Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗЫСКНОЙ И ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗЫСКНОЙ И ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательство / оперативно-розыскная деятельность / идентификационная деятельность / розыск / установление местонахождения / опознание. / legislation / operational search activity / identification activity / search / location determination / identification.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парфенов Александр Вадимович, Телков Александр Валериевич

Актуальность и новационность темы связана с рассмотрением особенностей развития законодательства в сфере розыскной и идентификационной деятельности. Рассмотрены направления совершенствования подходов и нормативно-правового обеспечения организации розыска и идентификации объектов рассматриваемой деятельности. Выявлен комплекс особенностей, связанных с изучением институтов розыска различных категорий разыскиваемых, идентификации лиц и неопознанных трупов, в контексте согласования правовых норм. В границах рассматриваемой области знаний о законодательных подходах, с учетом международного опыта, проведена работа по соотнесению структуры подходов и взглядов, существующих в рамках розыскного и идентификационного течений, по результатам которой сделаны выводы, дающие, по мнению авторов, наиболее точные ответы на неразрешенные вопросы. Отмечено, что за последние годы в структуре государственных органов произошли изменения, у них появились дополнительные обязанности, входящие также в задачи розыскной и идентификационной деятельности, в связи с чем назрела потребность в научном анализе и мониторинге состояния указанного направления деятельности. В гносеологическом аспекте рассматриваемая в статье законотворческая деятельность видится своего рода познанием именно тех событий окружающего мира, которые представляют интерес и в определенной мере значимы для скорейшего решения задач и достижения целей розыска и идентификации. С этой точки зрения для розыскной и идентификационной деятельности характерны все закономерности, присущие любой познавательной работе, среди которых выделяются общефилософские закономерности изучения окружающей среды, самого человека, рассматриваемого как объект либо субъект розыскной и идентификационной деятельности, его мышления и поведения, а также самого процесса познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парфенов Александр Вадимович, Телков Александр Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGISLATION TO IMPROVE THE INVESTIGATIVEAND IDENTIFICATION ACTIVITIES: ANALYSIS OF THE LATEST CHANGES IN LEGISLATION AND THE SPECIFICS OF THEIR APPLICATION

The relevance and innovation of the topic is connected with the consideration of the peculiarities of the development of legislation in the field of search and identification activities. The directions of improving approaches and regulatory support for the organization of the search and identification of objects of the activity under consideration are considered. A set of features related to the study of search institutions for various categories of wanted persons, identification of persons and unidentified corpses, in the context of the harmonization of legal norms is revealed. Within the boundaries of the considered area of knowledge about legislative approaches, taking into account Юридические науки 103 international experience, work has been carried out to correlate the structure of approaches and views existing within the framework of search and identification trends, according to the results of which conclusions have been drawn that, according to the authors, give the most accurate answers to unresolved questions. It is noted that in recent years there have been changes in the structure of state bodies, they have additional responsibilities that are also included in the tasks of search and identification activities, and therefore there is a need for scientific analysis and monitoring of the state of this area of activity. In the epistemological aspect, the legislative activity considered in the article is seen as a kind of cognition of precisely those events of the surrounding world that are of interest and to a certain extent significant for the speedy solution of tasks and achievement of the goals of search and identification. From this point of view, all the patterns inherent in any cognitive work are characteristic of investigative and identification activities, among which there are general philosophical patterns of studying the environment, the person himself, considered as an object or subject of investigative and identification activities, his thinking and behavior, as well as the process of cognition itself.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗЫСКНОЙ И ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 343.9 DOI: 10.24412/2071-6184-2022-3-93-103

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗЫСКНОЙ И ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

А.В. Парфенов, А.В. Телков

Актуальность и новационность темы связана с рассмотрением особенностей развития законодательства в сфере розыскной и идентификационной деятельности. Рассмотрены направления совершенствования подходов и нормативно-правового обеспечения организации розыска и идентификации объектов рассматриваемой деятельности. Выявлен комплекс особенностей, связанных с изучением институтов розыска различных категорий разыскиваемых, идентификации лиц и неопознанных трупов, в контексте согласования правовых норм. В границах рассматриваемой области знаний о законодательных подходах, с учетом международного опыта, проведена работа по соотнесению структуры подходов и взглядов, существующих в рамках розыскного и идентификационного течений, по результатам которой сделаны выводы, дающие, по мнению авторов, наиболее точные ответы на неразрешенные вопросы. Отмечено, что за последние годы в структуре государственных органов произошли изменения, у них появились дополнительные обязанности, входящие также в задачи розыскной и идентификационной деятельности, в связи с чем назрела потребность в научном анализе и мониторинге состояния указанного направления деятельности. В гносеологическом аспекте рассматриваемая в статье законотворческая деятельность видится своего рода познанием именно тех событий окружающего мира, которые представляют интерес и в определенной мере значимы для скорейшего решения задач и достижения целей розыска и идентификации. С этой точки зрения для розыскной и идентификационной деятельности характерны все закономерности, присущие любой познавательной работе, среди которых выделяются общефилософские закономерности изучения окружающей среды, самого человека, рассматриваемого как объект либо субъект розыскной и идентификационной деятельности, его мышления и поведения, а также самого процесса познания.

Ключевые слова: законодательство,оперативно-розыскная деятельность, идентификационная деятельность, розыск, установление местонахождения, опознание.

Обсуждение вопросов совершенствования идентификационной деятельности и её эффективной практической организации необходимо начинать с рассмотрения научной разработанности и законодательного регулирования сложного комплекса вопросов розыска и идентификации, а также на основе изучения и анализа различных научных подходов по данной проблематике и развития нормотворчества в законодательном регулировании рассматриваемого направления [1, с. 243].

С учетом потребностей практики существует объективная необходимость изучения современного состояния розыскной и идентификационной деятельности, выявления закономерностей, свойств такой деятельности и

разработки на этой основе научно обоснованной системы законодательных мер, направленных на повышение ее эффективности.

В настоящее время остро стоит вопрос организации розыска пропавших лиц, который осуществляют правоохранительные органы. Одним из направлений розыска пропавших людей является проверка их местонахождения в медицинских организациях.Установление в настоящеевремя фактического нахождения без вести пропавшего лица в медицинских организациях, кроме лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, возможен путем запроса сведений из медицинской организации, что влечет за собой многократное увеличение сроков розыска указанных лиц [2, с. 260], привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств безвестного исчезновения лица, в том числе и возможного совершения преступления. Причем успех розыска лиц, пропавших без вести, непосредственно связан с состоянием идентификационной деятельности [3, с. 37-38], а важность моральной ответственности за решение задач розыскной и идентификационной деятельности отражена в ряде современных юридических теорий [4, с. 7].

По данным МВД России, в течение 2021 года в органы внутренних дел поступило 180 523 заявления о розыске без вести пропавших граждан, из них установлено местонахождение 163 328 лиц без заведения розыскного дела. В розыск объявлено 13 655 лиц. Всего с учетом прошлых лет в 2021 году разыскивалось 49 785 лиц, пропавших без вести. Количество неопознанных трупов, чья личность устанавливалась в течение 12 месяцев 2021 года, составило 15613.

В 2021 году устанавливалась личность более 300 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могли сообщить сведения о себе. В первом квартале 2022 года устанавливалась личность более 270 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могли сообщить сведения о себе.

Указанные данные свидетельствуют о необходимости расширения информированности органов внутренних дел с целью своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц [5], в частности возложения обязанностей на медицинские организации по предоставлению сведений о поступлении конкретных категорий пациентов, а также случаев смерти пациентов, личность которых не установлена.В то же время сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (статья 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных

обязанностей, установленных частями 3 и 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».К числу таких случаев, допускающих предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя относится, в том числе информирование органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий. Так, к обязанностям медицинских организаций отнесено информирование органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий (статья 79 Федерального закона № 323-ФЗ).

Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержден приказом Министерства здравоохранения России от 24.06.2021 № 664н (далее - Порядок). Согласно вышеуказанному Порядку медицинские организации должны передавать сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения медицинской организации о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них определенных признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий.

Вышеперечисленные нормы не охватывали категории лиц, которые попадают в список разыскиваемых лиц органами внутренних дел, а именно о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также случаев смерти пациентов, личность которых не установлена. Таким образом, имелась необходимость закрепления законной возможности медицинских организаций сообщать сведения о перечисленных лицах и случаях смерти пациентов, личность которых не установлена. В целях обеспечения данной возможности был разработан проект федерального закона, предусматривающий соответствующие изменения в статьи 13 и 79 Федерального закона № 323-ФЗ. Поскольку случаи, при которых пациент не может сообщить данные о своей личности, могут не ограничиваться потерей сознания, памяти или деменцией в законопроекте была предложена формулировка «пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности». Аналогичная формулировка используется в законодательстве, в частности, в Федеральном законе «О полиции», Федеральном законе «О биомедицинских клеточных продуктах».

Во исполнение подпункта «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено принять меры по совершенствованию

взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей, был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»». После вступления в силу федерального закона Минздравом России и МВД России решается вопрос о внесении изменений в Порядок в целях предусмотрения необходимой последовательности действий по обмену информацией на межведомственной основе.

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»» не потребовало признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Целью, предметом и содержанием правового регулирования рассматриваемого закона является организация информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о госпитализации о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также о случае смерти пациента, личность которого не установлена. Необходимо указать, что получение информации о личности традиционно способствует раскрытию свойств и качеств личности, нашедших отражение в совершенном преступлении, выявления закономерностей, познание которых позволит разработать эффективные средства и методы выявления, расследования и раскрытия преступлений [6, с. 107-108]. Предмет правового регулирования федерального закона составят отношения в сфере охраны здоровья граждан, отнесенные п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что законодательно принятые нормы носят комплексный, межотраслевой характер и относятся к специальному регулированию отношений по обеспечению врачебной тайны, в рамках которого действует формальный приоритет норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» над другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы об охране здоровья (ч. 2 ст. 3).Отметим, что до принятия соответствующих дополнений в рассматриваемый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» правовая регламентация вопроса сообщения в правоохранительные органы о факте нахождения в медицинской организации лица, не способного сообщить сведения о себе, отсутствовали и на сегодня данный пробел в правовом регулировании устранен.

Законопроект ориентировался на результаты научных проработок и изысканий по вопросам розыскной и идентификационной деятельности, запросов практики и международный опыт в данном вопросе. Например, в США вопрос о наделении медицинских организаций обязанностью сообщать о поступлении лиц, чья личность не установлена и не может быть установлена ввиду отсутствия соответствующих документов, наличия заболеваний, не позволяющих им сообщить информацию о себе, а также трупов устанавливаетсякак на федеральном уровне, так и на уровне штатов [7, с. 6768]. Более того, каждое медицинское учреждение разрабатывает свою политику относительно возможности информирования правоохранительных органов о поступлении к ним неидентифицированных лиц [8, с. 294-295]. Основным документом, регулирующим проблему идентификации неизвестных пациентов является Акт об идентификации и учете в сфере медицинского страхования 1996 года (НеакЫпвигапсеРоЛаЬПкуапёАссои^аЬПйуА^оГ 1996 (Н1РАА)). Данный акт устанавливает виды медицинской информации и ситуации, при которых они могут быть раскрыты [9, с. 297].

Помимо Акта об идентификации и учете в сфере медицинского страхования 1996 года в различных штатах может устанавливаться свой порядок информирования правоохранительных органов относительно лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях.Так, например, в штате Нью-Йорк действует рамочная Политика по установлению личности неидентифицированных пациентов 2017 года, разработанная Нью-Йоркским подразделением Службы по уголовной юстиции в 2017 году [10, с. 279]. Данная политика является образцом для составления аналогичных документов медицинских организаций, которые закрепляют процедуру идентификации неизвестных пациентов.Этот документ определяет, какого рода информация и в каких случаях может быть раскрыта медицинскими работниками относительно лиц, личность которых не установлена, по запросу правоохранительных органов. Кроме того, данная политика закрепляет рекомендуемую процедуру действий [11, с. 798] медицинской организации в случае поступления туда неидентифицированных пациентов.В соответствии с данным документом предусмотрен следующий порядок действий в случае поступления в медицинскую организацию лиц, чья личность не установлена:при поступлении принимающие лица проверяют карты, личные вещи и больничные медицинские записи на предмет наличия какой-либо информации о пациенте, впоследствии о поступлении неизвестного пациента предаются сведения в Информационный центр медицинского учреждения для проведения поиска данных, способных помочь в установлении личности поступившего пациента, а также информируются соответствующие должностные лица, равно как лица, ответственные за общественную безопасность. Далее осуществляется регистрация пациента в медицинской базе с указанием в качестве имени его пола, а фамилии - «Неизвестный». В случае поступления в медицинское учреждение большого количества неидентифицированных пациентов рядом со

словом «Неизвестный» проставляется порядковый номер. В базу данных вносится детальное физическое описание пациента, что ускоряет поиск сотрудниками учреждения пациента в случае обращения к ним правоохранительных органов и членов семьи. В случае безуспешной первичной идентификации поступившего пациента принимающие лица передают информацию в департамент безопасности больницы, который сообщает ее в правоохранительные органы [12, с. 297-298]. Далее составляется запрос о внесении поступившего неизвестного пациента в базы данных Национального центра информации о преступлениях (The National Crime Information Center (NCIC)) в качестве неизвестного живого лица либо неизвестного умершего лица.

В Польше в соответствии с Законом «О лечебной деятельности» (от 15.04.2011) медицинское учреждение обязано сообщить в отделение полиции по оставленному представителем полиции телефону, факсу либо адресу электронной почты информацию о факте поступления либо смерти пациента, личность которого невозможно идентифицировать, либо подтвердить на основании документов, идентифицирующих личность.Информация должна быть передана не позднее чем в течение восьми часов соответственно от поступления или смерти пациента. Медицинское учреждение предоставляет, по требованию полиции, информацию о факте поступления лица, пропавшего без вести и находящего в розыске, проводимом сотрудниками полиции.

Аналогичным образом медицинские учреждения в Германии сообщают в органы полиции о факте поступления пациента, которого не удалось идентифицировать в связи с отсутствием у него сознания, признаков жизни, а равно при нахождении его в состоянии, при котором невозможно установить контакт [13]. Органы полиции в Германии действуют на основании законодательства о полиции соответствующей Федеральной Земли, сотрудники полиции наделены полномочиями по проведению идентификации лиц [14, с. 320-321]. Каждое медицинское учреждение Германии предусматривает собственную процедуру идентификации неизвестного пациента до того момента когда его личность будет установлена. В частности, используются браслеты с медицинской информацией, а в некоторых учреждениях здравоохранения используется радиочастотная идентификация (RFID).

Анализ зарубежного опыта показывает, что законодательно регламентирована только деятельность медицинских организаций по информированию правоохранительных органов о факте поступления пациента, личность которого невозможно идентифицировать, причем предусмотрены соответствующие обязанности и ответственность [15, с. 58; 16, с. 114]. Однако регламентация вопроса о поступлении трупа, личность которого не установлена, в законодательстве зарубежных стран отсутствует.Между тем, обнаружение трупа человека является происшествием, предопределяющим необходимость обязательного реагирования на данный факт соответствующих правоохранительных органов.

Основными законодательными актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность при обнаружении неопознанных трупов, являются Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «Об оперативно -розыскной деятельности» и принятые в соответствии с ними нормативные акты Министерства внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации (например, приказ МВД России от 29.08.2014, приказ Следственного комитета Российской Федерации от 08.08.2013),

По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) в 2018 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 17 894 дел по установлению личности граждан по неопознанным трупам, в 2019 г. таких дел было зарегистрировано 15 613; за период январь-март 2020 г. - 12 853 дел. При этом, необходимо обратить внимание, что данная статистика не учитывает смертность без вести пропавших лиц, которые могут находиться в моргах медицинских учреждений.

Следует отметить, что тактический осмотр трупа на месте происшествия имеет важное криминалистическое и судебно-медицинское значение, позволяющее восстановить картину произошедшего, причину смерти лица, а также личность погибшего.Рассматриваемый вопрос относится к прикладным исследованиям, в которых превалирующее значение имеют тактические методы осмотра и исследования внешних признаков регистрируемого объекта, то есть описание признаков внешности неопознанных трупов и их дактилоскопирование. Данный вид исследования требует применения современных технико-криминалистических и иных специальных средств, методик и научных рекомендаций.

Со вступлением в силу 22 декабря 2020 г. Федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»» расширен перечень информации о пациентах, которую медики должны сообщать полиции, на медицинские учреждения распространяются обязанности передавать в органы внутренних дел определенные сведения о пациентах. Так, по новым правилам медицинские учреждения и организации обязаны направлять в органы внутренних дел следующие данные:о поступлении пациентов, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить что-либо о своей личности; смерти пациентов, личность которых не установлена.При этом, как и прежде, медработники должны информировать территориальные органы МВД о пациентах с признаками причинения вреда здоровью из-за противоправных действий.

При несообщении органам внутренних дел соответствующих сведений, либо их направлении с нарушением сроков, предоставлении неполных либо искаженных данных медицинским учреждениям и организациям грозит административная ответственность по ст. 19.7 КоАП Российской Федерации.

Между тем, при проектировании положений законопроекта об информировании медицинской организацией органов внутренних дел о поступлении трупа, личность, которого не установлена, не были учтены положения уголовно-процессуального законодательства, законодательства о полиции, следственных органах и оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с под. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана принимать меры по идентификации неопознанных трупов. Подпунктом 1 п. 1.3. приказа Следственного комитета Российской Федерации «Об организации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации» в обязанность следователей-криминалистов входит участие в производстве или проведения осмотров неопознанных трупов.

Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача (ч. 1 ст. 178 УПК РФ, разд. IV Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г.). Обязательное участие медицинского эксперта в производстве осмотра предопределено особенностями осматриваемого объекта, необходимостью использования при этом специальных медицинских познаний.

Таким образом, при обнаружении такого трупа на месте происшествия работают следователи, судебно-медицинские эксперты и сотрудники органов внутренних дел. Далее органами внутренних дел организуется доставка тела в судебно-медицинский морг, а результаты осмотра передаются в органы внутренних дел Российской Федерации для занесения их в специализированные информационные системы органов внутренних дел (ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Необходимо отметить, что ни в законодательных актах, ни в подзаконных нормативных правовых актах не идет речь только о неопознанных трупах с признаками насильственной смерти. Буквальное толкование приведённых актов позволяет сделать вывод о том, что правоохранительные органы в обязательном порядке принимают участие в осмотрах любых трупов, личность которых не установлена.

В завершении следует отметить, что соблюдение врачебной тайны отнесено к основным принципам охраны здоровья. Указанный принцип вытекает из части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Соответственно, представляется, что установление каких-либо новых случаев, допускающих предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя должно сопровождаться весомой аргументацией.На основании проведенного анализа необходимо констатировать, что за последние годы в структуре государственных органов, организаций и учреждений произошли изменения, у них появились дополнительные обязанности, входящие также в задачи розыскной и идентификационной деятельности, в связи с чем назрела потребность в

научном анализе и мониторинге состояния указанного направления деятельности. В гносеологическом аспекте рассматриваемая в статье деятельность государственных органов и учреждений видится своего рода познанием именно тех событий окружающего мира, которые представляют интерес и в определенной мере значимы для скорейшего решения задач и достижения целей розыска и идентификации. С этой точки зрения для розыскной и идентификационной деятельности характерны все закономерности, присущие любой познавательной работе, среди которых выделяются общефилософские закономерности изучения окружающей среды, самого человека, рассматриваемого как объект либо субъект розыскной и идентификационной деятельности, его мышления и поведения, а также самого процесса познания.

Список литературы

1. Парфенов А.В., Павличенко Н.В., Лапунова Ю.А., Шуплецов А.Ф. Гносеологическая природа розыскной и идентификационной деятельности // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 2. С. 243- 251.

2. MartinJ., MunksgaardR., Coomber R. [et al.]Selling Drugs on Darkweb Cryptomarkets: Differentiated Pathways, Risks and Rewards // British Journal of Criminology. 2020. Vol. 60. Iss. 3. P. 559- 578.

3. Парфенов А.В. О сущности термина «розыскная и идентификационная деятельность» органов внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2018. № 1 (54). С. 37-40.

4. Шитов А. Нравственная истина и криминология: возвращение к классическим основам // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 1. С. 6-14.

5. Буряков Е.В Проблемные вопросы правового регулирования розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Актуальные вопросы организации розыскной работы: электронный сборник научных статей по материалам межведомственного круглого стола (Московский областной филиал Мос У МВД России имени В.Я. Кикотя, 18 ноября 2016 г.). М., 2017.

6. Фойгель Е.И. Использование информации об этнических характеристиках личности при реализации стратегий противодействия преступности // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 1. С. 106-114.

7. Caneppele S., Aebi M.F. Crime Drop or Police Recording Flop? On the Relationship between the Decrease of Offline Crime and the Increase of Online and Hybrid Crimes. // Policing: A Journal of Policy and Practice. 2019. Vol. 13.Iss. 1. P. 66-79.

8. Kemp S., Miro-Llinares F., Moneva A.. The Dark Figure and the Cyber Fraud Rise in Europe: Evidence from Spain // European Journal on Criminal Policy and Research. 2020. Vol. 26. Iss. 3. P. 293-312.

9. Vavoula N. The Interplay between EU Immigration Law and National Criminal Law: The Case of the Return Directive. In Mitsilegas V., Bergstrom M., Konstantinides Th. (eds.). Research Handbook on European Criminal Law. Cheltenham, Edward Elgar, 2016.P. 294-314.

10. Vavoula N. Criminalisation of Irregular Migration in the EU: The Impact of El Dridi. In Mitsilegas V., Martino A. di, Mancano L. (eds.). The Court of Justice and European Criminal Law. Leading Cases in a Contextual Analysis. Oxford, Hart Publishing, 2019. P. 273-289.

11. Quispe-Torreblanca E.G., Stewart N.Causal peer effects in police misconduct // Nature Human Behaviour. 2019. Vol. 3. № 8. P. 797-807.

12. Annoni A. Reshaping Criminalisation of Irregular Migration in Italy: The Impact of EU Law Beyond the El Dridi Judgement. In Mitsilegas V., Martino A. di, Mancano L. (eds.). The Court of Justice and European Criminal Law. Leading Cases in a Contextual Analysis. Oxford, Hart Publishing, 2019. P. 290-304.

13. Tage A. White Collar Crime - A Propositional Logical Analysis of a Concept // Journal of Forensic Sciences & Criminal Investigation. 2018. Vol. 9. Iss. 4. P. 555-769.

14. Stinson P., Liederbach J., Buerger M., Brewer S. To protect and collect: a nationwide study of profit-motivated police crime // Criminal Justice Studies. 2018. Vol. 31.Iss. 3. P. 310-331.

15. Ли Эсянь. Трансформация сущности уголовной ответственности юридических лиц и будущая реформа законодательства о правонарушениях юридических лиц // Правовой журнал. 2019. № 5. С. 58.

16. Ли Яньлэй. Три теоретические модели ответственности юридических лиц за преступления // Журнал Хэнаньского университета финансов, политики и права. 2020. № 2. С. 114.

Парфенов Александр Вадимович, канд. юрид. наук, доц., начальник кафедры, tischagin@yandex. ru, Москва, Академии управления МВД России,

Телков Александр Валериевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры, ordtu-la@gmail.com, Россия, Москва, Академии управления МВД России

PROBLEMA TIC ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGISLATION TO IMPROVE THE INVESTIGATIVEAND IDENTIFICATION ACTIVITIES: ANALYSIS OF THE LATEST CHANGES IN LEGISLATION AND THE SPECIFICS

OF THEIR APPLICA TION

A. V. Parfenov, A. V. Telkov

The relevance and innovation of the topic is connected with the consideration of the peculiarities of the development of legislation in the field of search and identification activities. The directions of improving approaches and regulatory support for the organization of the search and identification of objects of the activity under consideration are considered. A set of features related to the study of search institutions for various categories of wanted persons, identification ofpersons and unidentified corpses, in the context of the harmonization of legal norms is revealed. Within the boundaries of the considered area of knowledge about legislative approaches, taking into account

international experience, work has been carried out to correlate the structure of approaches and views existing within the framework of search and identification trends, according to the results of which conclusions have been drawn that, according to the authors, give the most accurate answers to unresolved questions. It is noted that in recent years there have been changes in the structure of state bodies, they have additional responsibilities that are also included in the tasks of search and identification activities, and therefore there is a need for scientific analysis and monitoring of the state of this area of activity. In the epistemological aspect, the legislative activity considered in the article is seen as a kind of cognition of precisely those events of the surrounding world that are of interest and to a certain extent significant for the speedy solution of tasks and achievement of the goals of search and identification. From this point of view, all the patterns inherent in any cognitive work are characteristic of investigative and identification activities, among which there are general philosophical patterns of studying the environment, the person himself, considered as an object or subject of investigative and identification activities, his thinking and behavior, as well as the process of cognition itself.

Key words: legislation, operational search activity, identification activity, search, location determination, identification.

Parfenov Alexander Vadimovich, Cand. of Law Scie, Ass. Prof., Head of the Department, tischagin@yandex. ru, Russia, Moscow,Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia,

Telkov Alexander Valerievich, Cand. of Law Scie, Associate Professor of the Department, ordtula@,gmail. com, Russia, Moscow Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.