Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
936
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОВД / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривокорытова О.С.

Статья посвящена проблемным вопросам социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующее деятельность сотрудников ОВД, в том числе вопросы реализации их социальных и правовых гарантий. В статье выявлены некоторые проблемные вопросы социального обеспечения сотрудников ОВД и разработаны пути совершенствования правового регулирования социального обеспечения. Что наиболее важно в современных условиях, когда органы внутренних дел выступают инструментом стабилизации общественного строя и общественного правопорядка в сложной оперативной обстановке, связанной с ростом преступлений, связанных с экстремисткой и террористической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF SOCIAL SECURITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article is devoted to problematic issues of social security of employees of internal affairs bodies. It is difficult to overestimate the importance of the effective functioning of the Department of Internal Affairs today, and therefore, it is necessary to constantly analyze the legislation regulating the activities of the Department of Internal Affairs employees, including the implementation of their social and legal guarantees. The article identifies some problematic issues of social security of police officers and develops ways to improve the legal regulation of social security. What is most important in modern conditions, when the internal affairs bodies act as a tool for stabilizing the social order and public order in a difficult operational situation associated with the growth of crimes related to extremist and terrorist activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Проблемные аспекты социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел Problematic aspects of social security of employees of internal affairs bodies

Кривокорытова Оксана Сергеевна

магистрант

Курганский государственный университет

Курган

e-mail: krivokorytova97@Jnbox.ru

Krivokorytova Oksana Sergeevna

master's student Faculty of Kurgan State University Kurgan

e-mail: krivokorytova97@inbox.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблемным вопросам социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующее деятельность сотрудников ОВД, в том числе вопросы реализации их социальных и правовых гарантий. В статье выявлены некоторые проблемные вопросы социального обеспечения сотрудников ОВД и разработаны пути совершенствования правового регулирования социального обеспечения. Что наиболее важно в современных условиях, когда органы внутренних дел выступают инструментом стабилизации общественного строя и общественного правопорядка в сложной оперативной обстановке, связанной с ростом преступлений, связанных с экстремисткой и террористической деятельностью.

Annotation.

The article is devoted to problematic issues of social security of employees of internal affairs bodies. It is difficult to overestimate the importance of the effective functioning of the Department of Internal Affairs today, and therefore, it is necessary to constantly analyze the legislation regulating the activities of the Department of Internal Affairs employees, including the implementation of their social and legal guarantees. The article identifies some problematic issues of social security of police officers and develops ways to improve the legal regulation of social security. What is most important in modern conditions, when the internal affairs bodies act as a tool for stabilizing the social order and public order in a difficult operational situation associated with the growth of crimes related to extremist and terrorist activities.

Ключевые слова: сотрудник полиции, государственная служба в овд, органы внутренних дел, социальные гарантии, социальное обеспечение сотрудника.

Key words: police officer, civil service in the Department of Internal Affairs, internal affairs bodies, social guarantees, employee social security.

На современном этапе, Российская Федерация развивается как демократическое, правовое государство, что, безусловно, предполагает эффективное правовое обеспечение службы сотрудников органов внутренних дел, как одного из важнейших институтов защиты и охраны прав и свобод граждан, с соблюдением всех, прежде всего, конституционных принципов.

Несмотря на постоянное совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел, сотрудники нередко сталкиваются с различного рода препятствиями и проблемными вопросами.

Одним из таких вопросом является социальное обеспечение сотрудников полиции. Многие аспекты социального обеспечения сотрудников нуждаются в доработках, а некоторые из них в полном пересмотре. О чем свидетельствует, прежде всего, крайне низкие темпы решения жилищных вопросов. Служба в ОВД обладает высокой государственной и социальной значимостью, в связи с чем, государство должно стремиться выработать оптимальную государственную систему социальных гарантий сотрудника ОВД.

На актуальность указанного вопроса указывает и на активная законодательная деятельность государства в области совершенствования социального обеспечения сотрудников ОВД. В частности, концепция развития правового регулирования деятельности МВД РФ на 2022-2026 гг. [4].

Особую важность это приобретает в современных условиях, когда в состав РФ вошли новые субъекты, и существует необходимость создания и комплектования подразделений на новых территориях. О важности этого вопроса говорит и В.А. Колокольцев: «для формирования новых органов внутренних дел в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях МВД России запросит до 2026 года дополнительную штатную численность в 42 тысячи единиц» [3].

Исследуя вопрос правового обеспечения службы в полиции, необходимо проанализировать важнейшую составляющую службы в полиции - социальные и правовые гарантии сотрудников. Не будет ошибочным полагать, что именно вопросы социального обеспечения являются привлекательными для кандидатов на службу, и для действующих сотрудников. Важность социального обеспечения сотрудников полиции обусловлена тем, что они выполняют свои служебные обязанности в условиях повышенного риска, кроме того, служба в полиции обладает высокой государственной и социальной значимостью. В связи с чем, государство стремится выработать оптимальную государственную систему социальных гарантий сотрудника ОВД.

Под социальной защитой сотрудников ОВД следует понимать гарантированный государством объем льгот, социальных гарантий, а также инструментов социальной и правовой защиты. Именно меры социальной защиты сотрудников являются важным элементом обеспечения службы в ОВД. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с постоянным риском, эмоциональными и физическими перегрузами, кроме того, у сотрудников отсутствует возможность заниматься какой-либо другой деятельностью, приносящей доход. В связи с чем, все инструменты социального обеспечения должны быть в достаточной мере урегулированы, постоянно совершенствоваться, с учетом потребностей сотрудников и государства, а также в должной степени реализовываться.

В области социального обеспечения сотрудников остро стоит проблема жилищного обеспечения. В ходе исследования удалось выявить, что на практике, положения о праве сотрудника на получение ЕСВ реализуются с критически низкой скоростью.

Учитывая официальные сведения, предоставленные МВД, «в период с 2012 года по 2022 год ЕСВ обеспечены 16 266 очередников МВД России, из них 1 088 семей погибших сотрудников. На учете для предоставления ЕСВ состоит 87 416 очередников, в том числе 1 348 - очередников 2012 года постановки на учет» можно сделать вывод о неэффективности рассматриваемой социальной гарантии [7].

Обращаясь к судебной практике, можно встретить множество судебных решений об удовлетворении требований сотрудников органов внутренних дел о постановке на очередь, предоставлении единой социальной выплаты. Но на практике судебное решение исполнить не представляется возможным.

Кроме того, стоит отметить категорию дел, связанных с восстановлением очередности для получения единовременной социальной выплаты, после увольнения из ОВД. В данном случае целесообразно рассмотреть пример из судебной практики Курганской области - Решение Варгашинского районного суда Курганской области N0 2-381/2017 2-381/2017~М-331/2017 М-331/2017 от 19 сентября 2017 г. [6] Истцом в указанном деле выступал пенсионер ОГИБДД МО МВД России «Варгашинский». В ходе рассмотрения дела было установлено, что истец в 2006 г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ему была выдана соответствующая справка. Однако в книгах учета, предоставленных ответчиком, истец не числился, учетное дело на сотрудника не заводилось. В результате чего, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска в связи с его необоснованностью.

Принимая во внимание, определенно неэффективный инструмент реализации права сотрудников ОВД на жилищное обеспечение, стоит рассмотреть вопрос об утверждении нового механизма жилищного обеспечения сотрудников полиции. Уместно обратиться к опыту обеспечения жильем военнослужащих, и успешно функционирующей НИС - накопительно-ипотечной системы, стоит рассмотреть вопрос о принятии аналогичного механизма для сотрудников ОВД. Накопительно-ипотечная система предполагает включение участника в реестр НИС, и зачисление на его счет установленных взносов.

Видится целесообразным принятие комплексных мер по решению возникшей проблемы. Предлагается разработать аналогичный накопительно-ипотечный механизм обеспечения сотрудников ОВД жильем, и принять Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел». Для военнослужащих такая система действует с 2005 года, однако, путем долгого совершенствования, на сегодняшний день НИС представляет собой слаженный механизм жилищного обеспечения. Аналогичное решение вопроса жилищного обеспечения сотрудника ОВД является перспективным направлением, так как именно жилищный вопрос является наиболее острым для сотрудников, особенно, с детьми. Что также являлось бы дополнительной мотивацией и стимулом к службе.

Однако во избежание проблем как с правовой, так и финансовой точки зрения. Видится перспективным объединение двух механизмов. Можно сформулировать два пути возможного решения проблемы.

Первый заключается предоставлении права сотруднику стать участником накопительной-ипотечной системы, либо сохранить право на получение единой социальной выплаты. При этом, необходимо урегулировать вопросы реализации указанного права. Представляется необходимым исключить принцип централизации, в данном случае, и сформировать региональное подразделение, которое занималась бы вопросами предоставления сотрудникам ЕСВ.

Второй путь решения рассматриваемой проблемы заключается в установлении временных промежутков участия в накопительной-ипотечной системе. Таким образом, представляется, что сотрудники, находящиеся на службе с 2016 года, включаются в реестр участников системы, в то время как, сотрудники, имеющие большую выслугу, сохраняют право выбора на участие в системе, либо на получение ЕСВ. При этом, безусловно, вопросы реализации права на получение ЕСВ должны быть урегулированы.

Данный механизм уже показал свою эффективность, так, решение жилищного вопроса в структуре МВД оказало бы положительный эффект, как с точки зрения бюджета, так и с точки зрения стимулирования сотрудников, повышения производительности труда. Так как решение жилищного вопроса может стать мотивацией для сотрудников и кандидатов.

При изучении правового положения сотрудника ОВД, а именно его прав и гарантий, обращает на себя внимание норма, регламентирующая право на получение денежного довольствия сотрудником.

Обеспечение денежным довольствием гарантированно государством, и отражено сразу в нескольких нормативных актах. Согласно Федеральному закону от 19.07.2011 № 247-ФЗ «денежное довольствие является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей» [2]. Право на получение денежного довольствия является базовым для сотрудника ОВД. Стимулирование должно происходить путем премий и других материальных поощрений.

В первую очередь, стоит отметить, что даже при неудовлетворительном уровне выполнения служебных обязанностей, сотрудник не может быть лишен денежного довольствия. Соответственно, для его получения образцовое выполнение служебных обязанностей, на практике, необязательно.

Предлагается внести изменения в п.4 ст. 11 ФЗ [2] в следующей редакции: «на денежное довольствие, являющееся гарантией базового материального обеспечения». Добавить в ст. 11 п.4.1. в следующей редакции:

«премии и другие формы материального поощрения являются средством стимулирования выполнения им служебных обязанностей».

Стоит обратить внимание на вопрос компенсации за сверхурочную работу сотрудников ОВД. Сотруднику, который был привлечен к выполнению служебных обязанностей сверхурочно, а также в ночное время, должна предоставляться компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверхурочно, а также в ночное время [1].

Компенсация в виде дополнительного дня отдыха должна предоставляться всем сотрудникам, которые привлекаются к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день.

Как можно заметить, сегодня уже встречается опыт отмены компенсации за сверхурочную работу в некоторых структурах, например, Федеральной службы охраны, Федеральной службы безопасности переработки фактически узаконены. Представляется недопустимым подобный опыт для сотрудников ОВД в связи с тем, что они непосредственно контактируют с обществом, наиболее публично обеспечивает общественную безопасность. В данном случае, недопустимо увеличение стресс-факторов, морального и физического изнеможения, которые могут возникнуть в результате длительной сверхурочной работы без какой-либо компенсации.

Несмотря на достаточно точный алгоритм, установленный законодателем, на практике данные нормы зачастую нарушаются, о чем свидетельствуют многочисленные случаи из судебной практики. Однако важным моментом является то, каким образом сотрудник хотел реализовать данную меру социальной гарантии [4, C. 149].

Нельзя исключать те случаи, когда сотрудник, имеющий право на предоставление компенсации за сверхурочную работу, не соблюдает порядок получения такой компенсации. решением такой правоприменительной проблемы может стать организация учебных мероприятий, с целью разъяснения сотрудникам их прав, мер социальной и правовой защиты, на которые они могут претендовать. Кроме того, важно всегда поддерживать уровень знаний сотрудников путем организации и направления сотрудников на обучения, курсы, повышения квалификации.

Можно полагать, что решением указанной проблемы может стать организация учебных мероприятий с целью разъяснения сотрудникам их прав, мер социальной и правовой защиты, на которые они могут претендовать. Кроме того, важно всегда поддерживать уровень знаний сотрудников путем организации и направления сотрудников на обучения, курсы, повышения квалификации.

Принимая во внимание вышеизложенные рекомендации, а также решая основные проблемы социального обеспечения государственной службы в ОВД, в будущем, возможно создать наиболее эффективную систему обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поддержания и повышения компетенции сотрудников, а также его правового статуса в целом.

Список используемой литературы

1. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Российская газета. № 157. 21.07.2011.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 // Российская газета. №275. 07.12.2011.

3. Министр МВД РФ В.А. Колокольцев заявил. - Текст: электронный. - URL: https://t.me/operobzor/19896 (дата обращения: 15.05.2023)

4. Приоритетные направления правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России на период с 2022 по 2026 год // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/helpЛegal_шfo (дата обращения: 15.05.2023

5. Бялт В.С., Демидов А.В. Институт государственной службы в органах внутренних дел российской федерации. Актуальные проблемы и пути решения // Закон и право. 2021. №6. С. 140-152.

6. Решение Варгашинского районного суда Курганской области № 2-381/2017 2-381/2017~М-331/2017 М-331/2017 от 19 сентября 2017 г. // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. - URL: https://sudact.ru/regular (дата обращения: 15.05.2023)

7. Информация по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по итогам работы за IV квартал 2022 года. Текст: электронный. - URL: https://мвд.рф/есв (15.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.