Научная статья на тему 'Проблемные ситуации в процессе обучения математике'

Проблемные ситуации в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсенова Салтанат Олжабаевна

Для пробуждения интереса к изучению предмета рекомендуется использовать новые методы обучения. Проблемное обучение, основанное на поисковой деятельности, способствует развитию творческого мышления школьников, что является актуальным согласно стандарту нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные ситуации в процессе обучения математике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

механизмами раскрытия их творческого потенциала. Список использованной литературы:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., «МОДЭК», 1999. — 224 с.

2. Билалов М.К. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Дис. ... кандидата пед. наук. Махачкала 2009.

3. Инновации в образовании. - Выпуск 2. - СПб., 2011. - 167 с.

4. Крупнов А.И., Прядин А.П. К вопросу о понятии «активность». В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному Съезду психологов СССР. - М„ 1977. С. 23-25.

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. -350 с.

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. -М., Просвещение, 1979.

© Салманова Дж. А., Сайдиева Х.Л., 2016

УДК 372.851

Сарсенова Салтанат Олжабаевна

Магистрант 2 года обучения, ОмГПУ,

г.Омск

E-mail:saltik.s.93@maiLru ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Для пробуждения интереса к изучению предмета рекомендуется использовать новые методы обучения. Проблемное обучение, основанное на поисковой деятельности, способствует развитию творческого мышления школьников, что является актуальным согласно стандарту нового поколения.

Ключевые слова Проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемные задачи, творческое мышление, поисковая деятельность.

Традиционное обучение в общеобразовательных учреждениях, основанное на объяснительно-иллюстрированном методе обучения, способствует закреплению знаний в памяти по мере их осмысления, но не развивает творческое мышление учащихся.

Благодаря трудам М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н Скаткина и др. появился новый метод в методике обучения - метод проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения с целью возбуждения интереса к математике предлагают Х.Ж. Ганеев, В.А. Далингер, Л. М. Фридман и др.

Обучение называется проблемным, поскольку базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития обучаемых (прежде всего творческого мышления) и формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

По мнению М.И. Махмутова: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целепологания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х

самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций» [1, с. 257].

Проблемное обучение математике позволяет достичь двух целей: 1) высокого уровня развития школьников, развития способности к самообразованию; 2) сформировать у учащихся необходимую систему знаний и умений по математике. Обе эти цели могут быть достигнуты лишь в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся.

Одним из примеров развития творческого мышления учащихся посредством проблемных ситуаций на уроках математики могут послужить проблемные задачи. Проблемные задачи ставят ученика в ситуацию, в результате чего у него должно возникнуть ощущение трудности, которое он намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача или уже перестала быть для ученика проблемной, или еще не может стать ею в связи с тем, что он не овладел в достаточной степени средними ступенями, дающими возможности для преодоления данной трудности.

Например: длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 3000000 л воды. Можно ли плавать в этом бассейне? Проблема данной задачи состоит в несоответствии единиц измерения, поэтому учащиеся ищут пути решения задачи, используя материал о единицах измерения объемов.

Таким образом, в обучении математике приоритетное значение имеет поисковая деятельность учащихся, основанная на разрешении математических проблемных ситуаций. Проблемное обучение рассматривается как вид учебной деятельности, характеризующийся направленностью на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, воспитание культуры личности школьников в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций, а также созданием мотивации учебной деятельности и спецификой содержательного и рефлексивно-оценочного компонента данной деятельности.

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М., 1975. - 368 с.

© Сарсенова С.О., 2016

УДК 37

Сурина Анастасия Валерьевна, Попова Наталья Ивановна

студентки 3 курса ТИ им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог, РФ E-mail: nastena.surinai@mail.ru

ОЛЬГА СКОРОХОДОВА - ЧЕЛОВЕК ПРЕОДОЛЕВШИЙ БЕЗМОЛВИЕ

Аннотация

Ольга Ивановна Скороходова была удивительным человеком с непростой судьбой. Потеряв слух и зрение, Ольга Ивановна преодолевает нелегкий путь борьбы за полноценную жизнь. Она шаг за шагом преодолевала все невзгоды. За 70 лет жизни она смогла добиться огромных успехов в научной и литературной работе.

Ключевые слова

Потеря зрения, потеря слуха, О. И. Скороходова, И. А. Соколянский, дактильный алфавит, шрифт Брайля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.