Научная статья на тему 'Проблемные аспекты в образовательной деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности'

Проблемные аспекты в образовательной деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель / индикатор / экономическая безопасность / профессиональная компетентность / образовательная организация / управление / leader / indicator / economic security / professional competence / educational organization / management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов

В статье рассмотрены вопрос роли и места управления профессиональным развитием сотрудников образовательных организаций в условиях рискообразующих факторов, а также основы обучения как направление профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic aspects in educational activities in the context of ensuring economic security

The article examines the issue of the role and place of management of professional development of employees of educational organizations in the conditions of risk-generating factors, as well as the basis of training as a direction of professional development.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты в образовательной деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 200-203. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):200-203.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-200-203 NIION: 2007-0062-3/24-148

EDN: https://elibrary.ru/MUHZGU MOSURED: 77/27-004-2024-03-348

Проблемные аспекты в образовательной деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов

Чеченский государственный педагогический университет,

Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопрос роли и места управления профессиональным развитием сотрудников образовательных организаций в условиях рискообразующих факторов, а также основы обучения как направление профессионального развития.

Ключевые слова: руководитель, индикатор, экономическая безопасность, профессиональная компетентность, образовательная организация, управление

Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б. Проблемные аспекты в образовательной деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 200—203. М1^:// doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-200-203. ЕОЫ: https://elibrary.ru/MUHZGU.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Problematic aspects in educational activities in the context of ensuring economic security

Magomed-Ramzan B. Khadisov

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

Abstract. The article examines the issue of the role and place of management of professional development of employees of educational organizations in the conditions of risk-generating factors, as well as the basis of training as a direction of professional development.

Keywords: leader, indicator, economic security, professional competence, educational organization, management For citation: Khadisov M.-R. B. Problematic aspects in educational activities in the context of ensuring economic security // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):200 — 203. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-200-203. EDN: https://elibrary.ru/MUHZGU.

Вопрос получения профессионального образования не есть относительно новое явление, но, стоит отметить, что данная проблематика не теряет до сих пор своей актуальности в исследовательском пространстве.

Профессиональное обучение и развитие сотрудников — фундаментальный критерий успешной и эффективной деятельности любой образовательной организации либо эффективной деятельности образовательной организации в целом.

© Хадисов М.-Р. Б., 2024

Проблема обеспечения учреждением высокого качества образовательного процесса требует разработки максимально эффективной системы управления. Система образования Российской Федерации предусматривает постоянное совершенствование системы оценки и управления качеством образовательного процесса всех уровней. Данные процессы и явления формируются с последующими корректировками по мере совершенствования и модернизации технологических процессов через призму овладения новейшим оборудованием.

Аккумуляция научных знаний и актуализация образовательных трендов в синтезе выступают дополняющим фактором обеспечения экономической безопасности. Поиск научных подходов увеличивают возможности человека в создании определенного рода иммунитета различным рискам и угрозам, в том числе в прогнозировании и нейтрализации опасностей.

Образовательный процесс является этапом и составной частью образовательной системы, представляющий собой целостное систематическое взаимодействие между учеником и учителем, направленное на достижение цели интеллектуального развития личности учащегося и формирования нравственно-эмоционального восприятия мира.

Для того чтобы определить профессиональное развитие того или иного сотрудника, необходимо выстроить конкретную траекторию профессионального и творческого обучения и провести анализ потребностей, фокусируя внимание для приложения совместных усилий профессионального роста как для самого сотрудника, так и его руководителя. В связи с этим все стороны, участвующие в данном вопросе, выносят те или иные положения, видение данного вопроса, разрешение задач и то, с какими аспектами сталкиваются в процессе профессионального развития.

Явный дефицит профессиональных компетенций управленческих кадров зачастую замедляет реализацию серьезных проектов, программ в сфере образовательной политики региона, особенно отдаленных муниципальных районов.

Образовательный процесс в системе образования выполняет следующие функции:

1) воспитательную — реализуется в процессе обучения посредством взаимодействия педагога и учащихся. Посредством нее формируются нравственно-ценностные ориентиры, личностные качества ученика, эстетическое, позитивное восприятие окружающего мира и своего места в нем. Ученики учатся самостоятельно принимать решения на основе приобретенных знаний и опыта, познают моральные и духовные ценности;

2) образовательную — охватывает процесс обучения, являясь его неотъемлемой частью, формирует у учащихся комплекс необходимых знаний, умений и навыков, способствует их творческому использованию в дальнейшей практической деятельности;

3) развивающую. Одновременно с освоением новых знаний, умений и навыков у учащихся развиваются:

■ логическое мышление;

■ яркое воображение;

■ слуховая, логическая, эмоциональная, зрительная и ассоциативная память;

■ положительные качества, такие как самостоятельность, креативность, пытливость;

■ словарный запас, коммуникабельность;

■ познавательный интерес;

■ творческие способности и др.;

4) социальную — в процессе обучения учащиеся приспосабливаются к тем социальным ролям, которые они впоследствии будут играть в обществе, будь то семейные, профессиональные, потребительские и др.

Анализ различных источников научной информации в области профессионального образования позволяет сделать вывод, что профессиональное обучение сотрудников — это ни меньше, ни больше как процесс приобретения профессиональных компетенций, обусловленный более успешным и эффективным выполнением различных профессиональных задач (рис. 1). А само профессиональное обучение — это поэтапная передача профессиональных знаний и навыков сотрудников образовательной организации. Это предполагает систематичность получения знаний, умений и навыков, моделирование и применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях. В процессе фундамента-лизации содержания образования происходит обогащение процесса обучения фундаментальными знаниями, творческим восприятием, абстрактным мышлением, которые вырабатываются у учащихся во время обучения фундаментальным наукам. Еще одним плюсом данной тенденции можно считать сохранность фундаментальных знаний на более долгий промежуток времени, нежели конкретных знаний (по конкретным учебным дисциплинам, наукам).

Данный контекст позволяет получить наибольшую выгоду от профессионального обучения организационно-управленческого состава и общества в целом, приобретая все более квалифицированных сотрудников с целью получения высокой производительности общественного труда и эффективности без каких-либо необоснованных затрат.

Эффективный управленческий потенциал является одним из серьезных факторов роста и развития системы общего, профессионального и дополнительного образования. Сегодня недооценена роль управленцев в системе повышения качества общего образования региона, но на государственном уровне принимаются перманентные меры по повышению эффективности менеджмента в сфере образования.

2024 / № 3 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

201

Определение потребностей образовательного процесса

I

Мониторинг оценки образовательного процесса

Формирование

сметы образовательного процесса

Определение задач образовательного процесса

Определение содержания программ

Выбор методов образовательного процесса

Обучающий процесс

Анализ эффективности

образовательного процесса

Оценка эффективности образовательного процесса

Рис. 1. Процесс профессионального образования и обучения

Ни для кого не секрет, что после развала Советского Союза длительное время целенаправленным вектором образовательной политики, ее приоритетным направлением была идеология экономической выгоды и социальной стабильности. По сути, это спровоцировало порождение неопределенных тенденций, когда государство не выступало гарантом обеспечения и развития качественного образования. Данное обстоятельство спровоцировало появление акцентов в пользу институтов частного образования, а также склонило к подготовке творческой и интеллектуальной элиты в зарубежных странах. Это вызвало тотальное снижение как качества образования, так и трансформацию и пересмотр социальных и воспитательных принципов и функций в сфере университетского образования, что привело к определенным рискам и угрозам развития системы образования в целом [1].

Основные ключевые показатели реализации государственной образовательной политики государства показывают, насколько сильное влияние могут оказать различные факторы, такие как сан-кционная политика, политика гибридных войн, региональные конфликты, изоляция государственной научно-образовательной сферы от мировой системы, — эти и многие другие факторы порождают в совокупности дестабилизующее влияние на качество образования в регионе [2—4].

Некоторые исследователи четко разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция». На первый взгляд понятие «компетентность» выступает тождественным синонимом — критерием образования, т.е. приобретаемых на-

выков и умений, а также качественного опыта работы индивидуума, а «компетенция» является основополагающим фактором умения с целью применения приобретенных знаний на практике.

Важным аспектом является характерная черта производства современных знаний, обусловленных использованием инновационного компьютерного оборудования, а также современных автоматизированных наукоемких процессов. Данные процессы и явления формируются с последующими корректировками по мере совершенствования и модернизации. Актуализация образовательных трендов в синтезе выступает дополняющим фактором обеспечения экономической безопасности. Поиск научных подходов увеличивает возможности человека в создании определенного рода иммунитета различным рискам и угрозам, в том числе в прогнозировании и нейтрализации опасностей.

Надо сказать, что у «компетентности» есть определенное сходство с понятием «профессионализм», но стоит не упускать из виду тот факт, что им охватываются не только знания, но и непосредственное отношение человека к его профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения творческого и интеллектуального развития сотрудников важен непосредственный процесс качественной трансформации потенциала работников с целью повышения их уровня для реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических задач образовательной политики государства в контексте обес-

печения экономической стабильности и безопасности.

Список источников

1. Хадисов М.-Р. В., Завриева М. С.-Э., Юсупова М.С. Формирование профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в условиях обеспечения экономической безопасности / / Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 212—217.

2. Хадисов М.-Р.В. Состояние экономической безопасности Чеченской Республики: проблемы и пути решения / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 3. С. 137—150.

3. Хадисов М.-Р.В. Совершенствование механизма управления экономической безопасностью региона: монография. Махачкала: АЛЕФ, 2018. 166 с.

4. Хадисов М.-Р.В. Роль государственных закупок в системе экономической безопасности

региона // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 168—171.

References

1. Khadisov M.-R.B., Zavrieva M. S.-E., Yusupova M.S. Formation of professional competence of heads of educational organizations in conditions of ensuring economic security / / Education. Science. Scientific staff. 2024. No. 2. pp. 212—217.

2. Khadisov M.-R.B. The state of economic security of the Chechen Republic: problems and solutions // National interests: priorities and security. 2016. No. 3. pp. 137—150.

3. Khadisov M.-R.B. Improvement of the mechanism for managing the economic security of the region: monograph. Makhachkala: ALEF, 2018. 166 p.

4. Khadisov M.-R.B. The role of public procurement in the system of economic security of the region // Audit statements. 2021. No. 2. pp. 168—171.

Информация об авторе

М.-Р.Б. Хадисов — доцент кафедры «Экономика и управление в образовании» Чеченского государственного педагогического университета, декан факультета технологий, искусства и менеджмента в образовании, директор педагогического технопарка «Кванториум» имени профессора Ш.М.-Х. Арсалиева Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук.

Information about the author M.-R.B. Khadisov — Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education Chechen State Pedagogical University, Acting Dean of the Faculty of Technology, Art and Management in Education, Director of the Quantorium Pedagogical Technopark named after Professor Sh.M.-Kh. Arsaliev of Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 08.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 09.09.2024.

The article was submitted 08.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 09.09.2024.

2024 / № з Education. Science. Scientific personnel

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.