Научная статья на тему 'Проблемные вопросы развития информационных технологий в России'

Проблемные вопросы развития информационных технологий в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
919
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ СВЯЗЬ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акмаров П.Б., Князева О.П., Третьякова Е.С.

Выполнен анализ развития информационных технологий в России в динамике за последние годы. Показаны основные направления информатизации общества, включая организации и население страны. Отражены тенденции применения компьютеров для организации связи и обмена информацией, особенности развития интернет-торговли в стране. Показаны причины, сдерживающие применение современных технологий в различных регионах России. Выделены проблемы дальнейшего развития информационных технологий в обществе и основные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы развития информационных технологий в России»

Рисунок 4 - Комплект Cymbet EVAL-10 Solar EH с беспроводным комплектом TI eZ430-RF2500

Беспроводные сенсоры нулевой мощности более выгодны финансово, чем проводные решения. Дополнительная экономия достигается за счет устранения значительных затрат на замену батареи. Комбинирование датчиков энергосбережения, силовой модуль энергетической обработки, сенсор низкой

мощности, интеллектуальный микроконтроллер и оптимизированную радиочастотную радиосвязь, обес-печиваетдолговечность и отсутствие обслуживания беспроводных сетей с нулевым питанием.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке по Гранту РФФИ №17-07-00689

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамов А.П., Адамова А.А., Юлдашев М.Н. Классификация состояний беспроводной сенсорной сети с использованием методов машинного обучения // Проблемы разработки перспективных микро- и нано-электронных систем (МЭС). 2016. № 2. С. 248-251.

2. Адамов А.П., Ирзаев Г.Х., Адамова А.А. Методологическиеосновы обеспечения технологичности электронных средств.СПб.: Политехника, 2008. 312 с.

3. Адамов А.П., Адамова А.А., Сенькина М.А., Исмаилова И.Т., Системный анализ в управлении предпринимательскими организациями / под общ. ред. А.П. Адамова. СПб.: Политехника,2002. 251 с.

4. .Niyato, D., Hossain, E., Rashid, M.M., Bhargava, V.K .: Беспроводные сенсорные сети с технологиями энергосбережения: теоретико-игровой подход к оптимальному управлению энергией. Бес-проводнаясвязь IEEE, 90-96 (август 2007 г.)

5. Леонов В., Торфс Т., Фиорини П., Ван Коф, К. Термоэлектрические преобразователи теплоты человека для самонесущих беспроводных датчиков. IEEE SensorsJournal 7 (5), 650-657 (2007)

6. CymbetCorporation «Беспроводные датчики с нулевой мощностью с использованием энергии» 2011

7. Yoo, H., Shim, M., Kim, D .: Схемы планирования динамического долговременного цикла для сетей беспроводных датчиков энергосбережения. Письма IEEE Communications 16 (2), 202-204 (2012)

УДК 004.77

Акмаров П.Б., Князева О.П., Третьякова Е.С.

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», Ижевск, Россия ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ

Выполнен анализ развития информационных технологий в России в динамике за последние годы. Показаны основные направления информатизации общества, включая организации и население страны. Отражены тенденции применения компьютеров для организации связи и обмена информацией, особенности развития интернет-торговли в стране. Показаны причины, сдерживающие применение современных технологий в различных регионах России. Выделены проблемы дальнейшего развития информационных технологий в обществе и основные направления их решения. Ключевые слова:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЦИФРОВАЯ СВЯЗЬ, ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В последние годы в России, как и во всем мире бурно развиваются технологии передачи и обработки информации, основанные на применении компьютерной техники и других современных устройств, включая аппаратуру связи. Причем, это развитие охватывает не только организации, но и все население, начиная с дошкольного возраста и до глубокой старости.

Для организаций различных направлений производства и сферы обслуживания информационная технология создает мощный инструмент увеличения производительности труда за счет повышения уровня интеллектуализации и ускорения документооборота [3]. Сегодня современное производство практически не может существовать без компьютерной техники, а отставание в этой сфере может

привести к существенному снижению эффективности и даже банкротству предприятия.

Высокие темпы развития информационных технологий в России подтверждаются официальными данными Росстата [4]. По этим темпам мы незначительно отстали от развитых стран запада и Америки, но существенно опережаем отдельные азиатские государства и страны Африки. При этом регионы России с ее обширными территориями и с различными природно-климатическими условиями не отличаются существенно по уровню информатизации.

В таблице 1 показаны основные параметры применения цифровых технологий в организациях страны.

Динамика развития информационных технологий в России

Таблица 1

Годы Удельный вес организаций, использующих элементы информационных технологий, %

персональные компьютеры серверы локальные сети электронную почту Интернет имевшие веб-сайт в сети Интернет

2003 84,6 8,3 45,8 48,6 43,4 13,5

2004 87,6 8,4 49,7 53,2 48,8 14,4

2005 91,1 9,3 52,4 56,0 53,3 14,8

2006 99,3 11,3 57,0 63,6 61,3 21,1

2007 93,3 13,0 56,4 69,1 67,8 19,8

2008 93,7 14,5 59,3 74,4 73,7 22,8

2009 93,7 16 60,5 78,5 78,3 24,1

2010 93,8 18,2 68,4 81,9 82,4 28,5

2011 94,1 19,7 71,3 83,1 84,8 33,0

2012 94,0 18,9 71,7 85,2 86,9 37,8

2013 94,0 19,7 73,4 86,5 88,1 41,3

2014 93,8 26,6 67,2 84,2 89,0 40,3

2015 92,3 47,7 63,5 84,0 88,1 42,6

2016 92,4 50,8 62,3 87,6 88,7 45,9

Как видим, наиболее активно развиваются технологии цифровой связи, практически за последние 14 лет они расширились в два раза. В то же время, традиционное применение персональных компьютеров в организациях стало делом обыденным и охватывает сегодня почти все предприятия страны. На этом фоне выделяются показатели расширения использования серверов (в 6 раз) и увеличение

числа веб-сайтов организаций

3,5 раза (рисунок 1) .

в сети Интернет в

Рисунок 1 - Динамика применения серверов и создания веб-сайтов в России, %

В связи с развитием информационных технологий появились новые термины, такие как «цифровая экономика», «электронный бюджет» и другие, которые, на наш взгляд, не точно отражают суть описываемых категорий.

На самом деле для целей передачи, хранения и обработки используется не только цифровая информация, но и более всего аналоговая, хотя, она конечно же кодируется двоичным кодом. Но такую

Использование сети Интернет (удельный вес организаций,

кодированную информацию нельзя считать полноценной цифровой в нашем обычном понимании.

С другой стороны, и понятие «электронный» нельзя считать вполне приемлемым для описания технологий обработки и хранения информации, так как сегодня часто используются и магнитные и световые носители, а также перспективные биологические материалы.

Поэтому, мы предлагаем оставить для применения понятия, основанные на категории «информация», как более универсальной и подходящей к описанию происходящих сегодня революционных процессов в этой сфере. Особенностью же информационной революции следует признать то, что она имеет начало, но в обозримом будущем у этой революции не видно конца. Возможно, со временем ей на смену придет какая-либо иная технологическая революция.

Как и любая революция, информатизация общества несет и положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим некоторые из них на примере нашей страны.

Во-первых, сегодня большинство населения страны имеет в своем личном пользовании персональный компьютер или его модификации с различными названиями. По данным Росстата в 2 017 году 78% городского и 63% сельского населения имели компьютеры. При этом доля населения, имеющего доступ к сети Интернет была на 2% выше за счет использования для этих целей еще и устройств связи.

Однако, огромные территории России с большим разнообразием инфраструктуры, национальными и религиозными особенностями населения по разному участвуют в этой информационной революции.

В таблице 2 показаны регионы с наиболее высоким и наиболее низким уровнем использования организациями компьютерных технологий.

Таблица 2

организациями по регионам России применяющих сеть Интернет), %

Низкий уровень Высокий уровень

Саратовская область 77,3 Нижегородская область 95,7

Самарская область 77,8 г. Санкт-Петербург 95,9

Республика Мордовия 78,0 Камчатский край 96,1

Новосибирская область 78,3 Ленинградская область 96,1

Курганская область 79,8 Ставропольский край 96,7

Костромская область 81,0 Хабаровский край 97,3

Волгоградская область 81,5 Республика Крым 98,2

Тверская область 82,6 Новгородская область 98,9

Республика Бурятия 82,7 г. Москва 99,1

Республика Калмыкия 83,4 Республика Ингушетия 100,0

Как видим, различия достаточно существенные, частично связанные с развитостью информационной инфраструктуры, но, в первую очередь, уровень информатизации зависит от структуры сферы биз-

неса в регионе. Как правило, в сельскохозяйственных регионах применение компьютерных технологий значительно отстает от промышленных регионов и центров бизнеса страны. Это связано со

спецификой аграрной отрасли, которая преимущественно ориентирована на традиционные технологии обработки информации.

Характерной особенностью современного этапа информатизации является развитие этой сферы в среде населения. Здесь наиболее популярными направлениями являются цифровая связь, включая сотовую, интернет-торговля и реализация госуслуг посредством сети Интернет.

Покажем как развивалась сотовая связь в города:': и села:: России (рисунок 2)

Рисунок 2 - Динамика развития по годам сотовой связи в России по охвату населения, %

Отставание сельских территорий от новых технологий характерно не только в сфере информатизации, но и в других областях и это связано не только со спецификой аграрного производства, но и с территориальной дифференциацией регионов. Однако, это отставание сокращается, и мы видим, что уровень развития современных технологий на селе приближается к городскому уровню.

Если же говорить о количестве устройств сотовой связи, то сегодня в России на каждого жителя в среднем приходится два сотовых номера. Из графика видно, что этот показатель развивался по гиперболической кривой и сегодня его значения близки к насыщению (рисунок 3).

Рисунок 3 - Рост количество устройств связи на 1000 человек населения по годам

Относительно новым направлением развития информационных технологий следует считать интернет-торговлю, которая пока занимает в России небольшую долю чуть более 1% от общего объема продаж. Количество интернет-сделок Европы, США намного превышает объем российского интернет-рынка. А все потому, что интернет продажи в России характеризуются некоторыми особенностями.

Обратимся к статистике. Объем российской электронной коммерции за 2016 г. превысил 1000 млрд рублей. Общее число сайтов, на которых можно совершить покупку, составляет более 100 тысяч.

Но вот нормально функционирующими, то есть где заказы присутствуют хотя бы раз за неделю, можно назвать лишь 4 5 тысяч из них.

По сведениям поисковых систем, в частности «Яндекс Маркет» только в Москве, Санкт-Петербурге зарегистрировано свыше 15 тысяч онлайн-магазинов. На их долю приходится более 4 0% покупателей и свыше 60% общего оборота интернет продажи в России.

В последние годы интернет-торговля росла более быстрыми темпами, нежели арена классической торговли. 25-30% против 5-10%. Это весьма ощутимо.

Кроме того, финансовые аналитики прогнозируют дальнейший рост электронной торговли, который будет уже сопоставим с показателями запада и даже США.

Отдельного внимания заслуживает направление оказания государственных услуг через сеть Интернет. Эта сфера информатизации контролируется государством и развивается наиболее быстрыми темпами, так как позволяет повысить уровень взаимодействия населения с государственными службами, при этом создается существенная экономия финансовых ресурсов.

Отмечая безусловно положительные стороны развития информационных технологий в обществе, нельзя забывать и о проблемных аспектах этого развития.

В первую очередь, здесь надо обратить внимание на информационную защищенность граждан и государства [2]. То правовое поле, в котором мы живем сегодня, не позволяет уверенно утверждать, что мы защищены от незаконных посягательств. Тому примеров достаточно много. Корень этого зла надо искать не только в тех несовершенных технологиях хранения, обработки и передачи информации, но и в грамотности населения при пользовании современными устройствами.

Ребенок с детства знает, как включить компьютер, как запустить те или иные приложения в устройствах связи, но совершенно не догадывается о побочных эффектах пользования этими устройствами. Человек устроен так, что он старается выбирать легкие пути, которые открываются перед ним непосредственно сегодня. А что может последовать за этим через определенное время его, как правило, не беспокоит. Поэтому способы защиты информации его интересуют в последнюю очередь.

Вероятно, настала необходимость проводить широкомасштабную разъяснительную работу среди населения уже начиная с детского возраста, чтобы избежать проблем в будущем. Для решения этой задачи для России более всего подходят дистанционные технологии, основанные на применении глобальной сети Интернет [1].

Другой актуальной проблемой является развитие информационных технологий как элемента психологического и политического давления на граждан. Информационные ресурсы глобальных сетей не знают границ, а достоверность этих ресурсов сложно проверить. Поэтому население часто получает информацию низкого качества, недостоверные сведения, искаженные факты. А это, в свою очередь, формирует сознание человека, которому сложно отделить правду от вымысла.

Наиболее сложной проблемой развития информатизации общества является ее влияние на здоровье человека. Это касается не только проблем со зрением, возникающим вследствие неограниченного напряжения глаз при работе с экраном электронного устройства, но и с психическим здоровьем. Когда живое общение подменяется электронными играми, вебинарами, чатами и другими современными технологиями общения теряется духовная атмосфера, которая позволяла людям лучше понимать друг друга, сочувствовать переживаниям и радостям окружающих людей. В итоге, мы превращаемся в «роботов», которые много знают, могут быстро найти любую информацию, но вряд ли придут на помощь в трудную минуту.

Поэтому в век информационной революции следует особое внимание уделять живому общению, организуя различные кружки, секции совершенствуя духовную составляющую образовательных программ.

В любом случае информационные технологии как современный инструмент развития общества будут расширяться, поэтому государству надо задуматься над созданием механизмов защиты человека и общества от нежелательных последствий этого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмаров, П.Б. Применение компьютерных технологий для обеспечения доступного и эффективного дополнительного образования в сельском хозяйстве / П.Б. Акмаров, О.П. Князева, Н.В. Горбушина, Е.С. Третьякова // Материалы национальной НПК «Совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса» - РГАТУ, 2017. - С.220-223.

2. Быстров, В.В. Применение проектного менеджмента в задачах управления региональной безопасностью: подход и формальный аппарат / В.В. Быстров, А.В. Маслобоев, В.А. Путилов // Надежность и качество сложных систем. - 2017.- № 4(20) - С. 73-84.

3. Майстер, В..А. Роль интеллектуального капитала в технологическом оснащении производства / В.А. Майстер, Е.В. Ширинкина // Надежность и качество сложных систем. - 2016.- № 1(13) - С. 107113.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели - М: Росстат, 2017.

УДК 681.3.066

Бурдыко Т.Г., Бушмелева К.И.

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет» Сургут, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье приводится информация о методологии и теоретических основах оценки характеристик качества готовых программных средств и их компонентов, используемых в образовательном процессе и системе образования в целом. Ключевые слова:

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА, МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОЦЕНКА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Любое обучающее программное обеспечение (далее - ПО) представляет собой продукт, качество которого может быть определено согласно соответствующим стандартам [1].

По мере расширения применения и увеличения сложности информационных систем выделились области, в которых ошибки или недостаточное качество программ либо данных могут нанести ущерб, значительно превышающий положительный эффект от их использовании.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием информационных технологий. Причем разработка новых аппаратных средств информационных технологий сопровождается появлением целой серии более совершенных программных инструментальных средств. Существующий уровень инструментальных средств, предназначенных для создания прикладного программного обеспечения, позволяет обеспечить разработку программных средств образовательного назначения даже не имея обширных познаний в области программирования. Особенно наглядно эта тенденция просматривается в области создания новых инструментальных средств разработки мультимедиа-приложений, в том числе и в сетях [2].

В нашей стране существует достаточно много фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения (ПО) для системы образования. Среди них есть общепризнанные лидеры, осуществляющие массовый выпуск-программных средств по самым разным учебным дисциплинам. Многие учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой программного обеспечения, в том числе и программными средствами образовательного назначения. Но среди всего разнообразия программной продукции на современном рынке качественных программных средств образовательного назначения явно недостаточно. Это объясняется тем, что ни в нашей стране, ни за рубежом не создана целостная и достаточно эффективная система оценки качества программных средств, в частности используемых в образовательной отрасли.

Следует отметить, что у большинства пользователей в настоящее время очень низкие требования к программному обеспечению. Это связано с тем, что пользователи привыкли к разнообразным сбоям, которые происходят при работе с ПО, а значит, они не удивляются этому. Они согласны терпеть сбои в работе ПО, если выгода от использования ПО перекрывает недостатки. Однако, все же, в последнее время терпимость пользователей по отношению к ПО снижается. Создание недоброкачественного ПО становится недопустимым. Теперь фирмы, изготовляющие программные продукты, стремятся уделять больше внимания верификации и аттестации ПО. Еще один важный момент: условия рынка программных продуктов. При оценке про-

граммной системы разработчик должен знать конкурирующие системы, цену, которую покупатель согласен заплатить за продукт и назначенный срок выхода этой системы на рынок. Цель разработчика - не допустить выхода конкурирующей системы на рынок раньше. Если покупатели не желают приобретать ПО по высокой цене, они, возможно, согласны терпеть большее количество недостатков таких систем. При определении расходов на верификацию и аттестацию все эти факторы должны учитываться [5-6].

Для проведения оценки качества программных средств, за основу можно брать базовую номенклатуру характеристик, субхарактеристик и атрибутов, стандартизированных в ISO 9126 [7]. Их описания желательно предварительно упорядочить, с учетом назначения и сферы применения конкретного проекта программного средства. Далее необходимо выделить требования пользователей, которым необходимы определенные показатели качества проекта программного средства с учетом их специализации и профессиональных интересов. Подготовка исходных данных завершается выделением номенклатуры показателей качества, которые определяют функциональную пригодность программного средства.

После фиксирования исходных данных, которые должны быть определены для оценки качества программных средств, процесс выбора номенклатуры и метрик начинаются с ранжирования характеристик и субхарактеристик для конкретного проекта и их потребителя. Далее этими специалистами для каждого из отобранных показателей должна быть установлена и согласована метрика и шкала оценок субхарактеристик и их атрибутов для проекта и потребителя результатов анализа. Для показателей, представляемых качественными признаками, желательно определить и зафиксировать в спецификациях описания условий, при которых следует считать, что данная характеристика реализуется в программном средстве. Выбранные значения характеристик качества и их атрибутов должны быть предварительно проверены разработчиками на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости откорректированы.

Одной из важнейших проблем обеспечения качества программных средств является формализация характеристик качества и методология их оценки. Для определения адекватности качества функционирования, наличия технических возможностей программных средств к взаимодействию, совершенствованию и развитию необходимо использовать стандарты в области оценки характеристик их качества. Основой регламентирования показателей качества программных средств ранее являлся международный стандарт ISO 9126:1991 (ГОСТ Р ИСО / МЭК 9126-93) "Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.