Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ / ADMINISTRATION OF THE CUSTOMS REVENUE / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / CUSTOMS SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кураченко Екатерина Павловна

В статье рассмотрены современные условия развития внешнеэкономической деятельности России, которые обусловливают новые требования к взаимодействию таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Осуществлен анализ основных вопросов теории и практики таможенного администрирования, решение которых позволит повысить его качество и результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кураченко Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEM ISSUES OF CUSTOMS ADMINISTRATION THEORY AND PRACTICE IN THE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Modern conditions of Russia’s foreign trade define new requirements for cooperation between the customs service and participants of foreign economic activity by improving the quality and efficiency of customs administration. The article clarifies the basic theoretical principles of customs administration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ»

Использованные источники

1. Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 898 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Черныш А. Я. Исследование влияния библиотечно-информационного ресурса на качество образовательных услуг, оказываемых в интересах формирования кадрового потенциала таможенных органов (шифр «Ресурс - 2014»): отчет о НИР / науч. рук. А. Я. Черныш, исп. Е. Н. Песчанникова / Российская таможенная академия, кафедра экономики тамож. дела. Люберцы, 2014. 68 с.

3. Песчанникова Е. Н. Единая библиотечно-информационная среда как базовый элемент информационно-образовательной среды Российской таможенной академии // Академический вестник. 2013. № 1 (14). С. 120-121.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Песчанникова Е. Н. Современное состояние библиотечно-информационного обеспечения образовательной и научной деятельности Российской таможенной академии и методический подход к оценке его стоимости // Актуальные проблемы развития теории и практики экономики таможенного дела: сборник материалов Международной межвузовской научно-практической конференции Российской таможенной академии. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. С. 157-162.

6. Библиотечная энциклопедия. М.: РГБ, 2007. 1300 с.

7. Песчанникова Е. Н. Экономическая оценка стоимости библиотечно-информационного ресурса вуза // Экономическая деятельность таможенных органов в условиях членства России во Всемирной таможенной организации: проблемы и пути их решения: сборник материалов Международной межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. С. 53-59.

8. Международный стандарт ISO 2789:2006 «Информация и документация - международная библиотечная статистика».

Е. П. Кураченко

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ

В статье рассмотрены современные условия развития внешнеэкономической деятельности России, которые обусловливают новые требования к взаимодействию таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Осуществлен анализ основных вопросов теории и практики таможенного администрирования, решение которых позволит повысить его качество и результативность.

Ключевые слова: таможенное администрирование; деятельность таможенных органов; таможенный контроль; администрирование таможенных доходов; таможенная служба.

Анализ внешнеэкономической обстановки показывает, что даже развитые в экономическом отношении государства сегодня поставлены перед необходимостью

непрерывного совершенствования таможенного администрирования, в том числе и Российская Федерация. Интеграция России в систему мировых хозяйственных связей, вхождение во Всемирную торговую организацию, углубление межгосударственного взаимодействия в рамках укрепляющегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выдвигают на первый план необходимость развития теории и практики таможенного администрирования.

Становление и развитие таможенного администрирования в России - сложный многоэтапный процесс формирования новых условий функционирования Федеральной таможенной службы (ФТС России), связанный с развитием сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и институционализацией государственного управления.

Следует отметить, что в научной литературе содержится достаточно много определений термина «таможенное администрирование», которые, по мнению автора, излишне перегружены и трудны для понимания как таможенниками, так и участниками ВЭД, что затрудняет его адекватное употребление. Для уточнения содержания термина «таможенное администрирование» был проведен анализ основных признаков формирования этого понятия, а также родового термина «администрирование».

Так, согласно «Словарю бизнес-терминов» [1] «...администрирование - это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления». В национальном законодательстве впервые официальное определение термина «таможенное администрирование» было представлено в «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации». В этом документе под таможенным администрированием понималась совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза [2]. В дальнейшем термин «таможенное администрирование» был закреплен в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия) со следующим определением: «Таможенное администрирование - это организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемая в нормативно-правовых рамках процесса реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела» [3].

Важно подчеркнуть, что организационно-управленческая составляющая таможенного администрирования продиктована необходимостью развития системы таможенного администрирования, а функциональная - выполнением основной функции таможенной службы - регулирование ВЭД. Кроме того, таможенное администрирование следует рассматривать и как деятельность уполномоченных субъектов в области таможенного дела, направленную на реализацию целей и задач, установленных таможенным законодательством РФ и ЕАЭС, связанных с эффективным и качественным трансграничным перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Проведенные исследования показали, что в настоящее время развитие таможенного администрирования обусловлено двумя причинами: с одной стороны, необходимостью обеспечения должного уровня осуществления таможенного контроля в целях защиты интересов общества, с другой - содействием развитию

мировой торговли посредством максимального упрощения таможенных формальностей. Существующие возможности таможенных служб государств - членов ЕАЭС в определенной мере позволяют учитывать эти два фактора. Однако все более динамичное развитие мировой торговли, информационных технологий, нарастающие экономические риски требуют выхода на новую, качественно иную ступень развития таможенного администрирования.

При этом следует учитывать, что общее руководство таможенным делом в России осуществляет Правительство РФ, а непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - ФТС России. ФТС России в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ. Из этого вытекает, что основным субъектом деятельности, связанной с таможенным администрированием, являются таможенные органы страны, так как именно это входит в их функции.

Как показали исследования, основными направлениями развития таможенного администрирования являются:

• сокращение сроков проведения таможенных операций;

• сокращение количества документов, необходимых таможенному органу для осуществления таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров;

• совершенствование и развитие существующих порядка, форм, методов таможенного контроля;

• совершенствование механизма пополнения государственного бюджета с помощью таможенных платежей;

• сокращение объема теневого оборота товаров на рынке (так называемые «серая» и «черная» зоны).

Проведенный анализ таможенной статистики показал, что на данный момент к числу реализованных мероприятий можно отнести:

• полный и окончательный переход на электронное декларирование, в том числе с использованием удаленного выпуска товаров;

• сокращение временных затрат таможенных органов на осуществление таможенных операций за счет введения системы предварительного информирования;

• создание правовых основ для реализации процедуры автоматической регистрации таможенной декларации;

• отказ от требования представлять отдельные категории документов, необходимых для таможенного оформления;

• ввод отраслевого и автоматического категорирования с созданием профилей рисков, внедрение субъектно-ориентированного подхода;

• взимание таможенных платежей при сокращении сроков доведения сведений о зачислении денежных средств на счет Федерального казначейства;

• создание системы межведомственного электронного взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой РФ [3].

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что таможенное администрирование - это системный процесс, включающий в себя организацию, планирование

и контроль деятельности таможенных органов в процессе выполнения ими своих функций. Это позволяет структурно представить таможенное администрирование как систему, состоящую из нескольких процессов, основным из которых является администрирование таможенного контроля и администрирование таможенных доходов. С учетом специфики деятельности таможенных органов таможенное администрирование можно представить как цикличный процесс управления, который совершается в сфере ВЭД. Структура процесса таможенного администрирования как составной части процесса управления, осуществляемого таможенными органами в целях повышения эффективности ВЭД, представлена на рис. 1. Началом этого процесса является прибытие товаров на таможенную границу для прохождения таможенных формальностей, а его завершением - выпуск товаров в свободное обращение. Процесс таможенного администрирования должен осуществляться постоянно и непрерывно. Причем в условиях динамичных изменений во внешней торговле механизм реализации этого процесса должен соответствовать меняющимся требованиям. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость разработки методического инструментария для совершенствования таможенного администрирования.

Участник ВЭД -отправитель товара

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Предоставление

(__^ таможенных услуг

I

Регламентирование

Таможенное декларирование

процесса предоставления таможенных услуг

V

Таможенный контроль Администрирование таможенных доходов

Выпуск товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров

■---►

Участник ВЭД -покупатель товара

Рис. 1. Структура процесса таможенного администрирования

Таможенное администрирование можно рассматривать и как деятельность, представленную двумя основными элементами: таможенным контролем и таможенным администрированием таможенных доходов (рис. 2).

Каждый элемент таможенного администрирования представляет собой важное направление деятельности таможенных органов, которое реализуется ФТС России в соответствии с нормами таможенного законодательства с целью обеспечения экономической безопасности государства.

В связи с тем, что на ФТС России возложены функции по государственному контролю (надзору) в сфере ВЭД (наряду с ФНС России, ФПС России, ФСБ России и др.), основным процессом таможенного администрирования является таможенный контроль. Осуществляется он системно в три этапа (рис. 3): предварительный контроль (до начала совершения таможенных операций), текущий контроль (в процессе совершения таможенных операций), последующий контроль

172 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2015

(после выпуска товаров). Предварительный контроль проводится до прибытия товара на таможенную границу. Его цель - предупреждение нарушений таможенного законодательства, основная форма - форматно-логическая проверка. Текущий контроль заключается в оперативном выявлении и своевременном пресечении нарушений таможенного законодательства, он проводится в форме осмотра и досмотра. Цель последующего контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность проведенного таможенного контроля и таможенного декларирования товаров. Основная форма данного вида контроля - таможенная проверка.

Рис. 2. Элементы таможенного администрирования

Рис. 3. Система таможенного контроля

Важно отметить, что таможенное администрирование - это процесс, который обеспечивает выполнение основных мероприятий таможенного контроля. Аналогию можно провести с процессом администрирования информационных систем. Роль администратора в этих системах заключается не только в совершении действий по осуществлению деятельности информационной системы, но и в обеспечении этой деятельности, т. е. в создании необходимых условий (технологических,

кадровых, финансовых, инфраструктурных и т. д.) для успешного функционирования информационной системы. Подобным образом происходит и процесс таможенного администрирования, направленный на обеспечение деятельности ФТС России по осуществлению основного процесса - таможенного контроля.

Согласно п. 31 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза «таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза» [4]. Исходя из этого определения, а также результатов исследования, представленных в данной статье, можно утверждать, что главная задача администрирования таможенного контроля - это обеспечение соблюдения таможенного законодательства административными методами. Сказанное в полной мере касается как таможенного администрирования, так и всех его этапов (рис. 4).

При этом следует отметить, что задача содействия внешнеторговой деятельности и развитию бизнеса в международном масштабе определяет новые требования и к проведению таможенного контроля после выпуска товаров.

Таможенный контроль после выпуска товаров - это «...комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении» [5].

При этом администрирование контроля после выпуска товаров целесообразно проводить в четыре стадии: первая стадия - организационно-методическая (сбор и анализ информации об объекте проверки; создание рабочего плана проверки); вторая стадия - исследовательская (выбор методики проверки; осуществление проверочных процедур); третья стадия - анализ и оформление результатов (анализ и квалификация выявленных нарушений или установление факта их отсутствия; заключительное собеседование; документирование результатов проверки и оформление акта); четвертая стадия - контроль и обратная связь (передача результатов на этап таможенного оформления; контроль исполнения решений по результатам проверки).

Администрирование таможенного контроля после выпуска товаров следует проводить на основе методов документального и фактического контроля (рис. 5).

Таможенное администрирование оперативного таможенного контроля и таможенное администрирование таможенного контроля после выпуска товаров позволяют выполнять как контрольно-надзорные функции, возложенные на таможенные органы, так и организационно-управленческие функции по оценке деятельности таможенных органов и оценке степени соответствия результатов их деятельности поставленным целям, в том числе и по таможенным доходам.

Администрирование таможенных доходов - также составляющая таможенного администрирования, поскольку именно оно определяет роль таможенной службы с позиции обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов. В механизме администрирования таможенных платежей ключевым инструментом обеспечения полноты и стабильности доходов федерального бюджета является контроль таможенной стоимости, поскольку таможенная стоимость, как и налоговая база, непосредственно влияет на объемы поступлений каждого из видов таможенных платежей [7].

Рис. 4. Схема администрирования этапов процесса таможенного контроля товаров [6]

О!

Рис. 5. Методы таможенного контроля после выпуска товаров

Процесс таможенного администрирования таможенных доходов представлен на рис. 6. Основным направлением в данном случае является контроль поступления и списание платежей. Поэтому именно это направление - таможенное администрирование таможенных доходов - нуждается в первоочередном внимании.

Рис. 6. Этапы процесса администрирования таможенных доходов

В процессе таможенного администрирования таможенных доходов осуществляется информационный обмен о движении денежных средств между таможенными органами и участниками ВЭД. Данный процесс направлен на сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов, именно он нуждается в применении современных информационных таможенных технологий.

Таким образом, таможенное администрирование является важнейшим регулятором деятельности таможенных органов и направлено на повышение эффективности их работы. Таможенное администрирование нуждается в непрерывном совершенствовании по всем его направлениям, в том числе администрированию процессов таможенного контроля, администрированию таможенных доходов, мониторингу нормативно-правового обеспечения и наращиванию новых информационных технологий в интересах совершенствования деятельности таможенных органов.

Использованные источники

1. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс] // Академик.ру. URL: dic.academic.ru.

2. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы России».

4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

5. Приказ ФТС России от 07.12.2007 № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств».

6. Гупанова Ю. Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: дис. ... д-ра экон. наук / Российская таможенная академия. М., 2013.

7. Хапилин C. А. Механизм администрирования таможенных платежей и его роль в формировании доходов федерального бюджета: автореф. ... дис. канд. экон. наук / РИНХ. Ростов н/Д, 2008.

В. А. Пантелеев

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В статье проанализированы процессуальные нормы, затрагивающие отдельные аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Выявлены основные проблемные вопросы соотношения понятий «безопасность» и «защита». Обоснована целесообразность внесения поправок в действующее уголовно-процессуальное законодательство.

Ключевые слова: безопасность; защита; охрана прав и законных интересов; безопасность участников уголовного судопроизводства.

В последние годы в теории уголовного процесса вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства исследовались достаточно активно. Такое внимание со стороны ученых, исследователей и экспертов объясняется эскалацией организованной преступной деятельности, что в конечном сче-

1

те приводит к увеличению числа защищаемых лиц и применяемых в отношении них мер безопасности. Так, согласно статистическим данным [1] ежегодно в качестве потерпевших и свидетелей выступают более 10 млн. человек, из которых каждый пятый получает угрозы с целью изменения или отказа от даваемых показаний. В сложившейся ситуации на первый план выходит защита личности, ее прав и законных интересов, которая достигается через функционирование института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

1 Под защищаемыми лицами понимаются лица, подлежащие государственной защите в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.