Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВЗЫСКАНИЮ АЛИМЕНТОВ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВЗЫСКАНИЮ АЛИМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
726
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / MINOR CHILDREN / НЕТРУДОСПОСОБНЫЕ РОДИТЕЛИ / DISABLED PARENTS / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ENFORCEMENT PROCEEDINGS / ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПРИКАЗОВ / PROBLEMS IN ORGANISATION OF ENFORCEMENT OF COURT ORDERS / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ / FAILURE TO PAY AN ALIMONY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Авелина Александровна

В статье раскрываются некоторые вопросы исполнения судебных приказов и решений о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также нетрудоспособных родителей, возникающих при исполнении судебных постановлений. Показано, что в практической деятельности нередко судебные приставы-исполнители не изучают всесторонне обстоятельства дела, не собирают необходимые данные по исполнительному производству, а также документы, характеризующие личность должника. Имеют место нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, оставление письменных обращений взыскателей без ответа, включая повторные обращения, грубое, несдержанное общение с гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC QUESTIONS IN THE ORGANIZATION OF EXECUTION OF DECISIONS FOR RECOVERY OF ALIMONY

In the article describes some questions of execution of court orders and decisions on the recovery of alimony for minors or disabled adult children and disabled parents arising from the execution of court decisions. It is shown that in practice, often bailiffs do not study the circumstances of the case comprehensively, they do not collect the necessary data on enforcement proceedings, as well as documents characterizing the identity of the debtor. There is a violation of the procedure for examining citizens' applications, leaving written appeals of the recoverers unanswered, including repeated appeals, rude, unrestrained communication with citizens.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВЗЫСКАНИЮ АЛИМЕНТОВ»

4. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 31.12.2017)// SZ RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 3.

5. ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 188-FZ (red. ot 31.12.2017) // SZ RF. 2005. № 1 (chast' 1). St. 14.

6. Frik O.V. O primenenii zakonodatel'stva pri perekhode prav na pensionnye nakopleniya // ZHurnal rossijskogo prava. - 2004. -№1. - S. 12-14.

7. Chepiga T.D. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu RF. CHast' tret'ya (postatejnyj) / otv. red. L.P. Anufrieva. - M.: Volters Kluver, 2004. - S. 358.

8. Ukaz Prezidenta RF ot 02.03.1994 № 442 «O gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii» // SAPP RF. 1994. №10. S. 775.

ПОПОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета (larisa_popova67@mail.ru)

POPOVA, LARISA I. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Kuban State Agrarian University.

УДК 343.625

МАРИНА А.А.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО

ВЗЫСКАНИЮ АЛИМЕНТОВ

Ключевые слова: несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, исполнительное производство, проблемы в организации исполнения судебных приказов, уклонение от уплаты алиментов.

В статье раскрываются некоторые вопросы исполнения судебных приказов и решений о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также нетрудоспособных родителей, возникающих при исполнении судебных постановлений. Показано, что в практической деятельности нередко судебные приставы-исполнители не изучают всесторонне обстоятельства дела, не собирают необходимые данные по исполнительному производству, а также документы, характеризующие личность должника. Имеют место нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, оставление письменных обращений взыскателей без ответа, включая повторные обращения, грубое, несдержанное общение с гражданами.

MARINA, A.A.

PROBLEMATIC QUESTIONS IN THE ORGANIZATION OF EXECUTION OF DECISIONS FOR RECOVERY OF ALIMONY

Keywords: minor children, disabled parents, enforcement proceedings, problems in organisation of enforcement of court orders, failure to pay an alimony.

In the article describes some questions of execution of court orders and decisions on the recovery of alimony for minors or disabled adult children and disabled parents arising from the execution of court decisions. It is shown that in practice, often bailiffs do not study the circumstances of the case comprehensively, they do not collect the necessary data on enforcement proceedings, as well as documents characterizing the identity of the debtor. There is a violation of the procedure for examining citizens' applications, leaving written appeals of the recoverers unanswered, including repeated appeals, rude, unrestrained communication with citizens.

Проблемы исполнения решений по делам о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей кроются не только в нежелании родителей выплачивать алименты, но и в неслаженном механизме работы правоохранительных органов и государственных служб, отсутствии должного законодательного регулирования.

При обобщении судебной практики, опросов сотрудников службы судебных приставов, органов прокуратуры, работников аппарата суда о деятельности службы судебных приставов и иных правоохранительных органов, занимающихся вопросами взыскания алиментов, позволило выявить ряд недостатков при взыскании алиментов:

1. Несвоевременность получения исполнительных документов (судебного приказа, исполнительного листа) взыскателем в судебных органах и направления их в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства.

После рассмотрения дела по существу, установления порядка и суммы алиментных платежей судьей единолично выносится судебное решение о взыскании алиментов и выдается исполнительный лист либо судебный приказ. Законом не установлена процедура направления исполнительных листов с копией решения суда, судебных приказов из судебного органа в службу судебных приставов. Нередко взыскатель не сразу забирает исполнительные

документы и передает их в службу судебных приставов, например, в силу отсутствия времени, правовой безграмотности и т.п. А в соответствии с законом алименты являются обязательными ежемесячными платежами и подлежат взысканию с момента вынесения решения, т.е. подлежат немедленному исполнению. Таким образом, сам взыскатель может стать причиной задержки исполнения судебного решения или приказа по взысканию алиментов.

2. Отсутствие необходимой профессиональной подготовки сотрудников службы судебных приставов, незнание нормативной базы, что ведет к необоснованным отказам в возбуждении исполнительного производства. Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены алименты, а также в течение трех лет по достижению ребенком совершеннолетия [1]. Однако в правоприменительной практике взыскатель может предъявить исполнительный лист судебному приставу через 4-е и более года после вынесения судебного решения. В этом случае пристав сообщает ему, что срок исковой давности исполнительного листа истек и гражданину необходимо обратиться в суд для продления либо восстановления срока. Судебный пристав Центрального внутригородского округа г. Краснодар Стефанова И.В. пояснила, что данное явление весьма распространено и объясняется его тем, что «многие приставы в силу своей правовой безграмотности и неопытности неправильно трактуют норму ст. 113 СК РФ касаемо срока предъявления исполнительных документов о взыскании алиментов к исполнению. Должник обязан платить алименты с момента вынесения судебного акта о взыскании алиментов. Взыскатель имеет право предъявить исполнительный лист в службу судебных приставов в любой период начиная с момента взыскания и до наступления ребенком совершеннолетия, а также в течение 3 лет после, т.е. до 21 года, и начисляться алименты должны за весь период, но это правило действительно только для алиментных платежей. Для других исполнительных документов законом предусмотрен срок в три года» [2]. Подобные ситуации создают волокиту в работе судебных приставов, и исполнение решений затягивается на долгий срок, создает определенные проблемы для должника, поскольку накапливается задолженность и возникают сложности с ее погашением.

3. Встречаются случаи, когда у должника за несколько лет образовалась задолженность по алиментным выплатам, а в силу изменившихся обстоятельств, например, получение инвалидности, изменение материального положения, появление на иждивении других детей и иных причин, он не может ее погасить. В данном случае закон предоставляет должнику право обратиться в суд с иском об освобождении его от уплаты образовавшейся задолженности или уменьшении ее размера (ст. 114 СК РФ) [3]. Указанные в законе положения базируются на нормах международного права: «каждый человек имеет право на достаточный жизненный уровень, который необходим человеку для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25) [4]. Однако, указанная норма, защищая права должника, одновременно нарушает права ребенка на материальное обеспечение;

3. Большое количество дел в производстве судебного пристава. Судебный пристав-исполнитель должен контролировать все производимые выплаты по алиментным платежам. Если должник добросовестно исполняет обязательства по выплате алиментов, он ежемесячно должен приносить подтверждение исполнения обязательства (копию квитанции) приставу для контроля, копию которого он приобщает к исполнительному производству. Судебный пристав Центрального внутригородского округа г. Краснодар Данилов В. А. показал, что «подобная процедура существенно загромождает и тормозит работу пристава, в то время как он мог бы больше времени уделить лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов, розыску должников» [5]. Например, взыскатель может забрать исполнительный лист и самостоятельно следить за периодичностью алиментных выплат. Если должник перестанет выплачивать алименты либо будет выплачивать неполную сумму и не регулярно, то взыскатель может вернуть исполнительный лист приставу для дальнейшего взыскания и

контроля. Законодательное закрепление такой процедуры в значительной степени разгрузило бы работу пристава и снизило бы нагрузку;

4. Отсутствие единой информационной базы должников по алиментным обязательствам.

Должник обязан сообщать все сведения о перемене фамилии, месте работы и жительства судебному приставу. Однако, лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, сознательно скрывают данную информацию, что существенно затрудняет работу пристава и розыск должника. Решением этой проблемы могло бы стать создание единой информационной базы, куда бы вносились все изменения персональных данных должников. Например, если должник изменяет фамилию, то органы ЗАГСа вносили бы в данную базу информацию о перемене фамилии, это бы упростило розыск должников и работу приставам;

5. Отсутствие должного взаимодействия службы судебных приставов с государственными органами, организациями и должностными лицами по вопросам исполнения решений о взыскании алиментов.

После возбуждения исполнительного производства, судебный пристав направляет запросы в определенные государственные органы. Для более эффективной работы запросы направляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Некоторые государственные органы, такие как Пенсионный фонд, Налоговая служба иногда не реагируют на законные требования сотрудников ФССП и не предоставляют данные о должнике, либо предоставляют неполную информацию, ссылаясь на защиту персональных данных. По закону судебный пристав обязан составить протокол и привлечь должностных лиц к административной ответственности, хотя на практике судебные приставы не обращаются с жалобами в прокуратуру в отдел надзора за исполнением судебных решений. Также из-за огромного количества дел, находящихся в исполнительном производстве, не все государственные органы в срок предоставляют информацию о данных должника;

6. Низкий уровень взаимодействия подразделений ФССП различных регионов, халатное отношение к своим должностным обязанностям, ненадлежащая организация работы служб судебных приставов при пересылке документов на исполнение в другие субъекты. Нередко несвоевременное реагирование на служебные поручения судебных приставов-исполнителей других регионов, приводят к волоките и тормозят процесс исполнения решений по взысканию алиментов. Взыскатели порой месяцами не могут добиться получения алиментов, что негативно отражается на материальном содержании ребенка или нетрудоспособного родителя.

7. Статьей 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» определен перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Сюда законом отнесено: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами, в связи с рождением ребенка, со смертью родных и т.п. [6]. Однако на практике это не всегда учитывается приставом-исполнителем.

8. Судебные приставы бессильны в ситуациях, когда должник представляет с работы справку с минимальным размером оплаты труда, в то время как имеет недвижимость, дорогую машину, зачастую которое должник оформляет на родственников;

9. Вызывают сложности по взысканию алиментных платежей должники, ведущие асоциальный образ жизни, страдающие наркоманией, алкоголизмом, не желающие трудоустраиваться, а также не имеющие в собственности никакого имущества. Территориальные органы службы судебных приставов в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве взаимодействуют с центрами занятости населения и в случае необходимости и желания должника трудиться оказывают помощь в вопросе его трудоустройства.

10. В соответствии с действующим законодательством алименты на содержание детей начисляются в процентном соотношении от суммы заработной платы. При этом взыскиваемые суммы в размере 25 % от официальной заработной платы должника порой недостаточны для содержания ребенка. Ситуация обостряется в случае, когда должник имеет непостоянный заработок. Установление фиксированной суммы алиментных платежей

позволяет несовершеннолетним детям и нетрудоспособным родителям получать постоянную материальную поддержку. Также это лишает возможности должников скрывать свой реальный размер заработной платы, предоставляя ложные справки о доходах;

11. Халатное отношение к своим обязанностям;

В практической деятельности нередко судебные приставы-исполнители не изучают всесторонне обстоятельства дела, не собирают необходимые данные по исполнительному производству, а также документы, характеризующие личность должника. Например, должник отбывал наказание в местах лишения свободы и с него не удерживались средства на погашение алиментных платежей, некоторые приставы зачисляют этот период в срок злостного уклонения от уплаты алиментов.

Имеют место нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, оставление письменных обращений взыскателей без ответа, включая повторные обращения, грубое, несдержанное общение с гражданами.

12. Нельзя не отметить и внутренние организационные проблемы службы судебных приставов, например, слабое материально-техническое обеспечение, низкую заработную плату, что создает большую текучесть кадров, влияет на качество их работы, квалификацию, отсутствие должного опыта;

Все выше перечисленные проблемы, возникающие в работе судебных приставов-исполнителей негативно сказываются на процессе исполнения решений о взыскании алиментов. В некоторой мере это связано с несовершенной системой законодательного регулирования по защите имущественных прав детей и нетрудоспособных родителей, отсутствием слаженного механизма организации работы Службы судебных приставов.

Для улучшения эффективности работы судебных приставов-исполнителей целесообразно было бы:

- направить работу начальствующего состава ССП на поднятие престижности работы в службе судебных приставов, улучшив материально-денежное довольствие судебных приставов-исполнителей;

- при имеющемся взаимодействии Службы судебных приставов с государственными органами по исполнению решений о взыскании алиментов, на сегодняшний день остались некоторые проблемы в этой области, некоторые государственные органы не своевременно отвечают на запросы или не предоставляют информацию о должнике вовсе.

- изучая статистику по лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов, при имеющейся задолженности по вине должника, крайне редко используется такая мера как взыскание неустойки предусмотренной ст. 115 СК РФ. Следовало бы при проведении проверок по исполнению решений судов по взысканию алиментов, в случаях обнаружения имеющейся задолженности, увеличить количество предъявляемых исков прокурором по данному основанию в интересах несовершеннолетних детей к должникам.

Однако нельзя не отметить положительные моменты в деятельности Службы судебных приставов. Так, Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в целях осуществления контроля за исполнением требований исполнительных документов по взысканию алиментов, судебными приставами-исполнителями в течение 2017 г. ежемесячно, в соответствии с составленным реестром организаций, производящих удержание из заработной платы должника, проводило проверки бухгалтерий на предмет правильности начисления и своевременности перечисления денежных средств, а также своевременности возвращения исполнительных документов в структурные подразделения Управления в случае увольнения должника.

Для улучшения качества работы судебных приставов, сокращения количества поступающих жалоб и урегулирования спорных вопросов, касающихся исполнения решений судебными приставами, Службой судебных приставов Краснодарского края в декабре 2017 г. были организованы рабочие встречи с представителями различных организаций, от которых поступали жалобы, увеличено количество часов приема граждан в подразделениях Управления. В средствах массовой информации широко освещались рейды судебных

приставов-исполнителей по адресам проживания должников, злостно уклоняющихся от выплаты алиментов, привлечении их к уголовной ответственности.

Литература и источники

1. Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России) от 19.06.2012 г. № 01-16 // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

2. Интервью с судебным приставом ЦВО МО г. Краснодара Стефановой И.В. 28 июля 2016.

3. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2017. - 64 с.

4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

5. Интервью с судебным приставом ЦВО МО г. Краснодара Даниловым В.А. 28 июля 2016.

6. Об исполнительном производстве: федер. закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 05.12.2017 г.) // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

7. О судебных приставах: федер. закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

8. Марина А.А. Некоторые проблемы исполнения решений о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей // IX-я Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Научное обеспечение АПК», посвященная 75-летию В.М. Шевцова, - Краснодар, - КубГАУ, 2016.

References and Sources

1. Metodicheskie rekomendacii po poryadku ispolneniya trebovanij ispolnitel'nyh dokumentov o vzyskanii alimentov (utv. FSSP Rossii) ot 19.06.2012 g. № 01-16 // Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

2. Interv'yu s sudebnym pristavom CVO MO g. Krasnodara Stefanovoj I.V. 28 iyulya 2016.

3. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii. - M.: Prospekt, 2017. - 64 s.

4. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka ot 10 dekabrya 1948 g. // Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

5. Interv'yu s sudebnym pristavom CVO MO g. Krasnodara Danilovym V.A. 28 iyulya 2016.

6. Ob ispolnitel'nom proizvodstve: feder. zakon ot 02 oktyabrya 2007 g. № 229-FZ (v red. ot 05.12.2017 g.) // Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

7. O sudebnyh pristavah: feder. zakon ot 21.07.1997 g. № 118-FZ (v red. ot 29.12.2017 g.) // Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

8. Marina A.A. Nekotorye problemy ispolneniya reshenij o vzyskanii alimentov na soderzhanie nesovershennoletnih detej // IX-ya Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya molodyh uchenyh «Nauchnoe obespechenie APK», posvyashchennaya 75-letiyu V.M. SHevcova, - Krasnodar, - KubGAU, 2016.

МАРИНА АВЕЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России.

MARINA, AVELINA A. - educator of a Chair of Special disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia (KalinaM50@yandex.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.