Научная статья на тему 'Проблемные вопросы реформирования института присяжных заседателей'

Проблемные вопросы реформирования института присяжных заседателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ / СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ПРИСЯЖНЫХ В ОБЛАСТНЫХ СУДАХ / УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕГИЙ ПРИСЯЖНЫХ В РАЙОННЫХ СУДАХ / АВТОНОМИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИСЯЖНЫХ / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торговченков Владимир Иванович, Жуков Андрей Михайлович

В статье проанализированы проблемы, связанные с расширением применения института присяжных заседателей. Высказано мнение об актуальности изменения процедуры формирования коллегий присяжных в областных судах, обращено внимание на проблемы, которые могут возникнуть в случае учреждения коллегий присяжных в районных судах, обозначены возможные варианты разрешения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF JURY TRIAL REFORMATION

The present article examines the issues connected to increase of jury trial implementation. The opinion regarding relevance of changing the procedure of jury shaping is expressed, the attention is drawn to the problems that can appear in case of establishment of jury in regional courts, possible options of solving such difficulties are covered.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы реформирования института присяжных заседателей»

9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

9.1. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Торговченков Владимир Иванович, канд. юрид. наук, государственный советник юстиции 3 класса. Должность: прокурор. Место работы: прокуратура Тамбовской области.

Жуков Андрей Михайлович. Должность: начальник отдела. Место работы: прокуратура Тамбовской области. Подразделение: уголовно-судебное управление, отдел по поддержанию государственного обвинения.

Аннотация: В статье проанализированы проблемы, связанные с расширением применения института присяжных заседателей. Высказано мнение об актуальности изменения процедуры формирования коллегий присяжных в областных судах, обращено внимание на проблемы, которые могут возникнуть в случае учреждения коллегий присяжных в районных судах, обозначены возможные варианты разрешения этих проблем.

Ключевые слова: институт присяжных заседателей; сокращение числа присяжных в областных судах; учреждение коллегий присяжных в районных судах; автономия и самостоятельность присяжных, проблемы правоприменительной практики.

PROBLEMATIC ISSUES OF JURY TRIAL REFORMATION Torgovchenkov Vladimir Ivanovich, PhD at law, 3rd class state justice counselor. Position: prosecutor. Place of employment: prosecutor's office of Tambov region. Zhukov Andrey Mikhailovich. Position: Head of department. Place of employment: prosecutor's office of Tambov region. Department: criminal and court administration, public prosecution support.

Annotation: The present article examines the issues connected to increase of jury trial implementation. The opinion regarding relevance of changing the procedure of jury shaping is expressed, the attention is drawn to the problems that can appear in case of establishment of jury in regional courts, possible options of solving such difficulties are covered.

Keywords: jury trial, reduction of jury number in regional courts, establishment of jury in regional courts, autonomy and independence of jury, problems of law enforcement practice.

Право граждан Российской Федерации на рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 20, часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 123), причем первые две статьи расположены в главе 2, которая не может быть пересмотрена Федеральным Собранием, и для внесения в них изменений требуется пересмотр самой Конституции. Таким образом, суд с участием присяжных - фундаментальный правовой институт, который за время своего существования с 1993 года стал неотъемлемой частью российской правовой системы. В России наработан значительный

практический опыт рассмотрения уголовных дел при такой форме уголовного судопроизводства.

Вместе с тем, судебная практика выявила определенные проблемы, сложности и недостатки функционирования института присяжных заседателей в том виде, в котором он существовал до настоящего времени. На несовершенство действующего законодательства в части формирования коллегий присяжных заседателей ранее нами уже обращалось внимание1. Проблемы формирования списков присяжных заседателей и укомплектования суда присяжных затрагиваются и другими авторами2.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, в выступлении 3 декабря 2015 года с Ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, было отмечено, что «необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. А с учётом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать, - я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят из того, что это должно быть именно 12 заседателей, но, повторяю, непросто сформировать эту коллегию, да и стоит это немало, если честно сказать, - можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти-семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений»3.

Во исполнение этих программных заявлений главы государства в Государственную Думу внесены и приняты в третьем чтении4 проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»5, «О

1 См.: Торговченков В.И., Жуков А.М. Проблемы рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей // Следственная практика. 2014. № 192. С. 141-149.

2 См.: Тарасов В.Н. Актуальные проблемы института суда присяжных на современном этапе // Судья. Февраль 2016 г. № 2. С. 45-50.

3 Ежегодное Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 07.06.2016).

4 По состоянию на 07.06.2016. См.: Информация с официального интернет-сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // http://www.duma.gov.ru/news/273/1703427/ (дата обращения 07.06.2016).

5 См.: Информация с официального интернет-сайта Президента Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/acts/news/51510 (дата обращения 07.06.2016);

проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» // http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/136E4D3CAF284FA1432 57F7700500D80/$File/Текст.pdf?OpenElement (дата обращения 07.06.2016); пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» //

http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/1DBE4D2663EAAAC0 43257F770050A483/$File/ПЗ%201016453.pdf?OpenElement (дата обращения 07.06.2016).

внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и ряд других, касающихся реформирования института присяжных6.

В научно-практической литературе уже развернулась дискуссия о положительных и отрицательных сторонах предлагаемых новелл законодательства. Так, В. Пар-шуткин поддерживает инициативу передачи ряда дел с участием присяжных заседателей в районные суды. По его мнению, в районных судах должны рассматриваться дела по обвинениям в совершении преступлений, за которые максимальная мера наказания составляет лишение свободы до 15 лет. В областных, краевых судах (Московском и Санкт-Петербургском городских судах) должны рассматриваться дела по обвинениям в совершении преступлений, за которые максимальная мера наказания составляет лишение свободы свыше 15 лет или смертную казнь. В этих судах следует сохранить 12 основных присяжных. Число запасных - не более шести человек7.

Отметим, что в рамках действующего правового регулирования институт присяжных заседателей предусмотрен только в судах областного уровня. Законопроектом предусмотрено сокращение с 1 января 2017 года численного состава коллегий присяжных заседателей в областных и равных им судах с 12 до 8 человек. Если в настоящее время ч.4 ст.325 УПК РФ обязывает вызывать в судебное заседание не менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, то в соответствии с предлагаемыми изменениями, это число будет сокращено до 14 человек.

Нет сомнений, что эти изменения, касающиеся формирования коллегий присяжных в областных судах, повысят эффективность функционирования этой формы судопроизводства. Как показывает практика Тамбовского областного суда, как правило, в настоящее время председательствующим вызывается не менее 25 кандидатов в присяжные заседатели, а по объемным делам - не менее 30 кандидатов. Это обусловлено стремлением председательствующего сформировать коллегию в максимально короткие сроки - за один день. И даже при таком количестве вызываемых кандидатов не всегда все они являются в суд для участия в процедуре отбора, а явившиеся - нередко подлежат отводу по тем или иным основаниям, предусмотренным законом. В результате процедура отбора 12 основных и не менее 2 (а зачастую и более) запасных присяжных может занять значительный период времени, что влияет на сроки судебного разбирательства, сроки содержания лиц под стражей, а также на значительные бюджетные расходы государства. К примеру, такая ситуация сложилась при рассмотрении в Тамбовском областном суде уголовного дела по обвинению М. в разбойном нападении и убийстве престаре-

6 См.: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/1EA8DD7EB05EC2E343 257F7700535FA6/$FNe/Закон%201016480.pdf?OpenElement (дата обращения 07.06.2016); пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/BCA933710C1340D4432 57F7700539407/$FNe/ПЗ%201016480.pdf?OpenElement (дата обращения 07.06.2016).

7 Паршуткин В. Суд присяжных // Новая адвокатская газета.

Март 2016 г. № 5. С. 8-9.

лой женщины с особой жестокостью, когда в результате мотивированных и немотивированных отводов явившихся кандидатов в присяжные заседатели было недостаточно для формирования полного состава коллегии, как это предусмотрено ст.328 УПК РФ. При таких обстоятельствах председательствующий был вынужден откладывать слушание уголовного дела на несколько недель фактически для повторения длительной и дорогостоящей процедуры дополнительного вызова необходимого количества кандидатов и проведения дополнительного отбора8.

Формирование коллегии из 8 присяжных значительно упростит эту процедуру, сократятся расходы на вызов присяжных заседателей и на выплату им вознаграждения за исполнение обязанностей судьи. Кроме того, меньшее число присяжных, участвующих в вынесении вердикта, позитивно скажется на большей объективности коллегии, возможности более оперативного и своевременного принятия решений. Ведь известное изречение римского драматурга Теренция, ставшее крылатым, - «Сколько людей - столько и мнений», зачастую вредит результатам рассмотрения дел об особо тяжких преступлениях, когда при всей очевидности совершенного преступления и наличии прямых доказательств виновности присяжные в зависимости от тех или иных причин (эмоций, жалости, недоверия к работе правоохранительных органов и т.д.) высказывают в совещательной комнате иные суждения, переубеждают других своих коллег в невиновности, что влечет вынесение необъективных и несправедливых оправдательных вердиктов.

Вместе с тем законопроектом предусмотрено введение с 1 января 2018 года в районных и гарнизонных военных судах коллегий присяжных заседателей. По ходатайству обвиняемого предполагается рассмотрение уголовных дел в составе судьи районного суда и коллегии из 6 присяжных заседателей, для формирования которой необходимо вызвать не менее 12 кандидатов в присяжные заседатели. К подсудности данного состава суда будут отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.105, ст.ст.277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в соответствии с положениями УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.105 и ч.4 ст.111 УК РФ, т.е. уголовные дела о насильственных преступлениях против жизни и здоровья человека, подсудные в настоящее время судам районного уровня. Проектом закона о внесении изменений в закон о присяжных заседателях предусмотрена процедура составления соответствующих списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования. Эта обязанность возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который каждые 4 года будет составлять список и запасной список, включая в них граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Проектом предусмотрена необходимость опубликования списков кандидатов в присяжные заседатели в средствах массовой информации муниципальных образований с указанием фамилий, имен и отчеств кандидатов.

Полностью разделяя концепцию реформирования суда присяжных, повышения его объективности и эф-

8 Дело № 2-22/06 // Архив Тамбовского областного суда.

фективности, укрепления независимости и сокращения численного состава коллегий в верховных судах республик, краевых и других судах областного уровня, следует высказаться о некоторых проблемах правоприменительной практики, которые могут возникнуть при применении новелл законодательства о введении института присяжных в районных судах.

Сама идея учреждения в районных судах коллегий присяжных вызывает определенные сомнения. В пояснительной записке к законопроекту в качестве обоснования необходимости введения таких норм в уголовно-процессуальное законодательство приводятся статистические данные о том, что в 2014 году судами районного уровня по уголовным делам о перечисленных преступлениях постановлены приговоры в отношении 15 тыс. лиц, из которых осуждено 14970 лиц, оправдано 30 лиц. В 1 полугодии 2015 года по уголовным делам о перечисленных преступлениях постановлены приговоры в отношении 7 тыс. лиц, из которых осуждено 7189 лиц, оправдано 19 лиц. Таким образом, в случае реализации положений законопроекта в части, касающейся предметной подсудности уголовных дел судам районного уровня с участием присяжных заседателей, право заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей будет предоставлено более чем 15 тыс. обвиняемых9.

Однако, в обосновании не указано, чем вызвана необходимость рассмотрения названных категорий уголовных дел именно с участием присяжных. Действительно, в Российской Федерации по уголовным делам об убийствах выносится в большинстве случаев обвинительные приговоры, однако такое соотношение обвинительных и оправдательных приговоров никак не свидетельствует о незаконности осуждения лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Ведь назначением уголовного судопроизводства являются защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Увеличение количества оправданных по делам об убийствах не может быть самоцелью российского правосудия, иное противоречило бы принципам защиты личности от преступных посягательств и восстановления ее прав. Тем более уголовно-процессуальное законодательство предусматривает многоступенчатую процедуру обжалования судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке вплоть до высшей судебной инстанции - Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Действующие уголовно-процессуальные процедуры введены почти 15 лет назад с принятием в 2001 году УПК РФ. Российское правосудие, в том числе на уровне районных судов, доказало свою эффективность за это время, подавляющее число федеральных судей -профессионалы своего дела. Как показывает практика, к уголовным делам об убийствах судьи подходят очень тщательно и скрупулезно, стараясь объективно установить все обстоятельства происшедшего и дать надлежащую оценку действиям виновных лиц. Возникает резонный вопрос: какова необходимость введения та-

9 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» //

http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/1DBE4D2663EAAAC0 43257F770050A483/$FNe/ПЗ%201016453.pdf?OpenElement (дата обращения 07.06.2016).

кой процедуры, требующей дополнительных финансовых расходов на вызов и материальное обеспечение присяжных заседателей, проведение организационно-штатных и учебных мероприятий в судах, поскольку в настоящее время федеральные судьи и другие работники районных судов не имеют опыта подготовки и рассмотрения дел при такой форме судопроизводства.

Кроме того, возникает серьезный вопрос о том, будет ли эффективным механизм отбора присяжных в районных судах в свете предлагаемых изменений законодательства. В областных судах эта процедура уже налажена, апробирована в течение многих лет (к примеру, в Тамбовской области уголовные дела с участием присяжных заседателей рассматриваются с 1 января 2003 г.), да и сама процедура формирования общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации предполагает большую объективность впоследствии избранных присяжных. Так, для Тамбовского областного суда списки формируются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрацией Тамбовской области исходя из численности населения области, составляющей 1046900 человек в том числе в городе Тамбове -288400 человек10. Из такой численности населения возможно формирование списков путем случайной выборки, из которых позднее может быть избрана объективная коллегия для рассмотрения конкретного уголовного дела.

В районных судах предполагается составление списка и запасного списка из числа постоянно проживающего населения в муниципальных образованиях. Однако с учетом небольших по численности населения муниципальных районов может возникнуть вопрос, будут ли объективны такие присяжные. К примеру, в То-каревском районе Тамбовской области в настоящее время проживает 17,5 тыс. человек11, в Умётском районе - 13,5 тыс. жителей12, в Бондарском районе - 13,2 тыс.13, а в Гавриловском - всего 11,4 тыс.14.

В таких районах, как правило, многие жители приходятся друг другу либо родственниками, либо друзьями, либо хорошими знакомыми, в основном все друг друга знают. О происходящих событиях, тем более таких резонансных, как убийство, которые бывают единичными, чаще всего знает практически все местное население. При таких обстоятельствах сразу следует обозначить две проблемы:

Каким образом оградить коллегию присяжных заседателей из 6 человек и 2 запасных от информации об уголовном деле из иных источников, ведь в соответствии с п.4 ч.2 ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели не вправе собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

10 Информация с официального интернет-сайта администрации г. Тамбова http://city.tambov.qov.ru/index.php?id=94 (дата обращения 07.06.2016).

11 Информация с официального интернет-сайта администрации Токаревского района Тамбовской области // http://www.tokarevka-adm.ru/city/index.php (дата обращения 07.06.2016).

12 Информация с официального интернет-сайта администрации Умётского района Тамбовской области // http://r59.tmbreq.ru/20205/20206.html (дата обращения 07.06.2016).

13 Информация с официального интернет-сайта администрации Бондарского района Тамбовской области // http://r34.tmbreq.ru/12843/13483.html (дата обращения 07.06.2016).

14 Информация с официального интернет-сайта администрации

Гавриловского района Тамбовской области // http://r51.tmbreq.ru (дата обращения 07.06.2016).

Каким образом обеспечить беспристрастность присяжных, исключить на них какое-либо воздействие с целью склонения к принятию того или иного необъективного решения по делу со стороны родственников, друзей, знакомых и т.д.

Кроме того, если учесть те категории граждан, которые в соответствии с требованиями законодательства не могут быть присяжными заседателями или кандидатами в присяжные заседатели (лица в возрасте до 25 лет, ранее судимые и т.д.), то возможность составить список кандидатов, соответствующий требованиям объективности в вышеприведенных муниципальных образованиях с небольшой численностью населения, сводится к нулю.

Также представляется, что предусмотренное проектом закона о внесении изменений в закон о присяжных правило о том, что списки кандидатов в присяжные субъекта Российской Федерации формируются на основании списков кандидатов муниципальных образований может привести к тому, что для рассмотрения конкретных дел в областном суде и в районных судах могут быть включены одни и те же лица. Это, в свою очередь, усложнит процедуру отбора, поскольку согласно ч.3 ст.326 УПК РФ одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Таким образом, если один и тот же присяжный участвовал, например, в районном суде, после включения в этом же году в список кандидатов для рассмотрения уголовного дела в областном суде, будет подлежать отводу.

На наш взгляд, обеспечить объективность присяжных в малонаселенных районах практически невозможно. С учетом изложенного, представляется, что необходим взвешенный и сбалансированный подход к вопросам реформирования института присяжных заседателей. Решением обозначенных проблем в случае учреждения коллегий присяжных в районных судах могло бы стать, к примеру, формирование списков кандидатов в присяжные не из местного населения, а из соседнего муниципального района, либо нескольких соседних районов, и не только в случаях недостаточности численности населения в конкретном муниципальном образовании, как это предусмотрено проектом закона о внесении изменений в закон о присяжных. Еще одним вариантом могло бы стать формирование общего и запасного списков только на уровне субъекта Российской Федерации, как это делается сейчас. И уже из этого списка отбирать кандидатов для рассмотрения конкретного уголовного дела в определенном районном суде, чтобы присяжные не были привязаны к соответствующему муниципальному району. Причем отбор должен происходить именно методом случайной выборки, чтобы в коллегию не были включены жители только одного муниципального образования. На нарушениях принципа случайной выборки, когда в состав коллегий по конкретным уголовным делам в Тамбовском областном суде включались только жители г.Тамбова нами уже акцентировалось внимание ранее15.

Определенно, формирование коллегий присяжных таким образом потребует дополнительных затрат. Од-

нако, финансовая сторона вопроса не должна перевешивать интересы правосудия, необходимо обеспечить большую независимость присяжных. Ведь именно на сохранении их полной автономии при принятии решений акцентировал свое внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин, обращаясь к депутатам и сенаторам16. И, конечно, с учетом введения возможности рассмотрения в районных судах дел с участием присяжных с 1 января 2018 года, как это предусмотрено законопроектом, периода времени около 1,5 лет для проведения организационно-штатных, материально-технических, учебно-методических мероприятий по подготовке судов к этим нововведениям, явно недостаточно.

Изложенное мнение о путях реформирования института присяжных заседателей не является бесспорным, оно отражает исключительно наше видение обозначенных проблем и вариантов их решения, поэтому в рамках научной дискуссии было бы интересным и полезным узнать и иные точки зрения коллег по рассматриваемому вопросу.

Список литературы:

1. Торговченков В.И. Суд присяжных заседателей: психолого-этические аспекты (на примере Тамбовской области) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 2.

2. Торговченков В.И., Жуков А.М. Проблемы рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей // Следственная практика. 2014. № 192.

3. Тарасов В.Н. Актуальные проблемы института суда присяжных на современном этапе // Судья. Февраль 2016 г. № 2.

4. Паршуткин В. Суд присяжных // Новая адвокатская газета. Март 2016 г. №5.

15 См.: Торговченков В.И. Суд присяжных заседателей: психолого-этические аспекты (на примере Тамбовской области) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 2. С. 58-62.

16 Ежегодное Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата об-ращения07.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.