Научная статья на тему 'Проблемы адаптации иностраных студентов в условиях российского вуза'

Проблемы адаптации иностраных студентов в условиях российского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / РОССИЙСКИЙ ВУЗ / MASS INFORMATION AND COMMUNICATION PROCESSES / ADAPTATION / FOREIGNER STUDENT / RUSSIAN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая Мария Александровна, Шередекина Оксана Анатольевна

Высшее технологическое и профессиональное образование играет важную роль в долгосрочном прогрессе и промышленном развитии России. В настоящее время растет спрос на российских выпускников технического профиля, так как основательность российского образования делает Россию привлекательной для иностранных студентов, которые приезжают на обучение в российские вузы из разных стран. В последние годы много говорится об одной из ключевых проблем профессионального образования, а именно, об адаптации иностранных студентов в российской системе образования. Уделяя особое внимание данной проблеме, авторы определяют ряд аспектов, способствующих успешной адаптации иностранных студентов, а именно, формирование понимания значения адаптированности, выработку самостоятельности, пробуждение интереса к принимающей стране, ее культурным особенностям, к предметной области учебной работы иностранных студентов, а также формирования готовности иностранных студентов к использованию информационно-образовательной среды российского вуза. В рамках данного исследования нам удалось получить представление о проблемах успеваемости иностранных студентов, а также об образовательном опыте иностранных студентов в информационно-образовательной среде российского университета. Результаты показали, что иностранные студенты действительно осознают свой специфический опыт, высоко его ценят, несмотря на существующие сложности, связанные с процессом обучения в информационно-образовательной среде российского вуза и, принимая во внимание то обстоятельство, что иностранные студенты сейчас являются высоко-технологичными студентами, что дополнительно стимулирует их к условиям адаптации в новой для них социально-культурной среде. В статье освещаются проблемные вопросы, с которыми сталкиваются иностранные студенты при адаптации к информационно-образовательной средероссийского вуза, оказывающих существенное влияние на уровень их удовлетворенности учебой. Материал, представленный в данной статье, направлен на лучшее понимание причин или факторов, влияющих на отсев иностранных студентов из российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication processes and their effect on the adaptation of foreign students under the conditions of the Russian higher education institution

Higher technological and vocational education plays an important role in the long-term progress and industrial development of Russia. Currently, there is a growing demand for Russian technical graduates, as the thoroughness of Russian education makes Russia attractive for foreign students who come to study at Russian universities from different countries. In recent years, much has been said about one of the key problems of vocational education, namely, about the adaptation of foreign students in the Russian education system. Paying particular attention to this problem, the authors identify a number of activities that contribute to the successful adaptation of foreign students, namely, developing an understanding of the importance of adaptation, developing independence, awakening interest in the host country, its cultural characteristics and the subject area of educational work of foreign students. As part of this study, we were able to get an idea of the problems of academic achievement of foreign students, as well as of the educational experience of foreign students in the Russian-speaking environment of a Russian university. The results showed that foreign students really realize their specific experience, highly appreciate it, despite the existing difficulties associated with the learning process in the Russian-speaking environment and taking into account the fact that foreign students are now high-tech students, which additionally stimulates them to conditions of adaptation in their new socio-cultural environment. The article highlights the problematic issues that foreign students face when adapting to their new environment, having a significant impact on their level of satisfaction with their studies. The material presented in this article is aimed at a better understanding of the causes or factors affecting the dropout of foreign students.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации иностраных студентов в условиях российского вуза»

УДК 378 DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.30.02

М.А. Одинокая, О.А. Шередекина

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАНЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ВУЗА

ОДИНОКАЯ Мария Александровна - кандидат педагогических наук, доцент Высшей Школы иностранных языков Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Политехническая ул., д. 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. e-mail: World.Maria@hotmail.com

ODINOKAYA Maria A. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. 29, Politekhnicheskaya, St. Petersburg, 195251, Russia. e-mail: World.Maria@hotmail.com

ШЕРЕДЕКИНА Оксана Анатольевна - старший преподаватель Высшей школы иностранных языков Гуманитарного института; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: oksanasher@yandex.ru

SHEREDEKINA Oksana A. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Polytechnicheskaya, 29, St. Petersburg, 195251, Russia. e-mail: oksanasher@yandex.ru

Высшее технологическое и профессиональное образование играет важную роль в долгосрочном прогрессе и промышленном развитии России. В настоящее время растет спрос на российских выпускников технического профиля, так как основательность российского образования делает Россию привлекательной для иностранных студентов, которые приезжают на обучение в российские вузы из разных стран. В последние годы много говорится об одной из ключевых проблем профессионального образования, а именно, об адаптации иностранных студентов в российской системе образования. Уделяя особое внимание данной проблеме, авторы определяют ряд аспектов, способствующих успешной адаптации иностранных студентов, а именно, формирование понимания значения адаптированности, выработку самостоятельности, пробуждение интереса к принимающей стране, ее культурным особенностям, к предметной области учебной работы иностранных студентов, а также формирования готовности иностранных студентов к использованию информационно-образовательной среды российского вуза. В рамках данного исследования нам удалось получить представление о проблемах успеваемости иностранных студентов, а также об образовательном опыте иностранных студентов в информационно-образовательной среде российского университета. Результаты показали, что иностранные студенты действительно осознают свой специфический опыт, высоко его ценят, несмотря на существующие сложности, связанные с процессом обучения в информационно-образовательной среде российского вуза и, принимая во внимание то обстоятельство, что иностранные студенты сейчас являются высокотехнологичными студентами, что дополнительно стимулирует их к условиям адаптации в новой для них социально-культурной среде. В статье освещаются проблемные вопросы, с которыми сталкиваются иностранные студенты при адаптации к информационно-образовательной среде

российского вуза, оказывающих существенное влияние на уровень их удовлетворенности учебой. Материал, представленный в данной статье, направлен на лучшее понимание причин или факторов, влияющих на отсев иностранных студентов из российских вузов.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; АДАПТАЦИЯ; ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ; РОССИЙСКИЙ ВУЗ

Ссылка при цитировании: Одинокая М.А., Шередекина О. А. Проблемы адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Т. 8. № 30. С. 20-27. Б01: 10.18720/ИиМЛ88М 2227-8591.30.02

Введение. В настоящий момент одной из ключевых задач современного вуза в Российской Федерации является реализация принципов поликультурного образования и использование международного опыта оказания социально-педагогической поддержки иностранных студентов. В последние годы число иностранных студентов, приезжающих учиться в Российскую Федерацию, значительно возросло, и федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ) становится одним из центров привлечения таких иностранных студентов со всего мира. Трудности в процессе адаптации иностранных студентов в информационно-образовательной среде российского вуза отличаются по содержанию от трудностей, испытываемых российскими студентами.

Под адаптацией понимается многофакторный процесс, а именно, привыкание к образовательной среде; приспособление к условиям принимающего общества; адаптация к изменившимся обстоятельствам жизни; практика работы иностранного студента над собой в целях адаптации, а также опыт работы с объектом адаптации, реализуемый окружающими его людьми. Иностранному студенту требуется в кратчайшие сроки освоиться в новой бытовой среде, привыкнуть к отличному характеру обучения и т. д. От того, насколько качественно проходит процесс адаптации у иностранного студента, зави-

сит успешность его обучения. В этих условиях проблема адаптации иностранных студентов к иноязычной информационно-образовательной среде вуза среде требует научно-педагогического решения.

В рамках нашего исследования под информационно-образовательной средой российского вуза мы понимаем организационные условия для применения технологий интерактивного обучения; программно-аппаратные (технические) средства; описание дидактических аспектов использования образовательных электронных ресурсов, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса. Внедрение интерактивных технологий обучения в образовательный процесс подразумевает интеграцию различных предметных областей с 1Т-технологиями, что ведет к информатизации учебной деятельности иностранных студентов и преподавателей, а также к пониманию ими процессов информатизации в российском образовании и играющих особую роль в адаптации иностранных студентов в российском вузе.

К техническим средствам интерактивных технологий обучения относятся: флеш-карты, смартфоны, планшетные компьютеры, позволяющие иметь мобильный выход в глобальную сеть Интернет; мультимедиа-проекторы, позволяющие применять видео-, аудиоматериал; интерактивные доски, веб-камеры, компьютерные классы, составляющие информационно-технологическую базу российского вуза, и пр.

Актуальность и цель исследования.

Усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве способствует искоренению стереотипов и формированию положительного отношения к стране в мировом сообществе, а также для ее успешного позиционирования на мировом рынке. Потребность в подготовке востребованных иностранных выпускников российского вуза, понимающих и принимающих российскую специфику, является сегодня одним из важных условий экономического развития Российской Федерации. Тем самым, решение проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России является актуальной и стратегически важной для укрепления и расширения российского присутствия на международной арене. Деятельность по наращиванию вовлечения, подготовке, поддержке и продвижению востребованных иностранных выпускников российского вуза является, таким образом, важной частью внешней политики всех стран, включая Российскую Федерацию. Международная студенческая мобильность расширяется быстрыми темпами. В глобальном масштабе число студентов, получающих высшее образование обучение за рубежом растет [1].

Целью настоящего исследования является изучение проблем адаптации иностранных студентов, приезжающих на обучение в российские вузы, использующих технологии интерактивного обучения [2], в частности, в СПбПУ. Основное внимание уделено студентам-иностранцам из Китая, поскольку они составляют значительную часть иностранных студентов в техническом вузе.

Методы исследования: эмпирические, теоретические, педагогические, а именно: наблюдение за учебным процессом, изучение, анализ и обобщение опыта преподавания русского языка как иностранного в неязыковой среде, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблема адаптации иностранных студентов раскрывается в научных работах таких российских и зарубежных исследователей как Н.И. Алмазова [3; 4; 5], Н.В. Бордовская [6], Н.В. Попова [7; 8], Meng Q., Zhu C., Cao C. [9], TS. Pilishvili [10], O.D. Shipunova [11] и др.

Процесс адаптации можно условно разделить на три этапа: превентивный (реализуемый до приезда студента в страну), начальный (связанный с первым месяцем пребывания в стране) и основной (захватывающий все дальнейшее время пребывания в стране).

Превентивный этап предполагает обработку абитуриентом информации о российском вузе через его представителей, выступающих в роли посредников в контактах между российским вузом и абитуриентом. На начальном этапе у иностранного студента появляется возможность начать вхождение в новую для него языковую, социально-культурную, информационно-образовательную среду, усвоить базовые нормы и ценности российского общества, выработать собственный стиль поведения, позволяющий правильно оценить ситуацию выработать верную поведенческую тактику. Источником адаптации являются потребности студента, вызванные изменения в нем самом или во взаимосвязях его с конкретной социально-культурной, информационно-образовательную средой российского вуза.

Задачи преподавателя, организующего учебный процесс, состоят в оказании своевременной педагогической поддержки, а именно, в наиболее комфортном и оперативном включении иностранного студента в информационно-образовательную среду российского вуза [12]. Основополагающими элементами адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России являются их профессио-

нальное становление; формирование адекватного представления и отношения, как к родной культуре, так и культуре принимающего общества; положительной оценки своей будущей профессии.

Важнейшими условиями успешной адаптации иностранных студентов является взаимодействие иностранных студентов и преподавателей, принимающих участие в адаптации этих студентов, в информационно-образовательной среде российского университета. Специалист позволяет новоприбывшим студентам осознать причины успехов и неудач, возникающих как в учебном процессе, так и в повседневной жизни, оценить их возможности благодаря имеющемуся культурно-историческому опыту.

Степень адаптации иностранных студентов к учебному процессу определяется такими факторами, как трудности, возникающие в процессе обучения, интерес и желание обучаться в информационно-образовательной среде российского вуза, дальнейшая профессиональная направленность, базирующаяся на нормах и ценностях социальной среды своей учебной, а в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Условно можно выделить следующие барьеры, с которыми сталкиваются иностранные студенты: языковые, академические, психологические, социальные трудности, которые могут оказывать негативное влияние на учебный процесс. Так, одной из основных проблем в процессе адаптации в российском вузе опрошенные студенты признали языковой барьер. Большая часть студентов, приезжающая учиться в российский вуз, совсем не владеет языком, на котором им предстоит учиться. Практика показывает, что приемлемого владения русским языком для дальнейшего обучения иностранные студенты достигают ближе к концу обучения [13].

Академическая адаптация определяет трудности, связанные с привыканием ино-

странных студентов к новым подходам в подаче знаний, организации учебного процесса, способностью воспринимать учебную информацию на иностранном языке.

Психологические трудности реализуются в стеснении, мешающем как учебной деятельности студентов, так и общению с российскими однокурсниками. Иностранные студенты также сталкиваются с чрезмерной свободой, которую они неожиданно для себя получают, покинув родные края.

Социальные трудности во многом связаны с ценностными ориентациями иностранного студента, его волевыми качествами, способностью воспринимать новый опыт, готовностью воспринимать инокультурные правила поведения, способностью работать самостоятельно. Исследования показывают, что можно условно выделить три категории иностранных студентов: «преданные ученики» и «дезориентированные пчелы», «глобальные граждане» и «гордые китайцы», «командные игроки» и «независимые бойцы» [14].

Внедрение технологий интерактивного обучения может способствовать успешной адаптируемости иностранных студентов к особенностям подготовки в российском вузе, совершенствуя образовательный процесс; способствуя сохранению мотивации к обучению, актуализации учебного контента и ускоренному его тиражированию; повышению эффективности самостоятельного изучения учебного материала; предоставляя возможность самодиагностики и самокоррекции; возможность использовать видео- и аудио-контент для более эффективного освоения учебного материала.

Исследование социальных установок в адаптации иностранных студентов к обучению в информационно-образовательной среде российского вуза осуществлялось на основе анализа данных, полученных посредством анкетирования. В опросе приняли участие 14 человек из числа иностран-

ных студентов, проходящих обучение в СПбПУ. Разработанная для данного исследования анкета включает несколько вопросов, отражающих позиции, являющиеся необходимыми для успешной адаптации иностранных студентов в поликультурной информационно-образовательной среде российского вуза.

В анкете иностранным студентам был предложен вопрос, предполагающий свободный ответ: «Что затрудняет Ваш процесс обучения в информационно-образовательной среде российского университета?». Были получены следующие варианты ответов: другой уклад обучения; различие культур и др. В центре внимания подавляющего большинства опрашиваемых иностранных студентов также находятся испытываемые ими затруднения при самостоятельной работе с программной русскоязычной литературой. Иностранные студенты отметили, что привыкли к другому расположению информации, представленной в электронном виде. Основные затруднения вызывают значительно более высокий уровень образовательных стандартов и требований, предъявляемых российскими преподавателями, в частности, в работе с учебными электронными ресурсами, по сравнению с тем, к чему студенты привыкли на родине. Анализ данных анкеты позволяет оценить установку к обучению в русскоязычной среде университета как отрицательную, поскольку более половины студентов-иностранцев испытывают трудности при обучении в российском вузе. Решение проблемы предполагает разработку модели языковой адаптации иностранных студентов с учетом особенностей их учебной деятельности.

Иностранным студентам был предложен следующий вопрос, предполагающий свободный ответ: «Какие особенности общения российских преподавателей, на Ваш взгляд, контакт студентов с ними в инфор-

мационно-образовательной среде вуза?». В процессе анализа анкет участников эксперимента была установлена определенная закономерность: условием формирования положительной установки к общению с российским преподавателем в информационно-образовательной среде вуза является наличие опыта подобного контакта.

Следующим вопросом «В чем, на Ваш взгляд, состоят сложности в общении с российскими студентами в информационно-образовательной среде вуза?». Четверть опрошенных иностранных студентов признаются, что их стандартные представления о русскоязычной стране негативно сказываются на их процессе адаптации в процессе обучения в России.

Предпосылками включения русского языка в свой языковой профиль иностранные студенты называют осознание важности овладения одним западным и одним восточным языком для своего полноценного развития, а также учет передовых исследований в области инжиниринга.

Заключение. Подводя итог, можно отметить, что для успешной социально-культурной адаптации иностранных студентов в информационно-образовательной среде российского вуза, в частности, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого необходимо разработать методические рекомендации для преподавателей по общению с иностранными студентами, способствующие формированию у них необходимых социальных установок к общению. Обучение в чужой естественно-языковой среде требует от иностранного студента адаптации, проявляющейся в овладении языком другой страны, понимании и принятии уклада и норм жизни принимающей страны, что, в свою очередь, является важнейшим условием формирования адекватного реалиям страны проживания образа мышления и

поведения иностранного студента. Целесообразно отметить, что в процессе преодоления трудностей большое значение имеет информационно-образовательная среда российского вуза, которая предполагает готовность иностранных студентов применять интерактивные технологии обучения в учебной деятельности. Организация освоения навыков работы с использовани-

ем данной технологии является одним из необходимых условий их академической успешности в российском вузе, так как отличительной чертой интерактивной технологии обучения, включающей в себя введение алгоритмизации учебной деятельности, является успешное «погружение» студентов в информационно-образовательную среду российского вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8-34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34.

2. Odinokaya M.; Krepkaya T.; Sheredeki-na O.; Bernavskaya M. The Culture of Professional Self-Realization as a Fundamental Factor of Students' Internet Communication in the Modern Educational Environment of Higher Education. Educ. Sci. 2019, 9, 187. D01:10.3390/educsci9030187.

3. Almazova N.I., Kostina E.A., Khalyapi-na L.P. The new position of foreign language as education for global citizenship // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016. 6(4), P. 7-17. DOI: 10.15293/2226-3365.1604.01, ISSN: 22263365.

4. Almazova N., Andreeva S., Khalyapina L. The integration of online and offline education in the system of students' preparation for global academic mobility // Communications in Computer and Information Science. 2018. 859, P. 162-174. DOI: 10.1007/978-3-030-02846-6_13.

5. Almazova N., Baranova T., Khalyapina L. Development of students' polycultural and eth-nocultural competences in the system of language education as a demand of globalizing world // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. 907, P. 145-156. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_17. ISSN: 21945357.

6. Bordovskaia N.V., Anderson C., Bochkina N., Petanova E.I. The adaptive capabilities of chinese students studying in Chinese, British and Russian universities // International Journal of Higher Education. 2018. 7(4), P. 1-16. DOI: 10.5430/ijhe.v7n4p1, ISSN: 19276044.

7. Попова Н.В., Третьякова Г.В. Телекоммуникационный аспект по организации диалога культур в обучении иностранному языку // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Санкт-Петербург, 11-13 мая 2016 г., Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ISBN: 978-57422-5294-8. - 2016. - С. 276-278.

8. Попова Н.В. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере дисциплины иностранный язык) // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф. 2016. Ижевск, 17-18 ноября 2016 г., ISBN: 978-5-4312-0448-7. - С. 325-331.

9. Meng Q., Zhu C., Cao C. Chinese international students' social connectedness, social and academic adaptation: the mediating role of global competence // Higher Education. 2018. 75(1), P. 131-147. DOI: 10.1007/s10734-017-0129-x, ISSN: 00181560.

10. Pilishvili T.S. Time perspective and the psychological Well-Being of Chinese university students adapting to Russia // Open Psychology Journal. 2017. 10, C. 11-18, DOI: 10.2174/1874350101710010011, ISSN: 18743501.

11. Shipunova O.D.; Berezovskaya I.P. Mureyko L.M., Evseev V.V., Evseeva L.I. Personal intellectual potential in the e-culture conditions // Espacios. 2018. 39 (40).

12. Одинокая М.А., Карпович И.А. Современное состояние проблем адаптации российских преподавателей на начальном этапе работы в вузе // Азимут научных исследований:

педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 211-214. Б01: 10.26140/ашр-2019-0801-0053 13. Прокопова И.И., Федосеева А.В.

Лингвистическая игра как форма организации общения иностранных учащихся с носителями языка на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обще-

стве: материалы VI Междунар. науч. конф. 2025 мая 2017 года. - Тамбов. 2017. - С. 126-132.

14. Yuan R., Li S., Yu B. Neither "local" nor "global": Chinese university students' identity paradoxes in the internationalization of higher education // Higher Education. 2019. 77(6), P. 963978. DOI: 10.1007/s10734-018-0313-7 ISSN: 00181560.

REFERENCES

1. De Vit H. Jevoljucija mirovyh koncepcij, tendencij i vyzovov v internacionalizacii vysshego obrazovanija // Voprosy obrazovanija. 2019. № 2. S. 8-34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

2. Odinokaya M.; Krepkaya T.; Sheredekina O.; Bernavskaya M. The Culture of Professional Self-Realization as a Fundamental Factor of Students' Internet Communication in the Modern Educational Environment of Higher Education. Educ. Sci. 2019, 9, 187. DOI: 10.3390/educsci9030187.

3. Almazova N.I., Kostina E.A., Khalyapina L.P. The new position of foreign language as education for global citizenship // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016. 6(4), P. 7-17. DOI: 10.15293/2226-3365.1604.01, ISSN: 22263365.

4. Almazova N., Andreeva S., Khalyapina L. The integration of online and offline education in the system of students' preparation for global academic mobility // Communications in Computer and Information Science. 2018. 859, P. 162-174. DOI: 10.1007/978-3-030-02846-6_13.

5. Almazova N., Baranova T., Khalyapina L. Development of students' polycultural and ethnocultural competences in the system of language education as a demand of globalizing world // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. 907, P. 145-156. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_17. ISSN: 21945357.

6. Bordovskaya N.V., Anderson C., Bochkina N., Petanova E.I. The adaptive capabilities of chinese students studying in Chinese, British and Russian universities // International Journal of Higher Education. 2018. 7(4), C. 1-16. DOI: 10.5430/ijhe.v7n4p1, ISSN: 19276044.

7. Popova N.V., Tret'jakova G.V. Telekommunikacionnyj aspekt po organizacii

dialoga kul'tur v obuchenii inostrannomu jazyku // Gumanitarnaja obrazovatel'naja sreda tehnicheskogo vuza: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo. 2016. S. 276-278. ISBN: 978-5-7422-5294-8.

8. Popova N.V. Psihologo-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty obuchenija inostrannyh studentov v rossijskom vuze (na primere discipliny inostrannyj jazyk) // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo: integracija obrazovatel'nyh prostranstv: materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 325331. ISBN: 978-5-4312-0448-7.

9. Meng Q., Zhu C., Cao C. Chinese international students' social connectedness, social and academic adaptation: the mediating role of global competence // Higher Education. 2018. 75(1), P. 131-147. DOI: 10.1007/s10734-017-0129-x, ISSN: 00181560.

10. Pilishvili T.S. Time perspective and the psychological Well-Being of Chinese university students adapting to Russia // Open Psychology Journal. 2017. 10, C. 11-18, DOI: 10.2174/1874350101710010011, ISSN: 18743501.

11. Shipunova O.D.; Berezovskaya I.P. Mureyko L.M., Evseev V.V., Evseeva L.I. Personal intellectual potential in the e-culture conditions // Espacios 2018, 39 (40).

12. Odinokaya M.A., Karpovich I.A. Sovremennoe sostojanie problem adaptacii rossijskih prepodavatelej na nachal'nom jetape raboty v vuze // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2019.T.8. № 1 (26). S.211-214. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0053

13. Prokopova I.I., Fedoseeva A.V. Lingvisticheskaja igra kak forma organizacii obshhenija inostrannyh uchashhihsja s nositeljami

jazyka na nachal'nom i srednem jetapah obuchenija russkomu jazyku// Jazyk, kul'tura i professional'naja kommunikacija v sovremennom obshhestve: Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 20-25 maja 2017 g. Tambov. 2017. S.126-132.

14. Yuan R., Li S., Yu B. Neither "local" nor «global»: Chinese university students' identity paradoxes in the internationalization of higher education // Higher Education. 2019. 77(6), P. 963-978. DOI: 10.1007/s10734-018-0313-7 ISSN: 00181560.

Odinokaya Maria A., Sheredekina Oksana A. Information and communication processes and their effect on the adaptation of foreign students under the conditions of the Russian higher education institution. Higher technological and vocational education plays an important role in the long-term progress and industrial development of Russia. Currently, there is a growing demand for Russian technical graduates, as the thoroughness of Russian education makes Russia attractive for foreign students who come to study at Russian universities from different countries. In recent years, much has been said about one of the key problems of vocational education, namely, about the adaptation of foreign students in the Russian education system. Paying particular attention to this problem, the authors identify a number of activities that contribute to the successful adaptation of foreign students, namely, developing an understanding of the importance of adaptation, developing independence, awakening interest in the host country, its cultural characteristics and the subject area of educational work of foreign students. As part of this study, we were able to get an idea of the problems of academic achievement of foreign students, as well as of the educational experience of foreign students in the Russian-speaking environment of a Russian university. The results showed that foreign students really realize their specific experience, highly appreciate it, despite the existing difficulties associated with the learning process in the Russian-speaking environment and taking into account the fact that foreign students are now high-tech students, which additionally stimulates them to conditions of adaptation in their new socio-cultural environment. The article highlights the problematic issues that foreign students face when adapting to their new environment, having a significant impact on their level of satisfaction with their studies. The material presented in this article is aimed at a better understanding of the causes or factors affecting the dropout of foreign students.

MASS INFORMATION AND COMMUNICATION PROCESSES; ADAPTATION; FOREIGNER STUDENT; RUSSIAN UNIVERSITY

Citation: Odinokaya M.A., Sheredekina O.A. Information and communication processes and their effect on the adaptation of foreign students under the conditions of the Russian higher education institution.

Teaching Methodology in Higher Education. 2019. Vol. 8. No 30. P. 20-27. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.30.02

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.