Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПРИЁМЕ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПРИЁМЕ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

В статье рассмотрены действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по приёму и жизнеобеспечению беженцев и вынужденных переселенцев. Выявлены противоречия, мешающие в организации их деятельности при оказании помощи населению, прибывшему из пострадавших регионов, и высказаны предложения по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF REGULATORY REGULATION OF THE FUNCTIONING OF MANAGEMENT BODIES AND FORCES OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE RECEPTION OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS AND ENSURING THEIR LIVELIHOODS

The article considers the current regulatory legal acts regulating the activities of the management bodies and forces of the unified state system for the prevention and liquidation of emergency situations for the reception and life support of refugees and internally displaced persons. Contradictions have been identified that hinder the organization of their activities in providing assistance to the population arriving from the affected regions, and proposals have been made to resolve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПРИЁМЕ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

27. Na Ukraine vstupil v silu zakon o gosudarstvennom yazyke // RBK ot 27okt. 2022 g. - Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/politics/27/10/2022/635a8acb9a79472061d8c9c9 (data obrashcheniya 28.02.2023)

28. Na Ukraine zadumalis' o perekhode s kirillicy na latinicu // Gazeta.ru ot 12 sent. 2021 g. - Rezhim dostupa: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/09/12/n_16519796.shtml (data obrashcheniya 28.02.2023)

29. Glava SNBO zayavil, chto russkij yazyk s Ukrainy dolzhen «ischeznut' voobshche» // RBK ot 21 okt. 2022 g. - Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/politics/21/10/2022/6352a7b49a7947f3b9632b73 (data obrashcheniya 28.02.2023)

30. Shagov A.E. K voprosu o fenomene gibridnyh vojn: vzglyad istorika // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2022. № 4. S. 187-192.

АБАШЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, независимый исследователь. ГУЛЯЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ - кандидат философских наук, и.о. проректора по научной работе и инновациям Белгородского государственного аграрного университета им. В.Я. Горина (ivgul@mail.ru). ABASHEVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, independent researcher (abasheva229@mail.ru). GULYAEV, IVAN I. - Ph.D. in Philosophy, Acting Vice-Rector for Research and Innovation of V.Ya. Gorin Belgorod State Agrarian University (ivgul@mail.ru).

УДК 342.742 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-1-22-27

БАГДАСАРЯН А.О. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПРИЁМЕ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: беженцы, вынужденные переселенцы, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, режимы функционирования, правовое регулирование.

В статье рассмотрены действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по приёму и жизнеобеспечению беженцев и вынужденных переселенцев. Выявлены противоречия, мешающие в организации их деятельности при оказании помощи населению, прибывшему из пострадавших регионов, и высказаны предложения по их разрешению.

BAGDASARYAN, A.O.

PROBLEMATIC ISSUES OF REGULATORY REGULATION OF THE FUNCTIONING OF MANAGEMENT BODIES AND FORCES OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE RECEPTION OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS AND ENSURING THEIR LIVELIHOODS

Key words: refugees, internally displaced persons, the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, modes of operation, legal regulation.

The article considers the current regulatory legal acts regulating the activities of the management bodies and forces of the unified state system for the prevention and liquidation of emergency situations for the reception and life support of refugees and internally displaced persons. Contradictions have been identified that hinder the organization of their activities in providing assistance to the population arriving from the affected regions, and proposals have been made to resolve them.

Начиная с первой половины 90-х годов, органы государственной власти и управления Российской Федерации столкнулись с необходимостью решения таких социальных проблем, как приём и размещение беженцев и вынужденных переселенцев. Массовый исход населения в результате возникших на постсоветском пространстве военных конфликтов (гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг.; грузино-абхазский конфликт 1992-1993 гг.; вооружённый конфликт в Приднестровской Молдавской Республике 1992 г.; война в Нагорном Карабахе 1992-1994 гг. и др.) и прибытие в этой связи на территорию России большого количества беженцев обусловили необходимость выработки правового регулирования в сфере беженства [1, с. 877]. В 1993 году в России были приняты соответствующие законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» [2, 3].

Несмотря на это, в нашей стране до сих пор существует ряд проблемных вопросов в организации нормативного регулирования органами государственной власти деятельности по приёму, размещению и жизнеобеспечению беженцев и вынужденных переселенцев. Одним из таких вопросов является нормативное регулирование функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) при реагировании на ситуации, связанные с необходимостью оказания помощи лицам, вынужденным покинуть места своего проживания. Причем актуальность проблемы в последнее время существенно возросла.

Так, в 2014 году в результате начала вооружённого конфликта на Юго-Востоке Украины по различным сведениям на территорию Российской Федерации прибыло от 730 тысяч до 1,3

миллиона беженцев, которые были размещены в 44 регионах страны [4, с. 180]. Для организации приёма и размещения беженцев на территории Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Калмыкия, Ставропольского края и в г. Севастополе был введён режим функционирования чрезвычайной ситуации для органов управления и сил соответствующих территориальных подсистем РСЧС, а в Белгородской и Воронежской областях - режим повышенной готовности [5]. Тогда же министр МЧС России В.А. Пучков предлагал ввести режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил РСЧС в регионах Южного федерального округа, и повышенной готовности - в Приволжском, Центральном и Северокавказском федеральных округах [6].

В связи с обострением обстановки в феврале 2022 года и увеличением наплыва беженцев накануне начала специальной военной операции на территории Украины в ряде российских регионов были введены режимы функционирования повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (рис). Как правило, для обоснования их введения губернаторы регионов использовали ухудшающуюся обстановку в связи с прибытием беженцев и необходимостью их жизнеобеспечения, а также ссылку на требования федерального закона от 21 декабря 1994 г. №2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (федеральный закон № 68). Именно эти основания были указаны в постановлениях (распоряжениях, указах) губернаторов Московской, Ростовской, Волгоградской, Орловской, Курской, Воронежской, Пензенской, Рязанской и Астраханской областей, которыми органы управления и силы соответствующих территориальных подсистем РСЧС были переведены в высшие режимы функционирования [7-15]. Только в Тульской области был введён режим функционирования повышенной готовности на основании утверждённого Правительством Российской Федерации распределения по субъектам Российской Федерации населения, прибывшего на территорию нашей страны с Украины в экстренном массовом порядке [16].

Рис. 1. Сведения о субъектах Российской Федерации, в которых были введены повышенные режимы функционирования для органов управления и сил РСЧС по состоянию на 22 февраля 2022 г. (по данным Группы компаний «РБК») [17]

Однако в постановлении Правительства Российской Федерации, которым было утверждено указанное распределение, всего лишь определены регионы и количество принимаемых ими

беженцев. Требования о введении повышенных режимов функционирования для органов управления и сил РСЧС в нём отсутствуют [18].

Для того, чтобы понять, насколько правомочны действия высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по приведению подчинённых органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС в повышенные режимы функционирования для приёма, размещения и жизнеобеспечения беженцев и вынужденных переселенцев, необходимо рассмотреть требования федерального закона № 68 - основного нормативно-правового акта России, определяющего организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно этому акту, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [19]. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на определённой территории (акватории, объекте) руководители федерального, регионального, муниципального и объектового уровней приводят подчинённые им органы управления и силы РСЧС в повышенные режимы функционирования [19, 20].

Эти требования означают, что на территории, где возникло явление природного или техногенного характера, которое может привести или привело к возникновению чрезвычайной ситуации, соответствующие органы управления и силы РСЧС приводятся в режимы функционирования повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. При этом введение этих режимов означает не только их задействование в выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, но и использование существующих резервов финансовых и материальных ресурсов [20].

В данном контексте беженство или вынужденное переселение, хотя и являются социальным явлением, вряд ли могут характеризоваться как источник возникновения чрезвычайной ситуации. Пострадавшее население, прибывшее из других стран или регионов, конечно, может способствовать ухудшению эпидемиологической или криминогенной обстановки, а также росту социального напряжения в административно-территориальном образовании Российской Федерации, где оно размещено. Однако оно никоим образом не может классифицироваться в качестве опасного природного явления, катастрофы, заболевания или стихийного бедствия и т.п., которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, как это определено на законодательном уровне для понятия «чрезвычайная ситуация». Таким образом, для регионов, принимающих и размещающих на своей территории беженцев или вынужденных переселенцев, фактически отсутствуют правовые основания для введения повышенных режимов функционирования для органов управления и сил соответствующих территориальных подсистем РСЧС.

Вместе с тем, история знает достаточное количество прецедентов, когда для оказания помощи населению из пострадавших регионов приходилось подключать силы и ресурсы из других республик, краёв и областей. Например, в ходе ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции население территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, было эвакуировано в другие регионы Советского Союза, где за счёт местных региональных и муниципальных властей решались вопросы их жизнеобеспечения и оказывалась соответствующая помощь. Только в 1986 году были эвакуированы 116 тысяч человек из 188 населённых пунктов [21, с. 57]. В ходе вооружённого конфликта в Чеченской Республике в 1994-1996 и 1999-2000 гг. для приёма и размещения вынужденных переселенцев в ряде российских регионов задействовались также и силы территориальных подсистем РСЧС. Так, в Дагестане уже 16 декабря 1994 г., когда началась операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне, глава республики распорядился развернуть оперативные группы для приёма вынужденных переселенцев. Большую работу в этом направлении осуществляла республиканская Комиссия по чрезвычайным ситуациям [22, л.л. 62-64].

Привлечение сил и средств РСЧС для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам по своему характеру схоже с аналогичными мероприятиями, проводимыми для

жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, органы управления и силы РСЧС приводятся в повышенные режимы функционирования не только для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации, но и для оказания помощи пострадавшему населению, нормализации его жизни, возмещению понесённого ущерба.

Таким образом, существующий порядок задействования сил и средств РСЧС при организации приёма и жизнеобеспечения беженцев и вынужденных переселенцев показал свою целесообразность. Вместе с тем, имеется необходимость устранения противоречий в вопросе их привлечения к оказанию помощи прибывшему населению из пострадавших регионов и нормативном обосновании регулирования этой деятельности. Для этого необходимо внести изменения в федеральный закон № 68, предусматривающие возможность приведения в повышенные режимы функционирования органы управления и силы РСЧС в регионах, которые принимают и размещают на своей территории беженцев или вынужденных переселенцев.

Литература и источники

1. Иванов Д.В., Алиев Д.М. Международно-правовая концепция - вынужденный переселенец: прошлое, настоящее и будущее. // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник. Материалы Третьей международной научно-практической конференции в рамках Общественно-научного форума "Здравствуй, Россия!". Вып. 3. Ч. 2. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2020. С. 877-881.

2. Федеральный закон от 19 февраля1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // СПС КонслультантПлюс.

3. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» // СПС КонслультантПлюс.

4. Попова А.Р., Тимофеева Т.С. Проблема переселения беженцев из Украины: социальные и экономические последствия для России. // Фундаментальные исследования. 2015. №11. Ч.1. С.179-184.

5. Грищенко Н. В шести регионах России из-за украинских беженцев введен режим ЧС. [Электронный ресурс]. // Российская газета. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2014/07/10/reg-ufo/regim-anons.html (дата обращения: 16.01.2023).

6. Грищенко Н. На юге России из-за украинских беженцев введут режим ЧС. [Электронный ресурс]. // Российская газета. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2014/07/01/reg-ufo/trevoga-anons.html (дата обращения: 16.01.2023).

7. Постановление губернатора Московской области от 21 февраля 2022 года № 51 -ПГ «О введении на территории Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в связи с массовым прибытием в Московскую область граждан, вынужденно покинувших территорию Украины» [Электронный ресурс]. // Российская газета. Режим доступа: URL: https://rg.ru/documents/2022/02/22/mosobl-post51-reg-dok.html (дата обращения: 16.01.2023).

8. Распоряжение Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 № 28 «О введении режима чрезвычайной ситуации». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6100202202190002 (дата обращения: 16.01.2023).

9. Постановление Губернатора Волгоградской области от 21.02.2022 № 104 «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера, связанного с прибытием в Волгоградскую область граждан с территорий, граничащих с Российской Федерацией». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3400202202210005 (дата обращения: 16.01.2023).

10. Постановление Правительства Орловской области от 25.02.2022 № 95 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Орловской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5700202202280001 (дата обращения: 16.01.2023).

11. Распоряжение Губернатора Курской области от 20.02.2022 № 52-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Курской области в связи с нарушением условий жизнедеятельности людей». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4600202202240001 (дата обращения: 16.01.2023).

12. Указ губернатора Воронежской области от 20.02.2022 № 30-у «О введении для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режима чрезвычайной ситуации». // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3600202202210001 (дата обращения: 16.01.2023).

13. Распоряжение губернатора Пензенской области от 21 февраля 2022 года № 111 -р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Пензенской области». [Электронный ресурс]. // Российская газета. Режим доступа: URL: https://rg.ru/documents/2022/02/21/penza-rasp111-reg-dok.html (дата обращения: 16.01.2023).

14. Распоряжение губернатора Рязанской области от 20 февраля 2022 года № 55-рг. [Электронный ресурс]. // Российская газета. Режим доступа: URL: https://rg.ru/documents/2022/02/20/ryazan-rasp55-reg-dok.html (дата обращения: 16.01.2023).

15. Распоряжение Губернатора Астраханской области от 21.02.2022 №77-р «О введении режима повышенной готовности на территории Астраханской области». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области. Режим доступа: URL: http://pravo-astrobl.ru/documents/document-0002202202210003/ (дата обращения: 16.01.2023).

16. Постановление Правительства Тульской области от 31.03.2022 № 202 «О внесении изменений в постановление правительства Тульской области от 16.03.2020 № 112 «О введении режима повышенной готовности». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7100202204010006 (дата обращения: 16.01.2023).

17. Цвирова Т., Вишнякова М. Какие регионы принимают беженцев из Донбасса. Инфографика. [Электронный ресурс]. // РБК. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/politics/22/02/2022/621515099a7947cf30418cee (дата обращения: 16.01.2023).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 349 «О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке». [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7100202204010006 (дата обращения: 16.01.2023).

19. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». // СПС КонсультантПлюс.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». // СПС КонсультантПлюс.

21. Паскевич С.А. Чернобыль. Реальный мир. М.: Эксмо, 2011. 224 с.

22. Центральный архив МЧС России. Ф. 143. Территориальное управление МЧС России в Чеченской республике. Оп.1. Д. 30.

References and Sources

1. Ivanov D.V., Aliev D.M. Mezhdunarodno-pravovaya koncepciya - vynuzhdennyj pereselenec: proshloe, nastoyashchee i budushchee. // Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo: ezhegodnik. Materialy Tret'ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah Obshchestvenno-nauchnogo foruma \"Zdravstvuj, Rossiya!\". Vyp. 3. Ch. 2. M.: Institut nauchnoj informacii po obshchestvennym naukam RAN, 2020. S. 877-881.

2. Federal'nyj zakon ot 19 fevralya1993 g. № 4528-1 «O bezhencah» // SPS Konslul'tantPlyus.

3. Zakon Rossijskoj Federacii ot 19 fevralya 1993 g. № 4530-I «O vynuzhdennyh pereselencah» // SPS Konslul'tantPlyus.

4. Popova A.R., Timofeeva T.S. Problema pereseleniya bezhencev iz Ukrainy: social'nye i ekonomicheskie posledstviya dlya Rossii. // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. №11. Ch.1. S.179-184.

5. Grishchenko N. V shesti regionah Rossii iz-za ukrainskih bezhencev vveden rezhim ChS. [Elektronnyj resurs]. // Rossijskaya gazeta. Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/2014/07/10/reg-ufo/regim-anons.html (data obrashcheniya: 16.01.2023).

6. Grishchenko N. Na yuge Rossii iz-za ukrainskih bezhencev vvedut rezhim ChS. [Elektronnyj resurs]. // Rossijskaya gazeta. Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/2014/07/01/reg-ufo/trevoga-anons.html (data obrashcheniya: 16.01.2023).

7. Postanovlenie gubernatora Moskovskoj oblasti ot 21 fevralya 2022 goda № 51-PG «O vvedenii na territorii Moskovskoj oblasti rezhima povyshennoj gotovnosti dlya organov upravleniya i sil Moskovskoj oblastnoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij v svyazi s massovym pribytiem v Moskovskuyu oblast' grazhdan, vynuzhdenno pokinuvshih territoriyu Ukrainy» [Elektronnyj resurs]. // Rossij skaya gazeta. Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/documents/2022/02/22/mosobl-post51-reg-dok.html (data obrashcheniya: 16.01.2023).

8. Rasporyazhenie Gubernatora Rostovskoj oblasti ot 19.02.2022 № 28 «O vvedenii rezhima chrezvychajnoj situacii». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6100202202190002 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

9. Postanovlenie Gubernatora Volgogradskoj oblasti ot 21.02.2022 № 104 «O vvedenii rezhima chrezvychajnoj situacii regional'nogo haraktera, svyazannogo s pribytiem v Volgogradskuyu oblast' grazhdan s territorij, granichashchih s Rossijskoj Federaciej». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3400202202210005 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

10. Postanovlenie Pravitel'stva Orlovskoj oblasti ot 25.02.2022 № 95 «O vvedenii rezhima chrezvychajnoj situacii dlya organov upravleniya i sil Orlovskoj oblastnoj territorial'noj podsistemy edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5700202202280001 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

11. Rasporyazhenie Gubernatora Kurskoj oblasti ot 20.02.2022 № 52-rg «O vvedenii rezhima chrezvychajnoj situacii regional'nogo haraktera dlya organov upravleniya i sil territorial'noj podsistemy RSChS Kurskoj oblasti v svyazi s narusheniem uslovij zhiznedeyatel'nosti lyudej». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4600202202240001 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

12. Ukaz gubernatora Voronezhskoj oblasti ot 20.02.2022 № 30-u «O vvedenii dlya organov upravleniya i sil Voronezhskoj territorial'noj podsistemy edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij rezhima chrezvychajnoj situacii». // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3600202202210001 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

13. Rasporyazhenie gubernatora Penzenskoj oblasti ot 21 fevralya 2022 goda № 111-r «O vvedenii rezhima chrezvychajnoj situacii na territorii Penzenskoj oblasti». [Elektronnyj resurs]. // Rossijskaya gazeta. Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/documents/2022/02/21/penza-rasp111-reg-dok.html (data obrashcheniya: 16.01.2023).

14. Rasporyazhenie gubernatora Ryazanskoj oblasti ot 20 fevralya 2022 goda № 55-rg. [Elektronnyj resurs]. // Rossijskaya gazeta. Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/documents/2022/02/20/ryazan-rasp55-reg-dok.html (data obrashcheniya: 16.01.2023).

15. Rasporyazhenie Gubernatora Astrahanskoj oblasti ot 21.02.2022 №77-r «O vvedenii rezhima povyshennoj gotovnosti na territorii Astrahanskoj oblasti». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii organov gosudarstvennoj vlasti Astrahanskoj oblasti. Rezhim dostupa: URL: http://pravo-astrobl.ru/documents/document-0002202202210003/ (data obrashcheniya: 16.01.2023).

16. Postanovlenie Pravitel'stva Tul'skoj oblasti ot 31.03.2022 № 202 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie pravitel'stva Tul'skoj oblasti ot 16.03.2020 № 112 «O vvedenii rezhima povyshennoj gotovnosti». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7100202204010006 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

17. Cvirova T., Vishnyakova M. Kakie regiony prinimayut bezhencev iz Donbassa. Infografika. [Elektronnyj resurs]. // RBK. Rezhim dostupa: URL: https://www.rbc.ru/politics/22/02/2022/621515099a7947cf30418cee (data obrashcheniya: 16.01.2023).

18. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12.03.2022 № 349 «O raspredelenii po sub"ektam Rossijskoj Federacii grazhdan Rossijskoj Federacii, Ukrainy, Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki i lic bez grazhdanstva, postoyanno prozhivayushchih na territoriyah Ukrainy, Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, vynuzhdenno pokinuvshih territorii Ukrainy, Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki i pribyvshih na territoriyu Rossijskoj Federacii v ekstrennom massovom poryadke». [Elektronnyj resurs]. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7100202204010006 (data obrashcheniya: 16.01.2023).

19. Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1994 g. № 68-FZ «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera». // SPS Konsul'tantPlyus.

20. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2003 g. № 794 «O edinoj gosudarstvennoj sisteme preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij». // SPS Konsul'tantPlyus.

21. Paskevich S.A. Chernobyl'. Real'nyj mir. M.: Eksmo, 2011. 224 s.

22. Central'nyj arhiv MChS Rossii. F. 143. Territorial'noe upravlenie MChS Rossii v Chechenskoj respublike. Op.1. D. 30.

БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры организации управления повседневной деятельности МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС России.

BAGDASARYAN, ARTEM O. - Doctor of History, Deputy Head of the Department organization of management of daily activities of the EMERCOM of Russia, Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (minikorobka2000@mail.ru).

УДК 342.565.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-1-27-35

ФИРСОВ В.В.

РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Ключевые слова: конституционный контроль, правовое регулирование налогообложения, налоговые обязательства государства, правовое сотрудничество, гражданские права.

В статье рассмотрены роль и значение органов конституционного контроля в сфере обеспечения регулирования налогообложения. Показано влияние решений Конституционного Суда РФ на налоговое законодательство, являющееся одним из важных направлений в политике каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами. Обоснован вывод о том, что именно от органов конституционного налогового контроля, которые в каждом разрешаемом ими деле призваны обосновывать справедливость ценностного выбора, во многом зависит оптимизация восприятия налоговых реалий - и ФНС РФ, и просто налогоплательщиком - от простого к сложному. Выносимые решения конституционного налогового контроля всякий раз актуализирует применительно к разрешаемой ситуации ценностную подоснову налогового права. В данном отношении деятельность органов конституционного налогового контроля подобна правовому гаранту, не позволяющему представителям фискальных правоотношений погрузиться в неэффективные нормы налогового права.

FIRSOV, V.V.

RUSSIAN CONSTITUTIONAL CONTROL IN THE FIELD OF ENSURING TAX REGULATION

Key words: constitutional control, legal regulation of taxation, tax obligations of the state, legal cooperation, civil rights.

The article considers the role and importance of the bodies of constitutional control in the field of ensuring the regulation of taxation. The influence of the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation on tax legislation is shown, which is one of the important directions in the policy of each state that respects the rights and freedoms of citizens and protects these rights by legal means. The conclusion is substantiated that the optimization of the perception of tax realities - both by the Federal Tax Service of the Russian Federation and simply by the taxpayer - from simple to complex depends on the bodies of constitutional tax control, which in each case resolved by them are called upon to justify the fairness of the value choice. The decisions made by constitutional tax control each time update the value basis of tax law in relation to the situation being resolved. In this respect, the activities of the bodies of constitutional tax control are similar to a legal guarantor that does not allow representatives of fiscal legal relations to plunge into inefficient norms of tax law.

Государственная власть и общество традиционно придают большое значение вопросам налогообложения, формирования экономически развитой фискальной системы, играющей важную роль в укреплении современного гражданского общества. В то же время государство, заинтересованное в упрочнении своего конституционного строя, экономической модернизации, духовном возрождении нации выражает и защищает фундаментальные интересы и ценности человека и гражданина, способствует развитию общества. В любом социальном правовом государстве общество стремится к выражению на системной основе и защите базовых экономических ценностей, имеющих значение для оптимизации развития всех ветвей власти и сопутствующих им правоотношений. Никакая другая политическая сила не способна выступать от имени всего общества, выражать интересы большинства граждан, формулировать цели и программы экономического развития, регламентированного Основным Законом страны [1, с. 5].

Правовая значимость Конституционного Суда РФ в сложившемся политико-правовом общении не вызывает сомнений. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно привести только некоторые данные, красноречиво свидетельствующие о влиянии конституционного правосудия на формирование российского правового пространства.

Конституционный Суд РФ, как правовой институт, вызывает глубокий интерес в политической и правовой жизни государства. Это практически неизвестный советской государственности специализированный институт власти, призванный разрешать дела в целях обеспечения верховенства российского закона, защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Российский конституционный контроль последовательно отстаивает принцип разделения властей, обеспечивая конституционно очерченный баланс законодательной, исполнительной и судебной властей. В этом выражается его правовая природа.

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, поскольку не возглавляет систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией. Таким образом, перечисленные в ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ, придают ему особый правовой статус не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.