ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
УДК 502.51:332.21
ПОПОВ ВИКТОР КОНСТАНТИНОВИЧ, докт. геол.-мин. наук, профессор, pvk@tpu. ги
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30,
СЕРЯКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, канд. геол.-мин. наук, доцент, Serykov-Sergey@rambler. ги
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная 2,
БОЧАРОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, аспирант, bocharov@ggi. tomsk. ги
начальник Государственной жилищной инспекции по Томской области, 634069, г. Томск, пр. Ленина, 111
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ВОДОСБОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Представлены концептуальные подходы устойчивого развития территорий, создание которых базируется на сбалансированности, учете экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Дана сравнительная оценка проблем техногенного подтопления как интегрального показателя целесообразности экологизации систем жизнеобеспечения и долгосрочного использования природных ресурсов.
Ключевые слова: рекреационный ресурс, ландшафт, градостроительство, техногенное подтопление, экологизация землепользования.
POPOV, VICTOR KONSTANTINOVICH, Dr. of geolog.-mineral sc., prof. pvk@tpu. ru
Tomsk Polytechnic University
30 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia
SERYAKOV, SERGEI VLADIMIROVICH, Cand. of gelog.-mineral sc., assoc. prof., Serykov-Sergey@rambler. ru
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia,
© В.К. Попов, С.В. Серяков, А.В. Бочаров, 2011
BOCHAROV, ANATOLY VLADIMIROVICH, P.G., bocharov@ggi. tomsk. ru
Head of the State Housing Inspection of Tomsk region,
111 Lenin Avenue, Tomsk, 634069, Russia
PROBLEMS AND METHODS OF ECOLOGIZATION OF LAND-USE ON WATER COLLECTING TERRITORIES
The conceptual approaches of the steady territory development, the creation of which is based on the balance, accounting of ecological, economic, social and other factors at town planning, are presented in the article. A comparative estimation of the technogenic_flooding problems as an integral indicator to practicability of ecological life support systems and long-term use of natural resources is given.
Keywords: recreational resource, landscape, town-planning, technogenic_flooding, ecologization_of land-use.
Экологизация землепользования является актуальной проблемой любого современного общества. Россия располагает огромными земельными ресурсами, при этом эффективность их использования остается в настоящее время очень низкой, особенно по отношению к водосборным территориям (территории с особыми условиями). Низкая эффективность использования водосборных территорий оказывает большое негативное воздействие на целостность сложных естественных экологических систем.
Решение этих проблем возможно посредством экологизации землепользования. В современных условиях все развитые государства стараются сохранить, а по возможности, приумножить имеющиеся земельные ресурсы системными, экологизированными методами управления.
Проблемой современного российского общества и органов, которые отвечают за проведение земельных реформ, является то, что они рассматривают землю исключительно как земельный участок, входящий в структуру ГКН (государственный кадастр недвижимости).
Органы местного самоуправления субъектов РФ не учитывают экологический потенциал земельного участка, его ландшафтно-экологические, экологохозяйственные, эколого-экономические, социальные особенности, вне правовой защиты остаются многие экологические связи и природные объекты. Об этом свидетельствует несовершенство правовых, технологических процессов (износ материально-технической базы), отсутствие опыта ресурсосбережения и укоренившиеся взгляды о «неисчерпаемости» природно-земельных ресурсов.
Кроме того, социальная значимость экологизации землепользования на водосборных территориях (территории с особыми условиями) не учитывается вовсе.
Ключевым шагом в исправлении создавшейся ситуации должны быть меры, обеспечивающие продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий для сохранения экологического потенциала, инновационного и научного обеспечения экологизации землепользования.
Экологизация землепользования на водосборных территориях (территории с особыми условиями) подразумевает рационализацию ландшафтно-
экологического состояния земель и эколого-хозяйственных сфер деятельности на урбанизированных территориях, постепенный переход к «мягкому» взаимодействию, направленному на сохранение и восстановление природы и среды жизни, с использованием природосберегающих и природовосстанавливающих методов хозяйствования, где производство и реализация конечных продуктов выполняются с минимальным расходованием вещества и энергии на всех её стадиях. При этом воздействие на природные системы и человека должно быть наименьшим, должен осуществляться полный учёт расходов первичных компонентов природы на промежуточных этапах их переработки, транспортировки, хранения, отнесённой на единицу производимой продукции.
На практике же нам приходится наблюдать совершенно иную картину. Проблемам экологизации землепользования на водосборных территориях уделяется крайне мало внимания в силу того, что нет общей координации в принятии управленческих решений между различными ведомствами.
В нашей работе рассматриваются проблемы и методы экологизации землепользования на водосборных территориях (территории с особыми условиями).
С 1973 г. водозабор является основным, а с 1990 г. - единственным источником водоснабжения г. Томска и населенных пунктов Томского района. Эксплуатируемые подземные воды палеогенового водоносного комплекса (Р) расположены в северной части Обь-Томского междуречья на стыке двух крупных гидрогеологических структур - Колывань-Томской складчатой зоны и Западно-Сибирского артезианского бассейна (рис. 1).
ЮЗ [Почерелыюлошйори И очерелиопоибор» СВ
Рис. 1. Гидрогеологический разрез водосборной территории Обь-Томского междуречья
Важной особенностью района является то, что он находится во внешней области Западно-Сибирского артезианского бассейна, где все водоносные комплексы находятся в обстановке интенсивного водообмена и содержат инфильт-рационные воды. Кроме того, интенсивная эксплуатация подземных вод привела к значительному оседанию земной поверхности на площади водозабора и прилегающей территории - образованию обширной воронки депрессии (рис. 2).
1 [—5.5~) г | « | 3 |г—I—г| 4 3 [—....|
Условные обозначения: 1 - величина снижения уровня подземных вод на конец 2007 г. (м); 2 — эксплуатационные скважины Томского и Северских водозаборов; 3 - граница выклинивания палеогеновых отложений;
4 - граница депрессионной воронки на конец 2007 г.; 5 - граница г. Томска
Рис. 2. Распространение воронки депрессии от работы Томского и Северских водозаборов по состоянию на 2007 г. (по данным Томскгеомониторинга)
С одной стороны, её развитие влечет за собой ухудшение качества воды в результате усиления водообмена за счет повышения скоростей внутри-и межпластовых перетоков и подтягивания некондиционных вод. С другой стороны, происходит постепенная сработка уровней подземных вод эксплуатируемого горизонта [6, 7].
Сработка уровней подземных вод эксплуатируемого горизонта усугубляется проблемой непроизводительных потерь воды при транспортировке к потребителю. Данные обстоятельства сформировались в результате крайней степени износа инженерных коммуникаций, ведущего к значительному росту количества потерь воды.
Потери хозяйственно-питьевой воды происходят на наружных системах водоснабжения (34 %) и внутридомовых системах жилого фонда г. Томска, где они достигают 15 % (табл. 1) [2, 5].
Таблица 1
Динамика производственных показателей по подъёму и реализации воды МУП «Томский энергокомплекс» (МП «Томскводоканал»)
№ Наименование Ед. Фактические показатели
изм. 2005 2007 2009 2011
Артезианская вода
1 Поднято воды (насосными станциями 1-го подъёма) 3 тыс. м 70785,4 69694,4 69701,09 68883,619
2 Пропущено воды через очистные сооружения 3 тыс. м 70122,5 68944,2 69447,99 68667,76
3 Расход воды на собственные нужды 3 тыс. м 2585,9 3003,9 2716,66 2848,974
4 Подано воды в сеть 3 тыс. м 67452,4 66431,952 66984,43 66034,645
5 Утечки и неучтенные расходы воды 3 тыс. м 22721,4 21203,6 31046,09 31358,045
6 Процент утечек и неучтенных расходов % 33 32 46 48
Реализовано воды всего: 38897,7 36475,6 35938,34 34676,6
населению 31993,97 29651,2 28933,21 27382,6
7 бюджетным организациям 3 тыс. м 3484,53 3270,8 3274,21 2988,7
промышленным предприятиям 3419,16 3553,68 3647,21 4132,4
Речная вода
8 Поднято воды (насосными станциями 1-го подъёма) 3 тыс.м - - 2776,53 2403,992
9 Пропущено воды через очистные сооружения 3 тыс.м - - 2776,53 2403,992
10 Расход воды на собственные нужды 3 тыс.м - - 284,45 133,03
Окончание табл. 1
№ Наименование Ед. Фактические показатели
изм. 2005 2007 2009 2011
11 Подано воды в сеть 3 тыс.м - - 2492,08 2270,962
12 Утечки и неучтенные расходы воды 3 тыс.м - - 1342,22 937,162
Реализовано воды всего: - - 1149,86 1333,8
населению - - 78,37 25,9
13 бюджетным организациям 3 тыс. м - - 0 0
промышленным предприятиям - - 1071,24 1307,9
для нужд МУП-ТЭК - - 0,25 0
Таким образом, рассмотренные проблемы взаимообусловлены. Переход к экологизированным способам управления хозяйственных и экологических сфер позволяет упорядочить мероприятия для эффективного использования природно-ресурсного потенциала водосборных территорий [5].
Последние реформы в земельном законодательстве внесли серьезные противоречия в Лесной и Земельный кодекс РФ. Внесенные в них поправки разрешают застройку ценных природных территорий. Отсутствуют законодательные нормы, запрещающие застройку водосборных территорий. Кроме того, снижен государственный контроль за использованием водосборных территорий.
В Томске в настоящий момент пока нет закона, защищающего главную систему жизнеобеспечения полумиллионного города.
Об этом свидетельствует попытка освоения водосборной территории для целей индивидуального жилищного строительства. Это спровоцировано тем, что для Томского подземного водозабора санитарно-защитные зоны были занесены как расчетные в исходной документации при строительстве скважин, но работа по законному установлению зон так и не была завершена.
Водозабор - это комплекс инженерных сооружений. Выделение же земли под застройку ведет администрация Томского района, это относится к компетенции земельных отношений, а санитарно-защитная зона - к компетенции региональной власти.
Для эффективного решения подобных проблем требуется пересматривать существующие механизмы правового регулирования природных объектов и муниципального имущества. При этом принять во внимание данный опыт в подготовки специалистов с учетом следующих предложений [1-3].
В качестве первоочередных мер необходимо:
1. Обязать предприятия, эксплуатирующие или оказывающие негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющие сбросы загрязняющих веществ, с помощью нормативно-правовых актов к финансированию, содержанию и поддержанию их в надлежащем состоянии, а также к проведению мониторинговых исследований. Кроме того, имеющуюся ин-
формацию о муниципальных имущественных комплексах включить в систему государственного кадастра и реестра с учетом информации (водном реестре, фондах геологической информации, регистре гидротехнических сооружений) и информационных ресурсах государственного мониторинга состояния недр и водных объектов.
2. Создать на информационной базе МУП «Томский энергокомплекс» (МП «Томскводоканал») реестр инженерных сетей и коммуникаций, который бы входил в единую систему городского кадастра и содержал в себе упорядоченную совокупность сведений о хозяйственно-правовом, экономическом, эксплуатационном и пространственном положении и состоянии подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций коммунального хозяйства г. Томска.
3. Выйти с законодательной инициативой о внесении в ст. 20 Закона РФ «О недрах», ст. 17 Водного кодекса РФ условий по досрочному прекращению пользования недрами и водными объектами по инициативе органов местного самоуправления, а также изъятия в установленном порядке у пользователя недр и водных объектов муниципального имущества, необходимого для пользования недрами и водными объектами.
Только в совокупности наличия полной законодательной базы, достоверной информации можно достигнуть развития отрасли и поднятия её на должный уровень. Информационные базы городского кадастра необходимо постоянно пополнять, особое место для водоснабжения занимает водный кадастр и кадастр инженерных сетей и коммуникаций. Необходимо объединить все ведомственные сегменты информационных систем в единый информационный центр, при этом ежегодно анализировать происходящие изменения с объектами (в нашем случае объектами водоснабжения), проводить оценку и составлять перспективные планы по ремонту, модернизации, внедрению ресурсоэффективных технологий. На сегодняшний день эти вопросы актуальны для города, области и требуют безотлагательного решения.
Библиографический список
1. Водный кодекс Российской Федерации по состоянию на 15 января 2008 года. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Москва, Кремль, 29 декабря 2004 года, № 191-ФЗ. Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена ЗАО «Кодекс».
3. Потребление воды: экологические, экономические, социальные и политические аспекты / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев; Институт водных проблем РАН. - М. : Наука, 2006. - 221 с.
4. Проблемы использования природных вод бассейна р. Томи для хозяйственно-питьевого водоснабжения / Г.М. Рогов, В.К. Попов, Е.Ю. Осипова. - Томск, 2003. - 218 с.
5. Серяков, С.В. Природно-техногенные условия экологизации урбанизированных территорий на примере города Томска : автореф. дис. ... канд. геол.-мин. наук: 25.00.36. -Томск, 2007. - 21 с.
6. Формирование и эксплуатация подземных вод Обь-Томского междуречья / В.К. Попов, В. А. Коробкин, Г.М. Рогов [и др.]. - Томск, 2002. - 143 с.
7. Эколого-экономические аспекты эксплуатации подземных вод Обь-Томского междуречья / В.К. Попов, О. Д. Лукашевич, В.А. Коробкин [и др.]. - Томск, 2003. - 72 с.