Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная регистрация / юридические лица / индивидуальные предприниматели / административная ответственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.А. Новиков

В настоящей статье рассматриваются проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.А. Новиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

В.А. Новиков

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В настоящей статье рассматриваются проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ключевые слова: государственная регистрация, юридические лица, индивидуальные предприниматели, административная ответственность.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как индивидуально физическими лицами (они выступают в гражданском обороте как индивидуальные предприниматели), так и коллективно (в этом случае в гражданско-правовых отношениях участвуют юридические лица). Действующее гражданское законодательство (как Гражданский кодекс Российской Федерации, так и иные федеральные законы) предусматривает в качестве обязательных признаков предпринимательской деятельности ее самостоятельность, направленность на систематическое (а не единичное, разовое) извлечение прибыли, ее осуществление на свой риск, а также обязательную государственную регистрацию указанной деятельности. Регистрация осуществляется специальным регистрирующим органом - Федеральной налоговой службой Российской Федерации и ее территориальными органами, и в строго определенном порядке, установленным федеральным законодательством.

Государственная регистрация - это упорядочение системы государственного контроля и регулирования экономики и хозяйственной деятельности страны. Исследование государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации обусловлено осмыслением накопленного практического, а также научно-теоретического опыта и применением его в целях совершенствования процедуры государственной регистрации юридических лиц.

Одним из направлений обеспечения охраны прав и свобод предпринимателей становится предупреждение появления на рынке субъектов, уклоняющихся от приобретения в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица, но фактически пользующихся им.

Таким образом, исследование вопроса административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, которая установлена частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, кодекс), приобретает особую актуальность.

Вопрос административной ответственности за административно-наказуемое незаконное предпринимательство на сегодняшний день остаётся малоизученным. Проблемы применения части 1 статьи 14.1 КоАП РФ в юридической литературе освещены фрагментарно, так как в абсолютном большинстве случаев они не являлись основным объектом научных изысканий и исследовались «попутно». Вместе с тем бланкетный характер указанной правовой нормы затрудняет её понимание, толкование и, как следствие, применение. Проблема усугубляется и неоднозначной трактовкой в теории и на практике содержания понятия предпринимательской деятельности, определение которого закреплено в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В настоящее время отсутствует чёткое разграничение предпринимательской деятельности и так называемой самозанятости граждан, в результате чего объект административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, остается до конца не выясненным.

Исследуемая проблема сохраняет актуальность и в случае принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, работа над концепцией и проектом которого ведётся с

© В.А. Новиков, 2022.

Научный руководитель: Эвертовская Лариса Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, Россия.

марта 2019 года. На сегодня норма указанного законопроекта, предусматривающая административную ответственность за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, значительных изменений не претерпела.

Несмотря на важность нормы об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в системе правового регулирования общественных отношений в области предпринимательской деятельности, ни одна из обозначенных выше проблем до настоящего времени не исследовалась на должном уровне. Это свидетельствует об актуальности изучения явления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, главным образом, в аспектах совершенствования законодательства об административных правонарушениях, борьбы с теневой экономикой.

Анализ практики применения части 1 статьи 14.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что содержащаяся в ней санкция в силу чрезмерной мягкости во многих случаях не отвечает принципу соразмерности причинённому вреду, что не обеспечивает достижения целей законодательства об административных правонарушениях. При этом проект нового кодекса предусматривает смягчение санкции за рассматриваемое административное правонарушение. Недостаточно определенной выглядит позиция законодателя в отношении срока давности привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. В марте 2015 г. часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ подверглась изменению в части увеличения указанного срока применительно к нарушению законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года, однако ответа на вопрос, какие именно нормативные правовые акты относятся к названному законодательству, до сих пор нет. В том числе, не ясно, следует ли относить административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, к разряду длящихся правонарушений. С учетом отмеченного практику применения этой нормы КоАП РФ нельзя признать единообразной, что требует принятия соответствующих мер по исправлению сложившегося положения дел.

Обязанность пройти процедуру государственной регистрации в качестве предпринимателя неотъемлемо связана с правом заниматься предпринимательской деятельностью уже на первом этапе предоставления гражданам экономических свобод, начало которого совпадает с началом перестройки. Однако в период перестройки законодатель оказался не готов к оперативному решению проблем, возникающих в сфере административно- правового регулирования предпринимательской деятельности, несмотря на её колоссальное влияние на экономику страны. Одной из причин роста незарегистрированного (административно-наказуемого) «сектора» предпринимательства на этапе становления предпринимательства как объекта административно-правового регулирования считается отсутствие на протяжении продолжительного периода времени систем единого учёта и порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Санкция за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица несоразмерна вреду, причиняемому общественным отношениям при совершении этого административного правонарушения, что не способствует достижению целей и решению задач законодательства об административных правонарушениях.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, даже в случае привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение находятся в заведомо выгодном положении по сравнению с зарегистрированными в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Это обусловлено наличием у зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности расходов по уплате обязательных страховых взносов, возникновение которых связано исключительно с фактом государственной регистрации такого субъекта и не зависит от фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, даже в случае привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение находятся в заведомо выгодном положении по сравнению с зарегистрированными в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Это обусловлено наличием у зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности расходов по уплате обязательных страховых взносов, возникновение которых связано исключительно с фактом государственной регистрации такого субъекта и не зависит от фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1

2.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2022) // Российская газета. -от 06.08.1998 г. - № 148-149

3.Аветисян К. Р. Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. М., - 2012. - № 22.

4.Газетдинов Е. В. Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности: по материалам судебной практики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. Киров, - 2008. - № 12.

5.Попов А. В. Некоторые вопросы привлечения граждан к административной ответственности за незаконное предпринимательство // Российский юридический журнал. - 2019. - № 3

НОВИКОВ ВИКТОР АНА ТОЛЬЕВИЧ- магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.