Научная статья на тему 'Проблемные вопросы формирования цен'

Проблемные вопросы формирования цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА / ДЕНЬГИ — ФУНКЦИЯ ТОВАРА / EQUILIBRIUM PRICE / MONEY AS A FUNCTION OF A GOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева Дина Рафиковна, Дементьев Александр Юрьевич

Предпринята попытка выявить и обосновать проблему образования равновесной цены методом совмещения кривых, показать, что в современных условиях хозяйствования экономика не вы­полняет свою основную функцию «экономить», а деньги скорее выполняют функцию товара, чем стимулируют инфляционные и дефляционные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors are making an attempt to find out and reason the problem offorming an equilibrium price using a curve overlapping method as well as to show that in modern management conditions economy does not fulfill its main function "to economize". Meanwhile money is likely to fulfill the function of a good than to encourage inflation and deflation processes.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы формирования цен»

УДК 338.5.338.46

I ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

Макеева Дина Рафиковна, доцент, кандидат экономических наук, din-mak@yandex.ru,

Дементьев Александр Юрьевич, доцент, кандидат военных наук, Dementyewv@rambler.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

The authors are making an attempt to find out and reason the problem offorming an equilibrium price using a curve overlapping method as well as to show that in modern management conditions economy does not fulfill its main function "to economize". Meanwhile money is likely to fulfill the function of a good than to encourage inflation and deflation processes.

Предпринята попытка выявить и обосновать проблему образования равновесной цены методом совмещения кривых, показать, что в современных условиях хозяйствования экономика не выполняет свою основную функцию «экономить», а деньги скорее выполняют функцию товара, чем стимулируют инфляционные и дефляционные процессы.

Keywords: equilibrium price, money as a function of a good

Ключевые слова:равновесная цена, деньги — функция товара

В 1776 году английский экономист Адам Смит в книге «Богатство народов» описал принцип «свободной торговли». Вместе с тем в самой Англии цены на товары жестко контролировал государственный аппарат. В это же время пользу разделения труда и мировой торговли показал Давид Риккардо. Однако сущность понимания экономики не отражала ни одна из перечисленных теорий.

В современных условиях функция экономики подразумевает многовариантность: во-первых, это достижение максимального уровня удовлетворения, материальных потребностей человека; во-вторых, ведение домашнего хозяйства в условиях ограниченности ресурсов. На качество функционирования экономической системы оказывают влияние как экономические, так и неэкономические факторы (политические, демографические, географические, культурные, НТП и т. д.).

Исторический анализ экономической мысли показывает, что теоретические положения многих течений, а именно кейнсианство и монетаризм, требуют дополнительного обоснования. Это доказывает тот факт, что все страны в различных фазах своего развития использовали государство и рынок для выбора нужной стратегии развития. В современных условиях

нельзя противопоставлять рынок плану, поскольку есть ряд понятий, которые никогда и нигде в чистом виде не реализовываются, потому что являются идеальными моделями, такие, например, как «идеальный газ» или «материальная точка» [1].

Практическая реализация управленческих решений плановой системой вызывает необходимость отслеживать большое количество экономических агентов. Если обозначить число агентов как N то число связей будет N — 1; ^ минус 1), а число вариантов их реализации N (! — факториал). Следовательно, N — это число, которое превышает количество жителей в той или иной стране, а при определенной ошибке в отслеживании действий экономических агентов (которая всегда присутствует в исходных данных), наступит хаос, поскольку экономика подчиняется нелинейным закономерностям [5].

Вместе с тем, чисто рыночные отношения — это тоже хаос. Например, математическая модель оптимизации в условиях ограниченности ресурсов — функция нелинейная, также, как и реальный «Экономический оптимум». Данная зависимость является мульти-стационарной. Следовательно, экономика государства как сложная динамическая система

К-го порядка, при К, стремящемуся к бесконечности, не может стремиться к одной точке равновесия.

Это доказывает, что разработанная А. Маршалом двухмерная модель взаимодействия спроса и предложения не удовлетворяет современным экономическим условиям и должна подвергнуться сомнению.

Гениальность модели Маршала состоит в том, что он обосновал соотношение спроса и предложения. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, называют равновесным количеством, а цену, по которой он продается, — равновесной ценой. Это говорит о том, что в рамки определения цены А. Маршал включил издержки производства. Прежде всего, те издержки, которые определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя. Это говорит о том, что в теорию образования цены под воздействием спроса и предложения А. Маршал логично включил категорию предельных отношений. Следовательно, подход к трактовке цены и проблеме ценообразования опирается не только на теорию предельных издержек, но и теорию предельной полезности.

Однако у авторов настоящей статьи возникает ряд вопросов, насколько правильно такая модель отражает и отражает ли вообще все элементы взаимодействия главнейших компонентов рынка.

1. Отражает ли триада спрос-предложение-цена в двухмерном графическом изображении такие экономические термины, как количество, объем продаж, объем спроса или предложения зависимость, между которыми еще нужно определить, в частности, между спросом и предложением. Прежде чем совмещать кривые спроса и предложения на одном графике, необходимо согласовать их шкалы измерения, потому что они могут быть не сбалансированы по объемам и ценам.

2. По А. Маршалу, равновесная цена тяготеет к издержкам, однако не представляется возможным определить величину этой цены, поскольку допускается возможность рассмотрения различных кривых предложения (при неизменной кривой спроса).

При анализе механизма воздействия спроса и предложения на установление цены зависимость объемов предложения не должна быть

представлена в количественной или функциональной связи с издержками производства. При отсутствии такой количественной или функциональной связи зависимость объемов предложения от цены недостаточно обусловлена, а цена равновесия в этом случае не будет являться равновесной рыночной ценой.

На рис. 1 любая из кривых предложения I—IV дает при пересечении с кривой спроса точки пересечения, указывающие на величину равновесной цены Цр, то есть это может быть равновесная цена, но численно равная величинам Ц1 (кривая I), Ц2 (кривая II), Ц3 (кривая III), Ц4 (кривая IV).

Какую же из них выбрать за равновесную? 3. Цена равновесия должна показывать отношение (момент, точку) наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, потому что, по нашему мнению, это главная задача любой цивили-зационной системы.

Остается дискуссионным вопрос об устойчивости цены равновесия, а именно нужен ли критерий устойчивости. Ведь колебания вокруг равновесной цены могут быть затухающими, расходящимися (увеличивающимися) и не затухающими с определенной амплитудой колебания цен.

Перечисленные проблемные аспекты ценообразования дают основание полагать, что равновесная цена обладает свойством непознаваемости.

Однако с этим нельзя согласиться. Развитие природы и общества, включая и экономическую деятельность, происходит в пространственно-временном континууме в условиях сложных нелинейных взаимосвязей и взаимозависимостей. Такая методология позволяет учесть пространственную компоненту и выйти на более качественную и полную постановку и трактовку социально-экономических проблем, находить наиболее точное их решение.

Из сказанного вытекает необходимость более глубокого анализа взаимозависимостей и взаимодействия параметров рыночной триады: спрос-предложение-цена. Это может быть выполнено путем построения пространственной графической модели и решения графоаналитическими методами указанной задачи.

В методологическом плане задача определения рыночной цены равновесия лежит на пути рассмотрения пространственной кривой, ха-

(ден. ед/ед.)

С; П (ед)

50

100

150

200

250

Рис. 1. Графики кривой спроса (кривая I), кривых предложения (II—V) и определение цены равновесия (Цр) для каж дого из сочетаний кривой спроса и предложения (Цр = Ц1; Ц2; Цз, Ц..)

растеризующей соотношение параметров триады: спрос-предложение-цена в трехмерной системе координат и ее проекций на каждую из плоскостей этой системы. Трехмерная система координат, по оси которой размещены величины параметров триады. По оси Y — цена единицы товара, по оси X — величина предложения товара (объем предложения), по оси Z — величина спроса.

Построение графических зависимостей параметров триады в трехмерной системе координат предлагается осуществлять с использованием методов геометрии, которые позволят строить объемные пространственные изображения по известным проекциям на плоскостях трехмерной системы координат и, наоборот, находить проекции на плоскостях по известному изображению в объеме.

Таким образом, проблема образования равновесной цены методом совмещения кривых остается открытой [4].

Из вышесказанного следует, что на рынке действуют не просто три силы, как это утверждалось ранее, представленные двумя парами зависимостей: спрос-цена и предложение-цена, а силы, представленные тремя парами зависимостей: спрос-цена, предложение-цена и спрос-предложение. Таким образом, можно утверждать, что указанные три пары сил в экономике действуют как рычаги, зависимые нелинейно друг от друга.

Все перечисленные компоненты триады рыночных сил взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они подчиняются определенным закономерностям сложной динамичной рыночной системы, когда изменение одного параметра неизбежно влечет изменение других и где равновесное состояние определяется гармоничностью соотношений основных параметров, заданных различными кривыми, и их результирующей, где каждому конкретному положению любой кривой и каждой точке на любой кривой соответствуют вполне конкретные положения других кривых и точек на них. В такой взаимообусловленной системе трудно определить, что является причиной, а что — следствием, поскольку они постоянно меняются местами и переходят друг в друга.

Такое постоянное их движение, преобразование, а часто и противодействие порождают целостное состояние рынка и экономики общества, потому что затрагиваются проблемы не только микро, но и макроэкономики, ибо определяется соотношение спроса и предложения в натуральном выражении. Их изучение и анализ должны помочь осмысленному регулированию экономики, а все вместе — саморегулированию общества.

Очевидно, из-за чрезвычайной сложности взаимодействия и проявления рыночных сил или, как писал А. Смит, — невидимой руки рынка — отдельные исследователи, политики и общество в целом движутся в своих экономических изысканиях часто ощупью, методами проб и ошибок. Именно по этой причине делаются глобальные обобщения, политические выводы и действия на одном, часто неправильно истолкованном, экономическом факте. Конечно, такового быть не должно, и человечество рано или поздно найдет способ избавления от хаоса в экономическом и социальном развитии.

Проблемным вопросом рыночной экономики в современных условиях является отставание теоретических положений от практических результатов хозяйственной деятельности.

Например: термин «экономика» происходит от слова экономить, что означает эффективно управлять хозяйственной деятельностью в условиях ограниченности ресурсов. Однако реальность современных экономических тенденций опровергает указанный принцип.

Возрастающий уровень потребления приводит к стимулированию производства, что увеличивает объемы производства и прибыли. Вместе с тем, поддержание всевозрастающих темпов производства и потребления приводит к увеличению потребляемых ресурсов и как следствие их истощению. Стимуляция потребления происходит за счет совершенствования качества, с одной стороны, и уменьшения срока службы товаров, с другой. В этом заключается парадокс современного рынка. Чем быстрее товар выходит из строя, тем чаще потребителю приходится приобретать новый (возможно с улучшенными качественными характеристиками), это выгодно производителю, увеличивается количество денег в обращении, что в свою очередь стимулирует экономику. Однако в описанных условиях об экономии ресурсов речь не идет, это дает основание утверждать, что экономика не выполняет свою основную функцию «экономить». Исключение составляет туристская индустрия, производящая туристский продукт.

Производство туристского продукта в большей степени предназначено для удовлетворения рекреационных потребностей индивида, что относится к потребностям более высокого порядка — социального контакта, уважения, саморазвития. Количественное увеличение объемов производства туристского продукта не вызывает столь мощного увеличения потребления ресурсов, как, например, в промышленности и других отраслях. Это является весомым аргументом в пользу развития туристской индустрии как одного из источников наполнения бюджета страны. Однако проблемы ценообразования существуют и в туристской индустрии. Основной из них является несоответствие цены формирующихся впечатлений потребителя при приобретении туристского продукта реальной цене благ (впечатлений), полученных в процессе его реализации.

Немаловажной проблемой является и тот факт, что в основу закона стоимости положен денежный критерий.

Рассматривая сферу обращения, а именно случай, когда деньги выполняют функцию товара, нежели стимулируют инвестиционную функцию экономики, появляется проблема, заключающаяся в том, что увеличение денежной массы приводит к увеличению цены на товар, при неизменных объемах (P*Q = V* т) (где т стремится к бесконечности; Р стремится

к бесконечности). В этих условиях наблюдаются инфляционные и отчасти дефляционные процессы, что очень негативно сказывается на экономике в целом и приводит к экономическим, а затем и финансовым кризисам. Нестабильность денежного обращения означает неравенство двух потоков, обеспечивающих «кровообращение» потока товаров, услуг и денег.

Денежное обращение было стабильным в прошлом — в эпоху золотого стандарта. Когда у потребителей и продавцов появлялось излишнее количество золотых монет, то последние переходили в разряд сокровищ. Если деньги вновь требовались для купли-продажи товаров, то они извлекались из места накопления и поступали в обращение. Все это сказывалось на длительной устойчивости цен. Например, в США цены на потребительские товары в 1905 году были на уровне 1860 года. С упразднением золотого стандарта и введением современных денежных средств денежное обращение перестало быть стабильным.

Для исследования причин инфляции необходимо проводить анализ факторов нестабильности денежного обращения, которые находятся в зависимости и от предложения, и от спроса денег. Лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридмен (США) — крупный специалист в области экономики — считал, что стабильность денежной массы — важнейшее условие стабильности экономики в целом. По его мнению, государство должно следовать «денежному правилу», согласно которому умеренное увеличение денежной массы не должно превышать 3—5% в год, то есть увеличиваться в меру роста национальной экономики. Если увеличение денежной массы превышает 3—5%, начинают проявляться кризисные явления. Финансовому кризису способствует и современный механизм кредитования потребителей. Искусственно повышая спрос на товары и услуги за счет финансово-кредитных инструментов, государство тем самым стимулирует процессы увеличивающие рост денежной массы, и как следствие вышеуказанные негативные процессы.

Разработка соответствующей научной гипотезы, разрешающей вышеуказанные проблемы, и ее эмпирическая проверка могли бы, по нашему мнению, служить основой для проведения перспективного диссертационного исследования, экономического обоснования рекомендаций по преодолению кризисных явлений в экономике.

Таким образом, в предлагаемой статье предпринята попытка обосновать несовершенство некоторых постулатов известных теорий цен; показать возможность получения прогнозных количественных оценок посредством рассмо-

трения пространственной кривой, характеризующей соотношение параметров триады: спрос предложение цена в трехмерной системе координат; определить направления развития теории формирования цен.

Литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 7-е изд. 2009. 154 с.

2. Бобылев С.Н., Захаров В.М. Кризис: экономика и экология. М.: Инст-т устойчивого развития /ЦЭПР, 2009.

3. Есипов В.Е. Цены и Ценообразование. Учебник для вузов, 2008. С. 58—64.

4. Манохин А.В. Мониторинг рыночных процессов. М., 2010. C. 10—41.

5. Кучеренко В.А. (Максим Калашников). Гнев Орка. М.: АСТ — Астрель, 2007. С. 26—35.

6. РимерМ.И. Экономическая оценка инвестиций. Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. С. 48—54.

УДК 336.71.078.3

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА

Фаизова Гузель Рефкадовна, преподаватель кафедры «Финансы», guzel_faizova@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

A banking business today's retail segment is developing rather dynamically and becoming more significant for a banking sector. The article analyzes a retail branch current state and presents the reasoning of the need to increase this kind of banking business state regulation in conditions of a great interest in it from banks and a growing demand for bank products and services from the public.

Розничный сегмент банковского бизнеса на сегодняшний день достаточно динамично развивается и приобретает все большую значимость для банковского сектора. В статье анализируется текущее состояние розничного направления и приводится обоснование необходимости усиления государственного регулирования данного вида банковского бизнеса, в условиях повышенного интереса к нему со стороны банков и растущего спроса на банковские продукты и услуги со стороны населения.

Keywords: retail banking business, regulation, consumer lending, individual's deposits

Ключевые слова:розничный банковский бизнес, регулирование, потребительское кредитование, вклады физических лиц

С начала 2011 года в банковском секторе наблюдается довольно уверенный рост банковских активов. По данным Банка России, с 1 января 2011 года по 1 ноября 2012 года активы банковского сектора увеличились почти на 13,3 трлн руб. и достигли 47,1 трлн руб. За 2011 год активы выросли на 23%, за 9 месяцев 2012 года — на 10%. За январь-октябрь 2012 года российскими кредитными органи-

зациями получена прибыль в размере 833,7 млрд руб., что на 23,3% больше, чем за аналогичный период 2011 года. По данным рейтингового агентства Эксперт РА, даже без активной государственной поддержки банковский сектор в ближайшие 2—3 года сохранит темпы прироста активов на уровне 15—20%, а отношение активов к ВВП к 2014 году достигнет 90% [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.