Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНЫЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ДАННЫЕ / ОПЕРАТИВНОЕ РАСПОЗНАНИЕ / СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / PRIMARY OPERATIVE SEARCH DATA / OPERATIONAL RECOGNITION / STATIC AND DYNAMIC FEATURES / INTEGRATED DATABASE OF OPERATIVE SEARCH PURPOSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самелюк Михаил Алексеевич, Яковец Евгений Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с осуществлением информационно-аналитической деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по выявлению признаков преступлений, раскрытие которых относится к их компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF OPERATIVE SEARCH ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS

Current problems connected with the implementation of activities of customs operative search units to identify signs of crimes, the disclosure of which is within their competence are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

М. А. Самелюк, Е. Н. Яковец

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с осуществлением информационно-аналитической деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по выявлению признаков преступлений, раскрытие которых относится к их компетенции.

Ключевые слова: первичные оперативно-розыскные данные; оперативное распознание; статические и динамические признаки; интегрированный банк данных оперативно-розыскного назначения.

M. A. Samelyuk, E. N. Yakovets

PROBLEMATIC ISSUES OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF OPERATIVE SEARCH ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS

Current problems connected with the implementation of activities of customs operative search units to identify signs of crimes, the disclosure of which is within their competence are considered in the article.

Keywords: primary operative search data; operational recognition; static and dynamic features; integrated database of operative search purposes.

Одним из приоритетных направлений информационно-аналитической деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов (ОРП ТО) является выявление преступлений, раскрытие которых относится к их компетенции [1, п. 5 ч. 2 ст. 351; 2, п. 5, 6 ч. 2 ст. 254; 3, п. 5.42, 5.48]. Аналитическая работа по выявлению первичных оперативно-розыскных данных, касающихся таможенных преступлений, в первую очередь различных недекриминализированных видов контрабанды, должна быть организована, прежде всего, на уровне таможен и таможенных постов, с учетом знаний о специфике применяемых для этого оперативно-розыскных мер.

В ходе этой работы невозможно обойтись без использования такого метода оперативно-розыскной деятельности (ОРД), как оперативное распознание, владеть которым должны не только профессиональные аналитики, но и все сотрудники ОРП ТО. Оперативное распознание с содержательной стороны представляет собой познавательную (эмпирическую) часть оперативного поиска - деятельности,

которая направлена на выявление объектов, представляющих оперативный интерес. К таким объектам относятся: 1) физические лица, характеризующиеся криминальной опасностью; 2) юридические лица, вовлеченные в осуществление различных преступных схем; 3) деяния криминального характера; 4) материальные объекты, имеющие отношение к противоправной деятельности. Для каждой из названных категорий объектов характерны группы поисковых признаков, без изучения которых распознать такие объекты достаточно сложно.

Процесс оперативного распознания предполагает разработку определенной гипотезы, приблизительного перечня признаков, которые свойственны конкретной группе объектов, имеющих отношение к криминальной среде.

Для выявления физических лиц, представляющих оперативный интерес, по общим (групповым) признакам, свидетельствующим об их принадлежности к криминальной среде, сотрудники ОРП ТО должны уметь распознавать: а) специфические признаки внешнего вида человека (статические групповые признаки); б) признаки, характеризующие двигательные и речевые функции, профессиональные навыки и привычки (функциональные групповые признаки). Следует подчеркнуть, что организаторами совершения таможенных преступлений являются в основном представители так называемой «беловоротничковой» криминальной среды - разновидности организованной преступности. Они достаточно редко по визуальным признакам попадают в поле зрения правоохранительных органов, стараясь ничем особым не выделяться из среды законопослушных граждан. Рядовые же исполнители таможенных преступлений нередко вербуются из общеуголовной среды, и их в принципе можно распознать по ряду характерных статических признаков. Об этом достаточно много и подробно написано в криминалистической литературе [4; 5].

Наибольшую актуальность в ходе анализа первичных оперативно-розыскных данных имеют функциональные признаки физических лиц. Они характеризуют преступные замыслы либо отрицательные качества криминально активных лиц и прослеживаются, как правило, в их высказываниях, поступках, действиях. В частности, при анализе поступающей информации следует обращать внимание на не свойственное для лиц, не имеющих отношения к таможенному делу, проявление интереса к содержанию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность пограничных и таможенных органов, определяющих ответственность за правонарушения в сфере таможенной деятельности, а также к товарам «прикрытия» и группы «риска». Следует реагировать и на факты установления контактов таких лиц с предприятиями, организациями и учреждениями, поставляющими вышеуказанные товары. У оперативников должны вызывать настороженность: интерес таких лиц, проявляемый к техническому устройству транспортных средств, осуществляющих перевозки товаров через границу (включая приобретение справочной литературы); стремление установить дружеские отношения с пограничниками и (или) таможенниками, членами их семей, предложение им различных услуг, втягивание в коммерческую или противоправную деятельность; настойчивые попытки внедрить своих выдвиженцев в транспортные организации, занимающиеся внешнеторговыми перевозками; активный опрос участников внешнеторговой деятельности, водителей транспортных средств загранследования и других лиц, перемещающих товары через границу, об особенностях прохождения пограничного и таможенного контроля и т. д. [6, с. 120].

Оперативному распознанию в сфере деятельности ОРП ТО подлежат и такие объекты, как юридические лица, задействованные в различных преступных схемах. Практика расследования таможенных преступлений показывает, что нередко они совершаются при посредничестве фиктивно созданных фирм.

В ходе оценки деятельности того или иного хозяйствующего субъекта, связанного с таможенной деятельностью, как правило, анализируются: тип проверяемой организации (учреждение, ОАО, ЗАО, общественный фонд и т. д.) и в зависимости от этого ее регистрационный номер, состав учредителей, уставной капитал, направление деятельности, должностные лица, условия, способствующие совершению противоправных посягательств, и т. д. Основными признаками, свидетельствующими о возможной фиктивности юридического лица, которые устанавливаются в процессе проведения анализа, могут являться следующие:

- руководителем организации выступает лицо, зарегистрированное по похищенным (утерянным) документам либо значащееся как умершее;

- совмещение одним физическим лицом должностей учредителя, генерального директора и главного бухгалтера;

- неоправданно малый размер уставного капитала, основной составляющей которого является стоимость офисной мебели и оргтехники;

- отсутствие собственных или арендуемых помещений для офиса, склада и других объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления заявленной деятельности (в том числе отсутствие договора аренды или субаренды помещений либо договора хранения со складом временного хранения);

- открытие банками не зарегистрированных в налоговых инспекциях счетов юридических лиц;

- отсутствие организации по адресам, заявленным ее учредителями в качестве мест юридической регистрации;

- наличие у организации нескольких счетов в различных банках, в том числе на подставных лиц, что позволяет переадресовывать денежные средства из одного банка в другой и снимать наличные суммы со счетов;

- данные об используемых юридическими лицами в процессе хозяйственной деятельности документах, не соответствующих предъявляемым требованиям (в том числе поддельных и подложных), а также иные сведения, указывающие на возможность осуществления незаконных операций, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, и др. [7, с. 191-192].

Оперативное распознание преступного деяния предполагает получение первичных оперативно-розыскных данных о нем на базе установления специфического способа его совершения конкретным лицом.

Подготавливаемые или совершаемые преступления должны устанавливаться сотрудниками ОРП ТО главным образом по динамическим (функциональным) признакам, характеризующимся специфическим алгоритмом криминального деяния. Примером может служить оперативное распознание подготовки к незаконному перемещению через таможенную границу определенных товаров или предметов, образующему состав преступления, либо уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в крупных или особо крупных размерах. Предметом оперативного распознания может являться также деятельность, связанная с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и т. д.

Для успешной реализации этих мер необходимо досконально знать механизм совершения того или иного таможенного преступления, уметь определять его характерные признаки, развивать обмен опытом, наставничество и повышение профессионального мастерства сотрудников ОРП ТО, разрабатывать и распространять среди личного состава методические рекомендации по данному направлению деятельности.

В зависимости от вида противоправного деяния при оперативном распознании должно обращаться внимание на специфические особенности, характерные для этих преступлений. Прежде всего, должны выясняться вопросы, касающиеся установления наличия незаконно ввезенных на территорию Евразийского экономического союза или незаконно вывезенных с его территории товаров, предметов, ценностей, денежных средств и иных объектов, фигурирующих в диспозициях соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации, мест их хранения и фактов сбыта. Причем иногда для этого могут использоваться не только оперативно-розыскные возможности, но и сведения, поступающие из легальных источников, в том числе СМИ. Например, из сообщения издания De УЪ^кгаП; стало известно, что страны Евросоюза в обход антиевропейских санкций регулярно поставляли груши в Россию. Как выяснилось, одна из сотрудниц газеты обратила внимание на фото ее знакомой из России в Facebook, где были изображены груши сорта «Конференция», которые выращивают в Бельгии и Нидерландах.

Журналистку заинтересовало, как в России оказались фрукты из Евросоюза, ввоз которых запрещен в связи с введением ответных санкций. Оказалось, что данный товар попадает в Москву через Белоруссию и Литву. Производители покупают поддельные сертификаты на фрукты, в которых указано, что их выращивают за пределами Евросоюза. Согласно документам фрукты импортируют из Конго, Замбии, Сьерра-Леоне, Йемена и других стран. Всего в злоупотреблениях, связанных с фальсификацией документов, было задействовано около 26 африканских государств. По оценкам журналистов, с помощью подложных сертификатов бельгийские и голландские производители смогли продать России груш на 240 млн евро [8].

В связи с перемещением значительной части таможенных преступлений из привычного окружающего нас пространства в киберпространство аналитики должны приобретать навыки распознания не только материальных следов преступной деятельности (вскрытые пломбы, нарушенные следы средств идентификации, признаки взлома в хранилищах и т. п.), но и цифровых следов, образующихся в информационно-телекоммуникационных сетях при прохождении компьютерной информации через коммутационное оборудование операторов связи от компьютера подозреваемого до компьютера потерпевшей стороны (например, при недостоверном электронном декларировании товаров или денежных средств, перемещаемых через таможенную границу).

В ходе оперативного распознания предметов, веществ и документов, связанных с преступными деяниями, в той или иной мере прослеживается их взаимосвязь с совершаемыми преступлениями и причастными к ним лицами. Сотрудники ОРП ТО должны обладать навыками распознания следующих категорий объектов такого рода: 1) предметов и веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, а также объектов недекриминализированных видов контрабанды; 2) орудий либо средств совершения преступлений; 3) предметов,

веществ и документов, вовлеченных в совершение преступлений, в том числе не относящихся к таможенной сфере деятельности; 4) предметов, веществ и документов - носителей следов преступного деяния.

В качестве предметов и веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, а также объектов недекриминализированных видов контрабанды особого внимания, безусловно, заслуживают: оружие, боеприпасы, взрывные устройства; вещества, включая взрывчатые, наркотические, психотропные (и их прекурсоры), сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные; стратегическое сырье, материалы; объекты интеллектуальной деятельности, подлежащие незаконному вывозу за рубеж; денежные знаки; особо ценные дикие животные и водные биоресурсы; поддельные документы; орудия и средства совершения преступлений и т. д.

Руководителям таможенных органов следует организовывать изучение сотрудниками ОРП ТО методик выявления данных объектов и прививать им практические навыки этой деятельности, а последние, в свою очередь, должны обучать этому своих негласных помощников. В части, касающейся, например, организации выявления наркотических и сильнодействующих средств, следует, во-первых, обеспечить подчиненных информацией о внешнем виде, запахе, консистенции, свойствах и способах производства наркотиков растительного происхождения [9; 10, с. 27-63]. Важно сформировать у них навыки распознания готовых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [11].

Во-вторых, для распознания подобных объектов оперативным работникам необходимо располагать знаниями о методах сокрытия наркотических средств в процессе их контрабандной доставки к местам реализации. Например, им важно знать, что тайники для транспортировки наркотиков устраиваются в шинах и бензобаках автотранспортных средств. К более изощренным способам относятся маскировка наркотиков в продуктах питания, сокрытие их в коврах, детских игрушках, коробках от конфет, полостях орехов, среди травяных пряностей, овощей и бахчевых культур. По-прежнему используется внутриполостной метод скрытой перевозки героина и т. д. Продолжаются случаи бесконтактной передачи крупных партий наркотиков морским путем с использованием буев или брошенных лодок с якорями, к которым подвешиваются водонепроницаемые упаковки. Обнаружение местонахождения данных объектов и выход к ним осуществляются путем определения и передачи координат по приборам системы GPS или ГЛОНАСС.

При выявлении орудий преступления и других предметов «двойного» назначения сотрудники ОРП ТО могут применять специальные технические средства. Например, для распознания взрывного устройства используются ручные детекторы, обнаруживающие запаховый след тротила. В связи с распространением в последнее время различных пластиковых взрывчатых веществ («Самтекс», «С-4», «Дета», «Пластит» и др.), фактически не имеющих запаха, наиболее эффективным способом их обнаружения, помимо маркировки, является поиск других компонентов, обычно применяемых во взрывоопасных посланиях: батареек, детонаторов, проводки и т. п. При проверке содержимого багажа (сумок, чемоданов и др.) целесообразно использовать рентгеновские и флюороскопические устройства. Весьма эффективен почтовый сканер, управляемый микропроцессором, позволяющий автоматически обнаруживать металлические компоненты «почтовых» бомб, а также иных предметов контрабанды, скрываемых в почтовой корреспонденции.

Однако самым надежным средством обнаружения взрывчатых и некоторых наркотических веществ по-прежнему остаются служебно-розыскные собаки, способные распознавать те или иные предметы и вещества по их запаховому следу.

Еще одну категорию объектов оперативного распознания составляют предметы и документы, вовлеченные в совершение преступлений, в том числе не связанных с таможенным делом. Оперативное распознание подобных объектов имеет особое значение в рамках оперативного взаимодействия между различными органами, осуществляющими ОРД. К подобным предметам относятся, в первую очередь, похищенные вещи, предметы, произведения искусства, антиквариат и др., которые могут реализовываться после нелегального вывоза за рубеж. Их распознание и отождествление должны осуществляться на таможенных постах или таможнях по изображениям и описаниям, распространяемым в соответствующих оперативных сводках.

К документам - объектам оперативного распознания - относятся, как правило, те из них, которые имеют очевидную связь с правонарушением (например, однозначно свидетельствуют о злоупотреблениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей; несут явные признаки подделки; помечены сигналети-ческими веществами и т. д.).

Возвращаясь к вопросам, связанным с оперативным распознанием физических лиц, следует выделить еще один метод аналитической работы - оперативный про-файлинг, являющийся основой для создания психологического портрета лиц, вовлеченных в орбиту ОРД. Причем он может использоваться для психодиагностики как объектов, так и субъектов ОРД. Следует остановиться на оперативном про-файлинге будущих конфидентов.

Как известно, повышение эффективности ОРД связано не только с совершенствованием ее правовых, организационных и тактических основ, но и с активизацией «человеческого фактора». В связи с этим весьма актуальна психодиагностика лиц, высказывающих намерение оказывать содействие оперативно-розыскным органам. По существу, она является самостоятельным видом оперативно-розыскной диагностики и призвана способствовать созданию достоверного социально-психологического портрета будущего конфидента. Получаемые при этом результаты анализа позволяют сделать вывод о его психологической пригодности к участию в ОРД.

Не так давно на кафедре оперативно-розыскной деятельности Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии такие методики были изучены, систематизированы и использованы для привития соответствующих навыков слушателям, проходящим профессиональную переподготовку. Применение данных методик позволило определить наиболее оптимальные психотипы личности и их сочетания, которыми должны обладать предполагаемые конфиденты. Сами же радикалы определялись с помощью совокупности свойственных каждому психотипу статических и динамических признаков, распознаваемых в ходе наблюдения за изучаемым объектом в различных условиях (местах массового скопления людей, временного содержания задержанных или арестованных, в исправительных учреждениях, на транспортных магистралях, в местах пересечения государственной границы, в виртуальной среде и т. п.).

В ходе использования перечисленных выше аналитических методов, наряду с эмпирическим распознанием тех или иных объектов оперативной

заинтересованности, ОРП ТО должен использоваться и аналитический поиск в различных информационных ресурсах. Поэтому весьма важной проблемой является своевременное получение соответствующей актуальной информации от различных ее обладателей. В связи с этим основной акцент должен быть сделан на формировании единого информационного пространства с участием всех органов, осуществляющих ОРД, для обмена необходимыми данными и сведениями. В качестве примера можно привести страны Евросоюза, где действует единый централизованный Национальный департамент по оперативным данным (НДОД). Он укомплектован представителями различных правоохранительных и иных органов (пограничная служба, исправительные учреждения, таможенные органы, финансовая разведка, береговая охрана, полиция, службы разведки и безопасности, налоговые органы и др.), которые имеют доступ к оперативным данным своего ведомства и правомочны осуществлять информационный обмен с представителями других заинтересованных органов, представленных в НДОД. Последний должен отвечать за ведение национальной базы оперативных данных о преступности и за проведение стратегического и оперативного анализа, включая оценку угроз, возникающих на национальном уровне. Он должен также оказывать помощь региональным (местным) подразделениям анализа оперативной информации.

На уровне государств - членов Евросоюза имеются взаимозависимые, совместимые между собой или одноплатформенные информационно-телекоммуникационные структуры, поддерживающие интегрированный банк данных, и внедрены соответствующие механизмы защиты информации [12, с. 48-49]. Таким образом, на Западе единый информационный массив правоохранительных органов уже давно создан. Для отечественных правоохранителей, включая таможенные органы, - это пока еще не решенная проблема.

Исходя из зарубежного опыта авторы данной статьи предлагают создать на уровне Федеральной таможенной службы единый защищенный оперативно-розыскной учет и на его основе - интегрированный банк данных оперативно-розыскного назначения (ИБДОРН) - информационно-телекоммуникационную систему, призванную объединить в единый комплекс разнородные оперативно-розыскные и иные сведения об объектах (лицах, предметах, событиях и т. д.), представляющих интерес для осуществления аналитической работы ОРП ТО.

Под интеграцией при создании ИБДОРН понимается не простое механическое слияние множества малых учетов в один большой, а прежде всего создание единой информационной инфраструктуры, предназначенной для анализа сведений, которые принадлежат иным субъектам информационного обмена. В качестве приоритетной формы такого обмена, безусловно, должен рассматриваться удаленный доступ.

На различных уровнях управленческой вертикали таможенных органов ИБДОРН призван интегрировать различные сведения, необходимые для актуализации и расширения возможностей оперативно-розыскного учета. Вокруг оперативно-розыскного учета, представляющегося нам в качестве «внутреннего ядра», должны концентрироваться криминалистический, криминологический и административный учеты таможенных органов, образующие «внешнее ядро» ИБДОРН.

На следующем уровне необходимо интегрировать сведения, обладателями которых являются иные органы, осуществляющие ОРД.

Еще более высокий уровень составит информация, которую можно получить из различных правоохранительных органов, не являющихся субъектами ОРД.

Наивысший уровень объединит сведения, поступающие от ведомств, учреждений, организаций или предприятий (независимо от форм их собственности), не относящихся к правоохранительным органам.

Создание подобной информационной структуры позволит решить многие проблемы в сфере ОРД таможенных органов, а в обозримом будущем объединить ее с подобными информационно-телекоммуникационными системами других органов, осуществляющих ОРД.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Положение о Федеральной таможенной службе от 16.09.2013 № 809 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / авт.-сост. Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. М., 1992.

5. Зинин А. М. Проверка документов, удостоверяющих личность: учебно-практическое пособие. М., 2002.

6. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 210 с.

7. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теория и практика: дис. ... д-ра юрид. наук / Российская таможенная академия. М., 2013. 466 с.

8. Крупнейшую контрабанду груш из Евросоюза в Россию раскрыли по фото [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/incident/35411789/?frommail=1 (дата обращения: 18.11.2018).

9. Атлас наркотических и сильнодействующих средств / под ред. В. М. Зеленова и Г. П. Кай-кариса. Вильнюс, 1989.

10. Михайлов Б. П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: монография. М., 2003.

11. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing [Руководство ОБСЕ по полицейской деятельности на основе оперативных данных и информации] // Серия публикаций ДТНУ/ ОСВПД. Вена, 2017. Т. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.