The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 27(5) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-903-906
Health Care Reforms
© Коллектив авторов,2019 УДК 614.2
Коновалов О. Е.1, Серов Д. В.2, Бреусов А. В.3 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ И ВОЗМОЖНОСТИ «МОСКОВСКОГО СТАНДАРТА ПОЛИКЛИНИКИ»
'ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва; 2ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы», 115088, г. Москва; 3ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва
Предметом настоящей работы явилось изучение проблемных зон и перспектив реализации проекта «Московский стандарт поликлиники». Цель работы заключалась в анализе факторов со стороны медицинских работников, влияющих на эффективность внедрения инновационных проектов в здравоохранении. Была изучена оценка отношения врачей и медицинских сестер к переменам, вызванным внедрением и готовностью работать в новом формате. В ходе проведения пилотного исследования, которым было охвачено 730 медицинских работников, в том числе 358 врачей и 374 медицинские сестры, работающих в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях столицы, проведен социологический опрос по специально разработанным анкетам. Установлено, что внедрение стандарта способствовало пересмотру ряда обязанностей и активизации медицинского персонала, ориентировав их на удовлетворение нужд и потребностей населения в медицинских услугах. Тем самым «Московский стандарт поликлиники» вписывается в стратегию ВОЗ, ориентирующую учреждения первичной медико-санитарной помощи на включение в интегрированную модель оказания помощи, позволяя значительно высвободить время врачей для непосредственной работы с пациентами. Изменилась деятельность медицинских сестер, которые получили значительно больше самостоятельности в работе . Поэтому областью применения полученных результатов являются органы управления здравоохранением г. Москвы, руководство амбулаторно-поликлинических медицинских организаций. В целом врачи и медицинские сестры позитивно оценивают произошедшие перемены. Новые условия труда являются в определенной степени стрессогенными факторами и нуждаются в коррекции, что необходимо учитывать руководителям медицинских организаций.
Ключевые слова: проект «Московский стандарт поликлиники»; реализация; проблемные зоны; перспективы внедрения.
Для цитирования: Коновалов О. Е., Серов Д. В., Бреусов А. В. Проблемные зоны и возможности «Московского стандарта поликлиники». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(5):903—906. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-903-906
Для корреспонденции: Коновалов Олег Евгеньевич, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья , здравоохранения и гигиены медицинского института Российского университета дружбы народов, e-mail: konovalov_oe@mail.ru
Konovalov O. E.1, Serov D. V.2, Breusov A. V.3
PROBLEM AREAS AND OPPORTUNITIES OF THE "MOSCOW STANDARD OF THE CLINIC"
1N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia; 2Research Institute of Health Care Organization and Medical Management, 115088, Moscow, Russia; 3Peoples' Friendship University of Russia
(RUDN University), 117198, Moscow, Russia
The article deals with the study of problem areas and prospects for the implementation of the «Moscow polyclinic standard» (SME). The aim of the work was to analyze the factors on the part of medical workers that affect the effectiveness of the implementation of innovative projects in health care. The assessment of the doctor's and nurse's attitude to the changes caused by the introduction and willingness to work in a new format was studied. During the pilot study, which covered 730 medical workers, including 358 doctors and 374 nurses working in outpatient medical organizations of the capital, a sociological survey was conducted on specially designed questionnaires. It was found that the introduction of SMEs contributed to the revision of a number of responsibilities and activation of medical personnel, focusing on meeting the needs and requirements of the population in health services. Thus, the SME fits into the WHO strategy of orienting primary health care institutions to integrate into the integrated model of care delivery. At the same time, the SME has significantly freed up the time of doctors to work directly with patients. The activity of nurses was changed, they received much more independence in the work. Therefore, the scope of the received results are the health authorities of Moscow and also the management of outpatient medical organizations. In General, doctors and nurses positively assesses the changes. New working conditions are to some extent stressful factors and need to be corrected, which should be taken into account by the heads of medical organizations.
Keywords: project «Moscow polyclinic standard» (SME) implementation; problem areas; prospects of implementation.
For citation: Konovalov O. E., Serov D. V., Breusov A. V. Problem areas and opportunities of the "Moscow standard of the clinic". Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019;27(5):903—906 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2019-27-5-903-906
For correspondence: Konovalov O. E. dr. sci. med., Prof.of the Department of public health, health and hygiene of the medical Institute peoples ' friendship University of Russia, e-mail: konovalov_oe@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 19.03.2019 Accepted 04.09.2019
Введение поликлинических объединений, переведенных на
В результате реформы, проведенной в последние одноканальное подушевое финансирование. Следу-годы в г. Москве, создано 46 крупных амбулаторно- ющим шагом стало внедрение в работу поликлиник
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(5) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-903-906
Реформы здравоохранения
«Московского стандарта поликлиники» (МСП), который стартовал в июле 2015 г. как краудсорсинго-вый проект. Им он и планирует остаться — работать в тесной интерактивной связи с горожанами. Для этого на портале «Наш город» (gоrоd.mоs.ru) есть специальные формы обращений населения. В течение полугода на портал было направлено более 27 тыс. предложений, с учетом которых сформировался стандарт работы столичных поликлиник.
Среди нововведений программы — создание выездных бригад терапевтов по обслуживанию вызовов на дому, прием пациентов средним медицинским персоналом для выписки медицинских документов и процедур, не требующих участия врача; отвечать на звонки пациентов в поликлинику стали профессиональные медицинские сестры вместо работников регистратуры, что позволяет отсеивать около 25% всех вызовов за ненадобностью. Помимо этого, начали работу патронажные службы, на постоянной основе курирующие маломобильных граждан на дому.
Следует отметить, что внедрение различных инноваций, как правило, ориентировано на профессиональные компетенции медицинского персонала, но ведь инновации связаны с повышением производительности труда, эмоциональным и физическим напряжением, изменением привычных рабочих стереотипов [1]. В подготовке специалистов здравоохранения эти особенности учитываются недостаточно, о чем свидетельствуют публикации последних лет [2, 3].
Распространенной практикой является изучение отношения врачей к вопросам организации медицинской помощи различным группам населения [3]. Значительно реже изучается отношение к переменам сестринского персонала, которые работают с врачами в одной команде, ориентированной на конечный результат [4—6].
Исследование проведено нами спустя полгода после выхода приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2016 г. № 293 «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий «Московский стандарт поликлиники» и критериев оценки устойчивости его внедрения». Следует особо отметить, что данные методические рекомендации предназначены для использования в работе руководителями медицинских организаций и работниками кадровых служб.
Материалы и методы
Изучены оценка отношения врачей и медицинских сестер к переменам, вызванным внедрением МСП, и готовность работать в новом формате. Раз-нонаправленность оценки МСП послужила основанием для проведения пилотного исследования, которым было охвачено 730 медицинских работников, в том числе 358 врачей и 374 медицинских сестер, работающих в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях столицы.
Социологический опрос проводился по специально разработанным анкетам, каждая из которых включала 12 вопросов. Анкеты были идентичны по
структуре и различались только вопросом № 6, который для медицинских сестер был сформулирован «Оцените уровень Вашей готовности к выполнению каждой из новых функций по пятибалльной шкале», а для врачей — «Как вы считаете, программа „Московский стандарт поликлиники" способствует снижению заболеваемости, инвалидности и смертности при четырех хронических неинфекционных заболеваниях: сердечно-сосудистых болезнях, диабете, онкологических заболеваниях, хронических респираторных болезнях?».
Результаты исследования
Важным признаком позитивных перемен в медицинской организации является готовность и отношение к ним медицинского персонала. Результаты анализа данного направления являются важнейшим инструментом для поликлинического менеджмента в части создания команды организации, ориентированной на результат (табл. 1).
Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что в среде врачей и медицинских сестер присутствует абсолютная готовность к обучению новым видам деятельности. По-видимому, это связано не только с МСП, но и с кадровой оптимизацией в амбулаторно-поликлинических учреждениях столицы. По оценкам, полученным на основе нормативов обеспеченности населения Москвы, в 2015—2017 гг. число врачей в столице сократилось на 14 500 человек.
Вызывает некоторую настороженность ответ, связанный с проявлением личной инициативы и внесением предложений. Около 20% врачей и 30% медицинских сестер отрицательно ответили на этот вопрос. Целесообразно напомнить о том, что МСП как краудсорсинговый проект обсуждался с населением в течение полугода и на портал было направлено более 27 тыс. предложений москвичей.
В отличие от врачебного сообщества, медицинские сестры отметили проявление влияния факторов по всему их спектру: 21,4% отметили «напряженность рабочего графика», 18,2% — конфликтное поведение пациентов, 13,4% — конфликты в коллективе (табл. 2).
Каждая пятая медицинская сестра испытывает психологический и физический дискомфорт, связанный с адаптацией к новым условиям работы, что
Таблица 1
Готовность медицинского персонала участвовать в переменах и отношение к ним в рамках МПС (в %)
Врачи Медицинские сестры
Степень готовности затруд- затрудни-
да нет нились да нет лись отве-
ответить тить
Готов(а) к обучению новым
видам деятельности 98,9 0 1,1 93 3,3 3,7
Поддерживаю переход к но-
вым условиям труда 97,8 0 2,2 87,7 8,0 4,3
Проявляю личную инициа-
тиву и вношу предложения 80,9 11,2 7,9 72,2 13,3 12,3
Повышаю культуру обще-
ния с пациентами 98,8 1,7 1,7 84,2 5,3 12,3
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 27(5) 905 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-903-906
Health Care Reforms
Таблица 2
Факторы, влияющие на работу медицинских сестер до и после введения МПС (в %)
Фактор Не влиял Влиял до введения МСП Продолжает влиять Проявил влияние
Напряженность рабочего графика 22,9 55,7 19,3 21,4
Конфликтное поведение пациентов 18,2 63,6 39 18,2
Монотонная, однообразная работа 42,2 43,8 8,1 13,9
Конфликты в коллективе 62,6 24,1 5,9 13,4
Конфликты в семье 68,5 18,7 6,4 12,8
Нездоровье свое/родственников 60,4 27,8 13,9 11,8
Материальные и бытовые пробле-
мы в семье 52,4 32,6 7,5 15,0
Другое (укажите) — — — —
требует внимания со стороны руководства медицинской организации. Обращают на себя внимание и признаки, связанные с конфликтами. Казалось бы , число конфликтов статистически достоверно снизилось (рт0,05), однако это односторонняя оценка. Причиной конфликтов может быть и поведение медицинского персонала.
Результаты опроса медицинских сестер свидетельствуют о том, что новые условия труда, связанные с большей самостоятельностью и ответственностью, являются стрессогенными факторами и нуждаются в коррекции.
В ходе исследования выявлена статистически достоверная разница между мерами профилактики, используемыми врачами и медицинскими сестрами (табл. 3). Невыполнение перечисленных мер является следствием недостаточной организации и требовательности руководителей медицинских организаций к выполнению мер санитарно-эпидемического режима, что может быть компенсировано в рамках коллективного договора между администрацией и коллективом.
Новый формат работы с пациентами потребовал от медицинского персонала навыков работы с электронными источниками информации. Опрос выявил, что это является проблемной зоной как на уровне врачей и медицинских сестер, так и на уровне медицинской организации в целом. Это касается оформления сайтов поликлиник, переписки руководителей поликлиники с врачебным персоналом в части контроля исполнения функциональных обязанностей и поощрения за своевременно и хорошо сделанную работу. Портал «Консультант Плюс» используют в своей работе только 2,8% врачей и 0,5% медицинских сестер. Это ограничивает знание вопросов законодательства, ориентированных на права пациентов и на защиту прав самих медицинских работников. Данное направление работы является приоритетным для внутриполиклинического повышения квалификации врачей и медицинских сестер.
Обсуждение
Внедрение МСП способствовало пересмотру ряда обязанностей и активизации медицинского персонала, ориентировав их на удовлетворение нужд и по-
Таблица 3
Меры профилактики, используемые респондентами на поликлиническом уровне (в %)
Врачи Медицинские сестры
Мера профилактики да нет затруднились с ответом да нет затруднились с ответом
Вакцинация согласно национальному календарю прививок 93,3* 5,1 1,6
Ношение лицевых повязок в сезон гриппа и ОРВИ 94,9 4,5 0,6 Обязательная санитарная обработка рук 100 0 0
Технические перерывы во время рабочего дня для
уборки/проветривания 96,6* 1,7 1,7 Периодическая обработка рабочих поверхностей дезинфицирующими салфетками и спиртосодержащими средствами 97,8 0,6 1,6
Примечание. *р<0,05.
требностей населения в медицинских услугах. Это направление деятельности постоянно мониториру-ется на уровне Департамента здравоохранения г. Москвы. Однако из поля зрения не должны выпадать и производители медицинских услуг — врачи и медицинские сестры, профессиональная деятельность которых в рамках МСП претерпела значительные изменения.
МПС вписывается в стратегию ВОЗ, ориентирующую учреждения первичной медицинской помощи на включение в интегрированную модель оказания помощи. ВОЗ выделяет три варианта (кластера) моделей: индивидуальные модели интегрированной помощи (ведение случаев, индивидуальные планы оказания помощи), групповые модели, а также относящиеся к конкретным болезням (модель оказания длительного ухода, модели интегрированной помощи для пожилых и немощных пациентов), популя-ционные модели (действующие в США под эгидой Управления медицинской помощи ветеранам — Vеtеrаns Неа1Ш Аёт1ш81:га1:юп). В основе этой модели лежит ориентация учреждений первичной медицинской помощи на нужды людей.
Заключение
Внедрение МПС позволило значительно высвободить время врачей для непосредственной работы с пациентами. Изменилась деятельность и медицинских сестер: они получили значительно больше самостоятельности в работе, что не отождествляется ими с повышением престижа профессии. В целом врачи и медицинские сестры позитивно оценивают произошедшие перемены. Новые условия труда являются в определенной степени стрессогенными факторами и нуждаются в коррекции, что необходимо учитывать руководителям медицинских организаций.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
81,8* 13,4 4,8
90,4 5,9 3,7
92,0 3,7 4,3
76,5* 11,7 11,8
84,0 6,9 9,1
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(5) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-903-906
Реформы здравоохранения
ЛИТЕРАТУРА
1. Спивак, И. М., Бирюкова, Е. Г., Артамонова, И. Л. Управление психологическим состоянием как основа профилактики рабочего стресса у сестринского персонала. Бюллетень НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН «Сердечно-сосудистые заболевания». 2014;15(6):291.
2. Amoafo E., Hanbali N., Patel A., Singh P. What are the significant factors associated with burnout in doctors? Оссир. Med. 2015;65 : 117—21.
3. Огнерубов Н. А., Огнерубова М. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов. Вестник ТГУ. 2015;20(2):307— 18.
4. Зудин А. Б. Проблемы кадрового обеспечения как современная тенденция в развитии национальных систем здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(3):172—4.
5. Кобякова О. С., Деев И. А., Куликов Е. С. Профессиональное выгорание среднего медицинского персонала: насколько, как и где? Общественное здоровье и здравоохранение. 2017;(3):18—24.
6. Петрова Н. Г., Погосян С. Г. О результатах анализа качества жизни среднего медицинского персонала. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(2):94—7.
REFERENCE
1. Spivak I. M., Biryukova E. G., Artamonova I. L. Management of physiologic state as a basis for prevention of stress at work in nursing staff. Bulleten SCCVD RAMS im. Bakuleva A. N. "Cardiovascular Diseases". 2014;15(6):291 (in Russian).
2. Amoafo E., Hanbali N., Patel A., Singh P. What are the significant factors associated with burnout in doctors? Occup. Med. 2015;65 : 117—21.
3. Ognerubov N. A., Ognerubova M. A. Syndrome of emotional burnout among physicians. Vestnik TSU. 2015;20(2):307—18 (in Russian).
4. Zudin A. B. The problems of staffing as a modern trend in the development of national health care systems. Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2017;25(3):172—4 (in Russian).
5. Kobyakova O. S., Deev I. A., Kulikova E. S. Professional burnout of nurses: how much, how and where? Obshestvennoe zdorovye i zdra-vookhranenie. 2017;(3):18—24 (in Russian).
6. Petrova N. G., Pogosyan N. G. About results of the analysis of life quality of the average medical personnel. Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniya i istorii mediciny. 2018;26(3):93—7 (in Russian).
Поступила 19.03.2019 Принята в печать 04.09.2019