Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»'

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС» Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / общество / государственная корпорация / административно-правовой статус / юридическое лицо / некоммерческая организация / государственная власть / управление / нормативный правовой акт / космическая деятельность. / state / society / state corporation / administrative and legal status / legal entity / non-profit organization / public authority / management / regulatory legal act / space activities.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чернов Ю.И., Войтенко В.А., Войтенко С.А.

Статья посвящена исследованию проблемы административно-правового статуса государственной корпорации на примере госкорпорации «Роскосмос». В частности, на основании имеющихся научных разработок предложен анализ содержания понятия «административно-правовой статус», определение понятия государственной корпорации, изучены ее цели и функциональное назначение, правовые основы деятельности, отличительные признаки, преимущества и недостатки. Обращено внимание на наличие противоречия в необходимости обеспечения прозрачности деятельности госкорпораций и важности повышения уровня безопасности космической сферы. Авторы делают вывод о необходимости систематизации нормативно-правового регулирования государственных корпораций с целью ориентирования их деятельности на достижение целей государственной экономической политики, улучшения механизмов контроля и обеспечения прозрачности в отчетности и аудите, а также внимания к вопросам собственности и инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Чернов Ю.И., Войтенко В.А., Войтенко С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE STATE CORPORATION «ROSCOSMOS»

The article is devoted to the study of the problem of administrative-legal status of the state corporation on the example of the state corporation "Roscosmos". In particular, on the basis of the available scientific developments the analysis of the content of the concept of «administrative-legal status», the definition of the concept of state corporation is proposed, its goals and functional purpose, legal basis of activity, distinguishing features, advantages and disadvantages are studied. Attention is drawn to the presence of contradiction in the need to ensure transparency of state corporations and the importance of increasing the level of security of the space sphere. The authors conclude that it is necessary to systematize the legal regulation of state corporations in order to orient their activities towards achieving the goals of state economic policy, to improve control mechanisms and transparency in reporting and auditing, as well as to pay attention to the issues of ownership and investment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»»

Научная статья ¡V--.—т^—т

https://doi.org/ 10.24412/2658-7335-2024-3-10 M l сс ьу

УДК.342.9

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС »

Чернов Ю.И., Войтенко В.А., Войтенко С.А.

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы административно-правового статуса государственной корпорации на примере госкорпорации «Роскосмос». В частности, на основании имеющихся научных разработок предложен анализ содержания понятия «административно-правовой статус», определение понятия государственной корпорации, изучены ее цели и функциональное назначение, правовые основы деятельности, отличительные признаки, преимущества и недостатки. Обращено внимание на наличие противоречия в необходимости обеспечения прозрачности деятельности госкорпораций и важности повышения уровня безопасности космической сферы. Авторы делают вывод о необходимости систематизации нормативно-правового регулирования государственных корпораций с целью ориентирования их деятельности на достижение целей государственной экономической политики, улучшения механизмов контроля и обеспечения прозрачности в отчетности и аудите, а также внимания к вопросам собственности и инвестирования.

Ключевые слова: государство, общество, государственная корпорация, административно-правовой статус, юридическое лицо, некоммерческая организация, государственная власть, управление, нормативный правовой акт, космическая деятельность.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE STATE CORPORATION «ROSCOSMOS»

Yuri I. Chernov, Vladislav A. Voitenko, Stanislav A. Voitenko

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of administrative-legal status of the state corporation on the example of the state corporation "Roscosmos ". In particular, on the basis of the available scientific developments the analysis of the content of the concept of «administrative-legal status», the definition of the concept of state corporation is proposed, its goals and functional purpose, legal basis of activity, distinguishing features, advantages and disadvantages are studied. Attention is drawn to the presence of contradiction in the need to ensure transparency of state corporations and the importance of increasing the level of security of the space sphere. The authors conclude that it is necessary to systematize the legal regulation of state corporations in order to orient their activities towards achieving the goals of state economic policy, to improve control mechanisms and transparency in reporting and auditing, as well as to pay attention to the issues of ownership and investment.

Keywords: state, society, state corporation, administrative and legal status, legal entity, non-profit organization, public authority, management, regulatory legal act, space activities.

Введение. промышленного значения, особенно в свете ее

Сегодня все больше внимания уделяется административно-правового статуса. вопросам повышения эффективности государ- В 2015 году правительством Российской

ственного управления, особенно в стратегиче- Федерации была создана Государственная кор-

ски важных отраслях экономики, которые вли- порация по космической деятельности «Роскос-

яют на безопасность, защиту населения и общий мос». Став фактическим монополистом в специ-

экономический уровень государства. В этом фической отрасли, она является одной из круп-

контексте особый интерес вызывает государ- нейших государственных корпораций, требую-

ственная корпорация «Роскосмос», являющаяся щей масштабных производственных мощно-ключевым предприятием, в том числе оборонно-

стей, больших финансовых и высоких интеллектуальных ресурсов. На государственную корпорацию «Роскосмос» возложены важнейшие функции, включая реализацию государственной политики в космической сфере и предоставление услуг в этой области. Она также активно участвует в работе на Международной космической станции. Однако, несмотря на свое стратегическое значение и значительные достижения, госкорпорация «Роскосмос» сталкивается с рядом проблем и вызовов, как например, необходимость конкретизации административно-правового статуса, эффективного управления своими ресурсами и проектами и т.д. [10, с 190].

Обсуждение.

«Государственная корпорация» - понятие не новое для мирового сообщества. Такие формы хозяйственной деятельности существуют во многих странах. Общими признаками для них является то, что они создаются на основании государственных законодательных актов.

В соответствии с отечественным законодательством, деятельность Государственной корпорации по космической деятельности «Рос-космос» регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому, государственной корпорацией является некоммерческая организация, которая не имеет членства и была учреждена Российской Федерацией на основе имущественного взноса. Ее целью является осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [2].

Государственные корпорации отличаются особыми правовыми статусами, дающими им определенные привилегии, обеспечивающие высокую гибкость и адаптивность в управлении, а также определенную самостоятельность и независимость. Они, несмотря на свой некоммерческий характер, имеют право осуществлять коммерческую деятельность, привлекать инвестиции, заключать контракты, участвовать в международных проектах. В то же время, государственные корпорации подвержены государственному контролю и подотчетны перед правительством и обществом.

Как справедливо отмечает Э. В. Маркина, госкорпорация сочетает правовой статус органа, выполняющего делегированные ему государственные функции и самостоятельного субъекта гражданского права - юридического лица [7, с. 225].

Возникновение государственной корпорации как субъекта правового регулирования было сопряжено с различными реакциями в научном сообществе, и сейчас вызывает активную дискуссию. Новшество было введено в Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» путем внесения поправки Федеральным законом от 08.07.1999 года № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [4, с. 40].

Мировой опыт свидетельствует о том, что внедрение коммерческих принципов в систему государственной власти является одним из популярных способов повышения эффективности ее деятельности. Такая политика направлена на делегирование определенных государственных полномочий государственным корпорациям, которые способны решать глобальные экономические и социально-политические задачи в сферах, требующих инновационного и инвестиционного развития. Как отмечалось, государственные корпорации, действуя в качестве юридических лиц, также получают правовой статус субъектов экономической деятельности. Однако, вопрос о содержании административно-правового статуса таких организаций остается открытым. Одни ученые-правоведы определяют его через установленный элементный состав, тогда как другие опираются на отличительные признаки. До настоящего времени не выработана единая научная позиция или законодательное закрепление, которые бы решили данную проблему.

Анализируя особенности административно-правового статуса государственных корпораций в Российской Федерации, Ю. Н. Сос-новская выделяет несколько признаков, характеризующих эти организации.

Во-первых, государственные корпорации осуществляют значительное количество государственных функций.

Во-вторых, они обладают статусом юридического лица, то есть имеют права и обязанности, а также могут заключать сделки и участвовать в судебных процессах.

В-третьих, их деятельность основана на публичных интересах, то есть они выполняют функции, направленные на благо общества. И, наконец, создание таких организаций происходит с целью осуществления предпринимательской деятельности [7, с. 227].

В. К. Нехайчик, обобщает научные взгляды на эту проблему и обращает внимание на мнение Д. Н. Бахраха, предлагающего структуру административно-правового статуса государственных корпораций, состоящую из:

1) целевого блока, включающего цели, задачи и функции организации;

2) структурно-организационного блока, который описывает процессы ее образования и ликвидации;

3) компетенционного блока, определяющего подведомственность и полномочия государственной корпорации.

Таким образом, большинство ученых считает, что административно-правовой статус государственных корпораций включает в себя цели, задачи, полномочия, компетенцию, функции, права и обязанности, а также организацию деятельности и другие аспекты. Как видим, административно-правовой статус является важным критерием для определения роли и функций государственных корпораций в процессах общественного развития [8, с. 77].

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» входит в Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления, что подчеркивает ее значимость и закрепляет полномочия в управлении космической отраслью и ее развитии.

Правовой статус «Роскосмоса» определяется различными законодательными актами, такими как Федеральный закон, Указы Президента Российской Федерации, а также акты других органов исполнительной власти.

Следует подчеркнуть, что для государственных корпораций, в отличие от других некоммерческих организаций, издается специальный закон, который имеет приоритет над общим законом «О некоммерческих организациях» [9, с. 11].

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 года № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Рос-космос», данная организация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Ее статус, цели деятельности, полномочия и функции определяются этим Федеральным законом, а также Законом Российской Федерации от 20.01.1993 года № 5663-1 «О космической деятельности», Федеральным законом от

12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами [1]. Очевиден тот факт, что довольно большое количество нормативных документов создает дополнительные затруднения в установлении особенностей административно-правового статуса организации, но, учитывая широкие полномочия и важность ее деятельности, подобная ситуация вполне объяснима.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» играет важную роль в развитии космической индустрии и обеспечении научно-технического прогресса.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 215-ФЗ, «Роскосмос» осуществляет функции, направленные на управление космической деятельностью и нормативно-правовое регулирование в данной сфере, активно взаимодействует с органами государственной и исполнительной власти [11, с. 45].

Одной из важных функций «Роскос-моса» является осуществление контроля в области космической деятельности. Корпорация выполняет полномочия государственного регистрационного органа, что позволяет ей регулировать и контролировать деятельность в сфере космической индустрии. Благодаря этому «Рос-космос» обеспечивает соблюдение нормативных требований и безопасности в космической сфере. «Роскосмос» также имеет право издавать нормативные правовые акты, являющиеся обязательными для органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц [1].

Государственные корпорации - это особая форма организации, которая имеет характерные особенности ее создания. Так, право создавать государственные корпорации путем консолидации воли всех органов государственной власти имеет только Российская Федерация. Это означает, что решение о создании такой организации в целом принимает государство.

Следует обратить внимание и на особый порядок формирования имущества государственной корпорации. Оно создается путем внесения имущественного взноса государством -Российской Федерацией, а не каким-либо другим государственным органом или лицом. Принятие решения о внесении такого имущественного взноса зависит от Правительства Российской Федерации. Оно определяет состав, порядок, сроки и форму внесения имущественного

взноса в государственную корпорацию. Очевидно, что имущественные правоотношения являются важной составляющей правового статуса государственной корпорации. Однако некоторые эксперты считают, что создание такой структуры может привести к тому, что учредитель государственной корпорации (то есть, государство) потеряет контроль над ее имуществом и не сможет предотвратить его нецелевое использование. Возникает вопрос и о возможности применения санкций за нарушение правил использования имущества [4, с. 44].

О проблемах в имущественных и финансовых вопросах госкорпорации свидетельствует выявление Счетной палатой в 2021 году нарушений в «Роскосмосе» на сумму около 30 миллиардов рублей. Очевидно, что подобный факт подтверждает необходимость рассмотрения вопроса о возможности усиления контроля за деятельностью государственных корпораций со стороны государства.

В связи с этим, мнение В. Г. Шелудько о необходимости создания механизма управления и регулирования для учреждений, предприятий и компаний, находящихся в государственной или смешанной собственности, выглядит вполне обоснованным. Такой механизм, с одной стороны, должен предоставлять возможность учредителю более эффективно контролировать деятельность госкорпораций, предотвращать нецелевое использование средств и применять санкции в случае нарушений [12, с. 226], а с другой стороны - учитывать право госкорпораций на самостоятельность. В основе механизма управления и регулирования должен лежать баланс между государственным контролем и независимостью корпораций.

Государственные корпорации играют важную роль в экономике и развитии страны, поэтому прозрачность и контроль их деятельности являются неотъемлемой частью эффективного управления.

В связи с этим, в 2020 году в Федеральный закон были внесены изменения и дополнения, которые конкретизируют требования к госкорпорации «Роскосмос» в части предоставления ежегодной отчетности [1]. Однако необходимость дальнейшего улучшения прозрачности деятельности государственных корпораций и контроля над ними продолжает существовать. Возможно, следует рассмотреть вариант ужесточения процесса антикоррупционного аудита

и установить механизмы контроля со стороны других государственных органов [6, с. 86].

Наряду с вышесказанным, следует отметить, что сегодня как никогда актуальной является проблема повышения уровня безопасности космической деятельности страны и снижения влияния санкций со стороны ряда иностранных государств, в связи с чем, неограниченный доступ к информации о деятельности организации может нести определенную опасность. О работе в данном направлении свидетельствует принятие закона о переходе «Роскосмоса» на закрытый режим закупок. Целью законодательной меры является предотвращение риска раскрытия третьим лицам информации о закупках организаций ракетно-космической отрасли.

В определении административно-правового статуса госкорпораций важным аспектом является анализ правового статуса служащих государственных корпораций, который имеет некоторые сходства с правовым статусом государственных служащих. Например, на них возлагается обязанность предоставлять сведения о своих доходах и принадлежащем имуществе. Это способствует предотвращению конфликта интересов и обеспечивает прозрачность в их деятельности. В случае нарушения этих обязанностей, служащие могут нести административную и уголовную ответственность [3].

Госкорпорации, будучи юридическими лицами, имеют и другие особенности правового статуса, отличающие их от других субъектов предпринимательства. К примеру, Федеральный закон от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не распространяется на госкорпорации. Это означает, что госкорпорации, занимающиеся коммерческой деятельностью, не подвержены таким жестким ограничениям, как другие предприятия и организации [1].

Государственные корпорации также имеют отличия и от других видов субъектов хозяйственной деятельности. В своем исследовании М. Ш. Мазанаев обращает внимание на некоторые различия между государственными корпорациями и государственными компаниями. Так, государственные корпорации являются инструментом реализации общественно значимых целей. Они выполняют функции, направленные на достижение определенных общественных задач, имеют публичное управление, которое регулируется федеральным законодательством. Государственные компании предоставляют государственные услуги населению и

обычно ориентированы на решение конкретных задач. Государственные корпорации часто имеют более широкий масштаб деятельности и могут заниматься не только предоставлением государственных услуг, но и осуществлением производственной деятельности, инвестициями и торговлей. Государственные компании, в свою очередь, обычно фокусируются на конкретных секторах и оказывают услуги, связанные с этими секторами (в качестве примера можно рассматривать Госкорпорацию «Роскосмос» и Госкомпанию «Автодор») [6, с.87].

Несмотря на разные научные точки зрения, имеются очевидные факты, свидетельствующие о необходимости существования и развития госкорпораций, как неотъемлемой части современного общества. Одним из главных фактов является их роль в обеспечении национальной безопасности. Они занимаются деятельностью в сфере энергетики, оборонной и космической отрасли, являющихся для государства стратегически важными. Благодаря своему некоммерческому характеру, госкорпорации имеют возможность развития инноваций в этих отраслях. Им принадлежит возможность финансирования исследований, разработки и внедрения новых технологий, что способствует национальному прогрессу и безопасности. Тесное сотрудничество госкорпораций с международными и иностранными организациями, частными компаниями также способствует развитию экономически и социально важных отраслей государства. Обмен опытом, технологиями и ресурсами между различными странами и предприятиями укрепляет экономические и дипломатические отношения. Еще одним преимуществом государственных корпораций является их роль в стабилизации рынка. В периоды экономического кризиса они могут принимать меры для смягчения его последствий и поддержки национальной экономики. Госкорпорации обладают стратегическим планированием, гибкостью и инициативностью, что позволяет им эффективно реагировать на изменения в экономической ситуации. Следует учесть и то, что государственные корпорации могут унаследовать лучшие практики управления из частного сектора с целью эффективного управления своей деятельностью и достижения поставленных целей [6, с. 88].

Принимая во внимание вышеперечисленные преимущества, отметим ряд проблем и недостатков, оказывающих негативное влияние

на деятельность госкорпораций. Многие эксперты среди основных проблем видят недостаточную степень контроля со стороны государства вследствие их выведения из-под контроля государственных органов, что создает благоприятную почву для коррупционных проявлений. Недостаток прозрачности процессов принятия решений также может привести к злоупотреблениям и неэффективному использованию ресурсов. Отсутствие четких критериев оценки эффективности и результативности их деятельности в силу того, что госкорпорации не являются коммерческими организациями и не ставят прибыль в качестве своего приоритета, является еще одним недостатком их функционирования. Такое положение дел может привести к недостаточной мотивации для достижения оптимальных результатов и эффективного использования ресурсов. Низкий инвестиционный потенциал также является своеобразным вызовом для госкорпораций. Доступ к дополнительным инвестициям может быть ограничен, поскольку они часто зависят от государственного финансирования. Очевидно, это может снизить их возможности для развития и реализации новых проектов. Среди проблем эксперты отмечают и уровень качества управления госкорпорациями. Усматривая отсутствие стимулов для принятия эффективных решений и гарантий вознаграждения работников, на их взгляд, может привести к недостаточной мотивации управленцев, что влияет на качество руководства организацией. С таким утверждением трудно согласиться, поскольку в рассматриваемой нами государственной корпорации существует разработанная действующая система поощрений. И, наконец, неопределенность в вопросе административно-правового статуса госкорпораций также может создавать правовые и организационные проблемы, затрудняя эффективное управление [6, с. 89].

Последние исследования деятельности госкорпораций свидетельствуют о тенденции коммерциализации отношений в этой сфере. Как уже говорилось, государственная корпорация «Роскосмос» играет важную роль в развитии космической индустрии в России. Однако, по мнению А. Ю. Курашвили и О. А. Волынской, необходимо найти баланс между интересами государства и коммерческими предприятиями, чтобы избежать конфликта интересов.

Важно понимать, что госкорпорация «Роскосмос» должна придерживаться публично-правового направления и, в первую очередь, удовлетворять интересы государства и космической отрасли в целом. Однако, в настоящее время наблюдается увеличение влияния коммерческих компаний, которые стремятся получить прибыль от использования космических летательных аппаратов. Для достижения баланса между публичным и частным сектором необходим комплексный подход. Важно разработать механизмы, которые позволят государству и коммерсантам сотрудничать в интересах обеих сторон. Это может быть достигнуто через создание партнерских отношений, совместные исследования и разработки, а также установление правил и норм, регулирующих коммерческую деятельность в космической сфере. Бесспорно, коммерциализация космической индустрии может привести к ее динамичному развитию и привлечению новых инвестиций. Однако, важно не забывать, что государственные интересы и безопасность должны быть приоритетными [5, с. 59].

Результаты.

Исследование административно-правового статуса государственных корпораций позволяет утверждать, что на государственные корпорации как на важные формы организации государственной собственности в современной России возложены серьезные функции, заключающиеся в реализации государственной политики в различных сферах экономики и социальной жизни.

Государственные корпорации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и реализующие управленческие, социальные и иные общественно значимые функции, являются некоммерческими организациями, при они этом могут осуществлять коммерческую деятельность.

К характерным особенностям административно-правового статуса государственных корпораций следует отнести:

1) осуществление ими публичного управления сферой, установленной Федеральным законом;

2) невозможность наступления банкротства;

3) возможность осуществления предпринимательской деятельности при некоммерче-

ском характере организации с требованием служения реализации целей, обозначенных на законодательном уровне;

4) широкие полномочия во владении и распоряжении имуществом, переданным государством.

Перечисленные особенности административно-правового статуса порождают как преимущества, так и проблемы в деятельности госкорпораций. Среди преимуществ, указывающих на необходимость сохранения и развития госкорпораций, следует выделить:

1) важнейшую функцию обеспечения национальной безопасности государства и общества;

2) широкие возможности для инновационного развития приоритетных отраслей экономики;

3) тесное международное сотрудничество.

К недостаткам и проблемам в деятельности государственных корпораций можем отнести:

1) довольно слабую степень контроля со стороны государства;

2) недостаток системы оценки эффективности и результативности их деятельности;

3) требующее повышения качество управления, а также наличие бюрократических барьеров;

4) возможность коррупционных проявлений;

5) негативное влияние на конкурентный рынок вследствие определенной степени монополизации в соответствующей отрасли.

Следствием всего вышесказанного является вполне закономерная дискуссия о будущем государственных корпораций, когда одни эксперты считают, что необходимо реформировать государственные корпорации, чтобы повысить их эффективность и снизить риски коррупции, а другие отстаивают мнение о госкорпорациях, как об эффективном инструменте реализации государственной политики и необходимости их сохранения.

Такая ситуация вызывает потребность дальнейших научных исследований и разработки мер с целью совершенствования деятельности государственных корпораций и их регулирования.

Заключение.

Подводя итоги обзора научных исследований, посвященных особенностям административно-правового статуса госкорпораций, а также анализа действующих нормативно-правовых актов, следует отметить, что в настоящее время растет необходимость систематизации нормативно-правового регулирования государственных корпораций с целью ориентирования их деятельности на достижение целей государственной экономической политики, улучшения

механизмов контроля и обеспечения прозрачности в отчетности и аудите, а также внимания к вопросам собственности и инвестирования.

Государственная корпорация «Роскос-мос» играет важную роль в развитии космической отрасли и обеспечении безопасности и процветания государства. В связи с высокой степенью сложности и уникальностью космической отрасли, управление ее ресурсами и проектами требует совершенствования законодательного регулирования и глубоких специализированных знаний.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате doubleblind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ (в ред. от 13.06.2023 № 241-ФЗ). URL: https://base.garant.ru/71127782/?ysclid=lnlgjjdxum987174786/ (дата обращения: 12.10.2023).

2. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12.01.96№ 7-ФЗ (вред. от 31.07.2023 N 409-ФЗ). URL: https://base.garant.ru/10105879/?ysclid=lnlgowpxdm838429007 / (дата обращения: 12.10.2023).

3. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (вред. от 10.07.2023№ 286-ФЗ). URL: https://base.garant.ru/12164203/?ysclid=lnlhry6a1s124830684/(дата обращения: 12.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кирсанов А. Н., Северьянова Т. Ю. Государственная корпорация: Субъект с особым статусом //Вестник РУДН. 2013. № 2. С. 39-45.

5. Курашвили А. Ю. Понолномочия Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в процессе заключения международных договоров //Юридическая наука. 2020. № 7. С. 57-61.

6. Мазанаев М. Ш., Бекишиев Н. А. Правовой статус и особенности государственных корпораций в современной России //Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. С. 83-90.

7. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. К вопросу о правовом статусе государственных корпораций // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 2. С. 223-227.

8. Нехайчик В. К. Административная реформа: проблемы понимания и законодательного закрепления юридической конструкции «Административно-правовой статус» для органов исполнительной власти //Вестник Югорского государственного университета. 2007. № 7. С. 76-79.

9. Нехайчик В. К. Правовой статус и функции государственных корпораций в системе субъектов органов исполнительной власти Российской Федерации: проблемные вопросы // Экономика и социальная политика. 2016. № 3. С. 11-16.

10. Рябичева О. И., Хасбулатова З. М. Формирование и функционирование государственных корпораций в современных условиях // Эпоха науки. 2020. № 22. С. 188-192.

11. Соловьева С. В. Государственные корпорации в системе органов публичной власти // Право и практика. 2021. С. 43-49.

12. Шелудько В. Г. Опыт и перспективы развития компаний государственной корпорации «Роскосмос» //Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 11-17.

References:

1. On the State Corporation for Space Activities «Roscosmos». Federal Law of13.07.2015 № 215-FZ (in edition of 13.06.2023 № 241-FZ). URL: https://base.gar-ant.ru/71127782/?ysclid=lnlgjjdxum987174786 / (date of circulation: 12.10.2023).

2. On non-commercial organizations. Federal Law of 12.01.96№ 7-FZ (ed. of31.07.2023 № 409-FZ). URL: https://base.garant.ru/10105879/?ysclid=lnlgowpxdm838429007/ (access date: 12.10.2023).

3. On Combating Corruption. Federal Law №. 273-FZ of25.12.2008 (ed. as of10.07.2023 №. 286-FZ). URL: https://base.garant.ru/12164203/?ysclid=lnlhry6a1s124830684 / (date of reference: 12.10.2023).

4. Kirsanov A. N., Severianova T. Y. State corporation: Subject with a special status // Vestnik RUDN. 2013. № 2. Р. 39-45.

5. Kurashvili A. Y. Ponolmozhnosti State Corporation for Space Activities «Roscosmos» in the process of concluding international agreements // Juridicheskaya nauka. 2020. № 7. Р. 57-61.

6. MazanaevM. Sh., BekishievN. A. Legal status andfeatures of state corporations in modern Russia // Legal Bulletin of DSU. 2022. Т. 44, №4. Р. 83-90.

7. Markina E. V., Sosnovskaya Yu. N. To the question of the legal status of state corporations // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2. Р. 223-227.

8. Nehaychik V. K. Administrative reform: problems of understanding and legislative fixation of the legal construct «Administrative-legal status» for executive authorities // Bulletin of the Ugra State University. 2007. № 7. Р. 76-79.

9. Nehaychik V. K. Legal status and functions of state corporations in the system of subjects of executive authorities of the Russian Federation: problematic issues // Economics and Social Policy. 2016. № 3. Р. 11-16.

10. Ryabicheva O. I. I., Khasbulatova Z. M. Formation and functioning of state corporations in modern conditions // Epoch of Science. 2020. № 22. С. 188-192.

11. Solovieva S. V. State corporations in the system of public authorities // Law and Practice. 2021. Р. 43-49.

12. Sheludko V. G. Experience and prospects of development of companies of the state corporation «Roscosmos» // Management of social and economic systems. 2017. № 4. Р. 11-17.

Информация об авторах:

Чернов Юрий Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета. Место работы: кафедра административного и финансового права, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет. vn103@mail.ru

Войтенко Владислав Андреевич, студент юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета. Место учебы: юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет. Г. Краснодар, Россия. E-mail: vn1903@mail.ru

Войтенко Станислав Андреевич, студент юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета. Место учебы: юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет. Г. Краснодар, E-mail: vn1903@mail.ru

Yuri I. Chernov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University. Place of work: Department of Administrative and Financial Law, Faculty of Law, Kuban State Agrarian University

Vladislav A. Voitenko, student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University. Place of study: Faculty of Law, Kuban State Agrarian University.

Stanislav A. Voitenko, student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University. Place of study: Faculty of Law, Kuban State Agrarian University. Krasnodar, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.