УДК 336.201.03 Е.С. ВЫЛКОВА
ББК 65.261.414 доктор экономических наук, профессор
Санкт-Петербургского государственного университета
экономики и финансов e-mail: [email protected] В.И. КРАСАВИН начальник Межрегиональной инспекции ФНС по Северо-Западному федеральному округу, кандидат экономических наук, г. Санкт-Петербург
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Внесены предложения по дополнению налогового паспорта соответствующего региона блоком информации относительно особых экономических зон (ОЭЗ). Разработана рамочная структура налоговой составляющей заявки на создание соответствующей ОЭЗ и отчетности о ее функционировании. Выделены налоговые аспекты различных показателей, которые следует учитывать при расчете различных видов эффективности ОЭЗ.
Ключевые слова: налог; особая экономическая зона; налоговый паспорт.
E.S. VYLKOVA
Doctor of Economics, Professor, Saint-Petersburg State University of Economics and Finances
e-mail: [email protected] V.I. KRASAVIN
Head, Interdistrict Inspectorate of FTS for Northwestern Federal District,
PhD in Economics, St. Petersburg e-mail: [email protected]
PROBLEMATIC ISSUES OF CONTROL OF BUSINESS TAXATION IN SPECIAL ECONOMIC ZONES AND WAYS TO DEAL WITH THESE ISSUES
The author proposes to make some supplements to the tax passport of the region with an information unit about special economic zones (SEZ). The frame structure of taxation component of the request for establishing a SEZ and of its performance reporting has been worked out. The taxation aspects of different indices, which should be considered while calculating different types of efficiency of SEZ, are determined.
Keywords: tax; special economic zone; tax passport.
Создание и функционирование особых, свободных, специальных и других экономических зон на территории любого государства должно происходить на основе грамотных предварительных расчетов и добросовестно
составляемой отчетности с использованием успешного опыта других стран в этом вопросе. Необходим всесторонний анализ практической деятельности особых экономических зон в России, оценка их влияния на
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-60 (шифр заявки 6.3132.2011) «Разработка методологических подходов к оценке эффективности мер налогового и таможенного регулирования», реализуемого в рамках государственного задания на выполнение работ (оказание услуг).
© Е.С. Вылкова, В.И. Красавин, 2012
экономику, бюджетную и социальную сферу тех административных единиц, в рамках которых они были образованы.
Наиболее длительное время функционирует ОЭЗ в Калининграде. Однако статистические данные по указанной зоне за предыдущие этапы достаточно осознанно забываются на последующих в силу как объективных, так и субъективных причин: смена учреждений и работников, занимающихся организацией и администрированием деятельности зоны, несопоставимость информации в связи с модификацией целей и задач зоны и т.д. Поэтому получить представительную картину результатов деятельности зоны, начиная с 1990 г. или хотя бы с 1996 г., не представляется возможным. Имеется только определенная информация о функционировании ОЭЗ в Калининградской области с 2006 г. согласно Федеральному закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ [1]. Следует указать, что несмотря на то, что ежегодно составляется отчет о результатах функционирования ОЭЗ в Калининградской области, данные, содержащиеся в отчетах, анализируются только фрагментарно по отдельным показателям, без рассмотрения их взаимосвязи и анализа всего периода существования зоны. Кроме того, по резидентам ОЭЗ в отчетах нет информации ни по доходам бюджета, ни по налоговым доходам, что не позволяет делать выводы о потерях бюджета в результате предоставления льгот по налогам и сборам. Данная информация является крайне востребованной, поименованные данные следует считать в обязательном порядке как в рамках налоговой составляющей заявки на создание соответствующей ОЭЗ, так и в отчетности о ее функционировании.
Анализ в исторической ретроспективе проблемных вопросов, препятствующих социально-экономическому развитию ОЭЗ в Калининградской области, позволил выявить следующую закономерность, которую необходимо учитывать в практике функционирования других российских ОЭЗ: на первых стадиях функционирования ОЭЗ выявляются, в основном, технические и инфраструктурные проблемы; на последующих стадиях к числу основных проблем относятся вопросы
размера и периода действия различных преференций, в том числе налоговых льгот.
Субъективно любой фиксировано установленный срок действия преференций на стадии его окончания кажется недостаточным. Для избежания ненужных споров относительно сроков и целесообразности их продления необходим новый подход к их установлению и формированию льгот в течение срока действия ОЭЗ. Для решения данной проблемы целесообразно выделять типовые стадии жизненного цикла для каждой конкретной ОЭЗ:
- период становления — предоставление различных льгот, в том числе по налогам и сборам;
- переходный период — постепенное сокращение льгот;
- завершающий период — отмена льгот и переход на базовые общепринятые условия деятельности и налогообложения.
При этом снижение различных, в том числе налоговых, льгот должно происходить от одной стадии к другой не резко, а по экспоненте, чтобы максимально снять социальную напряженность со стороны субъектов предпринимательской деятельности.
Было выявлено существенное расхождение информации, содержащейся в налоговом паспорте региона и отчете о результатах функционирования ОЭЗ в Калининградской области. В этой связи целесообразно дополнить налоговый паспорт соответствующего региона блоком информации относительно ОЭЗ, которая является крайне востребованной для принятия решений по его функционированию на соответствующей стадии своего развития. Необходимо, чтобы информация по ОЭЗ, содержащаяся в налоговом паспорте, была максимально взаимосвязана с показателями рамочной структуры налоговой составляющей заявки на создание соответствующей ОЭЗ и отчетности о ее функционировании, предлагаемой далее.
Рассмотрим, как происходит формирование портовой ОЭЗ в Мурманской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны» от 12 октября 2010 г. № 800 [3]. Правительством области разработана Уточненная заявка на создание портовой особой экономической зоны в Мурманской области,
перечень потенциальных резидентов-инвес-торов, технико-экономическое обоснование частных инвестиционных проектов объемом более 500 страниц. В названной заявке содержится: уточнение перечня потенциальных резидентов и предполагаемых к размещению производств на территории ОЭЗ; финансово-экономическое обоснование создания объектов инфраструктуры на территории портовой ОЭЗ за счет бюджетных средств; финансово-экономическое обоснование создания объектов инфраструктуры на территории портовой ОЭЗ за счет внебюджетных источников; ожидаемые результаты реализации инвестиционных проектов при создании портовой особой экономической зоны на территории Мурманской области; в том числе прогноз макроэкономических показателей МЭР на расчетный период до 2046 г. и расчеты эффективности отдельно по каждому из проектов.
По нашему мнению, в Мурманской области достаточно основательно подходят к формированию как прогнозов, так и методик оценки эффективности ОЭЗ. К сожалению, невозможно найти аналогичных документов ни в г. Калининграде, где отсутствуют и какие-нибудь расчеты различных видов эффективности ОЭЗ в соответствии с какой-либо методикой; ни в г. Санкт-Петербурге, ни в г. Новгороде, где можно было бы определить социальную эффективность зон. Расчеты предполагаемой и достигнутой экономической эффективности ОЭЗ спрятаны как от широкой общественности, так и от узких специалистов, потенциальных инвесторов и других заинтересованных лиц, хотя указанные расчеты можно было бы поместить в открытом доступе на сайте Минэкономразвития.
На государственном уровне Северо-Западного федерального округа (СЗФО) сделана попытка использовать большой научный и практический опыт, накопленный на уровне хозяйствующих субъектов в части финансового менеджмента по принятию и анализу эффективности инвестиционных решений; таблицы пользователей разработаны в системе электронных таблиц Excel и Project Expert. Однако расчеты по формированию финансовой модели и оценке проекта выполнены в соответствии с уже давно устаревшими или утратившими силу требованиями Методики расчета показателей и применения критери-
ев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ от 23 мая 2006 г. № 139/82н и в соответствии с критериями, установленными Положением об Инвестиционном фонде РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694. Ставка дисконтирования (доходности) проекта тоже определяется по устаревшей методике, предложенной в Постановлении Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470. Соответственно, методика расчета показателей требует существенного обновления, а также тщательной проверки на соответствие действующим в настоящее время законодательно утвержденным положениям.
В результате обобщения материалов по функционированию ОЭЗ в г. Калининграде и расчетов по созданию портовой ОЭЗ в Мурманской области, предлагается рамочная структура налоговой составляющей заявки на создание соответствующей ОЭЗ и отчетности о ее функционировании. В названной заявке необходимо отразить:
1. Возможные варианты налоговых ставок по конкретным налогам с учетом имеющихся прогнозов их изменения.
2. Перечень налоговых и таможенных преференций, предусмотренных действующим законодательством и имеющимися законопроектами.
3. Расчет суммы льгот, возможных для получения резидентами ОЭЗ (по каждому резиденту и в целом по ОЭЗ), предусмотренных действующим законодательством и имеющимися законопроектами.
4. Расчет выпадающих доходов соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов за счет предоставления льгот по налогам и сборам с учетом временной стоимости денег.
5. Расчет прогнозируемых аккумулированных доходов бюджетов всех уровней за период существования зоны (налоговые поступления в федеральный, региональный и местный бюджет) в прогнозных ценах.
6. Расчет абсолютного и относительного размера снижения издержек предполагаемых резидентов ОЭЗ (по каждому резиден-
ту и в целом по ОЭЗ) с учетом временной стоимости денег.
Налоговая составляющая объективно присутствует при комплексной оценке финансовой, бюджетной и социально-экономической эффективности при расчете рассмотренных показателей по каждому инвестиционному проекту и ОЭЗ в целом.
Для определения эффекта ОЭЗ целесообразно учитывать налоговые аспекты по годам при оценке следующих показателей:
1. При расчете прибылей и убытков — налог на имущество организаций и другие налоги в составе расходов для целей налогообложения прибыли; прибыль до выплаты налога; налогооблагаемую прибыль; налог на прибыль, чистую прибыль.
2. При расчете денежных потоков — налоги, а также отдельный расчет денежных потоков по налоговым выплатам (увеличивающимся по годам действия ОЭЗ) и возвратам налогов.
3. В отдельных таблицах — размер выплат, вознаграждений и взносов в социальные фонды с учетом льгот и потерь соответствующих фондов за счет их предоставления.
4. При расчете доходов бюджетов всех уровней налоги и сборы, льготы по ним, а также выпадающие за счет предоставления льгот в ОЭЗ доходы соответствующих бюджетов.
5. При расчете эффективности проекта — прямой налоговый денежный поток соответствующего периода (налоговые поступления в федеральный бюджет от инвестиционного проекта) и косвенный налоговый денежный поток этого периода (налоговые поступления в федеральный бюджет в течение периода от экономических агентов).
6. При расчете валовой добавленной стоимости — взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, валовая прибыль; налоговые поступления в бюджет Совета Федерации; чистые налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых).
Перечисленные показатели должны содержаться не только в прогнозных расчетах, необходим их постоянный ежегодный мониторинг и анализ факторов, вызвавших те или иные отклонения от плановых значений соответствующих показателей и расчет их
влияния на итоговые расчеты экономической эффективности субъекта РФ.
В целях обеспечения возможности анализа эффективности функционирования ОЭЗ целесообразно составлять таблицы, содержащие по каждому резиденту обобщенные показатели в соответствующем году, рассчитанные исходя из выполнения производственной программы инвестиционного проекта, структуры активов бизнеса и действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в соответствующие бюджеты:
- объемы производства в натуральном и стоимостном выражении;
- объемы и цены реализации на внутреннем и внешнем рынке;
- объемы фактически осуществленных инвестиций в основной капитал;
- объемы вложений во внеоборотные активы;
- объемы привлеченных кредитов и график их погашения;
- объемы закупок импортной продукции в рамках реализации инвестиционной и производственной программы;
- среднесписочная численность персонала;
- совокупное сальдо прибылей и убытков;
- прибыль до налогообложения;
- производительность труда;
- среднегодовая стоимость имущества;
- количество используемых земель.
В результате обобщения материалов по всем резидентам соответствующие государственные, в том числе налоговые органы, смогут формировать отчетную информацию в целом по ОЭЗ и оценивать ее значимость для соответствующего региона, используя также данные, содержащиеся в заявке на создание ОЭЗ и отчетности по ее функционированию, а также в налоговом паспорте субъекта, с учетом внесения в него изложенных в статье корректив.
Изучение практики создания и функционирования ОЭЗ в СЗФО свидетельствует, что данный процесс происходит достаточно спонтанно, без должного обоснования необходимости создания и планируемой эффективности той или иной ОЭЗ, в соответствии с которыми формировалась бы затем годовая отчетность о деятельности резидентов ОЭЗ
и ОЭЗ в целом во взаимосвязи с другими отчетными документами, прежде всего, в налоговом паспорте региона.
Необходимо указать, что данные замечания относятся и к инновационному центру Сколково. Кроме того, следует рассмотреть возможность организации инновационного центра на территории СЗФО в г. Санкт-Петербурге с учетом уже имеющегося опыта по созданию технопарков на более ранних этапах функционирования ОЭЗ и практики деятельности наукограда Петродворец [2].
В заключении следует отметить, что авторы не абсолютизируют роль налоговых
органов в обеспечении грамотного создания и эффективного функционирования отечественных ОЭЗ. В этом вопросе необходимо тесное межведомственное сотрудничество различных государственных органов. В порядке дискуссии полагаем возможным предложить в перспективе вариант создания многофункциональных центров, подведомственных Министерству экономического развития РФ, объединяющих государственных служащих финансовых, налоговых, таможенных и других органов, а также руководителей ОЭЗ, как уже функционирующих, так и создаваемых на территории соответствующего региона.
Список использованной литературы
1. Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 янв. 2006 г. № 16-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 449. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12 окт. 2010 г. № 800. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Referenses
1. Ob osoboi ekonomicheskoi zone v Kaliningradskoi oblasti i o vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 10 yanv. 2006 g. № 16-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. O prisvoenii statusa naukograda Rossiiskoi Federatsii g. Petergofu [Elektronnyi resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 iyulya 2005 g. № 449. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPIyus».
3. O sozdanii na territorii Murmanskoi oblasti portovoi osoboi ekonomicheskoi zony [Elektronnyi resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12 okt. 2010 g. № 800. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».