УДК 343
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛАСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
PROBLEMATIC ISSUES OF CONDUCTING A PUBLIC SURVEY OF PREMISES, BUILDINGS, STRUCTURES,
TERRAIN AND VEHICLES
Белокопытов Роман Евгеньевич,
заместитель начальника
Управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по Кемеровской области (г. Кемерово)
Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие,
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, органы внутренних дел, незаконный оборот, наркотики, нормативный правовой акт.
В статье рассматриваются проблемные вопросы законодательного и ведомственного регулирования оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также порядок, условия и основания проведения исследуемого оперативно-розыскного мероприятия органами внутренних дел, значение указанного оперативно-розыскного мероприятия при документировании фактов незаконного оборота наркотиков. Автором предложены изменения в ведомственные нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования проведения данного мероприятия.
Keywords:
operational search activity, operational search activity, inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles,
The article deals with the problematic issues of legislative and departmental regulation of the operational search event «inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles». The procedure, conditions and grounds for conducting the investigated operational search event by the internal Affairs bodies. The value
internal Affairs agencies, illegal traffic,
drugs, regulatory legal act.
of the specified operational search activity when documenting the facts of drug trafficking. Changes are proposed to departmental normative legal acts of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in order to improve the legal regulation of this event.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях отводит особое место противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также их аналогов (далее - незаконный оборот наркотиков). Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» определил основными задачами деятельности уполномоченных субъектов принятие комплексных и сбалансированных мер, которые бы не только существенно снизили немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.
Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основным назначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, осуществляемая в частности по таким направлениям как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Перечисленное полностью определяет роль органов внутренних дел в борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. Однако динамически развивающееся общество и реформационные процессы, происходящие в государстве, наложили серьезный отпечаток на практическую деятельность структурных подразделений органов внутренних дел, на которые возложены задачи противодействия незаконному обороту наркотиков.
Основной формой реализации обязанностей, возложенных на оперативные подразделения органов внутренних дел, является осуществление оперативно-розыскной деятельности, под которой согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) понимается вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и
свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Действующее законодательство, а также ведомственные нормативные правовые акты не дают определение оперативно-розыскным мероприятиям, однако устанавливают их исчерпывающий перечень. Оперативно-розыскные мероприятия являются комплексом мер, дающим возможность эффективно выявлять, пресекать и изобличать лиц, совершающих преступления, но при динамических процессах развития общества возникают проблемы при проведении и закреплении результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий.
Определяющую роль в специфике противодействия незаконному обороту наркотиков играют предмет преступления и объект преступного посягательства. Так, в преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков предметом преступления являются наркотические средства и психотропные вещества, которые законодательно определяются как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством. Объектом преступления в указанном случае выступают общественные отношения в сфере здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности и общественного порядка.
Не останавливаясь на ежедневных проблемах и отдельных трудностях при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо указать, что поводом и основанием для возбуждения уголовных дел в отношении лиц, осуществляющих преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотических средств, чаще всего являются представленные результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Указанные материалы передаются либо в органы предварительного следствия, либо органы дознания в объеме и порядке, которые определены ведомственными нормативными правовыми актами, не противоречащими федеральному законодательству.
Основным требованием, предъявляемым к материалам оперативно-розыскной деятельности, согласно Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета РФ от 27 июня 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68, является достаточность данных, указывающих на признаки преступления (в частности, где, когда, какие признаки преступления обнаружены, при каких обстоятель-
ствах имело место их обнаружение, сведения о лице, его совершившем (если они известны), о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу), и другие факты и обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Учитывая характер повышенной латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а именно изобличении лиц, осуществляющих преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также предмет преступного посягательства и необходимость незамедлительного реагирования на изменения оперативно-тактической ситуации, в целях обеспечения сохранности и недопущения фактов сокрытия следов преступной деятельности, а равно уничтожения предмета преступления, хотелось бы расширить имеющиеся инструменты оперативных подразделений.
Так, результатом реализации оперативных материалов в отношении лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств, служат уже, как правило, гласные мероприятия, проводимые на завершающем этапе оперативно-розыскных мероприятий, основной целью которых являются фактическое задержание указанной категории лиц с поличным, фиксация результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий, а также возможность дальнейшего оперативного реагирования в целях отыскания и изъятия предметов преступления, а равно орудий совершения преступлений указанной категории.
В настоящее время отсутствие единого подхода, определенных методик и алгоритмов действий, регламентированных на федеральном уровне, полностью отдает решение этих проблем на откуп субъектам Российской Федерации. Неадаптированным к современным условиям осуществления оперативно-служебной деятельности остается вопрос о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, которое само по себе имеет не только ярко выраженный поисковый характер, но и результаты которого фактически служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Данное мероприятие неоднократно становилось предметом интереса ученых [подр.: 2-5].
Нормы Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199, (далее - Инструкция) не распространяются на обследование жилых помещений, что служит поводом для возникновения целого ряда вопросов.
Так, ст. 25 Конституции Российской Федерации определяет право на неприкосновенность жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях,
установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Согласно ст. 8 ФЗ об ОРД одним из условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права, в том числе право на неприкосновенность жилища, является судебное решение, основывающееся на наличии информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Отдельно необходимо остановиться на том, что, анализируя указанные положения, фактически оперативные подразделения органов внутренних дел имеют право на проведение рассматриваемого нами оперативно-розыскного мероприятия в отношении жилых помещений, однако неопределенными остаются порядок и форма закрепления результатов проведенного оперативно-розыскного мероприятия.
Практика работы оперативных подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на противодействии незаконному обороту наркотиков, с учетом ранее указанной динамики развития наркопреступности определяет высокую значимость и необходимость проведения оперативно-розыскного мероприятия обследование. По своей юридической природе обследование -это мероприятие, схожее со следственным действием осмотр места происшествия, проводимым в целях обнаружения материальных следов, связанных с подготовкой, совершением, сокрытием преступлений и иной значимой информации и материальных объектов [1; 4]. Чаще всего в оперативные подразделения из различных источников поступает оперативная информация о признаках совершаемого преступления. Например, хранение наркотических средств, при котором лицами, осуществляющими преступную деятельность, местом совершения преступления часто избираются жилые помещения, при этом у сотрудников оперативных подразделений отсутствует возможность проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, материалы которых могли бы служить основанием для возбуждения уголовного дела и проведения поисковых мероприятий в рамках производства предварительного следствия по уголовному делу, что затрудняет изъятие наркотиков из незаконного оборота. Более высокую значимость проведения данного оперативно-розыскного мероприятия обуславливает работа, направленная на выявление и пресечение деятель-
ности организованных преступных групп, причастных к организации каналов поставки наркотических средств, а основополагающим моментом изобличения в совершении преступления и привлечения к уголовной ответственности является изъятие предмета преступного посягательства - наркотических средств и психотропных веществ.
Немаловажную роль при принятии решения о проведении рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия ввиду того, что любое промедление в его производстве может способствовать сокрытию предмета преступного посягательства посредством действий, направленных на изменение места хранения или уничтожение наркотических средств или психотропных веществ, вызванных желанием оказать противодействие правоохранительным органам и избежать привлечения к уголовной ответственности лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
С учетом сложившейся практики, а также требований нормативных правовых актов существуют различные подходы к организации и проведению обследования, основывающиеся в том числе и на заимствовании некоторых положений. Так, согласно требованиям Инструкции основанием проведения обследования является мотивированный рапорт, в котором излагаются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, основания, данные о лицах, причастных к совершению противоправного деяния, а также сведения, полученные при проведении иных проверочных мероприятий. Кроме того, Инструкцией определена необходимость издания распоряжения от имени должностного лица, которое уполномочено издавать соответствующие распоряжения, а также установлен порядок, при котором лицам, в помещениях, зданиях, сооружениях, участках местности и транспортных средств которых проводится данное оперативно-розыскное мероприятие, распоряжение предоставляется для ознакомления и вручается его копия. Однако данное положение не относится к проведению обследования в жилом помещении, так как в данном случае обследование требует обязательного получения судебного решения в соответствии с ФЗ об ОРД. Следовательно, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел выносится постановление о возбуждении ходатайства перед судом о получении разрешения на проведение указанного мероприятия, так как предполагается ограничение права на неприкосновенность жилища в отношении лиц, причастных к совершению преступлений данной категории. На основании постановления органа внутренних дел судом принимается решение о разрешении производства обследования в жилом помещении, выносится соответствующее постановление, которое предоставляется лицам для ознакомления, и вручается его копия. Такой порядок нормативно не регламентирован и строится на основании общих требований, а также аналогии, проводимой с дей-
ствиями в отношении нежилых помещений, порядком проведения гласного обследования, что представляет собой значительный пробел в области нормативно-правового регулирования, а также ставит вопрос о допустимости дальнейшего использования результатов мероприятия в уголовном процессе. Еще одним спорным моментом остается вопрос о пределах проведения обследования и документальном оформлении результатов ОРМ (так, предметы и документы, свидетельствующие о признаках преступления, либо предметы, изъятые из гражданского оборота или ограниченного оборота, находящиеся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом изъятия). Помимо этого в научной литературе соотносят документальное оформление результатов обследования с правилами оформления протокола осмотра места происшествия, обуславливая это общими требованиями уголовно-процессуального законодательства, а возможное отклонение от указанных требований вполне может привести к признанию недопустимыми результатов, полученных при проведении данного мероприятия.
В целях устранения имеющихся пробелов в нормативно-правовом регулировании, а также расширения оперативных возможностей подразделений, специализирующихся на противодействии незаконному обороту наркотиков, считаем необходимым детально закрепить регламентацию и порядок проведения обследования в жилых помещениях посредством внесения изменений в действующий приказ МВД России от 4 января 2014 г. № 199 путем исключения формулировки о том, что «действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений», а также путем внесения следующих дополнений и изменений:
- пункт 3 Инструкции изложить в следующей редакции: «Для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения либо постановление о возбуждении ходатайства перед судом об ограничении конституционных прав на неприкосновенность жилища и мотивированный рапорт»;
- пункт 5 Инструкции изложить в следующей редакции: «Подписанное распоряжение либо постановление суда регистрируется в журнале учета распоряжений и постановлений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»;
- пункт 7 Инструкции дополнить подпунктом 7.3., изложив его в следующей редакции: «допускается проведение оперативно-розыскного мероприятия об-
следование в отношении жилых помещений с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов и получением в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия органом, его осуществившем, судебного решения о признании законным проведение такого мероприятия»;
- пункт 10 Инструкции после слов «для ознакомления распоряжение» дополнить словами «..., либо постановление суда».
Кроме того, основываясь на предложенных изменениях и дополнениях, необходимо внести изменения в приложения № 1 и № 2 к Инструкции, а также разработать дополнительное приложение с рекомендуемым образцом постановления о возбуждении ходатайства перед судом о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
На наш взгляд, предложенные изменения и дополнения позволят сотрудникам оперативных подразделений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков приобрести дополнительный инструмент реализации оперативной информации, а значит повысить эффективность оперативно-служебной деятельности посредством оперативного реагирования, выявления и пресечения преступной деятельности отдельных лиц в целях реализации возложенных обязанностей, а также охраны общества от преступных посягательств в сфере общественной нравственности, здоровья населения и общественной безопасности.
Библиографический список
1. Об организации и проведении обследований помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств сотрудниками оперативных подразделений ОВД РФ : методические рекомендации / Г.В. Хоркин, Ю.Н. Гришин, Т.В. Астишина. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2011.
2. Шашин, Д.Г. Вопросы доказательственного значения результатов обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств / Д.Г. Шашин, А.В. Коршунов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : материалы XX Международной научно-практической конференции. - Иркутск : ВСИ МВД России, 2015.
3. Шашин, Д.Г. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: проблемы правового регулирования и проведения / Д.Г. Шашин, А.В. Коршунов // Оперативник (сыщик). - 2016. - № 2(47).
4. Шашин, Д.Г. О некоторых сходствах оперативного и следственного осмотра / Д.Г. Шашин // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XX международной научно-практической конференции. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2017.
5. Шашин, Д.Г. Помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства как объекты гласного обследования (оперативного осмотра) / Д.Г. Шашин // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : материалы XXI Международной научно-практической конференции. - Иркутск : ВСИ МВД России, 2016.