатели, характеризующие финансовые результаты и планируется дальнейшая деятельность. При проведении анализа используются различные способы, этапы, показатели и методики [3].

Вышеперечисленные особенности судостроения и результаты анализа финансового состояния судостроительных предприятий Астраханской области обусловливают необходимость усовершенствования методики, применяемой при проведении анализа судостроительносудоремонтной отрасли.

Совершенствование методики возможно путем выделения конкретной группы или системы финансовых показателей, применяемых в анализе, и путем упорядочения этапов проведения анализа, а также путем расширения информационной базы исследования. Особое внимание следует уделить динамике оборотных активов, в частности сырья и материалов, анализу источников формирования собственных оборотных средств, сопоставлению данных по статьям «Незавершенное производство» и «Дебиторская задолженность». Учитывая длительность производственного цикла, необходимо анализировать долгосрочную и краткосрочную задолженность по срокам возвратности, кредиторскую задолженность и затраты на производства.

Разработка и обоснование теоретических и практических рекомендаций по порядку проведения анализа в условиях рыночной экономики с учетом отраслевых особенностей судостроительно-судоремонтной промышленности ведут к улучшению финансового положения предприятий и отраслевых финансовых показателей по области в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. - Изд. 5-е, перераб. и доп. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. - 256 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учеб. для вузов / Под общ. ред.

В. И. Стражева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высш. шк., 2003. - 480 с.

3. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 471 с.

Получено 4.09.2006

PROBLEMS OF THE ANALYSIS OF THE FINANCIAL CONDITION IN SHIPBUILDING INDUSTRY

L. G. Simonenko

Shipbuilding in Astrakhan region is a priority branch for the regional economic, with the most potential for investments, development of which, will let other branches of economics be removed from crisis. The analysis of the financial condition of shipbuilding let us determine the main problems of its development.

However, none of the existing methods counts on the branch specifics. Thus, the shipbuilding enterprises are sharply in need to create a system of analysis and monitoring of the whole spectrum of the economical factors. The best instrument to solve this problem is development of the united methods of the analysis of financial condition in shipbuilding and ship repair industry, usage of which is aimed first of all to systematize work in financial management of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.