Научная статья на тему 'Проблемные вопросы в организации деятельности по аттестации испытательного оборудования'

Проблемные вопросы в организации деятельности по аттестации испытательного оборудования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1199
1690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы в организации деятельности по аттестации испытательного оборудования»

Писарев В.Н.

Филиал ФГБУ «22 ЦНИИ» Минобороны России

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АТТЕСТАЦИИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Аттестация испытательного оборудования (ИО) проводится с целью определения его нормированных точностных характеристик, их соответствия требованиям нормативной документации (НД) и установления пригодности оборудования к эксплуатации.

Процедура аттестации ИО должна быть направлена на проверку его работоспособности в целом, а также в ходе аттестации должна быть подтверждена возможность воспроизведения условий испытаний, регламентированных в НД на метод испытаний. Таким образом, аттестация ИО возможна лишь в рамках стандартных методов испытаний.

Отсюда вытекает требование к проведению аттестации ИО - проверка пригодности конкретного экземпляра оборудования для проведения испытаний продукции в условиях, предписанных НД, в том числе проверка возможности получать с помощью данного экземпляра ИО результаты испытаний в пределах норматива повторяемости (сходимости) метода испытаний.

Организационные аспекты аттестации испытательного оборудования (ИО) регламентированы ГОСТ Р 8.586-97 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСОЕИ). Аттестация ИО. Основные положения» (заменил ранее действующий ГОСТ 24555-81 «Система государственных испытаний продукции

(ГСИП). Порядок аттестации ИО. Основные положения»).

Уже здесь возникает вопрос, каким образом область стандартизации «аттестации ИО» из ГСИП перекочевала в ГСОЕИ (пример рейдерского захвата в стандартизации)?

Стандартом предусмотрено проведение:

1. Первичной аттестации ИО после монтажа при вводе в эксплуатацию в данном испытательном подразделении (ИП).

2. Периодической аттестации ИО в процессе его эксплуатации.

3. Повторной аттестация ИО после его ремонта или модернизации, проведения работ с фундаментом, на котором оно установлено, перемещения стационарного испытательного оборудования и других причин, которые могут вызвать изменения характеристик воспроизведения условий.

После введения в действие ГОСТ Р 8.586-97 было значительное количество обращений в Росстандарт и его институты от предприятий промышленности по вопросам определения статуса ИО, возможности использования методик аттестации для однотипного ИО и др. И только введение в действие Изменения № 1 к этому стандарту несколько снизило проблему в области аттестации ИО, но не исключило ее полностью, поскольку практика его внедрения выявила новые проблемные вопросы.

В настоящее время разработан (по теме 0008-ХХХ-2011), принят и введен с 01.07.2014 г. в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ РВ 0008.0022013 «Государственный военный стандарт. ГСОЕИ. Аттестация ИО, применяемого при оценке соответствия продукции. Организация и порядок проведения». Разработчик стандарта - ФГУП «Рособоронстан-дарт».

Уместно отметить, что в последнее время при разработке ГОСТов сложилась порочная практика «рейдерского захвата» проблем стандартизации из других систем, исскуственное завышение грифа разработанных стандартов (ДСП), определения «удобного» перечня организаций для отзыва и согласования проектов стандартов, внесение существенных изменений в редакции стандартов, представляемых на экспертизу и последующее утверждение, после согласования окончательной редакции. Все 4 перечисленные примеры такой порочной практики были реализованы при разработке ГОСТ РВ 0008-002.

В качестве примера в таблице 1 приведена сводка отзывов на первую редакцию проекта указанного стандарта.

Таблица 1.

№ п/п Структурный элемент редакции стандартов Наименование организации, приславшей отзыв Формулировка замечания, предложения Решение разработчика стандарта

1 Проект в целом НИИ «ЛОТ» ФГУП «ЦНИИ им А.Н. Крылова» Замечаний и предложений нет

2 Проект в целом ОАО «КНИИМ Замечаний и предложений нет

3 Проект в целом Департамент вооружения МО РФ Отзыв не поступил

4 Проект в целом ОАО «ВНИИ «Эталон» Отзыв не поступил

5 Проект в целом НПО «Техномаш» Отзыв не поступил

6 Проект в целом ФГУП «ЦНИИМаш» Отзыв не поступил

Видно, что проект указанного стандарта направлялся на отзыв всего лишь в 6 организаций, из которых: 2 организации замечаний не имели, а 4 - не удосужились ответить. Из обсуждения этой важнейшей проблемы были исключены головные организации по испытаниям промышленности, технические комитеты по стандартизации, которые разрабатывают ГОСТы по методам испытаний и методам аттестации ИО (ТК 119 «Надежность в технике», ТК 319 «Надежность и стойкость ЭРИ и РЭА военного назначения», ТК 341 «Внешние воздействия», ТК 183 «Вибрация и удар»), институты Росстандарта и другие организации. А сравнение указанной редакции проекта стандарта и утвержденного ГОСТ РВ 0008-002 показывает, что они существенно отличаются. Так проект стандарта содержал 10 разделов и 18 приложений, в то время, как утвержденный ГОСТ содержит 9 разделов и 5 приложений (по моемому комментарии излишни).

Указанный стандарт в худшей редакции дублирует национальный стандарт ГОСТ РВ 8.568-97 и вносит дополнительные и не правомочные требования в процедуру аттестации ИО. А наличие искусственно завышенного грифа (ДСП) не позволило организациям оборонно-промышленного комплекса и Минобороны России, а также институтам Росстандарта своевременно подготовить на него соответствующие отзывы.

Для этого стандарта, как раз характерно высказывание «стандартизация закладок для кормушек».

Следует отметить, что ГОСТ РВ 0008-002 не отменяет ГОСТ Р 8.568, но в примечании к разделу 1 сказано, что: «в случае, если положения ГОСТ РВ 0008-002 вступают в противоречие с положениями ГОСТ Р 8.568, необходимо руководство-ваться положениями настоящего стандарта». Возникает вопрос, зачем тогда ГОСТ Р 8.568 нужен для аттестации ИО, используемого в сфере обороны и безопасности (кстати - надуманная проблема).

В докладе приведено сравнение основных положений указанных стандартов и положений нормативной и законодательной базы в области оценки соответствия, результаты которого позволили обосновать следующие вывод:

ГОСТ РВ 0008-002-2013 и ГОСТ Р 8.568-97) не отвечает требованиям нормативной и законодательной базы, практике и логики в области деятельности по аттестации ИО и, следовательно ГОСТ РВ 0008002-2013 подлежат отмене, а ГОСТ Р 8.568-97 пересмотру (актуализации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.