Научная статья на тему 'Проблемы адаптации выпускников на рынке труда'

Проблемы адаптации выпускников на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации выпускников на рынке труда»

ле и вложение средств в научные исследования вузов, в новые образовательные технологии и др.

Также требуются средства для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на договорной основе. Это самый продуктивный путь добиться, чтобы подготавливаемые системой высшего образования специалисты обладали компетенциями, востребованными рынком труда.

Библиографический список

1. Антропов В. А., Ревина Е. В. Высшее учебное заведение в условиях реформ: развитие органи-

зационно-экономических отношений. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета путей сообщения, 2007. - 190 с.

2. Гибсон М. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании / М. Гибсон, А. Ю. Афонин // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 4(32). - С. 53-66.

3. Кольчугина М. Бизнес - образование в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 2. - С. 61-69.

4. Левин Б. А. Взаимодействие государства, бизнеса и транспортного образования // Железнодорожный транспорт. - 2007. - № 9. - С. 39-41.

5. http: // journal. vlsu.ru

6. http//www tusur.ru

ББК 65.01 Б°ндырева И. Б.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

В данной статье рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, стратегии профессионализации и перепрофилирования, новые требования к специалистам, такие как мобильность и инновационность, новые модели организации подготовки инженерно-технических кадров.

Ключевые слова: высшее образование, трудоустройство выпускников, адаптация на рынке труда, стратегии, мобильность, инновационность, подготовка инженеров.

Интересы прогрессивного развития общественного производства требуют расширения универсальности трудовых ресурсов, их адаптации к действующим и быстро изменяющимся техническим и организационно-технологическим условиям. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость постоянной готовности участников производственного процесса к тому, чтобы привести в соответствие с требованиями свои знания, умения и навыки, как в количественном, так и в качественном отношении (вплоть до смены специальности или даже профессии) [2, с. 47].

Можно сказать, что подготовка к жизни в усложняющемся обществе и профессиональная подготовка становятся равнозначными задачами образования. Высшее профессиональное образование позволяет повысить мобильность, в значительной степени облегчить трудоустройство и поэтому значимость его возрастает.

Анализ поведения молодых специалистов на рынке труда показывает, что сегодня на пер-

вое место выходит стратегия перепрофилирования [1, с. 42]. Более 55 % выпускников работают не по специальности. Качественные изменения характера социально-экономических отношений в России, а также содержание проводимых государством мероприятий в области образования привели к возникновению диспропорции в структуре подготовки специалистов, ее несоответствию сложившейся структуре вакантных рабочих мест. Это является прямым следствием информационной ассиметрии, имеющей место в сфере производства и потребления образовательных услуг.

Второе место по распространенности среди молодых специалистов занимает стратегия профессионализации. Она предполагает реализацию способности к освоению и работе по разным специальностям в границах профессии. Высокая профессиональная мобильность дает возможность изменения социального статуса гражданина, а в период кризиса позволяет про-

94

© Бондырева И. Б., 2009

тивостоять таким характеристикам рынка труда как непостоянный уровень занятости и отсутствия спроса на те или иные специальности.

В последние годы наметилась тенденция повышения спроса у молодежи на инженерные специальности. Это требует существенной модернизации системы научно-технического образования, ее ориентации на нужды производства и повышения заинтересованности в трудоустройстве выпускников.

В настоящее время инженерное образование уже не представляет собой самую масштабную подсистему высшего профессионального образования России. Выпуск специалистов, получивших инженерную квалификацию, составил в 2006 г. 24,6 % от общего выпуска дипломированных специалистов, тогда как в 2001 г. - 30,2 % [3]. На первое место по выпуску вышла укрупненная группа специальностей «Экономика и управление», доля которой составила около 33 %.

Падение престижа инженерно-технического образования было связано с кризисными явлениями, структурной перестройкой производства и переходом к рыночным условиям развития экономики России. Остановка предприятий, сокращение числа рабочих мест инженерно-технического персонала, «утечка мозгов», малочисленность прослойки среднего класса, занимающегося созданием новых технологий и производством товаров и услуг, привели к тому, что из научно-производственных отраслей «избыточные» инженерные работники переместились в финансово-экономическую, сервисную, торговую и управленческую сферы. За короткий период времени

произошло закрепление не производственного (основанного на новых знаниях), а перераспределительного типа экономического развития.

Высшая техническая школа, которая призвана обеспечивать формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала общества, в значительной степени утратила прошлые достижения. В немалой степени этому способствовала политика резкого сокращения государственного финансирования инженерно-технического образования.

Ведущая роль государства в процессе подготовки инженерно-технических кадров вытекает из концепции общественных благ. Фундаментальные свойства данных благ делают невозможным их производство и функционирование в частном секторе экономики. Частная форма собственности не в состоянии обеспечить их предоставление, так как издержки не покрываются прибылью.

Структура занятости (а отсюда направлений и специальностей подготовки) сейчас во все большей степени определяется реальным спросом работодателей на тех или иных специалистов. Технические вузы всерьез занимаются вопросами изучения изменений в востребованности работников с точки зрения конкретных профессий и специальностей.

Анализ данных о выпуске и трудоустройстве молодых специалистов (на примере Ярославского государственного технического университета) позволяет сделать вывод о том, что при общем увеличении численности выпускников, их трудоустройство не стабильно (рис. 1 и рис.2).

Рис. 1. Данные по выпуску специалистов

5 г,п / 628 т 630 *

£ /---Б24

625

| ^ I ^619 I

615 Ш I I I -И—

iffltt

d 600 ¥--1-1-1-1-f

>

к 2004 2005 2006 2007 2008

Год выпуска

Рис. 2. Данные по трудоустройству выпускников

2004 2005 2006 2007 2008

Год выпуска

Рис. 3. Данные по трудоустройству выпускников специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)»

На сегодняшний день Ярославский государственный технический университет готовит квалифицированных специалистов по различным направлениям и специальностям, в основном деятельность университета направлена на подготовку инженерных кадров (90 % от общего выпуска). Оценка трудоустройства выпускников свидетельствует о том, что даже в относительно благоприятный для экономики региона период времени, востребованность молодых специалистов составила 85,7 % (в среднем за последние три года). Этот факт свидетельствует о недостаточной адаптации выпускников к изменениям в технологической и социально-экономической сферах.

В университете есть специальности, по которым уровень трудоустройства менее 80 % (в среднем за последние три года). К их числу относится специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)», где уровень трудоустройства ежегодно снижается (рис. 3).

Уменьшение востребованности этих специалистов объясняется значительным сокращением числа учреждений начального профессионального образования в Ярославской области (с 2000 г. по 2007 г. на 9 учреждений) и снижением количества учащихся в них.

Сегодня представляет интерес практика заключения соглашений между крупными промышленными компаниями, планирующими свое

дальнейшее развитие, и высшими образовательными учреждениями о совместном обучении по специальностям, которые в перспективе будут востребованны на предприятии. Объективными предпосылками, способствующими развитию новой модели организации подготовки инженерно-технических кадров, являются:

- развитие внешне-экономической деятельности предприятий, требующей специалистов с особыми знаниями;

- восстановление отраслей и сфер деятельности (судостроение, автомобилестроение, лазерная техника и т. д.);

- развитие инновационной экономики и подготовка менеджеров-инноваторов;

- требование систематической переподготовки кадров.

В предпринимательских структурах проявляется большая заинтересованность в подготовке и развитии персонала, выдвигается идея со-финансирования. Удельный вес занятых на государственных предприятиях в промышленности и строительстве составляет менее 20%. В соответствии с этим должна распределяться и ответственность за организацию и финансирование подготовки кадров между работодателями. Например, обучение на 4 и 5 курсах может производиться за счет средств предприятия, которое затем гарантирует трудоустройство выпускника. В этом случае можно говорить о возрождении и модернизации существовавшей ранее системы трудоустройства выпускников.

Альтернативой существующей инерционной модели организации подготовки инженерных кадров может являться проектная система подготовки специалистов. Причем инициаторами проектов могут выступать как крупные производственные структуры, так и сами вузы. Реализация инновационного образовательного проекта предполагает оказание новых образовательных услуг и подготовку специалистов, востребованных на рынке труда. Основные этапы инновационных научных и образовательных проектов в вузах рассмотрены в работе [4, с. 137-140].

Внедрение проектной системы позволит сохранить численность преподавателей и студентов в условиях сокращения набора на традиционные специальности.

Активизация работы по развитию научно-технического образования должна опираться на хорошо отработанную систему материального и мо-

рального стимулирования труда талантливых и добросовестно относящихся к своему делу педагогов и руководителей структур вуза. В частности умелое использование системы контрактного найма работников вуза позволяет ставить перед ними конкретные задачи, реализация которых стимулируется системой надбавок к заработной плате и системой премий. Например, в ряде вузов преподавателям, активно занимающимся инновационной деятельностью, устанавливаются надбавки до 100% от средней заработной платы.

Таким образом, проблема повышения адаптации молодых специалистов на рынке труда требует создания гибкой системы подготовки кадров. Важно объединить интересы вузов, предприятий, государства и общества в появлении нового поколения специалистов, способных создавать и внедрять инновационные и высокоэффективные продукты и услуги.

Образовательное развитие личности позволяет ей опережать востребованность знаний производством. Самообучение в течение всей жизни тоже становится необходимым элементом обеспечения профессиональной самомобильности. Человек может адаптироваться, только находясь в постоянном развитии и самоизменении на базе непрерывного образования и самообразования.

Следовательно, одной из характерных черт инновационного развития экономики является непрерывное приспособление труда к усложнившимся условиям функционирования. В связи с этим необходимо изучить существующую практику социальных инноваций по этому вопросу, обосновать основные элементы механизма адаптации и рассмотреть особенности их функционирования в условиях перехода к инновационному обществу.

Библиографический список

1. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. 2007. № 9. С. 41-47.

2. Лебедева Е. Инновационное развитие и образование // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 45-54.

3. Российский статистический ежегодник: 2007: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2007. - 825 с.

4. Чекмарев В. В., Беляева Ю. В. Исследование закономерностей развития экономического потенциала и инновационной активности образовательных систем / В.В. Чекмарев, Ю.В. Беляева. - Кострома, 2008. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.