Научная статья на тему 'Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах. Как вовлечь крупный бизнес в национальную программу развития нанотехнологий (из опыта группы «Онэксим» и «Норильского никеля» по реализации «Водородного проекта»)'

Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах. Как вовлечь крупный бизнес в национальную программу развития нанотехнологий (из опыта группы «Онэксим» и «Норильского никеля» по реализации «Водородного проекта») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах. Как вовлечь крупный бизнес в национальную программу развития нанотехнологий (из опыта группы «Онэксим» и «Норильского никеля» по реализации «Водородного проекта»)»

В наше время, в особенности, существует форма собственности более важная, чем земля: обладание знаниями, технологией и мастерством. Богатство общества основано гораздо больше на этом виде собственности, чем на природных ресурсах.

Leo XII. Rerum Novarum.

Encyclical Letter on the Condition of the Working Classes, May 15, 1891 г.

Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах

Как вовлечь крупный бизнес в национальную программу развития нанотехнологий (из опыта группы «ОНЭКСИМ» и «Норильского никеля» по реализации «Водородного проекта»)

В. А. Пивнюк,

вице-президент ОАО «ГМК «Норильский никель» по инновационным технологиям и венчурным инновационным проектам, координатор совместных программ с Российской академией наук, первый заместитель генерального директора ООО «Национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты» — научный руководитель работ по созданию электрохимических энергетических установок на топливных элементах и возобновляемых источников энергии, лауреат государственной премии СССР, действительный член

Академии космонавтики

Сегодня одна из главнейших проблем нашей экономики — отсутствие долговременных целей развития, которые оправдали бы инвестиции в обеспечение ее конкурентоспособности и уменьшение зависимости от сырьевого экспорта, а также отсутствие предложений по принципиально новым технологиям, способным двигать рост эффективности капитала и производительности труда.

Главным источником экономического роста сегодня является научно-технический прогресс. На его долю в развитых странах приходится от 70 до 90%

прироста ВВП. Опыт экономического роста в промышленно развитых странах доказывает, что наибольший успех ими достигается при вложении инвестиций в научно-технический прогресс — новые знания, воплощаемые в освоение новых технологий и оборудования.

Единственно приемлемым типом хозяйствования, потенциально обладающим реальной перспективой избавить Россию от роли сырьевого придатка промышленно развитых стран, является инновационный путь развития экономики страны.

Стратегия 2020

11

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

Для этого необходимо, прежде всего, создание надежной и эффективной системы организационноправовых, экономических и социальных механизмов защиты, воспроизводства и сохранения отечественного научно-технического и технологического потенциала.

Время сейчас особенно дорого — технические перемены могут обрушить спрос на нефть и тогда шанс России заработать на своих громадных резервах может оказаться упущенным. Необходимо ускорить неоправданно затянувшийся процесс перехода с сырьевого этапа развития нашей экономики к инновационному.

Конкуренция на мировом рынке товаров и услуг все больше концентрируется на наукоемких технологиях и видах продукции, наиболее выгодных с точки зрения добавленной стоимости, создания рабочих мест и прочих социально-экономических параметров. В современных условиях инновации становятся факторами, способными существенно влиять на формирование отечественной конкурентоспособности.

В связи с этим с особой остротой встает вопрос об ускорении формирования новой модели экономики и реализации системы национальных проектов развития, направленных на решение не локальных частных задач, а на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом, сказывающимся на уровне национальной конкурентоспособности и темпах роста экономики в целом. Их разработка и реализация требует совместного участия или конструктивного партнерства науки, бизнеса и государства, включая разделение рисков финансирования.

Необходимо достичь инновационной стадии развития, при которой отечественные компании не только улучшают иностранные технологии, но и создают свои отечественные, сформировать систему национальных инновационных проектов, а не фрагментарных частных проектов, в которых отсутствует инновационный потенциал и финансирование которых направлено в основном на искусственную поддержку отдельных предприятий и отраслей за государственный счет.

Переход к инновационному режиму развития экономики требует формирования в стране эффективной инновационной системы и структурной перестройки промышленности, способных обеспечить преобразование новых знаний, генерируемых фундаментальной наукой, в новые технологии, продукты и услуги, которые найдут своих потребителей на внутреннем и глобальном рынках.

Создание национальной инновационной системы было провозглашено на государственном уровне

в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 году. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационный фонд и т. п.), но вне связи друг с другом и другими секторами экономики (промышленность, образование и др.). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и поэтому не приводило к ожидавшимся результатам. Принимаемые в стране меры по созданию национальной инновационной системы не всегда были системными и последовательными. Появились отдельные не взаимоувязанные компоненты инфраструктуры коммерциализации. Ряд стадий инновационного цикла не имеет необходимого финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения.

Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу и НИОКР, так и их коммерциализацию, а также практически полное отсутствие нормативно-правовой базы инновационной деятельности и системы технического регулирования (стандарты, регламенты, нормы и правила сертификации качества и безопасности инновационной продукции).

В современном российском законодательстве даже нет термина «коммерциализация». Он заменен выражением «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот». В тоже время коммерциализация — это важнейший элемент инновационного процесса, особенно для частного бизнеса, осуществляющего финансирование фундаментальных научных исследований и разработок. Коммерциализация — это создание стоимости и включает в себя шаги и меры, которые могут дать возврат инвестиций, вложенных в научные исследования (в знания).

В процесс коммерциализации новых технологий вовлечены разные игроки от тех, кто создает технологии, апробирует концепцию и затем передает технологию до тех, кто реализует технологию в полезном продукте, и, наконец, тех, кто ее принимает, разрабатывает далее, продвигает на рынок и, в конечном счете, использует ее.

Планируя инвестиции в коммерциализацию, бизнесу необходимо совершенно четко представлять, как и где будет создаваться прототип, пилотные образцы и массовое производство в условиях, когда наша промышленность в своей основе инновационно не восприимчива.

Успешная стратегия коммерциализации новейших технологий и научных идей должна быть увяза-

Россия имеет умеренно избыточные

возможности производства нефти -----

всего 3 т на человека в год, что не позволяет обеспечить приемлемый уровень жизни большинства населения только за счет вывоза сырья, каковы бы ни были цены на него.

Успехи России в торговле нефтью и газом могут оказаться недолговечными, а их продолжительность зависит больше не от действий России, а от реакции Западных стран на рыночную ситуацию.

Исчерпание возможностей дальнейшего наращивания сырьевого экспорта и усиление глобальной конкуренции могут привести к стагнации и дальнейшему снижению позиций российской экономики в мире, особенно на рынках наукоемкой продукции и услуг.

на с общей стратегией реструктуризации промышленного сектора (реализации вменяемой промышленной политики) и развития частного сектора. Российские промышленные предприятия должны иметь возможность создавать новые технологии, развивать и повышать свой технологический уровень и конкурентоспособность. Ключевыми участниками процесса коммерциализации является крупный бизнес, который финансирует инновации из собственных средств.

Рынок сам по себе не может заставить инвесторов уйти с наиболее прибыльных на сегодня сырьевых секторов и переместить свободные капиталы в секторы с очень высокими рисками и гораздо более длительными сроками окупаемости. Такое перераспределение может быть реализовано только с помощью государства, которое должно создавать ощутимые преференции для частного капитала путем разделения рисков, уменьшения налоговой нагрузки, устранения различных барьеров, инвестирования в инфраструктуру и т. д.

Государственное участие в активизации инновационного процесса на нынешнем этапе является ключевым, так как у нас на государственном уровне пока еще не решены многие вопросы законодательно-правового и организационно-технического характера, которые существенно сдерживают наше продвижение на рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Инновационный прорыв в рыночной экономике осуществляется на основе партнерства государства, бизнеса, науки и общества, каждый из которых должен осуществлять свои функции в этом прорыве.

Государство должно определить стратегию инновационно-технологического прорыва, выбрать его приоритеты и осуществить селективную инновационную политику, обеспечивающую реализацию этих приоритетов; поддерживать базисные инновации в рыночном секторе, формировать благоприятный инновационный климат, поддерживать малый и средний инновационный бизнес; развивать научно-техническую и инновационную инфраструктуру. Эти необходимые обществу функции сегодня не выполняет ни один государственный орган. Никто из органов власти не отвечает сегодня за выработку, координацию и реализацию стратегии инновационнотехнологического развития, за координацию и согласование государственной стратегии и путей обновления отечественной экономики с корпоративной стратегией частного бизнеса.

Многие министры и высокопоставленные чиновники согласны друг с другом и понимают, что государство не может развиваться по сырьевому сценарию, что необходимо убирать административные барьеры на пути инновационного развития страны, уменьшать налоговую нагрузку, строить инфраструктуру, развивать образование. Но вот в том, как именно это делать, между ними нет согласия. Поэтому принимаемые решения зачастую оказываются аморфными и неработоспособными на практике.

Главное, что должно сделать государство — поставить масштабные общенациональные задачи и обеспечить их решение необходимыми ресурсами. Правительство должно использовать рыночные ме-

ханизмы для стимулирования инноваций. Они призваны снижать вероятность возникновения в процессе инновационной деятельности технических и коммерческих неудач. Стадия коммерциализации, как мы убедились на собственном опыте, чревата многими рисками, поскольку знания, идеи и технологии, имеющиеся на данный момент, далеки от того, чтобы их можно было бы оценить с рыночной точки зрения. Преодоление этого разрыва — инновационного барьера должно быть основной целью государственного финансирования НИОКР.

Без сильной государственной политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественной экономики невозможно.

Для этого необходимы соответствующие налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность, которые создадут у всех участников инновационного процесса высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок, и введении в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности.

Самым существенным препятствием на пути преобразования российской системы научных исследований и разработок в российскую систему инноваций являются низкие инновационные и технологические возможности российских промышленных предприятий и относительная изолированность академических научных организаций от промышленных предприятий. Российские компании покупают на Западе то оборудование и технологии, которые считают нужным, а российские ученые занимаются разработками, которые только им интересны. Свести вместе эти два процесса пока никому не удалось.

Наука и технологии не могут успешно развиваться в условиях наличия отсталой промышленности, без спроса со стороны отечественных предприятий на инновационную продукцию. Необходимо более тесно связать науку с промышленностью и частным бизнесом.

В организации инновационной деятельности и ее финансировании очень важную роль должны играть крупнейшие отечественные компании и представители бизнеса. Они, в первую очередь, заинтересованы в использовании инновационных проектов и результатов научных исследований, в создании и производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции, имеющей высокий потенциал рыночной реализации.

Инновационная деятельность, будучи наиболее сложным видом хозяйственной деятельности, требует особого подхода и навыков в ее организации и управлении. Соответственно изменились задачи менеджеров.

Менеджеры, занимающиеся инновационной деятельностью, должны обладать способностью видеть к чему должна привести та или иная технология, понимать чего требует рынок и формировать рынок инновационной продукции (сводить технологию и рынок вместе); чувствовать вновь открывающиеся

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

возможности и воспользоваться ими для того, чтобы быстро превратить их в конкурентоспособный продукт.

Для того, чтобы быть успешными в инновационной деятельности, надо обладать широким кругозором, иметь хорошие базовые знания, обладать творческим потенциалом. Причем эти знания и навыки должны быть не разрозненными, а связанными в единое системное мировоззрение, которое позволяет видеть в новых идеях и знаниях возможность извлечения максимальной пользы для акционеров.

И главное, хороший менеджер должен быть способен эффективно координировать и увязывать все сложные процессы инновационной деятельности (как исследовательского, так и коммерческого циклов) в режиме реального времени и быть готовым принять на себя определенный риск.

К сожалению, нынешний менеджмент в нашей академической и прикладной науке, а также в инновационной деятельности промышленности совершенно неадекватен нынешней ситуации в глобальной постиндустриальной экономике. Отсутствует инновационная культура как в научных организациях, вузах, так и в промышленности.

В 2003 году «Норильский никель» совместно с РАН подписали долгосрочное Соглашение и утвердили Комплексную программу фундаментальных научных исследований и разработок в области водородных технологий и топливных элементов, направленную на создание научно-технического и технологического задела по важнейшим прорывным инновационным энергетическим проектам будущего.

Комплексная программа по водородной энергетике и топливным элементам, по существу, является первым и пока единственным в своем роде глобальным инновационным проектом, полностью финансируемым частным бизнесом, начиная с этапа фундаментальных научных исследований и НИОКР.

Во всех развитых странах финансирование фундаментальных научных исследований, как правило, осуществляет государство. Оно же поощряет частные компании осваивать, и использовать полученные при этом новые знания, идеи и технологии (знаниевые активы) для создания на их базе рыночных продуктов.

Основная цель этой программы состоит в том, чтобы исследовать, разработать и выбрать конкурентоспособные технологии, пригодные для массового производства эффективных топливных элементов, стационарных энергетических установок и портативных источников питания на их основе, а также дешевых способов производства, хранения, аккумулирования и распределения водорода. Она охватывает практически весь спектр современных проблем водородных технологий и направлена на ускоренную трансформацию результатов фундаментальных научных исследований и разработок в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной коммерциализации вне зависимости от возможных темпов создания и развертывания широкомасштабной национальной водородной инфраструктуры.

В рамках этой программы объедены и скоординированы усилия лучших научных организаций

РАН, государственных научных центров, КБ и промышленных предприятий. Всего в реализации «водородного проекта» приняло участие около 120 научных и конструкторских организаций страны. Над решением научных проблем и созданием ключевых компонентов водородных технологий работает 57 академиков и член-корреспондентов РАН, свыше 1000 докторов и кандидатов наук.

Достигнутые результаты по ряду технологий позволили нам перейти к разработке принципиально новых энергетических установок на топливных элементах для электро- и теплоснабжения различных объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы, нефтегазового комплекса, для системы автономного распределенного энергоснабжения. Основные усилия научных коллективов и КБ сейчас сосредоточены на тех направлениях исследований и разработок, где мы имеем неоспоримые конкурентные преимущества.

Для обеспечения коммерциализации результатов исследований и разработок, мы учредили ООО «Национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты», в составе которой сформирован инновационно-инжиниринговый центр водородных технологий и возобновляемых источников энергии.

Эта компания одновременно является своеобразным венчурным фондом, через который группа «ОНЭКСИМ» и «Норильский никель» осуществляют инвестиции в исследования и разработки по водородным технологиям, топливным элементам и возобновляемым источникам энергии, а также корпоративным технопарком, в котором размещаются исследовательские лаборатории и проектно-конструкторские подразделения, разрабатывающие новые энергетические технологии и пилотные образцы рыночной инновационной продукции.

Одна из задач Центра — отработка оптимального варианта взаимодействия фундаментальной и прикладной науки, конструкторских и промышленных предприятий при содействии частного бизнеса с целью ускорения коммерциализации научных идей и новейших технологий, создание на их основе конкурентоспособной инновационной продукции и продвижение ее на рынок.

В рамках Комплексной программы ведутся также исследования и разработки по ряду ключевых нанотехнологий, наносистем и наноматериалов для топливных элементов, систем генерации, аккумулирования и хранения водорода и возобновляемых источников энергии. Общий объем финансирования работ по нанотехнологиям и наноматериалам составил свыше $30 млн (по $10 млн в 2004-2006 годы). В этот период были проведены исследования и разработки наноструктурированных высокоактивных электрокатализаторов, ионообменных полимерных и твердооксидных (керамических) мембран и электролитов, высокопористых наноуглеродных материалов для топливных элементов. Были разработаны эффективные технологии и наноструктурированные катализаторы конверсии углеводородного сырья и спиртов (природного газа, нефтяного попутного газа, метанола, этанола и др.) в синтез-газ и водород, системы

хранения и аккумулирования водорода на основе допированных фуллеренов и углеродных нанотрубок, наноструктурированных гидридов металлов и интер-металидов. Разработана также опытно-промышленная технология получения ультрадисперсных нанопорошков различных металлов, оксидов и керамических материалов.

Большой объем работ также был выполнен по совершенствованию и развитию технологи синтеза многопереходных каскадных гетероструктур на основе широкозонных полупроводниковых соединений А3В5. Использование этой технологии для производства солнечных фотопреобразователей позволило получить КПД солнечных элементов более 30% (на уровне лучших мировых образцов) и создать высокоэффективные и конкурентоспособные концентра-торные солнечные батареи, существенно превосходящие по своим технико-экономическим параметрам кремниевые солнечные батареи.

Ряд академических институтов были оснащены новейшим научным и аналитическим оборудованием, включая зондовые сканирующие туннельные и атомно-силовые микроскопы. Для отработки перспективной технологии синтеза полупроводниковых гетероструктур для Физико-технического института им. А. И. Иоффе был приобретен уникальный автоматизированный комплекс металлоорганической молекулярной газофазной эпитаксии многопереходных сложнослойных гетероструктур (единственный в России).

Мы продолжаем участвовать в исследованиях и разработках в области нанотехнологий и наноматериалов. Для повышения эффективности и координации этих работ, объединения усилий частного бизнеса, науки и государства, дальнейшую работу в этом направлении целесообразно вести в рамках государственно-частного партнерства, сконцентрировав усилия на ключевых направлениях использования результатов в инновационных энергетических технологиях.

Созданный нами Инновационно-инжиниринговый центр водородных технологий и возобновляемых источников энергии может стать одним из Национальных центров исследований и разработок в области нанотехнологий и наноматериалов. Наличие в Центре уникального комплекса научного и аналитического оборудования с учетом планируемого нами его дооснащения новейшими научными приборами позволяет создать на его базе один из Центров исследований и разработок в области нанотехнологий, а также Центр коллективного пользования для ученых и специалистов — участников работ по Национальной программе развития нанотехнологий.

На его базе может быть создана метрологическая и сертификационная служба для разработки стандартов, метрологии и сертификации для объективной оценки качества наноструктур, наноматериалов и наносистемной техники. Кроме того, здесь может быть создан комплекс для демонстрационных испытаний нанопродуктов, обучения и просвещения потенциальных потребителей нанотехнологий и нанопродукции.

К сожалению, Россия до настоящего времени не «вписалась» в «научный нанотехнологический бум».

А это значит, то если не будут предприняты кардинальные меры, она не сможет вписаться и в «промышленный нанотехнологический бум», ради которого многие страны финансируют работы по нанотехнологиям. Высокий темп бюджетного финансирования у этих стран вызван не стремлением развивать «всемирную нанотехнологию», а боязнью проиграть в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

Из анализа американской «Национальной нанотехнологической инициативы», национальных нанотехнологических программ Японии, Китая и ЕС можно выделить около тысячи направлений поиска, исследований и разработок в области нанотехнологий. Американская программа ориентирована на одновременное решение всех этих направлений нанотехнологий. Для России такой фронтальный подход невозможен. Российская наука сегодня способна обеспечить поиск не более чем в 200-250 направлениях. Освоение же остальных направлений потребует времени, которого при современном темпе развития но-нотехнологий у нас нет и не будет.

При разработке и утверждении отечественной Национальной нанотехнологической программы целесообразно сосредоточиться на решении более узкого круга проблем нанотехнологий для решения самых «злободневных» задач. При этом, конечно, следует сделать акцент на оригинальные разработки российских ученых и на наши конкурентные преимущества в отдельных направлениях указанных исследований. (Даже Японии оказалось довольно трудно конкурировать с США и ей пришлось существенно ограничить свою программу по сравнению с американцами. То же касается и стран ЕС. Правда, начал активное продвижение по всему фронту нанотехнологий Китай.)

Количество направлений работ по национальной нанотехнологической программе целесообразно определять с учетом полноценного финансирования каждого направления исследований и разработок. Нанотехнологические исследования отличаются повышенной «наукоемкостью» и затратностью. По нашим оценкам, темп необходимого финансирования единичной нанотехнологической разработки должен соответствовать примерно $3 млн в год. Поэтому, если работы будут производиться по всем направлениям, к которым подготовлена наша наука, то финансирование Программы обойдется около 30 млрд рублей в год. Создание же соответствующих производств и метрологических служб, обеспечивающих необходимую характеризацию нанопродуктов, обойдется еще дороже.

С учетом нашего опыта по «водородной программе», корпорации по нанотехнологиям необходимо будет, наряду с формированием собственной организационной структуры, разработкой необходимых корпоративных актов, стандартов, регламентов и других организационно-распорядительных документов, незамедлительно приступить к решению первоочередных задач по реализации Национальной программы по нанотехнологиям.

ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.