Научная статья на тему 'Проблемные вопросы в сфере ОСАГО: административно-правовой анализ'

Проблемные вопросы в сфере ОСАГО: административно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЛИС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ / INSURANCE / ELECTRONIC POLICY / STATE SERVICE / VOLUNTARY INSURANCE OF CIVIL LIABILITY OF DRIVERS OF VEHICLES / WAYS TO SOLVE THE PROBLEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

В статье анализируется ряд проблемных вопросов, возникающих в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Автор исследует меры противодействия использованию водителями поддельных полисов ОСАГО. В статье намечены пути совершенствования деятельности в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues in the field of compulsory insurance of civil liability of vehicles owners: administrative and legal analysis

The article analyzes a number of problematic issues arising in the sphere of compulsory insurance of civil liability of vehicles owners. The author in this article explores measures to counteract the use of fake civil liability of drivers of vehicles policies by drivers. The article outlines ways to improve the activities in the sphere of civil liability insurance for vehicle owners.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы в сфере ОСАГО: административно-правовой анализ»

Затолокин Александр Александрович

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583770)

Проблемные вопросы в сфере ОСАГО: административно-правовой анализ

В статье анализируется ряд проблемных вопросов, возникающих в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Автор исследует меры противодействия использованию водителями поддельных полисов ОСАГО. В статье намечены пути совершенствования деятельности в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Ключевые слова: страхование, электронный полис, государственная услуга, добровольное страхование гражданской ответственности водителей транспортных средств, пути решения проблемы.

A.A. Zatolokin, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583770.

Problematic issues in the field of compulsory insurance of civil liability of vehicles owners: administrative and legal analysis

The article analyzes a number of problematic issues arising in the sphere of compulsory insurance of civil liability of vehicles owners. The author in this article explores measures to counteract the use of fake civil liability of drivers of vehicles policies by drivers. The article outlines ways to improve the activities in the sphere of civil liability insurance for vehicle owners.

Key words: insurance, electronic policy, state service, voluntary insurance of civil liability of drivers of vehicles, ways to solve the problem.

Постоянное повышение стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как следствие проводимых реформ в рассматриваемой сфере не может не вызывать реакции. Водители на повышение цен ОСАГО реагируют по-разному: некоторые из них выражают недовольство, но продолжают приобретать полис; некоторые отказываются от ОСАГО, передвигаясь без полиса; ряд водителей, пытаясь избежать административной ответственности, приобретают поддельный полис. Так, по официальным данным, только в 2015 г. в России использовалось до четырех миллионов фальшивых полисов ОСАГО [1]. Несложные математические расчеты, при условии, что на учете в ГИБДД по состоянию на 2015 г. состояло порядка 40 млн единиц транспортных средств, позволяют сделать вывод, что каждый десятый автомобиль передвигается без обязательного полиса ОСАГО. Если к этим автомобилям прибавить транспортные средства, которые в силу различных причин, находясь на учете в ГИБДД, выбыли из дорожного движения (капитальный ремонт, нежелание собственника эксплуатировать транспортное средство и проч.), то, число транспортных средств, водители (собственники) которых не застраховали свою гражданскую ответственность, значительно выше и может

составлять порядка 12%-13%. Учитывая ежегодный рост тарифов на ОСАГО, можно предположить, что процент водителей, уходящих от официального заключения договора, с каждым годом будет увеличиваться.

Как бы не замечая системных проблем института ОСАГО, исследования которых неоднократно предпринимались научным сообществом [2], страховые корпорации по-своему отреагировали на массовый отказ водителей от заключения договора с официальными страховщиками. В 2016 г. страховщики ввели новые бланки полисов, обладающих повышенной степенью защиты от подделки, что было призвано «обанкротить» рынок продажи полисов «для инспектора ДПС ГИБДД». Обязательный переход в 2017 г. на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа (Е-ОСАГО) как альтернативы заключению договора в традиционной форме также являлось одной из мер, стимулирующих владельцев транспортных средств приобретать «законный» полис у официальных корпораций. Кроме указанных мер, Российский союз автостраховщиков развернул широчайшую кампанию по пропаганде необходимости приобретения полисов ОСАГО лишь у официальных страховщиков. Анализ содержания сайтов страховщиков обнаруживает наличие на каждом из них «памяток водителю» [3], кото-

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2017 • № 4 (62)

152

рые подробно декларируют виды ответственности за использование подложного полиса, с разъяснениями содержания ответственности за использование подложного полиса ОСАГО и за отсутствие такового. Несмотря на предпринимаемые страховщиками усилия, направленные на активизацию мер принуждения (лоббирование увеличения штрафных санкций) и мер убеждения (массовое тиражирование «памяток водителям»), подобного рода действия не достигают своей цели, а зачастую имеют обратный эффект. Вместо того, чтобы все водители стали заключать договоры ОСАГО с официальными страховщиками, огромная доля водителей идет на отказ от ОСАГО. В целях дальнейшего получения сверхприбылей коммерческие организации -страховые корпорации активно привлекают к сотрудничеству государственные структуры, в том числе сотрудников полиции. Страховые корпорации «во главу угла» деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения ставят вопросы выявления и привлечения к административной ответственности водителей, не выполнивших обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Возможно, такая позиция импонирует и государству в целом, так как направлена не только на «стимулирование» штрафом водителей, отказывающихся от ОСАГО, но и на пополнение бюджета в виде поступления денежных средств от уплаты административных взысканий. Вершиной проявления алчности со стороны страховых корпораций является распространенное в ряде СМИ [4] предложение о включении базы данных по ОСАГО в систему автоматической фиксации административных правонарушений. После тестирования системы в пилотном режиме в Москве, Казани и ряде других городов автоматический контроль наличия полисов ОСАГО планирует-

1. URL: www.kolesa.ru

2. Затолокин А. А. Обязательное страхование автогражданской ответственности как государственная услуга // Общество и право. 2015. № 3(53).

3. URL: www.mirror.autoins.ru

4. URL: www.kvedomosti.com

5. Затолокин А.А. Особенности выявления, квалификации и процессуального оформления фактов управления транспортным средством с подложным полисом ОСАГО // Криминалистика и судебно-экспертная деятельность в условиях современности: сб. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф., 19 мая 2017 г. Краснодар, 2017.

ся распространить на всю территорию страны. Однако на настоящий момент существуют как технические, так и юридические проблемы применения этой меры.

Таким образом, проведенный анализ общественных отношений в сфере ОСАГО показал, что до тех пор, пока деятельность страховщиков будет характеризоваться такими словами, как алчность и сверхприбыль, а страхование гражданской ответственности будет оставаться обязательным, будут иметь место и факты управления транспортными средствами с подложными полисами, выявление, квалификация и процессуальное оформление которых будет по-прежнему возлагаться на полицию [5]. В настоящее время в обществе остро стоит вопрос о необходимости глубокого реформирования института ОСАГО. При этом введение таких новшеств, как увеличение страховых тарифов, прямое возмещение убытков, направление на ремонт, предоставление возможности оформить Е-ОСАГО, является антипродуктивным, не меняющим в лучшую сторону ситуацию в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Необходимо продумать и реализовать меры, направленные на изменение статуса данного общественного института с обязательного на добровольный. Именно при добровольном страховании гражданской ответственности у страховщиков появится мотивация применять все возможные методы маркетинга, не «виртуально», а в действительности направленные на привлечение клиента (разработка технической возможности оформления Е-ОСА-ГО, начисление бонусных балов, «бонус-манус» за безаварийное управление транспортом и др.). Существующие кабальные условия страхования толкают владельцев транспортных средств на поиск возможности управлять автомобилем, не застраховав при этом свою гражданскую ответственность.

1. URL: www.kolesa.ru

2. Zatolokin A.A. Insurance of civil liability of vehicle drivers as a public service // Society and law. 2015. № 3(53).

3. URL: www.mirror.autoins.ru

4. URL: www.kvedomosti.com

5. Zatolokin A.A. Features of the identification, qualification and procedural registration of the facts of vehicle control with the fictitious policy of compulsory insurance of civil liability of vehicles owners // Criminalistics and forensic expertise in modern conditions: proc. of the V Intern. sci.-practical conf., May 19, 2017. Krasnodar, 2017.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.